Доклад на тему командный менеджмент

Обновлено: 16.05.2024

Командный менеджмент как подход в управлении, появился на рубеже 80-х-90-х годов. Это, прежде всего, было реакцией на возрастающую конкуренцию и необходимость повышения эффективности деятельности компаний. Рост масштабов ведения бизнеса также способствовал освоению новых форм управления. Командный менеджмент (team management) отражал насущную необходимость компаний в создании оптимальной формы организации для решения бизнес-задач в новых, быстроизменяющихся условиях. Ежегодно Fortune составляет список самых привлекательных с точки зрения трудоустройства компаний США и мира. Большинство компаний в этом рейтинге включают в бизнес-стратегию ''ориентацию на сотрудничество'' и ''поощрение командной работы на самом высоком уровне управления''. Командный менеджмент – это направление теории и практики управления организацией, опирающееся на комплексное и конструктивное использование командных эффектов (Институт Тренинга, 2006).

Теория и практика командного менеджмента предполагает участие работников в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, коллективную ответственность, повышающую индивидуальную ответственность за результаты труда, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов.

Под командными эффектами в бизнесе мы понимаем конкурентные преимущества, создаваемые путем системного формирования и развития команд в организации на всех уровнях структуры и межфункционального взаимодействия (Институт Тренинга, 2005).

Каковы следствия устойчивых командных эффектов в организации?

1. Согласованность в действиях сотрудников всех уровней структуры в ситуациях:

· Неопределенности способа действия.

2. Высокая управляемость, основанная на индивидуальной и коллективной ответственности.

3. Высокая скорость внедрения.

4. Лояльность и приверженность менеджменту:

· Снижение текучести кадров;

· Развитие компетенций состава, за счет наставничества и добровольного взаимообучения;

· Снижение затрат на адаптацию персонала;

· Снижение субъективной значимости постоянной части компенсационного пакета.

5. Повышается вероятность принятия более проработанных и качественных решений.

6. Надежность (особенно в случае форс-мажорных ситуаций) при общем снижении затрат на контрольные функции:

· снижение зависимости от отдельных сотрудников (в том числе, руководителей всех уровней);

· повышение самоорганизации, самоконтроля;

· групповой контроль (линия контроля внутри группы жестче, чем контроль внешней среды).

8. Инициатива в создании новых стандартов, путей оптимизации, поступающая от членов команды.

Остановимся более подробно на том, что совершают современные организации для создания и развития команд в организациях.

Во-первых, эти шаги связаны со структурными изменениями внутри организации. Это реакция на повышение неопределенности и изменчивости внешней среды.

В статье рассмотрено создание команды в целях повышения эффективности участников команды в целях продуктивной работы предприятия.

Ключевые слова

Текст научной работы

Важнейшее из условий продуктивной работы предприятия это создание успешной команды. Главной задачей команды является поиск новых путей самосовершенствования в рабочей сфере и более эффективное выполнение командной работы. Многими исследованиями доказано, что командная работа значительно влияет на поведение, производительность труда, так же повышается продуктивность предприятия. Грамотно подобранная команда положительно влияет на повышение производительности предприятия и рабочей силы.

Работа в команде требует высокую степень информативности и самоуправления каждого члена группы. Благодаря различным умениям каждого участника команды, задачи, поставленные руководителем, выполняются более качественно, с наименьшими временными затратами.

Команда - это небольшая группа людей, с различными умениями и навыками, собранная для взаимодействия и совместного решения поставленных задач, в целях повышения производительности труда.

В команде тренируются как профессиональные, так и личностные качества каждого ее участника, это приводит к увеличению производительности не только работников, но и всего предприятия в целом. Необходимость создания команды возникает с самого начала работы предприятия. Работа команды приводит к заметному увеличению производительности, так как общая работа требует больших профессиональных навыков со стороны участников группы.

Командный менеджмент – это современный подход, к созданию команд, основанный на совместном участии работников с руководителем в управлении организацией, а так же использование руководителем потенциала каждого работника или группы в целом.

Команда заметно увеличивает умения организации к выживанию и процветанию, за счет личных особенностей каждого участника, в неустойчивых современных условиях. Команда владеет потенциальными возможностями:

  • ведение работы по правилам, составленным на предприятии, неформальным способом;
  • повышение коммуникабельности, производительности, использование возможностей каждого сотрудника;
  • увеличение конкурентоспособности организации.

При выполнении поставленных предприятием задач, группа намного быстрее и эффективней достигнет цели. Поэтому для решения сложных задач на предприятии создают команды, то есть группы, способные работать эффективно. Но минус в том, что участникам больших групп сложнее взаимодействовать друг с другом.

Работа в команде так же может быть трудной и непродуктивной. Тяжёлая работа, отсутствие сплоченности и недостаточный успех, в выполнении поставленных задач, нередко ведут к тому, что группа распадается еще до того, как использованы все шансы для развития производительной команды.

Группы со временем из малообученных дилетантов превращаются в высокопроизводительные команды, при условии, что они на каждом этапе развития повышают свой потенциал в области организации, квалификации и кооперации, так же появляется личная заинтересованность в развитии группы. Таким образом, группы становятся командами. Команды легко адаптируются благодаря матричному принципу внутреннего устройства: отдельные подгруппы создаются под поставленную задачу и легко могут быть переформированы.

Управление группы с такой субкультурой связано с необходимостью создания рациональной структуры, обеспечения высокой степени профессионализма сотрудников, сложностью достижения оптимального соотношения внешнего контроля и независимости рабочей подгруппы. Руководитель должен быть гибким и уверенным в себе и в своих сотрудниках. Влияние в команде основано не на статусе или положении, а на профессионализме и компетентности.

В команде принято развивать такие способности ее членов, как возможность совершенствования в любом аспекте командной деятельности и ценность постоянного развития.

Выделяют четыре этапа развития команды.

Первый этап – это адаптация, которая характеризуется как этап анализа задач и взаимного информирования. На этом этапе участники группы ищут оптимальные способы решения поставленных задач. Взаимодействие участников медленно, но неуклонно ведут к образованию диад, наступает стадия зависимости и проверки, которая предполагает ориентирование участников группы относительно характера действий друг друга, и поиск взаимовыгодного поведения в группе. Сначала участники команды собираются с настороженным чувством и чувством принуждённости. Эффективность сложившейся группы на начальном этапе будет низка по причине малой доверчивости друг к другу.

Третий этап – он характерен появлением принципов взаимодействия группы и закрепляется либо коллективная работы, либо внутригрупповая коммуникация. На этом этапе полностью исчезает интергрупповая активность. Процесс становления хорошо подготовленной, сплочённой, в психологическом и организационном отношении, группа может превратиться в группу-автономию, для которой свойственна замкнутость на своих целях, эгоизм.

Четвертый этап – этот этап можно рассматривать, с точки зрения деловой активности, как стадию принятия решений, где для успешного принятия решений пользуются конструктивными попытками. С образованием ролевой структуры команды связана функционально-ролевая соотнесенность, которая является своеобразным резонатором, благодаря которому проигрывается групповая задача. Команда готова разрешения и проявления конфликта. Здесь считается разнообразие подходов и стилей к решению задачи. Группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, у которой высокая подготовленность. На этом этапе команда, от только формирующей группы, отличается психологическим и организационным единством.

В командной работе задаются только те порядки, которые устанавливаются решаемой задачей или руководителем, который следит за всем процессом работы, поддерживает порядок и генерирует обеспечение. Решаемая задача также может ограничивать участников команды при раздаче ролей и совместной работе. Руководитель осуществляет контроль, задаёт и поддерживает порядок принятия поставленных решений.

Следовательно, руководитель и участники команды, по ходу совместной работы составляют правила для осуществления поставленной задачи. При таких условиях главным назначается тот человек, который обладает определенными навыками и умениями, в следствии чего на такого человека возложена ответственность по созданию и совершенствованию команды, и контроль за выполнением работы над поставленной задачей.

Группы становятся производительными командами, только если они будут развиваться и повышать свой потенциал в области организованности, квалифицированности и кооперативности.

По исследованиям специалистов в области управления, представления о команде находятся для каждого участника команды в неком определённом понятии, в которое верят все участники команды – это её главное назначение. В главном назначении команды включаются элементы, связанные с победой, первенством, прогрессом. Здесь наблюдается различие главного назначения от целей команды. Цели команды позволяют ей следить за своим прогрессом по пути к успеху, а главное назначение представляет из себя нечто большее по своей характеристике и дает всем конкретным целям энергию и смысл. Ни одна группа не будет командой, пока она не согласится с тем, что она подотчетна как команда. По вынужденному фактору общая отчётность возникнуть не может, но при делении общего назначения, подходов и целей у команды отчетность появится как нечто естественное.

Следовательно, группа людей становится командой только тогда, когда отношения в группе построены на уважении, взаимопомощи и взаимовыгоде. Поэтому при создании команды всегда учитываются личные качества каждого участника.

Создание команды – это тяжелый труд, требующий хорошего и высокого опыта в сфере управления. Важно создать условия для комфортной работы сотрудников. В наше время невозможно создать предприятие без команды. Для достижения успеха предприятия, необходимо формирование хорошей, квалифицированной команды. Можно сказать, что в наше время главным для развития предприятия является работа команды. От квалификации участников группы, их деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят эффективность и перспективы развития предприятия. Главным фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена работать на совокупный и заданный результат. Особое место в достижение результативности работы команды является самосовершенствование. Самостоятельное совершенствование команды позволяет начинающим и уже состоявшимся предприятиям сделать прорывные результаты, занимая достойное место на рынке. Работа в командах актуализирует внутренние человеческие и организационные ресурсы, как в коммерческой, так и некоммерческой сферах.

Современный менеджмент все чаще старается использовать в своей работе командные методы. Жесткая административная система, так хорошо себя зарекомендовавшая в управлении крупными индустриальными предприятиями, сегодня оказывается мало применима.

Причин тому две:

• резко возросшая скорость изменения внешней среды, в которой приходится работать организациям

• существенное повышение доли творческого труда сотрудников.

Необходимость быстро реагировать на внешние изменения, накладываясь на возросшую сложность ведения бизнеса (для успешного им управления теперь требуется очень глубокое знание многих дисциплин), вынуждает компании нанимать для своего управления специфические группы высококлассных специалистов.

Наиболее эффективно эти специалисты работают в том случае, если отношения внутри группы удается выстроить таким образом, чтобы они образовали управленческую команду.

Таким образом, для тех компаний, которые в силу специфики собственной деятельности или в силу специфики тех рынков, на которых им приходится работать, вступили в постиндустриальную эру, крайне важным становится вопрос алгоритмов создания таких управленческих команд и рецептов дальнейшего повышения их эффективности. Для многих компаний решение этих вопросов становится фактором их выживания.

Управленческая команда — группа людей, члены которой образуют верхушку управленческой пирамиды компании (группа топ-менеджеров во главе с генеральным директором или другим должностным лицом, выполняющим его функцию) и при этом образуют полноценную команду.

Команда – это социальная группа, члены которой доверяют своему лидеру.

Цель работы – сформировать представление о командном менеджменте и эффективности управленческих решений

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Список использованной литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М., 1991.- 455c.

3. Загородников С.И. Теория организации. М.: Проспект, 2006. – 511с.

4. Долгов М.И. Развитие командного менеджмента в организации [Электронный документ]

5. Долгов М.И.Командный менеджмент в России. Методы формирования и развития командных эффектов в организации [Электронный документ]

6. Никонова С.А. Оценка эффективности деятельности управленческих команд//Управление развитием персонала – 2007. — № 3.- с.12-14.

7. Перегудин К.И.Командный подход в управлении: российская практика//Человек и труд -2008. — № 7.- С.15-16.

8. Танаев В., Карнаух И. Практическая психология управления. М.:Инфра-М., 2003. – 521с.

10. Управление организационными изменениями. Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства [Электронный документ]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Командный стиль работы (командообразование)

как фактор эффективности совместной деятельности

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны .

Введение. Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе в условиях модернизации, ориентируют руководителей – менеджеров ОУ на поиск новых, эффективных путей управления школой. Современные эксперты считают, что третье тысячелетие – это время команд. Многократно увеличились темпы нашей жизни, в разы возросли информационные потоки, постоянно расширяются экономические пространства. Все это приводит к тому, что один человек уже не может эффективно управлять организацией, быстро реагировать на все изменения. Как современный бизнес требует профессиональных управленческих команд, так и современная школа требует, чтобы ею управлял, в ней работал сплоченный коллектив единомышленников.

Ставя перед собой и членами педагогического коллектива(разного по возрасту, образованию, стажу категории, преподаваемых предметов, интересов, творческих способностей (слайд) цели и задачи, определяя приоритетные направления развития ОУ, (слайд) в условиях быстрых перемен, новых взглядов на проблемы, при необходимости работать вместе над реальными заданиями, принятии коллективных решений, в выявлении сильных и слабых сторон, мы определили ведущую роль в достижении общих результатов - Командная работа

В научной литературе специалисты по командообразованию приводят различные формулировки термина «команда. Проанализировав многие из них, и отбросив, малосущественные мы пришли к выводу, что под командой чаще всего понимают небольшое количество людей – автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним цели и задачи .(слайд - команда)

Командное строительство позволяет добиться реализации командных преимуществ на нескольких уровнях, показанных на слайде.

Все члены коллектива обладают такими качествами, способствующими эффективной работе в команде как

_ Энергия и желание работать

_ С пособность к творчеству, способность предлагать новые решения, находить

_ Нацеленность на достижение результата.

_ Устойчивость, сопротивляемость.

_Лидерство. Навыки эффективного общения

Таким образом, Определив алгоритм формирования команд, (слайд – схема),были определены 2 команды по реализации одного из направлений развития школы: внедрение ФГОС НОО, подготовка к ФГОС ООО.(слайд), в каждой из которых определены конкретные, количественные и качественные цели и задачи, основные мероприятия, имеющие важное значение для жизнедеятельности школы в целом.

Определив Правила игры для успешной работы в команде:

все отвечают за работу всего коллектива, а не за ту часть, которую выполняет

каждый, при этом все созданное является заслугой команды в целом;

не существует авторского права на вносимые в общее дело идеи, а также права на

оценку результатов каждого.

Все ощущают свою принадлежность к команде и гордость за то, что они вносят свой вклад в общее дело;

готовность к сотрудничеству, душевную открытость по отношению к мнению других и к новым идеям .(слайд)

Таким образом, пройдя 4Фазы развития команды от

Фазы

1

2

3

4

Внутренний вопрос каждого члена группы

Могу ли Я/можем ли мы это сделать?

Мы не можем этого сделать, потому что…

Мы сможем это сделать,

В результате первичный коллектив становится первоклассной командой . Я смело могу сказать, что коллектив нашей школы является КОМАНДОЙ в этом понимании. Она прошла все этапы формирования, эволюцию от рабочей группы до команды высшего качества

Легче всего объяснить суть каждой из ступеней развития команды на основе простых математических операций

Рабочая группа 1+1=2

Рабочая группа достигает результата, равного сумме стараний каждого из участников. Они используют общую информацию, обмениваются идеями и опытом, но каждый несет ответственность за свою работу независимо от результатов деятельности других членов группы.

Потенциальная команда 1+1=2

Это как бы первая ступень в преобразовании рабочей группы в команду. Основными условиями будут выступать: количество участников (6-12), наличие ясной цели и задач, совместный подход к их достижению.

Реальная команда1+1=3

В ходе своего развития (естественного или специально ускоренного) члены команды становятся решительными, открытыми, преобладает взаимопомощь и поддержка друг друга, и растет эффективность деятельности. Положительным эффектом также может быть влияние их примера взаимодействия в группе на другие группы и организацию в целом.

4. Команда высшего качества1+1+1=9

Такая команда характеризуется

высоким уровнем навыков командной работы

разделением лидерства, ротацией ролей

высоким уровнем энергетики

своими собственными правилами и нормами

заинтересованностью в личностном росте и успехе друг друга

Неограниченной интенсификации труда : для членов команды не существует нормированного рабочего дня; команда нормирует свой рабочий день сама в зависимости от темпов достижения поставленной цели.

Сокращения потерь рабочего времени путем достижения высокой степени организации труда внутри команды: взаимозаменяемость, повышенная личная инициатива, конструктивная коммуникация, рациональное распределение ролей, работа на опережение.

Использование корпоративных форм принятия решений, что еще более повышает мотивацию и самоотдачу всех членов команды.

Показатель

Содержание

Команда профессионалов способна быстро и эффективно решить задачу, на которую обычно уходит значительное время.

В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки

В команде не требуется специальный менеджер, координирующий работу членов команды. Каждый из членов гибко участвует в координации работ.

Наличие команды создает выгодный имидж, вызывая доверие

Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена команды.

Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом.

Что мы понимаем под эффективностью? Только ли достижение поставленных целей? Как индивидуальные достижения членов команды согласуются между собой? Как личное удовлетворение членов команды способствует ее эффективности?

К основным элементам эффективной работы команды относят:

- удовлетворение личных интересов членов команды;

- успешное взаимодействие в команде;

- решение поставленных перед командой задач.

Эффективность команды зависит также от следующего шага - от того, что произойдет после достижения поставленных целей. Подводя итог сказанному, можно отметить, что благодаря хорошо организованной работе команды достигнуты следующие результаты (слайд)

Грамотно сформированная команда устойчива к внешним воздействиям, она становится единым организмом, который способен гибко реагировать на изменения и ситуации.

Читайте также: