Доклад на тему способность отказывать в просьбе как механизм самоутверждения личности

Обновлено: 03.05.2024

Человек живёт в обществе, и с детских лет ему приходится сравнивать себя с окружающими и оценивать других. Самоутверждение – это поведение, направленное на утверждение собственной значимости, установление права на самовыражение и достижение желаемого социального статуса. Это потребность, стимулирующая тот или иной тип поведения.

Мотивы самоутверждения определяются стремлением к улучшению материального благополучия, карьере, приобретению авторитета. Кроме того, это инструмент познания самого себя, взаимодействия с окружающими.

Этот вопрос в психологии изучался с самого начала её существования как науки. Изначально самоутверждение рассматривалось только с отрицательной стороны. Но впоследствии психологи заинтересовались тем, что конкретно обуславливает механизмы самоутверждения, какие поведенческие стратегии характерны для самоутверждающейся личности.

Стратегии самоутверждения

Теория о самоутверждении – обширная область для исследования человеческого поведения, в которой выделяются три основные стратегии:

Самоутверждение за счёт других

Носит негативный характер. Человек, самоутверждающийся таким способом, нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости, превосходства над другими. Проявляется это посредством деструктивных способов: оскорблений, обвинений, провоцирования конфликтных ситуаций с целью доказательства своей правоты.

Низкая самооценка делает личность уязвимой, обделённой вниманием. А неумение увидеть глубину проблемы приводит к наиболее простому решению – унизить другого, чтобы возвыситься самому.

Развитие своего я при сохранении интереса к окружающим

Конструктивный тип самоутверждения. Человек стремиться к самораскрытию путём развития собственной личности. Такое самоутверждение – естественный процесс для человека, стремящегося реализоваться в обществе. Конструктивное самоутверждение важно для личности, так как это побуждающий фактор для самореализации. Самореализация – одна из главных задач развития личности. Это значит, что человек занимается любимым делом, он состоялся в профессии, семье. Обрёл любовь, раскрыл творческие способности.

Понятие самореализации иногда путают с понятием социальной успешности, хотя это не одно и то же. В общественном сознании понимание успешности обусловлено материальной обеспеченностью, популярностью, властью. Самореализация – это раскрытие природных данных, своего предназначения.

YqjqN_croper_ru

Отрицание себя

На первый взгляд, самоотрицание – понятие, противоположное, самоутверждению. Ведь это некое отречение от самого себя, отчуждение от собственной индивидуальности. Человек считает себя слабым, и чтобы преодолеть это, мысленно присоединяется к кому-то другому, более сильному, в конечном итоге переносит его качества на себя.

В этой ситуации он живёт не своей, а чужой жизнью, идентифицирует себя со своим кумиром. В результате вырабатывает те черты личности, которые свойственны выбранному им герою. Меняются, соответственно, и стратегии поведения. Так ведут себя фанаты известных людей, поклонники знаменитостей, готовые изменить и свою внешность, и характер, лишившись индивидуальности. Самоотрицание характерно для подростков, стремящихся подражать какому-нибудь знаменитому актёру, спортсмену, музыканту.

Самоутверждение: зачем мы самоутверждаемся?

Для чего мы самоутверждаемся?

Маленький человек ещё не получил достаточного жизненного опыта, но его уже не устраивает вторичное, зависимое положение. И стремление самоутвердиться можно рассматривать здесь как самопознание личности, желание упрочить свое положение, получить самостоятельность.

Самоутверждение – это сложный социально-психологический комплекс. Человек в процессе самореализации касается интересов, эмоций и взглядов окружающих. Происходит взаимовлияние личностей. В процессе общения возникает потребность в признании, осознании собственной ценности. Побуждают к самоутверждению честолюбие, тщеславие, амбиции. Для человека естественно желание закрепить за собой определённый социальный статус. Как двойственная натура личность руководствуется в своём поведении как положительными, так и отрицательными действиями.

Конкретная цель:практически использовать теоретические знания о развитии личности в социогенезе и персоногенезе, с цель воспитания инициативы в их применении и развитии необходимых профессиональных компетенций.

После изучения темы студент должен:

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Деятельность – 1) внешняя или внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью; 2) специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека (из курса дисциплины общая психология).

Игра – вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий и отношений, направленный на познание окружающей действительности (из курса дисциплины общая психология).

Когниция – любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения (из курса дисциплины общая психология).

Личности черта – предрасположенность человека вести себя сходным образом в разное время и в разных ситуациях (из курса дисциплины общая психология).

Конформность – соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения (из курса дисциплины общая психология).

Общение – взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера (из курса дисциплины общая психология).

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:

Охарактеризуйте культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского.

Осветите ролевые теории личности.

Осветите концепцию А.В. Петровского.

В чем, по Вашему мнению, заключается смысл тренинговых упражнений в консультативной деятельности практического психолога.

Охарактеризуйте аспекты, включающие в себя самосознание как процесс?

Осветитеиз каких отдельных образов состоит образ Я

Осветите, чем определяется самооценка.

Охарактеризуйте, в чем вы видите недостатки эволюционно-генетического подхода к проблеме жизненного пути личности.

Осветите теории воли.

Охарактеризуйте волю как способность преодолевать препятствия.

Осветите волевую регуляцию личности.

Охарактеризуйте самосознание как процесс и результат.

Охарактеризуйте эмоции: функции, виды эмоций.

Охарактеризуйте психологические защиты и совладающее поведение.

Осветите основные признаки человека как субъекта жизни.

Осветите различие между инициативной и ответственностью.

Осветите черты функционально-генетического подхода к проблеме времени личности.

Охарактеризуйте измерения психологического возраста в событийном подходе.

Определите основные различия между имплицитной и эксплицитной концепциями к проблеме времени.

Задания для СРС во внеучебное время:

Написать психологическую интерпретацию по методике оценки уверенности в себе.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Цель – выявление компетентности при определении социальных типов характера по Э.Фромму.

Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

Рыночная ориентация (обменивающая) – …………….

Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом гуманистич. этики – чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.

Цель – выявление понимания основных понятий развития личности в социогенезе.

Вам необходимо дать определение следующим понятиям:

Роль (франц. гоIе — список) — ……………

Статус (лат. status — положение) — ……………

Цель – выявление компетентности при описании функций Я-концепции личности.

Я-концепция представляет собой сложную систему, основными модальностями которой являются Я-реальное, Я-идеальное и Я-зеркальное, а компонентами - образ Я, самооценка и самоутверждение. Я-концепция выполняет определенные функции:

обеспечивает внутреннюю согласованность (конгруэнтность по Роджерсу) личности.

осуществляет интерпретацию опыта по типу атрибутивной проекции, уподобляя социум своему внутреннему миру.

Цель – выявление знаний об основных стадиях волевого акта.

Продолжите перечень стадий:

С.Л. Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта.

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

Срочно нужно написать эссе по психологии ко вторнику. Список требований в файле.

  • Бесплатные корректировки
  • Шпаргалки в подарок!
  • Предоплата всего 25%
  1. Помощь студентам
  2. Лента работ
  3. Эссе на тему Способность отказывать в просьбе как механизм самоутверждения личности

Стоимость: 400 руб.

Стоимость: 400 руб.

Стоимость: 400 руб.

Стоимость: 400 руб.

Стоимость: 400 руб.

Стоимость: 1000 руб.

Стоимость: 700 руб.

Стоимость: 400 руб.

Думаете, что скачать готовую работу — это хороший вариант? Лучше закажите уникальную и сдайте её с первого раза!

Отзывы студентов

Здравствуйте! Мне все очень понравилось. Видно, что автор свое дело знает. Работает автор быстро. Работа описана грам…

Здравствуйте, в целом все устраивает. Единственное, что нет сносок и невнимательно прочитали требования, там было указа…

Задание было выполнено за короткий срок, сделано все правильно, не на скорую руку. Результатом довольна! Правда цена бы…

Большое спасибо за проделанную работу! Сэкономила кучу времени и нервов, а оценили моё эссе ничуть не хуже, чем эссе м…

В социальной психологии кроме термина лидерства может использоваться смежное ему понятие — стиль лидерства, оно уточняет первое. Стилем лидерства считается совокупность средств и методов психологического воздействия. Этими средствами и методами пользуется лидер для того, чтобы повлиять на остальных….

Психолого-педагогическая антропология является фундаментом антропологии образования и ядром образовательного знания. Это знание в комплексе о законах становления человеческого в человеке в рамках его онтогенеза и практики культивирования в процессах образования человеческих способностей субъективно….

Каждый человек задумывается о том, как он выглядит, как на его внешний вид реагирует общество. Для положительной реакции люди продумывают свой образ, иными словами имидж.Имидж возник еще в давние времена. В то время как такого понятия не было. Образ – вот прототип имиджу прошлых веков. Проблемы его….

Существует классификация методов работы с дошкольниками и младшими школьниками. Данная классификация методов применима как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.Один из методов работы с дошкольниками и младшими школьниками – это ролевая игра. Роль воспринимается как функциональная фор….

Психику и поведение животных изучает зоопсихология. Наука берет свое начало в XIX веке в трудах Ч.Дарвина, К.Ф. Рулье, В.А.Вагнера. Психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и устройством нервной системы. Основным фактором развития психики животных ученые считают усложнен….

берет свое начало внутри наглядно-действенного и является следующей после него стадией развития мышления. Для такого мышления характерно представление содержания мыслительной задачи в наглядной форме, при этом ее решение проводится посредством оперирования в уме образами/представлениями предметов ….

В данной работе мы исследуем проблему самоутверждения, которая является важной, необходимой и даже популярной, как нам кажется, во все времена.

Теоретическая часть

1. Процесс самоутверждения и основные его характеристики.

Процесс самоутверждения можно сравнить с восхождением на некоторую ценностную лестницу, вершину, т.е. его можно сравнить с самовозвышением. Но иногда цель самоутверждения состоит только в удержании на некоторой определенной ступени. Т.е. можно сделать вывод, что самоутверждение можно включить, как одну из составляющих компонентов процесса самосовершенствования.

Смысл самоутверждения – человек сам утверждает себя в себе.

Изначальным субъектом самоутверждения является единственный человек, но самоутверждаться могут и сообщества, группы людей, народы, но самоутверждение коллективного субъекта есть нечто производное от самоутверждения отдельных людей.

Р де Чармс, Уайт [20] рассматривал феномен самоутверждения относительно теории мотивации. Р. де Чармс определял самоутверждение в качестве основного мотива. Он говорил, что давления внешней среды, поощрения, наказания могут снижать уровень переживания самоутверждения, вплоть до появления у человека ощущения полной зависимости и, чем больше и лучше человек противостоит этому, тем сильнее он утверждается, начинает получать радость от какой-либо деятельности и т.д. Уайт соединял самоутверждение с компетентностью.

Никитин Е. П. [11] выделяет следующие основные характеристики:

I. Пространственная характеристика . Она включает в себя область самоутверждения – каждый акт самоутверждения осуществляется в определенной сфере человеческой деятельности.

II. Энергетическая или силовая характеристика . Она включает:

1. Импульс к самоутверждению – внутренняя потребность к самоутверждению:

a) общий импульс или стабильный;

b) ситуационный или переменный импульс;

2. Потенциал самоутверждения – способность человека к действию, к удовлетворению того или иного импульса, к самоутверждению.

a) общий потенциал – когда говорят о полной бездарности или о способном, всесторонне развитом человеке;

b) специфический потенциал – способность удовлетворить ситуационный импульс к самоутверждению.

Он же (Никитин Е. П.) отмечает проблемы, которые могут возникнуть у человека в процессе утверждения – дефицит самоутверждения :

1. дефицит потенциала самоутверждения (специфический потенциал ниже того, который требуется для удовлетворения ситуационного импульса);

2. дефицит импульса самоутверждения (ситуационный импульс слабее того, который был способен инициировать полную реализацию специфического потенциала).

Некоторые авторы [11, 21] считают самоутверждение процессом, рождающим в человеке чувство собственного достоинства. Но в таком случае возникает вопрос: или это процесс происходит не со всяким человеком, т.к. самоутверждение способно порождать такие чувства, как эгоцентризм, манию величия и т.п., или объявить чувство собственного достоинства качеством присущим каждому человеку и этим делая данное понятие очень широким и расплывчатым.

Нам кажется, что наиболее широким, точным понятием процесса самоутверждения является определение предложенное Р. Альберти [25], которое не имеет недостатков вышеперечисленных определений, и оно основано на том, что к деятельности по самоутверждению людей вынуждает чувство беспокойства за свое бытие (в пределе – страх смерти) и данное определение звучит следующим образом: самоутверждение – это процесс удержания или обретения или расширения человеком объема его – собственно человеческого – бытия, приобретение смысла бытия.

2. Типология самоутверждения

В данной главе будут рассматриваться различные классификации процесса самоутверждения предложенными различными авторами [11, 25, 20, 21].

I. Если при классификации самоутверждений за основание деления принять степень их целенаправленности , то мы получим три типа, а именно:

1. Самоцельные самоутверждения . Самоутверждение превращается в самоцель. Для самоутверждений этого типа характерно то, что цель имеет ярко выраженную и определенную форму, но крайне расплывчатое, абстрактное содержание. Она обычно возникает в ситуациях того рода, когда при наличии сильного общего импульса к самоутверждению у человека нет ни одного сколько-нибудь высокого специфического потенциала. Поэтому цель добиться самоутверждения, как правило, не связана со столь же ярко выраженной установкой на то, как реализовать эту цель, а если и связана, то весьма непрочными узами, которые способны легко разрываться и заменяться другими, столь же непрочными.

2. Целенаправленные самоутверждения . В отличие от предыдущего в этом типе акции человек не только сознательно делает самоутверждение своей целью, но и решает, какими средствами, в какой области деятельности будет пытаться реализовать данную цель, причем, характерно, что такая реализация производится достижением другой – конкретной - цели деятельности.

Существует два подтипа целенаправленных самоутверждений – консервативный и прогрессивный:

1. Консервативным мы называем такое самоутверждение, посредством которого человек стремиться сохранить уже достигнутые позиции.

2. В прогрессивном самоутверждении предпринимается попытка подняться вверх по избранной ценностной лестнице или же перебраться на другую – более высокую – ценностную лестницу.

3. Нецеленаправленные самоутверждения . Здесь имеются ввиду случаи, когда человек вообще не ставит себе цель самоутвердиться. Просто он получает некий результат, который положительно оценивается им или другими людьми. Тем самым он обретает самоутверждение, которое в таких случаях оказывается дополнительным результатом.

II. Если при классификации самоутверждений за основание деления принять средства , с помощью которых они осуществляются, то мы получим два типа: внешние и внутренние.

1. Внешние самоутверждения . Этим термином мы обозначаем самоутверждения, которые достигаются за счет обладания приобретенными (так сказать, пришедшими человеку извне) предметами. В роли таких предметов могут выступать практически любые вещи – от самых что ни на есть обычных до драгоценностей, роскошных одежд, жилищ, автомобилей и т.п. Подобную роль нередко играют и одушевленные существа – животные, члены семьи, знакомые и т.п.

III. Если при классификации самоутверждений за основание деления принять результаты , то получаются два типа: доличностные и личностные.

1. В доличностных самоутверждениях человек в конечном итоге утверждает себя в качестве элемента, части некого целого (системы, совокупности).

Существует два подтипа доличностных самоутверждений – инклюзивный и состязательный.

a) В инклюзивном самоутверждении человек утверждает себя в качестве элемента, части некого целого, при этом никак не выделяя себя из массы других элементов, частей. Правда, само целое он непременно выделяет как лучшее среди подобных ему целостностей.

b) В состязательном самоутверждении человек стремится доказать, что он – лучший из данного ограниченного множества людей.

2. Личностные самоутверждения . Личность представляет собой неповторимое – не только в рамках ограниченного множества людей, но и вообще, в принципе – человеческое образование, уникальный микрокосм. Задача личностных самоутверждений и состоит в создании такого микрокосма.

IV. Наконец, если при классификации самоутверждений за основание деления принять их механизмы , то получаются два типа: самоутверждение путем отрицания другого (других) Я и самоутверждение путем самоопределения.

2. Самоутверждение путем самоопределения . При разговоре о них обычно в первую очередь подчеркивают их принципиальнейшее отличие от самоутверждений путем отрицания другого (других) Я, преимущество (прежде всего в нравственном отношении) первых над вторыми. Вместе с тем не следует забывать и о сходствах. К примеру, в механизме самоутверждений путем самоопределения тоже заложен акт отрицания. Правда, теперь он направлен не другие Я, а на свое собственное. Человек отрицает себя вчерашнего (сегодняшнего) ради утверждения себя сегодняшнего (завтрашнего), более высокого, ради подъема по ценностной лестнице или даже по супервертикали.

1. Самоподавление . Для данных людей характерно скрывать негативные чувства за доброжелательностью; избегать ситуаций, где необходимо брать инициативу на себя. Имеется тенденция скрывать собственное мнение и адекватные эмоциональные реакции по предпочтению неопределенных и маловыразительных форм речевого общения.

2. Агрессивная стратегия или стратегия доминирования. Здесь наиболее характерно отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль; говорить вызывающим тоном, смотреть на других свысока, навязывать свое мнение.

3. Конструктивная стратегия. Для людей, которым присуща эта стратегия характерно отвечать без запинки, говорить достаточно громко и естественным для себя тоном, охотно обсуждать предложенную тему, открыто высказывать свое мнение и выслушивать другое, не обязательно критикуя последнее.

Каждая из рассмотренных классификаций позволяет охарактеризовать акт самоутверждения лишь в одной плоскости. Т.к. данный акт является многогранным, сложным образованием, то для более адекватной его характеристики необходимо использовать различные варианты классификации, совмещая их.

3. История проблемы самоутверждения

Проблема самоутверждения как научного объекта исследования возникла относительно недавно лишь в XIX-XX вв. Это вполне объяснимо, т. к. само самоутверждение является очень сложным образованием.

На специально-научном уровне эта проблема была поставлена и изучена австрийским психиатром и психологом А. Адлером (1870-1937) (2.17), но предпосылки к изучению данной проблемы можно найти у И. Канта, А. Шопенгауэра, Д. Ницше и других философов. [7, 8, 11, 12]

Но всего этого можно избежать, если воля будет подчинена разуму (в итоге он отождествляет волю и разум).

И лишь в искусстве, в бескорыстном созерцании чистых форм, в духовной действительности, в мышлении можно освободиться от господства мировой воли.

В XX в. феномен самоутверждения практически перешел из области философии в область, прежде всего психологии. И, прежде всего, этот процесс наиболее широко представлен в теории А. Адлера. Одним из центральных положений в ней было то, что физически не здоровый человек формирует комплекс неполноценности и он пытается преодолеть его путем возвышения личностного чувства, стремлением к превосходству.

Данное стремление является врожденным, но его нужно воспитывать, развивать, чтобы реализовать свой человеческий потенциал. Будучи, неясной и в основном неосознанной в начале своего формирования, в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл. Это фундаментальный мотив, который присущ для всех. Само превосходство, как цель, может принимать позитивное, конструктивное, так и негативное, деконструктивное направление. Негативное направление существует у людей со слабой способностью к адаптации у тех, которые борются за свое превосходство за счет других. Хорошо приспосабливающиеся наоборот, проявляют свое стремление к превосходству в позитиве так, что оно соотносится с благополучием других. Стремление к превосходству также сопряжено с большими энергетическими затратами, но в результате реализации этого стремления уровень напряжения у человека скорее растет, чем снижается. Стремление к превосходству касается не только человека как отдельного индивидуума, но и человека, как члена общества.

Джемс [4] говорит об интегральном Я, в котором выделяется

- Я - сознательное (рефлексивно-процессуальный аспект);

- Я - как объект, содержание сознания в котором в свою очередь можно следующие моменты: Я духовное, Я материальное, Я социальное, Я физическое.

1. Когнитивная составляющая (представления индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными).

2. Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) – аффективная оценка представления о себе.

3. Поведенческая составляющая – это поведение, определяемое вышеперечисленными составляющими.

1. Реальное Я – то какой я есть на самом деле.

2. Зеркальное Я – как меня видят другие (его также называют социальное Я )

3. Идеальное Я – то каким мы хотели бы быть.

2. Она способствует внутренней согласованности личности и является источником того, как к человеку будут относиться.

1. Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни.

2. Я обладает пластичностью.

3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью.

1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я, т.е. образ Я формируется на основе других людей и этими людьми в разное время выступают разные люди

2. Система социального сравнения, т.е. идет сравнение Я наличного с прошлым и будущим, свои достижения сравниваются с притязаниями. Также идет сравнение себя с другими людьми, формируется самооценка.

3. Система самоатрибуции , т.е. приписывание себе определенных свойств.

4. Система так называемой смысловой интеграции жизненных переживаний, т.е. все предыдущие системы взаимосвязываются с помощью интегрирования.

Проведенные в 1973 году исследования показывают, что по мере взросления уменьшается значение следующих категорий: внешность, общие сведенья и идентичность (половая, расовая), друзья, семья и родственники, вещи, принадлежащие ребенку и т.п. Увеличивается относительная доля таких категорий, как: обобщенные личностные качества, устойчивые особенности поведения, направленность, интересы, увлечения, убеждения и ценностные установки, отношение к себе, отношение к лицам противоположного пола, сопоставление себя с другими людьми и т.п.

Исходя из всего вышенаписанного, мы выдвинули следующую гипотезу. Гипотеза : в основе различий между людьми в способах собственного самоутверждения могут лежать разные варианты саморепрезентации.

Экспериментальная часть

1. Методика и ее обоснование, испытуемые

(Данные показателя были выбраны в соответствии с положением Р. Бернса, описанным выше).

Для уточнения поведенческого аспекта и эмоционального аспекта (т.к. исходя из отношения к персонажу, к его успехам или неудачам, его возможностям и т.д. можно судит о самооценке, эмоциональном компоненте) были выбраны следующие показатели:

- Равное партнерство (например, «Они идут вдвоем по горной дороге, взявшись за руки, придерживая друг друга … никто из них не забегает вперед…);

В исследовании принимало участие 21 человек (из них 14 женщин и 7 мужчин, 4 человека – средний возраст равен 39,7; 4 человека – средний возраст 17,3; 2 человека – средний возраст 14 лет; 2 человека – средний возраст 24,5 и 9 человек – 20,6 лет ).

2. Полученные результаты и их обсуждение

Мы разделили испытуемых на три группы:

- люди, обладающие стратегией самоподавления;

- люди, обладающие конструктивной стратегией;

- люди, обладающие доминирующей стратегией.

Применяя тест-опростник на самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, были получены следующие результаты, которые можно представить в виде следующей таблицы (см. табл.1).

Различия между людьми, имеющими стратегию самоподавления, доминирующую и конструктивную стратегию

Читайте также: