Доклад на тему гигиеническая гимнастика на дистанционном обучении

Обновлено: 30.06.2024

В условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 большинство вузов нашей страны по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняли решение о переходе на обучение с использованием электронной информационно-образовательной среды и дистанционных образовательных технологий. Все занятия – лекционные, практические и даже лабораторные при наличии виртуальных лабораторных работ – были перенесены в дистанционный формат. При переходе на дистанционный формат обучения большую часть времени обучающийся стал проводить сидя за компьютером в помещении. Это во многом негативно повлияло на здоровье: психологическое, эмоциональное, физическое. Увеличение психологической и эмоциональной нагрузки обучающихся в период дистанционного обучения требует разработки специальных подходов к здоровьесберегающим образовательным технологиям. Статья посвящена вопросу сохранения здоровья обучающихся во время дистанционного обучения. Рассматриваются последствия обучения в период пандемии: стресс, быстрое утомление, сколиоз, остеохондроз, проблемы со зрением. Приводятся результаты анкетирования обучающихся Московского государственного строительного университета о влиянии дистанционной формы обучения на здоровье. Разработаны конкретные рекомендации для обучающихся по сохранению здоровья во время обучения в формате электронной образовательной среды.


1. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. Влияние цифровизации на систему профессионального образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15. № 2. С. 468–476.

2. Круглова Н.Р., Сартаков И.В. Некоторые аспекты анализа опыта цифровизации высшего образования // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 1. С. 3499–3507.

4. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М., 2020. 98 с.

6. Ильюшенко Н.С. Digital learning: Перспективы и риски цифрового поворота в образовании // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 2-й Международной конференции (7–8 февраля 2019 г., Москва). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2019. С. 215–225.

7. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, филология, педагогика. 2019. Т. 25. № 2. С. 84–88.

8. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.

9. Милько М.М., Гуремина Н.В. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 195–200.

13. Городецкая Н.И. Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 14. С. 134–138.

14. Смирнов Н.К. Здоорвьесберегающие технологии и психологическое здоровье: Методическое пособие. М.: Аркти, 2006. 121 с.

Во время сложной эпидемиологической обстановки в стране, многие вузы с марта 2020 г. по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ перешли на формат так называемого дистанционного обучения – обучения с применением электронной информационно-образовательной среды. С такой ситуацией система высшего образования еще не сталкивалась. Однако необходимо подчеркнуть, что в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 дистанционный формат обучения стал единственно возможным и безопасным для сохранения здоровья обучающихся. Дистанционное образование, активно обсуждаемое в России в течение последних 15–20 лет, стало реальностью с марта 2020 г.

Цель исследования – изучение влияние дистанционного формата обучения на здоровье обучающихся.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1) провести анализ педагогической, специальной литературы по тематике исследо- вания;

2) определить основные признаки дистанционного обучения;

3) выявить факторы, негативно влияющие на здоровье обучающихся в период дистанционного обучения;

4) разработать рекомендации студентам по организации рабочего пространства и сохранения здоровья во время обучения в формате электронной образовательной среды.

Анализ учебной и научно-методической литературы показал, что проблема сохранения здоровья, профилактика заболеваний обучающихся в период дистанционного обучения является одной из актуальных задач высшего образования. В настоящее время обсуждают самые разные вопросы, касающиеся эффективности дистанционных форм обучения и качества дистанционного образования в целом – это исследования ряда социологических фирм, общественных фондов, отдельных вузов, а также отдельных ученых. Много исследователей описывают основные достоинства цифрового образования [1–3]: доступность и гибкость, охват образовательными услугами тех, кто по различным причинам не может физически присутствовать в аудитории, повышение интерактивности обучения и др. Разработаны дидактические концепции цифрового образования [4]. В работах [5–7] рассмотрены проблемы и риски, которые возникают в процессе цифрового обучения. Небольшая часть работ посвящена исследованию негативных последствий влияния цифровых технологий на здоровье обучающихся [8–10].

Онлайн-обучение (или электронное обучение) предполагает получение знаний и навыков при помощи интернет-соединения на различных образовательных платформах. Это онлайновая коммуникация между студентами, между студентом и преподавателем.

Дистанционное обучение – понятие более широкое, чем онлайн-обучение, для которого можно использовать различные технологии, в том числе и онлайн-обучение.

При удаленном обучении изучение дисциплины базируется на электронных курсах – учебных комплексах, содержащих информацию по дисциплине в разных формах (видеолекции, онлайн-лекции, вебинары, электронные учебники, мультимедийные презентации, виртуальные лабораторные работы и т.д.).

Посещая занятия в университете, студент смотрит на преподавателя, в тетрадь, на доску, то есть переключает свое зрение на разные объекты и тем самым снижает напряжение с глаз. Сейчас же обучающиеся по 5–6 ч сидят перед экранами мониторов и телефонов. Нагрузка на зрение колоссальная как у обучающихся, так и у педагогов.

missing image file

Рис. 1. Результаты опроса обучающихся о влиянии дистанционного формата обучения на здоровье

Исходя из вышесказанного проблема сохранения здоровья, профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни обучающихся в период дистанционного обучения является одной из наиболее актуальных проблем образования. Увеличение психологической и эмоциональной нагрузки обучающихся в период дистанционного обучения требует разработки специальных подходов к здоровьесберегающим образовательным технологиям. Необходимо отметить, что в вузах обучаются студенты и с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями, а также инвалиды. Это требует индивидуальных подходов к образовательному процессу, организованному в информационной электронной среде, разработке индивидуальных образовательных траекторий и поддержки здоровья.

При соблюдении технологии здоровьесберегающего обучения можно сохранить психологическое и физическое состояние обучающегося. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему, создающую условия для сохранения и укрепления физического, психического, интеллектуального здоровья обучающихся, а также физкультурно-оздоровительные, образовательные, психологические, педагогические, медико-гигиенические и другие мероприятия, направленные на эти цели [12, 13].

Исследователи классифицируют здоровьесберегающие технологии по различным критериям. В российских вузах применяется классификация, разработанная Н.К. Смирновым [14] (рис. 2).

missing image file

Рис. 2. Классификация здоровьесберегающих технологий (Н.К. Смирнов)

Признаками высокой организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении являются:

1) эффективная диагностика психического и физического здоровья обучающихся и преподавателей;

2) сформированность потребности здорового образа жизни у обучающихся и пре- подавателей;

3) оптимальное сохранение здоровья обучающихся и преподавателей;

4) высокая организация контроля над выполнением санитарно-гигиенических нормативов в учебном заведении;

5) выполнение требований к здоровьесберегающему занятию:

- гигиенические требования: проветриваемость помещений, их освещенность, внешний вид обучающихся и т.д.;

- психогигиенические требования: эмоциональный настрой обучающихся и преподавателей, создание комфортных психологических условий;

- требования к структуре занятия: смена деятельности; использование здоровьесберегающих форм деятельности на занятии; динамические паузы и др.;

6) разработка содержания оздоровительных программ, оздоровительных мероприятий на основе медицинского и валеологического подходов.

В период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 Союз охраны психического здоровья на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения разработал специальные рекомендации для подростков и родителей о том, как организовать процесс обучения в удаленном формате. Рекомендации предназначены для специалистов психологической службы в системе образования и активно использовались в школах.

Ниже приводим рекомендации для обучающихся по сохранению здоровья во время обучения в формате электронной образовательной среды.

1. Режим сна и бодрствования. Сон очень важен для перевода информации из оперативной памяти в долговременную, кроме того, снимает усталость. В связи с чем полноценный сон ночью и кратковременный дневной сон (1 час) позволит обучающимся эффективно усваивать учебный материал.

1) перекрестные шаги; позиция – стоя, поочередно прикасаться левым локтем к правой коленке, правым локтем – к левой коленке;

2) кнопки мозга; левая рука кладется на пупок, а другая в это время стимулирует точки подключичных зон; для каждой стороны длительность упражнения составляет 20–30 с; перед выполнением рекомендуется выпить воды;

3) колпак; позволяет преодолевать стресс; указательным и большим пальцем нужно массировать ушную раковину сверху до мочек; голова в прямом положении, выполняется три раза.

3. Свежий воздух. Прогулки на свежем воздухе необходимы в течение дня для насыщения организма кислородом.

4. Правильная организация рабочего места. Установите настольную лампу – свет должен падать слева. Монитор компьютера должен стоять прямо перед глазами на расстоянии 60−70 см.

5. Цветотерапия и ароматерапия. В современной психологии много внимания уделяется влиянию цвета на организм человека. Во время интенсивной умственной нагрузки в процессе обучения психологи рекомендуют отдавать предпочтение желтому и фиолетовому цветам. Считается, что они способствуют запоминанию и стимулируют интеллектуальные способности. Для нормализации психического состояния, снятия стресса и нервного напряжения рекомендуются эфирные масла лаванды, можжевельника, тимьяна.

6. Организация питания. Питаться нужно 4–5 раз в день небольшими порциями. При перенасыщении желудка нарушается кровоснабжение мозга, и это негативно сказывается на мозговой активности. Возникает вялость и сонливость. Рацион должен состоять из достаточного количества белков, витаминов и растительных жиров.

Заключение

В результате исследования выявлено, что дистанционный формат обучения недостаточно безопасен для обучающихся. Однако у любой формы обучения есть свои преимущества и недостатки, но с помощью небольших усилий и желания возможно минимизировать урон. Анализ последствий дистанционного обучения в разрезе влияния на здоровье обучающихся требует дальнейшей глубокой проработки. Необходимы дальнейшие исследования влияния дистанционной формы обучения на здоровье студентов и доказательная педагогическая экспертиза условия использования цифровых технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол УМО г Макеевки по проблеме "Новые требования к проведению занятий по физической культуре. Трансляция опыта Ткачук С.Л.

Министерство образования и науки Донецкой народной республики Учебно- методический центр профессионально-технического образования

Круглый стол по проблеме

На тему: Дистанционная форма обучения по физической культуре

Руководитель физического воспитания Ткачук С.Л.

Что такое дистанционная форма обучения? Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами. Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Что такое дистанционная форма обучения?

  • Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами.

Cистемы дистанционнного обучения

  • Совокупность организационных, телекоммуникационных, педагогических и научных ресурсов, вовлеченных в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием дистанционной технологии обучения.
  • Содержательные, хорошо проработанные и оформленные учебные материалы способны стимулировать процесс самообразования учащихся и, таким образом, повысить эффективность всей системы дистанционного обучения.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов

Дистанционное обучение позволяет

Основные формы дистанционного обучения

Формы организации дистанционных занятий

Рекомендации по использованию дистанционного обучения на уроках физической культуры

Во время пандемии COVID-19 онлайн-уроки и дистанционное обучение стали новой нормой в образовании. Как физическая активность вписывается в этот новый способ обучения?

Как физическая активность влияет на обучение

Все мы знаем о пользе физической активности для здоровья тела, однако физкультура также положительно влияет на мыслительные процессы и память. У детей с высоким уровнем физической подготовки, который является результатом постоянной физической активности, обычно более высокие оценки и лучше результаты тестов.

Физическая активность также способствует росту концентрации и внимания, что напрямую влияет на процесс обучения. Например, дети быстрее и точнее отвечают на вопросы сразу после уроков физкультуры.

Это особенно верно, когда требуется решение особенно сложной задачи, поскольку физическая активность, вероятно, помогает мозгу работать эффективней.

Как пандемия повлияла на физическое воспитание

Физическое воспитание в учебном заведении (например, уроки физкультуры или физ.минутки в перерывах между уроками) помогает детям достичь рекомендованных 60 минут физической активности в день. Качественные программы физического воспитания необходимы для обучения детей навыкам, которые помогут им вести активный образ жизни. Воспитание физической грамотности – мотивации и способности заниматься различными видами физической активности — является одной из целей эффективных программ физического воспитания.

В условиях пандемии школьники и студенты остаются дома вместо того, чтобы ходить в учебное заведение. Это означает, что они не занимаются той физической активностью, которую учебное заведение для них организовывает. Закрытие школ, техникумов и вузов в сочетании с рекомендациями перейти на удаленную работу/обучение могут способствовать распространению малоподвижного образа жизни.

Находясь в учебном заведении, учащиеся буквально двигаются в течение дня, переходя между кабинетами. Онлайн-уроки требуют использования компьютера или ноутбука, что увеличивает время сидения.

Дети проводят весь день дома, в то время как родители заняты своей удаленной работой. Это увеличивает вероятность того, что дети будут использовать гаджеты в развлекательных целях.

Внедрение физической активности в процесс дистанционного обучения должно стать обычной практикой независимо от возраста учащихся. Преподаватели могут организовывать во время урока перерывы для занятия физкультурой с продолжительностью, соответствующей уровню ученика, чтобы уменьшить малоподвижный образ жизни.

Что могут сделать преподаватели, чтобы их учащиеся оставались физически активными

Для онлайн-обучения очень важно обеспечить разнообразие форм подачи информации. Например, можно чередовать просмотр видеоклипа с просмотром слайдов и обсуждением вопроса с помощью программного обеспечения для видеоконференций, например, Zoom или BigBlueButton. К сожалению, это все способствует малоподвижному образу жизни. Включение физической активности в онлайн-обучение — сложная задача.

Для детей младшего возраста можно использовать такие ресурсы, как GoNoodle. В этом приложении есть несколько мини-игр, в которых детям нужно будет двигаться со смартфоном в руках, чтобы заработать игровые очки.

Но о пользе физической активности важно помнить учащимся любого возраста. Преподаватели должны поощрять активность во время дистанционного обучения, просто делая это частью урока.

— включите в тест задание, в котором учащемуся нужно рассказать, какой физической активностью он занимался сегодня;

— создайте форум для учащихся, чтобы они могли делиться своими спортивными достижениями, а также советами по занятию физической активностью во время пандемии;

— организуйте соревнования в классе для поддержки физической активности, используя подсчет шагов, километров или минут;

— во время длительных онлайн-уроков попросите учащихся сделать перерыв и посвятить 10 минут физической активности по своему выбору, а затем спросите об этом, когда урок возобновится;

— во время онлайн-урока в форме презентации включите слайд, на котором учащимся будет предложено посвятить 10 минут урока физической активности по своему выбору;

— поручите учащимся создать короткое видео, в котором они объясняют какое-либо физическое упражнение, а затем опубликуйте видео, чтобы их сверстники могли посмотреть и прокомментировать;

— составьте задание, в котором учащимся нужно найти и попробовать использовать приложения для физической активности (например, Sworkit).

Что могут сделать родители, чтобы их дети оставались физически активными

Здесь простой ответ – нужно самому быть физически активным и поощрять активность детей. Одним из положительных влияний требования социальной изоляции является то, что люди, кажется, используют все возможности подвигаться на свежем воздухе — пробежаться, прогуляться или покататься на велосипеде.

Выход на улицу, особенно когда мы большую часть дня заперты в помещении, положительно влияет на психическое здоровье. Проведение времени с близкими и друзьями вдали от средств массовой информации и гаджетов положительно влияет на социальное и психологическое здоровье.

Когда занятия на свежем воздухе недоступны, а также в дополнение к ним, родители и преподаватели могут воспользоваться многочисленными ресурсами для поддержания физической активности во время карантина. Например, приложения для занятий фитнесом или записи тренировок на YouTube.

Какое значение имеет физическая культура во время кризиса

Физическая активность должна быть частью нашего обычного распорядка дня, но это особенно важно в это беспрецедентное время беспокойства и неопределенности. Физические упражнения могут снизить стресс и улучшить настроение. Завершение тренировки может вызвать чувство выполненного долга и чувство контроля, дополнительно поддерживая психическое здоровье.

Физическая активность является критически важным элементом здоровья и благополучия. Во время пандемии у многих из нас есть уникальная возможность повысить свой уровень физической подготовки.

Утренняя гигиеническая гимнастика - зарядка - одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После пробуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.

У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для всех людей, начиная с детского и заканчивая пожилым возрастом. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии).

Физические упражнения зарядки - простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья - подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс. Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой – получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия - на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры - влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом - купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Лицам пожилого возраста, а также лицам, с какими-либо нарушениями в состоянии здоровья перед тем как начать занятия зарядкой следует посоветоваться с врачом и проводить занятия под его контролем. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важен самоконтроль - наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).

Каждый организм характеризуется комплексом специфических, присущих только ему свойств. На земле не существует двух одинаковых организмов, более того, в одном многоклеточном организме нет двух одинаковых клеток - каждая клетка уникальна и отличается от других. Поэтому, наряду с общими принципами построения комплекса утренней гимнастики, при его разработке необходимо учитывать и индивидуальные особенности организма. При разработке комплекса утренней гимнастики необходимо учитывать следующие наиболее важные факторы - Состояние здоровья организма - Общую физическую подготовленность организма - Индивидуальные биологические ритмы организма

Мы предлагаем комплекс упражнений максимально приближенный к универсальному.


Комплекс упражнений утренней гимнастики

1. Подняться на носки, поднять руки через стороны вверх. Опуститься на носки и опустить руки. Повторить 10 раз.

2. Руки на поясе, ходьба на носках в течение минуты.

3. Руки на поясе, ходьба в полуприседе и в полном приседе - одна-две минуты.

4. Сидя на краю стула, прямые ноги впереди на полу, руки в упоре сзади на сиденье. Прогнуться как можно сильнее назад, упираясь лопатками в спину стула и одновременно поднимая таз, затем вернуться в и.п. Повторить 8 раз.

5. Сидя на стуле, согнуть ноги, а затем выпрямить их как можно выше, после чего медленно опустить в и.п. Повторить 10 раз.

6. Сидя на стуле, согнуть колени, выпрямить ноги и выполнить движение "ножницы" максимально возможное число раз. После этого, немного передохнув, выполнить упражнение "велосипед" до лёгкого утомления.

7. Стоя, ноги врозь. Повороты туловища влево и вправо, не останавливаясь, руки отводить назад в сторону поворота - по 10 раз в каждую сторону.

Упражнение на пресс

Выполняется лежа на спине: ноги согнуты в коленях, руки за головой. Во время выполнения упражнений голову уже не опускаете на пол, подбородок не следует прижимать к груди – должно оставаться расстояние до груди в один кулак. Оторвите от пола плечи и грудную клетку, при этом поясница не должна приподниматься. Упражнение делается на выдохе. Вернувшись в исходное положение - вдох. 4 повтора по 25-30 раз.

Важно: следите за тем, чтобы от пола отрывались не только плечи, но и вся грудная клетка, иначе вместо того, чтобы убрать живот, вы всего лишь будете прокачивать "шашечки" на прессе.

Закончив комплекс, походите с минуту босиком по резиновому коврику с бугристой поверхностью. В результате воздействия на расположенные здесь биологически активные точки происходит улучшение общего состояния организма и поднимается настроение.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей конкретного человека, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня. Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утреней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека.

Список литературы:

1. Кадневский В.М., Короленков А.В. История России. 11 класс. Ответы на экзаменационные вопросы. Подготовка к ЕГЭ. – 2-е изд., стереотип. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с. – (2 дня до экзамена)

2. Краткий справочник школьника. 5-11 кл./Авт. - сост. П. И. Алтынов, П. А. Андреев, А. Б. Балжи и др. – 2-е издание – М.: Дрофа, 1998. – 624 с.: ил.

3. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - 231 с.

Читайте также: