Доклад на тему иконопись в курском крае

Обновлено: 25.06.2024

2. Обзор истории традиционной русской иконописи.

3. Основные русские иконописные школы.

5. Список литературы.

Иконопись - направление изобразительного искусства, начало которому положило крещение Руси в X веке - долго оставалась основной формой древнерусского художественного выражения, пока в XVII веке не начался процесс вытеснения ее светской живописью.

В отличие от других форм христианского искусства, икона – произведение самостоятельное, не зависящее от общего художественного контекста, в который она бывает помещена. Храмовые фрески и мозаики подчинены общей концепции внутреннего убранства, в то время как икона – станковое изображение на доске – дает художнику большее поле для самовыражения.

Русская иконописная традиция прошла долгий путь от зарождения к расцвету, была прервана эпохой тотального неверия в годы Советской власти, и сегодня возрождается вновь.

2. Обзор истории традиционной русской иконописи.

Иконописные традиции пришли на Русь из Византии. Само слово "икона" (образ, изображение) пришло из греческого языка. Для росписи первых христианских храмов в Киев были приглашены греческие мастера, также князь Владимир привез множество икон из Византии для украшения первых русских храмов. К сожалению, эти самые ранние образцы, положившие начало русской иконописной традиции, не сохранились. Единственный уцелевший памятник, относящийся к первым киевским иконам – это Владимирская Божья Матерь (сейчас находится в Третьяковской галерее). Древнейшие из дошедших до нас образцов русской иконы, сохранившиеся в соборах Великого Новгорода, еще трудно отличить от византийских. Вполне вероятно, что и они были выполнены приглашенными константинопольскими мастерами.

С течением времени русская иконопись приобретает самобытность, уникальные традиции и приемы. На Руси возникают свои уникальные школы иконописи, основные из которых - Московская, Новгородская и Псковская. Русское православие постепенно начинает обретать своих святых (таких, например, как Борис и Глеб), и свои церковные праздники, которые дали новые сюжеты для церковной живописи. Эти сюжеты уже не были связаны с византийской традицией. Древнейшая новгородская икона, сохранившаяся до нашего времени – это икона Петра и Павла, датируемая серединой XI века.

Искусство иконописи на Руси достигло расцвета к XV веку. Оберегая сложившиеся византийские традиции и каноны, древнерусские мастера постепенно свели на нет суровую восточно-христианскую созерцательность, придав образам святых легкость, поэтичность и человечность. Икону XV века легко отличить от позднейших образцов по ее простоте, несложности пейзажей, отсутствию сложных аллегорий. Для русских иконописцев главным инструментом выражения своего индивидуального стиля был цвет. Строго соблюдая каноны, связанные с образами того или иного святого, посредством красок их образам предавался неповторимый колорит.

В XVI веке, с появлением книгопечатания, иконы получили дополнительную функцию – иллюстраций к богослужебной литературе. С распространением этой литературы в России, включая ее отдаленные концы, иконописные образы также получают более легкое распространение, а искусство иконописи обретает массовые формы, что приводит к снижению профессионализма мастеров-иконописцев и к трансформации канонических иконописных образов.

В Петровскую эпоху русская иконопись становится все более и более зависимой от западноевропейских образцов храмового искусства. Одновременно, с укреплением и развитием экономики России, увеличивается строительство церквей, что порождает всплеск спроса на иконы. Они начинают создаваться не обученными, "народными" мастерами. Лики и фигуры святых зачастую изображались сильно искаженными. В итоге была введена градация мастеров по 6 чинам, и дозволено заниматься иконописью было только "свидетельствованным", то есть квалифицированным иконописцам.

С приходом Советской власти, традиция русской иконописи прервалась, многие храмы и монастыри были разграблены. В настоящее же время происходит возрождение иконописания.

3. Основные русские иконописные школы.

Рассмотрим подробнее основные русские иконописные школы. Как уже было отмечено, самые ранние русские иконы (XI-XIII вв.) не поддаются последовательному анализу и группированию по школам или стилям. Русские города развивались слабо и медленно, связь между ними была очень вялой, каждый город жил своим патриархальным укладом, который был связан с местными особенностями. Это вносило в изобразительное искусство определенный примитив. Во многом из-за этого фактора крупные иконописные школы возникли только в масштабных культурных центрах – Новгороде, Пскове и Москве. Остальные мастерские, которых достаточно было в Суздале, Твери, Ростове и т. д., значимых систем иконописи создать не смогли.

Новгородская школа иконописи. Великий Новгород – общепризнанный очаг древнерусской культуры, в XIV-XV веках переживал блестящий подъем. Будучи важным экономическим центром, город быстро развивался, имел свою собственную республиканскую систему управления, многочисленные торговые и экономические связи с западом, а также успешно колонизировал северные земли. Стремительно богатеющее новгородское купечество часто выступало инициатором и меценатом строительства многочисленных церквей и храмов. Кроме прочих благотворных факторов, Новгород, в отличие от большинства древнерусских городов не был разорен татаро-монгольским игом. Потому культурные традиции в нем сохранились гораздо лучше.

Новгородская икона XIV в. Имела большую связь с традициями века XIII, когда нарушились культурные и торговые связи с Константинополем, и прекратился ввоз византийских икон. Выйдя из-под художественной эстетики византийских мастеров, Новгородская иконописная школа обрела большую самобытность и уникальность. Художественный язык ее был гораздо примитивнее византийского, он отличался яркой красочностью, четкостью и лаконичностью на грани наивности.

Представители новгородской иконописной школы старались делать композиции своих произведений симметричными – это предавало им ощущение законченности. Зачастую композиция иконы была ярусной. Фигуры, элементы пейзажа и архитектуры изображались как бы в несколько ярусов, друг над другом. Фоновые и крупные элементы икон новгородской школы окрашены мягкими и неброскими красками, а мелкие элементы наоборот – выполнены в сочных и ярких тонах.

Стоит отметить, что с 1378 года в Новгороде работал выдающийся византийский мастер Феофан Грек, в основном известный по фресковой росписи храмов, но оставивший также след в иконописной традиции новгородской школы, до своего ухода в Московское княжество.

Среди наиболее характерных икон Новгорода можно перечислить: Рождество Пресвятой Богородицы (первая половина XIV в.); Введение во храм Пресвятой Богородицы (XV в.); Рождество Христово (XV в., Софийский собор); Покров Богоматери (конец XIV в.). Сюжет иконы "Покров Богоматери" относится как раз к категории изображений, посвященных праздникам, которых не знала византийская традиция. Праздник Покрова, неизвестный Константинопольской церкви, был установлен на Руси в XII веке.

Псковская школа иконописи.Псков, будучи форпостом российских земель на западных границах, к XIV веку стал процветающим торговым и культурным центром. Он получил независимость и право иметь свое собственное вече, решения которого не должны были согласовываться с Новгородом. Также, как и в новгородских землях, Псков пережил всплеск каменного храмового строительства, в ходе которого выделились псковская архитектурная и иконописная школы.

Псковская иконопись по-своему уникальна. Позаимствовав многие традиции у новгородских мастеров, псковские иконописцы выработали свой собственный стиль. В отличие от икон Новгорода, здесь как правило, отсутствует симметрия в композициях, рисунок фигур и деталей не отличается точностью, а колорит икон более темный и как бы сумрачный - с преобладанием темно-зеленых и плотных темно-красных тонов на желтом или золотом фоне. В отделке икон псковские мастера часто использовали золотые линии, которые предавали иконе мерцание и роскошь.

Иконы, написанные в Пскове отличаются экспрессивностью и большей свободой художественного выражения, нежели гармоничные и симметричные иконы Новгорода, или созерцательные и спокойные композиции московских мастеров. Ярче всего псковскую школу иллюстрируют иконы: Мученицы Иулиания, Варвара и Параскева (XIV в.); Богоматерь Одигитрия (XIII в.); Собор Богоматери (конец XIV в.).

Московская школа иконописи. Школа иконописи в Москве сложилась позже новгородской. Самые ранние сохранившиеся ее иконы датируются XIV веком, более древние работы московских иконописцев, к сожалению, не сохранились. Развитие московской иконы определилось творчеством трех выдающихся мастеров, которые работали здесь в разное время.

Феофан Грек, начавший свою деятельность на Руси в XIVв. в Великом Новгороде, определил стиль московских художников, принеся сюда византийские традиции, с которыми он был знаком в совершенстве. Имея свою мастерскую и учеников, великий мастер оказал большое влияние на уровень московской иконописи. Экспрессия его работ во многом передалась местным художникам. Одна из главных и самых монументальных работ Феофана Грека в Москве – иконостас Благовещенского собора Московского кремля.

Говоря о московской иконописной школе, нельзя не отметить фигуру Андрея Рублева. Его творчество стало поворотным моментом в развитии художественного языка московских икон. Будучи отчасти учеником Феофана Грека, с которым он вместе работал, Рублев отвергал феофановские суровые, экспрессивные и драматические образы. Он также отрицал византийские традиции, и выработал свой собственный стиль, который определялся просветленностью и созерцательностью. На долгие годы иконы работы Андрея Рублева стали идеалом и примером для московских иконописцев, и по сей день он считается непревзойденным мастером. Вершиной его творчества стала Святая Троица (1412 г.), знамениты также росписи Троицкого Собора Троице-Сергиева монастыря и Спасского собора Андроникова монастыря.

С 70х годов XV до начала XVI века в Москве работает выдающийся художник Дионисий, творчество которого во многом было вдохновлено иконами Андрея Рублева. Однако, он тяготеет к большей каноничности, что вызывает повтор художественных приемов в его работах.

Рублевская одухотворенность у Дионисия переходит в торжественную праздничность, а однообразие ликов святых снижает выразительность их образов. Самая известная работа этого мастера – роспись храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Иконописные мастерские присутствовали также и во многих других среднерусских городах. Однако примитивность, "ремесленность" их работ, а также отсутствие художественного и стилистического единства не позволяют сопоставить их с иконописными традициями Новгородской, Псковской и Московской школ. Вероятно, в менее крупных городах не было достаточной культурной среды, которая обеспечила бы почву для появления выдающихся мастеров, способных порвать с архаичными традициями для создания уникальных шедевров культовой живописи.

После ослабления советских гонений и репрессий, начался постепенный выход христианских религиозных традиций из подполья, а вместе с этим – возрождение иконописи. Все больше художников конца прошлого века обращаются в своем творчестве к христианским сюжетам, а в конце восьмидесятых годов проводится первая выставка современного иконописного искусства. Тогда художники следовали в основном древнерусским традициям и вдохновлялись творчеством непревзойденных мастеров XIV-XV вв. Однако, с течением времени, на современную иконопись стали оказывать влияние зарубежные иконописные каноны – образцы, например, грузинского или сербского духовного искусства.

Постепенно современные иконописцы стали отходить от устоявшихся канонов и перешли в поле эксперимента и художественного поиска. Не разрушая духовности и внутренней созерцательности иконы, сегодняшние мастера используют в своих работах современный художественный язык и изобразительные приемы.

Иконописное искусство в современном мире может развиваться только при условии, что художник является не только талантливым рисовальщиком, но также, подобно мастерам прошлого, отличается одухотворенностью и тонким чувством божественного начала. В таком случае современный выразительный язык органично переплетается с многовековой традицией.

1. В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007

2. Л. И. Лифшиц. Очерки истории живописи древнего Пскова. М.,"Севрный паломник", 2004

3. Б.И. Груздев. Иконопись. Православная богословская энциклопедия. СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник", 1904

4. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность — М.: "АРТ-БМБ", 2002.

За тысячи лет иконопись выработала особое понятие о красоте, во многом отличное от светского. Аскетичные лица, большие серьезные глаза, удлиненные тела Курская иконописная школа входит в тройку лучших в России.

Расцветом иконописи считается эпоха Византийской империи XIV–XV веков, а на Руси лучшие представители этой школы – Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев. Сегодня древние традиции продолжают современные мастера, следуя канонам древнерусского и византийского иконного письма XII–XV веков. Курская иконописная школа, работающая по технологии и в стиле Рублева, ценится высоко. Во время последнего визита экс-президента РФ Владимира Путина ему подарили икону именно из этой мастерской, с 1992 года расположенной при храме Сергия Радонежкого.

Многие видят в этом особое преемственное значение: преподобный Андрей Рублев был духовным учеником преподобного Сергия Радонежского. Там трудятся 15 иконописцев. За 15 лет они создали несколько тысяч образов, которые сейчас находятся в храмах, монастырях и у частных заказчиков не только в России, но и по всему миру. Часто курским мастерам делают заказы из Германии.

В комнате сидят несколько иконописцев, в основном, женщины. Стоит какая-то удивительная тишина. Глаза мастеров – открытые, ясные. Работают сосредоточенно и спокойно, разговоры неуместны. Иконы пишут не монахи или послушники, а простые люди, миряне.

Вместо ластика – наждак

Процесс создания иконы непрост. Сначала особым образом просушивают заготовки из липы. Эта древесина более легкая по сравнению с другими и весьма долговечна. С обратной стороны заготовки вставляется шпон из дуба. Он ни в коем случае не должен быть вклеен. После сбора доски из брусочков, идеально подходящих друг к другу (учитывается даже направление волокон), на поверхность наклеивают ткань – поволоку – из льна или хлопка. Затем наносят специальный грунт – левкас. Его рецепт прост – мел и рыбий клей. Каждый нанесенный слой грунта тщательно шлифуют, выравнивая наждачной шкуркой. На это может уйти целый день, а толщина просохшего левкаса бывает лишь 1–3 миллиметра. Получается совершенно ровная белая поверхность. На ней делают предварительный карандашный рисунок, после чего начинается собственно письмо.

– Как быть, если иконописец ошибется. Все переделывать?

– Это практически невозможно. Эскиз перепроверяется неоднократно. Мы же пишем не портреты, а образы – почувствуйте разницу слов. Все в строго каноническом стиле. Канонам подчиняется любая, даже самая мелкая деталь: поворот головы, выражение лица, цвет одежды. Если случается что-то непоправимое, все счищается наждаком до левкаса и рисунок наносится заново.

– Иконописцы где-то обучались или самоучки?

– Все с разным уровнем подготовки. Кто-то учился в специализированных художественных заведениях, а кто-то раньше и кисточки в руках не держал. При мастерской работает школа. Общий срок обучения – 5 лет. Поступающие сюда изучают технику и историю иконописания, иконографию, церковный устав, церковно-славянский язык, историю Русской Православной церкви, Ветхий и Новый Заветы. Работает подготовительный класс, где даются азы иконописания. Независимо от уровня подготовки, мастера постоянно обучаются. Для этого мы приглашаем преподавателей или сами ездим в другие школы, на выставки в Москву, консультируемся с реставраторами и художниками, изучаем литературу.

– Специально – нет. Знаем, что и в курских храмах они есть, так, в церкви на улице Семеновской все иконы из нашей мастерской. Очень много заказов из российских храмов и Германии. Люди вновь просят сделать иконы для дома, написать семейные, ростовые (мерные) иконы. На Руси на рождение младенца заказывалась такая икона, написанная на доске в меру его роста. На ней изображался святой, в честь которого крещен ребенок. Мерные образы – всегда уникальны. А иконы с избранными святыми – самые трудные, потому что приходится их подбирать, искать жития, описания того, как изображали святых. Так, мучеников пишут в красных плащах, праведных отцов в монашеской одежде. Есть много разных приемов, чтобы сделать изображение символичным: обратная перспектива, условный цвет, определенный фон. Икона внешне похожа на окно. Традиционно изображение помещают в вырезанном углублении – ковчеге. Так создается видимость окна. На некоторых старинных ликах встречается двойной ковчег, указующий, сколь далек наш суетный мир от духовного.

Секрет долговечности

– Рисунок на иконе с годами не меркнет. В чем секрет?

– Он делается натуральными красками. Потемнеть может только олифа, которой покрывают лик после нанесения изображения. Краски готовят из натуральных компонентов. Это – куриные яйца, вино, природные минералы и глины, которые измельчают до состояния пыли. Благодаря им образ сохраняет яркость и насыщенность цветов веками. На иконах вы увидите не так много оттенков, но они не кажутся скучными или одноцветными.

В религиозной жизни Курской губернии XIX – начала XX веков происходило немало необычных явлений

Под занавес XIX века в Курской губернии едва не состоялось обретение новой чудотворной иконы. Так, 10 мая 1888 года пристав Тимского уезда составил необычный протокол. В основу документа лёг донос полицейского урядника Заболоцкого о том, что в ночь под 8 мая в Михайло-Архангельской церкви села Волобуевки Погоженской волости Тимского уезда явилась икона с изображением Вознесения Господня.

Как обновлялись иконы

В деревне Зиновой при осмотре обновлённой иконы-хромолитографии, на которой изображены в виде медальонов девять ликов св. угодников, из толпы обывателей раздавались подозрительные замечания, что тут был живописец Булгаков, из крестьян деревни Зиновой, который работает постоянно в Софрониевой пустыни. Однако внешний осмотр показал, что рука человека едва ли могла проникнуть под плотно прилегающее стекло. Во всяком случае, намеренность или обман предполагать почти невозможно, и верующее сердце ищет объяснения в воле Божией, содействующей нашему спасению. Возможно вполне, что в то время как жители других сёл (Казацкого, Грузского), заражённые духом противления св. православной церкви, выбрасывают св. иконы из своих домов, Господь благословляет нас в видимых образах и укрепляет нашу веру в молитвы и предстательство святых угодников.

Общая спокойная беседа по поводу события оканчивалась каждый раз предложением домохозяев поставить св. икону в соборе, чтобы освободить их от упрёков в сборах копеек и холста.

Явление чудотворных икон в Курской губернии продолжалось и при Советской власти. Но об этом потомки узнавали уже не из благочестивых преданий, а из уголовных дел.

Это как раз совпало с так называемой девятой пятницей по Пасхе, то есть с днём обычного выноса иконы того же типа – Знамения Божией Матери – из Коренной пустыни. Весть быстро облетела округу, и в Ледавское началось настоящее паломничество, как будто и не было Советской власти с её антицерковной и антирелигиозной пропагандой.

Платонов обжаловал решение в кассационной коллегии окружного суда по уголовным делам, но последняя целиком утвердила приговор.

1.1. Основание для разработки исследовательской работы.

1.2.Цели и задачи работы.

1.3.Условия достижения целей и задач

1.4. Время выполнения.

2. Содержательная часть работы

2. 2. Нашествие Батыя.

2.3. Обретение иконы на курской земле и первые её чудеса.

2.4. Пребывание в Рыльске.

2.5. Чудесное спасение.

2.7. Преображение иконы.

2.8. Сооружение монастыря.

2.9. Коренная пустынь в 19 веке

3 . Выводы и применение в жизни

3.2. Результат работы.

Меня зовут Деревенская Анна. Я ученица 4-го класса. У меня много любимых предметов, но одним из самых любимых - ОПК. Благодаря нашей учительнице ОПК мы узнали о святых, защищающих землю русскую, о самых значимых иконах, познакомились с основными праздниками, традициями нашей православной культуры.

20 января 2012 г. моя семья была в Коренной пустыни. Я обратила внимание на огромное количество паломников, которые прикладывались к иконам, с просьбой о помощи. Но мало кто из них задумывался о том, какова история этих икон? У меня возникло несколько вопросов: Что такое икона? В честь кого названы храмы? Когда возник первый храм?

Чем больше я наблюдала за происходящим вокруг, тем больше вопросов задавала себе:

-Кто является покровительницей земли курской?

-Какие чудеса свершала?

-Почему называется Коренная?

-В честь кого назван мужской монастырь близ реки Тускарь?

-Почему и в наше время Курская Коренная Икона собирает паломников?

Вернувшись домой, я отправилась в библиотеку искать ответы на интересующие меня вопросы. Я обратилась с вопросами к маме, своему учителю начальных классов Жуковой Елене Евгеньевне, искала ответы в Интернете.

Так появилась моя работа по теме «Святыня земли Курской

-выяснить значение слова Икона:

-узнать, кому покровительствовала икона;

-узнать о чудесах Иконы;

-узнать об Иконе в наше время;

Содержательная часть работы

Обретение этой иконы произошло в бедственную для русского народа пору, когда многие города и селения были сожжены татаро-монгольскими полчищами Батыя. Этой горестной участи не избежал и Курск с его окрестностями. И неизвестно возродился бы он вновь, если не чудо, случившееся здесь в самом конце XIII века.

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. По названию местности икона получила именование Курской, также ее именовали Коренной — потому, что обретена она была при корнях дерева.

Но икона пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. и возвратилась на место своего явления, на берега реки Тускари. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.

В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую – в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.

На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения.

С разных концов России приходили сюда, на лесистый склон реки Тускари, люди для поклонения иконе. Паломников становилось с каждым годом все больше, потому что от иконы исходили многие благодатные знамения и совершались исцеления.

Слава о чудесах Курской Коренной иконы дошла и до Москвы, и царь Феодор Иоаннович в 1597 велел перенести икону для поклонения в столицу, В Москве икона была обновлена: вставлена в раму с образами пророков. Царица Ирина Федоровна украсила ее драгоценным окладом, собственноручно расшитой золотом, серебром и жемчугом пеленой красного атласа. Вскоре икону возвратили в Курск.

Под покровительством курской святыни преодолевали русские люди последствия страшного голода (1601-1603) в царствовании Бориса Годунова, отражали набеги крымских татар, литовцев и поляков. Ее изображение украсили полковые знамена русских ратников, отправлявшихся в Крымский поход. А в 1812 году списки с чудотворной иконы Курской Коренной были отправлены курянами в действующую армию Михаила Кутузова. Полководец усердно молился перед образом Пресвятой Девы и выразил курским гражданам благодарность и уверенность, что город Курск есть, и будет пребывать в безопасности под покровом Царицы Небесной.

В разные годы в Пустыни бывали: Лев Толстой, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Владимир Гиляровский, Петр Чайковский, Георгий Свиридов, Владимир Путин.

Прославилась также Коренная пустынь Крестным ходом и всемирно известной Коренной ярмаркой. В 1860 году в крестном ходе с Коренной иконой участвовало более 60 тысяч человек. Бывали годы, когда народу собиралось и съезжалось столько, что крестный ход растягивался на все 30 с лишнем километров — так, что, когда первые богомольцы входили в Коренную пустынь, последние еще находились на Красной площади в Курске.

А так Крестный ход выглядит сейчас.

Трудные времена конца19 – начала 20 века оставили свой след в судьбе иконы. В 1898 эсеры пытались взорвать святыню, но она осталась невредимой. В 1918 чудотворная Курская-Коренная икона и ее список в драгоценных окладах были украдены, но вскоре найдены брошенными (без окладов).

В 1920 икона была вывезена за границу: после временного возвращения в Крым, в армию генерала Врангеля, она была отправлена в Югославию, где находилась в течение 25 лет; во время второй мировой войны в 1944 переправлена в Германию. С 1951 является святыней Русской Православной Зарубежной Церкви в США. В наши дни икона пребывает в покоях Первоиерарха Русской Зарубежной Православной церкви. Святыня посещает приходы США и других государств, где живут русские люди. Она считается одигитрией рассеянного по миру русского народа.

Мне было очень интересно работать над этой темой, так как я узнала для себя много интересного. Главным итогом моей работы является то, что я смогла собрать информацию и донести ее до своих одноклассников на классном часе. Прошлое еще нужно знать для того, чтобы рассказать историю следующему поколению.

Применение в жизни: 13 февраля был проведен классный час, на котором присутствовал протоиерей храма Успения Пресвятой Богородицы Валерий. Мной была представлена работа. Но мои одноклассники задали вопрос:

Сегодня в этом суетном мире лишь церковь осталась последним оплотом истинной, неискаженной духовности. И если человек поймет, что духовный опыт Церкви не только сокровища прошедшего столетия, но прежде всего рука, протянутая не из прошлого, а вечного к нему, значит свершилось чудо: Христос тихо постучал в его душу.

Читайте также: