Гос доклад мчс за 2016

Обновлено: 04.07.2024

О совершенствовании деятельности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и мерах по повышению готовности к реагированию на крупномасштабные ЧС.

Доклад Министра по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Пучкова


Доклад на заседании Правительства Российской Федерации.

Докладываю, что в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выполняется весь комплекс мероприятий, направленных на развитие системы безопасности жизнедеятельности россиян. МЧС России непрерывно и целенаправленно совершенствует свою деятельность по предупреждению, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также повышает готовность своих подразделений к реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары.

Приоритетом нашей работы были и есть оказание адресной, конкретной помощи гражданам, пострадавшим от катаклизмов, материальная помощь и поддержка, компенсации за утраченное имущество, восстановление социальной инфраструктуры, строительство жилья и другие задачи. Каждый россиянин, попавший в беду, получает помощь и поддержку государства – это важнейший аспект нашей работы.

Прошедший год был напряжённым, произошёл ряд крупномасштабных и уникальных по своему характеру чрезвычайных ситуаций и пожаров. Основные из них вы можете увидеть на слайде №2. Для их ликвидации проведены сложные, беспрецедентные по своим масштабам спасательные операции, восстановительные работы. Конечно, были и проблемы, но они быстро и оперативно решались на местах и здесь, в федеральном центре. Было обеспечено своевременное и достаточно успешное реагирование на все указанные катаклизмы.

Главный итог нашей работы – 289 тыс. спасённых жизней.

Главный итог нашей работы – 289 тыс. спасённых жизней. Основные результаты деятельности РСЧС приведены на слайде №3. Это стало возможно благодаря совместной, скоординированной работе федеральных структур и регионов страны в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Эффективно поработали в рамках РСЧС в прошлом году Министерство внутренних дел, Минздрав, Минсельхоз, Минтранс, Минприроды, Рослесхоз, Минэнерго, Минкультуры, Росгидромет, Росводресурсы и другие федеральные структуры. Отменно потрудились практически все субъекты Российской Федерации. На качественно новом уровне отработали муниципальные образования, учтены уроки крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Главный резерв развития РСЧС сегодня – это, конечно, повышение эффективности работы муниципалитетов. При ликвидации наводнения на Дальнем Востоке не погиб ни один человек из числа гражданского населения – это тоже главный показатель нашей совместной работы. Значительно минимизирован ущерб от бедствия, в том числе материальные потери, и работы по оказанию помощи и поддержки дальневосточникам продолжаются в настоящее время.

Вместе с тем требуется принять дополнительные меры по развитию РСЧС, совершенствованию деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров с учётом тенденции развития опасностей и угроз.

Во-первых, необходимо дальнейшее развитие системы прогнозирования опасностей и угроз, а также своевременное принятие мер по недопущению их возникновения.

Во-вторых, важно провести усиление функциональных подсистем РСЧС, а у нас их сегодня 45 во всех министерствах, при этом целесообразно осуществлять их организационное совершенствование и техническое дооснащение. Прошу своих коллег поработать дополнительно над этим вопросом.

При этом особого внимания требует мониторинг состояния и выполнения мероприятий по безопасности критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры, объектов транспортировки опасных грузов, других потенциально опасных объектов и систем. Кстати, сегодня наши подразделения, РСЧС завершают проведение спасательной операции на территории Ставропольского края: трое пострадавших спецавиацией МЧС России доставлены и находятся в медучреждениях, и Минздрав делает всё, чтобы сохранить им жизнь и здоровье.

В этой связи я предлагаю федеральным структурам определить приоритеты и организовать дополнительную работу по безопасности функционирования всех потенциально опасных объектов, транспортных коммуникаций, объектов энергетики и жизнеобеспечения, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации – приступить к созданию комплексных систем безопасности жизнедеятельности с учётом опыта нашей работы в Вологодской области и в ряде других регионов нашей страны.

Кроме того, считаем крайне необходимым провести мероприятия по дальнейшему развитию космического мониторинга под эгидой Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России, а также необходимо обеспечить доступ к данным дистанционного зондирования Земли с применением отечественных космических аппаратов нового поколения, в том числе через приёмные станции МЧС России. Это в разы сокращает время получения оперативной информации для принятия управленческих решений и повышает эффективность деятельности органов управления и сил на всех уровнях реагирования.

Одновременно МЧС России совместно с отечественными и зарубежными коллегами проводит работу по формированию научной школы по изучению проблем защиты населения и объектов социальной инфраструктуры от метеоритов и других небесных тел. Это большая и сложная работа на десятилетия, которая требует координации ведущих научных подразделений и взаимодействия служб спасения всех развитых стран мира.

Требованием времени является необходимость включения экономических механизмов управления рисками и реализации задач предупреждения чрезвычайных ситуаций. Мероприятия профилактики и предупреждения – это важная составляющая для роста экономики и привлечения инвестиций и в отрасли, и в регионы нашей страны.

За последнее десятилетие благодаря целенаправленной работе РСЧС сокращено практически в 2 раза число погибших на пожарах,

В-третьих, важным аспектом нашей работы по развитию РСЧС является реализация комплекса профилактических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Дмитрий Анатольевич уже во вступительном слове отметил актуальность и важность этой проблемы. За последнее десятилетие благодаря целенаправленной работе РСЧС сокращено практически в 2 раза число погибших на пожарах, значительно уменьшено количество пожаров и материальные потери от них, но проблема остаётся достаточно серьёзная, особенно в отдельных регионах нашей страны.

В настоящее время будет продолжена работа по внедрению новых форм подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности, внедряется декларирование и аудит пожарной безопасности. Также мы считаем, что необходимо развивать и оказывать всестороннюю поддержку добровольческому движению, полагаем повсеместно с органами исполнительной власти субъектов РФ активно продолжить работу по формированию общественных объединений добровольной пожарной охраны, развитию подразделений российского союза спасателей и оказанию помощи и поддержки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Это позволит сохранить жизни людей и своевременно применять для этого мощный потенциал МВД, МЧС, Минздрава, функциональных и территориальных подсистем РСЧС и включить во все процессы силы и органы управления регионов. Это тот случай, когда система работает для решения жизненно важных задач.

В-пятых. Предлагаем осуществить дополнительные меры по повышению готовности органов управления и сил РСЧС к реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации. Национальный центр управления в кризисных ситуациях планомерно выходит на качественно новый уровень работы с регионами, прогнозирования и управления рисками. В 2014 году планируется завершить создание единой вертикали устойчивого управления РСЧС от Национального центра на федеральном уровне непосредственно до муниципальных образований. Также Национальный ЦУКС должен обеспечить постоянное взаимодействие и помощь в работе с соответствующими национальными, координационными и ситуационными центрами Евросоюза, Международной организацией гражданской обороны и другими международными организациями.

Ещё один важный аспект – усиление роли комиссий по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации. В регионах страны они решают важнейшие задачи жизни и здоровья людей, а также обеспечения безопасности жизнедеятельности социальной сферы. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть вопрос, чтобы руководители субъектов Российской Федерации лично возглавили работу этих комиссий. Считаем, что это придаст импульс в решении вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности населения регионов.

Отдельный вопрос, который я хотел бы обсудить, – это необходимость сосредоточения усилий на повышении оперативности реагирования подразделений МЧС России. Мы планомерно осуществляем целый комплекс мероприятий, в том числе реализуется программа переоснащения подразделений современной техникой и оборудованием, которая утверждена Правительством Российской Федерации. По нашему мнению, также необходимо продолжить работу в субъектах Российской Федерации по реализации современных моделей безопасности территории с учётом региональных особенностей, формированию современных систем управления и группировок сил в регионах страны.

Вчера на заседании Совета Федерации во время правительственного часа МЧС России были доложены основные итоги деятельности и пути развития РСЧС на региональном уровне. В целом все предложения были поддержаны, и мы совместно с Советом Федерации планируем дальнейшую конструктивную работу и по совершенствованию законодательства, и по улучшению взаимодействия с регионами.

МЧС России выполнило все мероприятия по обеспечению безопасности, защиты от природных, техногенных и иных рисков всех участников и гостей зимних Олимпийских игр в городе Сочи.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, докладываю. МЧС России выполнило все мероприятия по обеспечению безопасности, защиты от природных, техногенных и иных рисков всех участников и гостей зимних Олимпийских игр в городе Сочи. Мероприятия выполнены на высоком уровне и заслужили положительную оценку Международного олимпийского комитета. Это заслуга всех наших коллег, которые решали сложнейшие задачи по защите жизни и здоровья людей, обеспечению безопасности этого мероприятия.

Оперативно решались все вопросы: тушение пожаров, реагирование на ЧС, на ДТП, оказание помощи пострадавшим. От команды МЧС России я хочу поздравить наших олимпийцев с блестящей убедительной победой.

Опыт нашей работы по обеспечению безопасности на Олимпиаде уже используется для совершенствования деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС и повышению готовности системы реагирования.

В РСЧС заложен мощный потенциал и большие перспективы, поэтому МЧС совместно с федеральными структурами и регионами страны выполнит все поставленные задачи по совершенствованию деятельности в области предупреждения и ликвидации ЧС с учётом современного этапа развития России. Также планируем целенаправленно осуществлять мероприятия по дальнейшему повышению готовности к реагированию органов управления и подразделений на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары.

МЧС России неукоснительно в установленные сроки и на высоком уровне реализует все указы Президента Российской Федерации, а также все решения Правительства Российской Федерации. Контроль за этим я осуществляю лично.


Проект решения по рассматриваемому вопросу подготовлен, он согласован в установленном порядке. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, прошу поддержать. Доклад окончен, благодарю за внимание.

Д.Медведев: Спасибо. Есть комментарии какие-то? Пожалуйста.



С.Шойгу: Дмитрий Анатольевич, я понимаю, вклад армии в ликвидацию последствий наводнения и самого наводнения на Дальнем Востоке скромен, он не нашёл отражения в докладе министра, тем не менее… Я к тому, что всё-таки из общего количества инженерной техники 80% – это техника армии, по авиации – это на 90% авиация Военно-воздушных сил, по личному составу – это, наверное, 60% от общего количества группировки.

Конечно, мы потратили существенный ресурс, и нам бы этот ресурс надо восстановить – восстановить по топливу, по технике, ресурсы по вертолётам, по самолётам. Здесь мы обратились в Министерство финансов и, к сожалению, пока поддержки не нашли. У меня просьба в этом вопросе – поручение Министерству финансов, наверное, и Министерству экономического развития такой ресурс восстановить. Я думаю, что аналогичный вопрос есть и у МВД, и у Минздрава. Спасибо.


Д.Медведев: Спасибо. Давайте сформулируем такое поручение по восстановлению ресурсов, израсходованных на сложные ситуации, включая дальневосточную проблему, потраченных из активов и средств Министерства обороны и МВД. Давайте включим в протокол, я не возражаю. Есть ещё какие-то соображения?

Тогда давайте решение примем, продолжим работу в этом направлении, работу содержательную. Именно на ней Министерство по чрезвычайным ситуациям и должно сконцентрироваться, в меньшей степени уделяя внимание вопросам информационного сопровождения этой деятельности. Договорились? Принято.

Читайте также: