Церковь и образование доклад

Обновлено: 07.05.2024

Анализируя роль православия в русской истории, И.Ильин писал: "Все русское искусство изошло из православной веры, искони впитывая в себя дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности. Русская живопись пошла от иконы, русская музыка была овеяна церковным песнопением, русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр пошел от драматических "действ" на религиозные темы, русская литература пошла от церкви и монашества".

После вступления на престол императора Александра III, с 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ. Прекрасный опыт работы церковно-приходской школы был накоплен в конце прошлого века в с. Татево Смоленской губернии, которой несколько лет руководил Сергей Александрович Рачинский.

Религиозное воспитание и обучение включало проведение так называемых "образовательных путешествий", когда дети летом шли на богомолье, к святым местам или в ближайший монастырь. Кроме посещения святых мест дети во время таких походов узнавали свой край, его историю, собирали песни и сказки, записывали обряды и игры Смоленского и Тверского краев. Самый любимый детьми праздник славянской письменности.

Вторым предметом были русский язык и чтение, третьим обязательным предметом была арифметика. Рачинский ввел церковное пение, арифметику дробных чисел и элементарную геометрию, географию и отечественную историю. Его школу называли школой искусств. Он помог стать портретистом Т. Никонову, иконописцем - И. Петерсону, известным художником - сыну батрачки Н.П. Богданову-Бельскому, чья мастерская была в доме Рачинских.

Так можно ли русскую классику XIX в. понять вне православия. Откуда патриотический пафос "Истории государства Российского"? Куда устремлены помыслы Гоголя? Как понять героев Достоевского и Толстого? Философские идеи русских философов? Владимира Соловьева? А русский религиозно-философский ренессанс, русский космизм, выдвинувший русскую мировоззренческую мысль на мировой уровень? Что питало их? Где искать побудительные причины всего того, что составляет духовную гордость земли русской? Русская культура и православие в основе нерасторжимы.

Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа.

Совершенно очевидно, что важнейшей задачей на этом пути является образование и воспитание детей и молодежи.

Главная составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.

Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.

Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Было бы хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России… попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.

(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)

С целью воспитания детей в православно-христианской традиции, Тобольско-Тюменская епархия создала комплексную систему религиозного образования, в которую сегодня кроме Тобольских духовных школ входят также Тюменское Духовное училище и 12 православных общеобразовательных гимназий, которые расположены в городах Тюмени. 6 мая 2000 года в день Великомученика Георгия Победоносца в Ноябрьской гимназии прозвучал первый звонок, который возвестил о рождении первой духовной школы – Ноябрьской Православной Гимназии. Владыка Димитрий благословил первоклассников на хорошую и усердную учебу

Надо подчеркнуть, что в Ноябрьске при храме Архистратига Михаила, организована работа воскресной школы для взрослых. Я с удовольствием посещаю занятия в этой школе. Мы изучаем такие предметы, как катехизис, Новый завет, Ветхий завет, богослужебный устав. Занятия по изучению катехизиса и богослужебного устава ведут священники – протоиерей Роман Маркелов, иерей Евгений Косолапов; Ветхий Завет и Новый Завет преподает Величко Л.П.

К участникам Чтений с приветственными словами обратились Епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Татьяна Бучкова, Глава Администрации города Ноябрьска Жанна Белоцкая, директор департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Ирина Сидорова, писатель, кандидат философских наук М.Ю.Бакулин.

В своих докладах авторы делились работой, направленной на формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей и основ, а также размышляли над проблемами современности и причинами кризисных явлений в обществе.

Завершились Рождественские Чтения незабываемым выступлением хора Православной Ноябрьской гимназии.

Многие молодые люди и дети ведут активную общественную деятельность.

Используемая литература:

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. М.:Наука 1990.

2. Аверкий. Что такое православие//Москва. 1996. №3.

3. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М.:Политическая литература, 1990.

4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М.:Просвещение 1992.

5. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М.:Политическа литература, 1993. 6. Малягин В. К. Православие и Россия//Юность.1994.№3.

7. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.:Терра, 2000.

Структура и содержание статьи не совсем соответствует тематике рождественских чтений, состоит из слабо связанных между собой частей. Сначала речь идёт временах о князя Владимира, затем без должного перехода о приходских школах, о Тюменско-Тобольской епархии, о рождественских чтениях и о учёбе автора в воскресной школе. Трудно понять логику автора и суть его призывов таких как: "Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа". Совершенно несогласен с подобным призывом. Опыт господства идеологии в общественном сознании у нас уже есть, от чего давно отказались и кроме того в современной России, в условиях многонациональности и многоконфессиональности навязывание принципов какой-либо одной идеологии чревато социальными конфликтами.

Структура и содержание статьи не совсем соответствует тематике рождественских чтений, состоит из слабо связанных между собой частей. Сначала речь идёт временах о князя Владимира, затем без должного перехода о приходских школах, о Тюменско-Тобольской епархии, о рождественских чтениях и о учёбе автора в воскресной школе. Трудно понять логику автора и суть его призывов таких как: "Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа". Совершенно несогласен с подобным призывом. Опыт господства идеологии в общественном сознании у нас уже есть, от чего давно отказались и кроме того в современной России, в условиях многонациональности и многоконфессиональности навязывание принципов какой-либо одной идеологии чревато социальными конфликтами.

Структура и содержание легко читаются неискушенными специальным образованием читателями. Статья больше предназначена для родителей детей образовательных учреждений, среди которых немало простых работников, которым будет понятен несложный язык изложения. А по поводу господства идеологии в общественном сознании. Господа! Мы ощутили и господство общей идеологии и господство плюрализма мнений и многоконфессиональности. Спросите в первую очередь себя, а потом ближайшее окружение людей, когда они чувствовали себя защищенными в большей мере? Вы получите ясный ответ на этот вопрос. Речь идет не о навязывании одной идеологии и запрещении других конфессий. Речь в статье идет о связи поколений и объединении народов. Православие доказало свою способность к объединению народов. В России всегда мирно уживались разные религии и никогда не было противостояния. А вот когда народ стал отходить от православия в силу многих причин, вот тогда и появились беспорядки. Автор прав по поводу роли православия в объединении людей.

Структура и содержание легко читаются неискушенными специальным образованием читателями. Статья больше предназначена для родителей детей образовательных учреждений, среди которых немало простых работников, которым будет понятен несложный язык изложения. А по поводу господства идеологии в общественном сознании. Господа! Мы ощутили и господство общей идеологии и господство плюрализма мнений и многоконфессиональности. Спросите в первую очередь себя, а потом ближайшее окружение людей, когда они чувствовали себя защищенными в большей мере? Вы получите ясный ответ на этот вопрос. Речь идет не о навязывании одной идеологии и запрещении других конфессий. Речь в статье идет о связи поколений и объединении народов. Православие доказало свою способность к объединению народов. В России всегда мирно уживались разные религии и никогда не было противостояния. А вот когда народ стал отходить от православия в силу многих причин, вот тогда и появились беспорядки. Автор прав по поводу роли православия в объединении людей.

Я не согласна, что структура и содержание статьи не соответствует тематике Рождественских чтений. Пусть и вкратце , но затронута тема о крещении Руси князем Владимиром и его великое влияние в организации обучения детей. Я не буду повторяться, так как полностью согласна с предыдущим комментарием Oliga. Мне кажется автор хотел показать читателям, что влияние православия на образование - это не пустые разговоры,а действительность, что мы и видим на примере Тобольско-Тюменской епархии и в г.Ноябрьске. И как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл : ". взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность .

Я не согласна, что структура и содержание статьи не соответствует тематике Рождественских чтений. Пусть и вкратце , но затронута тема о крещении Руси князем Владимиром и его великое влияние в организации обучения детей. Я не буду повторяться, так как полностью согласна с предыдущим комментарием Oliga. Мне кажется автор хотел показать читателям, что влияние православия на образование - это не пустые разговоры,а действительность, что мы и видим на примере Тобольско-Тюменской епархии и в г.Ноябрьске. И как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл : ". взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность .

Н.Богданов-Бельский "В классе"

Сейчас много спорят о том, имеет ли право Церковь "приходить" в школы и вузы. А между тем, во многом именно благодаря Церкви в России появились и развивались первые учебные заведения. Игумен Виталий (Уткин), руководитель Миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии, член Рязанского православного исторического общества, подробно разбирает историю создания в нашей стране системы народного образования.

В XVIII–XIX столетиях Церковь принимала активное участие в создании системы образования в России.

С 1722 года начался повсеместный набор в создающиеся епархиальные школы детей духовенства в возрасте от 7 до 18 лет. Базой подготовки преподавателей для таких учебных заведений стала Новгородская греко-славянская школа, открытая двумя десятилетиями ранее митрополитом Иовом и братьями Лихудами.

С 1730-х годов архиерейские школы усваивают себе название семинарий. Они быстро развиваются и дают системные, современные той эпохе, гуманитарные знания детям духовенства.

Школы стали чрезвычайно важным средством социальной мобильности, своеобразным общественным лифтом. Епархиальные архиереи большое внимание уделяли детям из бедных семей причетников. Благодаря духовным школам эти представители низших социальных слоев, прекрасно овладевшие латынью, получили доступ к полноценному знанию и, соответственно, многие из них смогли занять достойное место в обществе.

В основе преподавания в семинариях лежал латинский язык. Освоение его становилось все более глубоким. Постепенно на латыни начали преподавать наиболее значимые предметы, в том числе — философию и богословие.

Безусловно, многие авторы, писавшие на тему истории церковного образования, считают такую ситуацию для русского духовного сословия ненормальной. Но у нее были прямые позитивные последствия для всей системы образования и, более того, российского научного знания.

Отход от латинского языка как основы преподавания произошел в русских духовных школах лишь к середине XIX столетия. К этому моменту латынь уже перестала быть языком международного научного сообщества. Гораздо более актуальными стали живые европейские языки.

Про зарплаты педагогов

Для самих семинаристов строились общежития, шилась форменная одежда.

Все это давалось колоссальным напряжением сил епархий. Особенно трудно было строить новые семинарские здания.

Приведу лишь один показательный пример. В начале XIX столетия строилось здание Рязанской духовной семинарии (нынешний музей ВДВ). Железные детали для стройки весом в 100 тонн, закупленные на заводе, были погружены на баржу, и по Оке ее до Рязани вместо бурлаков тащили бичевой дьячки и пономари.

Будни семинариста: физика, французский, медицина.

К 80-м годам XVIII века каждая из провинциальных семинарий насчитывала уже сотни учащихся. В них преподавались богословие, философия, хронология, география, риторика, пиитика, арифметика и языки: латинский, греческий, еврейский и французский.

И.Репин "Портрет Алеши Репина"

Особое значение приобретает преподавание философии. В последней четверти XVIII века в учебный курс епархиальных семинарий была включена новейшая германская метафизика, в рамках которой сформировались основы категориального аппарата современной науки. Ее стремление к построению всеобъемлющей системы философского знания и тщательная классификация форм знания давали большие дидактические возможности.
Для развития умственных способностей учащихся и для более прочного усвоения ими пройденного материала в духовных школах устраивались публичные диспуты. Такой диспут проходил, как правило, на латинском языке, на него приезжали губернатор, чиновники, офицеры, купцы. Для диспута специально украшался зал, в перерывах пелись духовные стихи, гостям и семинаристам предлагалось угощение.

В последней четверти XVIII столетия в семинариях начинает уделяться особое внимание преподаванию греческого языка. Это, безусловно, устраняло первоначальный перекос в сторону латыни, способствовало непосредственному знакомству в оригинале со Священным Писанием, творениями отцов Церкви, литургическими текстами.

Шесть десятилетий устойчивого развития епархиальных духовных школ принесли к концу XVIII столетия обильные плоды. Фактически, эти учебные заведения стали основой для всей системы народного образования, в том числе — для высшей школы. В 80-е годы XVIII века некоторые студенты провинциальных семинарий направлялись для дальнейшего обучения не только в Московскую духовную академию, но и в Московский университет.

В 80-х годах XVIII столетия правительство Екатерины II приступило к реформе народного образования. Государство готовилось к открытию целой сети народных школ и их будущих учителей увидело именно в семинаристах.

Из духовной семинарии – в учительскую

Большинство преподавателей для новых школ так же было взято из числа выпускников духовных семинарий. При созданном в Рязани главном народном училище (будущей гимназии) учителя из числа бывших семинаристов открыли в 1786 году курсы методики. На них обучались 30 человек – выпускники Рязанской семинарии. Они стали учителями уездных училищ сразу в двух губерниях – Рязанской и Тамбовской.

Так спустя несколько десятилетий систематического развития духовной школы она стала передавать свое преемство школе светской.

Латынь, богословие, скальпель.

Особенно много было сделано духовными школами для развития русской медицины. Изначально в России кроме студентов духовных школ практически не было людей, обладавших необходимым для изучения медицины уровнем знания латыни. Ведь дворяне в своей массе древних языков практически не знали – вплоть до создания в начале XIX столетия полноценных губернских гимназий. Поэтому правительство всячески старалось привлечь семинаристов в медицинские учебные заведения.

Вызовы учащихся духовных школ в медицинскую службу особенно усилились с 1786 года, после преобразования Медицинской коллегии. Возникшая в 1800 году Императорская Медико-хирургическая академия практически полностью формировалась из числа семинаристов.

Так было не только с медицинскими или педагогическими, но и со многими другими высшими учебными заведениями страны. Их основой стала развитая система непрерывного духовного образования, опиравшаяся на латинский язык преподавания. Напомню, что латынь была тогда языком международного научного сообщества.

Э.Шанкс "Медицинский осмотр в русской богадельне"

Вот конкретные примеры из истории Рязанской духовной семинарии. В числе ее выпускников XVIII столетия — знаменитые ученые-медики: И.Е. Дядьковский, А.Л. Ловецкий, О.П. Богородский, И.А. Малышев, Г.И. Кораблев, И.Ф. Побединский, Д.К. Тарасов, И.Т. Глебов.

Например, ординарный профессор Московского отделения Медико-хирургической академии Иустин Евдокимович Дядьковский через всю жизнь пронес как духовные, так и светские плоды своего семинарского воспитания. Дядьковский хорошо знал греческий, немецкий, французский, английский, итальянский языки. Естественно, он свободно владел латынью. При этом всю свою жизнь он выступал за развитие независимого русского просвещения, свободного от слепого подражания иностранцам.

И.Е. Дядьковский был не только ученым, обладавшим обширными познаниями, но и выдающимся врачом-практиком, в особенности диагностом. Его ученые труды отличаются в высшей степени оригинальной разработкой важнейших вопросов медицины того времени. Перу И.Е. Дядьковского принадлежит целый ряд статей и книг о холере, учебник общей терапии и лекции по практической медицине. Он не только разработал систему классификации болезней на совершенно новых началах, но и впервые открыл для России кавказские минеральные источники.

Выпускник Рязанской семинарии, директор военного медицинского департамента, Д.К. Тарасов является составителем популярного в XIX столетии медицинского энциклопедического словаря.

Еще один ее выпускник, вице-президент Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии И.Т. Глебов был ярким деятелем эпохи выдающихся реформ в Медико-хирургической академии и расцвета русской медицинской науки. С его именем связано учреждение при этой академии клинического института врачей.

Стоит напомнить, что спустя несколько десятилетий Военно-медицинскую академию (бывшую Медико-хирургическую) окончил еще один студент Рязанской духовной семинарии – Иван Петрович Павлов, будущий академик и лауреат Нобелевской премии.

Труды Павлова, приведшие к открытию новой области физиологии – физиологии высшей нервной деятельности, опирались на работы его предшественников по академии, выпускников Рязанской семинарии И.Е. Дядьковского, И.Т. Глебова и К.В. Лебедева.

Путь вундеркинда

Я перечислил врачей, но Рязанскую семинарию в конце XVIII века закончили и многие представители других направлений науки, например, такие выдающиеся филологи, как С.Н. Шафранов, В.Т. Плаксин, П.М. Перевлесский, математик Д.Ф. Гусев, ставший, кстати, одним из создателей Казанской духовной академии.

И это далеко не все выпускники всего лишь одной семинарии спустя несколько десятилетий после начала активной деятельности духовных школ. А таких семинарий были десятки.

Он был сыном диакона, очень рано научился читать и писать. У его отца была довольно большая библиотека. Библиотека, состоящая преимущественно из духовных книг, была и при сельском храме. Его отец переплетал на заказ чужие книги. Письму Надеждин обучился практически самостоятельно, переписывая лучинкой акафист святой великомученице Варваре.

Описываемые в них чудеса, страдания мучеников, подвиги отшельников оказали на мальчика сильное влияние. Исторические книги Ветхого Завета также были его любимым чтением. Он знал наизусть имена всех ветхозаветных патриархов. Любил он старинные романы и сказки.

Николай успешно справлялся с обязанностями чтеца в местной церкви. Местные крестьяне хотели видеть его своим дьячком. Отец мальчика решился просить об этом архиепископа Рязанского Феофилакта (Русанова). Ему не хотелось отрывать от себя единственного сына (кроме Николая в семье были только дочери) и отдавать его на много лет в духовную школу. Кроме того, отец Николая надеялся несколько улучшить материальное положение своего многочисленного семейства за счет будущих доходов с места дьячка. Самому Николаю к тому моменту исполнилось целых 10 лет.

Н.Богданов-Бельский "Воскресное чтение в сельской школе"

— Это ты сам писал и сочинял?

— Сам.

— Как ты выучился писать стихи?

— Не знаю.

— Можешь ты теперь написать что-нибудь стихами?

— Поди ж в ту комнату и напиши или вот на такой-то псалом или вот на этот цветок.

Забытая заслуга Церкви

Думается, что из всего сказанного можно извлечь важный урок.

Почти три столетия назад Церковь стала одной из главных сил, способствовавших росту Российского государства. Она сумела сделать невиданное — подготовить учебную базу и кадры для всей страны.

При этом Церковь осталась сама собой, она не утратила своей внутренней сути. Она всегда и везде является закваской общества, преобразует действительность, потому что Церковь — Тело Христово.

Игумен Виталий (Уткин), руководитель Миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии,

член Рязанского православного исторического общества

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Взаимодействие Русской Православной Церкви в области образования

Р. М. Гараева

Орский гуманитарно-технологический

институт (филиал) ОГУ,

студентка 3 курса, город Орск

В последние годы проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения на основе традиционных ценностей является предметом дискуссий в обществе, что находит отражение в публицистике, общественных инициативных движениях, передовом педагогическом опыте, научно-педагогических исследованиях. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления организационно-педагогических условий взаимодействия государственной системы образования и Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды по проблемам духовно-нравственного воспитания, развития и становления личности в различных сферах жизни. Теоретико-педагогическая мысль отечественной педагогической традиции, рассматривающая духовно-нравственное воспитание как ключевой элемент образования, представлена в трудах: К. Д. Ушинского , Н. И. Пирогова, П. Ф. Каптерева, В. А. Сухомлинского и пр. Теоретические исследования значений традиций для развития образования и способов интеграции ценностных систем традиции в современное образование нашли отражение в работах А. Я. Данилюка , М. В. Захарченко, C. B. Жолована, Т. И. Петраковой , Е. В. Шестуна и др.

Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную сумму знаний, но и овладевали умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Школа занимает особое место в образовании и воспитании как один из важнейших институтов формирования личности, так как начинает обучение ребенок, а заканчивает уже достаточно сформированный молодой человек, с вполне определившейся системой жизненных установок, которые в дальнейшем редко изменяются. В целом, Православие и светское образование имеют общую задачу – формирование личности человека, который наделен душой и разумом. Светское образование в процессе обучения передает учащемуся накопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, а через преподаваемые дисциплины формирует и его внутренний мир. Православную церковь в первую очередь волнует духовное и нравственное воспитание личности. В результате сумма знаний и нравственных ценностей прошлых поколений, должна стать идеалом в деле воспитания нравственной личности.

Важным во взаимодействии государственной системы образования и Русской Православной Церкви является культурологический подход, позволяющий выявить культурные факторы развития отношений школы и церкви. Данный подход предполагает изучение православной культуры как культурообразующего предмета и дает возможность проследить то влияние, которое оказывает православие на процесс формирования института образования.

Таким образом, впервые в новейшей истории нашей страны в содержание светского образования на федеральном уровне включена учебная дисциплина духовного содержания. Самим фактом ее наличия в учебных планах школ признается необходимость полноценного возрождения воспитательной начала общеобразовательных учреждений, признается, что воспитание подрастающего поколения должно строиться с учетом духовно-нравственного опыта традиционных для нашего государства религиозных конфессий.

Россия издревле формировалась и жила в лоне Восточной Православной Византийской цивилизации. Православная культура имеет целью своего служения достижение духовного совершенства человека. В ходе реформы могут меняться формы и методы достижения этой цели, но сама цель должна остаться неизменной. Ее основ и следует придерживаться на всех исторических поворотах. К ней следует возвратиться и сегодня после насильственного отлучения в XX веке, вернуть уклад жизни, традиционные ценности и культуру. Для того, чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, необходимо передавать те духовные,ценностные ориентиры, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Чтобы продолжать нашу историю, нам необходимо сделать образование таким, чтобы оно обеспечивало устойчивость нашей культуры, нашей цивилизации.

Список используемой литературы:

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. // А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков – М.: Просвещение, 2009.

Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. // И.М. Ильинский - М.: Голос, 2001.

С появлением христианства и переводом Священного Писания на другие языки пословица вошла в лексикон многих народов. Ценность просвещения и распространения знаний постепенно оказалась осознана странами Европы, России и Америки и изменила человечество к лучшему. Христианство, набирая все больше последователей, оказало благотворное влияние на весь мир: миссионеры вместе с проповедью Евангелия приносили людям возможность получать образование и развиваться.

Создание кириллицы

Так, например, толчком для распространения знаний на Руси было создание славянской азбуки – глаголицы и кириллицы. Ее разработали византийские миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие на рубеже девятого-десятого веков. Эти великие ученые, лингвисты и ораторы были преданными последователями учения Иисуса Христа. Их алфавит был изначально создан специально для переложения Священного Писания на язык славян, а первые переведенные молитвы начинались словами, давшими название буквам кириллицы.

Кирилл и Мефодий разработали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека и торжеству христианской веры. Их азбука быстро распространилась во всех славянских странах, а в десятом веке пришла и на Русь.

Армянский алфавит

Стремление распространять Евангелие на языке родной страны также двигало еще одним горячим последователем Иисуса Христа – миссионером, проповедником и ученым Месропом Машдоцем. В 405 году он изобрел армянский алфавит и перевел с его помощью Библию. Историческая миссия Маштоца сыграла важнейшую роль для дальнейшего развития Армении. Появление письменности не только помогло распространить христианство, но и развило национальную литературу, школу и педагогическую мысль. Памятник переводчику Библии, просветителю и миссионеру сегодня стоит возле здания Ереванского государственного университета.

Реформация в Европе и образование

Во многом сходную роль сыграли переводы Священного Писания и на другие национальные языки. Так в 1534 году Мартин Лютер осуществил перевод Ветхого и Нового Заветов на немецкий язык. И хотя до Лютера существовало восемнадцать Библий, напечатанных на немецком языке, все они изобиловали столькими огрехами, что не получили широкого распространения. Чтение Библии затрудняло также то обстоятельство, что во времена Лютера не было еще единого немецкого языка, страна говорила на множестве разнообразных диалектов. В основу своего перевода Лютер положил язык, который хорошо воспринимался простым народом. Способность глубоко проникаться содержанием Писания и хорошее чувство языка, свойственные Лютеру, сделали Библию народной книгой в Германии. Это решающим образом способствовало возникновению в стране единого литературного языка. Впоследствии Библия Лютера оказала колоссальное влияние на культуру, литературу и искусство Германии, а также легла в основу немецкого образования.

Книгопечатание

Еще одна веха в развитии человечества – начало книгопечатания. Его первым шагом считается символический акт – создание Гутенбергом Библии, Книги книг. Священное Писание было напечатано Иоганном Гутенбергом в его типографии в Майнце в 1452-1454 годах. Набор и печатание с наборной формы существовали до Гутенберга, но вот станка не было. Именно немецкий мастер, искренне верящий в Иисуса Христа, нашел наилучшие технологические средства для осуществления идеи книгопечатания. Он же изобрел типографский станок. Гутенбергу пришлось влезть в долги, чтобы осуществить свою давнюю мечту – издать Библию. Его изобретение оказало огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю.

Высшее образование

Как уже говорилось ранее, колыбелью образования и в Европе, и в России были церковные приходы, а позднее – монастыри.

Одним из старейших учебных заведений, получившим всемирную известность, стал Оксфордский университет (Великобритания). Он основан в 1117 году при монастыре Святой Фридесвиды и имел целью дать священнослужителям более полное образование.

Позднее современный Оксфордский университет дал миру около 50 нобелевских лауреатов.

Еще одним крупнейшим европейским вузом является Парижский университет, который сегодня известен нам как Сорбонна. Он был основан на рубеже двенадцатого и тринадцатого веков. История создания университета восходит к 1215 году, когда из церковных школ был создан первый в Европе светский университет в составе 4 факультетов: искусств, канонического права, теологии и медицины.

По образцу Парижского университета в дальнейшем были устроены большинство европейских университетов. Со временем Парижский университет стал богословским центром Европы, независимым от светского суда и получившим закрепление своих прав со стороны папской власти.

Христианство стояло у истоков развития высшего образования не только в Европе, но и в США. Например, такой престижный и известный университет, как Гарвард, имел исключительно христианские корни.

Гарвардский университет был основан в 1636 году, спустя всего 16 лет после появления первых английских миссионеров на американской земле. Идейным вдохновителем и спонсором учебного заведения стал Джон Гарвард – английский пуританин и проповедник Евангелия. Джон пожертвовал на развитие университета половину своего состояния и всю библиотеку.

В первые годы в Гарварде был всего один преподаватель и девять студентов. Изучали библейские тексты, латынь и математику. В течение ста последующих лет в учебном заведении преподавались в основном богословские науки. А к середине XVIII века вектор обучения сместился в сторону светских наук.

Сегодня Гарвардский университет — один из самых элитарных и авторитетных вузов мира.

Читайте также: