Доклад на тему комплекс упражнений для совершенствования техники штрафного броска в баскетболе

Обновлено: 04.07.2024

Современный баскетбол - это атлетическая игра, которая предъявляет высокие требования к двигательным и функциональным возможностям спортсменов.

Основные двигательные действия баскетболистов характеризуются высоким темпом передвижений, быстрой сменой ситуаций, ограничением времени владения мячом. Весь арсенал технико-тактических приемов необходимо применить в условиях, требующих от игроков точности, способности к дифференциации усилий, выполнения быстрого переключения с одних действий на другие. Для выполнения большого количества приемов в условиях дефицита времени и противодействия соперникам, игроки должны владеть специальными двигательными навыками. Поэтому для оценивания подготовленности баскетболистов нужны объективные средства и методы педагогического контроля, которые отображают специфику соревновательной деятельности и предусматривают использования таких методик, которые разрешают оценивать как индивидуальную, так и целостную технику реального состояния спортсменов и команды.

Баскетбол находится в постоянном поиске, стремлении к совершенству. Изменялись вид мяча, форма игроков, размеры площадки и форма области штрафного броска на площадке, одни линии появлялись, а другие исчезали. Правила игры постоянно совершенствовались для того, чтобы уравнять шансы высоких и относительно высоких, быстрых и сообразительных. Для этого прямоугольник под кольцом превратили в трапецию для того, чтобы отодвинуть от кольца высоковатых защитников при выполнении штрафного броска. Ввели правило "3 секунд" для того, чтобы высокий игрок не стоял пассивно под кольцом в ожидании передачи, а искал момент для этой передачи в постоянном движении. Было введено правило давать 3 очка за дальний бросок и это сразу повысило роль относительно невысоких снайперов. А увеличение размеров площадки разрешило разрядить защиту и дало лазейки для мобилизации игроков [2].

Исследователи игровой деятельности отмечают уникальные возможности игры не только для физического развития, но и выработки характера, воли, воспитания чувства коллективизма, познавательных интересов, нравственных качеств. Сам процесс игровой деятельности обеспечивает развитие образовательного воспитания личности, ее неповторимости, творческого подхода к деятельности.

Важность овладения штрафным броском заключается в том, что он с одной стороны, имеет самостоятельное игровое назначение (количество попаданий со штрафного составляет значительную часть общего счета игры), с другой стороны, навык выполнения штрафных бросков является основой для формирования всего комплекса движений, который используется баскетболистами для бросков мяча в корзину.

Определяющее значение для воспитания снайперских качеств баскетболиста имеет начальный период обучения, в котором решаются вопросы начального обучения технике броска [2].

По мнению большинства специалистов баскетбола, техника выполнения штрафного броска оказывает значительное влияние на его результативность. Однако в методической литературе отсутствует достаточно полно разработанная техника штрафного броска одной рукой. В практике нет также обоснованной методики оценки техники штрафного броска.

1. Терминологическое и словесное описание штрафного броска

Штрафной бросок - это возможность, предоставляемая Игроку, набрать одно (1) очко броском в корзину без помех с позиции за линией штрафного броска и внутри полукруга.

Серия штрафных бросков - это все штрафные броски в результате наказания за один фол [4].

Штрафной бросок и все действия, связанные с ним, заканчиваются, когда мяч:

Не имеет больше возможности попасть в корзину непосредственно или после касания кольца.

Правильно был сыгран Игроком после того, как коснулся кольца.

Игрок, выполняющий штрафной бросок:

Должен занять позицию за линией штрафного броска и внутри полукруга.

Может использовать любой способ выполнения штрафного броска в корзину, но он должен бросать таким образом, чтобы мяч без касания пола вошел в корзину сверху или коснулся кольца.

Должен выпустить мяч в течение пяти (5) секунд с того момента, когда он передан Судьей в его распоряжение.

Не должен касаться линии штрафного броска или игровой площадки за линией штрафного броска, пока мяч не войдет в корзину или не коснется кольца.

Не должен имитировать штрафной бросок.

Игроки на позициях вдоль области штрафного броска

Максимум пять (5) Игроков (3 защищающихся и 2 нападающих) могут занимать полосу вдоль области штрафного броска, глубиной в один метр. Первая позиция по обе стороны ограниченной зоны может быть занята соперниками Игрока, выполняющего штрафной бросок (броски). Игроки должны занимать только те позиции, которые им определены.

Все игроки на позициях вдоль области штрафного броска не должны:

Занимать позиции, которые им не предназначены.

Касаться мяча, когда он летит в корзину, до тех пор, пока он не коснется кольца или станет очевидным, что он не коснется его.

Касаться корзины или щита, пока мяч находится в контакте с кольцом.

Просовывать руку через корзину снизу и касаться мяча.

Касаться мяча, корзины или щита до тех пор, пока сохраняется возможность попадания мяча в корзину во время любого штрафного броска, за которым должен последовать следующий штрафной бросок (броски).

Оставлять свои места, как только мяч стал живым при пробитии штрафного броска, до тех пор, пока мяч не покинул руку (-и) Игрока, выполняющего штрафной бросок [6].

Рисунок 1. Размещение игроков во время штрафного броска.

Существует несколько способов выполнения штрафных бросков: двумя руками снизу, двумя от груди, одной от плеча (самый распространенный способ) и др.

Самый простой всем известный способ – штрафной бросок двумя руками снизу. Прицел – в точку над передним краем кольца. Сочетание сгибания ног и маха руками позволяет легко регулировать бросок, чтобы мяч при штрафном всегда пролетал одно и тоже расстояние.

Перед броском игрок должен расслабиться: опустить руки и глубоко вздохнуть, готовясь к следующему броску. Внимательно посмотреть на цель. Бросок нужно сделать спокойно, не спеша, затрачивая на него около 3 секунд. Лучшей стойкой считается такая, при которой ноги слегка согнуты в коленях, а ступни примерно на ширине плеч. Туловище и руки при броске как бы тянутся к корзине. Бросок заканчивается движением кистей и пальцев. Мяч выпускается из рук в момент, когда он достигает уровня глаз игрока. Другие способы штрафных бросков: от груди, от головы и броски одной рукой – по технике выполнения мало чем отличаются от обычных бросков.

Биокинематическая схема двигательного действия

Одним из приемов обучения является выделение основы технического приема или тактического действия. Основой может служить как часть двигательного действия, так и одна из его биомеханических характеристик. Например, в передаче мяча основой будет являться положение рук на мяче, в броске базовым элементом будет служить положение ног и локтя под мячом. В тактических взаимодействиях основой должны служить действия определяющие успешность всего выполнения в целом. Такие базовые элементы необходимо выделять и изучать в первую очередь и на них концентрировать внимание группы. К другим частям двигательного действия можно приступать в зависимости от времени, отданному на обучение данному элементу. Далее необходимо разучивать согласование отдельных частей движения [3].

Ключевое отличие штрафного броска от бросков с игры — это расположение по одной линии (положение стоп), перенос веса тела вперед, фокусировки внимания на одной и той же специфической цели в каждом броске, паузы в исходном положении для броска и установлении ритуала. Полностью схема двигательного действия штрафного броска показана на рис2 (а-в).

Игроки должны знать, как выглядит хороший бросок, и иметь его в ощущениях — они должны быть в состоянии выполнить штрафной бросок с закрытыми глазами. Бросок должен быть исполнен при контролируемом напряжении — не слишком расслабленно, но и не слишком напряженно.

Рисунок 2а. Расположитесь по линии и присядьте, перенеся вес чуть вперед.

Хват — мяч полностью лежит на бросающей кисти, уравновешивающая рука находится сбоку или под мячом. После завершения ритуальных действий поместите большой палец в желобок и средний палец — на отверстие для надувания мяча воздухом.

Перенос веса тела чуть вперед — игроки, выполняющие бросок, должны принять чуть измененную позицию с тройной угрозой, при которой вес тела больше находится на передней стопе, голову следует держать ровно и спину — прямой.

Пауза (рис. 2б)— в исходном положении для броска игрок должен сделать паузу в движении на мгновение: для того, чтобы успокоится физически и умственно и сосредоточится, но не дольше. После паузы все движения должны быть направлены вверх и по дуге в направлении кольца.

Рисунок 2б. Пауза в исходном положении для броска.

Проводка — полное выпрямление и пронация — вот основные ключевые моменты движения проводки. Игрок, выполняющий бросок, должен приподняться с пола, приложив силу ног. Рука, находящаяся наверху, должна находиться под углом 30-35 0 от вертикали в конце проводки. Выпускайте мяч высоко и оставайтесь в положении проводки, пока мяч не попадет в сетку. Направьте свою кисть в корзину.

Поднимайтесь вверх и заканчивайте на пальцах ног или слегка подпрыгните вперед. Оставайтесь в положении броска и стойте, переместившись чуть вперед, с рукой, направленной в корзину (рис. 2в).

Оценка техники штрафного броска проводится по основным параметрам движения при выполнении броска одной рукой от плеча согласно составленной биомеханической модели [7;8].

Спортбокс.бай — это сайт о спорте, на котором Вы найдете много полезной информации о спорте. На нашем сайте есть информация про многие виды спорта. Sportbox.by предоставляет каждому читателю многочисленные физические упражнения, тренировки обучения и многое-многое другое.

Упражнения для тренировки бросков со штрафной линии. Значимость штрафных бросков в баскетболе невероятно большая, очень часто от штрафных бросков зависит победа в матче. Поэтому чем лучше баскетболист будет исполнять штрафные броски, тем более ценным игроком он будет для своей команды. Кроме того, если игрок будет отлично исполнять штрафные броски, у него будет отличное чувство мяча и хороший процент попадания с игры. Именно поэтому необходимо постоянно тренировать и со дня в день совершенствовать и оттачивать штрафные броски.


Ниже представлены упражнения для тренировки штрафных бросков, выполняя которые можно значительно повысить свой процент попадания со штрафной линии. Итак, вот эти упражнения, которые можно выполнять как в парах, так и индивидуально.

Упражнение №1. Выполняем штрафные броски сериями по 2-3 броска в парах. В этом упражнении должно присутствовать соревнование: победит та пара, которая быстрее забьет 15-30 раз.

Упражнение №2. Выполняется индивидуально. Штрафные броски во время утомления. 6-10 попаданий со штрафной линии подряд в конце тренировки.

Упражнение №3. Штрафные броски до второго промаха. Можно выполнять индивидуально либо в парах. Побеждают тот, кто попадет в кольцо большее количество раз из двух попыток.

Упражнение №4. В парах либо индивидуально. После каждых трех штрафных бросков игроки делают ускорение к противоположной стороне площадки, где совершают новую серию штрафных бросков. Побеждает тот, кто попадет в кольцо большее количество раз за 3 минуты, либо за 10 ускорений.

Упражнение №5. Штрафные броски в начале и в конце тренировки. Выполняем индивидуально, стараясь забросить как можно больше бросков подряд.

Упражнение №6. Броски со штрафной линии в парах. Один баскетболист выполняет штрафные броски до 1-го промаха. После этого другой игрок делает то же самое, стараясь превзойти его результат. Упражнение длиться до трех побед одного из игроков.

Упражнение №7. Баскетболист выполняет серию прыжков 1-2 минуты, после чего сразу же бросает 15-20 раз подряд со штрафной линии. Побеждает тот, кто забросит большее количество раз.

Упражнение №8. Команда делиться по 5 человек. В этих пятерках все поочередно выполняют штрафные броски. Та пятерка, которая забросит 15 штрафных бросков быстрее всех, считается победителем.

Упражнение №9. Пробитие штрафных бросков с отвлекающими элементами: насмешки, неожиданные шумы, угрозы, визуальные помехи и все остальное, кроме физического контакта с игроком (игрока нельзя трогать!).

Упражнения №10. Команды пробивают по 15 штрафных бросков (3 броска каждому игроку) во время перерыва между таймами. Сумма очков, которые забивают команды со штрафной линии прибавляется к очкам набранным в первом тайме.

Упражнение №11. Во время тренировки делается набольшая пауза (2-5 мин), во время которой баскетболисты по отдельности либо в парах выполняют штрафные броски, по 3 броска каждый. Победителем считается та пара, которая забьет наибольшее количество штрафных бросков за этот промежуток времени.

Упражнение №12. Во время отработки интенсивных элементов баскетбола: быстрым прорывом, прессингом и т.п., в тренировке делается небольшой перерыв для пробития штрафных бросков по парам. Сначала один игрок подает другому, затем они меняются. Каждый из них должен забросить по 10 штрафных бросков. Та пара, которая попала 20 бросков первой – выиграла. Остальные отжимаются.

Упражнение №13. Штрафные броски индивидуально либо в парах по 10 раз. Во время четных бросков мяч должен попасть в корзину от щита, а по нечетным броскам – чисто, не задевая его. Это упражнение тренирует уверенность в каждом броске.

Упражнение №14. Искусственное увеличение ценности штрафных бросков на тренировке во время игры в баскетбол. После каждого нарушения правил игрок пробивает четыре штрафных броска, вместо двух.

Упражнение №15. Неожиданные остановки во время тренировки на несколько минут для пробития штрафных бросков.

Это только часть всех упражнений для тренировки штрафного броска, другие же упражнения Вы узнаете в следующей главе.

Выполняя все или многие из этих упражнений на тренировках, Вы сможете значительно повысить свой процент попадания со штрафной линии во время игры в баскетбол.

Значимость точных бросков со штрафной линии трудно переоценить, особенно после ввода новых правил (появление ситуации 1 + 1). Однако игроки самостоятельно тренируют штрафные броски крайне неохотно. Организация такой тренировки - одна из важных забот тренера. Для ее эффективности целесообразно воссоздать условия, близкие к игровым: имитировать шум болельщиков через динамики, нагнетая психологическое напряжение игроков, искусственно повышая цену штрафного броска.

ВложениеРазмер
programma_dlya_trenirovki_shtrafnyh_ot_a.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для тренировки штрафных от А.Я. Гомельского

Значимость точных бросков со штрафной линии трудно переоценить, особенно после ввода новых правил (появление ситуации 1 + 1). Однако игроки самостоятельно тренируют штрафные броски крайне неохотно. Организация такой тренировки - одна из важных забот тренера. Для ее эффективности целесообразно воссоздать условия, близкие к игровым: имитировать шум болельщиков через динамики, нагнетая психологическое напряжение игроков, искусственно повышая цену штрафного броска. Кроме того, следует постоянно тренировать штрафные броски в состоянии физического утомления.

Удобнее всего заниматься отработкой штрафных бросков в парах или тройках, а если в зале есть кольца с возвращающим желобом, то индивидуально.

При выполнении штрафного броска следует соблюдать следующие правила:

  1. расслабить тело (особенно - руки и кисти) и одновременно сосредоточить внимание на цели;
  1. принять правильную стойку;
  1. почувствовать мяч, покрутить его в руках, 2-3 раза ударить в пол, взять его в руки так, чтобы последние фаланги указательного и среднего пальцев бросковой руки оказались на черной полоске мяча;
  1. сконцентрировать внимание на дужке кольца, мысленно представить, как мяч проскакивает сквозь нее, сделать глубокий вдох, выдохнуть - и только после этого бросать.

57. Штрафные броски в парах сериями по 2-3 броска. Проводится как соревнование: побеждает та пара, которая быстрее наберет 15-20-30 попаданий.
58. Штрафные броски в парах до второго промаха. Побеждает тот, кто наберет больше попаданий из двух попыток.
59. Штрафные броски в парах. После каждых трех бросков игроки делают рывок на противоположную сторону площадки и совершают новую серию бросков. Выигрывает тот, у кого больше попаданий за три минуты.
60. Штрафные броски в состоянии утомления. Выполняются индивидуально. В конце тренировки - 6 штрафных подряд.
61. Серии штрафных бросков в начале и в конце тренировки. Выполняются индивидуально, как соревнование на количество попаданий подряд.
62. Соревнование в парах. Первый партнер бросает штрафные до первого промаха. Второй должен повторить или превзойти его результат. Упражнение продолжается до трех побед одного из партнеров.
63. Игрок выполняет 1-1,5-минутную серию прыжков, после чего сразу же бросает 10-15 штрафных подряд. Подсчитывается наибольшее количество попаданий среди игроков.
64. В пятерках игроков выполняется по одному штрафному броску поочередно. Побеждает та пятерка, которая быстрее забьет 15 штрафных.
65. В игровой тренировке делается пауза на 2-3 мин, во время которой игроки в парах бросают штрафные серии, по три броска. Побеждает пара, которая больше забьет за этот отрезок времени.
66. В перерыве между таймами обе пятерки бьют штрафные броски в свои кольца сериями по три броска. Сумма забитых каждой пятеркой штрафных прибавляется к очкам, набранным в первой тайме. 1
67. Штрафные броски выполняются индивидуально под психологическим давлением: насмешки, угрозы, неожиданные посторонние шумы, визуальные помехи и т.д.
68. При работе над интенсивными формами игры - прессингом, быстрым прорывом и т.п. - в тренировке делается перерыв для штрафных бросков в парах. В течение 2-3 мин игроки выполняют серии из трех штрафных бросков на счет.
69. Тренировка штрафных бросков двумя мячами. Выполняется в тройках. Один игрок бросает, двое других подают ему мяч. Бросающий получает мяч в руки, как только освобождается от предыдущего. Подсчитывается количество попаданий в сериях из 20 бросков.
70. Штрафные броски в парах сериями по десять. При нечетных бросках мяч должен попасть в кольцо, не задевая щита; при четных - после удара о щит. Упражнение воспитывает уверенность в своем броске.
71. Чередование бросков с точек и штрафных бросков. См. упр. 29. Можно пробивать одинаковое количество бросков в каждой серии.
72. Искусственное повышение значения штрафных бросков на тренировке. За каждое нарушение правил пробивать не 2, а 4 штрафных.
73. То же, что и упр 72, Команда, совершившая техническую ошибку - пробежку, заступ и др. - наказывается штрафным броском.
74. То же, что и упр 73. Каждый спорный мяч решается серией штрафных бросков до промаха.
75. Штрафные броски после занятий ОФП или СФП. После кросса, занятий на стадионе, плавания (но не после занятий в зале штанги) игроки бьют штрафные при ЧСС 180-190 ударов в минуту.
76. Неожиданные остановки в тренировке на 1-2 мин для выполнения штрафных бросков.
77. Игра в штрафные броски 3х3 с подбором мяча. Команда 'А': игроки 1, 3, 5; команда 'В': игроки 2, 4, 6.
Игрок 1 бьет штрафной бросок. Его партнеры в случае промаха стараются добить мяч в кольцо. Команда противника стремится овладеть мячом и вывести его за линию штрафного броска. Если игрок 1 забил пять фолов подряд, его меняет игрок 3, а затем игрок 5. Если мячом овладевает команда 'В', то игрок 2 начинает бить фолы. За каждый забитый фол команда получает одно очко, за добитый мяч - два очка. Побеждает команда, набравшая первой 31 или 51 очко,
78. Мяч катится от центра поля к линии штрафного броска. Игрок догоняет мяч, подбирает его и выполняет бросок в прыжке.
79. Бросок крюком справа после показа влево.
80. Бросок крюком слева после показа вправо.
81. См. упр. 41. Добавляется второй защитник, опекающий игрока на линии штрафного броска. После получения обратной передачи либо атакует кольцо сам, либо делает это с партнером.
82. Упражнение для тренировки сверхдальних бросков в специальных ситуациях (концовки встреч и таймов).
2 располагаются на продолжении линии штрафного броска на расстоянии 7-8 м друг от друга. По сигналу тренера игрок 1 начинает рывок к противоположному кольцу, получает мяч и атакует из-за 6-метровой линии. Задача 2-го помешать броску. Смена мест в парах происходит после каждого броска. Проводится как соревнование: побеждает тот, кто быстрее забросит три мяча ( Схема 46 ).

Упражнения для совершенствования штрафных бросков

В современном баскетболе игроки выполняют броски мяча в корзину таким способом, которым они пользуются в игре при выполнении бросков с места.

Как выбрать начинающему способ штрафного брос­ка? Начинающего баскетболиста надо обучить основным способам бросков с места. Затем тренер должен дать ему возможность выполнить несколько десятков бросков все­ми способами и внимательно присмотреться к тому, ко­торый способ броска ученику больше подходит по его физическим данным, какой из способов он лучше усваи­вает. Надо также узнать, который из способов ученику нравится.

Штрафные броски необходимо совершенствовать самостоятельно и особенно парами. Процесс совершенство­вания штрафных бросков условно можно разделить как бы на два этапа. Первый — начальный этап, главная цель которого пристрелка, прицеливание игроков к выполне­нию штрафного броска. На этом этапе игрокам рекомен­дуется поочередно выполнять броски сериями по пять-десять бросков, чтобы хорошо усвоить движения броска, Сочувствовать расстояние, словом, хорошо прицелиться.

Ниже приведены упражнения для тренировки двух, трех и более игроков:

1. Один игрок стоит у линии штрафного броска, вто­рой — под корзиной. Один игрок выполняет серию бросков (5—10) подряд, а стоящий под корзиной подает ему мяч. Игрок, выполнивший серию бросков, идет под кор­зину, а броски выполняет следующий игрок.

Варианты: а) игроки соревнуются, кто больше попа­дет из определенного количества попыток (из 50) или кто быстрее выполнит определенное количество попа­даний;

б) один игрок выполняет десять бросков. Следующий должен попасть в корзину столько раз, сколько попал в нее бросавший перед ним. "Если второй игрок выполнит это требование, он получает право бросать мяч первым, если не выполнит — побеждает тот игрок, который за­бросил штрафные первым.

2. Игроки выполняют броски до промаха. Варианты: а) кто больше попадет подряд с определен­ного числа попыток;

б) кто быстрее сможет попасть определенное чис­ло раз.

3. Упражнения для трех игроков. Два игрока стоят у линии штрафного броска и имеют по мячу. Третий игрок под корзиной. Игроки, имеющие мячи, поочередно вы­полняют броски, а игрок, стоящий под корзиной, по­дает им мячи. После 5—10 бросков игроки меняются местами.

4. Все игроки выполняют по 10 бросков подряд. Второй бросающий должен попасть в корзину столько, сколь­ко раз попал бросавший перед ним. Третий бросающий должен попасть столько, сколько попал бросавший вто­рым. Игрок, не выполнивший этого требования, из игры выбывает.

Вариант: то же самое, но игроки выполняют штраф­ные броски до промаха.

Главная задача второго этапа совершенствования штрафных бросков — выполнение их в условиях, возмож­но больше приближенных к игровым. Здесь рекоменду­ются следующие упражнения:

1. Один игрок стоит у линии штрафного броска, вто­рой— под корзиной. Игрок, стоящий у линии штрафно­го броска, выполняет два броска подряд и занимает мес­то под корзиной, чтобы подавать мячи партнеру, кото­рый в то время становится у линии штрафного броска.

Варианты; а) игрок, попавший дважды, получает пра­во еще па два броска;

б) игрок, попавший дважды, получает право бросать до промаха;

в) игроки выполняют по два штрафных броска под­ряд. Кто быстрее выполнит определенное количество бросков?

2. Игроки выполняют по два броска подряд. Второй должен попасть в корзину столько раз, сколько попал бросавший перед ним.

3. Во время упражнений для совершенствования брос­ков мяча с разных дистанций выполняется определенное количество штрафных бросков.

Читайте также: