Доклад на тему культура европы в 19 веке

Обновлено: 17.05.2024

Множественность художественных направлений в XIX веке была следствием процесса модернизации. Художественная жизнь общества теперь определялась не только церковным диктатом и модой придворных кругов. Изменение социальной структуры повлекло за собой изменение восприятия искусства в обществе: возникают новые социальные слои состоятельных и образованных людей, способных самостоятельно оценивать произведения искусства, ориентируясь только на требование вкуса. Именно к XIX веку начинает формироваться массовая культура; газеты и журналы из номера в номер печатавшие длинные романы с занимательным сюжетом, стали прообразом телевизионных сериалов в искусстве XX века.

В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий. Символом Парижа стала знаменитая Эйфелева башня, построенная в 1889 г. к открытию Всемирной выставки. Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала – металла. Однако оригинальное художественное решение было признано не сразу, башню призывали снести, называли чудовищной.

Франциско Гойя “Капричос”

В 1860-х гг., года молодые художники-жанристы Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега попытались вдохнуть во французскую живопись свежесть и непосредственность наблюдения жизни, изображение мгновенных ситуаций, зыбкость и неуравновешенность форм и композиций, необычные ракурсы и точки зрения. Работа на открытом воздухе помогала создавать на полотнах ощущение сверкающего снега, богатства природных красок, растворения объектов в среде, вибрации света и воздуха. Особое внимание художниками- импрессионистами уделялось взаимоотношениям предмета с окружением, исследованиям изменения цвета и тона объекта в изменяющейся среде. В отличие от романтиков и реалистов, они уже не были склонны изображать историческое прошлое. Сферой их интересов была современность. Жизнь маленьких парижских кафе, шумные улицы, живописные берега Сены, железнодорожные вокзалы, мосты, неприметная красота сельских пейзажей. Художники больше не желают затрагивать острые социальные проблемы.

Эдуард Мане “Бар в Фоли-Бержер”

Эдурд Мане “Музыка в Тюильри”

Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и преходящего — каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к модерну.

Винсент Ван Гог (1853-1890) создавал максимально яркие художественные образы путем синтеза (соединения) рисунка и цвета. Техника Ван Гога – это точки, запятые, вертикальные черточки, сплошные пятна. Его дороги, грядки и борозды действительно убегают вдаль, а кусты горят на земле, как костры. Он изображал не один схваченный миг, а непрерывность мигов. Он изображал не данный эффект согнутого ветром дерева, а самый рост дерева из земли.. Все случайное Ван Гог умел претворить в космическое. Душа Ван Гога требовала ярких красок, он постоянно жаловался брату на недостаточную силу даже его любимого ярко-желтого цвета.

Поль Гоген “Когда же замуж” “Женщина держащая плод”

Важнейшим достижением культуры XIX в. является появление искусства фотографии и дизайна. Первый в мире фотоаппарат был сделан в 1839 году Луи Жак Манде Дагером.

Ранние попытки Дагера сделать работоспособную камеру были неудачными. В 1827 году он встретился с Жозефом Ньепсом, который тоже пытался (и к тому времени добился немного большего успеха) изобрести фотокамеру. Через два года они стали партнерами. В 1833 году Ньепс умер, но Дагер упорно продолжал трудиться. К 1837 году он наконец смог разработать практическую систему фотографии, названную дагеротипией. Изображение (дагеротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3-4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Дагеротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.

В 1839 году Дагер опубликовал свое изобретение, но не оформил патент. В ответ французское правительство назначило ему и сыну Ньепса пожизненные пенсии. Объявление об изобретении Дагера вызвало большую сенсацию. Дагер стал героем дня, на него обрушилась слава, а метод дагеротипии быстро нашел широкое применение.

Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества.

Луи Дагер, Нисефор Ньепс и камера-обскура Ньепса

Джозеф Нисефор Ньепс. Первая в мире фотография, сделанная на сплаве олова со свинцом, 1826 год.

В 1870-ых годах два изобретателя Илайша Грей и Александр Грехем Белл независимо друг от друга разработали устройства, которые могли передавать речь посредством электричества, которые в последствии назвали телефоном. Они оба направили соответствующие патенты в патентные бюро, разница в подаче заявок была всего лишь в несколько часов. Однако, Александр Грехем Белл) получил патент первым.

Александр Белл говорит в первую модель телефона

Первый телефон, созданный Александром Грехемом Беллом представлял собой устройство, через которое звуки речи человека передавались при помощи электричества (1875 год). 2 июня 1875 года, Александр Грехем Белл, экспериментируя со своей техникой, которую он назвал “гармонический телеграф” обнаружил, что он может услышать звук по проводу. Это был звук часов.

Самый большой успех Белла был, достигнут 10 марта 1876 года. Разговаривая с помощью трубки со своим помощником, Томасом Уотсоном, который находился в соседней комнате, Белл произнес слова, которые сегодня известны всем “Mr. Watson — come here — I want to see you” (Мистер Уотсон – идите сюда – я хочу видеть Вас). В это время не только родился телефон, но и умер многократный телеграф. Потенциал коммуникаций, заключенный в демонстрации того, что можно было поговорить благодаря электричеству, сильно отличался оттого, что мог предложить телеграф с его системой передачи информации при помощи точек и тире.

Луи Жан Люмьер окончил промышленную школу, был фотографом и работал на фабрике фотоматериалов, принадлежавшей отцу. В 1895 Люмьер изобрёл киноаппарат для съёмки и проекции “движущихся фотографий”. В его работе по изобретению кинематографа принимал активное участие его брат Огюст Люмьер. Аппарат был запатентован и получил название кинематограф. Первые кинопрограммы Люмьера демонстрировали сценки, снятые на натуре: “Выход рабочих с фабрики Люмьера”, “Прибытие поезда”, “Завтрак ребёнка”, “Политый поливальщик” и другие. Интересно, то что слово lumiere по-французски означает “свет”. Может быть это случайность, а может судьба создателей кинематографа была решена заранее.

Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отношений. Это период появления произведений, ставших огромным достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны.
В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX веке буржуазные революции охватили многие страны Европы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнёта и несправедливости.

Прикрепленные файлы: 1 файл

культурология.docx

Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отношений. Это период появления произведений, ставших огромным достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны.

В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX веке буржуазные революции охватили многие страны Европы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнёта и несправедливости.

Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция, которая завершилась именно в XIX веке. Её непосредственный результат – беспрецедентный рост производительности общественного труда. Развитие производства стимулировало быстрое развитие науки. Р. Майер, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц открыли законы сохранения и превращения энергии, обеспечив единую основу для всех разделов физики и химии. А. Эйнштейн создал теорию относительности, М. Планк – квантовую теорию, что привело к прорыву в области микромира и больших скоростей. Сделано множество других величайших открытий в различных областях науки. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино совершило переворот в науке и технике. Началось формирование индустриального общества. Промышленное производство сыграло великую цивилизирующую роль.

В XIX веке достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта и И. Фихте. Исходя из их положений была создана романтическая теория, заложены основы объективно –идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф.В. Шеллингом. Объективно – идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г. Гегеля, который придал ей завершённость в форме основных законов диалектики. В противовес позициям Гегеля тогда же возникла идеалистическая концепция, сторонниками которой были Ф. Р. де Шатобриан и А. Шопенгауэр.

Влиятельным в XIX веке было философское движение О. Конта, который был основоположником позитивизма – учения, согласно которому подлинным знанием может быть только эмпирическое знание, основанное на опыте и точном его описании.

В XIX веке под влиянием атеистических тенденций в обществе серьёзный кризис переживает церковь. В Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования. Эти процессы подрывают влияние религии на общество.

Таким образом, великие сдвиги, имевшие место в начале XIX века в развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства Западной Европы. Общей чертой мировой культуры этого времени был неуклонный рост международного культурного обмена. Этому способствовало стремительное развитие мировых экономических контактов, совершенствование средств транспорта, связи и взаимной информации.

Рассмотрим сущность и содержание различных направлений в развитии европейской культуры XIX века.

1.ОСОБЕННОСТИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА.

Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов - буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.

Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.

Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда - появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д. Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве. В развитии философии XIX в. можно выделить три определяющих направления: классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма.

Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Будучи идеологией исторически прогрессивной для своего времени немецкой буржуазии, она отражала как своеобразные условия развития капитализма в Германии конца XVIII - начала XIX вв., так и крупнейшие социально-экономические изменения, происходившие в более развитых странах Европы.

Но самым существенным сдвигом в духовной культуре XIX в. и жизни общества было формирование романтизма, претендующего на целостное мировоззрение и стиль мышления наряду с другими - классицизмом и реализмом.

Романтизм - явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание не реализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой - презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй - признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни - науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый - в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

Второй - в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально- личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769- 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

Расцвет романтизма приходится на период 1795- 1830 гг. - период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская - в естественно-научной, технической и практической.

Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Значение реализма в культуре трудно переоценить.

Критический реализм. Во второй половине XIX в. становится господствующим художественным мышлением и методом. Критический реализм вовсе не означает негативное отношение к действительности. Это форма оппозиции к существующей (господствующей) идеологии. Ведущая роль в критическом реализме принадлежит литературе. Реалистическое отражение действительности определяется не теми или иными приемами, а общим отношением к действительности, т. е. художественной правдой, которая включает в себя две стороны: правдивое отражение существующих сторон жизни и истинность, соответствие эстетическому идеалу. В первой половине XIX в. реализм функционировал в тесной связи с романтизмом.

Революционные события в Европе конца XVIII – середины XIX в. оказали серьёзное влияние на развитие культуры. Никогда раньше жизнь общества не отображалась с такой глубокой реалистичностью и с такой полнотой, как в художественной литературе XIX в.


Джордж Гордон Байрон. Рисунок. XIX в.

В романах Ч. Диккенса (1812–1870) и У. Теккерея (1811–1863) показаны психологические портреты представителей различных слоев английского общества, описан драматизм человеческих отношений на фоне острых социальных и политических противоречий.


Оноре де Бальзак. Рисунок. XIX в.


Гюстав Флобер. Фотография. XIX в.

Художественная литература описывала не только судьбы современников, но и события прошлого; развивался жанр исторического романа. Наиболее известным его представителем стал шотландский писатель В. Скотт (1771–1832), в произведениях которого живут как вымышленные, так и реально существовавшие персонажи.

Художественная культура первой половины XIX в.

В начале XIX в. поздний классицизм – ампир (от фр. – империя) стал ведущим направлением в искусстве наполеоновской Франции и других стран. Этот жёсткий и холодный стиль ориентировался на наследие императорского Рима, подражая ему в воплощении величественной мощи и воинской силы. В этом стиле возведены Триумфальная арка в Париже и Капитолий (Конгресс США) в Вашингтоне, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

К середине XIX в. классицизм превратился в так называемый академизм, господствовавший в академиях художеств европейских стран. Для него характерны обращение к античным или героическим сюжетам, условные идеализированные образы, отвлечённые нормы красоты, оторванность от реальных жизненных проблем.

Театральное искусство и музыка

Значительную роль в культурной жизни европейских стран играл театр. На сцене ставились пьесы классиков драматургии – У. Шекспира, П. Корнеля (1606–1684), Ж. Расина (1639–1699), Ж. Б. Мольера (1622–1673), П. О. Бомарше (1732–1799), И. Ф. Шиллера. Наряду с ними театральный репертуар всё время пополнялся произведениями, написанными в XIX в. в основном в романтическом стиле. К числу известных драматургов первой половины столетия принадлежали В. Гюго (1802–1885) и А. Дюма-отец (1802–1870).


Фридрих Шиллер. Гравюра. XVIII в.


Литература второй половины XIX в.

Пытались писатели заглянуть и в будущее. Одним из основателей жанра научно-фантастической литературы стал Ж. Верн (1828–1905). Вдохновлённый научно-техническим прогрессом, французский писатель, используя приключенческие сюжеты, создавал образы героев-первопроходцев, осваивавших морские глубины, воздушный океан и даже космос.

Национальные литературы и мировой литературный процесс

Ни один век не дал столько классиков мировой литературы, как XIX. Назовём только некоторых из этой блестящей плеяды: Байрон и Диккенс, Теккерей и Р. Киплинг (1865–1936), Бальзак и Гюго, Э. Золя и Г. Мопассан (1850–1893), Гёте и Гейне (1797–1856), Шиллер и Э. А. Гофман (1776–1822), А. С. Пушкин и Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Все они стали яркими выразителями национального духа и одновременно воплощали в своём творчестве общечеловеческие духовные искания.


Эмиль Золя. Фотография. XIХ в.

В XIX в. произошло становление литературы США. Наиболее известными её представителями явились писатель М. Твен (1835–1910) и поэт У. Уитмен (1819–1892), до настоящего времени самый чтимый поэт США, называвший себя пророком демократии и воспевавший индустриальную цивилизацию. Героев приключенческих повестей Твена Тома Сойера и Гекльберри Финна знают дети всех стран.

К концу XIX в. под влиянием западноевропейской литературы ряд писателей Турции, Индии, Японии и других стран Востока отходят от средневековых канонов и начинают закладывать основы современных национальных литератур.

Художественная культура второй половины XIX в.

Ко второй половине XIX в. относится утверждение в искусстве течений импрессионизма (от фр. – впечатление) и символизма. Главной в импрессионизме была передача – воплощение в искусстве – непосредственного впечатления от природы, предметов, событий, людей в их изменчивости и мимолётности.

В отличие от импрессионизма, рождение которого связано с живописью, символизм первоначально сложился в художественной литературе. В центре символического миросозерцания – постижение и выражение сущности вещей, явлений, событий через условные образы-знаки.

Не всех художников можно причислить к одному-единственному художественному направлению. В разные периоды они создавали произведения, относящиеся то к тому, то к другому течению. Всегда были писатели и художники, творчество которых не укладывалось в рамки одного художественного стиля.


Интерьер музея Орсе. Современный вид. Париж, Франция

Неподражаемой серебристо-серой цветовой гаммой и воздушной дымкой отличаются пейзажи кисти К. Коро (1796–1875). Натурализм оказал влияние на творчество художников Э. Мане (1832–1883), Э. Дега (1834–1917), А. де Тулуз-Лотрека (1864–1901) и др.

Импрессионизм как стиль первоначально сложился в среде французских художников Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуара (1841–1919). Художники-импрессионисты, среди которых выделялись А. Сислей (1839–1899), К. Моне (1840–1926), К. Писсарро (1830–1903), обновили технику живописи. Они передавали в своих картинах ощущение солнечного света, красочности природы, вибрации света и воздуха путём разложения цвета на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, точками.

В картинах Э. Мане воспроизведена галерея парижского люда и сцен парижской жизни. Его выдержанная в светлых тонах пленэрная живопись оказала большое влияние на совершенствование живописной техники. В бытовом жанре работал и Э. Дега, тонкий мастер психологического портрета. Выдающимися представителями постимпрессионизма являлись французские художники П. Сезанн (1839–1906) и П. Гоген (1848–1903), голландский художник В. ван Гог (1853–1890), писавший в экспрессивной манере. Наибольшей известностью пользуются картины П. Гогена, написанные на острове Таити, где он провёл последние годы своей жизни, и картины В. ван Гога, написанные в период его жизни в городе Арль на юге Франции.

Для литературы и художественной культуры XIX в. характерно разнообразие творческих направлений, часто сменявших друг друга. Эта смена отражала процессы динамичных изменений в обществе.

Вопросы и задания

1. Какую роль в жизни людей XIX в. играла художественная литература?

3. Назовите отличия искусства итальянского Возрождения и искусства Франции XIX в.

4. Используя дополнительную литературу, заполните таблицу.

Особенности основных художественных стилей европейской культуры XIV–XIX вв.


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 25. Европейская культура XIX в

§ 25. Европейская культура XIX в Литература первой половины XIX в. Революционные события в Европе конца XVIII – середины XIX в. оказали серьёзное влияние на развитие культуры. Никогда раньше жизнь общества не отображалась с такой глубокой реалистичностью и с такой полнотой,

Европейская география

Европейская география В течение многих веков единственным центром христианского мира, в котором не прекращалось развитие порожденных цивилизацией наук, был Константинополь, вообще Византийская империя. Мусульманские страны, отделившись от нее в VII веке, продолжали

Европейская физика XIV и XV веков

Европейская физика XIV и XV веков Историки науки отмечают, что ни одно столетие в научном отношении не представляло столь жалкого и прискорбного зрелища, как XIV век в Западной Европе. В XIII веке, в связи с приходом нового знания из Византии, можно было надеяться на близкое

Европейская физика XVI века

Европейская физика XVI века Свойства переходной эпохи проявляются в XVI веке таким множеством противоположностей, что общая характеристика ее весьма затруднительна. Со всех сторон пробиваются к свету новые теории, везде ставятся новые цели, везде старое упорно восстает

§ 14. Европейская интеграция

§ 14. Европейская интеграция Еще в XIV в. доминиканский монах Пьер Дюбуа предлагал создать европейскую конфедерацию, управляемую единым Советом, в качестве наилучшей формы существования христианского мира. На протяжении XVI–XIX bb. высказывались идеи о создании единой

Европейская культура Нового времени

Европейская культура XX века

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

Ямная культура и культура шнуровой керамики

Ямная культура и культура шнуровой керамики К крупным историческим событиям конца IV — начала III тысячелетий относится возникновение огромной Ямной культурно-исторической общности, простиравшейся от южного Приуралья до Прутско-Днестровского междуречья. На севере ее

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ

Европейская опричнина

Европейская соборность

Европейская соборность У многих историков и социологов по отношению к соборности, христианской этике и консервативному социализму всё ещё имеет место досадный стереотип. Всё это предлагается считать сугубо исторической архаикой, глубоко почвенным русским явлением,

Гост

ГОСТ

$XIX$ век стал периодом интенсивных изменений жизни обитателей Европы. Усиление процессов урбанизации и индустриализации сопровождалось ломкой прежних устоев и традиций; изменение всех аспектов жизнедеятельности было настолько глубоким, что сам исторический период воспринимался как время появления нового социального устройства, нового способа существования.

Экономическая культура XIX века

В результате усиление процессов урбанизации и социализации социальная структура европейских стран изменилась, общество разделилось на два класса:

  • буржуазию, владевшую средствами производства;
  • пролетариев, продающих свою рабочую силу.

Социальное и экономическое положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: низкий уровень жизни, длительный рабочий день (до 16 часов в сутки), широкое использование дешевого детского и женского труда, колоссальная безработица.

В сложившихся условиях закономерными стали многочисленные политические и экономические выступления рабочих, требовавших социального реформирования. Следствием обострения социальных конфликтов стало возникновение коммунистического и социального движений, появление профсоюзных организаций.

В результате политической борьбы, проведения политических реформ к концу XIX века удалось снизить неблагоприятные последствия индустриализации, в большинстве европейских стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.

Научно-технический прогресс как культурный феномен XIX столетия

В $XIX$ веке были сделаны многочисленные научно-технические открытия, которые изменили образ жизни людей. В это время появились пароходы, автомобили, начинается эра воздухоплавания, были открыты электрическое и газовое освещение, телефон, телеграф, граммофон, фонограф, кинематограф и фотография.

Наука перешла от простого накопления теоретических и эмпирических данных к этапу выявления закономерностей, механизмов. В физике, химии, биологии совершаются великие открытия. Из формы рационального познания мира наука становится социальным институтом, производительной силой, роль которой в обществе постоянно усиливается.

Готовые работы на аналогичную тему

Научные и технические изобретения преображали старые промышленные отрасли и создавали новые, немноголюдные городки на протяжении жизни одного поколения превращались в города с миллионным населением.

Менялся и образ самого человека, идеальным героями эпохи индустриализации становятся талантливые, предприимчивые фабриканты, умелые рабочие.

В общественной жизни интенсивно осуществляются процессы секуляризации.

Секуляризация – процесс освобождения общества от религии и власти.

Роль религии все чаще отводится науке, научному мировоззрению, несопоставимому с иррациональностью религиозного мировосприятия. Отделение церкви от государства способствует росту образования.

Искусство XIX века

Художественная жизнь общества претерпевала радикальные изменения. Противоречия европейского развития наиболее ярко отразились в искусстве, привели к появлению многообразных художественных направлений.

Под влиянием многочисленных онтологических изменений Европа превращалась в нетрадиционный тип общества, в котором все больше распространялось новаторство, где художественные стили не сменяли друг друга, но существовали параллельно, органично дополняя друг друга.

Интенсивно развивается эстетика. Свои взгляды на сущность искусства в это время были сформулированы в работах Канта, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Шопенгауэра, Ницше и др., во многом предопределив и обусловив дальнейшее развитие искусства.

Таким образом, культурная жизнь европейских стран XIX столетия ознаменовалась рядом глубоких онтологических изменений, которые привели к формированию качественно нового в историческом плане типа общества, обусловили интенсификацию научно-технического прогресса, появление многообразных художественных направлений.

Читайте также: