Коррупция в россии доклад 2017 год

Обновлено: 16.05.2024

МОСКВА, 17 апреля. /ТАСС/. Девять заместителей губернаторов и 53 члена региональных правительств были привлечены в 2017 году к ответственности за коррупционные преступления. Об этом говорится в ежегодном докладе генпрокурора РФ Юрия Чайки Совету Федерации.

В 2017 году, отмечается в докладе, "имеются значимые результаты выявления противоправной деятельности высокопоставленных чиновников". "Пресечена преступная деятельность девяти заместителей губернаторов, 18 лиц из числа руководства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, 53 членов правительств субъектов РФ и руководителей региональных министерств", - говорится в докладе.

В 2017 году возбуждены уголовные дела о коррупционных преступлениях в отношении замглавы ФСИН, начальника ЭКЦ МВД РФ, бывшего члена Совета Федерации и других. По материалам ФСБ привлечены к уголовной ответственности за получении многомиллионных взяток бывший губернатор Челябинской области Юревич, экс-глава Марий Эл Маркелов, экс-глава Удмуртии Соловьев. В суд были направлены уголовные дела по обвинению бывшего губернатора Сахалинской области Хорошавина в получении взяток на сумму 522 млн рублей и легализации преступных доходов, экс-губернатора Кировской области Белых - в получении взяток на сумму €600 тыс., экс-главы Коми Гайзера - в хищении более 3,4 млрд рублей, получении взяток в размере более 198 млн рублей и легализации полученного преступным путем имущества на сумму более 988 млн рублей, экс-министра экономического развития Улюкаева - в получении взятки в размере $2 млн.

"Всего в 2017 году установлено 15940 (в 2016 году - 16680) лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, в том числе 10489 (в 2016 году - 12916) должностных лиц, из них 1173 (в 2016 году - 1199) - занимавших должности в органах исполнительной власти, 99 (92) - в органах законодательной власти", - говорится в докладе.

Имущество чиновников

Российские прокуроры в 2017 году подали в суды иски на имущество чиновников, не подтвержденное легальными доходами, на 9,7 млрд рублей, отметил Чайка.

Число нарушений при заявляемых чиновниками расходов в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизилось с 4,6 тыс. до 2,8 тысяч. "При этом почти на треть (с 361 до 462) возросло число инициированных прокурорами процедур контроля за соответствием расходов доходам, - говорится в докладе. - По их результатам в органы прокуратуры поступило 47 материалов, по которым прокурорами направлено 35 исков в суды на сумму 9,7 млрд рублей (26 из них на сумму 9,2 млрд рублей уже удовлетворены)".

Кроме того, почти в четыре раза (с 34,1 млн до 134,9 млн рублей) возросла стоимость обращенного в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений о его приобретении госслужащими и членами их семей на законные доходы.

Конфликт интересов

В докладе говорится также, что в 2017 году на 30% (с 2,4 тыс. в 2016 году до 3,1 тыс. в 2017 году) выросло число вскрытых прокурорами фактов неурегулирования конфликта интересов. "Например, в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в ОАО "РЖД" установлено, что один из вице-президентов лично принимал решения, связанные с заключением контрактов с коммерческой организацией, в целях обогащения своих сыновей - членов совета директоров этой организации и ее конечных бенефициаров", - говорится в докладе. О данном факте Генпрокуратура проинформировала главу правительства РФ. По решению совета директоров ОАО "РЖД" трудовые отношения с этим руководителем прекращены.

Участие в бизнесе

В докладе генпрокурор говорит и о снижении выявленных фактов участия госслужащих в предпринимательской деятельности - с 985 в 2016 году до 815 в 2017 году (на 17%). На 16% (с 722 до 606) уменьшилось число случаев несоблюдения ограничения на осуществление совместной службы с близкими родственниками.

Как и годом ранее, в 2017 году прокурорами установлены 12 фактов нарушения требований закона о запрете отдельным категориям лиц иметь счета в иностранных банках, расположенных за пределами РФ. Так, в ОАО "РЖД" внесено представление в связи с нарушением одним из руководителей данной организации запрета иметь счета в зарубежных банках, по результатам рассмотрения которого трудовые отношения с ним прекращены.

"Механизм выявления таких нарушений требует дальнейшей оптимизации и совершенствования", - отмечается в докладе. В связи с этим Генпрокуратура налаживает взаимодействие с правоохранительными органами РФ и уполномоченными органами иностранных государств. В Генпрокуратуре уже разработан законопроект, определяющей ее уполномоченным органом для направления запросов за рубеж для проверки соблюдения запрета открывать счета в иностранных банках.

Миллиард штрафов с компаний

В докладе генпрокурора говорится также о росте административных дел (с 479 в 2016 году до 503 в 2017 году) в отношении компаний за незаконное вознаграждение от юридического лица (когда в интересах компаний давались взятки). По ним привлечены к ответственности 464 (в 2016 году - 427) юридических лица, наложено штрафов на сумму 950,8 млн рублей (в 2016 году - на 654 млн рублей), из которых взысканы 219,5 млн рублей (142,9 млн за 2016 год).

Так, в Тюмени одна из компаний оштрафована на 100 млн рублей после того, как ее представитель для получения кредита в филиале "Россельхозбанка" предложила замглавы филиала банка вознаграждение в 21 млн рублей за одобрение заявки на кредит.

Еще 180 млн рублей в качестве штрафов назначено за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывших государственных и муниципальных служащих (без уведомления прежнего места работы на госслужбе). За год прокурорами возбуждены 4737 таких дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на 180 млн рублей, из них взысканы 126 млн рублей.

Подводя итоги уходящего года, еще раз вспомнили основные события в сфере предупреждения и борьбы с коррупцией в России и в мире.

Россия

За прошедший год в России был предпринят ряд шагов по совершенствованию антикоррупционного законодательства и механизмов его практической реализации.

Одновременно в законодательстве были уточнены полномочия подразделений кадровых служб государственных органов по профилактике коррупционных правонарушений и расширен перечень лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции. Обсуждалась также возможность создания механизмов контроля за расходами бывших должностных лиц, в контексте которой нами был рассмотрен зарубежный опыт такого рода антикоррупционного декларирования и основные сложности, возникающие в связи с его использованием.

Продолжаются попытки закрепления в отечественном законодательстве положений о защите лиц, сообщающих о коррупционных нарушениях. В настоящее время данное направление в России остается довольно новым и плохо изученным. В этой связи нашими экспертами был подготовлен большой доклад о законодательном регулировании служебных разоблачений и защиты заявителей в зарубежных странах, который будет опубликован в 2018 году, и, мы надеемся, послужит отправной точкой для активизации дальнейшего обсуждения создания и совершенствования подобных механизмов в России.

Вместе с тем, не все запланированные Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы мероприятия были реализованы в установленный период. В частности, в 2017 году обсуждались, но так и не были предприняты необходимые меры по совершенствованию законодательства в части предотвращение и выявления конфликта интересов. Кроме того, так и не были подготовлены два предусмотренных планом чрезвычайно важных с практической точки зрения методических документа: новый обзор типовых ситуаций конфликта интересов и методические рекомендации по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Хотелось бы надеяться, что совершенствование механизмов предотвращения, выявления и урегулирования конфликта интересов продолжится уже в рамках реализации следующего Национального плана противодействия коррупции, наряду с деятельностью по иным ключевым направлениям, таким как противодействие коррупции в государственных закупках, применение информационных технологий в борьбе с коррупцией, развитие законодательства в сфере контроля за расходами должностных лиц и механизмов его практической реализации.

Зарубежные страны

Продолжилось распространение по миру законодательства о служебных разоблачениях и защите заявителей. В 2017 году законодательство о защите заявителей было принято в Италии. Законом, вступившим в силу 29 декабря, были установлены отдельные механизмы служебных разоблачений для государственного и частного секторов, а также возможность заявителей обращаться за защитой от репрессий. После многолетнего обсуждения соответствующий закон был принят и в Нигерии. Среди прочего, он предусматривает возможность получения разоблачителями вознаграждения за совершенное раскрытие общественно значимой информации о правонарушении.

Еще одним принятым в 2017 году стратегическим документом стала четырехлетняя стратегия реформирования государственной службы в Мьянме, которая является продолжением ведущихся в стране антикоррупционных реформ. А на Ямайке был принят Закон о комиссии по неподкупности, предусматривающий создание единого механизма по предупреждению и противодействию коррупции. Главным его нововведением является создание специального антикоррупционного органа – Комиссии по неподкупности – наделенного, среди прочего, полномочиями по расследованию коррупционных правонарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. Внедрялись и иные, зачастую весьма необычные способы предупреждения и борьбы с коррупцией.

Коррупция в России — её масштабы и как с ней борется власть

Противодействие коррупции в России, то есть противодействие незаконному использованию служебного положения или полномочий для получения каких-либо выгод, реализуется в ходе деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ выделены три составляющих противодействия коррупции: профилактика коррупции, борьба с коррупцией и деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Для противодействия коррупции в России применяется антикоррупционное законодательство, которое, помимо указанного федерального закона включает принимаемый Президентом РФ каждые два года Национальный план противодействия коррупции, ратифицированные международные договоры (Конвенция ООН против коррупции, Конвенция против транснациональной организованной преступности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию), нормы о противодействии коррупции содержат ряд федеральных законов, указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ.

Оценки уровня коррупции

Сегодня можно встретить разные оценки уровня коррупции в России и негативного влияния коррупции на экономическое развитие Российской Федерации. Так, согласно методике оценки уровня восприятия коррупции в государственном секторе, используемой международным антикоррупционным общественным движением Transparency International, в Индексе восприятия коррупции-2019 Россия среди 180 оцениваемых стран по итогам 2018 г. заняла 137 место, набрав 28 баллов из 100 возможных. Наибольшее количество баллов набрали Дания и Новая Зеландия (87 баллов), возглавив список стран с наименьшим уровнем коррупции, более двух третей из оцениваемых стран набрали менее 50 баллов. Примечательно, что согласно оценкам Transparency International среди исследуемых стран мира не было выявлено ни одной страны, где коррупция отсутствует, что подтверждает тезис о невозможности полностью искоренить коррупцию, но при этом можно успешно ей противодействовать.


Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции. Лидеры и антилидеры рейтинга

Согласно отчетным материалам МВД России за 8 месяцев 2019 г. ущерб по оконченным делам коррупционной направленности составил 102 млрд. руб. Что касается объема бюджетных нарушений со средствами федерального бюджета за 2019 г., то по оценкам руководителя Счетной палаты РФ А. Кудрина за 2019 год было выявлено нарушений на сумму около 804 млрд. руб. (в 2017 г. – 547,2 млрд. руб., в 2018 г. – 426,1 млрд. руб.), из которых треть преступлений являются уголовными преступлениями. Оценивая масштабы коррупции в России, Алексей Кудрин отметил, что ущерб от коррупции для экономики России можно измерять триллионами рублей (объем ВВП в 2019 г. составил 109,3 трлн. руб), в том числе по уголовным преступлениям с бюджетными средствами ущерб составляет 2-3 млрд. рублей в год.

Говоря об использовании в экономике конфискованных денежных средств, полученных в результате коррупционных правонарушений, следует отметить, что с 1 января 2019 года такие доходы зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и используются для выплат пенсий и решения задач, которые стоят перед Пенсионным фондом в свете последних изменений пенсионного законодательства.

Результаты работы по борьбе с коррупцией

Оценивая эффективность работы по борьбе с коррупцией в России можно констатировать, что в последние годы российскому правительству удалось имплементировать многие передовые практики из международного опыта превентивных мер борьбы с коррупцией, среди которых ограничение стоимости подарков, получаемых государственными служащими (опыт США, Великобритании, Сингапура), повышение уровня заработной платы и вознаграждений госслужащих и работников государственного сектора (Швеция, Сингапур), выстраивание адекватной системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью должностных лиц в органах государственной власти (Финляндия), контроль за крупными расходами и имуществом госслужащих и работников государственного сектора (Дания).

Помимо международного опыта, полезно учитывать и накопленный в советский период положительный опыт борьбы с коррупцией, показывающий, что действенное наказание за коррупцию является важным компонентом любых эффективных усилий в борьбе с ней. Можно отметить снижение коррупционной составляющей в результате ужесточения в период правления Н.С. Хрущева санкции за совершение коррупционных деяний. Согласно принятому в 1960 году Уголовному кодексу наказание за взяточничество было установлено до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, и получение взятки в особо крупном размере каралось исключительной мерой наказания в виде смертной казни (подобные нормы сегодня применяются в антикоррупционной работе правительства КНР, при этом смертную казнь могут отсрочить, а пожизненное заключение заменить на длительный, но ограниченный срок).

Возможно ли власти добиться успеха?

Успешность дальнейшей работы по противодействию коррупции в России видится в последовательной реализации важных принципов управления финансами государственного сектора, — принципов прозрачности и открытости, включая развитие электронного правительства (интернет-ресурсы во всем мире доказали свою эффективность в качестве инструмента сокращения коррупции), поощрение участия граждан в принятии финансовых решений на макроуровне (например, в рамках партисипаторного бюджетирования), использование цифровых технологий в сфере государственных закупок, усиление роли органов внешнего аудита и стратегического аудита (в части работы аудиторов Счетной палаты РФ это активное использование риск-ориентированного подхода при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, который позволяет выявлять наиболее рискоемкие для коррупционных проявлений сферы и выявлять проблемы, требующие оперативного решения), требование подотчетности от политических лидеров, государственных служащих и субъектов частного сектора, работающих с государственными средствами.

Вместе с тем представляется, что главный инструмент минимизации коррупции заключается в воспитании культуры честности, этичного поведения и нетерпимости к коррупции в обществе, разработке сдерживающих социальных механизмов к использованию коррумпированных методов ведения бизнеса в государственном и частном секторах экономики. Согласно постулатам поведенческой экономики, люди редко выступают в качестве рациональных оптимизаторов затрат и выгод, их решения и мотивы подвержены широкому разнообразию предубеждений и влияний. Любое коррупционное поведение и действие имеет соответствующие социальные стимулы как минимум двух людей. Поняв и изменив эти стимулы, мы сможем разработать и применять эффективные методы противодействия коррупционному поведению.

2017 год запомнится приговором экс-министру экономического развития Алексею Улюкаеву. Вспомним другие эпизоды кампании по борьбе со взяточничеством и мошенничеством.


Как заявили в ГП, действия чиновника нанесли ущерб более чем в 11 млрд рублей. В январе 2002 года премьер-министр Михаил Касьянов в ходе встречи с президентом Владимиром Путиным выступил с предложением об освобождении Аксененко от должности министра. В тот же день президент подписал соответствующий указ. В 2003 году уголовное дело было направлено в суд, однако до приговора дело не дошло. Аксененко умер 20 июля 2005 года в мюнхенской клинике от лейкемии. Его похоронили на территории Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

В 2005 году в Берне (Швейцария) на основании обвинений в мошенничестве был арестован экс-глава Минатома и бывший советник премьер-министра РФ Евгений Адамов. Обвинения ему предъявили сразу две страны: Россия и США. Американцы завели на бывшего чиновника дело в связи с присвоением около $10 млн, предназначенных для усиления безопасности российских атомных объектов. На родине же Адамова обвинили в неправомерном списании долгов компании Globe Nuclear Services and Supply Limited в размере около $100 млн, а также в соучастии в размывании доли государства в этой компании.

Самым известным фигурантом уголовного дела стала экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева. Она же — соседка Анатолия Сердюкова. Поговаривали, что он встретил следователей во время обыска в шикарной квартире Васильевой, а на его ногах красовались белые тапочки.

6 декабря 2013 года обвинение в халатности было предъявлено Анатолию Сердюкову, но его преследование прекратили в связи с амнистией. Васильевой суда избежать не удалось — рассмотрение дела против нее и четверых предполагаемых сообщников началось 10 июля 2014 года в Пресненском суде Москвы. В мае 2015 года Васильева была приговорена к пяти годам реального лишения свободы, после чего ее этапировали в колонию во Владимирской области. Однако там она пробыла недолго и уже через 34 дня вышла на свободу.

21 мая 2015 года ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями. 19 ноября 2015 года Советский районный суд Брянской области признал Денина виновным, приговорив его к 4 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Экс-губернатор был взят под стражу в зале суда.

Губернатор Сахалина Александр Хорошавин был задержан 4 марта 2015 года на своем рабочем месте сотрудниками московского отдела ФСБ РФ. В его квартирах прошли обыски, в ходе которых, по данным СК, был обнаружен 1 млрд рублей наличными, 800 ювелирных изделий, а также ручка стоимостью 36 млн рублей. Хорошавина обвинили в получении взяток на общую сумму в 522 млн рублей. Следствие считает, что свыше 77 млн рублей он легализовал, зачислив на банковские карты и купив валюту.

25 марта 2015 года Хорошавин, находившийся в СИЗО, был снят с должности указом президента. В ходе прений 28 ноября прокуратура попросила назначить экс-губернатору наказание в виде 13 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Приговор экс-главе Сахалина будет оглашен 22 января 2018 года.

Гайзер был задержан 19 сентября 2015 года, на следующий день Басманный суд Москвы санкционировал его арест. Через полторы недели Путин подписал указ об отставке чиновника. Сам Гайзер свою вину не признает. Процесс по резонансному делу начался в середине декабря.

В июне 2016 года пришла новость о задержании одного из самых известных оппозиционных политиков России — губернатора Кировской области Никиты Белых. Его задержали в московском ресторане при получении меченых 100 тыс. евро. Деньги полагались за общее покровительство ряду кировских компаний, а в общей сложности чиновник получил 600 тыс. евро. Вскоре после задержания Белых Владимир Путин снял его с должности губернатора в связи с утратой доверия.

Источник, знакомый с ситуацией, также рассказывал агентству, что с оперативниками полковник вел себя довольно вызывающе, полагая, что у следствия на него ничего толком нет. Но по ходу дела ситуация стала меняться, и Захарченко заявил, что готов заключить сделку, признать вину в ряде эпизодов получения денег и назвать какие-то новые имена.

Но для Улюкаева все закончилось совсем нерадостно. 15 декабря экс-министра приговорили к 8 годам лишения свободы со штрафом в 130 млн рублей. Защита обжаловала решение суда.

Читайте также: