Доклад на тему хороводные игры в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Цель: формирование умений соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; поддерживать речевое общение.
Задачи:
• развивать координацию, ориентацию в пространстве;
• развить координацию слов с движениями;
• работать над темпом и ритмом речи;
• обогащать двигательный опыт детей;
• воспитывать желание выразительно двигаться;
• быть аккуратным в движениях и перемещениях;
• содействовать развитию игровой деятельности;
• выполнять действия в определённой последовательности.

СЕНТЯБРЬ 1-2 неделя
По дорожке Валя шла.
Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:
По дорожке Валя шла,
Валя тапочки нашла.

(дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево).
Валя тапки примеряла,
Чуть надела – захромала.

(Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).
Стала Валя выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши,
На, надень и попляши.

(хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга).
Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.


СЕНТЯБРЬ 3-4 неделя
Бабушка Маланья.
Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки дети движутся по кругу
Жили в маленькой избушке в одну сторону,
Семь дочерей, держась за руки.
Семь сыновей,
Все без бровей. Останавливаются
С такими глазами, и с помощью жестов
С такими ушами, и мимики изображают то,
С такими носами, о чем говорится в тексте:
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так…
присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

НОЯБРЬ 3-4 неделя
Сокол.
Пролетал высоко сокол.
Обронил перо в осоку.
Соколиного пера
Не найти нам до утра.
Снова солнышко взойдет –
Ира (Вова) перышко найдет.

Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-ой строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.

ДЕКАБРЬ 3-4 неделя
Подарки.
В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова:
Принесли мы вам подарки
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.

Ребенок выбирает одну из названных игрушек.
Кукла. Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произносят слова: Кукла, кукла попляши,
Яркой лентой помаши. (2 раза)

Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу.
Конь. Дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова:
Скачет конь наш - цок да цок
Слышен цокот быстрых ног. (2 раза)

Дети замирают в позе коня. Ребенок выбирает себе коня.
Волчок. Дети кружатся на месте, произнося слова:
Вот как кружится волчок
Прожужжал и на пол лег. (2 раза)
(в конце слов присаживаются на корточки) Ребенок выбирает себе волчок.
Самолет. Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, произнося слова: Самолет летит, летит
Смелый летчик в нем сидит (2 раза)

Дети останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет.

ЯНВАРЬ 1-2 неделя
Метелица.

Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.
Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.
Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится -
Тот заметелится!

Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.
Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

ФЕВРАЛЬ 1-2 неделя
Чепена.
Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается Чепена. Он становится в круг и начинает игру речитативом:
Левой ногой, Чепена Подпрыгивает на левой ноге влево.
Гой, гой, Чепена Отзываются дети и повторяют движения водящего.
Правой ногой, Чепена Подпрыгивает вправо
Гой, гой, Чепена на правой ноге.
Пойдем вперед, Чепена Идет вперед,
Гой, гой, Чепена. подняв вверх руки
Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.
Пойдем назад, Чепена Мелкими шагами идет назад с опущенными руками
Гой, гой, Чепена
Все мы спляшем, Чепена
Кругом, кругом, Чепена

Дети повторяют то же
Начинается танец
Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.
Игру проводят под любую народную мелодию.

МАРТ 1-2 неделя
Каблучок.
(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей
(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

МАРТ 3-4 неделя
Колпачок.
В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:
Колпачок, колпачок,
Маленькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили
(грозят пальцем)
Мы тебя кормили (грозят другой рукой)
На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь (ребенок выполняет танцевальные движения)
Выбирай, кого захочешь,
Поклониться не забудь
Выбирай кого-нибудь. (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.)
Игра повторяется с другим ребенком.

АПРЕЛЬ 1-2 неделя
Родничок.
Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой.
У-ух!

По мхам. По болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

ИЮЛЬ 1-2 неделя
Каравай.
Составив круг, играющие поют:
Шел павлин горою,
Все люди за мною
Одного нет у нас (имя одного из играющих)
У его маменьки печка истопленная,
Блины испеченные,
Каравай состряпанный,
Этакий высокий,
Этакий широкий,
Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

ИЮЛЬ 3-4 неделя
Дедушка Водяной.
Дедушка Водяной
Что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.

В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.
Вариант для девочки:
Бабушка Водяная
Что сидишь ты и моргаешь
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.

АВГУСТ 3-4 неделя
Колпачок и палочка
Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках,
надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до
самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за
руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будет палочка стучать,
Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей,
стоящего в кругу. – Тот говорит три последних слова
Скок, скок, скок.
Угадай, чей голосок Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.
Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.

Хоро­вод­ные игры издревле любили на Руси. Без них не обхо­дился ни один празд­ник. Несмотря на внеш­нюю про­стоту зна­че­ние хоро­во­дов сложно пере­оце­нить. Они раз­ви­вают чув­ство ритма и музы­каль­ного слуха, спо­соб­ствуют совер­шен­ство­ва­нию дви­га­тель­ных навы­ков, облег­чают про­цесс адап­та­ции: рас­по­ла­гают детей друг к другу, рас­кре­по­щают их.

1. Кукушка

Дети стоят в кругу.
В цен­тре водя­щий с закры­тыми глазами.
Дети идут по кругу и поют:

Заинька-гор­но­ста­инька
Некуда заиньки выскочить
Кру­гом заборы высокие
А у заиньки ножки коротенькие
Ну-ка зайка скоком-скоком,
Повер­нись-ка боком-боком,
Ну-ка зайка повернись
Кому хочешь, поклонись.

С окон­ча­ние пения зайка выби­рает нового водящего.

Дети идут по кругу взяв­шись за руки.
В цен­тре круга водя­щий с завя­зан­ными глазами.

Все поют:
Как то вечер­ком на грядке
Репа свекла, редька, лук
Поиг­рать решили в прятки
Но сна­чала встали в круг

Оста­нав­ли­ва­ются, счи­тают заги­бая пальцы
Водя­щий кружится.

Рас­счи­та­лись четко тут же
Раз, два, три, четыре, пять,
Прячься лучше,
Прячься глубже.
Ну а ты иди искать.

Дети при­се­дают, водя­щий идет искать.
Ста­ра­ясь найти и на ощупь отга­дать, кого поймал.

Ты бара­шек серенький,
Ты бара­шек беленький,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
Ты нас не бодай,
С нами поиграй
Ско­рее догоняй.

С окон­ча­нием пения, дети раз­бе­га­ются. Бара­шек ловит. Кого пой­мал, тот выпол­няет роль барашка.

Перед нача­лом игры выби­ра­ется аист и ребе­нок с шапоч­кой аиста.

Дети ста­но­вятся по кругу, дер­жась за руки. В цен­тре круг аист. Его руки сло­жены за спи­ной ладо­нями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет про­ти­во­хо­дом внутри круга, высоко под­ни­мая ноги. Он ищет шапочку и поет:

Аист: Я над реч­кою гулял
Здесь я шапку потерял
Новень­кую шапку
Теп­лень­кую шапку
Крас­нень­кую шапку.

Дети идут по кругу.
Ребе­нок за кру­гом дер­жит в руках шапку, идет про­ти­во­хо­дом и поет:

Ребе­нок: Я на реку пришел
Здесь я шапочку нашел
Новень­кую шапку
Теп­лень­кую шапку
Крас­нень­кую шапку.

С кон­цом песни все останавливаются.

Ребе­нок: Ну попро­буй догони
Свою шапку отними.

Дети под­ни­мают соеди­нен­ный руки, обра­зуя воротца, через кото­рые про­бе­гают аист и ребе­нок. Аист дого­няет, наде­вает шапочку и тан­цует парой внутри круга. Аист оста­ется в кругу, ребе­нок с шап­кой выби­ра­ется другой.

Если аист не пой­мает, то водя­щий ста­но­вится аистом. Аист ста­но­вится в круг. Игра повторяется.

Зву­чит музыка.
Дети стоят в кругу, взяв­шись за руки.
В цен­тре круга ребе­нок с колокольчиком.
С нача­лом пения идут противоходом.

Ребе­нок с коло­коль­чи­ком поет:
С коло­коль­чи­ком хожу
На ребя­ток я гляжу
Коло­коль­чик золотой
Кто пля­сать пой­дет со мной?

В конце песни ребе­нок с колокольчиком
выби­рает того, с кем будет танцевать.
Двое детей пля­шут под любую пля­со­вую музыку.
Выбран­ный ребе­нок ста­но­вится ведущим.

Дети стоят в кругу. В цен­тре Звездочет.

Дети идут по кругу вправо и поют:
В небе звез­дочки мигают
Звез­дам хочется играть
Звез­до­чет счи­тает звезды
Раз, два, три, четыре, пять!

При­пев: (идут в круг, отхо­дят назад.)
Звез­до­чет, звездочет,
Поиг­рай-ка с нами!
Что пока­жешь ты нам
Отга­даем сами.

Дети отга­ды­вают, что делает звездочет.

2 вари­ант:

Мы позвли Звездочета
Пусть счи­тает нас подряд
В нашем садике как в небе
Много звез­до­чек –ребят.

Звез­до­чет:
Отга­дает кто из вас
Что я делаю сейчас?

Кто отга­дает, что делает Звез­до­чет. ста­но­вится Звездочетом.

Дети:
Аист вышел на охоту
Ходит, ходит по болоту.

Аист:
Очень хочется лягуш­кой закусить,
Очень хочется лягушку проглотить!

Лягушки пры­гают
Аист стоит на одной ноге и машет крыльями.

Лягушки поют:
Кваки, кваки, ква-ква-ква.

С окон­ча­нием музыки лягушки пры­гают от аиста, а он их ловит.
Кого пой­мал, то ста­но­вится аистом.

Дети, взяв­шись за руки, идут по кругу.
В цен­тре круга стоит водящий.
На голове может быть маска зайца.
Как только ребята окон­чат при­го­ворку, все сто­я­щие в кругу разбегаются.
С окон­ча­нием музыки все игроки должны найти себе пару.
Тот кто не нашел себе пару ста­но­вится водящим.

Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки заку­тай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не най­дёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!

На двух про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах пло­щадки чер­тят линии, а сбоку – несколько круж­ков. Это дом водя­щего. Игра­ю­щие соби­ра­ются за линией на одной сто­роне пло­щадки и хором пропевают:

Мы, весё­лые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попро­буй нас поймать!
Раз, два, три – лови!

После 2–3 попы­ток под­счи­ты­вают, сколько детей пой­мано, выби­рают нового водя­щего и игра продолжается.

Взяв­шись за руки, дети идут по кругу и поют:

Ждут нас быст­рые ракеты
Для про­гу­лок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоз­дав­шим места нет!

Коли­че­ство ракет умень­ша­ется. Игра начи­на­ется сначала.

Дети встают в круг, руки дер­жат за спи­ной, а один из игра­ю­щих — заря — ходит сзади с лен­той и говорит:

Заря-заря­ница,
Крас­ная девица,
По полю ходила,
Ключи обро­нила,
Ключи золо­тые,
Ленты голу­бые,
Кольца обви­тые —
За водой пошла!

С послед­ними сло­вами водя­щий осто­рожно кла­дет ленту на плечо одному из игра­ю­щих, кото­рый, заме­тив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в раз­ные сто­роны по кругу. Тот, кто оста­нется без места, ста­но­вится зарей.

Бегу­щие не должны пере­се­кать круг. Игра­ю­щие не пово­ра­чи­ва­ются, пока водя­щий выби­рает, кому поло­жить на плечо ленту

Игра­ю­щие ста­но­вятся в круг. На земле лежит верёвка, обра­зу­ю­щая кольцо (концы верёвки свя­заны). Ребята под­ни­мают её с земли и, дер­жась за неё пра­вой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле
Завер­те­лись кару­сели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.

Тише, тише, не спешите!
Кару­сель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кон­чи­лась игра!

Дви­же­ние кару­сели посте­пенно замед­ля­ется и с послед­ними сло­вами пре­кра­ща­ется. Игра­ю­щие кла­дут верёвку на землю и раз­бе­га­ются по площадке.

Игра­ю­щие обра­зуют два круга. Внут­рен­ний круг, взяв­шись за руки, дви­жется в одну сто­рону, а внеш­ний – в дру­гую сторону.

Внеш­ний круг — обе­зьянки поют:
Мы смеш­ные обезьянки
Мы пры­гучки, кувыркалки
Мы на месте не сидим
И бананы мы едим.

Внут­рен­ний круг – Тигры поют:
А мы тигры –не смешные
Мы голод­ные и злые
Спойте песню еще раз
Мы пой­маем вас сейчас.

По сиг­налу руко­во­ди­теля оба круга оста­нав­ли­ва­ются. Сто­я­щие во внут­рен­нем круге под­ни­мают руки, обра­зуя ворота. Зву­чит весе­лая музыка, обе­зьянки то вбе­гают в круг, про­ходя под воро­тами, то выбе­гают из него. Музыка оста­нав­ли­ва­ется, и игроки внут­рен­него круга резко опус­кают руки вниз. Игроки, кото­рые ока­за­лись внутри круга, счи­та­ются попав­шими в западню. Они при­со­еди­ня­ются к сто­я­щим во внут­рен­нем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

Дети ста­но­вятся в круг, дер­жась за руки. В цен­тре круга стоит груст­ный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вста­вай, вста­вай, скачи!
Вот мор­ковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!

Все дети под­хо­дят к зайке и дают ему вооб­ра­жа­е­мую мор­ковку. Зай­чик берёт мор­ковку, дела­ется весё­лым и начи­нает пля­сать. А дети хло­пают в ладоши. Потом выби­ра­ется дру­гой зайка.

Педа­гог выби­рает Огу­ре­чика, кото­рый садится в центр круга. Дети вме­сте с педа­го­гом ходят по кругу и поют:

Огу­ре­чик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поста­вили, (под­хо­дят к огу­ре­чику и под­ни­мают его)
Тан­це­вать заставили.
Тан­цуй сколько хочешь,
Выби­рай, кого захочешь.

Огу­ре­чик тан­цует, дети хло­пают в ладоши. После танца Огу­ре­чик выби­рает на своё место дру­гого ребёнка, и игра продолжается.

Дети под руко­вод­ством педа­гога в одном конце игро­вой ком­наты рас­став­ляют стуль­чики. Число сту­льев должно соот­вет­ство­вать числу участ­ни­ков игры. Выби­ра­ется водя­щий-кошка. Педа­гог высту­пает в роли мамы-курицы. Осталь­ные участ­ники – её дети-цыплятки.

Мама-курица пред­ла­гает всем своим цып­лят­кам взяться за руки. Вме­сте они идут по кругу и про­из­но­сят сле­ду­ю­щие слова:

Вышла курица-хох­латка,
С нею жёл­тые цыплятки,
Квох­чет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.

Курица и цып­лята посте­пенно при­бли­жа­ются к кошке, сидя­щей на отдель­ном стульчике.

На ска­мейке у дорожки
Улег­лась и дрем­лет кошка.
Кошка глазки открывает
И цып­ля­ток догоняет.

После этих слов цып­лята раз­бе­га­ются, ста­ра­ясь каж­дый занять свой стуль­чик. Мама-курица вол­ну­ется за них, раз­ма­хи­вая руками-кры­льями. Пой­ман­ный цып­лё­нок ста­но­вится кош­кой. Игра воз­об­нов­ля­ется сначала.

Слова повто­ря­ются несколько раз с уско­ре­нием темпа.

Мы лепили снеж­ный ком (идем хоро­во­дом по кругу)
Я иду за ним шажком
Ком все больше ста­но­вился и быст­рее покатился
Ком все больше ста­но­вился и быст­рее покатился

(уско­ря­емся и в речи и в движениях)

Ком все больше ста­но­вился и быст­рее покатился

Уго­дил в калитку! Бух! Развалился!

Из сугроба вылезаем

И одежду отряхаем.

Яша садится посреди луга.
Вокруг него водят хоро­вод, припевая:

Яша бро­са­ется за кем-либо.

Пой­ман­ный ста­но­вится Яшей.

— Ай на горе мак, мак,
Под горою бел бел!
Ах вы маки-маковочки,
Золо­тые головочки!
Станьте вы в ряд,
Спро­сим-те про мак.

— Только землю вспахали.

Повто­ря­ется при­пев. Игроки спра­ши­вают после­до­ва­тельно: «Сеяли ли мак?

Все бро­са­ются к хоро­вод­нику и тря­сут его, если он не успел убе­жать. Если хоро­вод­ник успел три раза уда­рить кого-либо, тот ста­но­вится хороводником.

Все ста­но­вятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс
Мой батюшка сеял так…

Пока­зы­вают дви­же­ни­ями рук вперёд:

«Потом отды­хал вот так…

Ста­но­вятся сло­жив руки крест-накрест.

Потом кру­жатся в хоро­воде, припевая:

— Овёс, овёс, давай Бог, чтоб ты рос!

— Кто хочет знать, как жнут овёс?
— Отец мой жинал его так (пока­зы­вают)
— Потом отды­хал он вот так (пока­зы­вает)

После при­пева изоб­ра­жают, как вяжут овёс, как его моло­тят (при молотьбе, каж­дый коло­тит сво­его соседа).

Дети, берутся за руки, обра­зуя собой длин­ную вереницу.

Идут неспешно и плавно, нето­роп­ливо при этом поют:

Вейся вейся капустка моя
Вейся вейся белая
Как мне капустке виться
Как мне зимой не валиться!

Игра все время сопро­вож­да­ется пением.

Заинька, выйди в круг,
Серень­кий, выйди в круг,
Ско­рей, ско­рей, выйди в круг,
Ско­рей, ско­рей, выйди в круг!

Заинька, ты пройдись,
Серень­кий, ты пройдись,
Туда-сюда ты пройдись,
Туда-сюда ты пройдись!

Заинька, умой ручки,
Серень­кий, умой ручки,
Леву, праву, умой ручки,
Леву, праву, умой ручки!
Заинька, умой личико,
Серень­кий, умой личико.
Сверху донизу умой личико,
Сверху донизу умой личико!

Заинька, при­гладь шерстку,
Серень­кий, при­гладь шерстку.
Сзади, спе­реди при­гладь шерстку,
Сзади, спе­реди при­гладь шерстку!

Заинька, при­че­шись,
Серень­кий, причешись.
Да получше причешись,
Да получше причешись!

Заинька, под бочка,
Серень­кий, под бочка.
Пля­шет, пля­шет казачка,
Пля­шет, пля­шет казачка!

Выби­рают водя­щего, кото­рый садится на кор­точки в цен­тре круга.

Осталь­ные игра­ю­щие ходят вокруг него, взяв­шись за руки, и поют:

Пау­чок, паучок,
Тонень­кие ножки,
Крас­ные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Тан­це­вать заставили.

После этих слов все бегут к цен­тру, при­под­ни­мают водя­щего, ста­вят его на ноги и снова обра­зуют круг.

Хло­пая в ладоши, поют:

Водя­щий начи­нает кру­житься с закры­тыми глазами.

Тан­цуй, тан­цуй, сколько хочешь,
Выби­рай кого захочешь!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Хороводная игра,

как основа развития игровой деятельности в дошкольном возрасте

воспитатель Глушак Марина Алексеевна

Василий Александрович Сухомлинский

(Слайд №2) Хороводная игра – это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму . Историки же заявляют, что хоровод – это самый древний русский танец. В современном мире хороводные игры утратили своё былое значение и превратились в один из способов развития детей. Хотя до сих пор сохранились народные тексты, сопровождавшие эти игры. Многовариативный характер хороводной игры содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности . В свою очередь, практика работы свидетельствует о постепенном исчезновении этого пласта национальной культуры из жизни современного ребенка. Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения.

В первую очередь хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию, познавательную активность; формируют умственные умения и действия. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега. Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей. Кроме того, специалисты отмечают, что хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми. Данная разновидность игры удовлетворяет много важных потребностей детей. В частности, потребность в общении, физическом контакте. Используя в играх народный фольклор, можно легко познакомить детей с древними обычаями и традициями.

Исходя из опыта работы в группе комбинированной направленности, я могу отметить, что хороводные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Мои дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день. Хороводные игры я использую в совместной деятельности, при проведении непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах, на улице во время прогулки. Во время адаптации моих детей, хороводные игры внесли неоценимый вклад для безболезненного пребывания их в группе.

А влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ просто бесценно. Игровая деятельность, в частности хороводная игра, способствует формированию произвольности психических процессов. Такие игры несут в себе коррекционные задачи, они развивают слуховое, зрительное, тактильное восприятие, мимическую мускулатуру, дыхательную систему, артикуляционный аппарат. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.

(Слайд №3) Хороводные игры доступны детям , потому что они:

- просты по содержанию при относительной краткости и многократности повторности одного и того же действия;

- имеют установку на забаву, развлечение.

В освоении хороводных игр используются следующие приёмы:

- целостный показ игры ;

- совместный анализ игровых образов;

- сочинение игровых образов.

(Слайд №4) При проведении хороводных игр применяются сходные методы: наглядно- слуховой (выразительное исполнение слов к игре или их пропев),

наглядно-зрительный , двигательный (показ игр, отдельных элементов из них),

словесный (образный рассказ педагога о новой игре, пояснения в ходе выполнения движений, напоминание об их приёмах и др.),

упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

Также применяется последовательное разучивание с учётом сложности игры, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Педагог пользуется не только показом, но и словом, объясняя игру то в образной форме, то в форме чётких коротких указаний. По простоте движений они вполне доступны детям дошкольного возраста. В хороводные игры можно начинать играть уже с младшего дошкольного возраста. Ритмичность ходьбы, согласованность движений рук и ног осваиваются детьми постепенно. При этом полезным приёмом является ходьба на месте, высоко поднимая ноги в коленях. Перед началом игры педагог старается заинтересовать детей текстом, затем предлагает детям подумать, как они будут играть, какие предметы понадобятся, если есть роли, то распределяются между детьми. Перед игрой воспитатель уточняет с детьми характерные черты людей и животных, которых будут обыгрывать. Тексты для хороводных игр необязательно специально заучивать. Поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Необходимый двигательный образ поможет найти музыка. Она же придаст движениям выразительность и пластичность. Участники хоровода держатся за руки, а иногда за пояс, платок или же венок. В некоторых случаях игроки движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал. На самом деле, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее. Достаточно правильно подобрать музыку, придумать смысл игры, а слова сами лягут на музыку или их подскажут дети.

Больше двух игр в старших группах проводить за один раз не следует, давая одну игру подвижную, другую спокойную. В младших группах даётся обычно одна игра. На игры отводится в младших группах примерно 5-8 минут, в старших - 10-15 минут. Проводить их можно каждый день, в первую или вторую половину дня, но не сразу после еды.

Подводя итог своего выступления, хочу сказать, что хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Исходя из этого можно сделать вывод, что хороводная игра является основой развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.

(Слайд №5) Так как хороводных игр очень много, для удобного пользования я решила собрать их в электронный сборник , который хочу вам продемонстрировать.

Хороводные игры сохранились с древних времён и не теряют популярность у современных детей

Хороводные игры и танцы известны с древних времён. Когда-то это были ритуальные движения, а сохранились в досуговой деятельности детей и юношества. Водить простой хоровод способны самые маленькие ребята. Со старшими дошкольниками проводятся хороводные игры с интересным сюжетом. Хоровод музыкально и двигательно развивает, веселит и сближает детей.

Хороводные игры в деятельности дошкольников: особенности и значение

В настоящее время наблюдается большое внимание к национальной культуре и искусству. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения осуществляется через постоянное изучение фольклора, народных ремёсел и традиций. Популярность в работе с дошкольниками хороводные игры обрели неспроста. Хоровод — древнейший вид танца. Он сопровождал славян в различных жизненных ситуациях: во время обрядовых процессий, полевых работ, свадебных гуляний и др.

Русский хоровод издавна был не просто танцем, это образ жизни

Каким образом хороводные игры благоприятствуют развитию детей?

  1. Само построение хоровода — круг — воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создаёт ощущение равенства. В хороводной цепочке каждый ребёнок понимает значимость движения в такт музыке, в соответствии с правилами. За целостность хоровода ответственны все, эта игра способствует организованности группы.
  2. Хороводные игры являются музыкально-ритмическими. Дети двигаются по кругу и совершают дополнительные движения в такт музыке. Развивается звуковое восприятие и координация движений.
  3. В хороводных играх движения сочетаются с песенным и музыкальным сопровождением. К старшему дошкольному возрасту дети самостоятельно исполняют песни. Таким образом, развиваются исполнительские навыки.
  4. Содержание хороводных песен приобщает детей к народной культуре. Ребята погружаются в напевность медленных мелодий, резвятся под потешные песни. Фольклорные песни зарождают в ребятах нравственные качества: любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру.

Хоровод в младшей группе

Хоровод даёт почувствовать детям, что каждый из них — важная часть коллектива

Таблица: задачи и приёмы освоения хороводных игр

  • Развитие крупной моторики, координации движений.
  • Формирование слухового внимания.
  • Развитие умение двигаться в соответствии со словом, по тексту песни.
  • Развитие музыкальных умений: двигаться в соответствии с ритмом и темпом музыкам, подпевать.
  • добавляются танцевальные движения (приседания, хлопки, галоп);
  • включается имитация движений животных (зайчики прыгают, медведь топает, лисичка крадётся).

Песни исполняют взрослые, побуждая детей подпевать.
Игра-хоровод разучивается ежедневно: на досуге, во время музыкального занятия, на прогулке.

  • Частичный показ движений (взрослыми или при помощи перчаточных кукол).
  • Предварительный анализ песенных персонажей: каковы игровые образы, какой у них характер, повадки.
  • Развитие умения петь хором.
  • Синхронизация хороводного шага с темпом песенного исполнения.
  • Развитие умения выразительно исполнять танцевальные и игровые движения.
  • Формирование умения передавать эмоции в песне.
  • Развитие внимания и ловкости (особенно во время хороводных перестроений).
  • Дети осваивают игру через прослушивание устных инструкций. Возможен параллельный к объяснению показ: вызвавшиеся ребята демонстрируют движения, которые называет педагог.
  • Самостоятельный анализ игровых образов.
  • Обогащение хороводных игр через придумывание новых образов.
  • Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (при построении хороводных фигур).
  • Создание мотивации к самостоятельному песенно-игровому творчеству.

В хороводе-игре с младшими дошкольниками участвуют взрослые

Игры-хороводы относятся к фольклорному жанру. Танцевальные движения, сюжеты и мелодии песен придуманы народом и сохранились с древних времён. Существуют современные музыкальные обработки для хороводных игр, рекомендуется их использовать нечасто: на праздничных мероприятиях или спортивных занятиях. Основное значение в разучивании хороводов — соприкосновением с миром русского народного искусства. Пусть дети почувствуют красоту мелодий и движений в их простоте.

Детские хороводные игры бывают не только круговыми. Построение фигур заимствовано из народного танца:

Круговой хоровод

Чаще всего хороводы с дошкольниками водятся по кругу

Хоровод змейкой

Хороводная цепочки при построении змейкой рисует зигзагообразный узор

Видео: как водить хороводы

Проведение и организация хороводных игр

Хороводные игры кажутся простым видом развлекательной деятельности. Но детям не под силу с первого показа или объяснения разыграть эту игру.

Таблица: этапы освоения хороводной игры

  1. изучить историю игры (была ли она в древности сакральной, в какое время года её проводили, кто участвовал в ней — дети могут спросить об истории игры);
  2. выучить текст песни, спрогнозировать возможные вопросы детей по содержанию, выделить слова, значение которых требуется пояснить;
  3. запомнить движения, чтобы продемонстрировать их детям.
  1. Создание мотивации к знакомству и разучиванию хоровода:
    • рассматривание иллюстраций по теме игры;
    • проведение познавательной беседы об истории и значении этой хороводной игры;
    • продуктивное творчество по теме (сделать аппликацию или коллективную композицию из пластилиновых фигурок, нарисовать героев игры);
    • просмотр презентации или видеоролика, как водят этот хоровод;
    • изготовление атрибутов для игры (для масленичного хоровода дети могут нарисовать солнце, например, украсить ленточками деревце на площадке, сделать маски персонажей-животных).
  2. Знакомство детей с образами игры (каков характер персонажей, особенности движений).
  3. Если у песни сложный сюжет, следует разобрать содержание совместно с детьми: о чём поётся, настроение песни, проблематика.
  1. Разучивание песни.
  2. Разучивание танцевальных движений и хороводных перестроений.

Как было сказано ранее, с младшими и средними дошкольниками сначала учат песню, со старшими — последовательность и характер движений.

  • утренник: праздник осени, новогодний бал, весенний праздник;
  • народный праздник: рождественские (святочные) гуляния, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала;
  • тематический досуг: спортивный праздник, неделя народных игр.

Хороводная игра на Празднике осени

Хороводная игра может быть разучена к Празднику осени

Организация игры-хоровода

Новогодний хоровод

Дедушка Мороз и Снегурочка просят ребят показать им хоровод

Какими способами педагог включает детей в игровую ситуацию?

Хоровод-игра проводится с малышами на занятии-знакомстве с народным бытом

На праздниках, утренниках и досугах организовать хороводную игру помогает сказочный персонаж. При этом герой может быть наблюдателем или танцевать и петь вместе с ребятами. На праздничных гуляниях в детском саду такие персонажи привлекают к участию в хороводе и детей, и их родителей.
Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик завлекают ребят в хоровод на новогоднем утреннике.
Петрушка, Скоморохи, Барышни — на народных гуляниях.
Красавица Осень — на празднике урожая.

На прогулке хороводы водят вокруг деревьев, как делали в старину

Дети любят водить хороводы в свободное время

Таблица: картотека хороводных игр в детском саду

Длительность хороводной игры

Когда игра-хоровод проводится в свободное от занятий время (совместно с педагогом или самостоятельно детьми), её длительность зависит исключительно от состояния ребят. Дети веселятся и полны сил — игра продолжается! Младшие дошкольники обычно повторяют игру 2–3 раза. Старшие дошкольники могут повторять игру большее количество раз: их интерес разжигается сменной ролью водящего.

Воспитатель наблюдает за хороводной игрой. Когда замечены признаки усталости или угасания интереса к игре, взрослый направляет участников к завершению хоровода.

Хоровод малышей

Хоровод длится в самостоятельной игровой деятельности столько, сколько сохраняется к нему интерес

Этап игры Длительность
Мотивирующее начало 1 минута
Объяснение правил, показ действий воспитателем 1 минута
Основная часть: повторение игры 2–3 раза 2–3 минуты
Рефлексия 1 минута

Хоровод по форме — подвижная игра. Организованная двигательная активность на прогулке в первой половине дня длится согласно нормам САНПИН:

младшие дошкольники — 6–10 минут;

средняя группа — 11–15 минут;

старшая группа — 16–21 минута;

подготовительная группа — 20–26 минут.

На вечерней прогулке подвижная игра-хоровод длится не более 15 минут во всех возрастных группах.

Хоровод на прогулке

Хороводные игры проводятся во время прогулок на этапе физической активности

Этап игры Длительность
Мотивирующее начало 1 минута
Вводный этап:
прослушивание песни;
объяснений правил;
первичное распределение ролей (зайчик и музыкант).
3 минуты
Основной этап: игра в 5–7 повторений. 10–12 минут
Рефлексия 1–2 минуты

Со старшими дошкольниками проводятся занятия по приобщению к народному творчеству. Это интегрированные формы обучения: сочетается художественная деятельность, физическая активность и познавательный элемент. Проведение занятия с акцентом на народные игры-танцы предполагает знание воспитанниками нескольких подвижных забав. Вождение хороводов перемежается с исполнением народных песен, изучением образцов декоративно-прикладного искусства, продуктивным творчеством. Игры проводятся без повторения, водящими в хороводах назначаются разные воспитанники.

На занятиях с национальными играми и песнями рекомендуется использовать элементы народного костюма.

Для девочек: сарафанчики, платки, венки, кокошники.

Для мальчиков: атласные пояса, картузы с цветком.

Хоровод в костюмах

На занятиях по приобщению к народному искусству принято наряжаться соответственно

Анализ хороводных игр в детском саду

Проведение анализа игры призвано определить уровень организаторских способностей педагога. Развитие способностей детей во многом зависит от того, какой была предварительная работа по освоению хороводной игры. Достаточной ли была мотивация к участию в игре, какими приёмами создавался интерес у детей. Руководитель рассматривает игровую деятельность воспитанников во взаимосвязи со своей методикой.

Протокол самоанализа хороводной игры:Соответствие выбранного хоровода (песенного содержания, танцевальных движений, образов) возрасту и индивидуальным интересам детей.

Качество предварительной работы: что изучали или мастерили, возникновение увлечённости у воспитанников.

Освоение хоровода: насколько доступно было объяснение/показ.

Задачи проведения хороводной игры: если не реализованы, указать причины.

Оценка игровой деятельности детей:

следование правилам игры;

выразительность пения, танцевальных движений, мимики, жестов;

взаимодействие с партнёрами: если возникали конфликтные ситуации, проанализировать причины.

Завершение игры: эмоциональное и физическое состояние детей — приподнятое или угнетённое.

Краткое планирование последующей работы по обучению хороводным играм.

Хороводные игры содержат в основе развлекательный компонент. В наши дни они утратили сакральное значение и стали детской забавой. При всей своей простоте и краткости хоровод развивает в детях музыкальность, ловкость и смекалку. В хороводном кругу дети испытывают чувство единения и равенства, раскрепощаются и с удовольствием проявляют свои способности в пении и танце. Включение хороводов в занятия и игры способствует всестороннему развитию детей.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Читайте также: