Доклад на тему дислексия

Обновлено: 30.06.2024

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Дислексия: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Дислексией называют распространенное (5-10% детей школьного возраста) специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Это расстройство приводит к трудностям понимания прочитанного и недостатку объема изучаемых материалов, а в дальнейшем — к ограничению словарного запаса и имеющегося объема знаний. Эффективная коррекция дислексии определяется ранним выявлением и комплексным лечением.

Разновидности дислексии

Дислексия проявляется уже в раннем детском возрасте и при отсутствии коррекции может сопровождаться нарушением психического развития. У взрослых дислексия возникает в результате поражения коры головного мозга.

Различают несколько видов дислексии в зависимости от того, на уровне какого анализатора нарушено восприятие – слуха, зрения или двигательных речевых структур.

Аграмматическая дислексия – самый распространенный вид нарушения. Расстройство проявляется скудностью словарного запаса и неразвитостью речи. Характерной чертой такой дислексии служит неправильное согласование падежей и замена падежных окончаний.

Существует также оптическая дислексия, при которой ребенок не может распознавать графические изображения (буквы), поэтому не способен научиться читать.

Тактильная дислексия характеризуется нарушением пространственных представлений. Поскольку буквы отличаются количеством и пространственным расположением точек, это затрудняет их распознавание. Тактильная дислексия отмечается у слабовидящих детей.

При мнестической дислексии ребенок не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, соответственно, не способен овладеть алфавитом. В этих случаях дислексия может сопровождаться замедленным психическим развитием.

При каких заболеваниях возникает дислексия

В большинстве случаев дислексия развивается как следствие внутриутробного органического повреждения центральной нервной системы после гипоксии, инфекционных заболеваний или токсического воздействия. Несколько реже причиной дислексии становятся генетические факторы и наследственность.

Исследования нервных рефлексов, слуха, зрения и запись электроэнцефалограммы у детей с дислексией обычно не показывают грубых отклонений от нормы.

У взрослых также может возникать дислексия. Чаще это нарушение выявляется после черепно-мозговых травм или инсульта (нарушения мозгового кровообращения). И в том, и другом случае поражаются участки коры головного мозга.

Дислексия, как и афазия (нарушение функции речи), служит характерным симптомом для пациентов с инсультом левого полушария.

У таких больных помимо дислексии могут отмечаться депрессивные расстройства, тревожное настроение и проблемы с целенаправленными движениями.

Явления дислексии могут сопровождать развитие объемных опухолей левого полушария головного мозга. При этом пациенты отмечают головную боль, головокружение, потерю памяти, зрения, затруднения в подборе слов.

К каким врачам обращаться при дислексии

Дислексия относится к заболеваниям, которые требуют комплексного подхода, поэтому решение о том, какой именно врач необходим для консультации при появлении симптомов дислексии, зависит от возраста пациента и предшествующих событий.

Детям, у которых отмечаются проблемы с чтением, необходимы консультации педиатра , невролога , психолога и логопеда.

Диагностика и обследования при дислексии

Обследование ребенка с симптомами дислексии включает проверку навыков чтения и письма под диктовку и их сопоставление с его возрастом, интеллектуальным развитием, логическими способностями. При дислексии задания, для которых необходимо использовать речь, ребенок выполняет значительно хуже, чем задания с использованием образного или интуитивного мышления. Исследуют графомоторные и моторные навыки. В диагностическом поиске обязательно участвует логопед, задания которого направлены на выявление проблем с артикуляцией и фонетикой. Невролог оценивает координацию движений, моторику и неврологическую симптоматику. В некоторых случаях приходится прибегать к электроэнцефалографии, результаты которой могут использоваться для ранней диагностики некоторых форм дислексии.

ЭЭГ — безопасный и безболезненный метод исследования функционального состояния головного мозга.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: учитель-логопед ГБОУ Школа № 281 специального (коррекционного) отделения Баранова Надежда Петровна

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма.

Со временем начали выделять различные формы дислексии и дисграфии, появились классификации нарушений чтения и письма.

Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика.Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Наблюдается генетическая предрасположенность к наличию этого расстройства. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Вопрос об этиологии (т.е. о причинах) дислексии до настоящего времени является дискуссионным.

В основе дислексии могут лежать различные этиологические факторы:

* биологические причины . Недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный), патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе письма и чтения. При наличие органического повреждения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.

* социально-психологические причины . К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность и т. д.

Классификация.

За годы изучения данной проблемы разными авторами были выделены виды дислексии, классификации. В основе её лежат различные критерии: проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О. А. Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина и др.), учет операций процесса чтения (Р. И. Лалаева).

Выделяют следующие формы дислексии:

Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.

Семантическая дислексия (греч. semantikos – смысловой) — дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.

Мнестическая дислексия (греч. mnesis – смысловой) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Оптическая дислексия (греч. optikos – относящийся к зрению) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение . Также выделяют литеральную оптическую дислексию , при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию , проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.

Тактильная дислексия (лат. tactilis – осязательный) — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

В процессе логопедической работы по коррекции нарушения чтения наиболее значимыми являются следующие принципы.

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса её развития и коррекции нарушения предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности .

В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать общие и специфические закономерности развития аномальных детей. Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедического обследования и работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка.

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка в онтогенезе (онтогенетический принцип) .

Патогенетический принцип (т. е. принцип учета механизма нарушения). Во многих случаях одинаковые по симптоматике нарушения процесса чтения имеют в своей основе различные механизмы.

Симптоматика.

Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер. Наблюдаются следующие специфические ошибки при чтении:

Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).

Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.

Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса чтения.

Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Здесь важно отметить тот факт, что существование ошибок чтения у детей еще не доказывает наличия дислексии. Аналогичные ошибки могут встречаться и у ребенка не страдающего дислексией. В этом случае, ошибки будут иметь случайный характер и причиной таковых будет являться невнимательность, недостаточность процессов контроля при чтении вследствие утомления ребенка.

Для правильного диагностирования патологии необходимо знать норму развития. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней.

Т. Е. Егоров выделил четыре основные ступени формирования навыка чтения, через которые проходят все дети.

I ступень – аналитическая, овладение звуко-буквенными обозначениями. Основная цель обучения в том, чтобы сформировать у детей зрительно-слухо-моторные соответствия.

На аналитическом этапе нарушения чтения чаще всего проявляются в заменах звуков, нарушении слияния звуков в слоги, искажении звуко-слоговой структуры слова. На этом этапе наиболее распространенной является фонематическая дислексия , обусловленная недоразвитием фонематического восприятия и фонематического анализа.

II ступень – послоговое чтение.

III ступень – становление синтетических приемов чтения.

Темп чтения увеличивается существенно, т. к. в памяти ребенка уже хранится достаточное количество знакодешифрующих модулей и соответственно процесс опознания протекает достаточно быстро.

Многие специалисты считают, что на скорость чтения не влияет длина слова. Например, слово длинное, но частотное для речевого опыта ребенка, может быть прочитано быстрее, чем слово короткое, но незнакомое.

Чаще всего наблюдается аграмматическая дислексия , обусловленная недоразвитием лексико – грамматической стороной речи.

Чтобы выбор слова был правильным, необходимо опираться на длину слова (каркас) и на смысл предыдущих слов. Поэтому нужно развивать прогнозирующие операции, давая задания типа:

Основная задача коррекционной работы на этой ступени – в обучении правилам построения вероятного прогноза. Прогноз при чтении не может ориентироваться только на выделение какого-то одного признака слова (на длину слова или только на графическую модель). Для правильного чтения важна совокупность признаков различного прогнозирования.

Выделяют три направления прогнозирования :

1. Работа над смысловым прогнозированием.

http://www.podolsklogos.ru/wp-content/uploads/2013/03/110.jpg

2. Работа над графическим прогнозированием, т. е. выдвижение гипотезы на контур слова.

а) свободный прогноз

http://www.podolsklogos.ru/wp-content/uploads/2013/03/22-300x32.jpg

б) жесткий прогноз

http://www.podolsklogos.ru/wp-content/uploads/2013/03/32.jpg

3. Работа над грамматическим прогнозированием.

Большой выбор материала можно найти в учебниках по русскому языку.

http://www.podolsklogos.ru/wp-content/uploads/2013/03/41-300x195.jpg

IV ступень – синтетическое чтение.

Темп чтения максимальный, в некоторых случаях – несколько замедленный по сравнению с предыдущей ступенью, Т. к. на этапе синтетического чтения ребенок получает информацию из разного рода литературы, сталкивается с новой лексикой.

Задача ребенка – понять смысл читаемого, расшифровать информацию. Только на этой ступени логопед может приступать к формированию навыков выразительного чтения.

На последних ступенях формирования навыка чтения всё ещё имеют место трудности синтеза слов в предложении и синтеза предложений в тексте. Понимание прочитанного возможно лишь при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Резкое увеличение в последние годы числа детей с отклонениями в развитии предъявляют все более высокие требования к работе логопеда в общеобразовательном учреждении. В контексте современных реалий меняется роль (и место) учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении: он все чаще начинает выступать в роли эксперта по вопросам причин неуспеваемости обучающихся и ведущим специалистом в области дифференциальной диагностики речевых расстройств у детей.

Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также сопутствующей им педагогической запущенности.

Для организации эффективной помощи учащимся, необходимо не только представлять уровень знаний детей, но и очень четко квалифицировать все проявления как первичного дефекта (уровень развития устной речи), так и вторичных его проявлений – специфических недостатков чтения и письма каждого ученика. Причем особое внимание следует уделять тщательному анализу ошибок, допускаемых ребёнком.

Причины дислексии у ребёнка и методы её коррекции. Примеры и советы нейропсихолога

В последнее время у детей школьного возраста всё чаще встречается довольно распространённое нарушение – дислексия, симптоматика которого проявляется трудностями при письме и чтении при сохранении общей способности к обучению. Родителям очень важно как можно раньше заметить эти нарушения и вовремя обратиться к специалистам.

- изменение слогового, числового или буквенного порядка при чтении и написании слов;

- трудности в освоении правописания и принципов чтения;

- замена слов, схожих по смыслу и звучанию;

- трудности с распознаванием слов;

- частые отказы ребенка от написания сочинений или чтения вслух;

- затруднения при изучении таблицы умножения и алфавита;

- низкая скорость чтения и письма;

- игнорирование знаков препинания и т.п.

Причины возникновения дислексии:

Специалисты выделяют несколько видов причин, из-за которых может развиться дислексия у младших школьников:

1) Нейробиологические

При данной форме дислексии определённые зоны мозга, отвечающие за важные функции, оказываются менее активными, чем у большинства людей. Так, например, зона восприятия письменной речи находится в нижней теменной доле, которая может быть повреждена. Причинами этому могли стать: асфиксия, анемия, порок сердца, различные внутриутробные инфекции, затяжные роды или кесарево сечение, лекарственная интоксикация, фетоплацентарная недостаточность (изменения в развитии плода), преждевременная отслойка плаценты.
Кроме того, может быть нарушен баланс левого и правого полушарий мозга. В данном случае проводить коррекцию лучше всего со специалистами.

2) Генетические

Считается, что главным фактором, влияющим на появление дислексии у ребёнка, является генетическая предрасположенность. Показатель наследуемости насчитывает около 70% от всех случаев. Ещё в 1905 году учёным удалось выяснить, что ген, отвечающий за дислексию, имеет свойство накапливаться в семьях. Тогда в обследовании приняло участие 276 пациентов. В итоге у 88% в родословной обнаружили хотя бы одного, кто сталкивался с данным нарушением.

Интересно, что зачастую у родителя была едва заметная форма дислексии, а у его ребёнка нарушение проявляется в более серьёзном виде.

3) Социальные факторы

- социальная дезадаптация. Согласно исследованиям, нарушение взаимодействия ребенка с окружающей средой, в первую очередь, влияет на психику, которая становится слабой и неспособной преодолевать трудности извне; неумение общаться с людьми (а позже и нежелание), слишком маленькие границы познания общества – всё это провоцирует появление внутренних зажимов, которые далее преобразуются в нечто большее – диссоциальное расстройство личности. Влияет этот фактор и на появление у школьника различных нарушений, в т.ч. дислексии.

Именно поэтому только домашнее образование, отказ от дет.сада и времяпрепровождения в общественных местах многие специалисты считают неверным путём для общего развития ребёнка.

- неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, которая с первых дней жизни малыша закладывается в его мозге и, соответственно, влияет на дальнейшее развитие ребенка. Ситуации могут быть самыми разными, начиная от родительского попустительства по отношению к малышу и заканчивая гиперопекой. Вывод один – каждое неверное действие родителя влечёт за собой серьёзные последствия. Самое важное – это всегда стараться сохранять спокойствие, умеренно проявлять любовь и заботу, всегда слушать и слышать своего ребенка.

Причинами дислексии также могут быть различные формы ДЦП, черепно-мозговые травмы и проблемы со зрением. В случае с последним мозг ребенка перегружается и создаёт деактивацию некоторых мозговых отделов.

Виды дислексии с примерами:

Поговорив ранее о причинах и симптомах дислексии, отметим, что они, как правило, зависят от конкретного вида расстройства. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушений:

1) Мнестическая дислексия. У детей с таким видом дислексии отмечаются трудности в усвоении всех букв алфавита: школьник не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, следовательно, теряет способность овладеть грамотой. Проблемы возникают ещё на начальном этапе обучения чтением.
Причины: нарушение процессов памяти и зрительного восприятия.

Симптомы: малыш не может в определённой последовательности воспроизвести ряд из 3-5 звуков/слов или нарушает их последовательность, сокращает количество или пропускает их. Имеются затруднения в сопоставлении зрительного образа буквы и произносимого звука.
Коррекция: необходимо проводить работы над узнаванием букв и их изображением на письме, развивать слухоречевую и зрительную память.

2) Аграмматическая дислексия. Обусловлена недоразвитием грамматического построения речи, морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего данный вид дислексии наблюдается у детей с системным недоразвитием речи различного патогенеза на синтаксической ступени формирования навыка чтения.
Симптомы: Ребенок неправильно употребляет род, число и/или падеж у существительных, путается в окончаниях слов, изменяет форму, время и вид глаголов.
Коррекция: работа над словообразованием, словоизменением, орфографией, закрепление грамматических форм в письменной речи.

4) Тактильная дислексия. Характерна для незрячих детей, проявляется в несформированности временной и пространственной ориентации (в процессе чтения азбуки по Брайлю пальцы соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию).
Симптомы: пропуски букв, смешение букв, искажения в словах.
Коррекция: развитие пространственных представлений, обучение распознаванию и сопоставлению букв со звуками.

5) Оптическая дислексия. При таком виде нарушения ребёнок не может распознавать графические изображения, поэтому неспособен научиться читать.
Причины: нарушения в усвоении зрительных образов.
Симптомы: смешивание/замена букв по оптическому свойству, ребёнку сложно нарисовать рисунок по образцу.
Коррекция: игры, связанные с визуальными образами букв, слов, предметов; чтение текстов, насыщенных похожими друг на друга буквами.

6) Фонематическая дислексия. При данном виде нарушения ребёнок не различает фонемы (звуки), которые близки по восприятию на слух и по артикуляции.
Симптомы: побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски согласных, вставки гласных, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов).
Коррекция: развитие фонематического восприятия; развитие языкового анализа и синтеза, развитие анализа структуры предложения, развитие слогового анализа и синтеза.

Важно понимать, что, несмотря на различия в видах дислексии, к коррекции этого нарушения стоит подходить комплексно и постепенно. При любом виде дислексии обязательны упражнения, направленные на развитие функций головного мозга.

Методы коррекции дислексии

Коррекцией дислексии необходимо заниматься с профильными специалистами. На помощь маме и ребенку приходят нейропсихологи, психологи и логопеды-дефектологи. Такое развитие событий будет самым верным на пути к избавлению от проблемы. Грамотные специалисты всегда проводят диагностику, где выявляют вид нарушения, его происхождение и впоследствии работают не только с симптоматикой, но и с первопричинами, подходя к коррекции комплексно.

Однако поддержка таких занятий важна и в домашних условиях. Ребенку не только проще, но и приятнее заниматься дома в кругу родных людей, которые могут оказать ему эмоциональную поддержку.

Рассмотрим самые известные методы коррекции дислексии у ребёнка, которые будут полезны при любом виде нарушения:

1. Составление рассказа по серии картинок.

2. Упражнения на развитие всех видов памяти.

3. Упражнения на ориентирование в схеме тела и в пространстве.

4. Упражнения на тактильное восприятие. Например, описать предметы, не видя их, используя лишь осязание.

5. Рядоговорение – перечисление друг за другом времен года, дней недели и т.д.

6. Повторение ритма, который задаёт родитель. Упражнения развивают звуковое восприятие.

7. Упражнения на определение форм, величины предметов и цвета.

Занимайтесь конструированием, чтением вслух, больше разговаривайте с ребенком, поправляйте неправильное произношение звуков, окончаний и т.д.

Вышеперечисленные методы коррекции используют по всему миру и отмечают положительную динамику при использовании данных и похожих упражнений.

Однако это лишь малая часть занятий, которые необходимо проводить при том или ином виде дислексии, поэтому программа должна разрабатываться специалистами индивидуально под конкретного ребенка.

Как помочь. Советы нейропсихолога

Для малыша очень важно пройти этот нелёгкий путь борьбы с дислексией рядом с родителем и обязательно под наблюдением узких специалистов.

Важно не давить на ребёнка и быть к нему максимально лояльным, особенно при выполнении упражнений. Необходимо относиться к проблеме спокойно и терпеливо, иначе можно вызвать чувство вины у малыша. Помните, он никаким образом не виноват в возникшей патологии. Главное - дать ему время.

Не перенасыщайте ребенка занятиями, это может дать обратную реакцию. Проводите как можно больше времени вместе и желательно на открытом воздухе. Знакомьте малыша со сверстниками, не пренебрегайте этим общением.

Изготавливайте вместе с ребёнком поделки, рисуйте, читайте вслух, предлагайте сочинять совместные рассказы. Именно эти неприхотливые занятия обеспечат работу его воображения и памяти.

Кто такие дислексики? Почему таких детей незаслуженно называют больными и часто умственно отсталыми? Почему многие считают, что их обязательно нужно лечить, а о высшем образовании они даже могут не мечтать?

Самое время рассказать, кто такие дислексики на самом деле! Ведь в октябре вот уже на протяжении 70 лет во многих странах мира традиционно проводится месячник информирования о дислексии. В это время организуются различные тематические мероприятия, где рассказывается о дислексии, объясняется, чем дислексики отличаются от других людей, как на самом деле устроен их мозг.

И один в поле воин

Учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе более 20 лет работает с дислексиками

Учитель-дефектолог Гогуадзе Татьяны Валерьевна посвятила более 20 лет своей жизни изучению данного аспекта в коррекционной педагогике. Даже написала диссертацию на эту тему, но защищать отказалась. Почему? Об этом можно узнать из большого интервью, которое было опубликовано в журнале “Огни Большого Сочи” в 2019 г.

Кто такие дислексики?

И сегодня мы делимся знаниями, которые были получены учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе и подтверждены реальными историями преодоления дислексии. Вот наш ответ на вопрос, который интересует очень многих: кто же такие дислексики – больные люди или гении?

На этот вопрос учёные пытаются ответить уже более 100 лет, однако до сих пор нет единого мнения, кто такие дислексики на самом деле.

В связи с тем, что дислексию у нас приравнивают к болезни, то, соответственно, дислексиков считают больными детьми, детьми с ОВЗ, которых нужно лечить. Почему дислексия нуждается в коррекции, а не в лечении, подробно изложено в этой статье.

Другие называют дислексию болезнью гениев и считают, что дислексики – это новое поколение людей с яркими и выдающимися творческими способностями, которые надо только правильно раскрыть.

Мы расскажем простыми словами, кто эти люди – дислексики, в чём их особенность и как с ними нужно правильно взаимодействовать.

Главное заблуждение о дислексии

Самое страшное и несправедливое, что может услышать дислексик в свой адрес, – признание его больным, а ещё хуже – умственно отсталым.

Да, дислексия – это расстройство неврологического характера, которое заложено в человеке генетически. Это врождённая особенность работы мозга, которая при дислексии проявляется в нарушении синхронности функционирования его полушарий. И когда мозг получает неправильную стимуляцию, то естественным образом в его работе происходят нарушения, что и проявляется как неврологическое расстройство.

Татьяна Гогуадзе со своими учениками в Центре Дислексии

Это означает, что мозг дислексика устроен по-другому, чем у большинства людей. Кстати, это проявляется даже в его анатомическом строении. Именно из-за доминации правого полушария и возникают проблемы с освоением навыков чтения и письма, различные психоэмоциональные трудности и неадекватная реакция на учебную монотонную нагрузку.

Как помочь дислексику?

Первое и самое главное, что должны сделать родители, – пройти биометрическое исследование в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, чтобы выявить причины проблем с обучением у ребёнка и в случае подтверждения дислексии, понять как можно помочь ему раскрыть свой интеллектуальный потенциал.

Оборудованный класс для занятий в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Следует принять именно родителям, что дислексия как особенность в работе мозга будет с человеком всю его жизнь, поэтому нужно менять к ней отношение и рассматривать её как интеллектуальное преимущество своего ребёнка и искать для него пути реальной помощи.

Учитывая новейшие научные знания в области мозга и инновационные технологии в педагогике, в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе постоянно совершенствуют программы коррекции ребёнку с дислексией, дисграфией и СДВГ.

Дислексики выполняют графокоррекцию в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Именно в таком ключе строится работа с дислексиками в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе. Мы не рассматриваем дислексию как патологию. Мы смотрим на неё как на интеллектуальный ресурс мозга, который можно раскрыть за 14 дней в профессионально организованных социально-педагогических условиях.

Как помочь ребёнку-дислексику раскрыть свой потенциал?

Основная задача курса коррекции дислексии по методу Татьяны Гогуадзе заключается в том, чтобы обеспечить согласованную работу полушарий мозга при обязательной доминации левого полушария.

Дислексики на курсе коррекции в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Это достигается за счёт специальных упражнений для дислексиков, направленных на:

  • активизацию и стимуляцию работы левого полушария мозга и формирование новых нейронных связей;
  • преодоление моторных трудностей;
  • формирование выносливости к монотонному труду;
  • развитие правильного речевого дыхания;
  • привитие ребёнку самодисциплины и личной ответственности за свои поступки и действия;
  • преодоление гиперактивности;
  • решение психоэмоциональных проблем.

И первый шаг на пути к успешному обучению дислексика – биометрическое исследование, которое позволяет выявить сильные/слабые стороны человека, генетически заложенные его личностные характеристики, определить тип помощи, который нужен ребёнку и семье.

Дислексик проходит биометрическое исследование в Центре Татьяны Гогуадзе

Что значит быть дислексиком?

Конечно, мы не утверждаем, что все дислексики – гении. Но на основании многочисленных данных биометрических исследований мы можем заявить с полной ответственностью, что по своему интеллектуальному потенциалу дети с дислексией во многом превосходят обычных детей. Иначе как можно было бы вывести ребенка с дислексией, дисграфией на совершенно новый навык письма и чтения всего за 14 дней?

Снижение нормы

Вот почему сегодня люди, которые не знают как научить ребёнка справляться с трудностями, предлагают семьям снизить уровень требований к нему и выбрать адаптированную программу или даже пройти ПМПК. Адаптированную под что? Под свою неспособность научить ребёнка вслух читать, да и грамотно писать? Но суть проблемы не в том, что вам предложат, а в том, что вы выберете для своего ребёнка.

В любом случае между дислексиком и обычным человеком нет и не может быть однотипного понимания даже самых простых фундаментальных ценностей человечества. У них всегда и на всё есть собственное мнение, и с этим необходимо считаться.

Поэтому воспитание и обучение ребёнка с дислексией должно отвечать особенностям его индивидуальной организации мозга: только так можно добиться максимального успеха в короткие сроки.

Подробнее об этом можно узнать из книги учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе “Дислексия мозга. За гранью известного”.

Отзыв на книгу Татьяны Гогуадзе о дислексиках и дислексии

Ценность методик и нового понимания проблемы дислексии, которое даёт нам Татьяна Валерьевна Гогуадзе заключается в том, что на занятиях дети возвращают себе утраченную способность верить в себя и овладевают навыками интеллектуального труда. На программах в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе дети, взрослые и родители учатся анализировать качество своих занятий, ставить себе цели и достигать более высокого исполнительского мастерства в упражнениях, а после уже в чтении и письме.

И самое важное: научившись один раз читать вслух и быстро разборчиво писать, ребёнок с дислексией будет c радостью писать и читать всю жизнь, а значит, он научится пользоваться преимуществами дислексии.

Эти возможности открываются перед каждым, кто проходит биометрическое исследование в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.

Детская дислексия: виды, причины, симптомы и профилактика.

В последнее время у детей школьного возраста всё чаще встречается довольно распространённое нарушение – дислексия, симптоматика которого проявляется трудностями при письме и чтении при сохранении общей способности к обучению. Родителям очень важно как можно раньше заметить эти нарушения и вовремя обратиться к специалистам.

- изменение слогового, числового или буквенного порядка при чтении и написании слов;

- трудности в освоении правописания и принципов чтения;

- замена слов, схожих по смыслу и звучанию;

- трудности с распознаванием слов;

- частые отказы ребенка от написания сочинений или чтения вслух;

- затруднения при изучении таблицы умножения и алфавита;

- низкая скорость чтения и письма;

- игнорирование знаков препинания и т.п.

Причины возникновения дислексии:

Специалисты выделяют несколько видов причин, из-за которых может развиться дислексия у младших школьников :

1) Нейробиологические

При данной форме дислексии определённые зоны мозга, отвечающие за важные функции, оказываются менее активными, чем у большинства людей. Так, например, зона восприятия письменной речи находится в нижней теменной доле, которая может быть повреждена. Причинами этому могли стать: асфиксия, анемия, порок сердца, различные внутриутробные инфекции, затяжные роды или кесарево сечение, лекарственная интоксикация, фетоплацентарная недостаточность (изменения в развитии плода), преждевременная отслойка плаценты.
Кроме того, может быть нарушен баланс левого и правого полушарий мозга. В данном случае проводить коррекцию лучше всего со специалистами.

2) Генетические

Считается, что главным фактором, влияющим на появление дислексии у ребёнка , является генетическая предрасположенность. Показатель наследуемости насчитывает около 70% от всех случаев. Ещё в 1905 году учёным удалось выяснить, что ген, отвечающий за дислексию, имеет свойство накапливаться в семьях. Тогда в обследовании приняло участие 276 пациентов. В итоге у 88% в родословной обнаружили хотя бы одного, кто сталкивался с данным нарушением.

Интересно, что зачастую у родителя была едва заметная форма дислексии, а у его ребёнка нарушение проявляется в более серьёзном виде.

3) Социальные факторы

- социальная дезадаптация. Согласно исследованиям, нарушение взаимодействия ребенка с окружающей средой, в первую очередь, влияет на психику, которая становится слабой и неспособной преодолевать трудности извне; неумение общаться с людьми (а позже и нежелание), слишком маленькие границы познания общества – всё это провоцирует появление внутренних зажимов, которые далее преобразуются в нечто большее – диссоциальное расстройство личности. Влияет этот фактор и на появление у школьника различных нарушений, в т.ч. дислексии.

Именно поэтому только домашнее образование, отказ от дет.сада и времяпрепровождения в общественных местах многие специалисты считают неверным путём для общего развития ребёнка.

- неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, которая с первых дней жизни малыша закладывается в его мозге и, соответственно, влияет на дальнейшее развитие ребенка. Ситуации могут быть самыми разными, начиная от родительского попустительства по отношению к малышу и заканчивая гиперопекой. Вывод один – каждое неверное действие родителя влечёт за собой серьёзные последствия. Самое важное – это всегда стараться сохранять спокойствие, умеренно проявлять любовь и заботу, всегда слушать и слышать своего ребенка.

Причинами дислексии также могут быть различные формы ДЦП, черепно-мозговые травмы и проблемы со зрением. В случае с последним мозг ребенка перегружается и создаёт деактивацию некоторых мозговых отделов.

Виды дислексии с примерами:

Поговорив ранее о причинах и симптомах дислексии, отметим, что они, как правило, зависят от конкретного вида расстройства. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушений:

1) Мнестическая дислексия. У детей с таким видом дислексии отмечаются трудности в усвоении всех букв алфавита: школьник не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, следовательно, теряет способность овладеть грамотой. Проблемы возникают ещё на начальном этапе обучения чтением.
Причины: нарушение процессов памяти и зрительного восприятия.

Симптомы: малыш не может в определённой последовательности воспроизвести ряд из 3-5 звуков/слов или нарушает их последовательность, сокращает количество или пропускает их. Имеются затруднения в сопоставлении зрительного образа буквы и произносимого звука.
Коррекция: необходимо проводить работы над узнаванием букв и их изображением на письме, развивать слухоречевую и зрительную память.

2) Аграмматическая дислексия. Обусловлена недоразвитием грамматического построения речи, морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего данный вид дислексии наблюдается у детей с системным недоразвитием речи различного патогенеза на синтаксической ступени формирования навыка чтения.
Симптомы: Ребенок неправильно употребляет род, число и/или падеж у существительных, путается в окончаниях слов, изменяет форму, время и вид глаголов.
Коррекция: работа над словообразованием, словоизменением, орфографией, закрепление грамматических форм в письменной речи.

4) Тактильная дислексия. Характерна для незрячих детей, проявляется в несформированности временной и пространственной ориентации (в процессе чтения азбуки по Брайлю пальцы соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию).
Симптомы: пропуски букв, смешение букв, искажения в словах.
Коррекция: развитие пространственных представлений, обучение распознаванию и сопоставлению букв со звуками.

5) Оптическая дислексия. При таком виде нарушения ребёнок не может распознавать графические изображения, поэтому неспособен научиться читать.
Причины: нарушения в усвоении зрительных образов.
Симптомы: смешивание/замена букв по оптическому свойству, ребёнку сложно нарисовать рисунок по образцу.
Коррекция: игры, связанные с визуальными образами букв, слов, предметов; чтение текстов, насыщенных похожими друг на друга буквами.

6) Фонематическая дислексия. При данном виде нарушения ребёнок не различает фонемы (звуки), которые близки по восприятию на слух и по артикуляции.
Симптомы: побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски согласных, вставки гласных, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов).
Коррекция: развитие фонематического восприятия; развитие языкового анализа и синтеза, развитие анализа структуры предложения, развитие слогового анализа и синтеза.

Важно понимать, что, несмотря на различия в видах дислексии, к коррекции этого нарушения стоит подходить комплексно и постепенно. При любом виде дислексии обязательны упражнения, направленные на развитие функций головного мозга.

Методы коррекции дислексии

Коррекцией дислексии необходимо заниматься с профильными специалистами. На помощь маме и ребенку приходят нейропсихологи, психологи и логопеды-дефектологи. Такое развитие событий будет самым верным на пути к избавлению от проблемы. Грамотные специалисты всегда проводят диагностику, где выявляют вид нарушения, его происхождение и впоследствии работают не только с симптоматикой, но и с первопричинами, подходя к коррекции комплексно.

Однако поддержка таких занятий важна и в домашних условиях. Ребенку не только проще, но и приятнее заниматься дома в кругу родных людей, которые могут оказать ему эмоциональную поддержку.

Рассмотрим самые известные методы коррекции дислексии у ребёнка , которые будут полезны при любом виде нарушения:

1. Составление рассказа по серии картинок.

2. Упражнения на развитие всех видов памяти.

3. Упражнения на ориентирование в схеме тела и в пространстве.

4. Упражнения на тактильное восприятие. Например, описать предметы, не видя их, используя лишь осязание.

5. Рядоговорение – перечисление друг за другом времен года, дней недели и т.д.

6. Повторение ритма, который задаёт родитель. Упражнения развивают звуковое восприятие.

7. Упражнения на определение форм, величины предметов и цвета.

Занимайтесь конструированием, чтением вслух, больше разговаривайте с ребенком, поправляйте неправильное произношение звуков, окончаний и т.д.

Вышеперечисленные методы коррекции используют по всему миру и отмечают положительную динамику при использовании данных и похожих упражнений.

Однако это лишь малая часть занятий, которые необходимо проводить при том или ином виде дислексии, поэтому программа должна разрабатываться специалистами индивидуально под конкретного ребенка.

Как помочь. Советы нейропсихолога

Для малыша очень важно пройти этот нелёгкий путь борьбы с дислексией рядом с родителем и обязательно под наблюдением узких специалистов.

Важно не давить на ребёнка и быть к нему максимально лояльным, особенно при выполнении упражнений. Необходимо относиться к проблеме спокойно и терпеливо, иначе можно вызвать чувство вины у малыша. Помните, он никаким образом не виноват в возникшей патологии. Главное - дать ему время.

Не перенасыщайте ребенка занятиями, это может дать обратную реакцию. Проводите как можно больше времени вместе и желательно на открытом воздухе. Знакомьте малыша со сверстниками, не пренебрегайте этим общением.

Изготавливайте вместе с ребёнком поделки, рисуйте, читайте вслух, предлагайте сочинять совместные рассказы. Именно эти неприхотливые занятия обеспечат работу его воображения и памяти.

Читайте также: