Институт власти доклад социология

Обновлено: 19.05.2024

Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

  • исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей;
  • система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей;
  • совокупность лиц, учреждений, выполняющих определенную социальную функцию;
  • система норм, социальных ролей и стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

Социальный институт - это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.

Социальные институты призваны регулировать общественные отношения в различных сферах жизни общества.

Для примера рассмотрим социальный институт брака. Брак рассматривается здесь не только как союз молодоженов, а как определенная система норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Каждый человек, входящий в тот или иной социальный институт должен выполнять соответствующие требования. Если же он не выполняет предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника - занимаемой должности и т.д.).

Социальные институты выполняют в обществе ряд функций:

  • воспроизводственная (закрепление и воспроизводство норм и правил общественных отношений);
  • регулятивная (организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах жизни);
  • социализация (передача социального опыта предшествующих поколений);
  • интегративная (объединение, взаимодействие и взаимоответственность членов общества);
  • коммуникативная (распространение информации внутри института, поддержание взаимосвязи с другими институтами).

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения - роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.
Козырев Г. И. Основы социологии и политологии.

  • наличие социальных ролей (руководитель, подчиненный);
  • наличие определенных норм и правил поведения;
  • наличие функции, выполняемой в обществе;
  • наличие сети учреждений.

↑ Виды социальных институтов

Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими её достижение.

Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты:

  • политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);
  • экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения, материальное производство, биржи и т.д.);
  • институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.);
  • институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);
  • духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.).

Внутри фундаментальных институтов общества существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты

В современном обществе существует несколько основных социальных институтов: институт семьи и брака, институт государства, институт производства и распределения, институт образования, институт религии, наличие которых делает общество более устойчивым.
Семья - важнейший социальный институт родства, основанный на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Государство - основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.

Образование - социальный институт культуры, обеспечивающий овладение ценностями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.

Церковь - социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов.

Наука - особый социальный институт, деятельность которого связанна с созданием системы знаний о действительности, природе, культуре, обществе и человеке.

Право - социальный институт, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

↑ Развитие социальных институтов и институциализация

Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Процесс становления социальных институтов в обществе называется институциализация.

Цель исследования – проанализировать власть как объект социологического исследования.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- изучить сущность власти;
- проанализировать власть как объект и предмет социологического исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность власти 5
2. Власть как объект и предмет социологического изучения 10
3. Российские директора и региональная власть. Поиск оптимальных моделей взаимодействия…………………………………………..…………. 15
3.1 Отношения директорского корпуса к власти в оценках директоров и региональных экспертов……………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Реферат - Власть как социальный институт.doc

Понятие власти дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношение из всей суммы общественных отношений.

Присутствующая в обществе как целостное начало, способное выступать во множестве проявлений с единой функцией - служить организационным и регулятивно-контрольным средством или способом существования политики, власть наделена и единым принципом деятельности - командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т.п.).

Проблема власти во всех ее аспектах продолжает занимать умы, как профессиональных политиков, так и теоретиков - философов, социологов, политологов, ученых самых разных специальностей. Без преувеличения можно сказать, что любая социально-политическая доктрина отводит проблеме власти и механизмам ее реализации центральное место

Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Цель исследования – проанализировать власть как объект социологического исследования.

В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:

- изучить сущность власти;

- проанализировать власть как объект и предмет социологического исследования.

- обработка, анализ научных источников;

- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – власть

1. Сущность власти

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения 1 .

Сами по себе перечисленные мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

Власть - это специальный социальный институт, который взаимоопределяет социальные отношения и поведение индивида 2 .

Власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от социального управления власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосреднованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. Основными компонентами власти являются: ее субъект, объективные средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их во власти партий. Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Структурные основания власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований как страх, интерес, убеждение.

2. Власть как объект и предмет социологического изучения

Власть выражает хорошо известное каждому состояние подчиненности своего мышления, воли, действия каким-либо внешним силам, которые преломляются в собственном сознании как добровольно принятая или продиктованная извне необходимость принять от властей земных или небесных то или иное решение.

Социологический анализ содержания феномена политической власти, безусловно, представляет собой самостоятельный и значительный интерес. Для раскрытия сути данного утверждения обратимся к мнениям отечественных и зарубежных специалистов по поводу специфики социологического подхода к изучению явлений власти и политической жизни в целом.

В научной литературе указанная специфика зачастую анализируется в свете выяснения предметного соотношения между политологией и политической социологией.

Ю.Е. Волков утверждает, что специфика социологии политики в отличие от философии, юриспруденции, политологии и наук, изучающих тот же объект видится в том, что она исследует его с позиций, характерных для социологического подхода вообще, т.е. с позиций анализа жизнедеятельности гражданского общества и существующих в нем различных социальных групп, условия и образа их жизни, их интересов и социального действия, взаимоотношений между ними, их отношения к государственной власти и проводимой ею политике, проявляющегося, в частности, в общественном мнении 8 .


  • культуру,
  • творчество,
  • экономику,
  • психологию,
  • образование,
  • науку,
  • семью.

Вообще же власть – довольно абстрактное понятие и в каждом аспекте трактуется по-своему. Поэтому, до сих пор возникают проблемы с однозначным её определением. Как правило, в определенной научной отрасли власть рассматривается через взаимодействие с другими социально актуальными понятиями. Ну а разговоры о природе власти как таковой, выполняемых функциях и формах, в которых она существует, до сих пор не умолкают.

Организация общества с социальной точки зрения, приводит к необходимости властвования. С другой стороны, сам процесс организации немыслим без властных отношений, которые и являются регулятором организации социума.

Т.Гоббс придерживался мнения, что власть является важнейшим условием для существования общества в целом. Признание власти ведёт к порядку. Возможен порядок именно тогда, когда каждый член общества может рассчитывать на установленные властью границы и на саму власть, следящими за соблюдением установленных границ.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Центральным понятием среди институтов власти можно смело назвать государство. Оно имеет право и обязанность выступать от лица народа, представлять его интересы. Так же оно гарантирует защиту прав и свобод, очерчивает допустимые нормы, пресекает их нарушение.

Государство может опираться на общегосударственные и групповые интересы. Причём эти интересы могут:

  • быть в компромиссе и консенсусе, когда интересы государства базируются на интересах всех групп внутри него;
  • интересы государства прямо соотносятся с интересами одной или нескольких групп, которые доминируют над интересами других граждан; возможно так же полное исключение социальной группы или социальных групп из принятия важных общественных решений;
  • полное подавление прав и свобод большинства или всех групп, причём как обоснованное, так и безосновательное.

Ключевые понятия социологии власти

Макс Вебер в начале 20 века заговорил о том, что власть не является лишь политическим определением. Власть – это социальный механизм, социально значимый институт. Таким образом, он впервые ввёл определения с точки зрения социологии понятия.

Вебер говорил, что власть, как социальное явление, это всего лишь взаимодействие между двумя и более субъектами, когда выявляется их социальное неравенство. Таким образом, происходит навязывание одним субъектом другим (другому) своей воли, мнения, убеждений. То есть, один субъект начинает иметь над другим (другими) власть.

Властные отношения по Веберу, имеют характерные черты:

  • власть не определяет и не принадлежит человеку, а заложена в его взаимодействия с другими людьми;
  • власть неоднородна, непостоянна и выражается в терминах возможности и вероятности;
  • основу власти составляют все имеющиеся взаимодействия и отношения между индивидами или социальными группами.

Вебер считал, что власть всегда проявляется в виде противодействия кому-то. Она изначально конфликтна и служит для отстаивания интересов одной группы или индивидуума вопреки интересам других (другого).

С точки структурно-функциональной трактовки власти Т. Парсонсоном, она являет собой закреплённые отношения между субъектами, заставляет их действовать в рамках закреплённых социальных ролей. Он выделял две самые основные роли: управленцы и управляемые.

Системная концепция утверждает, что политическая система качественно отличается от всех остальных и выражается в процессе взаимодействий в обличии признанных ролей. Авторитарное распределение ценностей в обществе приводит к избытку их у одних субъектов и необходимости бороться за них у других субъектов.

Власть – необходимый атрибут социальных отношений. Благодаря власти материальные и духовные ценности достигаются с помощью совместной деятельности. Люди мотивируются на социально приемлемые поступки, на следование правилам и традициям.

Как социальный феномен, власть обладает:

  • формальными правилами, которые регламентируют поведение субъекта;
  • языком;
  • временем влияния;
  • сферой и пространством влияния.

Всё это способствует выработке ориентиров для каждого субъекта, чтобы он мог успешнее достигать свои цели.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Современная концепция Х. Арендта, Ю. Хабермаса, Н. Лумана утверждает так же, что, в условиях современного общества, власть служит не методом борьбы, подавления и сдерживания определённых людей. А, наоборот, способствует сближению и примирению различных, прежде разрозненных, групп. Например, способствует преодолению языковых противоречий, предвзятого отношения к людям определённого этноса, религии, национальности.

Субъектами власти принято считать государство и его институты, которые наделены определёнными полномочиями. Объектами власти принято называть непосредственно людей и социально выделенные группы.

Источниками власти являются принятые и признанные законы; авторитет, харизма и умение руководителя; навыки; идеи и знания, которые могут помочь выйти социуму на качественно новый уровень. В основании власти находятся все её источники, которые способствуют достижению наиболее значимых целей общества.

Таким образом, социальный подход к понятию власти рассматривает её с точки зрения взаимоотношений людей и затрагивает как участие в противоречиях, отстаивание границ допустимого, так и установление примирения между некогда враждующими слоями общества.


В социологии управления общество отождествляется со всем населением определенного государства, а государство рассматривается как механизм социальной самоорганизации общества. Функционирование общества невозможно без такого социального феномена как власть. В социологии сложилось три основных подхода к определению сущности власти:

- признание власти как свойства социальной системы, когда власть рассматривается как необходимый атрибут структуры организации, представленной в виде социальной иерархии;

- власть как специфический тип межличностных отношений;

- власть как имманентный атрибут личности, обусловленный ее внутренней структурой.

В социологии управления различают несколько видов власти:

- нормативная власть воздействует через механизм законов и образцов поведения, принятых в данном обществе;

- информационная власть базируется на владении ценной информацией различного характера - от деловой информации, необходимой для успешного функционирования организации и общества в целом до информации интимного характера, позволяющей осуществлять шантаж;

- власть принуждения и власть вознаграждения основаны на ресурсах субъекта управления и ожиданиях объекта управления;

- позиционная власть, которая исходит от формального руководителя и зависит от его должности;

- персональная власть зависит от неформального личностного авторитета лидера.

Власть можно рассматривать как в рамках конкретной организации, так и в масштабах всего общества, когда субъектами власти являются социальные институты.

В доиндустриальных обществах семейно-родовые и религиозные институты регламентировали всю жизнедеятельность общества. С развитием социальной жизни и появлением новых сфер жизнедеятельности появляются и новые социальные институты, изменяется их роль в жизни общества. Так, с развитием рыночных отношений в постсоветской России появились институты собственности, рынка и т.п., а в социальной сфере - институт социальной защиты, наряду с существовавшими ранее институтами семьи, здравоохранения, образования и т.п. В современном российском обществе наблюдается острое противоречие между институтами политики и экономики. Процесс первоначального накопления капитала, неравномерность его приращения в различных сферах деятельности, неограниченный характер свободы предпринимательства порождают и углубляют экономическое неравенство в обществе. Это создает угрозу для политической демократии, развития гражданского общества, которые ориентированы на создание равных возможностей для всех людей и их объединений и равных возможностей влияния на политические решения. Неравенство в богатстве, профессиональном и общественном статусе влияет на политику: организации, представляющие бизнес, имеют большие возможности влиять на законодательные органы, а группы интересов не располагают равными политическими ресурсами. Это входит в противоречие с природой демократии и гражданского общества, которое является важнейшей составляющей демократии. Тенденция использования имущими слоями населения принципов свободы и равенства в своих эгоистических интересах проявилась в западных странах уже в ХIХ в. В любом обществе демократия всегда относительна, так как свобода приводит к конфликту между индивидами, реализующими свои интересы в обществе. Эти конфликты необходимо разрешать с помощью разумно обоснованной авторитарности власти.

В современном демократическом обществе существует два основных варианта демократии: конфликтная (мажоритарная) и унитарная (консенсуальная). Конфликтная демократия - это система представительства в институтах государственного управления по принципу правления большинства при равном и тайном участии в голосовании. Цель такой демократии - разрешение споров и конфликтов. Унитарная демократия базируется на принципах взаимного согласия, общности интересов и дружеских взаимоотношениях. В условиях социальной иерархии сфера ее применения ограничена, так как капиталистические отношения основаны на доминировании индивидуальных интересов. В данных условиях возрастает роль государства как субъекта управленческих действий. Государство в этой ситуации должно решать задачи на общенациональном государственном уровне с учетом интересов всех социальных групп для объединения нации и всего общества. Государству, стремящемуся к построению гражданского общества, необходимо допускать наличие обеих демократий, так как каждая демократия в отдельности является ограниченной.

В современной России связка - реальное государство и еще не сформировавшееся гражданское общество - пока отсутствует, так как не у всех слоев населения еще сформировано гражданское сознание, а со стороны государственных органов и госслужащих, представляющих государство, иногда отсутствует уважение прав и свобод членов общества.

Читайте также: