Понятие технологии личной работы доклад

Обновлено: 17.06.2024

1. Роль, место и значение техники личного труда. Организация рабочего места. Техника организации времени. Техника общения.

2. Аннотация. Рецензия. Структура, требования к написанию..

3. Составление плана. Виды планов: простые и сложные. Требования к составлению планов.

4. Составление конспектов: вопросно-ответный, тезисный, цитатный, скоростной, тематический, обзорного тематический.

5. Тезис. Простые и сложные тезисы. Работа по составлению тезисов.

Практические задания:

Получите у преподавателя раздаточный материал (газетную вырезку, брошюру, статью и т.д.). Ознакомьтесь с примерными планами составления аннота­ции и рецензии Изучите его и составьте: аннотацию; рецензию.

План аннотации

1. Выходные данные рецензируемого источника (статьи, брошюры, книги, литературного отрывка и т.д.).

2. Оценка глубины и актуальности темы.

3. Аудитория, для которой вы рекомендовали бы рецензируемый источник.

План рецензии

1. Выходные данные рецензируемого источника (статьи, брошюры, книги, литературного отрывка и т.д.).

2. Оценка глубины и актуальности темы.

3. Сжатое изложение позиции автора.

4. Ваше отношение к существу затронутой проблемы и оценка пози­ции автора.

5. Анализ индивидуальных особенностей стиля автора (доступность, образность, эмоциональность, научность и т.д.).

6. Аудитория, для которой вы рекомендовали бы рецензируемый ис­точник.

Задание

1. Прочитайте аннотацию следующей книги.

Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие / под ред. Ю.М. Забродина. – М., 1994. – 344 с.

В пособии приведены история, теория и методика профессионального педагогического самообразования, которое в понимании автора выступает как органическая составляющая педагогической деятельности. Микропрактикумы, содержащие тексты и различные практические задания и рекомендации, помогут изучающим настоящее пособие в самопознании личностных особенностей и профессиональной склонности к работе учителя, в определении уровня сформированности самообразовательной и педагогической деятельности.

Для преподавателей вузов, педколледжей и педучилищ, студентов, слушателей системы повышения квалификации, учителей школ и учащихся педагогических классов.

2. Ответьте на вопросы:

Получили ли вы общее представление о книге?

Содержится ли в аннотации основная идея книги?

Может ли эта книга быть вам полезна? Чем?

При написании курсовых и дипломных работ могут быть полезны справочные аннотации, поскольку они представляют информацию о новейших достижениях в различных областях науки и помогают экономить время на поиск и сбор научной информации.

Знание же правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.

Чтобы составить устную аннотацию, нужно ответить на следующие вопросы.

Как называется работа (статья, монография)?

Где и когда напечатана?

Какие вопросы рассматриваются в данной работе?

Кому она адресована?

В письменных аннотациях первые два вопроса заменяет библиографическое описание.

Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые фрагменты оригинала. Основное содержание первоисточника передаётся лаконично и ёмко. Особенностью аннотации является использование в ней стандартизированных оборотов речи (речевых клише).

Задание

Прочитайте статью (на ваш выбор) из любого педагогического журнала или педагогической газеты и самостоятельно составьте аннотацию. В случае затруднения можно обратиться к речевым стандартам, приведённым ниже.

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете)…

Монография вышла в свет в издательстве…

Статья посвящена вопросу (тем, проблеме)…

Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание – указать чего?)…

Автор ставит (освещает) следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов)…

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается – что?)…; говорится (о чём?)…; даётся оценка (анализ, обобщение – чего?)…; представлена точка зрения (на что?)…; поставлен вопрос (о чём?)…

Статья адресована…; предназначена (кому?)…; может быть использована (кем?)…; представляет интерес (для кого?)…

Выберите статью из периодической педагогической печати. Составьте назывной план. Используя план как основу, составьте тезисы. Представьте работу в следующей форме:

3. Архангельский С.Н. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе.- М.,1976.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на Дону: Феникс, 1999.

5. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.

6. Димитров, А.В. Учебный труд студентов и его организация [Текст]: учебное пособие / Александр Владимирович; А. В. Димитров; Моск. гос. открытый пед. ун-т. Филиал в г.Уфе. - Уфа: Полиграфкомбинат, 2000. - 111 с. - 35.00.

7. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования ‑ М. 2001

8. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989.

9. Попов Г.Х. Техника личной работы.- М.,1982.

10. Проблема самообразования педагога Беткер Л.М. Вестник Югорского государственного университета. 2010. № 3. С. 43-46.

Аннотация. В данной статье рассматриваются управленческие решения – интеллектуальный продукт, который появляется в результате работы менеджера. От того, каким будет конкретное решение, зависит дальнейшая деятельность работников организации, а также то, будут ли достигнуты поставленные задачи и цели.

Техника личной работы менеджера

и ее связь с принятием управленческих решений

Аннотация.В данной статье рассматривается управленческие решения –интеллектуальный продукт, которые появляются в результате работы менеджера. От того, каким будет конкретное решение, зависит дальнейшая деятельность работников организации, а также будет ли достигнуты поставленные задачи и цели. Ключевые слова:руководитель, работа, управленческое решение, типы, выбор, формальные и неформальные приемы.

Актуальностью выбранной темы состоит в том, что в наше время стабильное и прогрессивное функционирование организации, а также решение многих проблем, преследующих фирму на всемжизненномцикле, зависит от техники личной работы менеджера, от принятых решений, в результате интеллектуальной деятельности, и путей достижения задач и целей, поставленных перед руководством и сотрудниками. В связи с этим, руководителипринимаются решения с учетом многочисленных рисков. Менеджерхорошоборется с этими рисками, если он хорошо сортирует информацию, отбирает главное и устраняет ненужное, работает на опережение.

Техника личной работы менеджера характеризуется управленческим решением, это тот выбор,который делаетруководитель, альтернативный выбор. Он появляется в результате сложной трудовой деятельности, которая требует высоких умственных и физических сил, высокого нервного напряжения. Техника личной работы менеджерапреследует следующие цели: 

развитиепамяти, внимания и речи;

развитие творческого воображенияи логического мышления;

формирование социальной коммуникабельности;

формирование практических навыков;

развитие навыков по формированию рабочего места управляющего;

владение навыков по проведению совещаний, телефонных бесед, переговоров.

В задачи техники личной работы менеджера входит:

повышение навыков уруководителя;

умение взаимодействовать с коллегами и подчиненными;

умение осуществлять контроль над деятельностью организации;

достичь определенныхцелейс помощью использованиязнанийи умений;

Техника личной работы менеджера включает в себя компоненты, которые представлены на рисунке1.

Рис.1. Компоненты техники личной работы менеджераПод приемами личного труда следует понимать действия менеджера, которые позволяют в процессе работы справляться с поставленными задачами и осуществлять достижение целей. Приемы личной работы менеджера разделяют на формальные и неформальные. Если говорить оформальных приемах, то это планирование личной работы и организацияместа работы.Планирование работы менеджера можно поделить на оперативное и перспективное.

Для перспективного планирования из перспективного плана работы организации выбирают мероприятия, события, в которых руководитель необходимо принять личное участие в планировании, организации и контроле выполнения. Конечно же, все работы предписаны какому либо руководителю подразделения. В ходе работы руководству, открываться перспективы, которые возможно попадут в план.

Для оперативного планирования работы выбирают под влиянием текущих событий. Для таких планов подойдут ежедневники.

Организация места работы менеджера включает оформление и оборудование рабочего кабинета. Они принимаются с учетом советов консультантов для удобногофункционирования руководителя часть служебного этикета. Набор офисного оборудования (телефоны, принтеры, факсы, компьютер и т.д.) устанавливается в связи со степени интенсивности потока информации. Особого значение уделяют рабочему столу менеджера. На нем должно находить все необходимое и ничего не отвлекать от процесса работы.

К формальным приемам относят взаимодействие руководителя с секретарем, ведение деловых разговоров по телефону, подготовка к деловым совещаниям и приемам и т.д.К неформальным приемам, которые характеризуют деловой стиль менеджера перечислены на рисунке 2.

переносит решения на завтра;

выполняет дела только наполовину;

пытается сделать все дела сразу;

пытается все сделать самостоятельно;•планирование личной работы;•работа с документацией;•обработка информации;•контоль исполнения;•приемы ведения деловых переговоров;•анализ использования рабочего времени.Техника личной работы менеджера

уверен, что все знает лучше всех(стоит обращаться к специалистам);

неумеет разделять функции;

сваливает на других свою вину.

Рис. 2. Неформальные приемыВыделяют психологические типы руководителей, зависящиеот способов применения решений управления:

рассудочный –выбор варианта после проработки всех этапов и глубокого анализа, согласование и детализация решений;

прогматический –главные решениями являются принятые на основе интуиции и здравого смысла, происходит отбрасывание всего не нужного;

комплексный преимущественно нечеткий направление в принятии решений;

посреднический –преимущественно мягкие решения, учитывающие разные последствия;

Эвристический–управленческие решения могут быть сформулированы по –новому.Чаще всего встречаются смешанный тип.

Управленческое решение–это выражение процесса управления, выбор, который делает менеджер. Целью являютсядвижения к поставленныморганизацией целям и задачам. Наиболее эффективным будетто решение, реализация которого необходимо наибольший вклад для конечной цели. Управленческим называется такое решение, которое направлено на стратегическое планирование, формирование системы управления, организацию управления, мотивирование, управление коммуникациями и деятельностью, активизация опыта и знаний.Процесс принятия правленческие решения могут быть быстрыми и простыми в том случае, если ситуационные факторы ясны и проблема несложна. Используется интуиция, когда менеджер держит проблему в голове; решения могут меняться в процессе развития проблемы; бывает такое, что рассматривают сразу несколько вариантов; может нарушаться последовательность этапов принятых решений; на опыте руководителя основывается качество решения. Неформальные приемы•умение ориентироваться на главную цель деятельности организации;•умение выбирать самый простой и быстрый путь к достижению цели;•оперативность в принятии решений;•гибкость в распорядительной деятельности; •личная организованность и собранность;•самостоятельность мышления;•применение инноваций; •способность рисковать;•способность предвиденья новых проблем;•стремление к повышению квалификации.Принятие решения не может быть принято на основе интуиционного подхода и суждениях одного лишь руководителя, если проблема оказывается сложной, В этом случае требуется структуризации, она позволяет определить процедуры и этапы, направленные на решение проблемы, так же возможна диагностика, разработка альтернатив, оценка решений. Количество вариантов зависит от наличия ресурсов, времени и информации.

Рис.3. Предметы,облегчающие работу менеджера

Таким образом, техника личной работы менеджера помогает руководителю лучше управлять организацией. Правила организации индивидуальной работы менеджера и умение ими пользоваться помогают легче контролировать процесс работыи достигать поставленных целей. От знаний и опыта руководителя зависит удачное функционирование фирмы. Менеджер должен обладать навыками правильного общения с сотрудниками, подчиненными, уметь организовывать деловые встречи и проводить переговоры, также он должен обставитьрабочее место так, чтобы ничего постороннее не мешало его трудовой деятельности. Все это является необходимым для работы и психологического комфорта руководителя.

Техника личной работы менеджераКалендарьДает возможность делать необходимые записи, пометри о предстоящих переговорах, совещаниях, мероприятиях и т.п.ЕжедневникДает возмодность архивировать информацию по неделяю, месяцам и годам. Позволяет осуществлять контоль за выполнением записных мероприятий, Почасовая разбивка рабочего времени.Тайм менеджерПозволяет осуществлять целевое планирование личных результатов деятельности, так же позволяет четко контролировать время, проводить анализ по видам деятельности.Электронная записная книжка Имеет значительный объем функций, малые габориты и позволяют создать свою технологию анализа выполненной работы; целевое планирование, ключевые задачи и т.д.

Результатом работы руководителя является управленческое решение, это его главный интеллектуальный продукт. От того, каким оно будет, зависит вся деятельность подчиненных, а также будет ли достигнута поставленная цель. В информационном пространстве фирмы могут быть постоянные (узловые) и блуждающие проблемы. Узловые проблемы решаются на уровне формализованных или персонализированных управленческих отношений.

Управленческие решения принимаются с учетом многочисленных рисков. Руководитель успешно борется с рисками, если он хорошо упорядочивает информацию, отбирает главное, работает на опережение, генерирует идеи. В зависимости от способов применения управленческих решений выделяют следующие психологические типы руководителей:

  • Рассудочный – преобладает детализация решения, их согласование, проработка всех этапов и выбор варианта на основе глубокого анализа.
  • Прогматический – преобладает волевые решения на основе здравого смысла и интуиции, происходит быстрое точное отбрасывание всего лишнего.
  • Комплексный- преобладает колебательный настрой в принятии решений.
  • Посреднический– преобладают мягкие УП, учитывающие различные последствия.
  • Эвристический– решения могут быть сгенирированы по – новому.

На практике часто встречаются смешанные типы руководителей.

Управленческое решение (УР) – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. По своей сути управленческое решение – это всегда выбор альтернативы. Выбор, который должен сделать руководитель. Цель управленческого решения – обеспечение движения к поставленным целям и задачам. Поэтому наиболее эффективным решением будет выбор, реализация которого внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. УР должно отвечать определенным требованиям:

  • соответствие действующему законодательству и положениям уставных документов компании;
  • обоснованность;
  • четкость формулировок;
  • реальная осуществимость;
  • своевременность;
  • экономичность, определяемая по размерам затрат не его осуществление;
  • эффективность как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов;
  • согласованность с ранее принятыми решениями как по горизонтали, так и по вертикали управления.

Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социально-экономической системы и направлено на: организацию управления, стратегическое планирование, управление человеческими ресурсами (мотивирование, активизация знаний и опыта), формирование системы управления, управление внутренними и внешними коммуникациями, управление деятельностью. УР как явление представляет собой набор мероприятий, направленных на разрешение проблемы и достижение целей организации, а как процесс – последовательность определенных этапов и составляющих их управленческих процедур.

Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны, процесс принятия УР может быть достаточно простым и быстрым. В этом случае часто используется интуитивный подход, при котором руководитель держит всю проблему в голове; по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться; возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов; может не соблюдаться последовательность этапов принятия решения; качество решения основывается на опыте руководителя. Интуитивный подход не дает хороших результатов в случаях, когда опыт руководителя небольшой или новая проблемная ситуация слишком сложна и не соответствует предыдущей проблемной ситуации.

Если проблема сложна, то процесс разработки и принятия решения не должен основываться на интуиции и суждениях одного руководителя. Он должен быть рациональным. Процесс принятия такого решения требует структуризации, которая позволяет определить этапы и процедуры, направленные на ее решение: диагностика проблемы, разработка альтернатив, оценка альтернатив и принятие решения, выполнение решения и его оценка. Количество разрабатываемых вариантов решения зависит от многих факторов, среди которых наличие времени, ресурсов и информации.

Оптимальное УР является условием предупреждения конфликтов. Этапы подготовки и принятия решения:

1 – сбор информации и построение информационной модели актуального состояния объекта управления.

2 – дается ответ на вопрос, по каким причинам объект управления находится в таком состоянии. При этом, важно вскрыть систему причин, определить главные и второстепенные, оценить, на какие причины можно повлиять наиболее существенно.

3 – обоснование управленческого решения, прогноз развития объекта управления. Прогноз должен содержать три основных варианта будущих изменений в объекте управления : возможный наихудший вариант, возможный наилучший вариант развития событий, наиболее вероятный вариант развития событий.

4 – подготовка решения, необходимость выработать ясные критерии достижения целей.

5 – построение управленческой модели, принятие управленческого решения о том, как предполагается выполнить намеченное.

6 - решение как делать, глубина и объем преобразований объекта управления не должны превышать глубины и объема знаний о нем.

7 – претворение решения в жизнь.

8 – оценка результатов деятельности.

9 – принятие решения о продолжении или прекращении деятельности.

10 – обобщение полученного опыта.

Основные причины некомпетентных (конфликтных) решений:

  • низкое качество обоснования УР из-за неглубокой и неполной характеристике объекта управления;
  • выраженный технократический подход к управлению. Особенность этой причины в том, что руководители разных уровней все еще плохо понимают, что, не поставив в процессе подготовки управленческого решения в центр человека, трудно рассчитывать на достижение любых целей, поскольку любое дело делается не столько машинами, сколько людьми.
  • волюнтаризм, который проявляется в принятии решений о радикальных преобразованиях тех объектов, которые недостаточно изучены. Волевой компонент принятия решения доминирует над информационно-аналитическим, где характерно игнорирование других людей или социальных групп. Особенности этой причины: руководитель абсолютизирует правильность собственных подходов к решению проблемы, не учитывает мнения тех, кто работает вместе с ним; руководитель отстаивает свои личные интересы и интересы приближенной к нему группы в ущерб интересам других работников, это проявляется в явной несоразмерности качества труда и вознаграждения за труд у различных групп работников.

В процессе принятия УР важно включать: тех, кто готовил информацию, чьи интересы затрагиваются прямо или косвенно, кто может стать непосредственным исполнителем, особенно на нижних уровнях или в контактных точках.

Техника личной работы руководителя

Календарь. В календаре выделяется число, день недели, месяц и год. На каждый день в календаре отводиться одна страничка. Наличие свободного пространства дает возможность делать необходимые записи: переговоры, совещания, расходы, мероприятия и т.п.

Ежедневник и еженедельник. Это перекидной безотрывной календарь в виде блокнота разного формата (А4, А5, А6 т.п.) с прочной обложкой. Он дает возможность архивировать информацию по неделям, месяцам и годам. Позволяет осуществлять контроль за выполнением записанных мероприятий. Почасовая разбивка рабочего времени позволяет анализировать затраты на отдельные виды работы.

Тайм менеджер. Позволяет осуществлять целевое планирование личных результатов деятельности на основе классификатора функций. Позволяет четко контролировать время и избавиться от рутинной фиксации выполнения мероприятий, проводить анализ по видам деятельности.

Электронные записные книжки. Они имеют значительный объем функций, малые габариты и позволяют создать свою технологию анализа выполненной работы: целевое планирование, ключевые задачи, проблемно-ориентированные бланки и т.п.

В чистом виде идеи всегда выражаются в материальных знаках (высказываниях) естественного (слова, предложения, тексты) или искусственного (формулы, чертежи, схемы, графики и т. п.) языка.

Чтобы судить о результатах умственного труда, нужно проанализировать высказывания, оценить их глубину, точность, осознанность, оригинальность. Обычно это делают преподаватели, но проверить самого себя должен уметь и каждый студент.

Здесь возникает одна психологическая трудность: оформление высказываний внутренней речи характеризуется свернутостью, синтаксической незавершенностью. Такие высказывания, как правило, непонятны другим людям и не всегда отчетливо осознаются самим говорящим.

71 Проверять их точность, правильность, а также запомнить их содержание чрезвычайно трудно. Необходим "перевод" внутренней речи во внешнюю.

Внешняя речь носит развернутый и синтаксически завершенный характер. Она понятна как самому говорящему, так и другим людям. Ее содержание можно проанализировать, осмыслить, оценить и запомнить. Следовательно, именно внешняя речь - - основной способ оформления результатов умственного труда. Ясно, что если прочитанное кому-либо пересказать, то запоминание прочнее. Наиболее удобная и "надежная" форма результатов умственной деятельности - - письменная речь. Если высказывание записано на бумагу, то его можно многократно перечитать и тщательно отредактировать, его можно передать на ознакомление или проверку другим людям, его легко сохранить и при необходимости воспользоваться им даже через несколько лет.

Результаты нашей умственной деятельности нужны как для нас самих, так и для окружающих: нам необходимо усвоить, запомнить, осмыслить материал, другим людям - - ознакомиться с результатами нашей работы, оценить, проверить или использовать их на практике. Чтобы выполнить эти задачи одновременно, требуется продуманная организация записей результатов труда.

В процессе занятий рекомендуется вести подготовительные, черновые и итоговые записи.

К числу подготовительных относится оформление рабочих пометок, выписок и конспектов (конспекты, предназначенные для проверки, являются одновременно и итоговыми Рабочие записи ведутся по ходу чтения или слушания и содержат в себе обобщенное изложение материала.

Выписки представляют собой отдельные цкт^ ты, расположенные на листах тетради. Конспект — это по существу объединение и тех, и других в одно целое.

Подготовительные записи ведутся "с дальним прицелом", т. е. в них включают не только то, что необходимо на

72 сегодняшний но и то, что может потребоваться в

после окончания учебы. Это позволяет каждый раз начинать работу не на месте и не терять времени на обращение к уже прочитанным книгам.

записи нужны в процессе предварительного планирования и первоначального оформления доклада, реферата, курсовой работы. Итоговые развернутые записи оформляются на основе черновых.

Организация личной работы должна отвечать основной идее научной организации труда - - максимальный эффект при минимальной затрате времени. Это значит, что в лъ >- бом труде, в том числе и учебном, необходимо выработать такие методы, которые позволяли бы выполнить тот же объем работы, что и раньше, но за более короткий срок.

Посмотрите на себя критически: умеете ли вы использовать свое время? Вы обязательно обнаружите когда слишком вольно распоряжаетесь своим временем. Встречается определенный тип людей, которым на любую работу не хватает времени. Причина кроется не в нехватке времени, а в основном в их неорганизованности, неумении работать. Поэтому научиться рациональному использованию своего бюджета времени очень важно для исследователей. Потеря времени в основном происходит за счет того, что человек непроизвольно отвлекается от работы. Особенно много времени тратится на посторонние разговоры во время самоподготовки.

самым тщательным образом изучили особенности внимания. При этом установлено, что положительные свойства внимания объем, устойчивость и концентрация, распределяемость и формируются в труде и легко поддаются тренировке.

73 Внимание бывает непроизвольным, произвольным и

В учебной работе основная нагрузка приходится на произвольное внимание, которое вызывается и поддерживается волевыми усилиями, чувством долга и сознанием ответственности.

Перед началом работы внимание нужно настроить,

Для этого рекомендуется отвлечься от всех текущих забот и переключиться на содержание и цели работы.

После настройки нужно сразу же дать вниманию интенсивную нагрузку. Привычка к длительной раскачке в начале работы вредна. В процессе занятий рекомендуется решительно отсекать все побочные размышления и ассоциации и думать только о работе. Постепенное увлечение процессом труда создает наиболее благоприятные условия для сосредоточенности внимания. Интенсивно работающий человек не реагирует на мелкие посторонние раздражители.

На продуктивность умственного труда оказывает влияние качество освещения. К сожалению, исследователи порой не обращают внимания на достаточность и однородность освещения поверхности книги, тетради. Из-за этого глаза быстро устают и человек испытывает общее утомление. Известно, например, что правильное освещение позволяет повысить производительность труда на При организации личной работы исследователи должны учитывать также свои физиологические данные и особенность умственной деятельности. Установлено, что в различное время организм человека по-разному реагирует на физическую и умственную нагрузку. Существует суточный цикл работоспособности человека: наибольшая производительность — в утренние часы с 9 до 12 часов; с 16 до 20 часов наблюдается повторное (менее значительное) повышение умственной работоспособности. Наименьшая работоспособность отмечает-

ся в период между 14 и 16 часами, я также с 20 до 22 часов.

И. П. Павлов доказывал, что утомление организма при мышечной и тем более при умственной работе связано де всего с утомлением центральной нервной системы. Люди вовсе не потому, что много работают, а от того, что своевременно не отдыхают. Поэтому для восстановления своих сил между занятиями необходимо устраивать перерыв. Перерывы следует делать через каждые 45 минут, максимум, через час или полтора.

Наукой установлено, что не покой, а специально организованные движения больше всего способствуют восстановлению работоспособности.

Таким образом, продуманная организация самостоятельной работы, включающая в себя общую организацию условий, процесса труда и приемы активизации личностных установок, позиций, способствуют эффективному усвоению знаний.

Читайте также: