Доклад на тему формы социального партнерства

Обновлено: 30.06.2024

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о социальном партнерстве, его видах.
  2. Знать основополагающие начала взаимодействия сторон.
  3. Уметь анализировать особенности заключения коллективных договоров и соглашений.
  4. Разбираться в формах социального партнерства и в порядке заключения коллективных договоров.

Оглавление

2.1.Понятие и формы социального партнерства

В условиях формирования правового государства, развития рыночной экономики основным способом достижения договоренности между трудом и капиталом является социальное партнерство. Экономическая база этого процесса состоит в участии наемного труда в процессе производства, что является объективным и необходимым условием в достижении прибыли как результата производственной деятельности.

Социальное партнерство представляет собой способ регулирования социально-трудовых отношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), базирующийся на взаимном учете интересов каждой из сторон, их уважении и отказе от силовых способов взаимодействия.

Правовыми и конституционными основами социального партнерства в России являются:

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005–2007 гг. (девятое соглашение социального партнерства за годы становления социального партнерства в России); и др.

Принцип взаимодействия сторон при регулировании социально-трудовых и иных непосредственно тесно с ними связанных трудовых отношений может быть реализован путем в 3 или 2 сторонней модели социального партнерства:

  • Трипартизм – это трехсторонняя модель регулирования социально-трудовых отношений, участниками которой являются государство, работодатели и работники;
  • Бипартизм – это двусторонняя модель регулирования социально-трудовых отношений на уровне организации.

Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных в установленным порядке представителей. Представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Например, интересы работников могут быть представлены органами общественной самодеятельности (органами общественной самостоятельности (ООС), советами трудового коллектива (СТК), стачкомами, адвокатами). Работники, не являющиеся членами профсоюза, вправе делегировать свои полномочия органу первичной профсоюзной организации (ст. 30 ТК РФ).

Кроме данных моделей законодательством установлена система уровней и формы социального партнерства (ст.ст. 26, 27 ТК РФ), которые представлены в таблице.

Система уровней социального партнерства

Формы социального партнерства

Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации

Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению

Региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации

Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений

Отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях)

Взаимные консультации (переговоры) по обеспечению гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства

Территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании

Участие работников, их представителей в управлении организацией

Уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем

Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров

Основным органом социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон с наделением необходимых полномочий представителями сторон. Их задачи состоят в:

  1. обеспечении регулирования социально- трудовых отношений;
  2. ведении коллективных переговоров и подготовке проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;
  3. организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах РФ могут образовываться 3-трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Таким образом, социальное партнерство можно определить как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

2.2. Основные принципы взаимодействия сторон социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

2.3. Коллективный договор и порядок его заключения

Коллективный договор представляет собой правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в организации и заключается работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более 3 лет. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

Сторонами являются работники организации, то есть трудовой коллектив, от имени которого выступают их представители и их работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель.

Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора (КД) представлен в табл. 2.

Действия сторон

Сроки

Примечание, (в том числе номер статей нормативных актов)

1-й этап

Принятие решения о необходимости заключения КД и направления письменного уведомления другой стороне о начале переговоров

Если договор будет заключаться впервые – в любое время.

При наличии К. Д – 3 месяца до окончания действия старого (а также же при смене собственника)

Решение может принять собрание (конференция) трудового коллектива, профком, администрация.

2-й этап

Издание приказа, согласованного с представителем работников (СТК или профком) о формировании комиссии по коллективным переговорам, порядке и сроках работы

В 7-дневный срок с момента получения письменного уведомления о начале переговоров

Если администрация не вступает в переговоры в установленный срок, руководитель может быть привлечен к административной ответственности.

3-й этап

Подготовка проекта К. Д и обсуждение его в структурных подразделениях

В сроки, установленные комиссией

4-й этап

Утверждение К. Д на собрании (конференции) трудового коллектива и подписание его представителями сторон

В сроки, установленные комиссией

От администрации подписывает уполномоченный уставом организации руководитель.

От трудового коллектива: председатель СТК, председатель профкома либо лидер всех существующих в организации профсоюзов.

5-й этап

Уведомительная регистрация в органах труда

В 7-дневный срок со дня подписания коллективного договора

Содержание коллективного договора включает в себя как обязательственные и нормативные условия, так и информационные положения (ст. 41 ТК РФ).

Обязательственные условия закрепляют конкретные обязательства работодателя по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения.

Нормативные условия закрепляют локальные нормы трудового права о различных преимуществах, предоставляемых отдельным категориям. Они могут устанавливать льготы для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Например: дополнительные отпуска, различные доплаты и иные сверх законодательства права и льготы. Они действуют весь срок в период действия коллективного договора.

Организационные условия включают в себя: сроки действия данного договора, условия проверки и отчеты сторон, а также порядок изменения и пересмотра коллективного договора. При этом следует иметь ввиду, что условия договора, ухудшающие условия труда по сравнению с трудовым законодательством, считаются недействительным.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами и, как правило, включают в себя от 2 до 8 разделов.

Вопросы, отражающие в коллективном договоре взаимные обязательства работников и работодателя: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; другие вопросы, определенные сторонами.

Административная ответственность в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке по заявлению представителей работников, соответствующих органов по труду либо по заявлению прокурора, установлена для представителя работодателя в следующих случаях:

  • за уклонение от участия в коллективных договорах;
  • за нарушение, невыполнение коллективного договора;
  • также за непредставление необходимой информации.

Ответственность профсоюзов и их работников (штатных и внештатных) наступает в случаях: организации и проведения незаконной забастовки; за невыполнение обязательств по коллективному договору.

2.4. Соглашения и их виды

Актом социального партнерства, который действует на несколько работодателей, является соглашение, определяемое ТК РФ как правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Они содержат взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режим труда и отдыха; развитие социального партнерства; и иным вопросам, определяемым сторонами.

Виды соглашений определяются в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений. К ним относятся: генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними.

Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией, затем соглашение подписывается представителями сторон.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений. В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Стороны определяют порядок опубликования соглашений. Соглашение в течение семи дней со дня подписания направляется представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду, причем вступление соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

Если в процессе регистрации соглашения выявлены условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, то в этом случае орган по труду сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Взаимодействие может проявляться в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Это основные формы социального партнерства . Наряду с ними стороны могут использовать иные способы взаимодействия.

Социальное партнерство в сфере труда включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Система социального партнерства включает несколько уровней:

· федеральный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

· межрегиональный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

· региональный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

· отраслевой уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

· территориальный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

· локальный уровень , устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах.

· Ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению — это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования, упорядочение трудовых отношений и установление условий труда в рамках социального партнерства.

· Осуществление на федеральном, региональном, территориальном уровнях в постоянно действующих трехсторонних комиссиях взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Обязательным является консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения, а также согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. На уровне организации проведение консультаций предусматривается при осуществлении локального регулирования трудовых отношений или расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Возможны и иные случаи проведения консультаций, предусматриваемые в коллективных договорах.




· Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров реализуется путем создания на паритетных началах комиссии по трудовым спорам (ст. ст. 384—389 ТК РФ ).

При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: стороны создают примирительные комиссии, участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки (ст. ст. 398, 401—404 ТК РФ).

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Взаимодействие может проявляться в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Это основные формы социального партнерства . Наряду с ними стороны могут использовать иные способы взаимодействия.

Социальное партнерство в сфере труда включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Система социального партнерства включает несколько уровней:

· федеральный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

· межрегиональный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

· региональный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

· отраслевой уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

· территориальный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

· локальный уровень , устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах.

· Ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению — это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования, упорядочение трудовых отношений и установление условий труда в рамках социального партнерства.

· Осуществление на федеральном, региональном, территориальном уровнях в постоянно действующих трехсторонних комиссиях взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Обязательным является консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения, а также согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. На уровне организации проведение консультаций предусматривается при осуществлении локального регулирования трудовых отношений или расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Возможны и иные случаи проведения консультаций, предусматриваемые в коллективных договорах.

· Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров реализуется путем создания на паритетных началах комиссии по трудовым спорам (ст. ст. 384—389 ТК РФ ).

При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: стороны создают примирительные комиссии, участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки (ст. ст. 398, 401—404 ТК РФ).

Гост

ГОСТ

Основные формы социального партнерства

Социальное партнерство может осуществляться в различных формах:

  1. Коллективные переговоры – подготовка проекта коллективного договора, соглашения;
  2. Взаимные консультации в вопросах урегулирования трудовых отношений и других, напрямую связанных с ними отношений, обеспечение социальных гарантий работникам, совершенствование трудового законодательства;
  3. Участие сотрудников или их представителей в процессе управления предприятием;
  4. Участие работников и работодателей (либо их представителей) в разрешении возникших трудовых споров и конфликтов.

Существуют также и иные формы социального партнерства, в данной статье мы рассмотрим основные, которые применяются наиболее часто.

Первая форма является самой основной и распространенной формой социального партнерства является проведение коллективных консультаций и переговоров, в результате которых заключается коллективный договор.

Вторая форма также занимает важное место и значима. Данные консультации могут проводиться непосредственно в процессе выполнения взятых на себя сторонами обязательств, так и во время процедуры осуществления мониторинга выполнения уже подписанного коллективного договора или соглашения.

Также консультации возможны в процессе учета мнения профсоюзного органа и мнения представителя работодателя, при принятии местных нормативных актов, содержащие нормы трудового права. Также переговоры проходят при расторжении трудового коллективного договора с инициативы работодателя. Консультации проводятся путем прямых взаимоотношений сторон социального партнерства друг с другом, так и с участием специально созданных органов и комиссий. Основания и порядок проведения переговоров определяются непосредственно самими сторонами-участниками социального партнерства.

Готовые работы на аналогичную тему

Практика применения форм социального партнерства

Работники организации имеют право на участие в управлении предприятием в установленных законом границах – это один из базовых принципов правового регулирования социально-трудовых отношений и отношений непосредственно связанных с ними.

Участие работников либо их уполномоченных представителей в процессе управления реализуется в формах, которые предусмотрены Трудовым Кодексом, различными учредительными документами, действующим коллективным договором либо локальными нормативными актами самой организации.

Для разрешения различных спорных ситуаций стороны трудового коллективного соглашения должны провести взаимные переговоры. В ходе переговоров все участники выражают свое мнение, и стремятся придти к общему решению, которое устраивает обе стороны. Социальным партнерством установлено также обязательное участие представителей работников и работодателей (либо их уполномоченных представителей) в разрешении конфликтных ситуаций.

Разрешение трудовых споров законодательство допускает когда, речь заходит об индивидуальных трудовых спорах, где сам работник из всех возможных вариантов их разрешения выбирает обращение в комиссию по трудовым спорам, создаваемую на предприятии по инициативе работников или работодателя из равного числа представителей обоих сторон. Представители работников в комиссию избираются общим собранием всех сотрудников данной организации или делегируются своим представительным органом с последующим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назначаются в комиссию непосредственно самим руководителем организации. В формировании комиссии на принципах равноправия проявляются основы социального партнерства.

Понятие социального партнерства

Социальное партнерство – сложная правовая и социальная категория. Оно представляет собой, с одной стороны, систему взаимоотношений (сотрудничества, диалога) работников, работодателей и государства, с другой стороны – принципы такого сотрудничества. Трудовой кодекс РФ в ст. 23 определяет социальное партнерство в сфере труда следующим образом:

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Стороны социального партнерства

В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают, как правило, в роли посредников, однако в некоторых случаях могут быть и стороной:

  • Когда они выступают в качестве работодателей в отношениях с работающими в них государственными и муниципальными служащими, для которых они являются работодателями.
  • В других случаях, предусмотренных трудовым законодательством в соответствии со ст. 34 Трудового кодекса РФ.

Социальное партнерство может строиться на основе принципа бипартизма – связей традиционных социальных партнеров (профсоюзов, трудовых коллективов, с одной стороны, и работодателей – с другой) и трипартизма, согласно которому к названным субъектам присоединяются государство или органы местного самоуправления. Соответственно можно выделить два вида партнерства: двухстороннее и трехстороннее сотрудничество.

Система социального партнерства

Систему социального партнерства составляют пять уровней. Законодатель поощряет любое расширение социального партнерства, и приведенные в указанной статье 26 Трудового кодекса РФ уровни, не являются ни обязательными, ни исчерпывающими.

По сложившейся традиции уровни социального партнерства выделяются по территориально-отраслевому признаку:

  1. На федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
  2. На межрегиональном уровне (два или более субъектов РФ) могут заключаться межрегиональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
  3. На региональном уровне (уровень субъекта РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
  4. На территориальном уровне (на уровне муниципального образования) – территориальное соглашение.
  5. В рамках организации либо у работодателя – индивидуального предпринимателя (локальный уровень) заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателя.

Формы социального партнерства

Формами социального партнерства являются следующие (ст.27 ТК РФ):

  • Консультации представителей работников, работодателей и государства по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства (консультации по вопросам социально-экономической политики) и заключения соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
  • Коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров в организации.
  • Участие работников, их представителей в управлении организацией.
  • Участие представителей работников и работодателей в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Одной из форм социального партнерства можно считать принятие решения работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представительного органа работников и согласование своих решений.

Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленный в ст. 2 Трудового кодекса РФ, а также основным правом работников (ст. 21 ТК РФ). Данная форма социального партнерства раскрывается в ст.ст. 52, 53 ТК РФ (ст. 2, 21, 52, 53 ТК РФ).

К формам социального партнерства относится также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров, когда работник за разрешением индивидуального трудового спора обращается в комиссию по трудовым спорам. В порядке формирования КТС на паритетных началах в соответствии со статьей 384 ТК РФ проявляются основные принципы социального партнерства (ст. 384 ТК РФ).

Основные принципы социального партнерства

1. Равноправие сторон

Равноправие сторон признается основным принципом социального партнерства. Однако для создания подлинно равных возможностей в ходе коллективных переговоров законодатель в ст. 39 Трудового кодекса РФ предусмотрел ряд гарантий для представителей работников как более уязвимой и слабой стороны.

2. Уважение и учет интересов сторон

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях

К сожалению, не всегда сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь компромисса и урегулировать взаимные интересы.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе

Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для формирования социальной и экономической политики государства.

5. Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Социальные партнеры должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, определения содержания коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Следовательно, они должны расширять социальные гарантии, которые установлены трудовым законодательством.

6. Полномочность представителей сторон

Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением порядка, установленного для определения представителей и для наделения их соответствующими полномочиями – правами и обязанностями (ст. 29–34 ТК РФ).

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств

Каждая сторона социального партнерства добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, то есть стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами

Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения. Реализация этого принципа требует обоснованной аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства. Поэтому принятые по соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений

Этот принцип означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий заключения коллективных договоров и соглашений. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательные к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений

Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (ст. 51 ТК РФ). Данный контроль необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются. В связи с этим каждая сторона проверяет выполнение обязательств другой стороной. Статья 51 Трудового кодекса РФ наделяет органы контроля правом принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений

Законодательством предусмотрена ответственность сторон социального партнерства и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (ст.ст. 54, 55 ТК РФ, ст. 5.28–5.31 КоАП РФ).

Читайте также: