Доклад на тему фонетические зарядки практикум по проведению фонетических зарядок

Обновлено: 30.06.2024

Доклад предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха. Содержание доклада раскрывает основные требования к речевой зарядке, приёмы и виды работ на речевых зарядках, виды речевой деятельности, а так же примерное содержание упражнений для речевых зарядок в начальной и старшей школе.

Оценить 1370 0

«Фонетическая и речевая зарядка

Работа над устной речью (в том числе и над произношением) должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на общеобразовательных уроках, воспитательных занятиях, на специальных уроках (в слуховом кабинете и ритмики), на специальных индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, в ходе общения в школе, вне школы, дома.

Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи детей с нарушениями слуха в коррекционном образовательном учреждении 1 и 2 вида.

Фонетическая (речевая) зарядка–это одна из форм организации фронтальной работы над произношением на общеобразовательных уроках и самоподготовке.

Закрепление в устной речи обучающихся ранее усвоенных произносительных навыков

Совершенствование произносительных навыков

Предупреждение распада усвоенных произносительных навыков

Закрепление вновь приобретенных навыков

Основные требования к речевой зарядке

Речевая зарядка проводится на первом уроке или самоподготовке в течение 3-5 минут. При необходимости (отработка сложных терминов, связанных с программным материалом урока) её можно проводить на любом уроке в течение 2-3 минут. Речевая зарядка проводится со звукоусиливающей аппаратурой, индивидуальными слуховыми аппаратами с опорой на слуховой, зрительный и тактильный анализаторы.

Материал на речевые зарядки отбирается:

1. Знакомый по содержанию и грамматическим формам (т.е. слова и выражения, которые обучающиеся усваивают на занятиях по любому учебному предмету).

2. Широко используется обиходно – разговорная речь, а также термины и предложения, которые обучающиеся усваивают на уроках русского языка, математики, естествознания, истории, географии, труда и т.д.

3. Речевой материал во всех видах работ должен содержать контрольные звуки, т.е. звуки, подлежащие отработке.

Время проведения зарядки 3-5 минут

Обязательное использование ЗУА и ИСА

Материал зарядки может совпадать или не совпадать с темой урока

Смена хотя бы 2-х видов деятельности

Все ошибки обучающихся исправляются.

Содержанием фонетической (речевой) зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над речевым дыханием, голосом, звуками, словами и фразами, элементами ритмико-интонационной структуры речи-словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи, интонацией.

Работа над речевым дыханием.

Работа над голосом.

Работа над звуками (автоматизация, дифференциация звуков)

Работа над словом (словесным ударением, орфоэпией)

Работа над фразой (логическим ударением, темпом речи, интонацией).

Весь материал фонетических зарядок необходимо подбирать с учетом программных требований к общеобразовательным урокам, уровня общего и речевого развития слабослышащих детей и фонетического принципа так, чтобы этот материал обеспечивал речевую практику обучающихся и способствовал развитию речи в целом.

Весь материал речевых зарядок подобран с учетом:

программных требований к общеобразовательным урокам

состояния устной речи данного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого обучающегося

Порядок подачи речевого материла

Речевые зарядки должны строиться по фонетическому принципу, соблюдая позиции отрабатываемого звука в его сочетаниях с гласными и согласными при постепенном усложнении позиционных трудностей: изолированное произнесение звука, произнесение звука в слогах, в словах (можно с разложением на части), в словосочетаниях, в предложениях.

1.Изолированное произнесение звука.

2. Слоги – слово (можно с разложением на части).

А) подражание Б) чтение В) самостоятельная речь.

План работы целесообразно строить таким образом, чтобы тема речевой зарядки не менялась в течение некоторого времени (например, в течение недели).

Слоговые упражнения полезны на всех этапах обучения для закрепления произносительных навыков и для предупреждения их распада. Желательно не злоупотреблять ими в ущерб работе над целыми словами и предложениями.

Основные приёмы работы.

На речевой зарядке необходимо практиковать разнообразные виды работ. Это следует предусматривать в плане речевой зарядки.

Виды работ на речевых зарядках

1. Восприятие на слух слогов, слов, написанных на доске, и их воспроизведение.
2. Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение.
3. Чтение материала с доски или таблицы (плаката)

чтение слов с последующим восприятием на слух.

чтение предложений с наращиванием.

чтение словосочетаний с последующим составлением предложения.

6. Подбор слов и словосочетаний по образцу.
7. Составление предложений по образцу и их чтение.
8. Ответы на вопросы.

9. Составление предложений по опорным словам
10. Выполнение поручений.

11. Составление диалогов

12. Составление коротких рассказов

13.Подражание (с использованием фонетической ритмики);

14.Называние картинок и конкретных предметов;

15. Чтение и рассказывание наизусть текстов, загадок, чистоговорок и т.п.

Восприятие на слух слов, слогов, написанных на доске, и их воспроизведение:

СА САСА - сарай (самолёт, …) СО СОСО - сок (40, …) СУ СУСУ - сумка (сутки, …)

Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки (запись на доске) и их воспроизведении:

Красивые снежинки

В воздухе кружатся красивые снежинки.

Чтение слов с последующим восприятием на слух:

здравствуйте четыре семь

здоровье четырнадцать семнадцать

Чтение предложений с наращиванием:

Будем писать.

Будем писать рассказ.

Будем писать большой рассказ.

Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения:

В садах, в полях, в лесах (поспели ягоды, поют птицы, лежит снег…).

Чтение слов, словосочетаний, предложений с пропущенными звуками

О.сенью на улице на ул…цегря. но.

Подбор слов и словосочетаний по образцу:

Одна тетрадь волк – волчонок

Две белка - …

Составление предложений по образцу и их чтение:

У медведя - берлога

У лисы - … (нора)

Подбор слов противоположных по значению:

Справа – слева

Работа по опорным словам:

А) Ответы на вопросы с использованием данных слов:

Что ты хочешь есть на обед (кашу, котлету, суп, макароны)?

Б) Составление предложений по опорным словам:

Купил, помидоры, в магазине, папа, арбуз.

Составление словосочетаний:

Ягоды … Ножницы … Каникулы …

(спелые,, веселые, острые).

Ответы на вопросы:

- Сколько минут в часе? - В часе 60 минут.

Выполнение поручений:

- Решите пример: 16 – 10 = - Скажите ответ: 13 + 4 = - Назовите осенние месяцы.

Примерная формулировка заданий для проведения фонетических зарядок.

Будем говорить звук …

Будем читать (говорить) слоги (слова).

Будем говорить с ударением.

Говори(те) на одном выдохе.

Будем говорить слитно.

Будем говорить вместе (по одному)

Скажи(те) громко (тихо).

Будем говорить, помогая себе рукой.

Виды речевой деятельности

Обычно изменение видов работ связано с изменением видов речевой деятельности. При планировании и проведении фонетической зарядки важно следить за тем, чтобы была обеспечена смена видов речевой деятельности: от менее самостоятельных к более самостоятельным. На одной фонетической зарядке должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности. Хоровое проговаривание должно сочетаться с ответами отдельных обучающихся. Это поддерживает интерес к материалу урока. При воспроизведении речевого материала в сопряжённом и отражённом проговаривании необходимо использовать движения фонетической ритмики.

воспроизведение речевого материала по подражанию и чтение;

воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение и рядовая речь;

воспроизведение речевого материала по подражанию и самостоятельное называние;

чтение и самостоятельное называние;

рядовая речь, ответы на вопросы, выполнение заданий;

воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.

Исправление ошибок

Учителю класса для исправления неправильного произношения звуков необходимо знать правильную артикуляцию данного звука, приёмы контроля и самоконтроля. Такими же знаниями должен обладать и воспитатель. Допускаемые ошибки учитель (воспитатель) должен слышать и обязательно исправлять, в противном случае весь смысл фонетических зарядок пропадает. При исправлении дефекта звука в слове, фразе не ограничиваться его изолированным воспроизведением, а обязательно ввести этот звук в слово или фразу. К исправлению ошибки привлекаются не только оценка и инструкция учителя, но и оценка и правильный образец произнесения речевого материала одноклассниками. Но это в том случае, если собственная речь детей достаточно внятная и они научились слушать друг друга.

в виде оценки («Ты сказал неправильно/правильно)

через самоконтроль и взаимоконтроль

График проведения речевых зарядок

1работа над голосом. Цель работы – формирование у учащихся навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте.

2работа над речевым дыханием. Цель работы – формирование у учащихся длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.

3работа над звуками. Цель работы – формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах.

4работа над словом (словесное ударение, орфоэпия)предполагает формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (в соответствии с этапом обучения – точно или приближённо, с использованием допустимых замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.

5работа над фразой(логическое ударение, паузы, темп речи)имеет целью формирование у учащихся воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмико-мелодическую структуру.

Примерное содержание упражнений для речевых зарядок в начальной школе.

Примерные упражнения в основной школе

В основной школе этот вид деятельности не прекращается, но видоизменяется: приоритетными становятся задания на дифференциацию звуков, предотвращение распада звукопроизношения, совершенствование произносительных навыков, речевой материал на закрепление орфоэпических правил, регулирующих устную речь.

Определение содержания и планирование речевой зарядки на уроке производится учителем данного предмета русского языка. Если первый урок не приходится на русский язык, то речевую зарядку проводит преподаватель другого предмета.

Работа над речевым дыханием(урок алгебры)

Сейчас урок алгебры.

-Какое это предложение? (короткое)

-Как надо говорить короткие предложения?(-На одном выдохе)

Дается задание произнести на одном выдохе.

При решении примера / сначала / выполняется умножение,/ а затем сложение.

Какое это предложение? (длинное)

Как надо говорить длинное предложение? (с паузами)

Дается задание произнести записанное на доске предложение с паузами.

Работа над речевым дыханием (урок биологии)

УЧИТЕЛЬ: Части растения: корень, стебель, листья, цветы, плоды.

УЧИТЕЛЬ: Это предложение длинное или короткое?

УЧИТЕЛЬ: Как надо говорить длинное предложение?

УЧИТЕЛЬ: Части растения:/ корень, /стебель,/ листья, /цветы, /плоды.

Работа над голосом (урок геометрии)

умножение сложение

множитель окружность

Назови слова (термины), которые мы употребляем (говорим) на уроках алгебры, тихим голосом, а слова, которые употребляем на уроках геометрии, громким голосом.

Работа над логическим ударением (уроки математики)

Прочитай предложение, соблюдая паузы и логическоеударение

Науроке можно пользоваться/ таблицей умножения, / калькулятором, / учебником,/ а на экзамененельзя.

Учитель ведет диалог, выделяя голосом слова:

Да, это пример. (Нет, это задача.)

Этосложение?

Да, это сложение. (Нет, это умножение.)

Прочитай предложение, соблюдая логическое ударение
Вертикальные углы равны.
Вертикальные углы
равны.

Работа над выразительной речью

Прочитай так, чтобы все поверили твоим словам.

Не пить, не курить, не употреблять наркотики, не грубить, уважать взрослых, не

обманывать, не воровать, помогать слабым, хорошо учится.

Предлагаемые на уроках, новые термины трудные для произношения слова целесообразно написать на доске в следующем виде.

Фонетическая зарядка на уроке русского языка

С____тваС____тво С___тву С___тви

Мы изучаем имя существительное

Имя существительное- это часть речи.

Слова, словосочетания, предложения следует обработать соответствующим образом: поставить знаки словесного ударения, орфоэпии.

Фонетическая зарядка на уроке математики

Я начертил остроугольный треугольник.

Разрабатывая фонетические зарядки, учитель и воспитатель могут решать и другие задачи. В старших классах, когда детям неинтересно просто читать слова, отрабатывая тот или иной звук, необходимо подбирать такой речевой материал, чтобы увлечь школьников. Воспитательные задачи: воспитание любви к своей стране, интерес к книге и т.д. Например, подбирается речевой материал, на основе которого можно проводить патриотическое воспитание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонетическая зарядка является основной формой организации работы над произношением в коррекционной школе для детей с недостатками слуха.

Содержание фонетической зарядки в начальных классах

Основной формой организации работы над произношением на уроках в начальных классах является фонетическая (речевая) зарядка. Это специальные тренировочные упражнения, задачами которых являются:

- автоматизация ранее усвоенных произносительных навыков и предупреждение распада;

- подготовка учащихся к восприятию материала, который будет изучаться или закрепляться на фронтальных уроках.

Методика организации фонетических зарядок в школе для глухих детей была разработана Н.Ф. Слезиной.

Исходя из этих задач, определяются и темы фонетических зарядок на четверть.

При определении темы фонетических зарядок на четверть учитель должен руководствоваться состоянием произносительных навыков учащихся своего класса. Целесообразно планировать работу таким образом, чтобы тема фонетических зарядок не менялась в течение некоторого времени (например, недели), и на протяжении четверти повторялась. При этом изменяются задачи формирования произносительных навыков.

а) в прямой позиции;

б) в интервокальной позиции;

в) в обратной позиции;

г) в стечении с другими согласными;

д) во всех указанных позициях.

С учетом задач подбирается речевой материал.

Работу над речевым дыханием.

Цель работы – формирование у учащихся длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.

Работу над голосом.

Цель работы – формирование у учащихся навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте.

Воспроизведение звуков родного языка и их сочетания в словах.

Цель работы – формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах.

4) Работу над словом (предполагает формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (в соответствии с этапом обучения – точно или приближённо, с использованием допустимых замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения).

5) Работу над фразой.

Имеет целью формирование у учащихся воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмико-мелодическую структуру.

Важное значение придается формированию у учащихся ритмико-интонационной структуры речи. Развивается слуховое, слухозрительное восприятие и воспроизведение основных интонационных структур: слитность и паузы, слитное произнесение слов и коротких фраз, деление длинных фраз паузами на смысловые синтагмы; краткое и долгое произнесение гласного; модуляция голоса по силе и высоте; повышение и понижение голоса; словесное ударение; логическое ударение во фразе; темп речи. Ведется целенаправленная работа по развитию у детей умений передавать повествовательную, побудительную, вопросительную интонацию, придавать речи определенную эмоциональную окраску. При работе над речевой интонацией широко применяется прием моделирования движениями рук ритмико-интонационной структуры речи.

Содержанием фонетических зарядок может быть любая сторона произношения (работа над речевым дыханием, голосом, звуками, словами и фразами, элементами ритмико-интонационной структуры речи). Материалом фонетических зарядок служат слова, слоги, словосочетания, фразы. В процессе проведения упражнений на фонетических зарядках используется:

- речевой материал, необходимый для общения на уроке (занятии); прежде всего основной терминологический словарь в соответствии с темой, а также связанный с организацией деятельности учащихся;

- учитывается также фонетический принцип: используется материал, специально насыщенный закрепляемыми в данный период обучения элементами звуковой ( с учётом всех позиций отрабатываемого звука в его сочетаниях с гласными и согласными при постепенном усложнении позиционных трудностей) и ритмико-интонационной структуры речи;

- содержание речевой зарядки зависит от состояния устной речи дан­ного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося.

Фонетическая зарядка проводится на первом уроке. В младших классах допускается распределение упражнений, предусмотренных для фонетической зарядки одного дня, в течение нескольких уроков, что связано с медленным темпом работы учащихся.

Продолжительность зарядки не должна превышать 3 – 4 минут. При этом должна быть обеспечена смена видов работ и видов речевой деятельности учащихся (как правило, изменение видов работ связано с изменением вида речевой деятельности).

При проведении фонетических зарядок учитель обязательно исправляет произносительные ошибки, допускаемые по теме зарядки. Н.Ф. Слезина рекомендует следующие варианты коррекции:

- с использованием слухового восприятия и тактильно-вибрационного контроля;

- показ дактильным знаком, в каком звуке допущена ошибка (в тех случаях, когда ошибка допущена в звуке, автоматизированном в произношении ученика);

- моделирование кистями рук;

- показ–напоминание вибрации крыльев носа или гортани;

- использование элементов фонетической ритмики и т.д.

Такие приемы, точно соответствующие характеру отклонения в артикуляции, позволяют на уроке без затраты дополнительного времени добиться исправления учеником допущенных произносительных ошибок. Все приёмы коррекции сопровождаются произношением учителя. Ученик воспринимает речь учителя с опорой на слухо-зрительное восприятие и сравнивает своё произношение с произношением учителя. Это создаёт условия для выработки у детей самоконтроля за произношением.

В конце фонетической зарядки обязательно подводится итог (Что мы делали? Мы делали зарядку.). План речевой зарядки записывается в тетрадь рабочих планов того урока, на котором она проводится.

Фонетическую зарядку во внеурочное время рекомендуют проводить перед самоподготовкой домашних заданий. При этом целесообразно осуществлять совместное планирование речевых зарядок для общеобразовательных уроков и внеклассной работы с учетом работы над произношением на индивидуальных занятиях и фронтальных уроках по развитию слухового восприятия и коррекции произношения. К содержанию и организации фонетической зарядки во внеурочное время предъявляются те же требования, что и в процессе общеобразовательных уроков. Речевой материал, отрабатываемый на фонетических зарядках на общеобразовательных уроках и во внеклассное время может частично совпадать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Курского района Курской области

на МО учителей начальных классов

Фонетические зарядки. Практикум проведения фонетических зарядок.

Подготовила:

Черных Елена Викторовна

В свете реформ современного языкового образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению. Обучение произношению имеет большое значение, так как его эффективностью в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Известно, что большие отклонения от норм произношения ведут к непониманию речи собеседника, вызывают нарушения процесса устного обмена мыслями. Одним из важнейших условий общения является развитие слухо-произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям.

Актуальность: Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе всегда была актуальной. Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать, что фонетическая зарядка оказывает положительное влияние на формирование произносительных навыков у учащихся начальной школы.

Объект исследования: формирование произносительных навыков.

Предмет исследования: фонетическая зарядка как средство формирования произносительных навыков у учащихся основной школы на уроках русского языков.

теоретические: изучение и анализ литературных источников;

практические: беседа, наблюдение;

интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Не возникает вопросов в том, что обучение произношению в целом подчинено развитию речевой деятельности. Но методистам не всегда было понятно, стоит ли сконцентрировать работу над произношением на начальном этапе или постепенно совершенствовать навыки в течение всего периода обучения.

В настоящее время методисты считают, что работа над совершенствованием произношения должна проводиться в течение всего срока обучения, хотя роль этой работы и ее характер меняются на различных этапах.

Начальный этап. На начальном этапе происходит становление слухо-произносительных навыков, которое включает в себя: ознакомление со звуками, тренировку учащихся в их произношении для формирования навыков, применение приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении.

Громкое чтение - типичное для этого этапа - создает дополнительные возможности для развития слухо - произносительных навыков. Письмо также часто сопровождается проговариванием вслух, в процессе чего слухо-произносительным навыкам уделяется необходимое внимание.

В настоящее время вся работа над произношением подчинена развитию речевой деятельности и проводится в связи с речевыми образцами. Такой подход к обучению и произношению свойственен целому ряду учебников и пособий, изданных в последнее время. При работе над произношением в рамках речевых образцов, возможно два пути:

1.Если в образце содержится трудный звук, он выделяется из образца после того, как образец произнесен учителем и осмыслен учащимися. Выделенный трудный звук интенсивно отрабатывается на основе анализа, правил артикуляции и имитации, сочетается с другими звуками. Затем он включается снова в образец, и дальнейшая его обработка происходит в образце. При этом центр тяжести переносится на интонацию, в частности на отработку фразового ударения, пауз, мелодии.

Подход к овладению произношением в рамках речевого образца является наиболее эффективным, поскольку он вполне соответствует той роли, какую играет произношение в речевой деятельности. Учащиеся понимают, что нужно уметь произносить звуки для того, чтобы правильно говорить и понимать речь других людей.

Овладение слухо-произносительными навыками является важным условием и при обучении чтению. К громкому чтению (учебный вид чтения) предъявляются те же требования, что и к говорению. Нарушение фонематической правильности в процессе чтения ведет к тем же последствиям, что и в процессе говорения: слушающий перестает понимать читающего. Если при громком чтении связь между уровнем развития слухо-произносительных навыков очевидна, то при тихом чтении, которое является целью обучения, эта связь более сложная. Из психологии известно, что процесс чтения про себя связан с внутренней речью, основу которой составляет устная речь.

Для того чтобы речь была ясной, разборчивой и понятной, неоценимую помощь оказывает работа со скороговорками. Они являются лучшим средством достижения чёткости речи при любом темпе, так как не может быть темпа более быстрого, чем скороговорка.

Использование скороговорок на уроке иностранного языка помогало в непринуждённой игровой форме отработать произношение отдельных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке. Для совершенствования или коррекции произношения мы предлагаем следующие этапы работы со скороговорками, которые проводились почти на каждом занятии .

Первый этап - демонстрация или презентация скороговорки.

Вначале скороговорка должна звучать в быстром темпе, т.е. так, как её следует произносить. И лишь только затем медленно, по слогам.

Второй этап - работа над содержанием скороговорки.

Очень важно не механически проговаривать скороговорку, а произносить осмысленно. Учащимся необходимо знать то, что они произносят. Значение некоторых слов можно раскрыть при помощи сигналов, антонимов, комментария. Можно использовать иллюстрации или предложить несколько вариантов перевода скороговорки на выбор.

Третий этап - работа над произношением.

Необходимо отработать изолированно каждый звук, затем слово, содержащее этот звук, словосочетания и, наконец, всю скороговорку. Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится несколько раз беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией, потом медленно шёпотом, тихо, громче. Затем скороговорка произносится вслух, слитно, но ещё достаточно медленно и, наконец, громко и быстро.

Чтобы работа над произношением была более увлекательной, мы предлагаем следующие виды работ.

Если вы хотите улучшить своё произношение, говорите хорошо и быстро эти скороговорки:

· 3. Прочитайте фразы-ловушки, где речь идёт о:

o а) продуктах питания;

o б) домашних и диких животных;

  • 4. Назовите скороговорки, в которых есть:
    • а) имена собственные;
    • б) исторические и географические названия;
    • в) числительные. .

    Учитывая возрастные особенности, чтобы ученики не забыли выученные скороговорки, мы использовали следующие различные задания.

    Учащиеся отгадывали скороговорку по одному названному слову.

    Показывались один за другим рисунки, иллюстрирующие скороговорки. Дети, увидев рисунок, произносили ту скороговорку, иллюстрацией которой он являлся. Можно было раздать рисунки детям (которые они рисовали на прежних уроках при работе над каждой скороговоркой). Называлась скороговорка, а дети показывали подходящий рисунок.

    Ученикам предлагалось из данных слогов или слов составить знакомую скороговорку.

    Начиналась произноситься скороговорка, а дети хором завершали.

    Предлагалось угадать, в какой скороговорке идёт речь о:

    Скороговорки можно использовать как в начале урока на начальном этапе обучения иностранного языку, когда у детей формируются произносительные навыки, так и в середине и конце урока.

    Заучивание скороговорок не только развивает память учащихся, но и позволяет научиться адекватно отбирать лексические единицы и развивает эмоциональную выразительность речи.

    Отработка звука [з] Данный звук представляет собой шум от выдоха гласным звуком. Чтобы правильно произносить этот звук, нужно сначала подготовиться к произнесению гласного, затем произнести этот гласный с легким шум ом, выдохнув воздух. Контролируйте себя, следя за образованием этого звука в глотке (зеве), а не в ротовой полости.

    Ребята! Скоро зима. Представьте, что у вас замерзли руки. Погрейте их! Как вы будете дуть на руки?

    Внимательно слушайте учителя и хлопайте в ладоши только в том случае, если услышите слова со звуком [ с ].

    • 4. Говорите хорошо и быстро эти скороговорки:
    • 5. Выучите следующую рифмовку:

    Итак, достаточный уровень развития слухо-произносительных навыков у учащихся является непременным условием успешного формирования разных видов речевой деятельности: устной речи (говорение и понимание на слух), чтения (вслух и про себя).

    Произношение усваивается младшими школьниками в основном в ходе имитации произношения учителя. Основным материалом для этого служат считалки, рифмовки, в которых вычленяются отдельные звуки, звукосочетания, целые предложения и отрабатываются путем многократных повторений. В отдельных случаях учителем даются пояснения касающиеся артикуляции некоторых звуков, а так же ударений и мелодий

    В ходе общеобразовательных уроков и внеклассных занятий с помощью специальных приёмов ученики целенаправленно побуждаются к максимальной реализации произносительных умений, достаточно внятной, естественной и выразительной речи.

    ВложениеРазмер
    metod.rekom_.k_fon.zaryadke._-_kopiya.docx 29.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    к проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на общеобразовательных уроках и самоподготовке

    Луц Елена Викторовна

    Фонетическая зарядка – это специальные упражнения, которые проводятся на общеобразовательных предметах и самоподготовке с целью коррекции и закрепления произносительных навыков учащихся и предупреждения их распада.

    Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи неслышащих учащихся в коррекционном образовательном учреждении 1 вида.

    В ходе общеобразовательных уроков и внеклассных занятий с помощью специальных приёмов ученики целенаправленно побуждаются к максимальной реализации произносительных умений, достаточно внятной, естественной и выразительной речи.

    • Фонетическая зарядка на общеобразовательном уроке или самоподготовке занимает не менее 5 минут.
    • Учащимся даётся определённая установка на последующее учебное и внеклассное время, закрепляются и совершенствуются вновь приобретённые произносительные навыки, предупреждается распад неустойчивых навыков.
    • Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона произношения:

    - работа над звуками в слогах, словах, фразах.

    • В процессе проведения упражнений на фонетических зарядках используется речевой материал, необходимый для обогащения словаря на уроке или самоподготовке:

    - основной терминологический словарь в соответствии с темой;

    -словарь, связанный с организацией деятельности учащихся на уроке.

    • Учитывается фонетический принцип: используется речевой материал, специально насыщенный закрепляемыми в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.
    • В настоящее время при проведении фонетической зарядки на общеобразовательных уроках и самоподготовке широко используется фонетическая ритмика, особенно в начальной школе.
    • Фонетическая ритмика – это методический приём работы над произношением, базирующийся на взаимодействии речи, развивающегося слухового восприятия и движений тела. Фоноритмика способствует развитию речевого дыхания, слитности речи, способности изменять силу и высоту голося, сохраняя нормальный тембр, произносить речевой материал слитно и в заданном темпе.

    Коррекция произносительных навыков неслышащих учащихся в ходе общеобразовательного урока – непременное условие его проведения. От качества фонетического оформления речи неслышащего зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и станет ли базой владения языком, выполняет роль орудия мышления.

    Задачи развития произносительной стороны устной речи у неслышащих школьников включают:

    • Формирование фонетически внятного, членораздельного произношения;
    • Достаточно естественного звучания речи, приближающего к речи слышащих людей.

    Развитие слухового восприятия на общеобразовательном уроке является обязательным в ходе всего учебного процесса.

    Задачей РСВ является:

    Целесообразно использовать при восприятии слова или словосочетания слухо-зрительно опорные таблички или их написание на доске, картинки, разрезной текст.

    Речь педагога на уроке должна быть образцом для учащихся:

    - она должна быть эмоциональной,

    - грамматически правильно оформленной,

    - не загромождённой стилистически,

    В процессе формирования устной речи учащихся и РСВ важная роль принадлежит педагогу, который, побуждая учеников к максимальной реализации слуховых и произносительных возможностей, должен сохранять тактичность, вселять уверенность в учеников в возможность овладения ими слухоречевых навыков, стремится сделать каждое занятие интересным и увлекательным, содействующим личностному развитию каждого неслышащего ребёнка.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Фонетика – одна из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Особое внимание нужно обращать на различие понятий “звук” и “буква”, вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе, правильно выделять ударные слоги, умение делить слова на слоги.
    При обучении грамоте учимся делить слова на слоги, определять ударение в словах. Для закрепления необходимо использовать задания, которые детям интересны.

    Игра “Переселение зверей”.

    (Учитель рассказывает содержание игры.)

    Дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д.

    Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай, ласка, еж, барсук, енот.

    Игра “Переезд”.

    Звери решили себе купить мебель. На первую машину погрузили мебель, в названии которой один слог (стол, шкаф, стул), на вторую – название из двух слогов (диван, ковер, люстра, кровать, кресло), на третью – из трех слогов (зеркало, тумбочка).

    Игра “Новоселье”.

    Звери решили отпраздновать новоселье. Они отправились в магазин и стали закупать только те продукты, в названии которых ударение падает на второй слог. Выберем, что закупили звери.

    Слова: торт, печенье, булка, конфеты, мороженое, лимонад, компот, ватрушка, пирог, сок, лимоны, груши, капуста, морковь.

    Игра “Рыбалка”.

    Однажды Волк с Лисой отправились ловить рыбу. После рыбалки решили поделить рыбу. Волку досталась рыба, в названии которой один слог, а лисе – та рыба. в названии которой два слога.
    Дети говорят, что Волку достанется сом, ерш, лещ, язь, линь, а Лисе – карась, щука, плотва, налим, угорь, окунь, жерех.

    Содержание этого задания можно изменить. Например: Волку досталась рыба, в названии которой звуков меньше, чем букв, а Лисе – рыба, в названии которой звуков столько, сколько букв. Значит, Волк получит такую рыбу, как карась, голавль, окунь, пескарь, линь. У Лисы будут сом, плотва, красноперка, налим, карп.

    Игра “В лес по ягоды и грибы”.

    Решили звери на зиму запасти ягод и грибов. Стали в лес ходить. Решили собирать только те ягоды, в названии которых ударение падает на второй слог. (Называю по два слова, а дети выбирают нужное).

    Клюква или брусника? Малина или земляника? Черника или костяника?

    Белочка грибы на зиму сушить стала, но собирала только те грибы, в названии которых 3 слога. (На доске картинки с изображением грибов. Дети выбирают и называют: боровик, лисичка, моховик, опенок, волнушка).

    Игра “В зоопарке”.

    Ребята были в зоопарке. Но смотрели не всех зверей, а только тех , в названии которых три слога.

    (Называю по два животных, а дети выбирают нужное слово).

    Слон или бегемот? Косуля или медведь? Волк или лисица? Мартышка или тигр? Лев или носорог?
    Крокодил
    или росомаха?

    1. Назовите слова, в которых при изменении ударения меняется смысл: пироги, замок, кружки, стоит.

    2. Нужно изменить звук, чтобы получилось новое слово: карта – парта, тушить – тужить, врач – грач, колос – голос.

    3. Нужно к слову добавить новый звук, чтобы появилось новое слово: сон – стон, каска – краска, кошка – крошка, ролик – кролик, тучка – штучка, сук – стук.

    Начиная со второго класса, на уроках русского языка можно проводить фонетическую зарядку. Задания постепенно усложняются. Это же самое задание о животных можно усложнить. Выбрать тех животных, в названии которых есть только твердые согласные: Слон или бегемот? Тигр или волк? Барсук или крокодил? Носорог или медведь? Панда или обезьяна? Зебра или норка?

    Примеры таких вопросов.

    1. Чем питается животное большая панда?

    Подсказка: 2 слога, 4 согласных.

    2. В 1980 году в Москве проходили XXII Игры Летней Олимпиады. Какое животное было символом Олимпиады?

    Подсказка: в слове все согласные мягкие.

    3. Какое озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым?

    Подсказка: в названии озера есть 2 глухие согласные.

    4. Какая страна первая обрела флаг?

    Подсказка: в отгадке 6 звуков.

    5. В какой стране впервые стали пользоваться ложками?

    Подсказка: 6 букв, 7 звуков, ударение падает на второй слог.

    6. Какое из данных животных обитает только в Австралии?

    а) бегемот,
    б) леопард,
    в) утконос?

    Подсказка: в отгадке 3 слога, ударный последний слог, все согласные твердые.

    7. Назовите самую высокую гору в Европе.

    Подсказка: в названии 7 букв, 6 звуков.

    8. Самая большая река в мире.

    Подсказка: все согласные сонорные.

    9. У какой птицы самые широкие крылья?

    Подсказка: в названии этой птицы есть буква, которая не обозначает звука.

    10. Какую страну можно из конца в конец проехать на метро?

    а) Ватикан,
    б) Сингапур,
    в) Люксембург.

    Подсказка: есть 2 непарные согласные, 1согласная мягкая.

    11. Кто изобрел носовые платки?

    а) французы,
    б) немцы,
    в) англичане.

    Подсказка: в слове 2слога.

    12. В какой стране самый большой стадион?

    Подсказка: в названии страны 4слога.

    13. Самая большая планета нашей Галактики.

    Подсказка: в ответе есть буква, обозначающая 2 звука.

    14. Самый густонаселенный город в мире.

    Подсказка: В ответе все согласные глухие.

    15. Какая птица спит в воздухе?

    Подсказка: в конце слова есть сомнительная согласная.

    Некоторые вопросы связаны между собой по темам. Например: “Южная Америка”, “Северная Америка”.

    1. Лист какого дерева изображен на флаге Канады?

    Подсказка: 1 слог, 3 согласных, 1 согласный звук мягкий.

    2. Самая большая страна в Северной Америке.

    Подсказка: Все гласные а.

    3. Самая большая страна Южной Америки.

    а) Аргентина,
    б) Бразилия,
    в) Венесуэла.

    Подсказка: в слове все согласные звонкие.

    4. В какой стране Южной Америки находится самое сухое место на Земле.

    Подсказка: 2 слога.

    Для домашнего задания составляются более сложные задания, на которые требуется больше времени. Если на уроке дети отвечают устно, то эти задания выполняют письменно.

    Карточка № 1. В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

    в слове 2 слога, 7 букв, 6звуков (морковь),

    в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),

    в слове 1слог, все согласные звуки твердые,

    в слове 4 слога (помидоры)

    В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

    Карточка № 2. 1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, ирга, смородина, крыжовник.
    Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв (яблоки). 2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков? (Апельсины).

    Карточка № 3. 1. В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты. Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков? Мама дочке купила пальто.

    2. В магазине “Обувь” продают сапоги, ботинки, туфли, тапки, босоножки, кеды.
    Что купил папа сыну, если в названии обуви 3слога, последний слог ударный. Папа сыну купил сапоги.

    Читайте также: