Доклад на тему детская библиотека

Обновлено: 01.05.2024

Умение читать художественную литературу, классику, справочники и словари, научно-популярную литературу непременно отразится на вашей жизни и сделает ее еще ярче, насыщенней и интересней.

В наше время, каждому человеку известно, что такое библиотека. Место, где хранятся, множество различных книг на разные тематики называется библиотекой. В библиотеку приходят люди, для того, чтоб почитать книги или взять на некоторое время их домой для чтения. Библиотека по праву считается небольшим научным центром, так как здесь находится научная литература; например литература по медицине, истории, математике, технике и многие другие.
В библиотеке придерживаются определенных правил – это государственное учреждение. Вот несколько правил, которые должен соблюдать каждый посетитель библиотеки:

  • Книгу, которую берете на время домой для чтения необходимо вовремя возвращать
  • Бережно и аккуратно относится и не вымазывать книгу
  • Не мять листы и не перегибать
  • Не делать в книге пометок и разных записей
  • Обязательно пользоваться закладками

Существует множество различных видов библиотек:

  • Школьные
  • Детские
  • Научные
  • Городские
  • Сельские
  • Государственные
  • Частные
  • Электронные

Во всех этих библиотеках существую для всех общие правила. В ней работает два зала один читательский, где книгу можно почитать и абонемент – когда можно взять книгу домой на определенное время.

книги

У всех знакомство с ней начинается со школьной библиотеки. Именно там нам рассказывают, как правильно вести себя посещая ее. Наше время библиотека значительно преобразилась. Она стала огромным информационным центром. Если, нет, нужной книги можно бесплатно воспользоваться интернетом. Но, самое интересное это придя в нее самому пройтись возле полок с книгами и самостоятельно найти нужную литературу по интересующему вопросу. Все это очень хорошо развивает внимательность и любознательность.

В библиотеке хранится живая история всего человечества. Так как ею пользовались люди, которые жили много лет назад. Библиотеку того времени мы бы с вами не узнали. Так как раньше писали на табличках, свитках, папирусах, и различных свитках.

Но ученые используют эту информацию накопленную тысячелетиями поколениями.

Библиотека – это не только то место, где мы можем пообщаться с людьми, но с любимыми книгами нашего детства, с нашими любимыми героями. В ней часто проводятся всевозможные выставки, проходят встречи с писателями современности. Очень интересно взять в руки книгу написанную писателем, которую еще не, кто не читал, побывать в роли первооткрывателя. Или наоборот прочитать книгу, которой очень много лет и именно она становится самой любимой и незабываемой. И снова и снова перечитывать эту книгу. Не одна электронная книга не доставит столько эмоций и радости, так как – живая, настоящая!

Библиотека – встреча с прекрасным миром, а не просто хранилище для книг.

2, 3, 4, 5 класс, по окружающему миру. Литература наша библиотека

Библиотека

Библиотека

Среди всех растений ягоды занимают особое место. Их разнообразие, внешний вид и польза не перестают удивлять. Малозаметной ягодой является черника. Однако она считается уникальной благодаря своим лечебным свойствам.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии находится в Атлантическом океане на Британских островах. В состав страны входят: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия.

Давным-давно календарь использовался для того, что бы посчитать дни в году, и работал он только благодаря смене движений небесных тел. Удивительно, не так ли? Но в каждый из исторических периодов разные культуры по-разному воспринимали правила,

Так как личность в большей мере формируется в детстве и юношестве, то и взрослый человек буде интересоваться книгой так, как относился к книге в детском возрасте. Поэтому, если мы хотим, чтобы подросший человек имел разносторонние интересы, с увлечением читал книги, то уже сегодня нужно уделить пристальное внимание детям, их отношению к книге и библиотеке.

Именно произведения художественной литературы могут показать детям другой мир. Литература может взять туда, где они никогда не были, познакомить с обычаями и традициями других народов мира, научить различать плохое и хорошее, сформировать эмоциональную отзывчивость. Она может оказать огромное влияние на воспитание нравственности в детях.

Но любовь к чтению у детей можно легко разрушить. Просто можно показать детям, что рядом нет книг, и нет мест, где дети могли бы их прочитать. Вот тут нашим детям повезло – у нас есть множество библиотек, где они познакомятся с великолепными произведениями художественной литературы. Мировая литература содержит большое количество произведений, которые могут стать незаменимыми помощниками в духовно – нравственном воспитании детей.

Библиотеки шагают в ногу со временем, изобретают свои новшества на пути воспитания поликультурной личности, активно обмениваются друг с другом приобретенным опытом и идеями. Библиотеки являются своеобразным окном в огромное пространство информации, в жизнь и переживания литературных героев, в необычный для нас мир других народов, других культур. Библиотеки несут свой вклад в формирование читательского интереса к другим культурным мирам, почтенного отношения к представителям другой национальности, веротерпимости.

Детство всегда с надеждой смотрит в будущее. Наши дети ждут, чтобы мы помогли им найти путь, который, может быть, и определи им дальнейшую жизнь. Поэтому сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению и является главной и важнейшей задачей библиотек. Не случайно академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что, если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.

Детский возраст – возраст активного формирования личности. Именно в это время закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться направленность личности. И поэтому сейчас можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека. И именно поэтому такой силой обладает чтение. Слово имеет творческую силу, оно воздействует на душу, соединяется с ней, и если это правильное хорошее слово, то оно сообщит и ей свою правоту. Телесное взросление дает детям свободу в движениях, прибавляет физическую силу, а вот направление куда двигаться, как приложить силы – определит воспринятое им слово.

Библиотеки часто помогают маленьким читателя в обучении красноречию, в знании родного языка и в знаниях о языке. Наше подрастающее поколение должно научиться крепко стоять на земле и чувствовать под собой родную почву, имя которой – русское слово. Только тогда подросшие ребята смогут устоять под обрушившейся на них информацией, коммуникацией, компьютеризацией, вербализацией и сохранить себя как человека – существо не только разумное, но и духовное. Задача библиотеки – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Нужно так всколыхнуть ребенка книгой, чтобы побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения, а это очень сложная задача. Воспитание детей требует от библиотеки и ее работников душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства.

Необходимо приобщать детей к подлинной литературе с ранних лет. Эта литература всегда гуманна и пронизана духом человечности. Тысяча литературных произведений хранит в себе непреклонные человеческие нравственные ценности, они открывают маленьким читателям правду о мире, о взаимоотношениях среди людей, о внутренних переживаниях человека. Читатель видит, как себя ведут герои в определенных жизненных ситуациях, видит последствия их действий и делает выводы, которые закрепляются в их памяти. Вызывая у читателя ассоциации, художественное произведение мобилизует его опыт, направляет взор внутрь самого себя.

Мы, взрослые, должны помочь осознать детям, что в мире существует множество ценностей, которые отличаются от их собственных. Любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его исторического развития. Через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую

Современные дети живут в век научно-технического прогресса, и время, которое раньше тратилось на чтение книг, теперь идет на просмотр телевизора, компьютерные игры. Но можно сказать ясно, что никакие достижения современной техники, никакие игры и гаджеты, ничего не дает человеку такого ощущения радости и нравственного обновления, как общение с интересной книгой. И именно поэтому библиотекари считают первостепенной задачей сохранить у растущих ребят тягу и любовь к чтению. От того, как библиотекарь находит общий язык с ребенком, понимает его запросы, интересы зависит очень многое.

Библиотечная деятельность принимает разную направленность работы с подрастающим поколением, но, она всегда обращена к книге. Тематические выставки, просмотры литературы занимают ведущее место среди большого разнообразия ее форм. Книжная выставка сопровождает абсолютно каждое мероприятие. Эти выставки действуют постоянно и всегда обновляются. Часто проходят литературно-музыкальные вечера, вечера поэзии, творческие вечера писателей и поэтов. Выставки, тематические полки, литературно-музыкальные вечера, посвященные классикам художественной литературы народов мира традиционны в образовательной деятельности всех отечественных библиотек.

Очень важно донести до подрастающего поколения правду о прошлом, достоверные факты о настоящем. Дать им эти знания, помочь разобраться в событиях дней минувших и нынешних - задача сложная и ответственная. Необходимо познакомить ребят с выдающимися соотечественниками, вспомнить тех, кто делал историю. Все это прививает детям уважение к истории Родины, к подвигам защитников Отечества, чувство гордости за свою страну. Поэтому библиотеки являются центрами диалога культур и общероссийского патриотизма народов России.

По традиции нашей группы каждый воспитанник в свой День рождения получает книгу с дарственной надписью в подарок. И этот подарок желанный. Тематика книг разнообразна: от сказок и приключений до вполне серьезных произведений для детей. Мы стараемся подобрать книгу с учетом интересов и предпочтений ребят.

Библиотеку стараемся посещать как можно чаще. Работники библиотеки всегда с радостью готовятся к встрече с ребятами, проводят интересные беседы и презентации, выставки детских книг, конкурсы и викторины.

В заключении можно сказать, всем взрослым, родителям, воспитателям, библиотекарям действовать нужно сообща для того, чтобы привлечь детей к чтению, воспитать любовь к книге, сделать ребят частыми гостями в библиотеке. В библиотеках наряду с традиционными формами работы активно использовать новейшие информационные технологии, проводить различные интересные мероприятия, на которые дети будут ходить с удовольствием.

Здоровьесберегающие технологии их влияние на физическое развитие дошкольников Дошкольный возраста – это уникальный период для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время формируются.

Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников Физическая культура представляет собой вид общей культуры, качественную.

Влияние пальчиковых игр и упражнений на сенсорное и речевое развитие старших дошкольников Влияние пальчиковых игр и упражнений на сенсорное и речевое развитие старших дошкольников Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо.

Влияние спорта на всестороннее развитие личности В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, который гармонически содержал.

Здоровьесберегающие технологии их влияние на физическое развитие дошкольников (сопровождение презентации) Дошкольный возраст– это уникальный период для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время формируются.

Главная Информационные ресурсы Архив Кисловская Г.А., Бубекина Н.В. Детская библиотека в библиотечном мире

ОБНОВЛЁН ПЛАН мероприятий на I квартал 2022 года

Кисловская Г.А., Бубекина Н.В. Детская библиотека в библиотечном мире

Дети во всем мире, в том числе и в нашей стране, начинают осознаваться как самая большая ценность. Эта группа населения имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с половозрастными, психологическими и социальными различиями. Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и их библиотечного обслуживания, является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующих социальной адаптации детей в общество. Библиотечное обслуживание детей вносит весомый вклад в социализацию личности ребенка, в его инкультурацию (термин Н.Л. Голубевой), то есть вхождение в культуру.

  • книги, написанные для взрослых, но постепенно прочно вошедшие в круг детского чтения;
  • адаптированные издания;
  • книги, специально написанные для детей и детского чтения.

С развитием детской литературы, осознанием необходимости целенаправленной деятельности по приобщению детей к чтению общество стало уделять все большее и большее внимание библиотечному обслуживанию детей, созданию условий для библиотечного чтения ребенка.

Детские библиотеки стали выделяться из публичных, их формирование как специфического детского учреждения шло путем приспособления библиотечной деятельности к возрастным особенностям. И это наряду с тем, что в гимназиях, училищах, школах существовали учебные библиотеки. Их в России имели 78% учебных заведений для детей.


Основное поле деятельности взрослого, работающего с детьми, – создание культурной среды развития личности ребенка. Педагоги и психологи давно выделили критические точки роста личности в детстве, в том числе и связанные с ними содержание и формы включения личности в культуру, так называемые кризисные точки вхождения (или невхождения) в культуру. В этом процессе всегда есть поэтапность, постепенность включения личности в культуру (от полного принятия до эффекта оппозиции, затем критики и, наконец, диалога). Каждый этап характеризуется своими особенностями развития психики ребенка, его отношения к миру и культуре. Если эти периоды в развитии упустить, то в дальнейшем огромные пласты культуры, в том числе и книжной, уже никогда не будут доступны личности.

Знание этих возрастных и индивидуальных особенностей культурного развития личности должны лежать в основе всей организации библиотечного обслуживания детей. Именно в этом смысл термина – специализированное обслуживание, на которое дети имеют право по всем имеющимся законам и декларациям.

Итак, детская библиотека – это специализированное библиотечное учреждение или его структурная часть универсального профиля, организующее библиотечное и информационное обслуживание детей и подростков (до 14 лет включительно). Обслуживает родителей как организаторов и руководителей семейного чтения, а также взрослых, профессионально связанных с детской литературой и детским чтением. Важная социальная роль детской библиотеки – быть гарантом реализации конституционного права юных граждан на получение информации, книги, на доступность достижений мировой и отечественной культуры. Отсюда вытекают обязанности детских библиотек по отношению к читателям (реальным и потенциальным), направления работы, программы государственных и общественных организаций в поддержку библиотек, основания для оценки их деятельности.

Миссия библиотек, обслуживающих детей, в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Основная цель библиотек детских библиотек – удовлетворение потребностей детей (скрытых и явных) в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации.

Основные задачи детских библиотек:

Социокультурная адаптация, социализация детей, вхождение детей в культуру (инкультурация) – это важнейшие направления социокультурной политики, которое должно иметь общегосударственный статус и быть официально зафиксировано в обязанностях органов государственной власти, причастных к решению этой задачи. Библиотечное обслуживание – часть этой политики. (5., С.2–6)

Современную специализированную детскую библиотеку в том виде, в котором она существует, то есть самостоятельное учреждение или структурное подразделение публичной библиотеки, можно рассматривать как подвид публичной библиотеки, тяготеющий к самостоятельному типу библиотек.

Главная стратегическая линия дальнейшего существования детских библиотек в информационном обществе – модернизация и, как следствие ее, повышение качества работы с учетом постоянно меняющихся социальных, экономических и прочих условий. Будут меняться те или иные формы обслуживания и библиотеки как социальные институты, инвариантным останется одно методологическое положение: детям должны быть предоставлены наиболее комфортные условия для развития, получения образования, информации с помощью книги и других документов. Чтение остается, несмотря на технический прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотек, работающих с детьми, останется приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры.

В центре внимания каждой библиотеки должны быть интересы и запросы пользователя, библиотеки существуют прежде всего для Читателя. В центре внимания детской библиотеки – читатель-ребенок со всеми его психологическими, возрастными и иными особенностями развития. С ребенком должны работать знающие психологию и педагогику детства специалисты, хорошо знакомые с детской литературой и способами ее преподнесения детям.

Это проявляется в следующем:

Литература

1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР. – М.: Книга, 1980.
2. Голубева Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития. – М.: Литера, 2009. – 160 с.
3. Гусева Е.Н. Типология библиотек. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 152 с.
4. Живи и знай: Белая книга детства и образования в России. – М.: МИРОС, 1995. – 80 с.
5. Концепция библиотечного обслуживания детей. – М.: РГДБ. – 2004.– 31 с.
6. Руководство по библиотечному обслуживанию детей: Пер. с англ. Ю.В.Просалковой. – М., 1994. Вып. 7. Информационные материалы.
7. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию публичных библиотек. – СПб, 2002. – 112 с.
8. Проблемы, задачи и перспективы информационно-библиотечной работы с детьми: Справка к заседанию Общественного совета по культуре при МК РФ. – М.: РГДБ. – 42 с.
9. Фомина Л.Н. Детская библиотека: массовая, школьная, публичная?// От массовой к публичной библиотеке: Материалы семинара (10–11 ноября 1992 г., Москва). – М., 1993. – С. 35–43.

Г.А. Кисловская,
Директор Российской государственной
детской библиотеки,
Н.В. Бубекина,
гл. библиотекарь НМО РГДБ

В библиотеке не должно быть гробовой тишины

Библиотека сегодня — это свободное пространство для детей, где они сами выбирают, что им делать. Могут прийти и играть, прийти и читать, а могут просто поговорить со сверстниками или с библиотекарем.

В детских библиотеках не может быть гробовой тишины, потому что дети не готовы ходить по струнке. Они приходят к нам, потому что здесь им рады. Здесь играют в настольные игры, на базе некоторых библиотек существуют настоящие игротеки. Приходят поиграть и совсем маленькие. Пока выделенного помещения для них в Центральной городской детской библиотеке нет, но мы планируем его открыть, так как хотим больше работать с аудиторией детей от года.

Технически в библиотеку можно записаться с рождения. В прошлом году такие случаи у нас были

Случается, что мама приходит со старшими детьми и заодно записывает грудничка. Библиотека интересна и старшеклассникам, если для них создано специальное пространство. Они никогда не придут в библиотеку, если надо будет сидеть рядом с дошкольниками, им будет некомфортно. Но если библиотека выставляет актуальные книги для подростков, взаимодействует с ними, то они придут.


В школьных библиотеках в основном бывает только учебная литература. Хотя в Новой Москве есть специально спроектированные библиотеки, где ситуация гораздо лучше. Сейчас вообще появляется всё больше проектов, которые связывают нас со школами. Все программы каждая библиотека выстраивает исходя из сотрудничества с местными учебными заведениями, идёт работа со всеми классами. Знакомят с литературой, стараются привить любовь к чтению.

Обычно это мероприятия, подстроенные под конкретную тему, которую класс проходит в школе. Учитель обращается к библиотеке, если ему нужна помощь, а мы со своей стороны уже предлагаем ему варианты. Если проходят книги Бажова, можем пригласить геолога, который покажет настоящие минералы из его книг. Дети на эти мероприятия приходят во внеурочное время, например на продлёнке.

Если родители подают правильный пример, то дети приходят читать

Всё зависит от родителей — какой они дают посыл. По количеству детей в библиотеке и обороту книг незаметно, что количество читающих в последние годы уменьшилось. Сейчас в Гайдаровке проходит программа летнего чтения. Можно завести специальный дневник и рассказать в нём о прочитанных книгах, а за это получить подарок. По итогам одного месяца у нас было две с половиной тысячи читательских дневников.


12 необычных библиотек со всего мира


В основном к нам идут работать люди с гуманитарным образованием и даже с образованием библиотекаря, просто не так массово, как раньше. Приходят журналисты, филологи, историки. Бывали и юристы, и инженеры, но им приходится получать дополнительное профессиональное образование или оставаться на должности с низкой зарплатой.

Если библиотечное мероприятие интересное, оно вызовет ажиотаж


Когда мы организуем мероприятия, спрос на них тоже есть. Но всё зависит от того, насколько качественно оно подготовлено. Если это мастер-класс, квест или встреча с писателем, то, конечно, есть ажиотаж. За время моей работы в сети московских библиотек был случай, когда дети сказали, что им очень нравятся авторы Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Когда эти писатели смогли прийти на встречу, дети были в восторге.

В 2015 году совместно с Мосгортуром мы уже запускали продлёнку и раз в неделю приглашали всех желающих от шести до тринадцати лет приходить в библиотеку и делать уроки. Больше, конечно, дети приходили поиграть и поговорить с вожатыми, но и книги читали тоже.

Библиотеке вообще важно учитывать спрос, который есть в том месте, где она находится

Если в округе многим нужна юридическая помощь, то почему бы не организовать встречу с юристами. Иногда организовывают встречи с психологами, логопедами. Ведь главная задача любой библиотеки не социальная, а коммуникативная. Она открывает путь и к новым знаниям, и к новым знакомствам.

Читайте также: