Иранская ядерная программа доклад

Обновлено: 15.05.2024

В последние месяцы ядерная программа Ирана стала одной из ключевых проблем, обсуждаемых на международном уровне.

США подозревают Иран в разработке ядерного оружия и готовы нанести удар по его объектам ядерного топливного цикла. Иран обвиняет США в проведении политики "двойных стандартов", уверяет в мирной направленности своей ядерной программы, но стремится создать полный ядерный топливный цикл. Ведущие европейские страны: Великобритания, Германия и Франция предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС. Ситуация находится в состоянии хрупкого равновесия, а ее разрешение силовым путем может привести к крайне негативным последствия как для Ближнего и Среднего Востока (БСВ), так и ряда других регионов мира.

Мирное решение иранской ядерной программы в принципе возможно, но требует совместных усилий со стороны Ирана, США, России, стран ЕС и Израиля.

БСВ является крайне взрывоопасным регионом. С одной стороны здесь сосредоточены огромные энергетические ресурсы, без использования которых само существование экономики США и Европы становится невозможным. С другой, именно здесь находятся базы международного терроризма, периодически обостряется арабо-израильский конфликт, а ряд государств, такие как Сирия и Иран, причислены американским президентом к "оси зла". Здесь накоплены значительные запасы вооружений и военной техники, некоторые государства, например Сирия, имеют запасы химического и бактериологического оружия, а Израиль является неофициальным членом "ядерного клуба".

В последние десятилетия на БСВ сложилась достаточно сложная ситуация в области международной безопасности. Ряд государств региона имели реальную возможность потерять собственный суверенитет и были вынуждены начать работать над созданием ядерного оружия как единственного средства спасения от внешних угроз. При этом их руководство осознавало, что поставленная цель может быть достигнута только за счет крайнего напряжения всех внутренних ресурсов, и учитывало возможность применения к ним санкций со стороны Совета Безопасности ООН.

Состояние иранской

ядерной программы

В 70-х годах ХХ в. была разработана крайне амбициозная иранская ядерная программа. В частности к 2020 г. планировалось построить значительное число атомных электростанций (АЭС) с водо-водяными реакторами на слабообогащенном уране, электрическая мощность которых должна была превысить 20 тыс. МВт. Позднее программа была скорректирована с учетом экономических возможностей страны в сторону сокращения вырабатываемой АЭС энергии на 70%.

Решение об осуществлении военной ядерной программы было, по-видимому, принято в начале 90-х годов. Одновременно начались работы по созданию ядерного оружия как на основе высокообогащенного урана, так и плутония. Для накопления высокообогащенного урана в 1995 г. с помощью А.К.Хана были закуплены в Пакистане 500 центрифуг Р-1 и собраны в Иране. Благодаря высокому уровню иранских технических специалистов, центрифуги были скопированы, что позволило начать их собственное производство. Сотрудники ЦРУ уже к 1996 г. обнаружили тайное осуществление Ираном военной ядерной программы.

В последние годы работы по иранской военной ядерной программе ускорились.

Так в феврале 2003 г. Иран заявил об установке 100 центрифуг для обогащения урана на экспериментальном производстве в Натанзе, планируя к концу года их увеличить до 900.

Там же расположены подземные помещения общей площадью 60 тыс. кв. м, которые достаточны для размещения до 50 тыс. центрифуг.

В мае 2003 г. Франция предоставила группе ядерных поставщиков материалы, обвиняющие Иран в осуществлении военной ядерной программы.

В августе 2003 г. появилась информация об обнаружении инспекторами МАГАТЕ следов высокообогащенного урана на предприятии в Натанзе.

В настоящее время Иран строит завод по производству тяжелой воды в Араке и планирует построить тяжеловодный исследовательский реактор в Карадже, который может быть использован для наработки плутония.

Тем не менее, наибольшую опасность для мирового сообщества сейчас представляет урановая военная программа Ирана, поскольку создать ядерную бомбу на основе высокообогащенного урана существенно легче, а процесс его обогащения, по-видимому, уже отработан.

Отношение к проблеме со стороны

Израиля, Ирана, России и США

Израиль относится к военной ядерной программе Ирана крайне отрицательно, учитывая досягаемость иранскими ракетами "Шахаб-3" своей собственной территории (дальность стрельбы ракет до 2500 км). Руководство страны неоднократно заявляло о возможности нанесения военного удара по предприятиям ядерного цикла Ирана, если он не прекратит наработку высокообогащенного урана. Израиль уже имеет опыт подобной операции.

Так, в 1981 г. израильские ВВС атаковали и уничтожили иракский ядерный реактор в Осираке.

По мнению российских экспертов, атаковать иранские ядерные объекты намного сложнее, потому что они рассредоточены по территории страны, а расстояние от Израиля до этих объектов намного больше, чем было в Ираке. При этом Иран может ответить ударом собственных ракет по территории Израиля, эффективность которого, конечно, будет зависеть от возможностей по перехвату ракет израильской системы ПРО.

Взаимоотношения между США и Ираном достаточно сложные. Иран причислен американцами к странам "оси зла" и испытывает постоянное как экономическое, так и военное давление со стороны США, которые подозревают Иран в разработке ядерного оружия и оказании помощи террористам. В начале 2005 г. 50 конгрессменов США потребовали от собственного президента "призвать нынешний иранский режим к ответственности за его угрожающее поведение", поддержать все продемократические силы в Иране и расширить санкции против зарубежных компаний, сотрудничающих с Ираном. В результате США ввели экономические санкции против 8 китайских предприятий, которые, по их мнению, оказывают помощь Ирану в усовершенствовании его баллистических ракет. Ранее аналогичные санкции вводись против российских и ряда зарубежных предприятий.

18 января 2005 г. президент США Д.Буш потребовал от Ирана прекратить программу разработки ядерного оружия, в противном случае он не исключил возможности военных действий против Ирана1. Заявление президента Д.Буша последовало за официальным опровержением министерства обороны США о тайном проведении специальными подразделениями в Иране разведывательных операций по сбору информации об объектах, используемых в ядерных и ракетных программах. Однако, по информации американского журнала "Нью Йоркер", такие спецподразделения уже полгода на территории Ирана собирают сведения не только о его ядерных и химических объектах, но и о пусковых установках баллистических ракет. Выявленные объекты могут быть уничтожены как высокоточным оружием, так и силами диверсионных групп.

Иранское руководство находится в сложной ситуации. С одной стороны, Иран законно создает собственную атомную энергетику. Он является членом Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и подписал Дополнительный Протокол к нему от 1997 г., позволяющий ввести полноохватные гарантии МАГАТЭ. С другой, Иран создает практически полный замкнутый ядерный топливный цикл, часть объектов которого может быть использована для наработки оружейных ядерных материалов. Руководство Ирана считает, что имеет право на приобретение и развитие технологий по обогащению ядерных материалов, если соответствующие производства находятся под контролем МАГАТЭ. Действительно, ДНЯО позволяет это. Но пример КНДР, которая будучи членом ДНЯО, тайно создала научно-технические предпосылки разработки ядерного оружия, а затем вышла из Договора, вызывает тревогу у мирового сообщества.

Другим доводом для создания полного замкнутого ядерного топливного цикла, по мнению руководства Ирана, является необходимость надежного обеспечения топливом собственных АЭС. Вкладывая огромные финансовые средства в атомную энергетику, руководство страны не желает зависеть от поставщиков топлива для нее. Учитывая сложные взаимоотношения Ирана с рядом стран, нельзя исключать использование этого фактора для оказания давления на руководство страны, так как в настоящее время мировое сообщество не готово предоставить Ирану убедительные гарантии бесперебойного снабжения его АЭС ядерным топливом по приемлемым ценам. Вместе с тем, сама необходимость создания сильной атомной энергетики многими экспертами ставится под сомнение ввиду значительных запасов нефти и природного газа.

Руководство Ирана считает, что последние антииранские заявления Д.Буша и высокопоставленных членов его администрации являются психологической акцией.

Так министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази заявил следующее: "Утверждения президента США Джорджа Буша и других американских представителей о возможной силовой акции против Ирана являются некой игрой и психологической акцией, чтобы оказать на нас влияние. Однако мы уже располагаем опытом в этой области. Мы не хотим вступать с кем-либо в конфронтацию, но со всей мощью готовы защитить свои национальные интересы"2.

По-видимому, именно это определяет сдержанную позицию Ирана к сбору американцами разведывательной информации по Ирану.

Вместе с тем, руководство Ирана осознает и реальную возможность использования силы в отношении своей страны. Именно поэтому они предприняли конкретные шаги по снижению остроты ядерной проблемы.

В частности, работы по монтажу новых центрифуг в г. Натанзе и обогащению урана были временно прекращены, а сам объект был поставлен под контроль МАГАТЭ.

Завод по конверсии урана в г. Исфане в сентябре 2004 г. был также поставлен под контроль МАГАТЭ.

Несмотря на отсутствие ратификации Дополнительного Протокола (1997 г.) к ДНЯО, руководство страны высказалось за соблюдение его положений и допустило инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. Оно категорически отвергает наличие собственной военной ядерной программы и обвиняет США в проведении политики двойных стандартов

Особого внимания заслуживают взаимоотношения между Россией и Ираном в области атомной энергетики. Несмотря на многочисленные заявления американских официальных лиц о передаче Россией ядерных и ракетных технологий Ирану, сотрудничество между нашими странами в этой сфере развивается и будет продолжено, так как отвечает долгосрочным российским интересам, в частности будет продолжено строительство АЭС в Бушере, стоимость контракта на строительство которой превышает 1 млрд. долл. Россия обосновано считает, что одна из целей проводимой США политики - "выдавить" Россию из страны и занять ее место как экспортера высокотехнологической продукции. Кроме этого, прекращение сотрудничества с Ираном в ядерно-энергетической сфере неизбежно приведет к осложнению взаимоотношений между нашими странами.

Пути разрешения

кризисной ситуации

Учитывая обострение отношений между США и Ираном, в ближнесрочной перспективе возможно нанесение со стороны США удара высокоточным оружием по иранским объектам ядерного топливного цикла и производства ракетного оружия, пусковым установкам баллистических ракет. Аналогичный удар может быть нанесен и со стороны Израиля. Причем такая атака может быть осуществлена без санкции Совета Безопасности ООН, так как Россия или Китай, как постоянные члены Совета Безопасности, с высокой степенью вероятности наложат вето на соответствующую резолюцию. Последствия такого шага на фоне неурегулированности ситуаций в Ираке и в Афганистане будут крайне негативны как для региона БСВ, так и для России, в частности.

Какой же выход в сложившейся ситуации?

По мнению ряда российских экспертов, создание Ираном ядерного оружия не отвечает его национальным интересам в долгосрочной перспективе.

Иран уже сейчас является региональной державой, обладающей огромными людскими ресурсами и современными технологиями. Экономика страны находится на подъеме, крепнут взаимовыгодные связи с Азербайджаном, Афганистаном, Индией, Китаем, Пакистаном, Россией, Сирией, Украиной и рядом европейских стран. В Иране создается собственные авиационная и автомобильная промышленности; в ближайшее время российским носителем на орбиту будет выведен иранский спутник.

Вместе с тем, иранское общество остается для Запада крайне закрытым, что естественно сдерживает приток иностранных инвестиций и процесс передачи передовых технологий. Создание Ираном собственного ядерного оружия еще более изолирует страну от окружающего мира и неизбежно скажется на развитии экономики и благосостоянии иранцев.

В 2003 г. руководство Ливии отказалось от производства оружия массового уничтожения (ОМУ) и обязалось его уничтожить. В обмен на ликвидацию собственной военной ядерной программы и имеющихся запасов химического оружия руководство страны получило режим максимального благоприятствования со стороны Запада, что смогло компенсировать ранее понесенные затраты на разработку ОМУ, которые по оценкам экспертов превысили 1 млрд. долл.

В отношении Ирана такой подход возможен только частично. Улучшение взаимоотношений Ирана с ведущими европейскими странами - это обязательное условие быстрого экономического развития страны. Причем европейские страны также в этом заинтересованы, так как нуждаются в гарантированной поставке иранских энергоресурсов. По видимому, руководству Ирана следует серьезно рассмотреть предложение Европейского союза (ЕС) по полному прекращению работ по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС.

Большинство российских экспертов считает, что даже при самых благоприятных условиях Ирану для создания собственного ядерного оружия (ЯО) потребуется от одного до трех лет. Удар высокоточного оружия по ядерным объектам Ирана неизбежно вернет его ядерную программу как минимум на 5 лет назад. Кроме этого, политическое решение по созданию Ираном ЯО, скорее всего, не принято. Следовательно, еще можно кардинально изменить ситуацию в свою пользу, решительно отказавшись от планов по созданию полного замкнутого ядерного цикла, что исключает возможность разработки собственного ЯО.

Ведущие европейские страны являются "локомотивом" переговорного процесса по ядерной тематике с Ираном, но они не могут быть успешными без активного участия в нем России и США. В настоящее время Россия строит в Бушере АЭС на основе легководных атомных реакторов. Россия может построить в перспективе и другие АЭС подобного типа и взять на себя обязательства по поставкам ядерного топлива по фиксированным, наиболее низким ценам, а также вывозу на свою территорию отработанного ядерного топлива*. Все это позволит исключить использование Ираном российских атомных реакторов для наработки плутония.

США играют значительную роль в решении иранской ядерной проблемы. Без урегулирования американо-иранских отношений и предоставлении обязательства ненападения Ирану со стороны США, прогресс в этом вопросе вряд ли возможен. Иран не может принять предложения ЕС и ликвидировать ряд ключевых звеньев своего ядерного топливного цикла, если сохраняется возможность применения силы со стороны США. В этом случае руководство Ирана, по-видимому, будут вынуждены взять курс на создание собственного ЯО для сохранения своей независимости.

Следовательно, настоящая позиция США по отношению к Ирану явно бесперспективна, так как силового решения иранского ядерного узла не существует. По мнению руководителя Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН А.Арбатова, Белый дом взялся за угрозы в адрес Ирана для того, чтобы отвлечь общественное мнение в США от ситуации в Ираке и скрыть политическое, моральное и военное поражение в этом регионе.

А.Арбатов считает: "Угроза Ирану - другая крупная ошибка Америки, которая, в случае ее осуществления, будет иметь неприятные последствия для региона, США и всего мира"3.

Вместе с тем, поддержка Ираном ряда террористических организаций крайне затрудняет процесс улучшения как американо-иранских, так и ирано-израильских отношений. Руководству Ирана следует пересмотреть свои отношения с такими организациями как ливанская группировка "Хизболла", палестинские движения Хамас, "Исламский джихад" и рядом других. Всестороння поддержка этих организаций не только укрепляет терроризм на БСВ, но и способствует формированию отрицательного имиджа страны со стороны мирового сообщества, а также дает основание США и Израилю считать Иран - одной из главных баз террористов.

Существенную помощь в развязывании иранского ядерного узла может оказать и Израиль. Только крайне сдержанная позиция по отношению к рассматриваемой проблеме, отказ от односторонних силовых действий и поиск взаимных компромиссов может сохранить в регионе довольно хрупкое равновесие.

10 февраля 2005 г. министерство иностранных дел КНДР официально заявило о наличии собственного ядерного оружия. Ряд российских экспертов полагает, что эта информация является блефом и обусловлена усиливающимся давлением США на Иран по его ядерной проблеме. Кроме этого, руководство КНДР старается напомнить о себе и получить материальную помощь со стороны мирового сообщества. Эта ситуация создает благоприятные условия для развязывания иранского ядерного узла, так как в отличие от КНДР, руководство Ирана занимает более реалистичную позицию и идет на контакты с МАГАТЭ. По-видимому, изменится и позиция США по отношению к Ирану, потому что они не смогут одновременно решать и иранскую и северокорейскую ядерные проблемы и будут вынуждены переключиться на КНДР, где им обеспечена поддержка мирового сообщества.

Таким образом, стремление Ирана к созданию собственного ядерного оружия - это путь в тупик, который не учитывает долгосрочные национальные интересам страны и крайне ухудшает состояние безопасности региона Ближнего и Среднего Востока.

Позиция же США по этому вопросу явно бесперспективна и не допускает поиска взаимных компромиссов. Но существует выход из данной ситуации, который состоит в:

принятии Ираном предложений ЕС по полному прекращению работ по обогащению урана и накоплению плутония в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с европейскими странами;

ратификация Ираном Дополнительного протокола к ДНЯО (1997 г.);

прекращение Ираном всех видов поддержки террористических организаций и начало нормализации отношений с Израилем;

урегулирование американо-иранских отношений и предоставление США гарантий ненападения на Иран;

обеспечение Россией гарантированных поставок реакторного топлива по фиксированным ценам, а также вывоз на свою территорию отработанного ядерного топлива.

Все это приведет к коренному улучшению ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и к экономическому благополучию Ирана в будущем.


Как показывает опыт, на примере политики Индии, Израиля, Пакистана и Северной Кореи; восприятие угрозы от конкуренции этих стран за власть в их регионе было действующим фактором, для приобретения ядерного оружия. Смотря на мотивацию в этих странах, владение ядерным потенциалом удержало бы любое прямое или косвенное нападение, обычное или ядерное. Для Ирана, повторное инициирование ядерной программы и развитие его потенциала было дополнительным инструментом наряду со стратегией построения союза с целью обеспечения своей безопасности и прочного места в региональном балансе сил. В Тегеране полагали, что без ядерного потенциала Исламской Республики союз между Ираном, Сирией, Хезболлой и Хамасом не будет представлять никакой защиты от атак Израиля и стран Персидского залива, безопасность которых находится под защитой ядерного США. Силовая политика продолжает доминировать в межгосударственных отношениях ближневосточного региона до тех пор, пока характер системы остается неизменным.

Очевидно, что ведущие политики в Иране были полностью осведомлены о преимуществах ядерных возможностей для региональной и глобальной энергетической игры страны. Однако с другой стороны, они также были осведомлены о потенциальной угрозе, которая исходила от стремительного производства ядерного оружия. Случай Ирака в 2003 году является прекрасным примером для возможных последствий и для Тегерана. Кроме того, Иран сделал выводы, опираясь на северокорейский опыт, что чем сложнее программа разработки ядерного потенциала, тем, больше возможностей для переговоров. Поэтому ядерное оружие как знак власти и преимущества, может служить точкой опоры изменения региональной и международной роли Ирана лишь до тех пор, пока международное сообщество не даст согласие. После того как обозначенная линия будет пересечена, ядерная программа, вероятно, станет бременем для Ирана. Так как иранские правители полагали, что линия не была еще пересечена, они продолжали сохранять задачу нерешенной, связав ядерную программу с решением важных региональных вопросов. Таким образом, Иран стремился использовать ядерную программу для достижения своих целей в ходе переговоров по иным вопросам.

В ответ на стремление Ирана обзавестись ядерным оружием, США, страны ЕС, Израиль и страны ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива) с 2006 года стали активно применять экономические и коммерческие санкции. Хотя были продолжающиеся дебаты о том, необходимо ли военное давление на Тегеран, чтобы предотвратить владение ядерным оружием; США и чиновники стран ЕС искали решение проблемы через дипломатию, в дополнение к санкциям Совета Безопасности ООН.

Итак, ядерная программа Ирана во многом основана на планах развития атомной энергетики, которые были приняты еще при шахе Пехлеви в 1974 году, и еще включает в себя развитие ядерно-топливного цикла параллельно с развитием атомной энергетики. Иран и сейчас, и во времена шаха, рассматривает развитие атомных технологий не только как средство сдерживания, но и как элемент национального престижа и атрибут регионального гегемонизма на Ближнем Востоке, а в перспективе, возможно, лидерства во всем исламском мире.

Основные термины (генерируются автоматически): иран, ядерное оружие, ядерная программа, США, страна ЕС, Тегеран, Ирак, ядерный потенциал, Исламская Республика, Персидский залив.

Вопрос ядерной проблемы Ирана рассматривается уже очень продолжительный период времени, но, несмотря на достигнутое соглашение, противоречия снова продолжают нарастать. Все это мы рассмотрим далее в статье.

Попытка интеграции в капиталистическую систему

В 60-80 гг. прошлого века иранский шах, который установил в стране авторитарный режим в 1941-1979 годах, предпринял ряд противоречивых (как выяснилось позже) реформ, целью которых было преодоление пережитков прошлого и интеграция Ирана в капиталистическую систему. Эти действия позже стали именоваться белой революцией. Реформы получили народное одобрение, но позже именно они стали одной из причин революции 1979 года.

иран ядерная программа

Становление ядерной энергетики Ирана при шахе

Ядерная программа Ирана также начала развиваться еще при шахе Мохаммеде Резе Пехлеви. В середине пятидесятых годов был основан Атомный центр университета, разработана стратегия создания специальной инфраструктуры, необходимой для полноценного ведения деятельности, т. е. соответствующие звенья атомного цикла.

Главным образом стратегия была направлена на достижение самообеспеченности энергией на значительном уровне и овладение передовыми технологиями, что создавало предпосылки появления в Иране ядерного оружия.

Сотрудничество с США, ФРГ и Францией

С Соединенными Штатами также было подписано соглашение, в рамках которого Вашингтон обязался должным образом подготовить иранских специалистов, поставить в Тегеран ядерное оборудование. Так, в 1959 году Тегеранскому университету предоставили реактор малой мощности.

Сотрудничество по ядерным вопросам велось и с другими развитыми странами, например, ФРГ и Францией.

соглашение по ядерной программе ирана

Привлекательность для западных компаний

Противоречивые отношения Ирана и Соединенных Штатов в рамках развития программы, конечно, налаживались не просто так. Крупные нефтяные залежи, обнаруженные на территории Исламской Республики в начале XX века, сделали страну очень привлекательной для многих западных бизнесменов.

Вступление в МАГАТЭ и подписание соглашений

Когда в 1957 году было создано агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ), Иран практически сразу же стал его членом. В 1963 г. Исламское государство Иран присоединилось к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия, подписанному также СССР, США и Великобританией. Представители страны также подписали Договор о запрещении ядерных испытаний, но документ не был ратифицирован. Кроме того, в рамках ядерной программы Иран подписал Договор о нераспространении ядерного оружия в 1968 году.

Программа и Организация по атомной энергии

В 1974 г. Мохаммед Реза Пехлеви обнародовал подготовленный план действий в области атомной энергетики. Ядерная программа Ирана (США, кстати, в тот период поддерживало государство в реализации намеченных целей) предполагала создание замкнутого топливного цикла и постройку 23-х атомных электростанций в течение следующих двадцати лет.

ядерная программа ирана и сша

Реализацией плана было поручено заниматься только что созданной Организации по атомной энергии Ирана. Это государственное монопольное предприятие, основными функциями которого стали:

  • обеспечение потребностей страны в энергии за счет использования объектов энергетики;
  • приобретение методик и технологий, которые необходимы для самостоятельного строительства ядерного реактора;
  • использование технологий атомной энергетики в сельском хозяйстве, промышленности, а также в медицинских целях;
  • приобретение методик и технологий, необходимых для реализации замкнутого топливного цикла;
  • защита населения и окружающей среды от возможного неблагоприятного воздействия радиации.

В 1974 году Организация приобрела у США пакет акций завода, обогащающего уран. Так, исламская страна получила возможность выкупать продукцию предприятия и готовить своих сотрудников совместно с французскими, а также получила доступ к необходимым технологиям. В том же году началось строительство второго в стране исследовательского центра.

Мирное использование атомной энергии

В то время активно велось международное сотрудничество не только с США и Францией, но также с Великобританией, Бельгией, Италией и ФРГ. Помимо уже упомянутых контрактов на поставку оборудования и обучение специалистов, были подписаны соглашения на совместное строительство двух АЭС. В Иране также была создана большая база для подготовки высококвалифицированных кадров.

трамп ядерная программа ирана

То, что Иран использует атомную энергетику исключительно в мирных целях, в те годы подтверждалось не только партнерами, но и проверками международных инспекторов. Полную реализацию ядерной программы Ирана тогда планировалось закончить к 1994 г.

Исламская революция и аннулирование всех соглашений

Но часть планов не была реализована вовсе, а часть осталась замороженной в результате исламской революции, которая произошла в конце 70-х годов. Ядерная программа Ирана остановилась, а все соглашения, которые за предыдущие годы были достигнуты с иностранными партнерами, были аннулированы.

Начался отток высококвалифицированных кадров. Страну покинули не только иностранные специалисты, но и множество иранцев, которые участвовали в ядерном проекте, когда духовный лидер революции заморозил строительство Бушерской АЭС (работы были завершены уже на 80%). Все сделки по ядерной программе Ирана с США, Великобританией, Францией, ФРГ, Италией и другими странами были сорваны, а уже подписанные соглашения – аннулированы.

Долгое время новое правительство не проявляло никакого интереса к области атомной энергетики вплоть до второй половины восьмидесятых годов. Когда при помощи КНР был создан исследовательский центр, иранские физики посещали институт в Амстердаме и ядерный центр в Нидерландах, велись переговоры с ФРГ и Швейцарией по поводу закупки технологий. Ядерная программа возобновилась.

договор с ираном по ядерной программе

В 1992 году Россия подписала с Ираном Соглашение по ядерной программе, в рамках которого предусматривалось только мирное использование энергии, и в 1995 г. российские специалисты продолжили строительство Бушерской АЭС. В ответ США ввели экономические санкции против Ирана, а Россия заморозила подписание соглашения о поставке в Иран военной техники.

По поводу строительства Дарохвинской АЭС Иран планировал сотрудничать с Китаем. Однако в 1997 г. КНР отказались от партнерства.

Обострение отношений между Ираном и США

США тогда попытались добиться изоляции Ирана, но натолкнулись на противодействие со стороны Великобритании, Франции, России и Германии, которые были связаны с ним контрактами на строительство АЭС. Тегеран же согласился на подписание дополнительного соглашения, которое позволяло бы международным инспекторам проверять любой иранский объект, который вызвал подозрения. Однако впоследствии это соглашение не было ратифицировано парламентом Ирана, так что страна только частично выполняла требования МАГАТЭ о проверках.

Инспекторам все же удалось обнаружить на территории Ирана следы разработки оружия массового поражения.

Приостановка работ по обогащению урана

В августе 2004 г. посол Ирана в России заявил, что его государство согласно возвращать в РФ ядерное топливо с АЭС. Спустя несколько месяцев под давлением международного сообщества Тегеран и вовсе заявил о приостановке работ по обогащению урана.

ядерная программа ирана и оон

В то же время Франция, Германия и Великобритания тоже начали заявлять, что эта страна тайно вела разработку ядерного оружия в течение последних 12 лет.

Доклад МАГТЭ по иранской ядерной программе

В начале 2006 г. Иран снова начал исследования. Государство наращивало ядерные амбиции, а давление мирового сообщества все продолжало усиливаться. От Ирана потребовали обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать исключительно мирную направленность исследований.

По положениям ядерной программы Ирана и в ООН подготовили несколько резолюций, часть из которых вводила санкции. Все это привело к тому, что страна фактически оказалась отрезанной от мировой финансовой системы. Значительно затруднился и экспорт нефти из страны.

Ситуация обострялась. Ядерная программа Ирана ("Регнум", "Ассошиэйтед пресс", "Франс-Пресс", РБК, "Интерфакт" и другие информационно-новостные агентства мира тогда освещали каждый шаг политиков) продолжалась. Страна утверждала, что разработки ведутся исключительно в мирных целях.

доклад оон по ядерной программе ирана

Переговоры по совместному плану действий

В 2012 г. начались переговоры между Ираном и Соединенными Штатами по урегулированию конфликта. Значительных продвижений, правда, не удавалось достигнуть до тех пор, пока в стране не сменился президент. Новый политический лидер – Хасан Рухани – сделал решение ядерного вопроса основным приоритетом внешней политики.

Промежуточное соглашение было подготовлено к концу ноября 2013 г. Предусматривалось смягчение санкций взамен на ограничение ядерной программы. Чтобы согласовать все детали, потребовалось еще 20 месяцев. Причиной тому стали несогласие некоторых представителей Ирана и политиков на международной арене с отдельными пунктами договора.

Четырнадцатого июля 2015 г. Россия, Китай, США, Германия, Франция, Великобритания, Европейский Союз и Иран договорились о Совместном плане действий. Документ должен был положить конец многолетнему противостоянию вокруг иранской ядерной проблемы.

Согласно договору с Ираном по ядерной программе, страна обязана открыто сотрудничать с МАГАТЭ, а международное сотрудничество в атомной сфере в течение последующих 15 лет может осуществляться только после одобрения со стороны специальной комиссии. Также значительно сократился ядерный комплекс страны, программа его дальнейшего развития и запасы материалов.

Дональд Трамп о соглашении по иранской ядерной программе

После смены правительства в США, конечно, несколько изменилось и отношение к ядерной проблеме. Президент США Дональд Трамп о ядерной программе Ирана и решении вопроса высказался в негативном ключе. Он заявил, что возможно Вашингтон выйдет из Соглашения, достигнутого в 2015 году. Напряженность в отношениях Ирана и Соединенных Штатов снова начала нарастать.

Telegram
Facebook
Instagram
Twitter
Vkontakte
RSS
Yandex.Dzen

Кому и зачем в Иране нужна ядерная программа? Кто принимает решения и влияет на выработку политики в этой сфере? В контексте американо-иранских контактов о возврате к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) и консультаций по новому соглашению автор изучает участников иранского внешнеполитического процесса и их мотивацию развивать ядерную программу или вести переговоры по её ограничению.

Иранская власть на бумаге и в реальности

Внешняя политика Ирана – результат гибкого сочетания формального межведомственного взаимодействия и неформальных процедур. Последние часто опережали юридическую реальность и позже фиксировались документально: так, после смерти основателя Исламской республики Рухоллы Хомейни состоялся единственный после революции транзит власти, а затем появилась обновлённая конституция[1].

Конституционные органы власти и их полномочия неизменны до сих пор (рисунок 1). Формально система власти в Исламской Республике децентрализована: она повторяет принцип разделения властей, но за счёт специфических органов и политико-правовой доктрины (велайат-е факих), проработанной ещё до революции аятоллой Хомейни, прямо или косвенно закрепляет главное полномочие верховного лидера – влиять на кадровые назначения и тем самым поддерживать баланс между различными органами власти и представленными в них политическими силами.

Верховный лидер принимает решения по ключевым вопросам, командует армией, объявляет войну и мир, задаёт ориентиры во внутренней и внешней политике и продвигает их как самостоятельно, так и через представителей (а их примерно 2 тысячи) в федеральных и региональных органах власти. Он назначается на неопределённый срок и может сместить избираемый населением Совет экспертов из 88 шиитских правоведов-богословов, который в составе шести комиссий собирается дважды в год и в закрытом режиме обсуждает ситуацию в стране. Когда на внеочередном заседании Совета экспертов в 1989 г. верховным лидером Ирана назначили президента Али Хаменеи, часть духовенства сочла такое решение неправомерным – у Хаменеи не было даже сана аятоллы, а его предшественник был великим аятоллой и в силу революционных заслуг назывался имамом. Однако сравнительно слабый с точки зрения личного авторитета Хаменеи был удобен управленческим кругам, поскольку вместо продвижения собственной повестки он был сосредоточен на поддержании статус-кво, от которого зависело и его положение.

Один из двух органов, который позволил укрепиться Али Хаменеи – Наблюдательный совет, известный также как Совет стражей конституции. Шесть его членов – исламских правоведов назначает верховный лидер и ещё шесть гражданских юристов со знанием исламского права – избранный народом парламент по представлению главы судебной власти, назначенного верховным лидером.

В формальной иерархии власти вслед за верховным лидером и координационными органами, которые помогают ему калибровать политическую систему, расположена исполнительная власть во главе с президентом. Однако в реальности за более чем тридцать лет правления Хаменеи бесконтрольно укрепила своё влияние главная силовая структура страны – Корпус стражей исламской революции (КСИР). На него уже после реформы конституции 1989 г. сделал ставку Хаменеи для укрепления личной власти.

По гамбургскому счёту вслед за КСИР в рейтинге власти располагается президент страны. Ему подотчётен и главный дипломат страны, от команды которого зависят успехи Ирана на международной арене, и руководитель Организации по атомной энергии Ирана как гражданской структуры.

В 2013 г., когда стало очевидно, что без снятия санкций иранская экономика не сможет обеспечить благосостояние населения, духовный лидер сделал ставку на Хасана Роухани. Команда Махмуда Ахмадинежада, с которым у верховного лидера возник конфликт, была пригодна скорее для дальнейшего наращивания ядерной программы, чем для переговоров по её ограничению. Будучи секретарём ВСНБ в 1989–2005 гг., Роухани досконально знал предмет переговоров, а в его команде был Мохаммад Джавад Зариф – выпускник Университета штата Калифорния и Денверского университета, бывший постпред Ирана в ООН и один из переговорщиков по иранской ядерной программе под руководством того же Роухани в 2003–2005 годах.

Команду ключевых переговорщиков дополнил ещё один опытный функционер – Али Акбар Салехи. Глава иранской атомной программы в должности вице-президента, обладатель докторской степени по ядерной физике Массачусетского технологического института, в прошлом постпред Ирана в МАГАТЭ и министр иностранных дел. В 2019 г. Салехи заявил в одном из интервью, что заблаговременно приобрёл копии оборудования, демонтированного при реализации СВПД на тяжеловодном реакторе в Араке, чтобы в случае срыва ядерной сделки оперативно вернуть реактор в строй. По словам Салехи, об этом решении знали только он и верховный лидер.

Принцип разделения властей подразумевает независимость трёх ветвей власти и систему сдержек и противовесов. Несмотря на ограниченную роль парламента в принятии решений, депутаты контролируют деятельность исполнительной власти и открыто излагают позиции, противоречащие линии президента и правительства. Парламентский контроль на ядерном треке выразился в том, что депутаты провели процесс ратификации СВПД, хотя с точки зрения международного права этот документ не был международным договором и не требовал одобрения в парламенте, и обязали министра иностранных дел отчитываться перед меджлисом о реализации сделки каждые три месяца.

Рисунок 1. Система органов власти в Иране


В 2020 г. на фоне кризиса ирано-американских отношений при Дональде Трампе ситуация усугубилась из-за того, что в результате выборов парламент перешёл под контроль консервативно настроенных сил. Председателем меджлиса стал бригадный генерал КСИР Мохаммад Багер Галибаф, который участвовал в президентских выборах 2005 и 2013 гг. и может выдвинуть свою кандидатуру на выборах в 2021 году. Во главе судебной власти стал Эбрахим Раиси, который проиграл Роухани в президентской гонке в 2017 году.

Ядерная мотивация

Мотивация иранского истеблишмента – вне зависимости от политических предпочтений его представителей – зиждется на стремлении сохранить режим. При общности цели выбор средств её достижения разделяет иранских государственных деятелей на условных консерваторов и реформаторов. Однако они остаются двумя ветвями одного дерева, о вырубке которого запрещено думать, потому что советский опыт подсказывает иранцам, что пересмотр основ политического режима может привести к его самоликвидации (помимо атеистичности коммунистического строя и открытия страны тлетворному влиянию Запада, другие причины распада СССР иранцы замечают в меньшей степени). Когда в 1998 г. президентом стал реформатор Мохаммад Хатами, противники стали называть его аятолла Горбачёв, намекая на то, что следовать путём открытого сотрудничества с Западом опасно для государственного строя.

Тегеран мог бы добиться эффективного сдерживания противников с помощью ядерного оружия – его отсутствие в Ираке и Ливии и последовавшее вторжение США в эти страны стало для иранцев не менее релевантным примером, чем для создавшей ядерное оружие Северной Кореи. Иранцы не успели продвинуться к этой цели – раскрытие в 2002 г. ядерного объекта в Натанзе привело к тому, что в 2003 г. скоординированная деятельность, которая могла способствовать военным ядерным разработкам, была прекращена.

Бремя санкций десятилетиями усугубляло экономическое состояние, и часть иранских элит (особенно в управленческих кругах, отвечавших за национальное хозяйство) осознавала, что ядерные мощности не могут обеспечить устойчивость страны – необходим нормальный внешнеторговый баланс. Накануне переговоров по СВПД в 2013 г. верховный лидер издал фетву – религиозный приказ, запрещающий разработку ядерного оружия. С тех пор публично за разработку ядерного оружия могут выступать только смелые политологи.


Несоответствие цели и средств её достижения привели к адаптации намерений – создать максимальный технологический потенциал мирной ядерной программы, чтобы в случае масштабного кризиса иметь возможность перевести мощности в военное русло.


Пока фетва верховного лидера и членство в Договоре о нераспространении ядерного оружия создают политическое прикрытие, а МАГАТЭ с помощью инспекционного режима – техническое, Тегеран имеет право развивать ядерную программу в соответствии с собственными задачами.

Ядерная программа – это также символ независимости и оплот политического режима. Если власти Ирана после стольких лет противостояния уступят по ядерному вопросу, а затем сдадут позиции по другим – например, по ракетной программе или региональной политике, – зачем тогда нужен этот политический режим и чем ему гордиться?

Судьба ядерной сделки

Законопроект меджлиса об увеличении производства низкообогащённого урана обозреватели изначально воспринимали как очередную инициативу с целью продемонстрировать свою роль во внешней политике Ирана, но считали, что текст документа либо не будет одобрен, либо правительству удастся его обойти уже после принятия. Ожидания не оправдались: вопреки пожеланиям команды Хасана Роухани Наблюдательный совет одобрил документ с одной поправкой, чем вынудил правительство соблюдать его неукоснительно – за уклонение от имплементации закона грозит уголовная ответственность.

Поведение меджлиса можно было бы объяснить предвыборными амбициями его спикера, но когда законопроект стал законом, он оказался основой консенсуса всей политической системы Ирана по поводу ядерной программы. Тот, кто выступит против закона после его одобрения, противопоставит себя не меджлису, а всему режиму во главе с верховным лидером.

Чем руководствуется Тегеран, повышая ставки накануне диалога с Вашингтоном по ядерной программе?

Во-первых, стремлением ликвидировать дисбаланс за столом переговоров: Соединённые Штаты благодаря администрации Трампа не только сохранили рычаги давления, которые были у администрации Обамы, но и приумножили их, а вынужденная приверженность Ирана ядерному соглашению привела к тому, что на переговоры о возвращении в сделку иранцы вышли бы без каких-либо козырей. К тому же новый закон позволяет накопить ещё больше знаний о ядерных технологиях и полезен Ирану с точки зрения технологического развития – об этом, специально оставляя политические вопросы за скобками и не скрывая своего удовлетворения, заявил глава иранской атомной программы Али Акбар Салехи.

С учётом того, что 23 мая 2021 г. камеры МАГАТЭ на иранских ядерных объектах будут демонтированы, а трёхмесячные показания стёрты с диска без передачи инспекторам, если не достигнуть промежуточных договоренностей по возврату к соглашению, у администрации Байдена остаётся не так много времени для возвращения в СВПД без долгосрочных потерь для дипломатии и режима ядерного нераспространения. В противном случае есть риск нового витка конфронтации и потери Ирана за столом переговоров на следующее десятилетие.

Конвенция Монтрё предполагала приоритетный учёт интересов Турции и остальных черноморских государств в области безопасности. Строительство новых каналов откроет Чёрное море всем желающим и повысит напряжённость.

Читайте также: