Современный урок эффективная организация образовательного процесса доклад

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Хакимулина Нафиса Минхаировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок: эффективная организация образовательного процесса.
Раздел: среднее образование

Современный урок: эффективная организация образовательного

Хакимулина Нафиса Минхаировна

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены,

которые охватывают практически все стороны педагогического процесса.

Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического

совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной

деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых

имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что

процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать

психологические механизмы формирования личности, добиваясь более

Для повышения эффективности образовательного процесса при

проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные

Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня

мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных

интересов учащихся, что становится возможным при разрешении

возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную

потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами

действий, умениями и навыками.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения

любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и

исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных

проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше

усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что

открыли сами и выразили по-своему.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников

получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть,

изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по

природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в

различных исследовательских делах. Успех исследования во многом

зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать,

сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А,

значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить

эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому

мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать

В моём классе она включает в себя: проведение тематических

на каждом уроке, динамических пауз, участие в

спортивных соревнованиях, проведение родительских собраний на

всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию

подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня –

научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и

укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и

далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я

стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок

Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Групповая работа играет положительную роль не только на первых

этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.

Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней

обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии,

окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится

сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети

плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6

человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно

каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым,

удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его

учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его

интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения

игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями,

выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они

могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию,

способам организации и проведения. С их помощью можно решать

грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач:

формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание,

творческие способности и т. д.

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель

всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за

игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и

повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на

уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески,

способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят

радость, формируют у ребёнка желание учиться

Автор: Шайхиева Илюза Альбертовна

Организация: МБОУ Многопрофильный лицей им. А.М.Булатова

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Кукмор

Какие бы инновации не вводились сегодня в систему образования, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Урок, как форма организации учебной работы, существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

В настоящее время часть учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

А каким же все-таки должен быть современный урок? Попробуем разобраться.

Предлагаю вам расшифровать каждую букву из слов современный урок.

с – самовыражение, самостоятельность, самообразование

о – организованность, отзывчивость, обратная связь

в – визуализация, выразительность, воображение

р – рациональность, радость, результативность

е - единство

м – мотивация, методичность, многообразие

е - естественность

н – навыки, научность

н – настойчивость, наглядность

ый

у – успешность, универсальность

р – развитие, работа, реализация

о – оригинальность, образец, опыт

к – комфорт, коррекция, контроль, компетентность, креативность, коммуникация

Коллеги, принципиальным отличием современного подхода к образованию в целом, является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Согласитесь, современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• быть способным к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

На воспитание и развитие такой личности нацелены стандарты второго поколения.

Итак, какие же требованияпредъявляются к современному уроку?

Современный урок, это прежде всего –

• хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

При посещении урока коллегами, администрацией на что обращается внимание? (И это мы обязательно должны учитывать при организации урока) Внимание обращается на:

• свободу выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельность (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальность (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

• обратную связь (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Что значит урок современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства.

Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя - практики. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Как и реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять?
Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками стихотворения:


Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал,
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.

Время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о деятельностном подходе.

Это прежде всего, обучение через открытие. Это развитие личности. Это способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Это демократичность, открытость. Это осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.Деятельностный подход позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию, ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или — выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Давайте, поговорим о структуре урока и особенностях некоторых его этапов в технологии системно-деятельностного подхода.

Начало урока, это организационный момент, цель которого включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. • включение в деятельность; • выделение содержательной области. ПРИМЕР НУЖЕН

Следующий этап - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Для этого предлагается выполнить небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменною используются методы самоконтроля и самооценки. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. ПРИМЕР НУЖЕН

Завершающий этап урока - Рефлексия деятельности (итог урока) и домашнее задание. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Учитель ставит вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? ПРИМЕР НУЖЕН

По возможности необходимо дифференцировать домашние задания (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.

Такова структура урока в идеале. Но учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Итак, грамотный, технологичный, профессиональный, современный урок спроектирован. Однако урок -это ещё и отношения между людьми. Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия. Если раньше учитель: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик: объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго поколения функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Современный урок – это современный учитель. Ключевое слово,определяющее деятельность учителя, – развитие. И в моем понимании – это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершенствованию.

Учитель должен шагать в ногу со временем. Именно этого требует от нас, учителей, наше общество и жизнь.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса.

Основная цель современной школы – создать такую систему образования, - которая бы обеспечивала образовательные потребности личности в соответствии с её склонностями, интересами и возможностями, создавала бы условия для самореализации, готовила бы к творческому интеллектуальному труду. В условиях нового времени требуются люди, обладающие умением устанавливать отношения партнерства, Общество постоянно требует изменений, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности жизни как всего общества, в целом, так и конкретно, каждого человека. Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро. Требования современного общества к учителю таковы, что учитель постоянно должен заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. Учитель должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии. Одним словом, он должен идти в ногу со временем.

Моим ученикам очень нравиться работать в парах и в группах, потому что они чувствуют поддержку своего соседа, любят делиться своими мыслями, общаются. Такое общение способствует развитию мышления и творческого воображения. Дети находят общий язык, учатся думать и помогать друг другу. Цель этой работы организовать взаимодействие, научить работать и общаться с одноклассниками. Развить диалоговое обучение.

Стараюсь использовать на уроках задания, направленные на развитие у учащихся умений наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности, делать выводы, применяю задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом ребёнка, ранее усвоенными знаниями, вовлекаю учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.

Групповые формы работы использую на разных этапах урока, например,

- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);

- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);

- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);

- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Итак: результаты применения групповой формы работы -

•растет самокритичность ребенка,

•возрастает глубина изучаемого материала,

•растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся,

•возрастает сплоченность класса,

•меняется характер взаимоотношений между детьми, дети согласовывают свои действия,

•учатся делать выводы по предметному содержанию,

•формируется терминологическая речь.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов.

Например, работая над новым материалом, в котором нужно найти главную идею, дети совместно читают, обсуждают, а потом применяют его на практике. В итоге дети хорошо усваивают тему и отмечают, что данная форма подачи материала очень им нравится.

На своих уроках стараюсь учитывать способности и возможности каждого ученика. Использую карточки с разноуровневыми заданиями. Задания 1-го уровня требуют воспроизведения материала, содержат даже определённую дозу помощи. Задания 2-го уровня направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания 3-го уровня рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания).

С целью осуществления контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся провожу тесты, экспресс – опросы, проверочные работы. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь. В результате дети открывают и осваивают новое знание, учатся применять их на практике. При групповой работе учащиеся в диалогической беседе учатся навыкам взаимооценивания и самооценивания Практикую самооценку урока учащимися. Очень важно оценивать деятельность учащихся не только по одному заданию или за выполнение письменных работ, но и вести мониторинг деятельности учащихся в течение всего урока. Проводить такой мониторинг помогают листы оценивания, с прописанными в них этапами урока и критериями оценки деятельности на каждом этапе урока.

Основой для разработки четких критериев усвоения учебного материала являются государственные общеобразовательные стандарты обучения. На их основании составлены описания достижений учащихся для оценивания по каждому критерию.

Применение технологии критериального оценивания позволяет использовать различные виды заданий и формы их предъявления, разные виды помощи учащимся, что позволяет достичь всеми учениками заданного уровня обязательных критериев, без усвоения которого невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности в соответствии с требованиями современного общества.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Немого о статистике За проф.деятельность учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков; Уроку отводится не менее 98% учебного времени; Каждый школьник за время учебы посещает в среднем 10 тысяч уроков Уроку посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.

Что значит современный урок? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства.

Замысел современного урока - Создание учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Галилео Галилей

Требования к современному уроку 1. Дидактические требования: Чёткое формирование образовательных задач Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация на уроке всех дидактических принципов.

Требования к современному уроку 2. Психологические требования: Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения Особенности самоорганизации учителя Организация познавательной деятельности Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений Организованность учащихся Учёт возрастных особенностей

Требования к современному уроку 3. Гигиенические требования: Температурный режим Проветривание Освещение Предупреждение утомления Чередование видов деятельности Физкультминутка Правильная рабочая поза учащихся. Соответствие росту школьной мебели.

Требования к современному уроку 4. Требования к технике проведения урока: Урок должен быть эмоциональный Темы и ритм урока должен быть оптимальным Полный контакт учителя и учащихся. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Смена видов деятельности Обеспечение активного учения каждого ученика.

Формы организации эффективного урока Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно-музыкальный урок Урок пресс- конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль Урок- лекция И другие

Читайте также: