Функции конституции рф доклад

Обновлено: 17.05.2024

Основной закон государства. Остальное законодательство не должно противоречить нормам, закрепленным в Основном законе.

Конституция- база текущего законодательства. Законодательство страны развивает положения Конституции, произрастает из них и не может им противоречить. Чтобы обеспечить высшую юридическую силу Конституции по отношению к остальному законодательству, порядок ее принятия обычно более сложный, чем порядок принятия закона. Как правило, Конституция принимается парламентом- высшим законодательным органом государства –квалифицированным большинством(не менее 2\3 депутатов) либо всенародным референдумом. Аналогичен и порядок внесения поправок. В ряде государств предусмотрена ратификация поправок (помимо их принятия парламентом) субъектами федерации (например в США и России).

Юридическое верховенство состоит в том, что Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции.

Функции Конституции – различные проявления ее назначения и влияния на жизнь общества и государства. Основными функциями Конституции являются следующие:

1. Учредительная функция состоит:

- в подтверждении существующего общественного порядка

Конституция может иметь учредительное значение для политической системы в целом (например учреждение новой формы правления- республики вместо монархии) или для отдельных государственных институтов (учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т.д.).

3. Внешнеполитическая функция заключается в том, что Конституция:

- закладывает основные направления внешней политики

- служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.

4. Идеологическая функция проявляется в том, что Конституция закладывает основы мировоззрения.

5. Юридическая функция состоит в том, что Конституция:

- становится основой правопорядка в обществе

- непосредственно порождает права и обязанности

- служит фундаментом и ориентиром для принятия всех остальных нормативно- правовых актов.


9. Развитие отечественной Конституции.

В начале 1990-х гг возникла необходимость смены Конституции. Это было обусловлено следующими причинами:

- Конституция РСФСР 1978 г. принималась как конституция республики в составе СССР, а в 1991г.СССР распался

- В 1991г. прекратила свое существование КПСС, руководящая роль которой закреплялась в Конституции РСФСР 1978г.

- В 1992г. в России началась радикальная экономическая реформа, а Конституция закрепляла социалистический уклад экономики.

- Реальностью в России стала многопартийность

- Введен пост Президента РФ, что повлияло на соотношение политических сил в стране

- Старая система власти уже не работала, а новая не была закреплена конституционно, что обострило борьбу между различными ветвями власти

Эти и другие причины в начале 90-х гг привели к необходимости коренных конституционных реформ и принятия Основного закона.

2. Борьба за власть между законодательной (Съезд народных депутатов РСФСР-РФ) и исполнительной (президент, правительство) ветвями власти стала главной причиной торможения конституционного процесса.




Комиссия по подготовке новой Конституции, созданная 22 июня 1990 г. на 1 Съезде народных депутатов РСФСР, разработала проект Конституции РФ. Попытки принять его (весна- осень 1992г., весна 1993г.) окончились безрезультатно. Проект предусматривал контроль парламента за правительством и президентом, что не устраивало сторонников президента (около 45% парламента). В России наступил конституционный кризис.

- чрезмерные полномочия Президента РФ (право назначать министров без согласия парламента и др.)

- слабую роль парламента, фактически лишение его контрольной функции

- слабый контроль судебной власти за деятельностью исполнительной власти

- иные положения, вызвавшие неприятие у Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.

24 июня 1993г. парламент отказался сотрудничать с Конституционным совещанием, а президент – с парламентом.

21 сентября 1993г. Президент РФ своим Указом № 1400 распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ, что не было предусмотрено Конституцией.

Противостояние между сторонниками и противниками президента завершилось трагическими событиями 3-4 октября 1993 г. (штурмом здания парламента и подавлением его сторонников).

4. На 12 декабря 1993г. были назначены референдум по вопросу принятия новой Конституции и выборы в новый парламент. На референдум был вынесен проект Конституции, выработанный конституционным совещанием, с незначительными дополнениями.

12 декабря 1993г. Конституция РФ была принята большинством избирателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в силу.

. Вопрос раскрыт плохо. – искать ответ в интернете. Конспект – со стр. 12


10. Конституции (уставы) субъектов РФ как источники российского конституционного права РФ.

Конституции республик в составе РФ

Конституции республик – акты учредительного характера, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.

Есть только в таких субъектах как республики. Ст.66 КРФ закрепляет, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики.

Наличие конституции у республики напрямую вытекает из ее статуса как гос-ва в составе Федерации, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции.

Конституция закрепляет статус данного субъекта в составе РФ:

1) основы взаимоотношений с Федерацией

2) полномочия субъекта

3) систему его органов гос.власти

4) организацию МСУ

Все иные н.а. субъекта не могут противоречить основному закону.

В некоторых республиках имеются конституционные суды, которые разрешают дела о соответствии всех н.п.а. субъектов Федерации их конституциям.

Установлен особый порядок принятия конституций, их пересмотра, изменения, внесения поправок:

1. принятие конституции отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов – квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая конституция принимается на основе всенародного референдума.

2. вносить предложения о пересмотре, поправках, изменениях могут:

· Депутаты законодат-го органа (1/3, 1/5 и др.)

· КС, Арбитражный Суд

3. существуют нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных статей или глав. Это главы об основах КС республики, правах и свободах граждан.

4. обязательное соответствие КРФ

Уставы субъектов РФ

Уставы субъектов - акты учредительного характера, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.

Есть во всех субъектах (края, области, города фед.значения, авт.область, авт.округа), кроме республик. Статус этих ↑ субъектов, которые являются не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, определяется федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта.

Устав закрепляет статус данного субъекта в составе РФ:

6) основы взаимоотношений с Федерацией

7) полномочия субъекта

8) систему его органов гос.власти

9) организацию МСУ

Все иные н.а. субъекта не могут противоречить основному закону.

В некоторых областях имеются уставные суды, которые разрешают дела о соответствии всех н.п.а. субъектов Федерации их уставам.

Установлен особый порядок принятия уставов, их пересмотра, изменения, внесения поправок:

1. принятие устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов – квалифицированным большинством.

В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на терр-ии данного субъекта.

В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект м/б внесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).

2. вносить предложения о пересмотре, поправках, изменениях могут:

· Депутаты законодат-го органа (1/3, 1/5 и др.)

· Глава исполнительной власти, губернатор

· Граждане (иногда, 2% - в Приморье, 25 тыс. в Саратовской обл.)

· Постоянные комиссии законодат-го органа (Курская обл.)

· Судебные органы, прокурор области (Воронежская обл.)

3. существуют нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных статей или глав. Это главы об основах КС субъекта, правах и свободах граждан.

4. обязательное соответствие КРФ

Республика – гос-во в составе РФ (поэтому есть Конституция) – ч.2 ст.5 КРФ.

Др. субъекты – гос-территориальные образования или нац-террит-е образования.

Юридические свойства Конституции –ее признаки как Основного закона государства.

Основные юридические свойства Конституции:

- Основной закон государства

- База текущего законодательства

- Особый порядок принятия и изменения

- Высшая юр.сила (ч.1ст.15)

- Особая охрана, защита (гражданским обществом, президентом, констит.судом, самой констит-й – порядок пересмотра)

Основной закон государства. Остальное законодательство не должно противоречить нормам, закрепленным в Основном законе.

Конституция- база текущего законодательства. Законодательство страны развивает положения Конституции, произрастает из них и не может им противоречить. Чтобы обеспечить высшую юридическую силу Конституции по отношению к остальному законодательству, порядок ее принятия обычно более сложный, чем порядок принятия закона. Как правило, Конституция принимается парламентом- высшим законодательным органом государства –квалифицированным большинством(не менее 2\3 депутатов) либо всенародным референдумом. Аналогичен и порядок внесения поправок. В ряде государств предусмотрена ратификация поправок (помимо их принятия парламентом) субъектами федерации (например в США и России).

Юридическое верховенство состоит в том, что Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции.

Функции Конституции – различные проявления ее назначения и влияния на жизнь общества и государства. Основными функциями Конституции являются следующие:

1. Учредительная функция состоит:

- в подтверждении существующего общественного порядка

Конституция может иметь учредительное значение для политической системы в целом (например учреждение новой формы правления- республики вместо монархии) или для отдельных государственных институтов (учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т.д.).

3. Внешнеполитическая функция заключается в том, что Конституция:

- закладывает основные направления внешней политики

- служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.

4. Идеологическая функция проявляется в том, что Конституция закладывает основы мировоззрения.

5. Юридическая функция состоит в том, что Конституция:

- становится основой правопорядка в обществе

- непосредственно порождает права и обязанности

- служит фундаментом и ориентиром для принятия всех остальных нормативно- правовых актов.


9. Развитие отечественной Конституции.

В начале 1990-х гг возникла необходимость смены Конституции. Это было обусловлено следующими причинами:

- Конституция РСФСР 1978 г. принималась как конституция республики в составе СССР, а в 1991г.СССР распался

- В 1991г. прекратила свое существование КПСС, руководящая роль которой закреплялась в Конституции РСФСР 1978г.

- В 1992г. в России началась радикальная экономическая реформа, а Конституция закрепляла социалистический уклад экономики.

- Реальностью в России стала многопартийность

- Введен пост Президента РФ, что повлияло на соотношение политических сил в стране

- Старая система власти уже не работала, а новая не была закреплена конституционно, что обострило борьбу между различными ветвями власти

Эти и другие причины в начале 90-х гг привели к необходимости коренных конституционных реформ и принятия Основного закона.

2. Борьба за власть между законодательной (Съезд народных депутатов РСФСР-РФ) и исполнительной (президент, правительство) ветвями власти стала главной причиной торможения конституционного процесса.

Комиссия по подготовке новой Конституции, созданная 22 июня 1990 г. на 1 Съезде народных депутатов РСФСР, разработала проект Конституции РФ. Попытки принять его (весна- осень 1992г., весна 1993г.) окончились безрезультатно. Проект предусматривал контроль парламента за правительством и президентом, что не устраивало сторонников президента (около 45% парламента). В России наступил конституционный кризис.

- чрезмерные полномочия Президента РФ (право назначать министров без согласия парламента и др.)

- слабую роль парламента, фактически лишение его контрольной функции

- слабый контроль судебной власти за деятельностью исполнительной власти

- иные положения, вызвавшие неприятие у Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.

24 июня 1993г. парламент отказался сотрудничать с Конституционным совещанием, а президент – с парламентом.

21 сентября 1993г. Президент РФ своим Указом № 1400 распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ, что не было предусмотрено Конституцией.

Противостояние между сторонниками и противниками президента завершилось трагическими событиями 3-4 октября 1993 г. (штурмом здания парламента и подавлением его сторонников).

4. На 12 декабря 1993г. были назначены референдум по вопросу принятия новой Конституции и выборы в новый парламент. На референдум был вынесен проект Конституции, выработанный конституционным совещанием, с незначительными дополнениями.

12 декабря 1993г. Конституция РФ была принята большинством избирателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в силу.

. Вопрос раскрыт плохо. – искать ответ в интернете. Конспект – со стр. 12


10. Конституции (уставы) субъектов РФ как источники российского конституционного права РФ.

Конституции республик в составе РФ

Конституции республик – акты учредительного характера, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.

Есть только в таких субъектах как республики. Ст.66 КРФ закрепляет, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики.

Наличие конституции у республики напрямую вытекает из ее статуса как гос-ва в составе Федерации, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции.

Конституция закрепляет статус данного субъекта в составе РФ:

1) основы взаимоотношений с Федерацией

2) полномочия субъекта

3) систему его органов гос.власти

4) организацию МСУ

Все иные н.а. субъекта не могут противоречить основному закону.

В некоторых республиках имеются конституционные суды, которые разрешают дела о соответствии всех н.п.а. субъектов Федерации их конституциям.

Установлен особый порядок принятия конституций, их пересмотра, изменения, внесения поправок:

1. принятие конституции отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов – квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая конституция принимается на основе всенародного референдума.

2. вносить предложения о пересмотре, поправках, изменениях могут:

· Депутаты законодат-го органа (1/3, 1/5 и др.)

· КС, Арбитражный Суд

3. существуют нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных статей или глав. Это главы об основах КС республики, правах и свободах граждан.

4. обязательное соответствие КРФ

Уставы субъектов РФ

Уставы субъектов - акты учредительного характера, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.

Есть во всех субъектах (края, области, города фед.значения, авт.область, авт.округа), кроме республик. Статус этих ↑ субъектов, которые являются не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, определяется федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта.

Устав закрепляет статус данного субъекта в составе РФ:

6) основы взаимоотношений с Федерацией

7) полномочия субъекта

8) систему его органов гос.власти

9) организацию МСУ

Все иные н.а. субъекта не могут противоречить основному закону.

В некоторых областях имеются уставные суды, которые разрешают дела о соответствии всех н.п.а. субъектов Федерации их уставам.

Установлен особый порядок принятия уставов, их пересмотра, изменения, внесения поправок:

1. принятие устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов – квалифицированным большинством.

В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на терр-ии данного субъекта.

В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект м/б внесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).

2. вносить предложения о пересмотре, поправках, изменениях могут:

· Депутаты законодат-го органа (1/3, 1/5 и др.)

· Глава исполнительной власти, губернатор

· Граждане (иногда, 2% - в Приморье, 25 тыс. в Саратовской обл.)

· Постоянные комиссии законодат-го органа (Курская обл.)

· Судебные органы, прокурор области (Воронежская обл.)

3. существуют нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных статей или глав. Это главы об основах КС субъекта, правах и свободах граждан.

4. обязательное соответствие КРФ

Республика – гос-во в составе РФ (поэтому есть Конституция) – ч.2 ст.5 КРФ.

Др. субъекты – гос-территориальные образования или нац-террит-е образования.

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ…………………………. 5
1.1. Конституция - основной закон государства……………………………….…5
1.2. Юридическое верховенство………………………………………………….10
1.3. База текущего законодательства……………………………………………..11
1.4. Особый порядок принятия и изменения…………………………………….13
2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РФ……………………………………………. …17
2.1. Учредительная функция……………………………………………………. 17
2.2. Организаторская функция……………………………………………………19
2.3. Внешнеполитическая функция……………………………………………. 21
2.4. Идеологическая функция……………………………………………………..22
2.5. Юридическая функция………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Функции Конституции.doc

Опыт собственной истории подтверждает это. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и прежде всего перехода политической власти - по терминологии того времени - в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается "в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма. ". 32

Учредительную функцию выполняла и Конституция СССР 1977 г., а также построенная в полном соответствии с нею Конституция РСФСР 1978 г. Руководство стоявшей в то время у власти Коммунистической партии интенсивно стимулировало исследования по теории власти при социализме. Называть ее "диктатурой рабочих и крестьян" становилось бессмысленно, поскольку уже не было объекта, в отношении которого ранее считали диктатуру необходимой (т.е. врагов или противников строя), да и общество все более консолидировалось - трудящимися были все, особых различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией не было. В итоге родилась теория зрелого, или развитого, социализма. Родилось конструктивное воззрение на суть власти. Ее должны осуществлять все слои общества, т.е. рабочие, крестьяне и интеллигенция; государство, следовательно, становится общенародным, а общество образует целостный, не раздираемый внутренними противоречиями организм, единую политическую систему.

В итоге, Конституция СССР 1977 г. сыграла исключительно важную роль в постепенном движении нашей страны в сторону реального народовластия, демократии. Как учредительный документ она юридически закрепила природу Советского государства как общенародного, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, расширение социальной основы СССР как нерушимого союза всех указанных слоев общества, преобразование органов государственной власти в Советы народных депутатов, рост экономики и превращение ее в единый народнохозяйственный комплекс страны, объединение усилий всех государственных и общественных организаций в рамках политической системы советского общества, в котором руководящей силой является КПСС.

Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ 1993 г., причем в целом и несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г., неоднократно реформировавшейся. Учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.

2.2. Организаторская функция

Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. 33 Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции.

Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. В социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.).

2.3. Внешнеполитическая функция

Здесь уместно будет упомянуть политическую функцию, выделяемую некоторыми авторами. Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Близко к ней примыкает внешнеполитическая функция конституции, суть которой состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

2.4. Идеологическая функция

Идеология вообще - это "система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений". 34

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Такая функция также присуща и нашей Конституции. Но есть ли основания для этого утверждения? Ведь в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Выходит, наша действующая Конституция - как бы деидеологизированный документ.

Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. За примерами далеко ходить не надо. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь наш Основной Закон 1993 г.

Однако в ином плане конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидны одна идеология в категорическом отрицании частной собственности (это делали советские конституции), и совсем противоположная в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в стране (Конституция РФ 1993 г.).

Или, к примеру, закрепление в Конституции СССР 1977 г. однопартийной системы с руководящей ролью КПСС и, наоборот, политического плюрализма в Конституции РФ 1993 г. и равенства всех общественных объединений перед законом. Здесь ведь тоже видны не только политико-организационные, но и идейные основы общественно-государственной жизни.

Прямо различные воззрения воплощены в принципе верховенства представительных органов в системе государственной власти, подотчетности им всех других государственных органов (прежние конституции) и в принципе разделения властей, возможностях их взаимного влияния друг на друга (Конституция РФ 1993 г.).

Перечень примеров можно было бы продолжить, но вывод очевиден: каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общечеловеческие идеалы - это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества.

2.5. Юридическая функция

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

- становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

- сама регулирует общественные отношения и как документ прямо го действия может быть исходной почвой для их возникновения;

- дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является "заглавным" документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но в своем большинстве все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции. Об этом свойстве Основного Закона "забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия". 35

Заключение

Подводя итог, следует отметить следующие основные моменты. Конституция является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.

Юридическими признаками конституции являются:

1. Высшая юридическая сила: все нормативные правовые акты не должны противоречить конституции. При этом действие конституции распространяется на всю территорию. К сожалению, "на современном этапе проблема обеспечения высшей юридической силы Конституции окончательно не решена. Не всегда выполняются решения Конституционного Суда РФ, во многих субъектах Российской Федерации пока не созданы региональные органы конституционного (уставного) контроля. Отсутствует законодательно установленная процедура признания законов субъектов РФ недействующими судами общей юрисдикции. Но, как говорится, процесс идет". 36

2. Особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ. При этом в главы 1, 2 и 9 изменения вообще не вносятся, а для того, чтобы внести изменения в главы 3-8, необходимо, чтобы предложения о поправках внес хотя бы один из субъектов права законодательной инициативы, предусмотренных ст. 134 Конституции РФ; В отличие от гибких конституций, предусматривающих упрощенный порядок внесения поправок, Конституция РФ - жесткая Конституция, т.е. внесение в нее поправок чрезвычайно затруднено.

3. Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует издания большого числа новых нормативно-правовых актов. 4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.

Функции конституции отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства Выделяются следующие виды функций: учредительная; организаторская; внешнеполитическая; идеологическая и юридическая.

Юридические свойства конституции характеризуют ее и отражают наиболее значимые особенности; функции конституции – это основные ее направления, которые отражают ее роль в государстве.


Конституция является основой всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

Настоящее издание содержит текст основного закона страны - Конституции Российской Федерации со всеми последними изменениями, включая присоединение новых субъектов Российской Федерации - Крыма и Севастополя.

Конституция – это не только правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, в Преамбуле и статьях Конституции РФ содержатся нравственные ориентиры развития нашего общества и государства. Мы должны помнить, что Конституция – это документ прямого действия, в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой, которой должно подчиняться все законодательство нашей страны.

Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, основа для повышения качества жизни.

История Конституции РФ

История Конституции России – это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.


После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР, которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году. Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин, а ответственным секретарем – Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.

В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой - А. А. Собчаком и С. С. Алексеевым, а в 1993 году – общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.

День 12 декабря объявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря – памятная дата России.

Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

Структура Конституции РФ

Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.


В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

Основы конституционного строя;

Права и свободы человека и гражданина;

Президент Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Подробную информацию Вы можете узнать по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

Если Вас интересует другая информация по данной теме, задайте свой вопрос по Виртуальной справке

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся: