Доклад на тему экологическое воспитание детей с овз

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Осипова Екатерина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 9 "Журавлик"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Современный комплексный подход к экологическому воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование

Осипова Екатерина Николаевна,

с.т. 89539004582, р.т. 65-34-91

Современный

комплексный

экологическому

дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

«Я сорвала цветок, и он завял.

Я поймала жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я поняла,

Что прикоснуться к природе

Живая природа воздействует на ребёнка, вызывая у него эмоциональный отклик. Но

этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного

отношения к объектам природы.

Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького

ребёнка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают

др.). Необходимо систематическое воспитание ребенка окружающими взрослыми, чтобы

нравственные поступки, Ценными бывают не только знания и опыт

взрослых, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и детям с задержкой

психического развития (далее – ЗПР).

У детей с ЗПР недостаточно развита память,

окружающем (гораздо беднее, чем у нормального развивающихся детей того же возраста).

Отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая

воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности.

Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы ведёт к эмоциональной

бедности, неумению выразить своё отношение к окружающему. Но если одновременно с

восприятием эстетической стороны природы педагог даёт нравственные правила отношения

к ней, то этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере

усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса

к живым существам.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей с

продуманная организация прогулок, совместной деятельности, специальных наблюдений

развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие

Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к различным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность

ВложениеРазмер
ekologicheskoe_vospitanie_detey_s_ovz.docx 22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей с ОВЗ.

Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества , обладают равными правами и потребностями в приобщении к различным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Образовательные учреждения готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, и дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Экологическое образование способствует воспитанию у детей с ОВЗ правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становится стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка. Поэтому, одной из задач экологического образования детей с ОВЗ является развитие эмоциональной сферы.
Работа по формированию экологического сознания у детей с ОВЗ проводится педагогами ежедневно, непрерывно и охватывает все сферы деятельности.

Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении

Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.

Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников.

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить в дальнейшем.

Особенно важно это для детей с ОВЗ, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Одно из важных условий экологического воспитания является беседа. Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. Иначе, ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не принесут никакой пользы.

Во время проведения беседы необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе воспитанника. Дети должны высказать свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.

Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Основные правила:

  • Не ломай ветви деревьев и кустарников.
  • Не повреждай кору деревьев.
  • Не рви в лесу, в поле цветы.
  • Не сбивай грибы, даже ядовитые.
  • Не лови насекомых.
  • Не разоряй гнезда птиц.
  • Береги ветки деревьев и кустарников.
  • Охраняй кору деревьев от повреждений.
  • Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.
  • Береги гнезда птиц от разорения.


Все занятия нужно проводить в игровой форме. Игра вызывает эмоциональную и творческую активность доже у самых закомплексованных детей.

Ребята, с большим удовольствием, включаются в организацию праздников: разучивают стихи, рисуют рисунки, инсценируют сценки. Все это в конечном итоге содействует становлению личности ребёнка, развитию их способностей, определению жизненной перспективы и экологическому просвещению.

Участие в экологических конкурсах, викторинах, рисунков, поделок. Изготовление поделок и рисунков надо обращать внимание на то, чтобы дети видели красоту родной природы.

Большое внимание нужно уделять наблюдениям за изменениями в природе. Чтобы дети видели очевидные изменения и радовались первому дождю, снегу, первому листочку.

Большое значение для воспитания экологической культуры имеют и субботники по уборке территории , тематические экскурсии, ролевые игры, встречи с интересными людьми.

Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь, формировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Экологическое воспитание детей с ОВЗ охватывает различные виды деятельности и если проводить в системе, работа даст положительный результат.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

Оценить 1522 0

Выполнила: Смирнова О.А.

Формирование экологического сознания

Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности

Диагностика детей по экологическому воспитанию

1. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

2017 год в России посвящен экологии и охране природных территорий.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле.

2. Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.

В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны:

Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, а проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно влияет на окружающую природу.

Природа - это Дом, живущий по своим законам, но зависящий от поведения самого человека. Только человек может выявить, изучить и сформулировать эти законы. Управлять природой можно только в полном соответствии с действующими в ней объективными законами.

В нашей школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

Мой опыт работы в школе-интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников, потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности повлияли на необходимость внесения в планы на полугодие раздела по экологическому воспитанию.

Данный раздел реализует основную цель: формирование и коррекция у детей ответственного отношения к себе и окружающему миру. Выполняет такие задачи: сформировать системные знания об окружающем мире в соответствии с возрастом и способностями обучающихся, воспитанников; научить применять на практике полученные знания; воспитать гражданина знающего и любящего свою Родину; воспитание экологической культуры через разные деятельности ребенка;

3. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше мы увидим ее результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. В своей работе для воспитания экологической культуры я использую все современные направления развития. В данном случае речь идет о педагогических технологиях, экскурсиях, экологических сказках, практической деятельности и разнообразных видах деятельности таких как: чтение, наблюдение, музыкальная деятельность, трудовая и игровая деятельность, физическая и изобразительная деятельность.

Проблема экологического воспитания способна дать широкие возможности для развития у детей некоторых знаний. Ведь, в принципе, 50% школьников свободно демонстрируют свое отношение к природе. Они считают, что лес предназначен лишь для того, чтобы собирать ягоды и грибы. Ну а деревья нужны только для изготовления мебели.

Практика показывает, что учащиеся и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к разнообразным формам внеклассной работы как экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.

Работа по воспитанию экологического сознания ведется воспитателем ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.

Воспитатель организует прогулку таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры.

Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.

Большое внимание уделяю ежедневному наблюдению за изменениями в природе. Мы не просто идем на прогулку, в библиотеку, мы наблюдаем за сезонными изменениями в природе. Когда я только начала работать, меня удивляло, как дети смотрят, но не видят очевидных явлений природы, не могут назвать их. Сейчас радуюсь, когда дети показывают мне первый лед в лужах, первый желтый лист, сообщают, что уже грачи прилетели, что видели две радуги. Так мои воспитанники научились видеть красоту родной природы и захотели поделиться своими впечатлениями с другими людьми. И мы постоянно ходим с фотоаппаратом. У нас много прекрасных моментов, лучшие снимки мы используем при составлении презентаций, видеороликов, которых представляем на различных конкурсах.

В результате проведенных бесед и экскурсий напоминаю воспитанникам, что разнообразный растительный и животный мир нашего края требует внимательного и бережного отношения.

Всегда изучая, наблюдая природу, видя бездумное отношение людей к ней, я задаю детям вопрос: "А что мы с вами можем сделать для природы?" Предложения детей рассматриваем и совместно принимаем решение, что будем делать. Очень важным считаю именно то, что дети сами предлагают провести экологический субботник, сами распределяют роли, сами контролируют качество уборки. Это позволяет сделать их труд радостным, более результативным.

4. Формирование экологического поведения и сознания на уроках и во внеурочное время сказывается на развитии личности ребенка. У многих учащихся, особенно в старших классах, формируется убежденность в необходимости охраны природы и их личном участии в этом.

В анкетировании приняли участие 12 воспитанников класса.

Отметьте выбранный вариант ответа по 5-балльной шкале, где:

0-1 - обозначают отсутствие выраженности качества (0 - полное отсутствие, 1 - слабая степень выраженности),

2-3 - обозначают среднюю степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 - среднее значение),

4-5 - обозначают высокую степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво высокая).

Как Вы оцениваете собственные экологические знания?

Насколько необходимы для Вас экологических знаний?

Считаете ли Вы, что ухудшение окружающей среды отрицательно влияет на Ваше здоровье?

Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете пластиковую посуду, т.д.)?

Вы читаете статьи в периодической печати или художественную литературу, посвященные обсуждению экологических проблем?

Вас чувствуете ответственность за сохранение окружающей природы?

Как часто Вы с друзьями обсуждаете проблемы, связанные с ухудшением экологической ситуации?


В современном мире человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной этому послужило потребительское отношение людей к окружающему миру.

В условиях современного экологического кризиса стало жизненно важно возродить в российском обществе любовь к окружающему миру и природе, возродить бережное отношение к ней, научиться воспринимать природу как социальную и духовно-нравственную ценность, сформировать в молодом поколении социально значимые и граждански активные качества, которые они смогут проявить в дальнейшем.

Деятельность человека и технический прогресс, неизменно сказываются на окружающей среде. Природа и человек неразрывно связаны между собой, и разрушая природу, человек разрушает себя самого. Человек созидает и разрушает природу, тем самым убивает все живое и себя.

Экологическое образование включает в себя множество задач, одной их них является формирование у детей представления о человеке как о части природы, зависящей от нее, а не как о хозяине. Крайне важно искоренять потребительское отношение человека к природе. Необходимо донести до воспитанников, что все, что есть в окружающей среде, служит какой-либо цели, в природе нет ничего не нужного.

Ответственное отношение к природе — важная характеристика личности. Детям необходимо понимать, законы природы, которые определяют жизнь человека. Кроме того, она проявляется в активной созидательной деятельности по охране среды, в соблюдении правовых и нравственных принципов природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе, в пропаганде идей правильного природопользования. Формирование у воспитанников ответственного отношения к окружающей среде – длительный и сложный процесс. В результате этого процесса воспитанники должны не только получить определенные знания и умения, а развить эмоциональную отзывчивость, уметь и желать активно улучшать, защищать, облагораживать природную среду.

Отношение к природе охватывает все сферы сознания: идеологическую, научную,художественную,политическую,нравственную,правовую,эстетическую и тесно связано с общественными,семейными,межличностными,производственнымиотношениями человека. Воспитанники должны понять, что охрана природы — это наша жизнь.

Экологическое воспитание является частью нравственного воспитания. Мнение о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании является ошибочным. Дети с ОВЗ являются полноправными членами общества и обладают потребностями к приобщению к разнообразным формам образования и труда, в том числе и к культуре. Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью общества и способны внести свой вклад в окружающую их действительность.

Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, становления личности и жизненного самоопределения воспитанников. Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, которое включает в себя и экологическое воспитание. Системный подход воспитателей при формировании у проблемных детей экологических представлений, позволяет снизить силу цинизма, без духовности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Усилия педагогов должны быть направлены на овладения новыми навыками общения и поведения воспитанниками в окружающем мире, на укрепление здоровья, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития.

На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние:

Экологические знания формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах о необходимости жить в гармонии с природой.

Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь, стараемся научить понимать и устанавливать существующие зависимости и связи в природе, сформировать систему знаний о природе, и самое главное действовать в соответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологического обучения — создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, окружающая среда, природа, окружающий мир, ответственное отношение, знание, ребенок, экологическое образование.

Читайте также: