Доклад на тему естественнонаучная грамотность на уроках химии

Обновлено: 02.07.2024

Естественнонаучная грамотность является одним из направлений международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment) – сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет.

Основной целью данного исследования является изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В последнем цикле исследования PISA-2015 среди 72 участников Российская Федерация заняла 32 место по естественнонаучной грамотности.

Повышение показателя естественнонаучной грамотности является первостепенной задачей современной школы.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и закономерности, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетентностями:

  • научно объяснять явления,
  • оценивать и планировать научные исследования,
  • научно интерпретировать данные и доказательства.

Примеры заданий, способствующие формированию естественнонаучной грамотности на уроках химии.

Одоризация - это придание природному газу специфического запаха с помощью специальных компонентов для своевременного обнаружения возможных утечек. Природный газ не имеет цвета и запаха, что затрудняет обнаружение его утечек.

Добавление резкого и неприятного, предупреждающего запаха в природный газ упрощает обнаружение утечек.

Вопрос 1. Используя информацию, приведенную в тексте, и знания в области химии, объясните тот факт, что в качестве одорантов используют соединения серы: этилмеркаптан, метилмеркаптан и другие.

Вопрос 2. Какими, на ваш взгляд, физико-химическими свойствами должны обладать одоранты?

Вопрос 2. Сравните свойства изделия из железа и алюминия.

Кислотные осадки – это дождь, снег, дождь со снегом, имеющие повышенную кислотность. Кислотные осадки обусловлены выбросами оксидов серы и азота в атмосферу при сжигании топлива (нефть, уголь, природные газ). Растворяясь в атмосферной влаге эти оксиды образуют растворы серной и азотной кислот, которые и выпадают в виде кислотных осадков.

Вопрос 1. Используя информацию, приведенную в тексте, и знания в области химии, составьте схему влияния кислотных осадков на окружающую среду.

Вопрос 2. Используя информацию, приведенную в тексте, и знания в области химии объясните явление, изображенное на картинке.


Рис. 1. Воздействие кислотных осадков на памятники архитектуры.

16 сентября - Международный день охраны озонового слоя. Озо́н (от др.-греч. — пахну) — состоящая из трёхатомных молекул O3 аллотропная модификация кислорода. При нормальных условиях — голубой ядовитый газ. Озон — мощный окислитель, намного более реакционноспособный, чем двухатомный кислород. Озон присутствует в нижних слоях атмосферы, и обеспечивает защиту от ультрафиолетового (УФ) излучения, но он быстро разрушается, особенно в самых нижних слоях атмосферы. В России предельно допустимая концентрация (ПДК) по озону в атмосферном воздухе составляет 0,16 миллиграмма на кубический метр, а в воздухе рабочей зоны — 0,1 миллиграмма.

Вопрос 1. Используя информацию, приведенную в тексте, и знания в области химии, охарактеризуйте области применения озона.

Вопрос 2. Проанализируйте смысл каждого высказывания с научной точки зрения и выясните верно оно или нет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация была использована для проведения дистанционного педсовета в МБОУ "Гимназия № 19", а так же для использования в работе учителями школы естественноонаучного профиля.

Учитель высшей категории Грязнова Оксана Юрьевна

«Научиться познавать.

Научиться жить

Научиться делать.

Это обусловлено характеристиками личности, среди которых: Восприимчивость к проблеме (их опознавание, обнаружение), Беглость (быстрота генерирования различных идей), Гибкость (легкость переключения способов решения проблемы), Оригинальность (усовершенствование объекта, новые решения, идеи), Нонконформизм (нетрадиционные стратегии решения проблемы), Антиципация (прогнозирование, предвидение способов решения проблемы)

Это обусловлено характеристиками личности, среди которых:

  • Восприимчивость к проблеме (их опознавание, обнаружение),
  • Беглость (быстрота генерирования различных идей),
  • Гибкость (легкость переключения способов решения проблемы),
  • Оригинальность (усовершенствование объекта, новые решения, идеи),
  • Нонконформизм (нетрадиционные стратегии решения проблемы),
  • Антиципация (прогнозирование, предвидение способов решения проблемы)

Следовательно: под жизненно важными задачами и проблемами можно понимать задачи межпредметного содержания . В теории обучения естественнонаучных дисциплин к такого рода задачам относятся упражнения, в которых используют знания и умения учащихся по двум или нескольким предметам

Следовательно:

  • под жизненно важными задачами и проблемами можно понимать задачи межпредметного содержания.
  • В теории обучения естественнонаучных дисциплин к такого рода задачам относятся упражнения, в которых используют знания и умения учащихся по двум или нескольким предметам

Таким образом: проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения естественно научных дисциплин должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях (перенос).

Таким образом:

проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения естественно научных дисциплин должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях (перенос).

Существуют проблемы, которые мешают доброкачественному развитию функциональной грамотности: Низкий уровень вычислительных навыков Отсутствие практической направленности Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии) Неумение организовать свой домашний учебный труд Ответственность за выполнение домашнего задания Формальное изучение предметов Не восприятие, учащимися, необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил).

Существуют проблемы, которые мешают доброкачественному развитию функциональной грамотности:

  • Низкий уровень вычислительных навыков
  • Отсутствие практической направленности
  • Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии)
  • Неумение организовать свой домашний учебный труд
  • Ответственность за выполнение домашнего задания
  • Формальное изучение предметов
  • Не восприятие, учащимися, необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил).

Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление → понимание → применение → анализ → синтез → оценка

Ситуационные задачи

  • –это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией:ознакомление →

применение →

синтез → оценка

Формула успеха ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Формула успеха

ОВЛАДЕНИЕ =

УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Практические задания для 8 – 11 классов

Практические задания

для 8 – 11 классов

ВЫВОД ФОРМУЛ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 1. Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит скелет простейших морских животных, если массовые доли элементов в нем составляют: 47,54 %(Si), 17,48 %(S), 34,97 %(O). ( Ответ : SrSO 4 ). 2. Для мечения территории олень использует вещество состава 59,41 % (С), 8,91 %(Н), 31,68 %(О). Определите молекулярную формулу вещества. ( Ответ: С 5 Н 9 О 2 ).

ВЫВОД ФОРМУЛ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

  • 1. Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит скелет простейших морских животных, если массовые доли элементов в нем составляют: 47,54 %(Si), 17,48 %(S), 34,97 %(O).
  • (Ответ: SrSO4).
  • 2. Для мечения территории олень использует вещество состава 59,41 % (С), 8,91 %(Н), 31,68 %(О). Определите молекулярную формулу вещества.
  • (Ответ:С5Н9О2).

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ 1. Максимальная концентрация этого элемента отмечена в пигментной сетчатке глаза. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …6s 2 6p 0 . Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента. (Ответ: барий) 2. Северная орхидея венерин башмачок растет на почвах, богатых этим элементом. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …4s 2 4p 0 . Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента. (Ответ: кальций)

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ

  • 1. Максимальная концентрация этого элемента отмечена в пигментной сетчатке глаза. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …6s26p0. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.
  • (Ответ: барий)
  • 2. Северная орхидея венерин башмачок растет на почвах, богатых этим элементом. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …4s24p0. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.
  • (Ответ: кальций)

Определение положения элементов в ПСХЭ по электронным формулам: 1. Этот химический элемент преимущественно концентрируется в ногтях. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 3 4s 2 . (Ответ: ванадий). 2. Розовые лепестки роз при избытке этого элемента становятся голубыми и даже черными. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 . (Ответ: медь).

Определение положения элементов в ПСХЭ по электронным формулам:

  • 1. Этот химический элемент преимущественно концентрируется в ногтях. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле:
  • 1s22s22p63s23p63d34s2.
  • (Ответ: ванадий).
  • 2. Розовые лепестки роз при избытке этого элемента становятся голубыми и даже черными. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле:
  • 1s22s22p63s23p63d104s1.
  • (Ответ: медь).

 Задания функциональной грамотности на уроках химии 1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах(за каждое название и страну- 1б, протоны и нейтроны-1б)

Задания функциональной грамотности на уроках химии

  • 1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах(за каждое название и страну- 1б, протоны и нейтроны-1б)

Ответ: Рутений (Ru) – назван в честь России; протонов 44, нейтронов 57. Полоний (Po) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 37. Франций (Fr) – в честь Франции; протонов 87, нейтронов 35 Германий (Ge) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 40.

  • Рутений (Ru) – назван в честь России; протонов 44, нейтронов 57.
  • Полоний (Po) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 37.
  • Франций (Fr) – в честь Франции; протонов 87, нейтронов 35
  • Германий (Ge) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 40.

Задания функциональной грамотности на уроках химии 2.Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту? (1балл) Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?(2 балла)

Задания функциональной грамотности на уроках химии

  • 2.Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту? (1балл)Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?(2 балла)

Ответ: 14 лет(1балл) Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен. Свойства его - легкий, блестящий металл. (2балла)

  • 14 лет(1балл)
  • Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен. Свойства его - легкий, блестящий металл. (2балла)

Задания функциональной грамотности на уроках химии Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы: газовая и керосиновая. Что Вы зажжете в первую очередь? (1 балл) Дополнительный вопрос: где еще применяется газ (предположите, какой) и керосин?(2 балла)

Задания функциональной грамотности на уроках химии

  • Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы: газовая и керосиновая. Что Вы зажжете в первую очередь? (1 балл)Дополнительный вопрос: где еще применяется газ (предположите, какой) и керосин?(2 балла)

Ответ: Спичку(1балл) В газовой лампе- природный газ (применяется как топливо) Керосин (растворитель, дизельное и авиационное топливо, удаление ржавчины) (2 балла)

  • Спичку(1балл)
  • В газовой лампе- природный газ (применяется как топливо)
  • Керосин (растворитель, дизельное и авиационное топливо, удаление ржавчины)

Задания функциональной грамотности на уроках химии

Ответ: Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. Сахар с речным песком растворить в воде ,профильтровать, выпарить воду (3 балла)

  • Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. Сахар с речным песком растворить в воде ,профильтровать, выпарить воду (3 балла)

Задания функциональной грамотности на уроках химии Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад(6 баллов) Si – тон, Ar – оящ, Ne – др, Fe – ад, Mg - - э, F – Ий, Cr – кл, Cl –аст, Li – хо, Sc – Ий, N – рош, Na – уг.

Задания функциональной грамотности на уроках химии

  • Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад(6 баллов)

Si – тон, Ar – оящ, Ne – др, Fe – ад,

Mg - - э, F – Ий, Cr – кл, Cl –аст,

Li – хо, Sc – Ий, N – рош, Na – уг.

Задания функциональной грамотности на уроках химии

Задания функциональной грамотности на уроках химии

Задания функциональной грамотности на уроках химии

Задания функциональной грамотности на уроках химии Чтобы продемонстрировать детям, пришедшим на экскурсию в аптеку, важность знаний по химии, директор показал на женщину, работающую со склянками, и сказал, что она готовит 5%-й спиртовой раствор борной кислоты, и тут же дал школьникам задачу на 5 мин. Решите: Определите массовую долю воды в 5%-м спиртовом растворе борной кислоты, если использован 96%-й раствор спирта.

Задания функциональной грамотности на уроках химии

  • Чтобы продемонстрировать детям, пришедшим на экскурсию в аптеку, важность знаний по химии, директор показал на женщину, работающую со склянками, и сказал, что она готовит 5%-й спиртовой раствор борной кислоты, и тут же дал школьникам задачу на 5 мин.
  • Решите: Определите массовую долю воды в 5%-м спиртовом растворе борной кислоты, если использован 96%-й раствор спирта.

Задания функциональной грамотности на уроках химии Определите массу воды, идущую на промывание желудка при отравлении щелочами, если при этом необходимо выпить пять стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем столько же стаканов раствора уксусной кислоты с массовой долей её 2%. После чего сделать еще два промывания чистой теплой водой по пять стаканов каждое. Стакан вмещает 250 г жидкости. Какой вывод вы сделаете для себя?

Задания функциональной грамотности на уроках химии

  • Определите массу воды, идущую на промывание желудка при отравлении щелочами, если при этом необходимо выпить пять стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем столько же стаканов раствора уксусной кислоты с массовой долей её 2%. После чего сделать еще два промывания чистой теплой водой по пять стаканов каждое. Стакан вмещает 250 г жидкости.
  • Какой вывод вы сделаете для себя?

Задания функциональной грамотности на уроках химии Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей полоскать горло 2%-м раствором фурацилина. Сколько 250-граммовых стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 пластинок фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая таблетка весит по 0,5 г.

Задания функциональной грамотности на уроках химии

  • Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей полоскать горло 2%-м раствором фурацилина.
  • Сколько 250-граммовых стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 пластинок фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая таблетка весит по 0,5 г.

Задания функциональной грамотности на уроках химии С химического шкафа случайно уронили сосуд, где содержалось 700г раствора гидроксида натрия с массовой долей NaOH 10%. Сколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления такого же нового раствора?

Задания функциональной грамотности на уроках химии

  • С химического шкафа случайно уронили сосуд, где содержалось 700г раствора гидроксида натрия с массовой долей NaOH 10%. Сколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления такого же нового раствора?
  • Для нейтрализации промышленных стоков гальванического участка завода "Энергомаш" потребовалось 60 кг негашеной извести CaO с массовой долей примесей 7%. Какая масса иона никеля Ni2+, содержащегося в стоках была нейтрализована?

Дайте обоснованный ответ, приведя уравнения соответствующих реакций.

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии

Важнейшим требованием к уровню подготовки выпускников школы является способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В дальнейшем подобные навыки будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать новые знания. Поэтому формирование естественнонаучной грамотности является одной из актуальных задач школьного образования.

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера и интегративные задания. Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера (проекты) и интегративные задания. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности являются интегративные задания. Интегративное задание - это разновидность задач, которые могут применяться на различных уроках. С 2011 году в гимназии проводится мониторинг навыков сформированности естественнонаучной грамотности на уроках химии в 8 класса. Полученные результаты помещены в таблице:

Раздел химии

Содержание

% выполнения

Атомно-молекулярное учение

Что будет если из стула убрать все атомы?

Атомно-молекулярное учение

Что происходит с атомами после смерти животного?

Чистые вещества и смеси

Воздух, кровь, апельсиновый сок, соль – что является смесью?

Кислород, оксиды, горение

Почему гаснет пламя?

Кислород, оксиды горение

Как тушит огонь углекислый газ из огнетушителя?

Физические и химические явления

Выпечка хлеба физический или химический процесс?

Изучение анализа материалов используемых в исследовании, материалах международного исследования PISA позволил выделить задания вызывающие особые затруднения у учащихся:

Задания экологического цикла.

I. Задания, связанные с методологией науки.

Низкий результат выполнения учащимися данных заданий связан также с тем, что форма предъявления заданий дается в непривычном для них виде.

1. Условие представлено в неявном виде, либо содержит информацию, которая не требуется для ответа на вопрос;

2. В условии много лишних деталей, в то же время отсутствует часть необходимой информации, в некоторых случаях эта информация может содержаться в вопросе;

3. Некоторая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы, справочники, собственные знания);

4. Необходимая информация задана не в логике отнесения ее к конкретному предмету (учебному или научному), а в логике к конкретно жизненной ситуации (условие взято из жизни, а не из учебника);

5. Форма ответа не задана (или задана не в явном виде);

Рассмотрев основные составляющие понятия ЕНГ, пришла к выводу о возможности их развития через метод проектов, через включение элементов работы с текстом на уроке, через интегративные задания, ниже предлагаются варианты заданий.

Примеры интегративных заданий по химии

Задача 1 . В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний.

Задание: Приготовьте 80 г такого раствора.

Задача 2. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.

Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор? (Ответ: Растворить 6,8 г соли в 793 мл воды.)

Задача 3. Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор иода, который используют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 10 г кристаллического иода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл?

1.Какую формулу имеет кристаллический иод?

3.Сделайте по условию задачи необходимые расчеты для приготовления раствора.

Раскройте двойственную биологическую роль серы в организме.

· Перечислите основные источники оксида серы(IV)как загрязнителя атмосферы и способы его улавливания.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56bf7741e61f0/ispolzovaniieintieghrativnykhzadaniinaurokakhkhimiidliarazvitiiafunktsionalnoighramotnostishkolnikov_1.jpg

1. Внесите в рисунок недостающие элементы.

Анализируя рисунок, ответьте на следующие вопросы:

А) Как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей (образовавшихся с участием SO2), выпавших на почву?

В) Каким образом могут быть устранены изменения, происшедшие в водоеме под действием попавшего туда SO2

2. Вы директор предприятия, изображенного на рисунке. Экспертами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы SO2 вашим предприятием.

Что вы предпримете?

– Усовершенствуете очистные сооружения

– Займетесь очисткой воды в озере.

Задача 1 .У дельфина слёзы сладкие, потому что в слезе дельфина содержатся сахара – галактоза и фруктоза. Углеводно-белковые, напоминающие белок куриного яйца, слёзы служат смазкой. Дельфины плачут, чтобы лучше видеть и быстрее плавать.

1.Установите молекулярную формулу фруктозы, которая придаёт дельфиньим слезам сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: 40,0%(С), 6,6%(Н), 53,4%(О).

2. Сравните (в табличной форме) физические свойства глюкозы и фруктозы.

Задача 2. На гидролизном заводе за сутки из древесных опилок получено 50 т. 96% этилового спирта. Вычислите объем выделившегося углекислого газа в атмосферу. К чему может привести повышенное содержание углекислого газа в атмосфере?

Задача 1 .Одной из причин долголетия японцев является широкое употребление в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержания здоровья человека и продления его жизни.

1.Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты – триптофана С11Н12О2N2. (Ответ. 204.)

Пример формирования ЕНГ через метод проектов

Дидактическая цель проекта:

Создать условия для формирования химической грамотности, элементой информационной и экологической культуры учащегося. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

Методические задачи проекта:

-актуализировать умения планирования и проведения химического эксперимента;

-развивать умение находить, обрабатывать необходимый материал и делать выводы.

-способствовать формировании. Умения формулировать проблемный вопрос, определять цели и способы его решения;

-проводить исследования при создании нового средства, делать выводы по эксперименту;

-способствовать формированию коммуникативных навыков через работу в группах.

В ходе работы над данным проектом учащиеся не только применяют знания курса химии, экономики, экологии, биологии, но и овладевают и участвуют в самых различных видах деятельности: опытно-экспериментальный, расчетный, маркетинговой.

Благодаря этому осуществляется межпредметная интеграция, которая способствует формированию целостной картины мира. Вопросы, которые решают учащиеся в ходе выполнения проекта, позволяют выработать экологически грамотное поведение в быту, природе, лаборатории, производстве.

Для осуществления данного проекта

-учащиеся должны знать: строение, физические, химические свойства аммиака , его получение, применение;

учащиеся должны уметь: выполнять химический эксперимент, осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. В результате работы над проектом учащиеся учатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни:

-объяснять химические явления, происходящие в быту;

-приобрести экологически грамотное поведение в окружающей среде;

-приобрести навыки безопасной работы с веществами в лаборатории, быту;

-приобрести умение осуществлять оценку качества отдельной химической продукции;

-критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из различных источников;

Продукт деятельности: технико - экономический проект нового моющего средства.

Оборудование: реактивы – изопропиловый спирт, аммиак, бутылочка с пульверизатором, защитные очки, ватный тампон, лупа.

Главная задача школьного образования показать прикладное значение химических знаний. В повседневной жизни каждый из нас сталкивается с огромным количеством искусственных и синтезированных химических веществ. Многие из них представляют опасность. Следует уметь грамотно обращаться с ними, для того чтобы не приносить вреда себе и окружающей среде. Одним из распространенных веществ, употребляемых в быту, является аммиак. Он находит широкое применение в промышленности и жизни человека и имеет огромное практическое значение. Он входит в состав большинства средств для мытья окон. Для нас аммиак, безусловно, яд. При попадании на кожу концентрированный раствор аммиака может вызвать сильные химические ожоги, при вдыхании большого количества аммиака может наступить отек легких. Тем не менее, человек пользуется средством зачастую не видя последствий этого. Поэтому данный проект рассматривает проблему формирования у учащихся представления о положительном и негативном влиянии аммиака на организм человека, а также его практическом значении.

Этапы реализации проекта

1. Подготовка (погружение в тему проекта)

В ходе подготовки определяется цель проекта

-создание нового средства для мытья окон

Основные задачи, которые ставят учащиеся

1. Проанализировать состав стандартных средств для мытья окон;

2. На основе химического эксперимента создать собственное средство для мытья окон;

3. Провести анализ качества стандартного средства и собственного;

4. Разработать название, инструкцию о способе применения и хранения полученной продукции;

2. Планирование (организации деятельности по решению задач проекта)

Деятельность учащихся осуществляется в соответствии с составленным планом. Примерное планирование выглядеть может следующим образом:

а) провести анализ компонентов, входящих в состав стандартных средств для мытья окон. Провести испытание одного из стандартных средств для мытья окон, переписать с этикетки его химический состав, разобрать принцип моющего действия. Обычно в состав моющих средства входит при основных компонента:

-вода (удаление всех видов загрязнения, кроме жиров и масел)

-изопропиловый спирт (смягчающий агент)

-аммиак (удаление жира и масел)

При растворении аммиака в воде происходит образование гидроксид-ионов, которые переводят жиры в водорастворимые соединения. Грязь находящаяся под слоем жира, удаляется вместе с ним.

Для обеспечения техники безопасности учащимся лучше предложить готовые рецепты (см.табл)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе неуклонно возрастает значение образования, с его развитием связывают духовный культурный и нравственный потенциал общества, успехи социально-политических реформ, перспективы научно- технического роста, интеграцию в мировое сообщество, и, в конечном итоге - человеческую цивилизацию в целом. В рыночных условиях становится очевидным, что высокое качество жизни также обеспечивается качеством образования, гарантирующим человеку конкурентоспособность и успешную адаптацию к деятельности в меняющихся условиях труда и производства. При этом основой стабильности и способности самореализации личности становится качественное образование.

Сложнейшей задачей, поставленной перед педагогической наукой и практикой, является разработка новых подходов в деле обучения, перехода от инструктивно- информационного взаимодействия к удовлетворению образовательных запросов, к личностно- ориентированному обучению. Успешность специалиста начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, готовности к активному участию в преобразовании своей жизни и жизни страны, умению неординарно подойти к решению проблемы. Учитель должен почувствовать необходимость инновационной деятельности, профессиональную готовность к ведению инноваций в практику. Для достижения этих целей учителю необходимо использовать различные активные формы и методы работы с учащимися. Необходимо соблюдать принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Главная цель образовательного процесса – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

Процесс обучения в современной школе определяют как целенаправленное, последовательное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

В рамках такой концепции обучения одной из задач, стоящих перед учителем является повышение эффективности учебного труда учащихся, создания условий для формирования их рефлексивных умений. Традиционные методы закрепления и контроля знаний: пересказ учебного материала, проверочные и контрольные работы, хороши тем, что показывают, насколько точно усвоен материал. Однако они не позволяют выявить то, как ученик научился применять знания, оперировать ими. Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления знаний. И задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а более практичная – создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Ясно, что ученик сам не научиться этому не сможет. Учитель направляет, контролирует деятельность ученика.

Ребенок в современном мире должен обладать функциональной грамотностью, то есть использовать полученные знания в его взаимодействиях с социумом (уметь прочитать инструкцию, заполнить анкету и т.д.) Но проблем в развитии функциональной грамотности школьников предостаточно. Современные учебники перегружены материалом, часто неинтересными текстами, сложными в изложении и понимании. В них отсутствует информация актуальная для учеников, нет логических заданий к текстам, нет четкой системы работы с ключевыми понятиями, определениями. Также учебники не содержат информации, представленной в графиках, таблицах, кластерах, схемах, редко дают ученику возможность использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Таким образом, стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода.

С позиций компетентностного подхода уровень образованности в настоящее время определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся у субъекта знаний и умений. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности учащихся использовать полученные знания и умения.

Компетентность предполагает не столько наличие у ученика значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения, и в нужный момент использовать их в практической деятельности, в новых нестандартных ситуациях.
К числу важнейших предметных компетентностей курса биологии за среднее общее образование можно отнести:

Эколого-природоохранные компетентности предусматривают соблюдение правил поведения в природе, участие в мероприятиях по сохранению естественной природы как главного фактора благополучия человечества, понимание последствий деятельности человека в окружающей среде, использование природных ресурсов, оценку влияния собственных поступков на живые организмы и экосистемы, моральную ответственность за сохранение биоразнообразия как основы устойчивости биосферы.

Здоровьесберегающие компетентности включают понимание влияния физического труда и спорта на здоровье человека, соблюдение правил личной и общественной гигиены, здорового образа жизни, безопасного для жизни поведения в окружающей среде; обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека, последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на репродуктивное здоровье, на развитие зародыша человека, оказание первой помощи при несчастных случаях, предупреждение и профилактика заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями, распространение эпидемий, забота о собственном здоровье и здоровье окружающих. Задания, проверяющие здоровьесберегающие компетентности, направлены на выявление знаний причинно-следственных связей, существующих в организме человека, на установление зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, на определение отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Информационные компетентности предусматривают умения работать со справочной литературой, текстом и рисунками учебника, информацией в разных источниках, в том числе сети Интернет, ее анализ; работу со СМИ.

Практико-исследовательские компетентности включают умения планировать исследование в соответствии с поставленными задачами, описывать и объяснять результаты эксперимента и наблюдений, обнаруживать причинно-следственные связи, принимать решения об использовании тех или иных процедур для проведения исследования в конкретной ситуации; работать с биологическим оборудованием, проектировать, моделировать биологические процессы; решать доступные биологические задачи. Задания, проверяющие практико-исследовательские компетенции, нацелены на проверку умений учащихся применять биологические знания для объяснений процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами и инструментами, объяснять результаты экспериментов и наблюдений за биологическими объектами.

Использование творческих задач на уроках биологии значительно повышает эффективность обучения. Творческая задача – это задача, при решении которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений. При решении таких задач могут потребоваться знания из различных разделов физики, химии, географии и т.д. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных.

Творческие задачи на уроках биологии позволяют:

– обобщить, повторить и усвоить учебный материал;
– ознакомить учащихся с достижениями в области естественных наук;
– развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;
– формировать навыки совместной работы;
– установливать межпредметные связи.

Творческие задания применимы на уроках по различным темам. Однако их использование требует большего времени, дополнительной подготовки учителя и учащихся. Вести урок, где применяется проблемный подход, сложнее, чем проводить урок в объяснительно-иллюстративной форме. Тем не менее, эти уроки оказывают положительное влияние на учащихся, формируя у них интерес к биологии, развивая творческое мышление.

Активные или интерактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Интерактивные методы своей целью ставят организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использование этой модели обучения на своих уроках, помогает организовать познавательную деятельность учащихся, развивать функциональную грамотность школьника. Поэтому в структуру урока включаю интерактивные технологии, технология критического мышления, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Учебный процесс организую таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность. Эта деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Любую форму работы на уроке можно охарактеризовать как активную, если она позволяет управлять процессом учения, способствует самостоятельности решения, стимулирует учебную деятельность. На уроках провожу групповые самостоятельные работы, которые дают возможность учащимся увидеть новое в знакомом, двигаться от простого материала к более сложному, уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. На уроке представлены карточки- задания, которые направлены на изучение учебного материала на обязательном уровне. Для эффективности контроля усвоения знаний и возможности коррекционной работы предлагаются многовариантные разноуровневые контрольные измерители. Материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета и способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразова­ния.

Ожидаемый результат такой работы:

- добывание знаний строиться на принципах проблемного обучения,
- развивает навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах,
- развивает умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии,
- воспитывает целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности и толерантности.

-создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения,

- формирует учебную мотивацию ,

-дифференцирует и индивидуа­лизирует учебный процесс

- развивает умения критически оценивать и отбирать нужную информацию, адекватно воспринимать жизненно важные сведения,

Такая система работы учителя:

- позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприя­тия учащимися;

- создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения.

- комплексно планировать и решать задачи образования, воспитания и общего развития школьников;

- изучать реальные учебные возможности школьников;

- прогнозировать ожидаемые результаты школьников в учебе;

- определить оптимальную структуру урока и темп обучения учащихся;

- выделить главное, существенное в содержании учебного материала.

Справочник руководителя образовательного учреждения №11 (59)2011 г М.Г.Кадирберлина

Справочник руководителя образовательного учреждения №3 (40)2010 г В.Д. Милованова

Справочник руководителя образовательного учреждения №10 (58)2011 г Г.Ж. Абдыкалыева, Л.Ш. Ташева

Биология в Казахстанской школе. №6(48)-2012 г г Алматы

2.Биология в Казахстанской школе. №1(43)-2012 г,№1(25)-2009 г, №4(22)-2008 г. г .Алматы

Читайте также: