Доклад коррупция и коррупционное преступление

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Пухнавцев Егор Андреевич

Руководитель: Исаченко Валерия Андреевна

Могилевский район, аг.Буйничи, ул. Школьная 1

В с овремен н ых у словиях корруп ц ия представляет реальную оп а сно с ть для эф фекти в но г о ф у нкциониро в ания сист е мы гос у дарствен н ого у правления, верховенства закона, дем о крати и , социальной сп р аведливости. Она м о жет с у щ е ст в енно затр у днять экономи ч е с кое р а з в итие страны, у сили в ая при этом социа л ьное и им у ществе н ное расс л оение о бщ е ства. О с озна в ая степень у грозы о бщест в енной и национа льной б езо п асн о с т и от корр у пции об щ ест в о и г ос у да р ст в о п остоянно вносят коррект и вы в антикоррупционную политику и ан т и корр у пционное закон о д а тельст в о.

Понятие коррупции в общественно-социальном значении является наиболее широким, из него могут быть вычленены отдельные составляющие. Так, например, одна из целей коррупции заключается в получении различного рода выгод, благ и преимуществ, большая часть из которых носит материальный характер. Но достижение целей нематериального характера, например, касающихся захвата, удержания, укрепления и перераспределения власти невозможно без материальной основы, т. е. без ресурсного обеспечения. Следовательно, одним из важнейших аспектов коррупции является вопрос об отношении к собственности любой формы, в том числе материальным ресурсам общества и государства, ее захвата, использования, распоряжения ею. При этом способы получения доступа к собственности, ресурсам могут быть как формально правомерными, так и прямо нарушающими закон.

В с овременной соци о л о гии и криминол о гии возобла д ала то ч ка зрени я , что к орр у пцию не сл е д у ет расс м атривать как ко н кретн о е п р ест у пление или правон а р у шение, а как совок у пн о сть д е стр у кти в ных в ластных факто р ов в системе у правления и противоправны х, раз л а гающих систему упра в ления деяний лиц, обл а д ающих вл а стн ым и полномочи я ми для личн о й выго д ы. Поэтому каж д ое госуда р ство и збиратель н о с у четом с л о жи в шейся сит у ации и с у ществ у ющих р и сков корр у пционного пове де н и я опред е ляет пр е де л ы к р имин а лизации корр у пционных д е ликто в , их в иды и сис т ем у .

Д а нное опр е де л ение с о д ержит с у ществен н ые п р и з н а к и противоправных деяний к орр у пционной направленност и . Мо ж но выд е лить след у ющ и е в а ж не й шие и з них: деяния сове р ш а ют лица, о блеченные п у блич н ой властью (к а к в г ос у дарствен н ом упра в лени и , так и в не г ос у дарст в енных организ а ц и ях); деяния св я з аны с у мышленным и спользованием д о лжн о стны м и лицами сл у жеб н ых полномочий и с л ужебн о го по л о ж ения вопреки интер е сам с л у жб ы ; мотив коррупцио н ной д е ятельности долж н остного лица – пол у чение личной выгоды посре д ством использо в а н ия своего сл у жебн о го поло ж ения.

К орр у п ц ия многолика. В ыдел я ют с л ед у ющие ви д ы к оррупци и :

А дм и нистрати в ная к ор р у п ц ия – намерен н ое в н есен и е работниками гос у дарствен ны х у чреж д ений и других орга н изаций иск а ж ений в процесс пр е дписанн о го исполнения существ у ю щих законов и п р авил с целью предос т авл е н и я преим у ществ и ль гот заи н тересованным лицам.

Б ы то в ая к орр у пция я в л яется разновидностью адм и нистративной корр у пции и порож д ает с я взаи м одейст в и е м ряд о в ых граж д а н и ч иновн и ков.

Д е ловая ко р р у пция – н е форма л ьные п л ате ж и при возникно в ении в заимодейст в ия в ласти и би з неса.

Корпорати в ная ко р р у пция – ме ж фирмен н ые п одк у пы р а бот н иков коммер ч еск и х стр у к ту р.

П олитическая к орр у пция – это использование лицом, заним а ющим г ос у да р ст в енн у ю д олжнос т ь, дов е рен н ых е му г ос у дарствен н о -властных полномочий и прав, сл у жебно г о полож е н и я и с та т у са в с и с теме госуда р ственной вл а сти, стат у са органа г о с у дарст в енной власт и , который он п р едс т авляе т , в целях противоправн о го из в лечения л и чной и ( или) гр у пповой, в том числе и в пользу тре т ьих лиц, полити ч еской в ы го д ы (п о лити ч е с кого об о га щ ения). В ы д е л я ются т а кие ви д ы полити ч еской корр у пции как эле к т о раль н ая к ор р у пция и привати з а ци я в ласти.

К орр у п ц ия проя в ляе т ся в сл е дующих ф орма х : в з ято ч ничест во, в ымогате л ьство, прот е к ц иони з м, лоб б и з м, непот и з м, незаконное р а спреде л ение о б щест в ен н ых рес у рсов, нез а кон н ая привати з аци я , необоснованное пр е достав л ен и е льготных кр е дитов и заказо в , нез а к о нное ф и н ансиро в ание по л и т ических п артий и об щ е ствен н ых органи з аций и т. д.

Та кже выд е л я ют акти в н ый и пассивный подк у п. Пассивный п о д к у п – э т о по л у че н и е д о л ж н ос тн ы м л и цо м в з я т к и, а а к ти в н ы й подк у п – э то дача д о лжн о стно м у лицу в з ятки. [ 1, c.8 ]

К орр у п ц ия зародилась и з обы ч ая людей д елать подар к и ( п о д н ош е ния) м о г у ществен н ым силам л и бо др у гим л юд я м. Цель т а кого п одарка – п ол уч и т ь подд е ржку либо б л аг о ск л онн о сть тех, кто мо ж е т обеспеч и ть п о л у чение дарителем ка к о й - либо выгоды. Корни это г о антисоциальн о го я в ления у ходят в глубок у ю др е вность, в эпоху п о я в ления первых гос у да р ст в енных об р азо в аний. При этом перво н ачально под о бные практ и ки воспринимались как у н и версальная н о рма. В пери о д ранней Античности, когда е щ е н е б ы ло професс и ональн ы х госуда р ст в ен н ых чи н овнико в , масшт а бы коррупции были малозначите ль н ым и . С р аз в итием гос у дарственн о го апп а рата, с у в еличен и ем числа е го р а б о тников с и т у ация начала измен я тьс я . До появления централизованных госуда р ств и у силения мо н архическ о й в ласти, которое произ о шло в позднем Средне в еко в ье, пр а кт и чес к и отс у тство в ала борьба со зло у потреблениями чи н овнико в . Не стоит пре у велич ив ать рез у льтативность начав ш ейся бо р ьбы с ко р р у пцией. Ее цели о г р ан и чи в ались подде р жанием доп у сти м ых м а сшт а бов к о рр у пционного по в едения, доста т очно терпи м ым отнош е нием к к о рр у пции. Пресекали с ь то л ько наи б олее опас н ые ее проя в лени я .

Перелом в отно ш ении к коррупции произо ш ел в Западной Е в ропе в Но в ое время ( XV I–X I X вв.). В у словиях сло ж ных и б у рных об щ е с твенных изме н ений той исторической эпохи ( ц ер к о в ная ре ф орма, п р омышл е н н ая рево л юция, у рбани з ация, просвеще н ие, либе р ализм, д емократизация) в о бщ е ст в енном мнении сформ и ро в алась и дея о общест в енном д о говоре м е ж д у г ос у дарством (влас т ь ю ) и г р а ж дана м и (под д ан н ыми). С у ть этого договора за к люч а ется в том, что подд а н ные п л ат я т нал о ги и добровольно п одч и ня ю тся власти в об м е н н а обеспе ч ен и е п р авопоря д ка и в ыра б отку раз у м н ы х законов. Поэтому пол у чение чи н овником дополнительного дох о да к и м ею щ ем у ся ж алованью нача л о трактов а ться как нар у шение нра в ст в енных и пра в овых норм. Э та т енденция пол у чила дальне й шее р а зв итие в ХХ в., к огда факт и че с ки оф о рм и л ась госуда р ствен н ая антикорр у пционная п о литика , которая пр и о бре л а систе м н ы й и постоя нн ы й хара к т ер.

П е рвопричинами возникно в ения к орр у пции я в ляе т ся несове р ш е нст в о человече с кой при р оды, а т а к же н е совер ш енст в о социа л ьн о -политическ о го и эконо м и ческ о г о у стройст в а об щ ест в а, кото р ое с о здает предп о сы л ки и во з можности д ля д анной раз н овидности анти с оци а льного пов е дения . С у ще с тв у е т м н о г о причин в озникновен и я и распрост р анен и я корруп ц ии. Эти причи н ы можно разбить н а н е скол ь ко отд е льных гр у пп: историческ и е, политические, экономи ч еские, пс и хол о гическ и е, н равс тв енн о - э т и ческие и п равовые.

К историческим причинам можно отнести сло ж и в шиеся на про т яжении длительного пер и ода в ремени у стой ч и в ые практики корр у пционного х а ра к т ера и т ерпимое отн о ш е ние к н им общ е ст в енно г о м н ени я .

С лабость и ли отс у тст в ие незав и симой с у дебной с исте м ы, с т е п ень в мешател ь ст в а г ос у да р с т ва в эконо м и ч еск у ю ж изнь об щ ества, раз н о видность политическ о го режима, с т епень отк р ыт о сти п у бличного а п парата гос у дарства и м н огие д р у гие политиче с к ие причи н ы м о г у т спосо б ство в ать либо пр е п я тст в о в ать во з никновению и распростра н ению корруп ц ии.

К эконо м и ч ес к им причи н ам относя т ся след у ющие: эконом и чес к ая нестаби л ьность, мо н опо л изация экономики и отд е льных е е отр а сле й , в ысокие н алоги, ни з кая з аработная п лата государ с т в ен н ых служ а щи х . Они оказы в ают в лиян и е н а у ровень и ч астоту проя в ле н ий корруп ц ии.

С у щ е ст в у ют сл е д у ющие психологическ и е при ч и н ы к оррупции: у ровень к оррупционного давления, ант и корр у п ц ионная у стойчи в ость лиц, обл е чен н ых власт ь ю, их готовность и же л а ни е противостоять подобным соб л азнам и т. д .

Н ес оверше н ство и противореч ив ос т ь дейст в у ющего законодательства, правовой н и гили з м относятся к нравственн о - э т и ческим и п р аво в ым прич и нам корр у пции.

В разные эпохи в разных государствах и об щ ест в ах проя в ление и соотношен и е пе р еч и сле н ных причин возн и кнове н ия и расп р остра н ения корр у пции отличает ся .

2.1 Правонарушения, создающие условия для коррупции

· в ме шател ь ст в о г о с у да р ственного до л жностно г о лица с исполь з ованием своих с л у жеб н ых полномочий в деят е льно с ть других гос у д а рст в енных ор га нов и иных ор г анизаций, если это не входит в к р у г его полномочий и н е основа н о н а закон о дат е льном а к т е;

· оказание гос у дарст в ен н ым дол ж н остным лицом при подготовке и принят и и реш е ний не п равомерного п редпочте н ия интересам фи з ических или юриди ч еских лиц либо п р едо с т авлен и е им необ о сно в а нных льгот и привил е гий или о к азан и е с о дейст в ия в их пре д оста в л ении;

· использование гос у да р ст в енным до л жностным или приравн е нным к нему лицом служ е бного п ол о жения при р е шении вопросов, з атрагивающих е го личн ы е, гр у пповые и иные внеслужебные инте р е с ы, если это не с в язано со сл у ж ебной (тр у довой) д ея т е л ьно с ть ю ;

· у час т и е г осударст в енн о го д о л ж н о стного лица в кач е с тв е пр е дставителя третьих лиц в д е лах г о с у дарствен н ого о р гана, иной ор г а н изац и и, сл у ж ащим (р а бот н иком) кот о рого (кото р ой) он я в ляется, либо подчиненного ( п одч и не н ной) и ( или) по д контро л ь ного ( по д контро л ьной) ему (ей) гос у да р ст в енного органа, иной о рга н изации;

· использование гос у да р ст в енным до л жностным или приравн е нным к нему лицом во в н есл у жеб н ых инте р есах и нформац и и, р асп р остранение и ( и ли) пр е д о ста в ление которой о г ра н ичено, пол уч енной при исполнении им сл у ж е б ны х ( т р у довых) о бя з ан н остей;

· отказ г осуда р ст в енного дол ж н остного и ли прира в ненного к н ему лица в предоставлении информации физиче с ким или ю ридическим лицам, пр е доста вл ен и е которой этим лицам пре д у смотрено а к т ами законода т ельств а , у мы ш ленное н е свое в ремен н о е ее п р едос т авление или предос т авлен и е н еп о лной либо н е достов е рной и н формаци и ;

· требование гос у да р ств е н н ым до л жн о стным или прирав н енным к нему лицом от физи ч ес к их или ю ри д иче с ких лиц информации, в т ом числ е д о к у ме н то в , пред о ста в ление которой не пр е д у смо т р е но ак т ами законода т ельств а ;

· нар у ш е ние государст в енным до л жностным л и цом в личных, гр у пповых и иных вне с лу жебных инт е рес а х у ст а но в ленного з а ко н одатель н ыми а кта м и п ор я дка ра с смотрения о бр а щ е н и й г р а ждан, в том числ е индивид у альных п редпринимат е лей, юр и д и ческих лиц и п р инятия решений по вопросам, входящим в е го к ом п е тен ц ию;

· с оздание г о с у дарст в е н ным должностным или прирав н енным к нему лицом препятст в ий физическим или юриди ч еским лицам в р е ализации их прав и з акон н ых интер е сов;

· де легиро в ание г о с у дар с тв енным дол ж н остным л ицом полно м очий на государст в енное регулирование предпр и ниматель с кой д е ятельности ли б о на конт р оль за ней лиц у , ос у ще с т в ляющему так у ю деятельн о сть, е сли это н е пред у смотрено з а конода т ельны м и а кта м и ;

· нар у ш е ние г о с у дарств е н н ым до л жност н ым или приравненным к нему лицом устано в ленного а кт ам и з а коно д ат е л ь с т в а порядка про в еде ни я конк у рсов, а у кци о но в , процед у р зак у пок;

· требование гос у да р ств е н н ым до л жн о стным или п риравненным к нему лицом предоставления без в озме з дной (спонсор с кой) помощи, а равно нар у шение гос у да р ст в енным до л ж ност н ым или прирав н енным к нему лицом п оряд к а ее пр е доста в л ения, пол уч ения и испо л ьзо в ания, у становленного ак т а ми з аконо д ател ь ст в а. За соверш е ние по д обных действий д е йств у ющим законода т ель с т в ом Респ у блики Б е л ар у сь пред у смотрена у голов н ая, адм и нистрат и вная и дисциплинарная от в етст в енность.

2.2 Сист е ма гос у дарс тв енных органов и о р ган и заций, коор д и нирующих и осуществляю щ их борьбу с коррупцией

Все г о с у дарства м и р а , ос у ществляющие борьбу с корр у пцией, с о здают с п ециализиро в ан н ые антик о рр у п ц ионные стр у кт у ры. Мо ж н о в ыделить два основн ы х подхода в ре ш ении д а н н ого в опроса: соз д ание одного, нового, спе ц иализиро в анного анти к о р р у пционного ор г а на, на д еление с о ответст в у ющими полномо ч иями нескольких у же с ущ е ств у ющих п р авоохра н ительных органов. В Р е сп у блике Б елар ус ь реализован второй п о дх о д. След у ет различать гос у д а рст в ен н ы е и н е гос у дарс т в енные стр20+ у кт ур ы, осуществля ю щие б о рьбу с к орр у пцией и участв у ющ и е в ней. П ервые н а де л ены о со б ы м и полномо ч и я ми для вы я в л е ния, пресе ч ен и я и пред у преждения к орр у пционных проявлени й . Вторые выполня ю т в спомогате л ьн у ю роль в борьбе с к орр у пцией л иб о реализ у ют о т дельн ы е нап р авления этой работы.

Для того, чтобы уровень коррупции в нашей стране начал снижаться, надо действовать систематически и прогрессивно.

· Дать полную свободу печати другим СМИ, ведущим свои независимые расследования. Необходимо создавать различные структуры контроля за работой чиновников. Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений. Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчетов. Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня. Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников. Уличать сотрудников государственных органов во взяточничестве - все население должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.

1. Б е рестень, В . И. Корр у пция и е е о бщ е ствен н ая о пасность : у чеб.-метод . пос о бие / В. И. Берестень. – Мин с к : РИ В Ш , 200 5. – 8 с.

2. Коррупционн а я прест у п ность: крими н ол о ги ч е с к а я харак т ерис т ика и н а у ч . - п р ак т . к о мм е нт. к з ак о н ода т е ль с т в у о б о рь б е с к о рр у п ц ие й / В . В . Асано в а [и д р .] ; под ре д . В . М . Х ом и ч а . – М инск : Тесей, 2008. – 5 0 4 с.

3. О бо р ьбе с к о р р у п ц ией : Закон Респ. Б елар у сь от 15 июл я 2015 г . № 305 - З / / Нац. реестр правовых а к тов Респ. Б елар у сь. – 201 5 . – № 29. – С . 127–156.

4. О выпл а т е во з наг р а ж д е н и я и других выплат ф и з и ч ескому лиц у , способств у ющему выя в лению к орр у пции : п ос т ановление Со в е т а Министров Респ. Белар у сь от 5 ф евр. 2016 г. № 101 / / Н ац. ре е стр право в ых ак т ов Респ. Б е л ар у сь. – 2016. – № 8. – С . 39.

коррупция / коррупционные преступления / государственные служащие / противодействие / предупреждения / фз "о противодействии коррупции" / предупредительные меры / federal law "corruption couteraction" / corruption / corruption crimes / office employees / couteraction / prevention / prevention measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемьева Марина Валерьевна

Автор настоящей статьи раскрывает понятие коррупции , ее признаки, отличительные черты, позволяющие дифференцировать коррупцию от других не противоправных действий, дает характеристику коррупционным преступлениям , а также указывает основные нормативно-правовые акты международного уровня и принятые в Российской Федерации, закрепляющие правовые нормы о коррупционных преступлениях . Автор также указывает на необходимость скорейшего проведения мер предупредительного характера для борьбы с коррупцией и перечисляет краткий перечень необходимых мероприятий.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артемьева Марина Валерьевна

Социально-правовая характеристика коррупции и меры, необходимые для ее преодоления: современность и перспективы

КОРРУПЦИЯ И КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

АРТЕМЬЕВА Марина Валерьевна

Аннотация: автор настоящей статьи раскрывает понятие коррупции, ее признаки, отличительные черты, позволяющие дифференцировать коррупцию от других не противоправных действий, дает характеристику коррупционным преступлениям, а также указывает основные нормативно-правовые акты международного уровня и принятые в Российской Федерации, закрепляющие правовые нормы о коррупционных преступлениях. Автор также указывает на необходимость скорейшего проведения мер предупредительного характера для борьбы с коррупцией и перечисляет краткий перечень необходимых мероприятий.

В Советском энциклопедическом и Новом энциклопедическом словарях коррупция рассматривается как «преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного

Коррупция, по мнению ряда авторов, не образует единого состава преступления, а «действия, относящиеся к коррупции, обычно признаются различными самостоятельными преступлениями, которые могут выражаться в получении взятки, злоупотреблении должностными полномочиями, их превышении, служебном подлоге, провокации взятки или коммерческого

1 Новый словарь иностранных слов, под ред. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. М, 2003, с. 250

2 Криминология: учебник / под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. Спб., 1999. С. 404-409.

3 Большая советская энциклопедия. М., 1953. Т. 33. С.415.

4 Советский энциклопедический словарь. М., 1986. С. 642.

5 Новый энциклопедический словарь. М., 2001. С. 262.

6 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. Изд. 5-е, доп. И перераб. М., 2001. С. 443.

В научной литературе большинство авторов коррупцию рассматривают не как правовое явление, которое можно было бы квалифицировать конкретной нормой права (уголовного или административного), а как криминологический, социальноэкономический феномен, отличающийся многоструктурным и многоуровневым содержанием. Так, С.В. Максимов к деяниям коррупционного характера относит: взяточничество; криминальный лоббизм; покровительство на основе личных связей; незаконное участие в предпринимательской деятельности лично или через близких либо доверенных лиц; предоставление исключительных прав на что-либо в целях корыстного использования; приобретение или отвлечение государственных средств и собственности для своей корпоративной группы; любое использование или манипулирование служебной информацией в личных или групповых интересах; прямые или косвенные взносы в период избирательных кампаний в пользу определенных партий или лиц, а также на иные политические цели; незаконное распределение кредитов, дотаций и инвестиций;

10 Криминология : учеб. Для вузрв / под общ. Ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 708.

проведение приватизации путем организации незаконных конкурсов, аукционов, фактического захвата пакетов акций, находящихся в федеральной собственности; полное или частичное освобождение от таможенных платежей и налогов; незаконное применение системы преференций в отношении различных промышленных, финансовых, торговых и иных корпоративных групп11.

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что до принятия настоящего Федерального закона не было определения коррупции, поэтому законодательство не работало14.

В глазах населения коррупция выглядит как

11 См. Максимов С.В. Коррупция. Законная ответственность: монография. М. 2000. С. 43-44.

12 Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка / / Права человека: сб. междунар.-прав. док. / сост. В.В. Щербов. Мн. 1999.

13 Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ч. 1. Ст. 6228.

14 См.: Щит и Меч. 2009. 12 февр.

Давитадзе М.Д. к основным преступлениям, обладающим признаками коррупции, относит умышленные деяния, совершаемые как в пределах, так и за пределами юрисдикции Российской Федерации: подкуп должностного лица; хищение -неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение - значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно может разумным образом обосновать; воспрепятствование осуществлению правосудия - применение физической силы, угроз, запугивания, обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательство в процесс дачи показаний или предоставления доказательств; отмывание коррупционных доходов15. «Единственными мерами реального противодействия коррупционным преступлениям являются соответствующие уголовно-правовые нормы, предусмотренные гл. 30 УК РФ, в частности: ст. 285 УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями; ст. 285 УК РФ - нецелевое расходование бюджетных средств; ст. 285 УК РФ - нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов; ст. 288 УК РФ -превышение должностных полномочий; ст. 289 УК РФ - незаконное участие в предпринимательской деятельности; ст. 290 УК РФ - получение взятки;

15 См.: Давитадзе М.Д. Коррупция: вид, причины и последствия // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью: сб. науч. ст. / под ред. Н.Г. Кадникова и М.М. Малыковцева. М., 2009. С. 56-57.

Отличить коррупционное преступление от некоррупционного можно только по непосредственному объекту посягательства и его мотиву. Таким объектом являются интересы государственной и муниципальной службы в конкретной сфере деятельности (применительно к теме диссертационного исследования - при исполнении уголовных наказаний), мотивом - корысть. Обязательный объективный признак коррупционного преступления - использование лицом своего должностного положения.

Основные признаки, характеризующие коррупционную преступность, можно в полной мере распространить и на аналогичные деяния, совершаемые при исполнении наказаний. Социологическое исследование, проведенное диссертантом, показало, что такими преступлениями являются: присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); вымогательство (ст. 163 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); получение взятки (ст.

16 Давитадзе М.Д. Указ. соч.

17 См. напр.: Климова М.В. Состояние, динамика и структура коррупционной преступности в Российской Федерации // Обеспечение процесса реформирования исполнения наказаний в Российской Федерации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2010. С. 179-183.

18 См.: Алексеев А.И. Указ. соч. С. 69.

290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); соучастие в совершении преступлений осужденными (например, общественно опасных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков, побега). Основной субъективный признак приведенных составов преступлений - цель получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, имущественных прав для себя и третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу либо другими физическими лицами.

Юридическим основанием для отнесения указанных преступлений к категории коррупционных являются:

Влияние коррупции на развитие нации и государства является исключительно деструктивным, негативно сказывающимся на экономических и социально-политических процессах.

У россиян, как было выяснено в ходе

проведенных социологических исследований, особо сильную тревогу вызывают прежде всего последствия коррупции, при этом ее опасность как основной первопричины бед остается недооцененной.

Особое внимание необходимо уделить борьбе с этим негативным явлением. Как показывает практика зарубежных стран, наиболее действенным направлением борьбы с преступностью является ее предупреждение. Знание реального состояния преступности и факторов, ее порождающих, необходимо, прежде всего, для разработки мер по предупреждению преступности в целом и отдельных ее проявлений.

Борьба с коррупционными преступлениями не может считаться отдельным, самостоятельным узковедомственным направлением в борьбе с преступностью, осуществляемой одними лишь правоохранительными органами, это должно стать делом общегосударственного и более того общенационального масштаба.

Необходимо выделить меры общего и специального предупреждения коррупции.

В плане общего предупреждения необходимо исключать использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений, а также пресекать отмывание и приумножение криминальных капиталов.

При специальном предупреждении коррупции важны следующие меры:

• установление такого материального содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

• повышенный контроль за доходами и расходами государственных и иных категорий служащих, за кадровой политикой;

• обеспечение безопасности лиц (а также их семей), осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью;

• введение режима служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности;

• производство всех выплат из бюджетной системы Российской Федерации только на основе закона и т. д.

Организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на:

• постоянном анализе изменений коррупции и ее причин; определении стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социальноэкономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

• основе закона, а не подзаконных актов;

• разработке целевых программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и ее субъектах;

• специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;

• использовании помощи различных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц;

• систематической оценке результатов работы и корректировке мер и др.

Изучение правовой сущности коррупции и коррупционной преступности позволяет сделать некоторые выводы:

Коррупция - это социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных или узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. Коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы

в органах муниципального самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц. Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

Коррупционная преступностью является одним из самых распространенных видов корыстных преступлений. Подобного рода преступления в большей мере характерны для стран с отсутствующими демократическими традициями и слабо развитой экономикой.

Коррупция – это уголовно наказуемое преступление, представляющее собой действие или ряд действий, совершаемых гос. служащими, должностными лицами, служащими частных учреждений, общественными и политическими деятелями на основе незаконного вознаграждения в пользу лиц, предлагающих или вынужденных его предложить.

В качестве вознаграждения могут быть расценены: денежные средства, услуга, в том числе сексуального характера, имущество или права на него, либо нечто иное, что подлежит оценке.

Совершенные за вознаграждение действия могут носить правомерный характер, но не производится с целью получения взяток.

Важным моментом является то, что лицо, получающее незаконное вознаграждение, не должно напрямую угрожать жизни или здоровью, а также распространять порочащие сведения, в противном случае это преступление будет относится к категории вымогательства и разбоя. При этом коррупционная преступность несет угрозу безопасности государства и всех его граждан. Коррупция может приводить к военной, экономической или иной угрозе вплоть до гибели населения. Согласно теории С.В. Максимова выделяется три вида коррупционных нарушений:

  • Гражданско-правовой деликт:
    • получение в качестве подарка работником государственного и муниципального уровня имущественных прав или имущества от граждан проходящих лечение, воспитание или находящихся на содержании из рук их родственника, супруга и пр.;
    • получение подарков, стоимость которых превышает эквивалент 3000 руб. гос. служащим или служащим муниципалитета.
    • непосредственно административный проступок;
    • дисциплинарный проступок, основанный на нарушении гос. служащим или служащим муниципалитета законов и/или нормативных актов в сфере государственной службы.
    • злоупотребление своими полномочиями со стороны должностного лица;
    • незаконное занятие должностным лицом предпринимательской деятельностью;
    • получение или дача гос. служащим или иным должностным лицом взяток;
    • совершение служебного подлога;
    • совершение преступления против интересов службы в коммерческой или иной организации;
    • совершение подкупа организатора и/или участника коммерческого конкурса или спортивного соревнования.

    Коррупционная составляющая в действиях должностных лиц на гос. службе или, коммерческой или иной законной структуре направлены на:

    • получение подношений денежными средствами или подарками в качестве условий для выполнения своих должностных обязанностей;

    Гос. служащий получает денежное вознаграждение от частного предпринимателя за оформление необходимых документов или разрешений в установленный срок без проволочек, основанных на мелких придирках и искусственном затягивании сроков оформления.

    • получение вознаграждений за нарушения действующих процедур с целью их ускорения или облегчения при наличии законного основания, или же нарушения законных оснований принятий решений;
    • получение вознаграждений в качестве условий надлежащего рассмотрения дел;

    В процессе оценивания судьями фактов, характеризующих личность подсудимых с целью оценки их опасности для общества полученная или не полученная взятка может оказывать прямое влияние на принятое решение и тяжесть наказания.

    • получение вознаграждения от заинтересованного лица за принятое незаконное решение в его пользу;
    • получение вознаграждения за допущение попустительства, терпимого отношения, то есть ненадлежащего выполнения служебных обязанностей;
    • создание условий, обеспечивающих благоприятное для себя решение в процессе голосования;
    • умышленное использование служебного положения с целью получения личных выгод.

    Виды коррупционной деятельности

    Виды коррупционной деятельности, существующие в качестве общественной проблемы, представляют собой социальные конструкции, определяющие с помощью неформальных конструкций, предмет, время, место, условия и последствия произведения незаконных действия за вознаграждение. Коррупционная деятельность характеризуется:

    • рядом функций социального характера, выражающихся в упрощении части связей административного характера, ускорении и/или упрощении принятия решений в сфере управления, консолидации и реструктуризации межгрупповых социальных отношений, содействии в развитии экономики через снижение количества препятствий бюрократического характера и пр.;
    • наличием четко определяющихся субъектов с распределенными социальными ролями;
    • фактом наличия прописных правил и норм, которыми руководствуются субъекты коррупционной деятельности;
    • наличием сленга и символики;

    Всем хорошо известен жест, который заключается в потирании указательного и среднего пальца руки большим пальцем.

    • установленным и известным субъектам коррупционных действий размер вознаграждения (такса).

    Под коррупцией понимается наличие факта девиантного поведения публичного должностного лица по нелегитимному использованию полномочий, возможностей, какого-либо общественного ресурса, к которому у него есть доступ, а также статуса и фактического положения вразрез с общественными и/или частными интересами с целью получения личной, групповой или корпоративной выгоды.

    Определение коррупционных действий достаточно широкое и из него можно выделить ряд отдельных составляющих. Одной из основных целей коррупции является получение выгоды, блага или преимущества большинство из которых материально измеримы. При этом нематериальная цель, к примеру захват или удержание власти все равно опирается на материальное ресурсное обеспечение. Исходя из этого основным аспектом коррупционной деятельности можно считать отношение к собственности в любой форме, в том числе в виде общественных или государственных ресурсов. При этом процесс овладения собственностью или ресурсами может быть формально правомерным и идущим в разрез з законодательством.

    Преступление не является коррупционным, в случае присвоения и растраты, при вымогательстве, хищении, легализации (отмывании) незаконно полученных денег или имущества или другом корыстном действии, отдаленно напоминающем коррупционное деяние. Это не исключает наличие коррупционной составляющей в процессе совершения такого рода преступлений. Однако к числу коррупционных относятся все преступления, перечисляемые в 23 главе Уголовного кодекса РФ. В этом случае тот факт, что такие деяние не причиняют вред гос. службе или службе в гос. органах самоуправления, не имеет никакого значения. Вред наносится интересам коммерческих и частных организаций, а значит и обществу в целом. По сути взятки должностным лицам коммерческих и государственных организаций мало чем отличаются.

    Типология коррупции преступности и ее связь с другими видами преступной деятельности

    За год на территории Российской Федерации фиксируется в среднем около 15 тыс. фактов получения взяток. Меньше 5-ти процентов из числа такого рода преступлений припадает на крупные и особо крупные. Коррупционная связь с ОПГ и другими преступными сообществами выявлена в около 4% случаев. Общий размер незаконного вознаграждения такого рода составил около 7000000 рублей, из них большая часть выпадает на долю организованной преступности. По существу, такая статистика отражает лишь маленькую часть проблемы, поскольку взяточничество выявляется лишь в 15-20% процентах случаев, а процент осужденных по данным фактам не превышает 50%. Россия находится в числе стран с самым высоким уровнем коррупции. Наименее коррумпированными являются Финляндия и Швейцария. По данным статистики наиболее распространенными видами коррупции являются:

    • взяточничество и совершения служебного подлога – около 40%;
    • факты злоупотребления властью и/или служебным положением – около 20%.

    Большую часть коррупционеров составляют лица старшего возраста. Средний возраст коррупционеров составляет около 37-ми лет. Около 30% лиц, совершающих такого рода преступления – это женщины. В основном женщины попадаются на мелких поборах. Более 50% процентов коррупционеров имеют оконченное или неоконченное высшее образование.

    Типология коррупционной преступности состоит из:

    • коррупции в местных и государственных органах власти;
    • мелких поборов с населения;
    • коррупции в органах охраны правопорядка;
    • коммерческого подкупа организаторов соревнований, мероприятий и разного рода конкурсов;
    • коррупции в низших и средних эшелонах законодательной и исполнительной власти;
    • коррупции в СМИ;
    • коррупции в образовательной сфере.

    Конечно же такой список не является исчерпывающим. Коррупция существует во всех сферах общественной жизни и на всех ее уровнях. Именно поэтому важно понимать ее связь с другими явлениями, в том числе и с несущим опасность обществу.

    Коррупция тесно связана с другими видами преступной деятельности несмотря на то, что не все коррупционные деяния являются преступными. Эта связь не ограничивается взаимным влиянием поскольку коррупция способствует развитию других видов преступной деятельности. Связь коррупционной преступности с другими видами незаконной деятельности прослеживается через взаимодействия:

    • с организованной преступностью в части помощи через взятки, подкупы и запугивание с легализацией и проникновением в политику и избегания уголовной ответственности за совершаемые преступления;
    • с экономической преступностью в части получения разрешений на деятельность, которая может приводить к негативным последствиям для окружающей среды;
    • с налоговой преступностью в части не взыскания или взыскание в меньших объемах налоговых платежей за взятку;
    • с таможенной преступностью в части снижения таможенных сборов за взятку;
    • с преступностью, связанной с присвоениями и растратами в части заимствования необходимых денежных средств, находящихся в распоряжении в связи со служебным положением;
    • с неосторожной преступностью в части, к примеру, использования материалов, не подходящих по нормативам;
    • с иными видами преступной деятельности, например, экономическими.

    Процветание экономики невозможно при господстве коррупции, сопряженным с бедностью. Усугубляет положение сочетание коррупции в экономической и налоговой сфере. Плохое пополнение бюджета ведет к снижению уровня социального обеспечения наиболее незащищенных слоев населения. Коррупционная деятельность в экономической сфере стимулирует отток капитала в теневую сферу и препятствует вхождению иностранных инвестиций. Коррупция выступает в качестве главной причины низкой эффективности экономики. Коррупционные действия неизменно ведут к порождению новых случаев коррупции. Коррупция в государственном аппарате приводит к увеличению расходов и негативному влиянию на уровень жизни граждан. Не всегда ключевым моментом являются размеры взяток. Иногда большее значение имеет цель, преследуемая коррупционерами и взяточниками.

    Отношение к данному явлению и непосредственно к коррупционерам разное в разных странах. Там, где коррупция распространена повсеместно, присутствует даже уважительное отношение со стороны населения и правоохранительных органов. В основной массе западных стран отношение к этому явлению резко негативное, но при этом предприниматель, который не при каких обстоятельствах не пойдет на коррупционное деяние в своей стране, может с легкостью совершить нечто подобное в Азии или Африке.

    В экономической сфере с помощью взяток создаются лучшие условия хозяйственной деятельности, получаются незаконные конкурентные преимущества, в результате чего происходит вытеснение ценового механизма производственного регулирования. Самым распространенным механизмом подобных деяний является закупка по заниженным гос. ценам продукции с целью ее перепродажи по рыночной цене.

    В процессе распределения чиновниками льгот и разного рода разрешений и лицензий последними определяются получатели и стоимость подобных льгот и разрешений. Взятки могут приводить к получению лицензий лицами, не способными на надлежащем уровне выполнить возложенные на них при этом задачи. Большой объем правил и малое количество рычагов экономического влияния порождает огромное количество возможностей для коррупционной деятельности.

    Коррупция, характерная для тоталитарного общества отличается от коррупции в демократических государствах. Цены в тоталитарных странах отсутствуют, а номенклатура тоже имеет собственность. Существуют полностью коррумпированные тоталитарные государства, в которых уровни жизни представителей элит и простых граждан существенно разнятся.

    Может производиться искусственное сдерживание уровня производства с целью поддержания завышенных монопольных цен или поддержание экономической системы, которая способствует личному обогащению главы государства и/или элиты.

    Высокий уровень налогообложения является одним из самых распространенных видов вымогательства. Большое количество налогов и высокие ставки налогообложения приводят к высокому уровню взяточничества с целью неуплаты налогов, потому как это значительно сокращает производственные расходы. Отсутствие эффективных контролирующих органов в тоталитарных странах приводит к появлению все большего количества новых правил, стимулирующих предпринимателей к нарушениям. Чтобы поддерживать свое производство на плаву последние просто вынуждены прибегать к взяткам.

    В России и во многих других странах наблюдается особое положение коррумпированного мелкого чиновничества. В случае изобличения мелкого чиновника чаще всего происходит привлечение к админ. ответственности, а нередко они и вовсе избегает какой-либо ответственности, поскольку переводятся или уходят с должности по собственному желанию. Такого рода чиновники занимаются взяточничеством с целью улучшения материального положения, поскольку абсолютное большинство признает, что даже в случае полной отдаче на работе не могут удовлетворять свои базовые потребности материального характера. Также наблюдается тенденция по росту коррупции в учебных заведениях. Это связано с тем, что деятельность научного характера не способна обеспечивать материальные потребности учителей, преподавателей и научных работников.




    Введение
    1.Понятие коррупции
    2. Формы коррупции
    3.Классификация коррупционных деяний и основные источники коррупции
    4.Статистика коррупционных преступлений в России
    5.Ответственность за коррупцию и ее противодействие
    Заключение
    Список использованных источников
    Введение

    2. Формы коррупции

    3.Классификация коррупционных деяний и основные источники коррупции

    4.Статистика коррупционных преступлений в России

    По подведенным в конце 2018г. статистическим подсчетам с 2011 коррупционными преступлениями был причинен ущерб на сумму 123 млрд. руб. В течение восьми лет на рассмотрение в судебные органы передано свыше 71000 подготовленных уголовных дел по обвиняемым в коррупционных действиях. Из этого числа 11600 УД касаются случаев мошенничества, 12000 связаны с получением взятки, и 25000 – с ее дачей. Помимо этого, порядка 3500 дел имели сопутствующие нарушения – злоупотребление полномочиями, порядка 3000 возникли по причине служебного подлога, около 2500 дел касались превышения полномочий и коммерческого подкупа. 453 были заведены относительно совершения преступлений организованными группами и преступными сообществами. В предпринимательской сфере совершено свыше 55000 преступлений, более 27000 относятся к науке и образованию. В сфере социального обеспечения и в здравоохранительной системе – свыше 19000 случаев. Финансовая деятельность – примерно 11000 случаев коррупции, квалифицируемых в рамках УК РФ. В 2018г. на территории РФ выявлено случаев взяток на сумму 1,8 млрд. руб. Согласно статистике, средняя сумма взятки составляет 610000 руб. Подозреваемыми в совершении нарушений коррупционного законодательства стало больше 1000 чиновников. [8]

    5.Ответственность за коррупцию и ее противодействие

    За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.[1] [2][3][4][5][6][7][9][11]
    Противодействие коррупции –это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

    Итак, коррупция в России представляет собой опасное явление. Ежегодно выявляется боле тысячи преступлений коррупционной направленности. Несмотря на существующие нормы права и законодательства о противодействии коррупции, преступлений этой направленности не становится меньше. В связи с этим, является необходимым ежегодный пересмотр законодательства и ужесточения наказаний за коррупционные преступления. К ужесточению наказаний следует отнести: увеличение срока отбывания наказания за данные правонарушения, а также применять увольнение в отношении чиновников, пойманных на взятке, так как в настоящее время действующее законодательство достаточно лояльно относится к чиновникам, а это в последствии только приведет к росту коррупционных преступлений.

    Список использованных источников


    В статье рассматриваются некоторые вопросы о коррупции и криминологической характеристике коррупционных преступлений на основе международных правовых актов и анализа российского законодательства в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов и авторского понимания о преступлениях указанной категории.

    Ключевые слова: коррупция, криминологическая характеристика, коррупционные преступления, международные правовые акты, российское законодательство, официальная статистика, анализ, подходы.

    Вопросам анализа коррупции в Российской Федерации [21] (далее — РФ, России), криминологической и уголовно-правовой характеристики коррупционных преступлений [23] посвящено немало публикаций. В тоже время актуальность криминологических и уголовно-правовых вопросов о коррупционных преступлениях не становится меньше, а поэтому предметом данного исследования будут некоторые вопросы о коррупции и криминологической характеристике коррупционных преступлений.

    Как известно для многих стран мира коррупция в органах власти и экономической деятельности является одной из актуальных проблем. При этом влияние коррупции в этих странах настолько возросло и продолжает нарастать, что в ряде случаев оно достигает угрожающих размеров и сопоставимо со значительной частью госбюджета стран.

    Таким образом, к коррупционным преступлениям следует относить достаточно широкий круг общественно опасных деяний, квалифицируемых по различным статьям Особенной части УК. При этом уголовно-правовой анализ коррупционных преступлений требует самостоятельного исследования.

    Как известно в науке криминологии, признавая структурный характер преступности, принято выделять и классифицировать преступления по различным основаниям (критериям).

    В литературе дается достаточно много научных понятий коррупционных преступлений. В общем виде под коррупционными преступлениями понимаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния и предполагающие незаконное использование лицом своего служебного положения или незаконное предоставление выгоды лицу, обладающему публичным статусом, совершаемые с прямым умыслом и целью получения выгоды для себя или других лиц. Следовательно, коррупционная преступность — это совокупность коррупционных преступлений, совершенных лицами за определенное время и на конкретной территории.

    В науке криминологии изучение преступности, ее состояния, динамики и структуры, особенностей и различий отдельных видов преступлений, выявление причин и условий преступности — это первоначальные этапы криминологического исследования для последующего анализа личности преступника и организации борьбы с преступностью [6, с. 834].

    В свою очередь, криминологическая характеристика отдельных видов преступности, в том числе и коррупционных преступлений, включает в себя следующие элементы: 1) состояние, динамика, удельный вес, структура, уровень латентности и т. д. рассматриваемого вида преступности и ее отдельных групп; 2) причины и условия, способствующие совершению преступлений; 3) криминологическая характеристика личности преступника; 4) меры предупреждения и профилактики преступлений. Указанные элементы криминологической характеристики коррупционных преступлений и будут предметом данного исследования.

    Криминальная обстановка в России, в том числе в виде коррупционной составляющей, свидетельствует, что в последние годы по официальным данным наблюдается тенденция к снижению регистрируемых преступлений, как в целом, так и коррупционных преступлений. Вместе с тем по экспертным оценкам в официальной статистике отражается только одна пятая (или десятая) часть совершаемых преступлений данной категории. Все это порождает недоверие граждан к деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов, а также к правовому нигилизму и неполному выполнению государством в целом правоохранительных функций.

    Это подтверждает и общественное мнение о масштабах коррупции в России. Более 60 % респондентов в социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности РФ, а свыше 70 % согласны с утверждением о том, что Россия может быть причислена к числу коррумпированных государств [4].

    Криминологическая характеристика коррупционной преступности представляет комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных причин, детерминирующих как отдельные коррупционные преступления, так и в совокупности с другими преступлениями корыстного, организованного и иного характера, и состоит из разноплановых и многочисленных факторов [5, с. 388].

    К причинам коррупционной преступности в России принято относить [11]: нестабильность в экономике, зависящая от политических и внешних факторов; инфляционные и кризисные процессы; проникновение организованной преступности в государственные органы и легальный бизнес; материальная необеспеченность чиновника, идущего на поборы и взятки ради удовлетворения собственных нужд и своей семьи; отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать сверхдоходы, а также добиваться успеха не работой, подкупом; непомерное количество чиновников, что снижает возможность их высокой оплаты; коррупция в правоохранительных органах; низкий уровень антикоррупционной культуры населения, должностных лиц, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, их правосознания; недостаточно эффективное взаимодействие правоохранительных органов с другими государственными органами по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию коррупционных преступлений и правонарушений; недостаточное информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов по организации борьбы с коррупционными правонарушениями; отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с коррупцией и др.

    Следующим криминологическим элементом коррупционной преступности является криминологическая характеристика личности преступника. Общепризнано, что личность преступника включает совокупность индивидуальных свойств и качеств, обуславливающих совершение преступления, в котором проявляется антиобщественная направленность его поведения [5, с. 390].

    Проведенные криминологические исследования в части личности преступников-коррупционеров показывают следующую их структуру: работники министерств, ведомств и других исполнительных органов на федеральном, региональном и местном уровнях — 40 %; работники правоохранительных органов — 25 %; работники медицинских, образовательных и социальных организаций — 20 %; работники контролирующих, налоговых и таможенных служб — 12 %; депутаты различных уровней — 1 %; иные лица — 2 % [14].

    Безусловно, предложенный перечень коррупционных сфер жизни российского общества является примерный. При этом коррупция пронизывает практически все сферы общества и его уровни, а поэтому требует исследовать ее взаимосвязи с другими социальными явлениями, в том числе с коррупционными преступлениями.

    Заключительным элементом криминологической характеристики коррупционной преступности является определение мер по противодействию коррупции, предупреждению коррупционных преступлений.

    Как отмечалось выше, за последнее время под эгидой ООН и Совета Европы приняты многочисленные международные правовые акты (конвенции, декларации, резолюции) по борьбе с коррупцией. Советом Европы создана международная организация Группа государств по борьбе с коррупцией (далее — ГРЕКО). Россия является членом группы ГРЕКО с 2007 года. Основной целью ГРЕКО является оказание помощи странам-участницам в борьбе с коррупцией. При этом ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства и контролирует соответствие практики этим стандартам [28].

    Россия, осуществляя международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, проводит в соответствии с антикоррупционными стандартами, как на законодательном, так и на практическом уровне работу по противодействию коррупции.

    В тоже время, как следует из комментариев в средствах массовой информации, а об этом свидетельствует и правоприменительная практика последних лет, в России предметом расследования становятся уголовные дела по общественно резонансным коррупционным злоупотреблениям (например, в Федеральном космическом агентстве о растрате средств на развитие системы навигации ГЛОНАС (дело Роскосмоса), в Министерстве обороны (дело Оборонсервиса), в сферах сельского хозяйства (дело Росагролизинга) и рыболовства (дело Росрыболовства), приватизации и регистрации недвижимости (дело Рсреестра), ремонта и обслуживания Саяно-Шушинской ГЭС (дело РусГидро) и др.). При этом суммы причиняемого коррупционерами ущерба исчисляются миллиардными цифрами, а коррупционные преступления не являются единичными.

    Автор разделяет научный подход, что в качестве общего начала противодействия коррупции необходимо исключать использование коррупции как средства становления и развития новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений, а также пресекать легализацию (отмывание) и приумножение криминальных капиталов [22].

    При этом специальными мерами предупреждения коррупции и коррупционных преступлений называются [22]: установление высокого материального содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни; повышенный контроль за доходами и расходами государственных и иных категорий служащих, за кадровой политикой; обеспечение безопасности лиц (а также их семей), осуществляющих борьбу с коррупцией, коррупционной преступностью; введение режима служебного использования государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности; производство всех выплат из бюджетной системы РФ только на основе закона и т. д.

    В свою очередь организация борьбы с коррупционной преступностью должна базировать на [22]: постоянном анализе изменений коррупции и ее причин; мониторинге коррупционных преступлений в целом и отдельных их видов; антикоррупционном воспитании, образовании и пропаганде; определении стратегии и тактики борьбы с коррупцией с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, системы правоохранительных органов; основе законодательства, а не подзаконных актов; проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; разработке комплексных целевых антикоррупционных программ в РФ и ее субъектах, контроле их исполнения; мониторинге антикоррупционных нормативных правовых актов и программ, использовании зарубежного опыта; специализированной подготовке кадров и создании в правоохранительных органах специальной службы (например, Федеральной службы по противодействию коррупции); ротации государственных служащих (перемещение их внутри структуры), которая позволяет снизить межличностные связи и разрушить групповую, профессиональную солидарность; использовании помощи различных институтов гражданского общества и населения; оказании государственной поддержки по созданию и функционированию антикоррупционных общественных объединений; опубликовании отчетов о реализации мер антикоррупционной политики и программ; систематической оценке результатов работы и корректировке мер и др.

    Таким образом, на основе международных правовых актов и анализа российского законодательства в области противодействия коррупции, официальной статистики и научных подходов о коррупционных преступлениях, а также авторского понимания рассмотрена криминологическая характеристика преступлений данной категории.

    5. Жадан В. Н. Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 387–393.

    6. Жадан В. Н. Некоторые подходы к анализу причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 834–838.

    13. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. — М.: БЕК, 1998. — 566 с.

    15. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. — 3е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 912 с.

    16. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 1999. — 608 с.

    17. Петров С. С. Криминология: Учеб. пособие. — М.: РИОР, 2009. — 88 с.

    21. См.: Абашидзе А. Х. Национальные и международные меры в борьбе против коррупции // Юрист-международник. — 2007. — № 2. — С. 2–10; Гуцев П. Ю. Конституционные основы противодействия коррупции в России // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 12. — С. 9–12; Давитадзе М. Д. Коррупция: вид, причины и последствия // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью: сб. науч. ст. / под ред. Н. Г. Кадникова и М. М. Малыковцева. — М., 2009. — С. 47–62; Жадан В. Н. Политика государства в целях борьбы с коррупцией в сфере образования // Педагогика и современность. — 2013. — № 6. С. — 120–128 и др.

    25. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 03.02.2015 № 7-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

    Основные термины (генерируются автоматически): преступление, Россия, коррупция, криминологическая характеристика, противодействие коррупции, коррупционная преступность, официальная статистика, научный подход, организованная преступность, государственная власть.

    Похожие статьи

    Криминологическая характеристика коррупции

    Криминологическая характеристика коррупции. Автор: Головченко Антон Владимирович.

    Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, коррупция, коррупционная преступность, орган, местное самоуправление, лицо, государственная.

    Современные криминологические особенности и проблемы.

    Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности. Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков: криминологические и уголовно-правовые аспекты.

    Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

    Под коррупцией (от лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще. [1,с.369].

    Криминологическая характеристика коррупции.

    О коррупции и преступлениях коррупционного направления говорят и пишут очень много, и основное

    Криминологическая характеристика женской преступности.

    Криминологическая характеристика коррупции

    Криминологическая характеристика коррупции. Автор: Коновалова Олеся Михайловна.

    К коррупционной преступности ученые относят только часть такого явления как коррупция.

    Коррупционное преступление | Статья в журнале.

    Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

    Коррупционное преступление. Автор: Саатова Берлант Адлахамитовна.

    Основополагающие принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения.

    Причины и условия совершения коррупционных преступлений.

    коррупционная преступность, Россия, коррупция, служащий, Российская Федерация, причина, причина преступности, получение взяток, дача взятки, III.

    Криминолого-психологическое исследование личности.

    Традиционно коррупцией считают преступную деятельность в органах государственной власти

    Характеристика лиц, совершивших коррупционные преступления, включает два относительно самостоятельных и существенно различающихся криминологических портрета.

    Коррупция в статистике современной России | Статья в журнале.

    Коррупция в статистике современной России. Автор: Корниленко Юлианна Александровна.

    По данным статистики МВД России с января по сентябрь 2017 года выявлено 18969 преступлений коррупционной направленности, из которых 5596 совершены в крупном и.

    Похожие статьи

    Криминологическая характеристика коррупции

    Криминологическая характеристика коррупции. Автор: Головченко Антон Владимирович.

    Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, коррупция, коррупционная преступность, орган, местное самоуправление, лицо, государственная.

    Современные криминологические особенности и проблемы.

    Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности. Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков: криминологические и уголовно-правовые аспекты.

    Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

    Под коррупцией (от лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще. [1,с.369].

    Криминологическая характеристика коррупции.

    О коррупции и преступлениях коррупционного направления говорят и пишут очень много, и основное

    Криминологическая характеристика женской преступности.

    Криминологическая характеристика коррупции

    Криминологическая характеристика коррупции. Автор: Коновалова Олеся Михайловна.

    К коррупционной преступности ученые относят только часть такого явления как коррупция.

    Коррупционное преступление | Статья в журнале.

    Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

    Коррупционное преступление. Автор: Саатова Берлант Адлахамитовна.

    Основополагающие принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения.

    Причины и условия совершения коррупционных преступлений.

    коррупционная преступность, Россия, коррупция, служащий, Российская Федерация, причина, причина преступности, получение взяток, дача взятки, III.

    Криминолого-психологическое исследование личности.

    Традиционно коррупцией считают преступную деятельность в органах государственной власти

    Характеристика лиц, совершивших коррупционные преступления, включает два относительно самостоятельных и существенно различающихся криминологических портрета.

    Коррупция в статистике современной России | Статья в журнале.

    Коррупция в статистике современной России. Автор: Корниленко Юлианна Александровна.

    По данным статистики МВД России с января по сентябрь 2017 года выявлено 18969 преступлений коррупционной направленности, из которых 5596 совершены в крупном и.

    Читайте также: