Доклад на тему коркыт ата

Обновлено: 01.05.2024

КОРКЫТ АТА

По легендам, Коркыт ата — создатель кобыза, сказитель, музыкант, композитор — жил в VIII—IX вв. на берегу Сырдарьи. В Кызылординской области у разъезда Коркыт стоял древний мазар с куполом. Местные жители считали его захоронением Коркыта, священным местом. Долгое время на могиле постоянно горел огонь. Разливы Сырдарьи подточили фундамент памятника, и со стороны реки часть земли обрушилась еще в 1952 г.

В 1980 г. по проекту архитектора Б. Ыбраева и физика-акустика С. Исатаева был создан оригинальный памятник. Памятник представляет собой четыре вертикальные стелы из железобетона в виде кобызов.

Каждая стела ориентирована по сторонам света. В центральной части находится орган из 40 металлических труб, издающий при ветре звуки, напоминающие звучание кобыза.

Одна из легенд повествует о необычайном появлении Коркыта на свет, не укладывающемся в законы природы, и о том, почему его назвали именем “Коркыт” — “напугай”.

Перед рождением ребенка будущая мать томится желанием отведать мяса кулана. Ежегодно в течение трех лет у нее бывали схватки, и женщина носила сына три года и девять дней. Когда наступило время ребенку появиться на свет, поднялся ураган, сопровождаемый молниями и громом. Вокруг стало темно.

Ребенок, родившись, тут же заговорил, чем немало напугал собравшихся. Люди думали, что это демон в обли-чии ребенка, и, только заметив, что он ничем не отличается от обычного младенца, успокоились. Прибывшие на праздник рождения сказали: “Его удивительный приход в этот мир так напугал нас, что имя ему будет Коркыт”.

Другая легенда рассказывает о том, как Коркыт придумал музыкальный инструмент — кобыз. Коркыт растет смышленым мальчиком. Он с ранних лет научился играть на всех музыкальных инструментах. Но на этом не успокоился. Ему захотелось создать такой музыкальный инструмент, который бы мог воспроизвести все голоса животных и явлений природы. Он долго думает, пробует. Из березового полена пытается мастерить различной формы инструмент. Но что делать дальше, не знает. Он мучается, думает. Однажды, устав, он задремал. И видит во сне ангела, который говорит ему: “Коркыт, созданный тобой инструмент похож на берцовую кость шестилетнего верблюда. Теперь ему не хватает резонатора, обтянутого шкурой верблюда нара, подструнной подставки из рога дикого козла и струн, вырванных из хвоста пятилетнего жеребца. Если все это будет, то твой инструмент запоет соловьем”. Коркыт, проснувшись, начинает выполнять подсказку ангела:

Ассамблея народа Казахстана


По легендам, Коркыт ата — создатель кобыза, сказитель, музыкант, композитор — жил в VIII—IX вв. на берегу Сырдарьи. В Кызылординской области у разъезда Коркыт стоял древний мазар с куполом. Местные жители считали его захоронением Коркыта, священным местом. Долгое время на могиле постоянно горел огонь. Разливы Сырдарьи подточили фундамент памятника, и со стороны реки часть земли обрушилась еще в 1952 г.

В 1980 г. по проекту архитектора Б. Ыбраева и физика-акустика С. Исатаева был создан оригинальный памятник. Памятник представляет собой четыре вертикальные стелы из железобетона в виде кобызов.

Каждая стела ориентирована по сторонам света. В центральной части находится орган из 40 металлических труб, издающий при ветре звуки, напоминающие звучание кобыза.

Одна из легенд повествует о необычайном появлении Коркыта на свет, не укладывающемся в законы природы, и о том, почему его назвали именем “Коркыт” — “напугай”.

Перед рождением ребенка будущая мать томится желанием отведать мяса кулана. Ежегодно в течение трех лет у нее бывали схватки, и женщина носила сына три года и девять дней. Когда наступило время ребенку появиться на свет, поднялся ураган, сопровождаемый молниями и громом. Вокруг стало темно.

Ребенок, родившись, тут же заговорил, чем немало напугал собравшихся. Люди думали, что это демон в обли-чии ребенка, и, только заметив, что он ничем не отличается от обычного младенца, успокоились. Прибывшие на праздник рождения сказали: “Его удивительный приход в этот мир так напугал нас, что имя ему будет Коркыт”.

Другая легенда рассказывает о том, как Коркыт придумал музыкальный инструмент — кобыз. Коркыт растет смышленым мальчиком. Он с ранних лет научился играть на всех музыкальных инструментах. Но на этом не успокоился. Ему захотелось создать такой музыкальный инструмент, который бы мог воспроизвести все голоса животных и явлений природы. Он долго думает, пробует. Из березового полена пытается мастерить различной формы инструмент. Но что делать дальше, не знает. Он мучается, думает. Однажды, устав, он задремал. И видит во сне ангела, который говорит ему: “Коркыт, созданный тобой инструмент похож на берцовую кость шестилетнего верблюда. Теперь ему не хватает резонатора, обтянутого шкурой верблюда нара, подструнной подставки из рога дикого козла и струн, вырванных из хвоста пятилетнего жеребца. Если все это будет, то твой инструмент запоет соловьем”. Коркыт, проснувшись, начинает выполнять подсказку ангела:

По легендам, Коркыт ата — создатель кобыза, сказитель, музыкант, композитор, покровитель баксы (знахарей-шаманов), который жил в VIII—IX веков на берегу Сырдарьи. Предания о нём встречаются у тюркских народов кипчакской (казахи, каракалпаки) и южной огузской (туркмены, азербайджанцы и турки) ветвей.

01

Рождение Коркыт Ата

Имя “Коркыт” с казахского переводится как “напугай”. А потому что, согласно легенде, перед его рождением, мама отведала кулана. Затем ежегодно в течение трёх лет у нее бывали схватки, и женщина носила сына три года и девять дней. Когда наступило время ребёнку появиться на свет, поднялся ураган, сопровождаемый молниями и громом. Вокруг стало темно.

Ребёнок, родившись, тут же заговорил, чем немало напугал собравшихся. Люди думали, что это демон в обличии ребёнка, и, только заметив, что он ничем не отличается от обычного младенца, успокоились. Прибывшие на праздник рождения сказали: “Его удивительный приход в этот мир так напугал нас, что имя ему будет Коркыт”.

В народе есть и такая песня:

Когда родился Коркыт,
Чёрное небо разлилось водой.
При его рождении страна испугалась,
И обрадовалась после.

Возвращаясь к сроку беременной. Число “три” обладает сакральными характеристиками, оно – наиболее положительное из всех чисел, так как обозначает единство тела, души и разума; рождение, жизнь, смерть; прошлое, настоящее и будущее; и, наконец, бытие, жизнь, постижение. И именно последний пункт наиболее подходит по смыслу к легенде. Далее, число “девять” – символ постоянства и цикличности, а также имеет исключительное значение в большинстве культур как утроенная (тройная) триада и первая квадратная степень среди нечётных чисел. То есть 3 и 9 в легенде неразрывно между собой связаны и дополняют друг друга. Возможно, что все это – не более чем совпадение, но все же очень интересно.

Между тем в “Книге Коркыт ата” говорится:

Одни источники утверждают, что он был визирем трех ханов, а другие – пяти. Некоторые именуют его не иначе как пророком, а кто-то – шаманом (баксы). Но все же все легенды сходятся в одном – он много времени уделял созданию нового музыкального инструмента.

Создание кобыза. Легенда №1


Коркыт с ранних лет научился играть на всех музыкальных инструментах. Но на этом не успокоился. Ему захотелось создать такой музыкальный инструмент, который бы мог воспроизвести все голоса животных и явлений природы. Он долго думает, пробует. Из березового полена пытается мастерить различной формы инструмент. Но что делать дальше, не знает. Он мучается, думает. Однажды, устав, он задремал. И видит во сне ангела, который говорит ему:

“Коркыт, созданный тобой инструмент похож на берцовую кость шестилетнего верблюда. Теперь ему не хватает резонатора, обтянутого шкурой верблюда нара, подструнной подставки из рога дикого козла и струн, вырванных из хвоста пятилетнего жеребца. Если все это будет, то твой инструмент запоет соловьем”.

С такими словами взялся он за инструмент, и запел кобыз голосом верблюдицы, потерявшей своего верблюжонка. И вся природа, и все живое — бегущий зверь, летящая птица, дующий ветер — замерли и стали слушать Коркыта.

Для мелодий Коркыта характерны глубокие философские раздумья, элегическое настроение и легкий приглушенный лиризм. Музыкант извлекает из кобыза музыку судьбы народа и страны, думает о их будущем. Инструмент вместе с людьми переживает боль разлуки, муки и страдания. Кобыз размышляет о смысле жизни, о счастье. Он то плачет, как верблюдица, потерявшая верблюжонка, то изливается мечтой о вечной жизни и красоте, подражая лебединой песне счастья.

Поговаривают, что кобыз – прародитель скрипки, но мы не будем пускаться в рассуждения и споры об этом и перейдём к той легенде, в которой Коркыт смог приостановить смерть.

Смерть Коркыта и создание кобыза. Легенда №2

Коркыт смолоду не смог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Однажды во сне он услышал “Если не будешь вспоминать про смерть, то будешь жить вечно”. Гонимый мечтой о бессмертии композитор отправился на все четыре стороны света. Но везде он встречал людей, которые копали могилу. На вопрос “чья она?” Коркыт неизменно получал ответ “Это могила Коркыта”. Тогда музыкант ушёл от людей, но и там встречал смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи — ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждёт и Коркыта.

Увидев и услышав всё это, Коркыт вернулся на родину, выдолбил из дерева ширгай кобыз, натянул струны, постелил ковёр в середине реки и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. Тем временем за Коркытом пришла Смерть в виде маленькой змеи, выползшей из воды. Увидев это Коркыт продолжал играть, а змея всё это время слушала мелодию кобыза. Ходят слухи, продолжалось это в течение 50 лет. Однако нельзя играть вечно, поэтому он устал и заснул. Тогда змея очнулась и укусила Коркыт Ата. Так создатель кобыза и ушёл из жизни.

Ещё

Между тем в годы жизни Коркыта Дешт-и-Кипчак в основной массе еще не принял мусульманство. Ислам только начал распространяться. Всякая религия не сразу воспринималась любым на­родом. Истории известен факт, когда китайцы отвергали буддизм и вели жесточайшую борьбу против него. В начале нашей эры на Среднем востоке отчаянное сопротивление оказывало иному вероисповеданию несторианство.

Время, когда жил Коркыт, характеризуется не только распадом великой Тюркской империи, но и другим не менее важным событием в жизни тюрков – проникновением ислама, религии, доселе неиз­вестной (А. Аскаров, 1998 год). Коркыт, являвшийся тенгрианцем, язычником, не мог принять новую религию. Ислам в среде кочевых народов распространялся силой оружия.

Народ, исповедовавший тенгрианство, не мог так просто воспри­нять ислам, религию, чуждую привычным нравам, обычаям и психологии, формировавшейся на протяжении веков.

“Бег Коркыта от смерти, восстание против смерти, вовсе не было действием самосохранения, спасения собствен­ной души, а было сопротивлением против наступающего ислама”, – пишет исследователь, публи­цист Таракты Акселеу.

Известный историк, академик В.В. Бартольд указывал на то, что Коркыт – носитель народной мудрости. В народе до сих пор живут легендарные афоризмы, приписываемые Коркыту: “Как ни украшай осла – не быть ему тулпаром, как ни одевай рабыню – не быть ей ханшей”.

В Кызылординской области у разъезда Коркыт стоял древний мазар с куполом. Местные жители считали его захоронением Коркыта, священным местом. Долгое время на могиле постоянно горел огонь. Разливы Сырдарьи подточили фундамент памятника, и со стороны реки часть земли обрушилась еще в 1952 г. В 1980 г. по проекту архитектора Б. Ыбраева и физика-акустика С. Исатаева был создан оригинальный памятник. Памятник представляет собой четыре вертикальные стелы из железобетона в виде кобызов.


Для того, чтобы быть в курсе новостей в сфере науки, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации.

-->

Удивительная легенда о Коркыте


Коркыт-ата - родоначальник кобыза, композитор, акын, покровитель баксы (знахарей-шаманов). С его личностью связана одна из самых удивительных и значительных легенд в мировой литературе – страхе смерти и жажде бессмертия. Однако вообще всю его жизнь окутывает некий ореол догадок, гипотез и предположений, что неудивительно, учитывая, каким выдающимся человеком он был.

d93736213adbef5d604d75f714ca4d52.jpg

Коркыт родился на побережье Сырдарьи, и его мать носила его ровно три года и девять дней. Если прибегнуть к символике чисел, можно прийти к интересным выводам. Число "три" обладает сакральными характеристиками, оно - наиболее положительное из всех чисел, так как обозначает единство тела, души и разума; рождение, жизнь, смерть; прошлое, настоящее и будущее; и, наконец, бытие, жизнь, постижение. И именно последний пункт наиболее подходит по смыслу к легенде. Далее, число "девять" - символ постоянства и цикличности, а также имеет исключительное значение в большинстве культур как утроенная (тройная) триада и первая квадратная степень среди нечётных чисел. То есть 3 и 9 в легенде неразрывно между собой связаны и дополняют друг друга. Возможно, что все это - не более чем совпадение, но все же очень интересно.

Перед рождением Коркыта началась страшная по своей силе буря, засверкали молнии, и землю окутала тьма. Все это было настолько страшно, что люди уже поверили в пришествие нечистой силы, однако когда Коркыт родился, засияло солнце и природа успокоилась, будто ничего и не было. И решили люди: "Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт".

В народе есть и такая песня:

Когда родился Коркыт,

Черное небо разлилось водой.

При его рождении страна испугалась,

И обрадовалась после.

О, мой кобыз,

Вывернутый из корня сосны.

О, мой кобыз,

Извлеченный из клена.

Мой кобыз, чей резонатор

Из кожи быстроногого верблюда.

Мой кобыз, чья подструнная подставка

Из рога дикого козла.

Мой кобыз, чьи струны

Из хвостового волоса пятилетнего жеребца.

Я покручу твои колышки.

Если мои мечты не сбудутся,

Я об землю тебя разобью.


С такими словами взялся он за инструмент, и запел кобыз голосом верблюдицы, потерявшей своего верблюжонка. И вся природа, и все живое — бегущий зверь, летящая птица, дующий ветер — замерли и стали слушать Коркыта (Коркыт ата. Энциклопедический сборник. Алматы, 1999. С. 113 -114.).

Читайте также: