Доклад на тему эстетика обыденного

Обновлено: 18.05.2024

Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в различных сферах. Прекрасное – эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. Прекрасное в имплицитной эстетике.

Рубрика Этика и эстетика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 24.12.2012
Размер файла 31,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Всякая наука пользуется понятиями, то есть логическими образами, фиксирующими свойства предмета. В каждой науке имеется своя специфическая система понятий, отражающая те или иные законы действительности. Помимо отражательной функции система понятий позволяет упорядочивать имеющийся научный опыт и, вместе с тем, объяснить явления посредством знания законов.

В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называются категориями.

В каждой развивающейся науке, достигшей определенных обобщений, имеется своя совокупность категорий. Имеются подобные категории и в эстетике: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, комическое - трагическое и др.Радугин А. А. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Центр, 2000.- с.96

Одной из главных модификаций эстетического в классической эстетике, на протяжении многих столетий составлявшей предмет эксплицитной эстетики, является категория прекрасного.

Эстетика (от др. греч. - чувствующий) - философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт. - с.1526

На протяжении всей истории эстетика развивалась в тесной связи с философией и различными отраслями философского знания, в частности с логикой, диалектикой, теорией познания и т. д.

Баумгартен считал, что: предмет эстетики - чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике - эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высш. шк., 2002. - с. 13

1.1 Прекрасное как эстетическая категория

Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цвето-световых отношениях, характеризующая внешний облик явлений и т. д. Эти конкретно-чувственные проявления прекрасного можно было бы продолжать до бесконечности, так как они относятся к эмпирическим объектам. Основной же вопрос, волновавший мыслителей всех времен и народов, это - какова природа прекрасного? И здесь можно вычленить ряд наиболее характерных подходов.

1. Прекрасное - объективное свойство самих вещей. Такой подход к прекрасному был сформулирован уже в раннегреческой натурфилософии, где прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космос. Такая трактовка прекрасного в той или иной форме воспроизводится в домарксистской материалистической эстетике, в эстетике французского Просвещения. Для них прекрасное - естественное свойство самой природы, такое как вес, цвет, объем и т. д.

3. Прекрасное - есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасном в жизни. При этом подходе прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей.

С гносеологической точки зрения прекрасное - это мысленный образ реального предмета. Вместе с тем, прекрасное предполагает определенную идеализацию отражаемого предмета и доведение его гармоничности и совершенства до определенного завершения. В этом плане прекрасное есть построенная воображением мысленная модель предмета, гармоничные черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца. Радугин А. А. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Центр, 2000.- с.97

1.2 Прекрасное в имплицитной эстетики

В характеристике мироздания присутствовала эстетическая оценка: реальное бытие - прекрасно. Эта по-детски непосредственная вера в трудную для древнего человека жизнь, в ее красоту и гармонию актуальна сегодня в мире, близком к отчаянию.

В Средние века господствовала концепция божественного происхождения красоты (Тертуллиан, Франциск Ассизский): Бог, одухотворяя косную материю, придает ей эстетические свойства; красота вещи есть одухотворенность ее Богом. Чувственная красота и наслаждение ею - греховны. Средневековая эстетика аскетична.

1.3 Прекрасное в эксплицитной эстетике

Заключение

эстетика наука прекрасное

В заключении можно сказать следующее.

Эстетика представляет собой науку о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности. Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: собственно эстетического, которое чаще всего осмысливалось в терминах красоты, прекрасного, возвышенного, и искусства.

Список использованной литературы

1. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высш. шк., 2002. - 511с.

2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.

3. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000.-434 с.

4. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт. - 1536 с.

5. Радугин А. А. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Центр, 2000.- 240 с.

Подобные документы

Эстетика - философия эстетической и художественной деятельности. Эстетическая система. Значение теории для художника. Основные положения эстетики. Типы эстетических категорий. Системность в современной эстетике. Дизайн. Искусство. Ценность эстетики.

реферат [69,4 K], добавлен 11.06.2008

Понятие прекрасного как одной из спорных категорий эстетики. Определение понятия и раскрытие содержания прекрасного как эстетической проблемы в творчестве, природе и жизни. Самопознание и совершенствование эстетических ценностей, идеалы красоты.

эссе [15,3 K], добавлен 21.12.2015

Анализ содержания основных категорий эстетики. Теоретическая модель эстетического. Эстетическое как ценность. Системообразующее значение эстетического. Прекрасное - коренная категория эстетики. Прекрасное и полезное. Прекрасное и деятельность человека.

реферат [112,4 K], добавлен 13.12.2008

Сущность понятия "эстетика" – философского учения о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Черты, свойственные античному искусству, характеристика его периодов: ранней классики, зрелой классики и эллинизма, их представители.

контрольная работа [30,3 K], добавлен 20.12.2012

Идея математического подхода к красоте у первых древнегреческих натурфилософов, развитие учения о "гармонии сфер". Радость восприятия природы гуманистами эпохи Возрождения. Отражение совершенства и прекрасного, первые эстетические мысли об искусстве.

реферат [29,4 K], добавлен 31.03.2011

Ценностное отношение со стороны субъекта. Классификация ценностей как явлений бытия. Социальная обусловленность ценностных ориентаций, природа ценностных ориентаций. Эстетические категории. Прекрасное (красота), как эстетическая категория и ценность.

реферат [33,2 K], добавлен 23.05.2008

История эстетических учений. Эстетика как учение о красоте и об искусстве, наука о прекрасном. Развитие эстетических учений в периоды Античности, Средних веков, эпохи Возрождения, Нового времени. Европейские художественные направления XIX-XX веков.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Оглавление

1. Предмет эстетики, его сущность и содержание 5

1.1. Термин "эстетика" 5

1.2. Формулировка предмета эстетики 5

1.3. Универсальность мышления в образах 6

1.4. Сущность эстетического воспитания 6

2. Формирования человеческой чувственности в предмете эстетики 9

2.1. Специфика искусства как предмета эстетики 9

2.2. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики 9

2.3. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки 11

Введение

Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества. Эстетика как наука - появилась сравнительно недавно, хотя собственно эстетическое сознание, эстетический опыт, эстетическая деятельность, далеко не всегда осознаваемые как таковые, присущи культуре изначально, а история эстетической мысли, как мы увидим, уходит своими корнями в глубокую древность.

Сам термин "эстетика" (от греч. aisthetikos – чувственный) ввел в употребление немецкий философ Александр Баумгартен в своей двухтомной работе "Aesthetica", опубликованной в 17501758 г. Этим термином, он обозначил науку о низшем уровне познания – чувственном, в отличие от высшего – логики. Если логические суждения в его понимании покоятся на ясных отчетливых представлениях, то чувственные (эстетические) – на смутных. Первые – это суждения разума; вторые – суждения вкуса. Эстетические суждения предшествуют логическим: их предмет – прекрасное, а предмет логических суждений – истина. Отсюда к эстетике Баумгартен отнес и всю философию искусства, предметом которого он также считал прекрасное. Эти идеи посвоему развивали затем Кант, Гегель и множество других философов, мыслителей, ученыхэстетиков, доведя в конце концов представления о предмете эстетики до идей, фактически отрицающих концепцию Баумгартена, или развивающих ее до степени, преодолевающей основные исходные положения немецкого философа. Тем не менее, именно ему принадлежит честь открытия и легитимации науки эстетики.

Сегодня, после нескольких столетий напряженного изучения мыслителями самых разных ориентаций сферы эстетического опыта и бурного развития искусства как главного феномена эстетического сознания, эстетику как науку можно с некоторой долей условности, характерной вообще для любых дефиниций, определить следующим образом. Это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения (глубинною контакта с ней), в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, катарсиса, духовного наслаждения и т.п. полную гармонию своего Я, с Универсумом, свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом.

1. Предмет эстетики, его сущность и содержание

1.1. Термин "эстетика"

Термин "эстетика" употребляется в современной научной литературе и в обыденной практике и в ином смысле – для обозначения эстетической составляющей Культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п.

К основным категориям эстетики относят: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игру.

1.2. Формулировка предмета эстетики

Автор трактата "О возвышенном" предлагал, прежде определить предмет и указать способы, помогающие им овладеть.[ 0 ] Задача эта трудновыполнима. Любая наука, в том числе эстетика, "не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней".[ 0 ] Определение предмета науки - это акт ее самосознания: наука осознает, какие стороны и связи мира и во имя чего ее интересуют; это вглядывание науки в самое себя: она как бы смотрит в зеркало, или, точнее, ее очи как бы обращаются внутрь и глядят не на внешний мир, а на ее внутренний мир, на ее собственные проблемы.

Предмет каждой науки - мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье человека: здоровье - цель медицины, а ее предмет - и географическая среда, и химические соединения, и физические процессы с точки зрения здоровья человека. Предмет эстетики - весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

1.3. Универсальность мышления в образах

Когда художник встречается со сложной творческой задачей, хочет оценить собственную деятельность, ищет выход из творческого кризиса, ему трудно руководствоваться только интуицией - на помощь приходит эстетика. Согласно Псевдолонгину - автору трактата "О возвышенном" успех художника обусловлен "силой дарования" и "знанием правил"; высокое искусство невозможно без теории, помогающей избежать ошибок и совершенствующей мастерство.

Эстетика - и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Художественная концепция мира - не запас накопленных художником философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Художественная концепция эстетики, направляет талант и мастерство, в свою очередь формируясь под их воздействием, определяет особенности видения мира и отбор жизненного материала. При этом наиболее непосредственно влияет на творчество художника тот пласт художественной концепции, системное выражение которого дает эстетика.[ 0 ]

1.4. Сущность эстетического воспитания

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В повседневном труде общении с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое, учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками.

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". Речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

2. Формирования человеческой чувственности в предмете эстетики

2.1. Специфика искусства как предмета эстетики

Многообразие культурного процесса современности. Элитарная и массовая культура. Элитарная культура, как культура создающая принципиально новое, как культуры высоких ценностей, как творчество. Массовая культура, как культура массового общества (Х.Ортега-и-Гасет). Стандартизированный характер массовой культуры. Распространение, деление культуры, как главная черта массовой культуры. Коммерческий характер массовой культуры. Пассивная роль массовой культуры в культурно-историческом процессе. Массовая культура как тиражирование достижений элитарной культуры. Роль массовой культуры: деструкция личности и сублимация психики человека.

2.2. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики

В этих условиях эстетическое знание, выступая в единстве своих познавательных, прогностических и воспитательных функций. Организация жизни человеческого сообщества по законам эстетического освоения мира будет характеризоваться гармонией и полнотой, всеобъемлющей красотой природы, культуры человеческих отношений, глобальной эстетичностью. Прекрасное утвердится повсеместно, приобретет общечеловеческий масштаб. Иного пути и иных средств у человечества в его стремлении избежать гибельных для него угроз просто не существует.[ 0 ]

2.3. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки

Основные разделы эстетики: история эстетики (основные этапы истории эстетики), теория эстетики, художественное творчество, эстетическая культура современного общества.

Связь эстетики с искусством известна со времен Аристотеля (384-322 до н. э.), она неоспорима. Вместе с тем, очевидно, что эстетическое, как специфическое отношение человека к миру, окружающей действительности, отнюдь не исчерпывается прекрасным и его художественно-образным отражением в искусстве. Эстетика равно проявляет интерес к многочисленным его разновидностям - траги-ческому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и др., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной действительности.

Данный акцент в понимании предмета эстетики, однако, не связан с умалением места и роли искусства в эстетических исследованиях. Искусство, выражая эстетическое отношение человека к миру посредством художественно-образного моделирования, занимает в предметном поле эстетики свое определенное и весьма заметное место. Важно однако учитывать диалектику соотношения эстетического и художественного, их связь и различие, единство и относительную самостоятельность. Отмечаемая же тенденция к автономизации, с одной стороны, собственно эстетической (чувственно-ценностной) проблематики, а с другой - общефилософской теории Искусства не является абсолютной и имеет значение лишь в плане отражения ее в структуре предмета самой науки, определяемого в целом характером и спецификой эстетического отношения человека к миру, окружающей действительности.

Эстетика формирует в человеке созидательное начало и способность воспринимать красоту. В общечеловеческом плане внимание сосредоточивают искусство в духовно-практическом, и эстетика в теоретическом. Они актуальны, ибо способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство - фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества.

Эстетический опыт человечества, накапливаемый и кристал-лизуемый в довольно разветвленной системе культуры, богат и разнообразен. Эстетические знания-его неотъемлемая часть. Их накопление и развитие прослеживается во всех культурно-исторических периодах всемирной истории - от древнешумерской цивилизации (3-2, 5 тысячелетий до н. э.) через античность к средневековью и от эпохи Возрождения к Новому и Новейшему времени, вплоть до наших дней. Между тем, общественному сознанию потребовались тысячелетия, чтобы вплотную заняться уяснением специфики эстетического отношения человека к окружающему миру, поставить в плоскость научного рассмотрения вопрос о природе и сущности этого отношения.

Эстетика, отражающая этот процесс в системе типологических понятий, критериев, принципов, есть наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности.

Позиции большинства отечественных авторов по данному вопросу в основном совпадают, хотя при ближайшем рассмотрении определений можно обнаружить те или иные различия делаемых акцентов, за которыми просматриваются не расхождения точек зрения по существу, а скорее просто терминологические пристрастия. В данном случае важно констатировать то, что объединяет подходы большинства ученых. И это, прежде всего, понимание чувственно-ценностной природы эстетического отношения, его объектно-субъектного проявления.

Заключение

Эстетика в анализе эстетических явлений, помимо традиционных для нее методов абстрактно - теоретического мышления, все чаще обращается к данным научных дисциплин, имеющим с ней смежный предмет исследования, таких, как социология, психология, семиотика, подвергая при этом философско-эстетической интерпретации их выводы и специфизируя применительно к своим задачам методы этих наук. Диапазон исследовательских возможностей в эстетике при этом значительно возрастает. Научному анализу становятся доступными не только результаты эстетического освоения человеком окружающей действительности, но и сам процесс эстетического отношения и эстетической деятельности, познание их сущности, структуры и функций.

Литература

Волкова Е. В., Новикова Л. И. К вопросу о предмете и методах эстетики // Вопросы истории и теории эстетики. М., 1975.

Гартман Н. Эстетика. – М.: Ника-Центр, 2004.

Кривцун О. А. Эстетика. – М.: Аспект Пресс, 2000.

Кондрашов В. А., Чичерина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2000.

Философский словарь / Под ред. Фролова И. Т. – М.: Политиздат, 1991.

Хоруженко К. М. Культурология. – Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1997.

Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев-М,: Высш. шк., 2002. - 511с.

0 О возвышенном. М.—Л., 1966. С. 5.

0 Гегель. Т. 1. 1970—1972. С. 95

0 Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — С. 13-14.

Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ же впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими.

Вложенные файлы: 1 файл

Эстетика как наука. Реферат..docx

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

Кафедра продюсерства в сфере исполнительских искусств

Реферат по эстетике на тему

Студентки 3 курса

В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. История эстетики как мировой науки уходит корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам.

Первый этап развития теоретической эстетики начался в древней Греции в VI в. до н. э. и завершился в новое время, в начале ХV111 столетия.. Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том, что, хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной, рассуждения о сущности прекрасного и о законах искусства (художественного творчества), о границах искусств носили теоретический характер. Этот этап распадается на несколько подпериодов:

- античность(VI в. до н.э.-V в. н.э.);

-средневековье (VI -XIII вв.);

-Возрождение (XIV- XVI вв.);

-начало Нового времени ( частично Просвещение).

Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ же впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими.

Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия. Их задачей было с помощью искусства нацелить человека на служение Богу.

Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества.

Второй этап истории эстетики (с XVIII но середину XIX в.) период по сравнению с первым этапом небольшой, но очень насыщенный, емкий. Именно на этом этапе эстетика утвердилась как самостоятельная и необходимая часть философии. Это период немецкой классической философии.

Третий этап истории эстетики начался в середине XIX в. и продолжается до сих пор. На особенности эстетики этого периода активно влияют позитивизм, социология. Для этого этапа характерна атака на спекулятивную эстетику. Так, позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии, превратить ее в экспериментальную науку. С другой стороны, атропологический материализм критиковал идеалистическую эстетику. Ее же подвергал критике марксизм, претендуя на построение подлинно научной эстетической теории (Г. В. Плеханов пытался создать цельное марксистское эстетическое учение).

Все это расширяло эстетическую проблематику и создавало разные виды эстетики: физиологическую, социологическую, семиотическую, кибернетическую и др. И все же именно философская эстетика является базовой для всех других ее разновидностей.

Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет каждой науки — мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Предмет эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

Строго говоря, все здание эстетической науки строится на единственной категории прекрасного.

Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии и в действительности, и в искусстве.

Содержание предмета эстетики определяется кругом тех проблем, которые исследует данная наука. Вот основные из них:

-Эстетическое отношение человека к действительности

-Эстетическая деятельность человека

-Эстетическое сознание человека (эстетическая потребность, эстетическая эмоция, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал)

-Основные категории эстетики (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, эстетическое и художественное и др.)

- Искусство, художественная деятельность человека во всем ее многообразии

-Эстетическая культура личности и общества (культура поведения и общения, эстетический потенциал личности и общества и др.)

-История эстетических учений и современные эстетические концепции

Виды и типы эстетического знания

В зависимости от философских и методологических установок авторов, пишущих об эстетике, различают эстетику

В зависимости от характера субъект-объектных отношений различают эстетику

Функции эстетической культуры

Чаще всего выделяются следующие функции эстетической культуры:

  • познавательная, выражающая специфику эстетической культуры как познания жизни через систему художественных образов;
  • воспитательная, заключающаяся в воздействии эстетической культуры на людей, в ее возможностях формировать духовный мир человека;
  • коммуникативная, которая означает, что эстетическая культура является средством духовного общения людей и служит каналом передачи не только знаний, но и чувств;
  • семиотическая т.е. художественные ценности представляются как система знаков);
  • гедонистическая (способность эстетической культуры возбуждать чувства, эмоции, доставлять эстетическое удовольствие и наслаждение);
  • зрелищная (эстетическая культура как развлечение, зрелище, игра).

Зрелищная функция сближает эстетическую культуру с другой сферой культуры — сферой развлечения (с проблемой свободного времени, культурного отдыха). Значение развлечений возрастает в условиях интенсификации общественной жизни, повышения нервных нагрузок, расширения СМИ.

Эстетическая культура способствует развитию и совершенствованию всей духовной сферы общества. Воздействие эстетической культуры на духовную жизнь многопланово (отношение людей к труду, природе, человеческие отношения, поступки и действия).

Связь эстетики с другими науками

В эстетической проблематике важное место отводится связи эстетики с другими духовными ценностями человека.

  1. Связь с теорией и практикой развития мировой художественной культуры

Эта наука питает эстетику как идеями, мыслями, так и важнейшим конкретным материалом для анализа различных аспектов духовной деятельности человека. Эстетика при этом стремится выявить и исследовать общие закономерности художественного творчества, развития искусства как некоего духовного целого, устанавливает его связи с жизнью, социальной и личной практикой людей, выявляет саму специфику художественной деятельности, понять которую крайне затруднительно, оставаясь в пределах какого-либо одного из видов искусства.

Психология исследует и раскрывает механизмы возникновения, функционирования, трансформации эмоций, в том числе и эстетических, лежащих в основе постижения человеком красоты. Роль психологии в исследовании этой проблематики столь значительна, что некоторые ученые едва ли не отождествляют эти две науки, во всяком случае, готовы истолковать психологию в той ее части, которая связана с эстетическим, как экспериментальную эстетику. В основе подобного убеждения лежит мысль о том, что наслаждение красотой — коммуникативный процесс.

Терминологический аппарат эстетической деятельности.

Эстетическое восприятие — духовно-культурное присвоение личностью общечеловечески значимого в реальном мире.

Эстетическое представление — результат эстетического восприятия, закрепленный в образе воспринятого объекта.

Эстетическое впечатление — память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании.

Эстетический идеал — представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими вкусами. Явление оценивается путем его сопоставления с идеалом. Идеал не совпадает с действительностью и является гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознана. Народ, создающий идеал, создает и гениев, приближающихся к этому идеалу и приближающих к нему реальность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.3. Происхождение профессиональной этики………………………………….9

2.2. История развития этикета как части этики………………………………..12

2.3.Что собой представляет современный этикет……………………………..15

2.4.Этикет :его основные требования , место в деловых отношениях……….17

Библиографический список …………………………………………………….22

Я принялась написать эту тему, так как она показалась мне одной из лучших. Моя цель состоит в том, чтобы я наиболее понятно донесла до вас мои мысли и раскрыла эту тему. И я считаю, что эта тема является актуальной. Ведь в наши дни не каждый человек знает, что такое этика и современный этикет. Этика и этикет -понятия близкие, взаимозависимые, взаимно друг друга дополняющие. Этика, естественно, понятие намного более широкое. Этикет сегодня - это уже не только свод правил хорошего тона. Это знаковая система, освоение которой требует знаний на стыке многих дисциплин: этики, эстетики, психологии, дипломатии. В наши дни серьезный деловой человек, помимо хороших манер, должен иметь представление о международных стандартах делового общения, основах делового протокола, делового этикета, об общепринятых правилах поведения на разных видах приемов. Наша жизнь очень динамично меняется, особенно в последнее время, меняются и правила этикета. Нужно постоянно быть в курсе таких изменений. На определенном этапе карьерного роста человеку уже мало книг и пособий по этикету, они служат лишь отправной точкой, а дальше ему уже будут необходимы педагоги и консультанты по современному деловому этикету. Самое главное в хороших манерах - постоянное упражнение, если хочешь достичь вершин карьеры, а не застрять на одном уровне. Цель исследования заключается в определении понятий, особенностей и проблем этики и этикета.

Определение этики

1.2. Виды этической теории

1.3. Происхождение профессиональной этики

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI - XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Появление профессиональной этики предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

2.1. Понятие об этикете

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, так как нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений. Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Различают несколько видов этикета, основным из которых являются: -придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов; -дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах; -воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; -общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

2.2. История развития этикета как части этики

2.3. Что собой представляет современный этикет

2.4. Этикет: его основные требования, место в деловых отношениях

Появление этики было обусловлено необходимыми факторами развития человечества. Этика включала в себя целый ряд проблем философского плана, связанных с бытием человека. Этическими нормами являются понятия нравственности и морали. Этикет является частью этики. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом. Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компании. Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в самой сложной ситуации. Как добиться этого? Очень просто - овладеть искусством этикета общения. Его основные правила раскрыты в этой работе. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Важность и необходимость этикета для каждого современного человека стала результатом развития и совершенствования человеческих отношений в течение многих веков.Этикет определяет ситуативные нормы поведения людей. Несмотря на то, что в каждом веке он претерпевал изменения, его основополагающие принципы остаются неизменными в течение многих веков.

Библиографический список

5.Кузнецов И.Н. Все об этикете, Книжный дом 2005;

6. Лачугина Ю.Н. Этика деловых отношений . УлГТУ 2010.

Эстетика (от греч. aisthetikos — "чувствующий", "чувственный") — это наука о вкусе и красоте.

В философии эстетика изучает то, как человек с помощью творчества переживает реальность и познаёт её, что вызывает у него чувства удовлетворения и блаженства, а также чувство единения с миром или Богом.

В этом более узком плане эстетика — это то, как человек чувственно понимает реальность через музыку, технологии (например, фотографию), природу или еду.

То как эти вещи влияют на человека и, наоборот, как человек относится к ним. То как они формируют новое сознание — эстетическое. Оно построено на чувственном отношении человека, на его способности видеть и переживать красоту, совершенство, элегантность, безобразие больше, чем внутреннее содержание предмета.

Эстет — это человек, который 1) поддерживает идеи эстетизма; 2) ценит красоту и изысканность искусства и вещей в целом.

Эстетика в философии

Термин ввёл немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714–1762) в своей работе "Эстетика" 1750 г. Под эстетикой философ понимал науку о восприятии повседневной жизни с помощью чувств.

Эстетика изучает определённые категории (прекрасное и безобразное, комичное и трагическое) и каковы их пределы. Наука отвечает на вопросы, где начинаются и заканчиваются эти понятия, что такое вкус и чувство меры, что такое искусство и в чём его значимость.

Категории эстетики

Чтобы познать реальность с точки зрения эстетики, нужно понимать основные понятия, которые помогают чувственно определить предметы. Эти понятия формируют категории, которые эстетика изучает.

Философы расходятся во мнении, какие понятия наиболее важны. По одной из классификаций (Бычков В. В.) категорий пять:

  • эстетическое,
  • вкус,
  • прекрасное (красота),
  • безобразное,
  • трагическое, комическое, ирония.

Эстетическое

Это то, что вызывает у человека удовлетворенность и наслаждение от предмета познания. Это познавательный опыт, в результате которого человек достигает блаженства, катарсиса и получает радость.

Катарсис — это избавление от негативных эмоций с помощью искусства.

Умение, которое помогает выявлять красоту, критиковать её. Вкус определяет эстетическую ценность произведения искусства.

Прекрасное, красота

Одна из задач этики — определить, что такое прекрасное в искусстве и какие характеристики оно имеет. Красота входит в понятие прекрасного, но не равнозначно ему. Философы определяют прекрасное как нечто, что доставляет человеку удовольствие и вызывает чувство гармонии. А красота — это отличительная черта какого-то определённого объекта.

Эстетически прекрасными могут быть формы, линии, цвета.

Возвышенное

Категория эстетики, которая ответственна за эмоции не только удовлетворения. Возвышенное вызывает не только удовольствие, но и глубокое волнение, благоговение. Это одновременно чувство радости и ужаса. Человек понимает, насколько он мал; возвышенное потрясает его.

Безобразное

Категория противоположная прекрасному. Значит и чувства она должна вызывать противоположные: неудовольствие, отталкивание, антипатию.

В 19 веке безобразным считался авангард.

С искусством эту категорию связывает игра нашего воображения. Это способность представлять, которая приносит наслаждение и приводит к творческому результату.

Она является неотъемлемой частью эстетического опыта. А, по мнению некоторых философов, — даже составляет его основу.

Трагическое

В искусстве трагическое выражается через такой жанр, как трагедия. Тоже способно приводить к катарсису.

Комическое

Способность человека смеяться над искусством и жизненными обстоятельствами. Когда человек при этом получает наслаждение и радость, комическое становится предметом изучения эстетики. Получается, что человек с помощью комического в игровой форме выявляет суть реальности, обнажает её.

В искусстве комическое может быть представлено анекдотами, шутками, карикатурами, юмористическими рассказами, сатирическими картинами и т.д.

Ирония

Ирония убирает завесы, разоблачает. По мнению некоторых философов, она является причиной, почему искусство вообще существует, и содержится в каждом произведении.

Наиболее яркие примеры иронии в искусстве — это поп-арт и перформанс.

Читайте более подробно про Катарсис и Иронию.

Эстетические чувства и эстетические нормы

Категории эстетики вызывают в человеке эстетические чувства. То есть эмоции и переживания при созерцании произведений искусства. Например, чувство прекрасного и безобразного, чувство вкуса, чувство трагического и т. д.

А наше отношение к этим категориям контролируют эстетические нормы. Эти неписанные законы, которые формируют в нас представление об идеальном (или прекрасном, трагическом, безобразном). Выход за эти нормы приведёт к отсутствию эстетического феномена.

Эстетика в других сферах

Из философии эстетика перешла и в другие сферы: дизайн, технологии, музыку. Появляются новые отраслевые понятия: эстетика повседневности, эстетика природы, эстетика еды.

Человек занимается эстетической деятельностью, а результатами такой деятельности становятся произведения искусства (картины, скульптуры, музыка, книги, кино и т. д.).

Эстетика повседневности

Эта дисциплина пытается найти художественную ценность в предметах и явлениях повседневной жизни человека.

Так, течение поп-арт (массовая культура) находит эстетику в обычных, заурядных и шаблонных вещах: афишах, рекламе, фильмах для массового зрителя, любых предметов, которые окружают человека каждый день, и даже мусоре (так создаются арт-пространства и инсталляции) и т. д.

Пример произведения эпохи поп-арта: ярко-голубой велосипед на ярко-оранжевом фоне с зелёно-фиолетовыми цветами в корзине

Пример произведения эпохи поп-арта

Эстетика природы

Дисциплина, которая занимается изучением эстетического вида природы. Происходит обращение к природе для поиска красоты, придание ей художественной ценности.

Она также анализирует, как природа влияет в творческом плане на человека и как человек получает эстетический опыт из природы.

Розовые розы с зелёными лепестками, сфотографированные против солнца

Эстетика природы: красота и совершенство роз. Фотография приносит истинное удовольствие

Эстетика еды

Об эстетике еды или питания говорят, когда изучают, как внешний облик еды, сервировка стола и даже выбор тарелок и скатерти способствуют пищеварению и правильному усвоению пищи.

Эстетика еды изучает получение эстетического удовольствия от приёма пищи.

Пицца на белой тарелке, стоящей на деревянном столе, окружённая соусами и овощами с бело-красной скатертью в стороне

Эстетика еды: когда блюдо приносит не только чувство насыщения,
но и эстетическое удовольствие — от формы, ярких красок и красоты оформления

Читайте также: