Миграционная ситуация в россии 2021 доклад

Обновлено: 02.07.2024

В последнее время граждане РФ обеспокоены увеличением числа иностранцев, которые стремятся улучшить экономическое положение и жизнь своих близких. В связи с этим Россия испытывает проблемы и пытается решить их на законодательном уровне. С чем приходится бороться местным властям и какие пути решения разработаны по мигрантам в России?

Основные проблемы миграции, возникшие от наплыва трудовых мигрантов в РФ

1. Рост преступности, контрабанда наркотиков и оружия, нелегальное использование и подделка денежных средств, терроризм.

2. Увеличение числа безработных граждан. Однако больше всего в этом виноваты недобросовестные предприниматели, которые отняли рабочие места у местного населения и используют нелегалов, платя им копейки за малоквалифицированный труд.

3. Культурные проблемы связаны, прежде всего, с недостаточным образованием мигрантов. У них возникают трудности с местным населением. Они создают этнические группировки и продолжают традиции своего народа. Некоторые объединения носят криминальный характер. Единственный плюс от общения с мигрантами – изучение новых культурных традиций, языка и создание интернациональных семей.

4. Внутренняя миграция. Упадок производства в небольших населенных пунктах вынудил работоспособных российских граждан переехать в крупные города в поисках лучшей жизни. За свой труд они получают мизерные зарплаты, которыми вполне довольны иностранцы. Небольшие города и поселения продолжают вырождаться.

5. Внешняя миграция. Из-за отсутствия рабочих мест в РФ, специалисты высокого класса вынуждены искать работу в США, Канаде и других развитых европейских странах. Для того чтобы занимать достойную должность в престижной компании, им приходится преодолевать жесткую конкуренцию.

Разрешение проблем миграции

Российское Правительство для борьбы с мигрантами усилило миграционное законодательство. Прежде чем приехать на заработки граждане ближнего зарубежья должны:

– сдать экзамен по русскому языку;

– знать историю и основы права РФ;

– иметь разрешение на работу на территории проживания.

Вводя новые меры, государство намерено не только ужесточить приток мигрантов в Россию, но и значительно пополнить свой бюджет. За нарушение миграционной политики нелегалам грозит депортация. Также в законодательстве предусмотрены огромные штрафы для работодателей, которые незаконно привлекают к труду иностранцев.

Для поддержки своих граждан Российское Правительство сформировало следующие стимулирующие мероприятия:

– для работодателей, которые приглашают на работу россиян из других областей, предусмотрены выплата субсидий и уменьшение налогов;

– разработана программа по переселению соотечественников;

– для граждан на сайте Правительства РФ имеется информация и телефоны по миграции населения.

Существующие проблемы с миграцией показали, что одних запрещающих мероприятий недостаточно. Необходимо оказывать содействие странам – поставщикам: инвестировать денежные средства в науку и образование, развивать информационные технологии.

Вопрос миграции на сегодняшний день является одним из самых животрепещущих не только в Российской Федерации. Им озабочено большинство мировых держав, включая и те, которые расположены на других континентах. Основной причиной данного явления, происходящего в современном обществе, являются военные действия, которые влекут за собой угрозу жизни, низкий уровень жизни и безработицу. Миграционные процессы в России имеют свои закономерности и особенности, о которых будет нелишним рассказать.


Что подразумевает термин

Сама по себе миграция оказывает довольно положительное влияние на развитие общества; по большому счету, она выполняет важные функции, которые выражаются в:

  • равномерном перераспределении трудовых ресурсов;
  • преодолении существенных отличий в уровне жизни граждан;
  • взаимном обогащении культур;
  • решении демографического кризиса.

Немного истории

Миграционные процессы в современной России берут свое начало еще в бывшем Союзе Социалистических Республик, точнее, в процессах после его распада. Именно в тот момент граждане уже несуществующего государства были вынуждены покинуть одну территорию, чтобы обосноваться на другой и не оказаться отрезанными от своих родственников.

Кроме того, дальнейшее экономическое и политическое развитие вновь образовавшихся государств, которые некогда были братскими республиками, происходило с разной интенсивностью и сопровождалось разными процессами, которые не всегда заканчивались мирными демонстрациями.

В результате такого неравномерного становления возникла ситуация, когда одни республики оказались менее развитыми и пригодными для жизни, чем другие. Это обусловило большой поток мигрантов в РФ из таких, к примеру, стран, как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, чьи граждане покидают родные дома в поисках работы и возможности обеспечить свою семью.

В силу такого большого интереса к Российскому государству управление миграционными процессами в России стало необходимой и неизбежной мерой для предотвращения кризисной ситуации.

На сегодняшний день перемещение граждан происходит в четырех направлениях:

  • в Россию из ближнего зарубежья;
  • в Россию из дальнего зарубежья;
  • в ближнее зарубежье из РФ;
  • в дальнее зарубежье из РФ.

Важно отметить, что приток иностранных граждан из близлежащих государств занимает лидирующую позицию в этом процессе.







Миграция: основные понятия

Основу миграционных потоков составляют переезды на короткие расстояния: из села в город или из одного региона в другой. Кстати, один из законов Э.Г. Равенштейна, одного из первых теоретиков миграции, гласит, что прирост в больших городах обеспечивается не столько естественной рождаемостью, сколько приезжими.

Процесс въезда в страну называют иммиграцией, когда же граждане покидают пределы государства, они эмигрируют.

Причины миграции бывают:

  • социально-экономические (поиски лучшей жизни, условий проживания и труда);
  • общественно-политические (преследования, отрицание идеологии, военные конфликты);
  • личные (семейные, индивидуальное желание жить в другой стране или регионе).

По направлению миграционных перемещений выделяют миграцию внешнюю (с пересечением границ страны) и внутреннюю (внутри своего государства). Коротко рассмотрим каждую разновидность.

Пересекая границу

Причины появления мигрантов и диаспор в последние годы носят и общественно-политический характер, все чаще прослеживается вынужденная эмиграция из родной страны из-за военных конфликтов или давления правящего режима. Беженцы, например, из Сирии, буквально бегут из родных домов.

По просторам Родины

Внутренние перемещения легче в плане сбора необходимых бумаг, логистики и адаптации. Россияне курсируют между субъектами РФ, регионами, городами, наблюдается также адресное перемещение мигранта в пределах одного города.

  • размещение промышленных объектов, которые предоставляют рабочие места;
  • сезонность работ (например, в сельскохозяйственной отрасли);
  • привлекательность региона (населенного пункта) по условиям жизни;
  • локализация учебных заведений,
  • природно-климатические условия в разных регионах страны (помимо трудовых, формируются туристические потоки мигрантов).


Разновидности и причины перемещений граждан

Как показал анализ миграционных процессов в РФ, причин, которые вынуждают людей покидать свои насиженные места, существует довольно много:

  • социально-экономические;
  • религиозные;
  • военно-политические;
  • экологические;
  • природные.

Все эти факторы вызывают переселение народов, которые распределяются большей частью по соседним территориям, и все чаще в последнее время – в дальние регионы и страны.

Исходя из причин такого движения народов, выделяют несколько классификаций данных процессов, в основу которых положены самые разные принципы:

  1. По организации – принудительные, неорганизованные, организованные.
  2. По направленности – внешние, внутренние.
  3. По длительности – временные, постоянные.
  4. По мотивам – семейно-бытовые, религиозные, военно-политические, экономические.

Кроме того, временные миграции можно подразделить еще на несколько групп: маятниковые, эпизодические, циклические.

Прогнозирование миграционных процессов в России на сегодняшний день представляет собой довольно существенную проблему. Вызвано это несовершенством миграционного законодательства, сложной ситуацией, сложившейся во многих странах, а также развитием такого популярного вида перемещения граждан, как нелегальная миграция. Первенство по числу перемещенных граждан сегодня занимают Украина и Узбекистан.



Распространенный вид

Самый распространенный вид миграции – в зависимости от участия (или безучастия в определенных процессах) государства. По такому фактору миграция делится на два вида: добровольная и принудительная миграция. В первом случае подразумеваются некоторые сложившиеся обстоятельства, при которых граждане не видят смысла оставаться в своей стране.

Как правило, в таких случаях есть недостаток в основных компонентах жизни: безопасность, уверенность в завтрашнем дне и доступ к пище. Случай с вынужденной миграцией возникает по причине природных катаклизмов или экологической ситуации, при которых жизнь и здоровье граждан находятся под угрозой.



Особенности миграции в РФ

Регулярно проводимые исследования в данной области позволяют выделить такие особенности миграционных процессов в России:

  • увеличились масштабы постоянных миграций;
  • повысилась активность в рамках внутреннего перемещения граждан;
  • наибольшее число перемещаемых лиц стало составлять трудоспособное население;
  • преобладающее большинство по гендерному признаку постепенно стали составлять женщины;
  • количество въехавших в РФ граждан существенно превысило число выехавших из нее;
  • значительно увеличилось число вынужденных переселенцев и беженцев;
  • основной причиной перемещений внутри государства стал поиск работы.


Нет надобности говорить, что самыми густозаселенными регионами в России на сегодняшний день оказались мегаполисы, которые позволяют найти работу и обеспечить свое существование множеству желающих.

Вопреки государственной программе поддержки сельскохозяйственной отрасли, наметилась тенденция маятниковой миграции, которая вынуждает жителей села отправляться на поиски более стабильного и высокого заработка в города и пригороды.

Роль государства

Государственное регулирование миграционных процессов в РФ стало первостепенной задачей правительства. Исполнительным и контролирующим органом в этих вопросах является Федеральная миграционная служба, обязанности которой включают:

  • контроль порядка пересечения российской границы;
  • учет прибывших граждан;
  • временную регистрацию иностранцев и россиян;
  • выдачу документов на постоянное и временное проживание;
  • оформление рабочих патентов;
  • присвоение гражданства;
  • выдачу всех видов документов, легализующих статус российских граждан и лиц иностранной принадлежности.

Нельзя не отметить и роль самого государства в регулировании всех переселенческих процессов. Речь идет о таких мерах:

  • создание условий для переселения на российскую территорию на постоянной основе соотечественников;
  • разработка индивидуальных механизмов привлечения иностранной рабочей силы;
  • содействие развитию внутренних перемещений граждан, особенно оказание всяческой помощи для переезда в дальневосточные регионы, где наблюдается резкая нехватка рабочей силы и населения в целом;
  • оказание содействия образовательной миграции и академической мобильности граждан;
  • гуманитарная поддержка внутренне перемещенных лиц;
  • правовое регулирование миграционных процессов в РФ, которое отражается в упрощении процедур легализации иностранных граждан;
  • всесторонняя помощь в адаптации мигрантов к новым условиям и их интеграции в российское общество;
  • формирование взаимодействия между принимающим населением и новыми членами общества;
  • противодействие нелегальным перемещениям граждан.


Запланированные преобразования были разделены на три этапа:

  • 2012-2015 гг. – организация миграционных центров, создание инфраструктуры для нормальной жизни мигрантов, а также центров для их скорейшей адаптации;
  • 2016-2020 гг. – анализ правоприменительной практики, внедрение информационных технологий для мониторинга ситуации, приостановка оттока граждан из Сибири и Дальнего Востока;
  • 2012-2025 гг. – оценка эффективности принятых мер, корректировка необходимых программ, обеспечение притока населения в указанные выше регионы.

Не менее важным является положение, которое занимает Россия в международных миграционных процессах. На сегодняшний день самые тесные связи внутри этой сферы сформировались со странами СНГ. Порядка 80% всего процесса передвижения граждан приходится именно на эти государства. При этом преобладающим, как уже говорилось, является именно въездной поток.

Стоит отметить, что значительно сократилась доля выезжающих россиян в дальнее зарубежье. Самыми гостеприимными для российских выходцев оказались Германия, Израиль, Финляндия. Главными же экспортерами рабочей силы для российских предприятий по-прежнему являются Украина, Молдавия, Китай и страны Таможенного союза. Что касается сфер занятости, то самыми востребованными среди иностранных граждан остаются строительство и промышленность.

Ознакомьтесь с миграционными квотами.

Миграционные процессы

Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.

  • регистрируют мигрантов по месту жительства;
  • собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
  • поддерживают работу открытой информационной системы.

Регулирование миграционных процессов, неотъемлемая часть законодательства РФ. Для обеспечения регулирования миграционных процессов в трудовой миграции создан целый ряд действий, которое правительство направило на регулирование такого рода миграции:

  • Предоставление жилья для стимулирования рабочей силы в определенные регионы для трудовой деятельности;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Государственная поддержка для мигрантов;

Так же государство создает новые законы, которые направлены на стимулирование мигрантов, на трудовую деятельность в отдаленных регионах России. Мигрантам предоставляется жилья для осуществления трудовой деятельности.

Количество въехавших на территорию РФ иностранных граждан с каждым годом превышает количество покинувших территорию РФ граждан. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Это очень отрицательно влияет на безопасность страны.

Этапы осуществления государственных мер

Об этих и других мерах разговоры с высоких трибун ведутся давно. Разработан четкий план действий, а сама задача поделена на несколько этапов.

  1. Организация центров оказания помощи для мигрантов, которые будут помогать в их скорейшей адаптации. Эти меры были запланированы на 2012-2015 гг. и осуществлены в полной мере.
  2. Ведение мониторинга путем внедрения новейших информационных технологий, годы реализации – с 2016-го по 2020-й. Также в этот период приоритетной задачей государства является противостояние оттоку населения из Сибири и Дальнего Востока путем создания благоприятных условий проживания и труда для местного населения.
  3. Итоги планируются подвести в 2025 году. Если будут выявлены слабые места или низкая эффективность той или иной меры, то они будут внедрены снова с корректировкой. В целом одной из основных задач является остановка оттока из вышеуказанных регионов и способствование притоку.

Есть также внутренняя миграция

Текущая картина

В последние десятилетия в отрасли миграции в России произошли динамичные перемены. За это время картина менялась в зависимости от двух видов факторов:

  1. Положительных, связанных с развитием демократических принципов в обществе, с реализацией конституционных прав граждан, в число которых входит и свобода передвижения. Также следует отметить, что за это время активно развивались рыночные отношения, и Россия уверенно вошла в международный рынок труда в качестве потенциального работодателя для многих стран.
  2. Отрицательные, связаны с распадом Советского Союза, когда во многих постсоветских странах вспыхнули волны национализма, развивался терроризм и ухудшение экономической ситуации.

Только за последние 10 лет из стран Балтии и СНГ в Россию переселились более 8,6 миллиона человек. Между тем массовый нелегальный приток, возникший в начале 1990-х годов и имеющий продолжение по сегодняшний день, постепенно сходит на нет.

Прокатившиеся по России массовые драки, в которых в основном участвовали иностранцы, вновь побудили и экспертов, и обычных граждан возобновить дискуссию о плюсах и минусах миграции.

Юрий Жданов убежден: новый закон об условиях въезда и пребывания в России иностранцев нужен уже сегодня. Фото: Александр Корольков

Юрий Жданов убежден: новый закон об условиях въезда и пребывания в России иностранцев нужен уже сегодня. Фото: Александр Корольков

Очевидными представляется и те, и другие. В плюсах - прежде всего - значение иностранной рабочей силы для поддержки экономического роста, в минусах - в первую очередь - полицейские сводки, топовые строки которых прочно заняты совершившими различные преступления (в том числе - экстремистские) гостями страны. Что перевешивает?

Миграция и связанные с ней вот эти плюсы и минусы - серьезная проблема всех развитых стран. И Россия здесь - не исключение. Хотя, по крайней мере, до недавних пор считалось, что если сравнивать, то дела у нас в этой области не очень плохи. Но так ли это сейчас, когда после ослабления антиковидных препонов поток иностранцев, разными путями прибывающих в Россию значительно возрос? Об этом корреспондент "РГ" поговорил с известным криминологом, президентом российской секции Международной полицейской ассоциации, доктором юридических наук, генерал-лейтенантом Юрием Ждановым.

Юрий Николаевич, давайте начнем, как говорят, с начала. Сколько, по вашим данным, находится сейчас в России иностранцев?

Юрий Жданов: За январь - июль в России осуществлено 6 475 509 постановок на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства.

Откуда эти гости?

Юрий Жданов: По итогам полугодия две трети поставленных на учет прибыли из Средней Азии: из Узбекистана - 1 869 275, из Таджикистана - 1 073 313, Киргизии - 464 339, Казахстана 225 880.

Они уже получили работу?

Юрий Жданов: Не все. В полтора раза увеличилось количество разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства - 44 488 разрешений. Из них высококвалифицированным специалистам - 25 699, квалифицированным специалистам - 3053. Оформлено 1 115 729 патентов. Количество действительных патентов на конец отчетного периода составило 1 438 730.

По данным МВД России, на миграционный учет было поставлено 265 056 иностранцев, прибывших к нам на учебу. И это не считая 800 тысяч детей мигрантов, которые учатся в школах.

Юрий Жданов: В том-то и вопрос, что точно об этом никто не знает.

А ведь есть еще и нелегальные мигранты. Сколько таких?

Юрий Жданов: По оперативным данным МВД России, в 2021 году число незаконных мигрантов колебалось в пределах 800 тысяч - 1 миллиона человек. В основном это приезжие из стран СНГ.

По данным Института демографии, количество нелегальных и полулегальных мигрантов в России на январь прошлого года достигало 10-12 миллионов

Вместе с тем, по оценкам экспертов, минимальное количество нелегальных мигрантов в России сегодня колеблется в пределах 2,5 миллиона человек. А по данным председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, количество нелегальных и полулегальных мигрантов в России на январь прошлого года достигало 10-12 миллионов. Есть основания считать, что многие из них не смогли или не захотели покинуть Россию в период пандемии.

Но ведь нелегалов выявляют и высылают?

Юрий Жданов: Если вас это утешит, то, по данным МВД России, по итогам семи месяцев направлено 113 833 представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Россию. Сравните с 10 миллионами возможных нелегалов.

Насколько серьезно наличие такого их количества?

Юрий Жданов: Даже минимальная оценка в 1 миллион нелегальных мигрантов для 146 миллионов населения России - внушительная цифра, вызывающая тревогу о внутренней стабильности и безопасности.

На самом ли деле существует угроза? Или все сильно преувеличено?

Кстати, сколько преступлений совершают мигранты?

Юрий Жданов: По итогам 2020 года количество преступлений и административных правонарушений, связанных с миграцией и мигрантами, составляет более 100 тысяч в год. И это в условиях значительных ограничений, обусловленных развитием пандемии COVID-19.

Звучит слишком обтекаемо. Что они натворили, кроме незаконного пребывания у нас?

Юрий Жданов: Мигранты образуют этнические организованные преступные группировки для совершения общеуголовных преступлений. В частности - совершения хищений, нападений на россиян, в том числе - причинение тяжкого вреда здоровью, убийств. Самая яркая цифра: в прошлом году была пресечена деятельность почти 240 этнических ОПГ, к уголовной ответственности привлечено 45 национальных "авторитетов", занимающих высшее положение в преступной иерархии. В отношении 8 из них принято решение о нежелательности пребывания в России.

Сколько уголовных преступлений на счету таких "гостей"?

А как насчет экстремистских преступлений?

А массовые драки? Они, конечно, случались и раньше. Но не так же часто, как этим летом! Это что - какое-то новое явление?

Юрий Жданов: Похоже, да. Фиксируется всплеск публичных массовых конфликтов мигрантов, вызывающих большой общественный резонанс. Так, только за последние три летних месяца практически еженедельно, а в августе - почти ежедневно происходили массовые нарушения общественного порядка, в основном драки. Не буду приводить статистику, она на слуху.

Кто и с кем дерется?

Юрий Жданов: В основном все массовые драки мигрантов происходили с участием граждан среднеазиатских государств - Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. И только несколько - с участием жителей северокавказских республик России, в основном - из Дагестана и Чечни. Дрались вблизи рабочих мест или мест проживания мигрантов из Средней Азии.

Драки были спонтанными?

Юрий Жданов: В том-то и дело, что нет. Организаторы этих "мероприятий" специально заранее обсуждали место, время и состав участников конфликтов. Мобилизация представителей диаспор для участия в драке происходила в социальных сетях, особенно через WhatsАpp. И почти половина задержанных полицией - мигранты-нелегалы. Их легче всего мобилизовать на что-то незаконное - им нечего терять.


Почему это происходит именно сейчас, а не зимой или весной?

Юрий Жданов: Так уж совпало, что до срока истечения миграционного моратория - 30 сентября - еще есть время для легализации своего правового статуса. Независимые эксперты среди причин участившихся драк в мигрантской среде называют перераспределение рабочих мест, конкуренцию между вновь прибывшими трудовыми мигрантами, соглашающимися на любые условия труда. Классическая ситуация со штрейкбрехерами, почти по Марксу.

Но ведь один мораторий уже был - до 15 июня. И массовых драк тогда не наблюдалось.

Юрий Жданов: Вот это и настораживает.

Вы хотите сказать, что сейчас кому-то очень выгодно организовать в России регулярные массовые драки мигрантов?

Юрий Жданов: Во всяком случае, очень на это похоже. Полагаю, что эти драки - один из элементов программы действий манипуляторов и провокаторов. В результате активизируются радикально настроенные исламисты (запрещены в РФ), особенно в мигрантской среде на территории России.

Не исключена угроза трансформации провокаторами драк мигрантов в массовые уличные беспорядки, в которые могут быть втянуты и обычные граждане

Именно это соответствует теории "управляемого хаоса", разработанного в ЦРУ. Этот хаос американцам очень нужен в России, особенно после их панического бегства из Афганистана. Правда, они почему-то не понимают (может, образования не хватает?), что хаос, он потому-то и хаос, что управлять им нельзя. А вот прекратить - можно.

Управляемый хаос - это что?

Юрий Жданов: В нашем случае, если очень коротко, - трансформация драк мигрантов в массовые уличные беспорядки и погромы, в которых участвуют уже и остальные граждане. Сценарии могут быть самые разные. Скажем, для начала - вооруженное сопротивление местных жителей гастарбайтерам-погромщикам на фоне якобы бездействия полиции и Росгвардии. Подчеркну - якобы бездействия. Ведь и такое "сопротивление" можно спровоцировать или организовать, лишь бы пролилась кровь, не важно - чья. А там уже можно использовать и социальное недовольство.

Что, на ваш взгляд, надо делать?

Юрий Жданов: Надо сворачивать излишне либеральную миграционную политику "открытых дверей". И ужесточать миграционное законодательство. Причем - срочно.

Почему - срочно?

Юрий Жданов: Считаю, надо успеть отреагировать на возможные осложнения ситуации после 30 сентября, когда закончится "миграционный мораторий".

Что это за ужесточающие законопроекты?

Юрий Жданов: Прежде всего - законопроект, который МВД инициировало еще 1 марта - "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства". Его принятие - если оно произойдет - планируется с 1 января 2024 года.

В частности, там такие предложения. От желающих к нам приехать потребуется: оформление единого документа - электронной ID-карты личности мигранта; оформление электронных въездных виз; дактилоскопия отпечатков пальцев иностранных граждан; регистрация на портале госуслуг; постановка на учет в реестр иностранных работников; введение реестра недобросовестных приглашающих лиц; реестр работодателей, приглашающих трудовых мигрантов; недопуск в страну иностранных граждан без подписания "соглашения о лояльности", которое предполагает отказ от участия в несанкционированных собраниях, митингах и пикетах.

Так это минимум от того, что требует от всех въезжающих колыбель демократии - США.

Юрий Жданов: Есть еще кое-что. Устанавливаются три миграционных режима пребывания или проживания в России для иностранцев. Во-первых, режим краткосрочного пребывания - не более девяноста дней суммарно в течение календарного года. Во-вторых, режим долгосрочного пребывания - свыше девяноста дней суммарно в течение календарного года без получения разрешения на постоянное проживание. В-третьих, постоянное проживание, то есть бессрочно. Для получения разрешения на постоянное проживание вводятся общий и упрощенный порядок его получения.

Но это, по сути, либерализация легализации мигрантов.

Юрий Жданов: Есть и ужесточение. В законопроекте вместо двух самостоятельных понятий "административное выдворение" и "депортация" вводится обобщающее понятие "высылка". Для нас так проще избавляться от нежеланных гостей. Это - система мер государственного принудительного воздействия, заключающегося в удалении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина.

Как это должно работать?

Юрий Жданов: Предполагается, что высылку будет назначать суд как вид административного наказания. Но иностранца могут выслать и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти во внесудебном порядке в иных, установленных проектом федерального закона, случаях.

Своевременный законопроект. Так в чем проблема?

Юрий Жданов: Проблема в сроках. Такой закон нужен уже сегодня. Считаю, что с учетом ситуации вводить его надо с 1 января следующего года.

Вопрос миграции на сегодняшний день является одним из самых животрепещущих не только в Российской Федерации. Им озабочено большинство мировых держав, включая и те, которые расположены на других континентах. Основной причиной данного явления, происходящего в современном обществе, являются военные действия, которые влекут за собой угрозу жизни, низкий уровень жизни и безработицу. Миграционные процессы в России имеют свои закономерности и особенности, о которых будет нелишним рассказать.


Что подразумевает термин

Сама по себе миграция оказывает довольно положительное влияние на развитие общества; по большому счету, она выполняет важные функции, которые выражаются в:

  • равномерном перераспределении трудовых ресурсов;
  • преодолении существенных отличий в уровне жизни граждан;
  • взаимном обогащении культур;
  • решении демографического кризиса.

Немного истории

Миграционные процессы в современной России берут свое начало еще в бывшем Союзе Социалистических Республик, точнее, в процессах после его распада. Именно в тот момент граждане уже несуществующего государства были вынуждены покинуть одну территорию, чтобы обосноваться на другой и не оказаться отрезанными от своих родственников.

Кроме того, дальнейшее экономическое и политическое развитие вновь образовавшихся государств, которые некогда были братскими республиками, происходило с разной интенсивностью и сопровождалось разными процессами, которые не всегда заканчивались мирными демонстрациями.

В результате такого неравномерного становления возникла ситуация, когда одни республики оказались менее развитыми и пригодными для жизни, чем другие. Это обусловило большой поток мигрантов в РФ из таких, к примеру, стран, как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, чьи граждане покидают родные дома в поисках работы и возможности обеспечить свою семью.

В силу такого большого интереса к Российскому государству управление миграционными процессами в России стало необходимой и неизбежной мерой для предотвращения кризисной ситуации.

На сегодняшний день перемещение граждан происходит в четырех направлениях:

  • в Россию из ближнего зарубежья;
  • в Россию из дальнего зарубежья;
  • в ближнее зарубежье из РФ;
  • в дальнее зарубежье из РФ.

Важно отметить, что приток иностранных граждан из близлежащих государств занимает лидирующую позицию в этом процессе.







Миграция: основные понятия

Основу миграционных потоков составляют переезды на короткие расстояния: из села в город или из одного региона в другой. Кстати, один из законов Э.Г. Равенштейна, одного из первых теоретиков миграции, гласит, что прирост в больших городах обеспечивается не столько естественной рождаемостью, сколько приезжими.

Процесс въезда в страну называют иммиграцией, когда же граждане покидают пределы государства, они эмигрируют.

Причины миграции бывают:

  • социально-экономические (поиски лучшей жизни, условий проживания и труда);
  • общественно-политические (преследования, отрицание идеологии, военные конфликты);
  • личные (семейные, индивидуальное желание жить в другой стране или регионе).

По направлению миграционных перемещений выделяют миграцию внешнюю (с пересечением границ страны) и внутреннюю (внутри своего государства). Коротко рассмотрим каждую разновидность.

Пересекая границу

Причины появления мигрантов и диаспор в последние годы носят и общественно-политический характер, все чаще прослеживается вынужденная эмиграция из родной страны из-за военных конфликтов или давления правящего режима. Беженцы, например, из Сирии, буквально бегут из родных домов.

По просторам Родины

Внутренние перемещения легче в плане сбора необходимых бумаг, логистики и адаптации. Россияне курсируют между субъектами РФ, регионами, городами, наблюдается также адресное перемещение мигранта в пределах одного города.

  • размещение промышленных объектов, которые предоставляют рабочие места;
  • сезонность работ (например, в сельскохозяйственной отрасли);
  • привлекательность региона (населенного пункта) по условиям жизни;
  • локализация учебных заведений,
  • природно-климатические условия в разных регионах страны (помимо трудовых, формируются туристические потоки мигрантов).


Разновидности и причины перемещений граждан

Как показал анализ миграционных процессов в РФ, причин, которые вынуждают людей покидать свои насиженные места, существует довольно много:

  • социально-экономические;
  • религиозные;
  • военно-политические;
  • экологические;
  • природные.

Все эти факторы вызывают переселение народов, которые распределяются большей частью по соседним территориям, и все чаще в последнее время – в дальние регионы и страны.

Исходя из причин такого движения народов, выделяют несколько классификаций данных процессов, в основу которых положены самые разные принципы:

  1. По организации – принудительные, неорганизованные, организованные.
  2. По направленности – внешние, внутренние.
  3. По длительности – временные, постоянные.
  4. По мотивам – семейно-бытовые, религиозные, военно-политические, экономические.

Кроме того, временные миграции можно подразделить еще на несколько групп: маятниковые, эпизодические, циклические.

Прогнозирование миграционных процессов в России на сегодняшний день представляет собой довольно существенную проблему. Вызвано это несовершенством миграционного законодательства, сложной ситуацией, сложившейся во многих странах, а также развитием такого популярного вида перемещения граждан, как нелегальная миграция. Первенство по числу перемещенных граждан сегодня занимают Украина и Узбекистан.



Распространенный вид

Самый распространенный вид миграции – в зависимости от участия (или безучастия в определенных процессах) государства. По такому фактору миграция делится на два вида: добровольная и принудительная миграция. В первом случае подразумеваются некоторые сложившиеся обстоятельства, при которых граждане не видят смысла оставаться в своей стране.

Как правило, в таких случаях есть недостаток в основных компонентах жизни: безопасность, уверенность в завтрашнем дне и доступ к пище. Случай с вынужденной миграцией возникает по причине природных катаклизмов или экологической ситуации, при которых жизнь и здоровье граждан находятся под угрозой.



Особенности миграции в РФ

Регулярно проводимые исследования в данной области позволяют выделить такие особенности миграционных процессов в России:

  • увеличились масштабы постоянных миграций;
  • повысилась активность в рамках внутреннего перемещения граждан;
  • наибольшее число перемещаемых лиц стало составлять трудоспособное население;
  • преобладающее большинство по гендерному признаку постепенно стали составлять женщины;
  • количество въехавших в РФ граждан существенно превысило число выехавших из нее;
  • значительно увеличилось число вынужденных переселенцев и беженцев;
  • основной причиной перемещений внутри государства стал поиск работы.


Нет надобности говорить, что самыми густозаселенными регионами в России на сегодняшний день оказались мегаполисы, которые позволяют найти работу и обеспечить свое существование множеству желающих.

Вопреки государственной программе поддержки сельскохозяйственной отрасли, наметилась тенденция маятниковой миграции, которая вынуждает жителей села отправляться на поиски более стабильного и высокого заработка в города и пригороды.

Роль государства

Государственное регулирование миграционных процессов в РФ стало первостепенной задачей правительства. Исполнительным и контролирующим органом в этих вопросах является Федеральная миграционная служба, обязанности которой включают:

  • контроль порядка пересечения российской границы;
  • учет прибывших граждан;
  • временную регистрацию иностранцев и россиян;
  • выдачу документов на постоянное и временное проживание;
  • оформление рабочих патентов;
  • присвоение гражданства;
  • выдачу всех видов документов, легализующих статус российских граждан и лиц иностранной принадлежности.

Нельзя не отметить и роль самого государства в регулировании всех переселенческих процессов. Речь идет о таких мерах:

  • создание условий для переселения на российскую территорию на постоянной основе соотечественников;
  • разработка индивидуальных механизмов привлечения иностранной рабочей силы;
  • содействие развитию внутренних перемещений граждан, особенно оказание всяческой помощи для переезда в дальневосточные регионы, где наблюдается резкая нехватка рабочей силы и населения в целом;
  • оказание содействия образовательной миграции и академической мобильности граждан;
  • гуманитарная поддержка внутренне перемещенных лиц;
  • правовое регулирование миграционных процессов в РФ, которое отражается в упрощении процедур легализации иностранных граждан;
  • всесторонняя помощь в адаптации мигрантов к новым условиям и их интеграции в российское общество;
  • формирование взаимодействия между принимающим населением и новыми членами общества;
  • противодействие нелегальным перемещениям граждан.


Запланированные преобразования были разделены на три этапа:

  • 2012-2015 гг. – организация миграционных центров, создание инфраструктуры для нормальной жизни мигрантов, а также центров для их скорейшей адаптации;
  • 2016-2020 гг. – анализ правоприменительной практики, внедрение информационных технологий для мониторинга ситуации, приостановка оттока граждан из Сибири и Дальнего Востока;
  • 2012-2025 гг. – оценка эффективности принятых мер, корректировка необходимых программ, обеспечение притока населения в указанные выше регионы.

Не менее важным является положение, которое занимает Россия в международных миграционных процессах. На сегодняшний день самые тесные связи внутри этой сферы сформировались со странами СНГ. Порядка 80% всего процесса передвижения граждан приходится именно на эти государства. При этом преобладающим, как уже говорилось, является именно въездной поток.

Стоит отметить, что значительно сократилась доля выезжающих россиян в дальнее зарубежье. Самыми гостеприимными для российских выходцев оказались Германия, Израиль, Финляндия. Главными же экспортерами рабочей силы для российских предприятий по-прежнему являются Украина, Молдавия, Китай и страны Таможенного союза. Что касается сфер занятости, то самыми востребованными среди иностранных граждан остаются строительство и промышленность.

Ознакомьтесь с миграционными квотами.

Миграционные процессы

Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.

  • регистрируют мигрантов по месту жительства;
  • собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
  • поддерживают работу открытой информационной системы.

Регулирование миграционных процессов, неотъемлемая часть законодательства РФ. Для обеспечения регулирования миграционных процессов в трудовой миграции создан целый ряд действий, которое правительство направило на регулирование такого рода миграции:

  • Предоставление жилья для стимулирования рабочей силы в определенные регионы для трудовой деятельности;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Государственная поддержка для мигрантов;

Так же государство создает новые законы, которые направлены на стимулирование мигрантов, на трудовую деятельность в отдаленных регионах России. Мигрантам предоставляется жилья для осуществления трудовой деятельности.

Количество въехавших на территорию РФ иностранных граждан с каждым годом превышает количество покинувших территорию РФ граждан. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Это очень отрицательно влияет на безопасность страны.

Этапы осуществления государственных мер

Об этих и других мерах разговоры с высоких трибун ведутся давно. Разработан четкий план действий, а сама задача поделена на несколько этапов.

  1. Организация центров оказания помощи для мигрантов, которые будут помогать в их скорейшей адаптации. Эти меры были запланированы на 2012-2015 гг. и осуществлены в полной мере.
  2. Ведение мониторинга путем внедрения новейших информационных технологий, годы реализации – с 2016-го по 2020-й. Также в этот период приоритетной задачей государства является противостояние оттоку населения из Сибири и Дальнего Востока путем создания благоприятных условий проживания и труда для местного населения.
  3. Итоги планируются подвести в 2025 году. Если будут выявлены слабые места или низкая эффективность той или иной меры, то они будут внедрены снова с корректировкой. В целом одной из основных задач является остановка оттока из вышеуказанных регионов и способствование притоку.

Есть также внутренняя миграция

Текущая картина

В последние десятилетия в отрасли миграции в России произошли динамичные перемены. За это время картина менялась в зависимости от двух видов факторов:

  1. Положительных, связанных с развитием демократических принципов в обществе, с реализацией конституционных прав граждан, в число которых входит и свобода передвижения. Также следует отметить, что за это время активно развивались рыночные отношения, и Россия уверенно вошла в международный рынок труда в качестве потенциального работодателя для многих стран.
  2. Отрицательные, связаны с распадом Советского Союза, когда во многих постсоветских странах вспыхнули волны национализма, развивался терроризм и ухудшение экономической ситуации.

Только за последние 10 лет из стран Балтии и СНГ в Россию переселились более 8,6 миллиона человек. Между тем массовый нелегальный приток, возникший в начале 1990-х годов и имеющий продолжение по сегодняшний день, постепенно сходит на нет.

Читайте также: