Рефлекторная регуляция доклад 8 класс биология

Обновлено: 06.05.2024

Цель: Формирование знаний о рефлекторной регуляции.

Развить понятия о рефлексе, условных и безусловных рефлексах, их значении в жизни человека.

Сформировать представление о рефлекторной дуге, типах рефлекторных дуг, прямой и обратной связи, рефлекторном круге.

Развивать способность к анализу изученного и нового материала, делать выводы на основе проделанных опытов.

Продолжить развивать интерес к приобретению знаний о своем организме, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование

Презентация и видеофрагмент.

Тип урока: Урок освоения школьниками новых знаний.

Вид урока: Комбинированный урок.

Формы: Рассказ, письменное тестирование, эвристическая беседа, лабораторная работа в группах.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, репродуктивный.

Организация: Работа в группах, взаимопроверка, индивидуальная работа.

Этапы урока и деятельность учителя

1. Организационный момент

Записывают тему в тетрадь.

2. Целеполагание и мотивация. (Рассказ)

Сегодня на уроке вам предстоит убедиться, что рефлекс лежит в основе работы нервной системы, и выяснить, какова материальная основа и механизм осуществления рефлексов.

3. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания проводится в виде письменного теста с последующей самопроверкой .

Множество клеток, сходных между собой по строению и выполняемым функциям, - это органы.

Эпителиальные ткани образованы плотно прилегающими друг к другу клетками.

Мышечные ткани имеют сильно развитое межклеточное вещество.

Соединительные ткани имеют сильно развитое межклеточное вещество.

Нервная ткань образована клетками с отростками.

Защиту организма обеспечивает мышечная ткань.

Возбудимостью и сократимостью обладает нервная ткань.

Возбудимостью и проводимостью обладает нервная ткань.

Клетки поперечно-полосатой мышечной ткани в отличие от клеток гладкой мышечной ткани содержит сократительные волокна.

Нейроны –это клетки, образующие мышечную ткань.

Письменно отвечают на поставленные вопросы, производят взаимопроверку тестовых работ. выявляют правильные ответы.

4. Изучение новой темы. Усвоение теоретических знаний. (Беседа, рассказ, практическая работа, лабораторная работа в группах)

Проблемный вопрос: При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через пуповину.

Основываясь на данном примере, попытайтесь дать определение понятию рефлекс.

В ходе эвристической беседы учитель приводит примеры различных рефлексов у животных, напоминая, что простейшие рефлексы проявляются впервые у кишечнополостных.

Что из перечисленных примеров, вы бы отнесли к рефлексам, а что к раздражимости?

Укол иглой гидры вызывает у нее мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток.

Если в каплю воды с амебами положить кристаллик соли, то они будут двигаться в направлении от него.

Движение эвглены зеленой в более освещенную часть водоема.

Сворачивание листовых пластинок у Мимозы стыдливой при прикосновении к ним

Слезотечение при раздражении слизистой глаза луковым соком.

Раскрывание и закрывание корзинки одуванчика в зависимости от освещенности.

(Рефлексы: 1, 5. Раздражимость:2, 3, 4, 6.)

Рефлекс – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем. Это основная форма нервной деятельности организма многоклеточных животных, включая человека.

Из курса зоологии вам известно, что организм рождается с большим набором готовых, врожденных рефлексов. Часть рефлексов вырабатывается в течение жизни при определенных условиях действия среды. Как называются такие рефлексы (безусловные и условные соответственно).

Сохраняются в течение всей жизни

Изменяются в зависимости от условий среды

Вырабатываются на основе безусловных

Механизм осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра. Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному (афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы (рабочего органа), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в одной области тела – рефлексогенной зоны (рецептивное поле).

Таким образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.

Звенья рефлекторной дуги

Преобразование раздражения в нервные импульсы

2. Чувствительный (афферентный, центростремительный) нейрон

Проведение импульса в ЦНС

3. Центральная нервная система (спинной или головной мозг) ЦНС

Анализ, обработка поступивших сигналов и передача их на двигательный нейрон

4. Исполнительный (эфферентный, центробежный) нейрон

Проведение импульса из ЦНС к рабочему органу

5. Эффектор – нервное окончание в исполнительном органе

Ответная реакция - эффект (сокращение у мышцы, секреция у железы)

Простейшую рефлекторную дугу можно наблюдать у гидры: раздражитель > нейрон > реакция. У более высокоорганизованных животных рефлекторные дуги имеют более сложное строение. Выделяют простые и сложные рефлекторные дуги.


Для осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.

Объясните, будет ли у человека осуществляться коленный рефлекс, если у него поврежден: а) чувствительный нейрон; б) двигательный нейрон; в) спинной мозг ниже поясницы? Почему? (Во всех случаях рефлекс не будет осуществляться, так как нарушено одно из звеньев рефлекторной дуги, из-за чего проведение нервного импульса от рецептора к исполнительному органу будет невозможно.)

Выделяют следующие виды рефлексов:

Моносинаптические. Им соответствует простая рефлекторная дуга, содержащая только один синапс. Например, коленный рефлекс.

Полисинаптические спинномозговые. Имеют сложную рефлекторную дугу, включающую от двух синапсов. Нервный центр расположен в спинном мозге. Например, сгибательный рефлекс руки.

По строению рефлекторной дуги являются полисинаптическими с участием спинного и головного мозга (кора больших полушарий), но в ее составе нисходящий путь спинного мозга будет представлен либо возбуждающим нейроном, либо тормозным. В зависимости от этого в исполнительном нейроне будет соответственно наблюдаться либо возбуждение (рефлекторный акт осуществится), либо торможение (рефлекс не проявится). В данном случае характер ответа будет зависеть от прошлого опыта. Основой этих рефлексов является научение. Учение об условных рефлексах разработал великий русский физиолог, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов. Впервые об условных рефлексах он сообщил на четырнадцатом Международном медицинском конгрессе в Мадриде.

Рассмотрите раздаточный материал ( Рисунок1 , Рисунок 2 , Рисунок 3 , Рисунок 4 ). Определите рефлекторные дуги. Каким видам рефлексов они соответствуют. (Моносинаптическому, полисинаптическому спинномозговому, безусловному полисинаптическому с участием спинного и головного мозга и условному рефлексам соответственно).

Если случайно уколоть палец, то проявится оборонительный врожденный рефлекс – одергивание руки. Почему этот рефлекс не проявляется, когда у человека прокалывают кожу пальца для взятия крови на анализ? (С помощью волевого усилия можно затормозить этот рефлекс, так как его спинномозговой нервный центр подчиняется контролю со стороны коры больших полушарий).

Сигналы от нервного центра к исполнительному органу, вызывающие его работу

Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.

Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа: 1) наклон туловища с перемещением центра тяжести; 2) разгибание ног и вставание. Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.

Поэтому при осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце (круге).

Лабораторная работа в группах.

Распределяются по группам. Выполняют лабораторную работу, делают выводы о значении условных и безусловных рефлексов в жизни человека и животных.

5. Закрепление изученного материала

1. Что называют рефлексом?
2. В темноте, заходя в свою комнату, вы безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ обоснуйте.
3. Сколько звеньев включает рефлекторная дуга?
4. Какими анатомическими структурами представлен каждый отдел рефлекторной дуги?
5. Возможно ли осуществление рефлекса при нарушении одного из звеньев рефлекторной дуги? Почему?
6. У некоторых людей коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы его усилить, предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса?

Отвечают на вопросы,
обсуждают ответы одноклассников.

Учебник Д.В.Колесова, Р.Д. Маша § 9. Рабочая тетрадь задания. Дифференцированный тест

Тест 1. Верные суждения:

1. Рефлекс – это ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение.

2. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы.

3. Движение амебы по направлению к пище – рефлекс.

4. Движение гидры по направлению к пище – рефлекс.

**Тест 2. К безусловным рефлексам относятся:

1. Коленный рефлекс.

2. Отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету.

3. Слюноотделение у собаки при попадании пищи в рот.

4. Слюноотделение у собаки при виде пищи.

**Тест 3. Верные суждения:

1. Условные рефлексы имеют готовые рефлекторные дуги уже при рождении.

2. Учение об условных рефлексах создано И.М.Сеченовым.

3. В основе обучения лежит образование условных рефлексов.

4. В основе обучения лежит образование безусловных рефлексов.

**Тест 4. К условным рефлексам относятся:

2. Отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету.

3. Слюноотделение у собаки при попадании пищи в рот.

4. Слюноотделение у собаки при виде пищи.

Тест 5. Рефлекторная дуга состоит:

1. Из рецепторов и чувствительного нейрона, передающего возбуждение к нервному центру.

2. Из рецепторов, чувствительного нейрона, нервного центра, анализирующего информацию.

3. Из рецепторов, чувствительного нейрона, нервного центра, двигательного нейрона и рабочего органа.

4. Из рецепторов, чувствительного нейрона, нервного центра, двигательного нейрона, передающего возбуждение на орган и обратных связей, с помощью которых нервный центр контролирует рефлекс.

Записывают домашнее задание.

7. Подведение итогов урока

Подведем итоги урока. Что нового узнали? Над чем работали? Чему научились?

Учитель сообщает и комментирует оценки учащихся. В целом ученик может получить за урок максимум 4 оценки: за выполнение теста, за проверку теста одноклассника, за выполнение лабораторной работы, за активную работу на уроке в ходе изучения нового материала.

Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности.

8.Список использованной литературы.

Рабочая программа по биологии в 8 классе авт.-сост. Каримов М.В.. – Мещеряково: Учитель,2017.

Рефлекторная регуляция - это ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение с участием нервной системы, обеспечивающая возникновение, изменение или прекращение функциональной активности органов, тканей или целостного организма, осуществляемая при участии центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов организма.

Биологическое значение рефлекторных механизмов заключается в регуляции работы органов и координации их функционального взаимодействия с целью обеспечения постоянства внутренней среды организма, сохранение его целостности и возможности приспособления к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

В основе нервной регуляции функций лежат рефлексы.

Рефлекс - это стереотипная (однообразная, повторяющаяся одинаково), ответная реакция организма на действие раздражителей при обязательном участии ЦНС.

Принципы рефлекторной теории по Павлову:

Принцип детерминизма - Каждый рефлекс имеет причину.

Принцип структурности. - У каждого рефлекса есть свой морфологический субстрат, своя рефлекторная дуга.

Принцип анализа и синтеза - Анализ - расщепление на части, синтез - объединение частей в целое с получением нового качества. В основе реализации рефлекса лежит морфологическая субстанция - рефлекторная дуга.

Рефлекторная дуга состоит из 3-х основных частей:

1. афферентная часть рефлекторной дуги,

2. центранльная часть рефлекторной дуги,

3. эфферентная часть рефлекторной дуги

Афферентная часть- наиболее простой организацией афферентной части рефлекторной дуги является чувствительные нейрон (расположенный вне центральной нервной системы), при этом аксон чувствительного нейрона соединяет его с центральной нервной системой, а дендриты чувствительного нейрона (представляют собой чувствительные нервы) несут информацию от периферии к телу нейрона. Главное в деятельности афферентного нейрона в рефлекторной дуге это рецепция. Именно за счет рецепции афферентные нейроны осуществляют мониторинг внешней среды, внутренней среды, и несут информацию об этом в ЦНС. Некоторые рецепторные клекти выделяются в отдельные образования-органы чувств. Главная задача афферентной части рефлекторной дуги - воспринять информацию, т.е. воспринять действие раздражителя, и передать эту информацию в ЦНС.

Эфферентная часть представлена соматической и вегетативной нервной системой. Сами нейроны, с которых начинается соматическая и вегетативная нервная система, лежат в пределах ЦНС. Начиная с подкорковых образований и кончая крестцовым отделом позвоночника. Все нейроны коры НЕ ИМЕЮТ связи с периферической системой.

Для соматичекой нервной системы нейрон, который лежит в пределах ЦНС, отдает свой аксон, который достигает иннервируемой нервной системы (периферического органа).

Вегетативная нервная система- у нее 1-й нейрон лежит в пределах ЦНС и его аксон никогда не достигает периферического органа. 2-е нейроны есть всегда.Они образуют вегетативные ганглии и только аксоны 2-х нейронов достигают периферических органов. Свойства эфферентной части (соматической, вегетативной нервной системы) см. "Нервы. Проведение нервных возбуждений по нервам. Синапс. Передача возбуждения в синапсе".

У соматической и вегетативной нервных систем, как эфферентов, общая афферентная система.

Центральная часть - вставочные нейроны в пределах ЦНС объединяются в нервные центры.

Существуетанатомическое и физиологическое понятие нервного центра.

Анатомическое -пространственное объединение отдельных нейронов в единое целое есть нервный центр.

Физиологическое -ансамбль единства неронов, объединенных ответственностью за выполнение одной и той же функции - нервный центр.

С анатомической точки зрения нерв это всегда точечка, это всегда точечное пространство, с физиологической- различные части нервных центров могут располагаться на разных этажахЦНС.

Нейроны в нервных центрахобъединяются в нервные цепи,цепи создают нервные сети.Существуетдва типа нервных сетей:

1. локальные нервные сети,

2. иерархарические нервные сети.

Локальные нервные сети - большая часть неройнов обладают коротеньким аксоном и сеть образуется из нейронов одного уровня. Для локальых сетей характерна реверберация - нередко образуются замкнутые цепочки нейронов, по которым циркулирует возбуждение с постепенным затуханием.

Иерархарические сети - это нейроны, объединенные вместе, большая часть из них имеет длинные аксоны, которые позволяют объединить нейроны, находящиеся на различных этажах ЦНС в цепи нейронов. С помощью этих сетей выстраиваются соподчиненные отношение в этих разветвленных цепочках нейронов. Иерархические нервные сети организуют свою деятельность по двум принципам:дивергенции, конвергенции. Дивергенция - это когда вход информации один в нервный центр, а выход многоканален. Конвергенция - когда входов информации много, а выход один.

Свойства нервных центров:

1.нервные центры обладают выраженной способностю к суммации возбуждений. Суммация может быть: временной, пространственной/см. "Синапс"/,

2. иррадиация возникшего возбуждения-распространение возбуждения на рядом лежащие нейроны.

3. концентрация возбуждения-стягивание возбуждения на один или несколько нейронов.

4. индукция- наведение противоположного процесса. Индукция бывает: положительная (когда наводится процесс возбуждения), отрицательная (когда наводится процесс торможения). Индукция делится на: одновременую, последовательную. Одновременная - в ней задействованы как минимум два нервных центра. В первом - первично возникает процесс торможения или возбуждения, вторично наводит на соседний центр процесс противоположный. Последовательная - всегда развивается в одном и том же центре. Это такое явление, когда один процесс в центре наводит прямо противоположный процесс (в этом же центре).

5. трансформация- способность нервных центров преобразовывать частоту и силу пришедшего возбуждения. Причем нервные центры могут работать в понижающем и повышающем режиме.

6. окклюзия (закупорка) - избыточность пришедшей информации может привести к закупорке выходных ворот из нервного центра.

7. мультипликация- нервные центры способны умножить эффект.

8. спонтанная электрическая активность.

9. последействие.

10.реверберация.

11. задержка во времени - происходит при прохождении возбуждения через нервный центр. Это называется центральная задержка рефлекса, на нее приходится 1/3 часть всего времени латентного периода.

12. принцип единого конечного пути - афференты могут быть разные, внутренняя информация в мозге может приходить с разных участков, но ответ будет всегда один и тот же.

13. тонус нервных центров - некоторый постоянный уровень возбуждения. Большая часть нервов имееют выраженный тонус в состоянии покоя, т.е. они возбуждены частично в состояни покоя.

14. пластичность нервных центров - их способность перестраиваться при изменении условий существования,

15. Высокая утомляемость НЦ,

16. Высокая чувствительность к нейротропным ядам.

17. Доминанта.Способность за счет сильного возбуждения преоблодать над другими нервными центрами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биология 8 класс Рефлекторная регуляция Аралова С.И. Учитель биологии МОУ СОШ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Биология 8 класс Рефлекторная регуляция Аралова С.И. Учитель биологии МОУ СОШ.

Биология 8 класс Рефлекторная регуляция Аралова С.И. Учитель биологии МОУ СОШ № 48 г.п. Люберцы

Узнай ткань по картинке: Нервная Эпителиальная Мышечная Соединительная

Узнай ткань по картинке: Нервная Эпителиальная Мышечная Соединительная

Расскажи о строении нейрона: 1 1 – тело нейрона 2 3 4 2 – дендриты 3 – аксон.

Расскажи о строении нейрона: 1 1 – тело нейрона 2 3 4 2 – дендриты 3 – аксон 4 – синапсы

Что такое синапс? Как он работает?

Что такое синапс? Как он работает?

Типы нейронов по функциям Чувствительные Вставочные Исполнительные Воспринима.

Типы нейронов по функциям Чувствительные Вставочные Исполнительные Воспринимают информацию из внешней и внутренней среды Двигательные нейроны, управляющие мышцами и секреторные, передающие нервные импульсы железам Обрабатывают всю полученную информацию и обеспечивают связь между чувствительными и исполнительными нейронами

Рефлекторная регуляция

Нервная система Центральная Периферическая

Нервная система Центральная Периферическая

Центральная нервная система Черепно-мозговые нервы (12 пар) Спинномозговые не.

Центральная нервная система Черепно-мозговые нервы (12 пар) Спинномозговые нервы (31 пара)

Периферическая нервная система Строение нерва

Периферическая нервная система Строение нерва

Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие внешней среды, проис.

Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие внешней среды, происходящая при участии и под контролем центральной нервной системы. Безусловные Условные Василиса!

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения

Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, по.

Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. Проверьте возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка.

Рассмотрим схему рефлекторной дуги: 1. Рецептор 2. Чувствительный нейрон 3. В.

Рассмотрим схему рефлекторной дуги: 1. Рецептор 2. Чувствительный нейрон 3. Вставочный нейрон 4. Двигательный нейрон 5. Рабочий орган (мышца, смыкающая веки)

Что такое рефлекторная дуга? Это путь, по которому проходят нервные импульсы.

Что такое рефлекторная дуга? Это путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора до рабочего органа.

Система обратной связи при рефлексе (рефлекторное кольцо) Рецепторы кожи Чувс.

Система обратной связи при рефлексе (рефлекторное кольцо) Рецепторы кожи Чувствительный нейрон Вставочный нейрон Исполнительный нейрон Рабочий орган Рецепторы мышцы Чувствительный нейрон (от мышцы) Вставочный нейрон 2

Расскажите как происходит рефлекторное отдёргивание руки от кактуса

Расскажите как происходит рефлекторное отдёргивание руки от кактуса

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 648 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.07.2017 5495
  • PPTX 2.2 мбайт
  • 326 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Аралова Светлана Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


На основе имеющихся знаний выяснить значение условных и безусловных рефлексов. Сформировать знания учащихся о рефлекторной регуляции функций организма.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке вы познакомитесь рефлекторной регуляцией функций в организме человека.

В: Что такое рефлекс?

- это ответная реакция организма на раздражение, идущая при участии и под контролем ЦНС.

Следовательно, нервная система при помощи нервных импульсов регулирует все функции в организме.

В: Какой тканью образована нервная система?

В: Расскажите о строении нервной ткани.

Нервная ткань образована клетками двух видов: собственно нервные клетки – нейроны, и клетки спутники – глиоциты (нейроглии).

Нейроны выполняют функцию восприятия и проведения нервных импульсов. Глиоциты окружают нейроны и выполняют функцию опоры, питания и защиты.

В нейроне различают тело и отростки. Короткие и ветвящиеся отростки – дендриты, воспринимают и передают импульсы к телу нейрона.

Длинные отростки – аксоны ветвятся на конце. Аксоны передают информацию от тела клетки к другому нейрону или рабочему органу.

Нервная система условно разделена на два отдела: ЦНС и периферическую.

ЦНС представленаголовным и спинным мозгом, а периферическая нервами и нервными узлами(скопления тел нейронов за пределами ЦНС).

В: Что такое нервные волокна?

- длинные отростки дендрита или аксона, окружённые оболочкой.

Рефлекторная регуляция (конспект)

В: Что такое нервы?

- пучки нервных волокон, выходящие за пределы ЦНС, и направляющиеся к различным органам тела.

III. Изучение новой темы.

Продолжим знакомство со строением нервной системы.

1. Классификация нейронов

В зависимости от выполняемых функций различают нейроны чувствительные и двигательные (исполнительные).

По чувствительным нейронам импульсы идут от органов чувств в спинной и головной мозг. Их тела лежат за пределами ЦНС в нервных узлах.

По двигательным нейронам импульсы идут от спинного и головного мозга к внутренним органам и мышцам. Их тела лежат в ЦНС.

Связь между чувствительными и двигательными нейронами осуществляется в ЦНС при помощи вставочных нейронов. Тела и отростки вставочных нейронов не выходят за пределы ЦНС.

Нервы, состоящие из дендритов чувствительных нейронов, называются чувствительными.

Нервы, состоящие из аксонов двигательных нейронов, называются двигательными.

Большинство нервов являются смешанными, так как содержат и аксоны и дендриты. Поэтому импульсы по ним идут в двух направлениях: от органов чувств в ЦНС и от ЦНС к органам.

2. Рефлексы врождённые и приобретённые

В основе деятельности нервной системы лежат рефлексы. Человек рождается с целым набором готовых рефлексов.

Рефлексы человека разнообразны: при слишком ярком освещении мы прикрываем глаза, поворачиваем голову на громкий звук, отдёргиваем руку от горячего предмета, моргаем, если в глаз попала соринка, кашляем, чихаем, начинаем убегать при опасности.

Все эти рефлексы совершаются без каких-либо условий, поэтому они называются безусловными. Человек рождается с ними, поэтому безусловные рефлексы называют врождёнными.

Они сохраняются в течение всей жизни, не изменяются и передаются по наследству.

Но одних безусловных рефлексов человеку недостаточно, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям среды.

Поэтому на базе безусловных рефлексов формируются условные (возникшие при определённых условиях, в условиях жизненного опыта). Они не постоянны.

Могут затухать за ненадобностью. Например, если в течение длительного времени вы утром встаёте по будильнику, то организм привыкает, и в дальнейшем будете просыпаться в это же время, но уже без звонка будильника. Летом, когда вам не нужно рано вставать, ваш организм отвыкнет от этого рефлекса.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Рефлекторная регуляция

Цель урока: На основе имеющихся знаний выяснить значение условных и безусловных рефлексов. Сформировать знания учащихся о рефлекторной регуляции функций организма.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке вы познакомитесь рефлекторной регуляцией функций в организме человека.

В: Что такое рефлекс?

- это ответная реакция организма на раздражение, идущая при участии и под контролем ЦНС.

Следовательно, нервная система при помощи нервных импульсов регулирует все функции в организме.

В: Какой тканью образована нервная система?

В: Расскажите о строении нервной ткани.

Ответ ученика:

Нервная ткань образована клетками двух видов: собственно нервные клетки – нейроны, и клетки спутникиглиоциты (нейроглии).

Нейроны выполняют функцию восприятия и проведения нервных импульсов. Глиоциты окружают нейроны и выполняют функцию опоры, питания и защиты.

В нейроне различают тело и отростки. Короткие и ветвящиеся отростки – дендриты, воспринимают и передают импульсы к телу нейрона. Длинные отростки – аксоны ветвятся на конце. Аксоны передают информацию от тела клетки к другому нейрону или рабочему органу.

Нервная система условно разделена на два отдела: ЦНС и периферическую.

ЦНС представлена головным и спинным мозгом, а периферическая нервами и нервными узлами (скопления тел нейронов за пределами ЦНС).

В: Что такое нервные волокна?

- длинные отростки дендрита или аксона, окружённые оболочкой.

В: Что такое нервы?

- пучки нервных волокон, выходящие за пределы ЦНС, и направляющиеся к различным органам тела.

III. Изучение новой темы

Продолжим знакомство со строением нервной системы.

1. Классификация нейронов

В зависимости от выполняемых функций различают нейроны чувствительные и двигательные (исполнительные).

По чувствительным нейронам импульсы идут от органов чувств в спинной и головной мозг. Их тела лежат за пределами ЦНС в нервных узлах.

По двигательным нейронам импульсы идут от спинного и головного мозга к внутренним органам и мышцам. Их тела лежат в ЦНС.

Связь между чувствительными и двигательными нейронами осуществляется в ЦНС при помощи вставочных нейронов. Тела и отростки вставочных нейронов не выходят за пределы ЦНС.

Нервы, состоящие из дендритов чувствительных нейронов, называются чувствительными.

Нервы, состоящие из аксонов двигательных нейронов, называются двигательными.

Большинство нервов являются смешанными, так как содержат и аксоны и дендриты. Поэтому импульсы по ним идут в двух направлениях: от органов чувств в ЦНС и от ЦНС к органам.

2. Рефлексы врождённые и приобретённые

В основе деятельности нервной системы лежат рефлексы. Человек рождается с целым набором готовых рефлексов. Рефлексы человека разнообразны: при слишком ярком освещении мы прикрываем глаза, поворачиваем голову на громкий звук, отдёргиваем руку от горячего предмета, моргаем, если в глаз попала соринка, кашляем, чихаем, начинаем убегать при опасности. Все эти рефлексы совершаются без каких-либо условий, поэтому они называются безусловными. Человек рождается с ними, поэтому безусловные рефлексы называют врождёнными. Они сохраняются в течение всей жизни, не изменяются и передаются по наследству.

Но одних безусловных рефлексов человеку недостаточно, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям среды. Поэтому на базе безусловных рефлексов формируются условные (возникшие при определённых условиях, в условиях жизненного опыта). Они не постоянны. Могут затухать за ненадобностью. Например, если в течение длительного времени вы утром встаёте по будильнику, то организм привыкает, и в дальнейшем будете просыпаться в это же время, но уже без звонка будильника. Летом, когда вам не нужно рано вставать, ваш организм отвыкнет от этого рефлекса.

3. Рефлекторная дуга

Как же осуществляется рефлекс?

Осторожно прикоснитесь к внешним и внутренним уголкам глаза, к ресницам. Что происходит? Это мигательный рефлекс. Почему же люди моргают, чихают, отдёргивают руки?

Во всех органах тела, под кожей имеются рецепторы – окончания чувствительных нейронов. Они преобразуют раздражение в нервные импульсы. Нервные импульсы по чувствительному пути идут в ЦНС. Там информация перерабатывается вставочными нейронами. Затем из ЦНС по двигательному пути идёт сигнал к органу или мышце.

Разбирается схема рефлекторной дуги мигательного рефлекса (по учебнику).

Путь, по которому нервные импульсы идут от рецепторов к исполнительным органам, называется рефлекторной дугой.

Схема рефлекторной дуги: рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон (исполнительный), рабочий орган. Это сложная рефлекторная дуга.

В простой рефлекторной дуге отсутствуют вставочные нейроны.

Скопления нейронов в ЦНС, вызывающие то или иное рефлекторное действие, называется рефлекторным центром этого рефлекса.

Все наши действия происходят при участии и контроле со стороны ЦНС. Например, ребёнок, увидев игрушку, протягивает к ней руку: по исполнительным нервным путям от головного мозга пришла команда – что надо делать. Это прямые связи. Вот ребёнок схватил игрушку, и тотчас по чувствительным нейронам пошли сигналы о результатах деятельности. Это обратные связи. Благодаря им головной мозг контролирует точность выполнения команды, вносит коррективы в работу исполнительных органов.

IV. Закрепление

Что такое рефлекс?

Какие рефлексы характерны для человека?

Каково значение рефлексов?

Может ли рефлекторная дуга контролировать работу исполнительных органов?

Основной принцип работы НС – рефлекторный.

С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям окружающей среды.

Благодаря рефлекторной деятельности, организм быстро реагирует на различные воздействия внешней и внутренней среды.

Путь, по которому осуществляется рефлекс, называется рефлекторной дугой.

Рефлекторная дуга не может контролировать исполнение рефлекса. Контроль осуществляется ЦНС.

Шило С.А. Биология человека


-75%

Читайте также: