Баллада доклад литература 250 слов

Обновлено: 08.07.2024

Название работы: Баллада как жанр

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: Баллада как жанр Баллады это эпические песни с семейно-бытовой тематикой в основе которых лежат трагические конфликты. Баллады на Руси по предположению ученых возникли на рубеже ХШ XIV веков когда постепенно начал угасать жанр былин эпических песен о подвигах могучих богатырей защитников родины. Так называют провансальские плясовые песни XI XVII веков от bllre плясать.

Дата добавления: 2015-01-05

Размер файла: 129.48 KB

Работу скачали: 14 чел.

28. Баллада как жанр

Баллады — это эпические песни с семейно-бытовой тематикой, в основе которых лежат трагические конфликты.

Баллады на Руси, по предположению ученых, возникли на рубеже ХШ — XIV веков, когда постепенно начал угасать жанр былин — эпических песен о подвигах могучих богатырей, защитников родины . Нашествие орды, пожары деревень, осада городов, трагические судьбы угнанных в плен невольников, междоусобицы князей, сословное неравенство способствовали созданию новых повествовательных песен, отражавших эти явления.

Северная манера исполнения баллад отличается тем, что их поют, как и былины, в одиночку или вдвоем-втроем, а на юге баллады исполняются хором, как протяжные лирические песни.

В центре внимания баллад — индивидуальные судьбы людей, в силу исторических или социальных условий попавших в безысходные ситуации.

В исторических балладах личность или члены семьи попадают в трагическую ситуацию в особых исторических условиях ( нашествие врага, война ) , в любовных и семейных — конфликт возникает между молодцем и девушкой или членами семьи на почве любовных или семейных отношений, в социальных балладах причина трагического конфликта — в социальном неравенстве.

Если мы сопоставим любовные баллады с историческими балладами о полонянках, то увидим их сходство: девушка гибнет, отстаивая свою честь. Отличие же состоит в том, что в цикле исторических баллад девушка руководствуется не только личными, но и патриотическими чувствами ( отвергает врага и не желает жить на чужой земле ) , а здесь она отстаивает свое право на свободу выбора жениха, на личное чувство.

Балладам свойственны мотивы , которые по характеру изображенных в них событий можно определить как реалистические ( то есть поэтически воспроизводящие события, которые имели или могли иметь место в действительности ) и фантастические ( то есть изображающие невероятные, сверхъестественные события ) .

Все центральные мотивы в балладах, как правило, реалистические.

Фантастические мотивы являются не центральными, а побочными.
Их можно разделить на несколько групп:

1 ) анимистические и тотемистические ( молодец, скрываясь от горя, оборачивается ясным соколом, щукой, волком, горностаем ; сестры, отправившись на поиски брата, становятся щукой, соколом, звездой ; свекровь превращает сноху в рябину ; на месте гибели девушки встают леса, ее коса обращается в лес, кровь — в море );

2 ) антропоморфические ( голубь говорит голубке о невиновности похороненных ; ворон, чтобы спасти свою жизнь, рассказывает молодцу о пленнице трех татар ; конь предсказывает молодцу несчастье ; орел ( или волк ) приносит руку княгини и рассказывает детям о том, что их мать убита ; змея клевещет на женщину ; персонажи баллад обращаются к горам, рекам, морям с просьбой пропустить их, и просьба выполняется ; молодец оскорбляет реку, и она топит его, объяснив почему ;

3 ) магические ( князь оживляет жену мертвой и живой водой ; Марья Юрьевна ослепляет охрану при помощи рассыпанного жемчуга ) .

В балладах идейно-эстетическая функция фантастических мотивов, уходящих своими корнями в глубокую древность, заключается в утверждении справедливости и разоблачении преступления. Чудесное мотивирует развитие сюжета или завершает его. Специфика фантастических мотивов в балладах ( в отличие от сказок, былин ) состоит в том, что они обычно связаны с трагическим.

Так, молодец обращается в щуку, чтобы спастись от Горя, но Горе ловит его неводом, преследует орлом, вороном и загоняет в могилу. Свившиеся растения на могилах загубленных влюбленных свидетельствуют о силе их любви и об их невиновности ( в некоторых вариантах не способная к раскаянию мать Василия вырывает их с корнями ) .

Трагическое своеобразно проявляется в балладах . Элементы трагического есть и в других жанрах, например, в сказках и былинах. В былинах, которые воспевают величие и мощь богатыря, его непобедимость, трагическое занимает незначительное место, а в сказках трагические элементы вводятся для более контрастного представления борьбы добра и зла, всегда завершающейся победой добра и торжеством героя, преодолевшего многочисленные препятствия. В балладах же обычно побеждает зло, но гибнущие положительные персонажи одерживают моральную победу.

В балладах можно выделить несколько аспектов трагического:

В балладе о встрече матери и дочери в татарском плену есть все эти аспекты.

Во-первых, возможность встречи в плену не узнающих друг друга матери и дочери говорит о трагической участи народа, страдающего от татарских набегов.

Во-вторых, трагична участь молодой женщины, забывшей родину и не узнавшей свою мать ;

В-третьих, в трагической ситуации находится старая пленница, ставшая рабыней родной дочери. Положение ее безвыходно: вернувшись домой, на родину, она вновь потеряет дочь, а оставшись с дочерью, не увидит других детей и родной земли.

В цикле баллад о девушке-полонянке особым трагизмом проникнуты баллады о девушке, которая убегает от татар и кончает с собой, когда ее настигает погоня. Девушка гибнет, но моральная победа на ее стороне ; баллада звучала как призыв к сопротивлению врагу.

В социальных балладах раскрываются трагические противоречия между теми, кому принадлежит власть ( король, князь, воеводский сын ) , и обездоленными ( слуга, ключник, простая девушка ) . Преступное ремесло людей, ушедших в разбой, оборачивается против них самих.

Основа трагического в семейных балладах — с одной стороны, в деспотизме родителей, мужа, брата, свекрови, а с другой — в бесправии и покорности детей, жены, сестры, невестки.

В группе любовных баллад жертвой обычно становится девушка.

Трагизм в балладах часто проявляется в том, что убийца слишком поздно узнает о невиновности погубленного им и горько раскаивается. Это стало нормой балладной поэтики-

Искусство трагического в балладах состоит в умении их творцов увидеть трагическое в жизни и передать его в поэтически обобщенной форме с большим эмоциональным напряжением. Своеобразное сочетание эпичности и драматизма усиливает эмоционально-эстетическое воздействие трагического, чему в немалой степени способствует и предельная сжатость драматических моментов. Балладе в известной мере свойственно бесстрастие: о событиях повествуется суровым, объективным тоном, а в самых напряженных местах повествование прерывается диалогом или монологом. Важное значение для раскрытия трагического имеет искусство развития сюжетного действия, которое сконцентрировано на одном наиболее значительном конфликте, сюжет освобожден от замедляющих действие подробностей. От искусства трагического зависит расположение мотивов в сюжете. Можно выделить три типа баллад, отличающихся развитием сюжета.

Сильное эмоциональное воздействие в этих балладах оказывает поведение страдающего персонажа, не ведающего еще о несчастье и пытающегося разыскать исчезнувшую мать ( жену или брата ) , за которым слушатель, уже знающий о случившемся, следит с сочувствием и состраданием, а в кульминационный момент вторично — и более остро — переживает вместе с ним.

В балладе, важную роль играют вещие сны, недобрые приметы и предсказания.
Трагические мотивы : неожиданности трагических последствий ( свекровь губит невестку, не подозревая, что ее смерть вызовет самоубийство сына ; король казнит любовника дочери, которая с горя убивает себя ) и мотив превращения, метаморфозы ( из срубленного дерева льется кровь ; на могилах погубленных влюбленных вырастают и переплетаются деревья ) .

Искусство трагического чрезвычайно ярко раскрывается в изображении отношения к страшному как к обыкновенному ( хладнокровно и уверенно отравительница готовит яд ) . Именно такое отношение злодея к убийству потрясает слушателей.

Искусство трагического проявляется и в психологическом изображении героев баллады, когда раскрывается глубина чувств человека, сраженного случившимся несчастьем . Герои баллад испытывают ужас, отчаяние, терпят тяжкие страдания.

Сила эмоционально-эстетического воздействия баллад заключается в искусстве трагического противопоставления жизни и смерти, дающего возможность глубоко осознать радость бытия и пережить очищающее душу сострадание к гибнущему.

Вся художественная система баллады определяется ее трагичностью и драматизмом. Этой потребности подчинены композиция, способы изображения человека и типизации жизненных явлений. Особенности композиции баллады — одноконфликтность, динамика, обилие диалогов и монологов. Часто текст баллады строится как текст драмы:

Люта свекра — молодой снохе:

« Ты поди, моя невестка,

А князь Роман жену терял,

Жену терял, он тело терзал,

Тело терзал, во реку бросал.

Лирический зачин свойственен разрушающимся балладам, контаминирующим с лирическими песнями. Специальных концовок в балладах нет. Чаще всего баллады кончаются монологом — раскаянием убийцы:

« Тяжко, тяжко согрешила,

Три души я погубила:

Перву душу безымянну,

Другу душу безответну,

Картины природы в балладах встречаются редко. Они играют обычно изобразительно-выразительную роль:

Ты снеси меня на болотнику,

Положи меня под колодинку.

Основная особенность баллады — стремительность развития сюжета, динамизм — обусловливает необходимость чрезвычайно скупого использования тех поэтических средств, которые замедляют действие. Балладам присуща своя система символических средств и иносказаний. Так, о любовных отношениях персонажей говорится:

Не хвалитесь вы, два брата, я вашу сестру знаю:

Я у вашей сестры два ужина ужинал,

Два ужина ужинал, третий завтрак завтракал.

Об инцесте брата и сестры говорится следующим образом:

Не спрося он ума-разума своего,

Стал он с девкой шуточки шутить.

Ты топи во всем наряде !

А куда тебе наряд девати ? —

Разве дуба наряжати !

Как видим, поэтическое использование иронии является одним из способов раскрытия образа губителя: он не только проявляет жестокость, убивая невинную жертву, но еще и насмехается над нею, что усугубляет его вину. Жертва иронизирует чрезвычайно редко, например, ключник во время пытки издевается над князем:

Уж и где же мне, холопу,

Со княгиней знатися ?

Гипербола встречается в балладах редко и имеет чисто выразительную функцию. Она создается при помощи метафоры или сравнения:

Она плакала, как река лилась,

Слезы катятся, как ручьи текут,

Чувство гнева гиперболизируется иначе. Например, услыхав об измене жены, князь:

Топнет ворота правой ноженькой —

Улетели те ворота середи двора

При помощи гиперболы раскрываются страдания жертвы:

В первы сноха воскричала —

Мать-сыра земля простонала,

Во другорядь воскричала —

Все темны леса к земле приклонились,

Во третий сноха воскричала —

Под ним добрый конь споткнулся

Основную роль в системе поэтических средств баллады выполняет эпитет . С помощью эпитетов характеризуются противопоставленные в конфликте губитель и жертва. С одной стороны, немилостивые, грозные ( палачи ) , проклятая ( злодейка ) , змея лютая подколодная ( мачеха ) , с другой стороны — несчастная ( дочь ) , разбессчастный ( возлюбленный ) , прегорькая ( сирота ) , безгрешная ( душа ) , безвинная ( душа, кровь, душенька ) ,праведные ( души ) , и др. При помощи эпитетов дается социальная характеристика персонажей, описываются их внешность и характеры, оцениваются их личные отношения.

Основным принципом создания образа в былине и исторической песне, как и в балладе, является раскрытие характера в действиях и поступках. Но если в балладах действия главного героя — преступные действия, направленные, как правило, против члена своей семьи.

Разными являются причины гнева. Если богатырь гневается на врага, напавшего на родные земли, и побеждает его в борьбе, а Грозный — на сына, не поддержавшего его политики, и едва его не казнит, то балладный муж приходит в гнев из-за того, что его жена не сберегла хозяйство или изменила ему, и убивает ее.

Отличается и степень индивидуализации героев. В балладах мы не можем говорить еще об индивидуализации персонажей, ибо большинство действующих лиц не имеет даже имени, не говоря уже о характерах. Различаются они лишь по семейным отношениям ( муж, брат, свекровь ) . Но в отличие от сказок и былин, где отрицательный персонаж обычно изображается односторонне, в балладах раскрывается более сложный, противоречивый внутренний мир губителя. Жестокая свекровь, в одном эпизоде изводящая невестку, в другом предстает перед нами как любящая мать, а в третьем — винит себя и страдает. Это делает образы персонажей более жизненными и убедительными.

Основные средства, используемые для создания образов персонажей: резкая антитетичность, дающая возможность более ярко раскрыть образы персонажей, столкнувшихся в трагическом конфликте.

Мелодическая организация баллады соединила некоторые свойства торжественного песнопения, идущего от былины и исторической песни, с музыкальной тональностью балладного происхождения, несущей интонацию печали, несчастья. Иногда баллада приобретает ритмический строй плача.

Все отмеченные особенности баллад позволяют судить об их идейно-художественной ценности, обеспечивающей им долгую поэтическую жизнь. Эта ценность состоит в гуманистической роли страдающего персонажа, в осуждении отрицательных героев как носителей зла, в моральных идеях ( супружеской верности, любви к детям, уважения к свободе выбора супруга ) , в искусстве построения трагических ситуаций.

В этой статье мы поговорим о таком литературном жанре, как баллада. Что такое баллада? Это литературное произведение, написанное в виде стихов или прозы, которое всегда имеет ярко выраженный сюжет. Чаще всего, баллады имеют исторический оттенок и в них можно узнать о тех или иных исторических или мифических персонажах. Иногда баллады пишут для их воспевания в театральных постановках. Люди полюбили этот жанр, в первую очередь, из-за интересного сюжета, который всегда имеет определённую интригу.

Баллада что это

Особенности баллады

При создании баллады, автор руководствуется либо историческим событием, которое его вдохновляет, либо фольклором. В таком жанре редко присутствуют специально выдуманные персонажи. Людям нравится узнавать понравившимся им ранее героев.

Баллада, как литературный жанр имеет следующие особенности:

  • Наличие композиции: вступление, основная часть, кульминация, развязка.
  • Наличие сюжетной линии.
  • Передано отношение автора к героям.
  • Показаны эмоции и чувства персонажей.
  • Гармоничное сочетание реальных и фантастических моментов сюжета.
  • Описание пейзажей.
  • Наличие тайны, загадки в сюжете.
  • Наличие диалогов персонажей.
  • Гармоничное сочетание лирики и эпоса.

Таким образом, мы разобрались со спецификой данного литературного жанра и дали определение, что такое баллада.

Из истории термина

Как стихотворную литературную форму, балладу стали понимать в средневековой Франции только в конце 13 века. Одних из первых поэтов, кто пробовал писать в таком жанре, был француз по имени Жанно де Лекюрель. Но, для тех времён, жанр баллады не был чисто поэтическим. Такие стихотворения писались для музыкальных постановок. Музыканты плясали под балладу, тем самым, веселя публику.

История баллады

С появлением печатного станка, во Франции стали появляться первые, напечатанные в газетах баллады. Они очень нравились людям. Французы любили собираться всей семьей в конце тяжелого трудового дня, чтобы всем вместе насладиться интересным сюжетом баллады.

В классических балладах, времен Машо, в одной строфе текста, количество стихов не превышало десяти. Спустя столетие, тенденция изменилась, и баллады стали писать в квадратной строфе.

воспроизведение баллады

Спустя некоторое время, данный жанр нашел свое место в творчестве других европейских поэтов и писателей. Что касается русской литературы, то баллада появилась в ней только в 19 веке. Случилось это из-за того, что русские поэты были вдохновлены немецким романтизмом, а, так как немцы того времени описывали свои лирические переживания в балладах, этот жанр быстро распространился и здесь. Среди наиболее известных российских поэтов, писавших баллады, можно назвать Пушкина, Жуковского, Белинского и других.

Среди наиболее известных мировых литераторов, чьи баллады, без сомнения, вошли в историю, можно назвать Гёте, Каменева, Виктора Гюго, Бюргера, Вальтера Скота и других выдающихся литераторов.

баллада прошлых веков

Баллада – один из любимых лирико-эпических жанров русских романтиков, который позволял полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир, противопоставленный миру реальности. К этому жанру обращались такие великие поэти, как Жуковский, Пушкин и Лермонтов.
В. А. Жуковский, которого по праву считают основоположником русского созерцательного романтизма, первым обратился к балладе. Развитие этого жанра было очень важным для самоопределения русского романтизма. Большинство баллад поэта переводные (“Людмила”,

“Лесной царь”, “Ивиковы журавли” и другие), но они производят впечатление оригинальных.
Для многих баллад Жуковского характерна поэтика ужасного, атмосфера тайны. В связи с этим возникают постоянные образы: луна, вороны, совы, гробы, саваны, мертвецы.

Действие баллад часто разворачивается с полночь. Герои постоянно находятся в состоянии ужаса и страха.

Мир баллад строится на антитезе: добро – зло.

добро одерживает победу над силами зла, все ужасы и кошмары оказываются лишь сном. А героиня другой баллады, Людмила, наказывается за роптание на судьбу. Здесь необходимо отметить, что в балладах Жуковского присутствует некоторый моралистический элемент, но дидактизм не уменьшает их романтический пафос.
Важным является мотив рока, проходящий через все творчество, поэта. Так, в балладах жизнь показана как постоянное противопоставление судьбе, как поединок человека и обстоятельств, мы видим неизбежность возмездия. Основой балладного сюжета является преодоление преграды между реальным и потусторонним миром.
Жуковский часто обращался к образам феодального Средневековья и античности, Они позволяли ему подняться над окружающей действительностью и перенестись в мир фантастики, таким способом он бежал от реальности, как и все романтики.
Переводя Баллады, Жуковский сохранял многие черты подлинника, но сосредоточивал свое внимание на важнейших этапах сюжета. Так, в балладе “Людмила” Жуковский передает большую степень задумчивости, усиливает моралистический элемент, утверждает идею смирения перед судьбой. А в “Светлане” он еще дальше, уходит от оригинала (“Леноры” Бюргера), усиливается национальный колорит, который создается деталями быта, картинами русской природы.

В балладе “Лесной царь” перед нами предстает иной, чем у Гете, образ царя: “Он в темной короне, с густой бородой”.
Характерной особенностью переводных Баллад Жуковского является то, что они русифицированы. Например, “Людмила” – это перевод “Леноры” Бюргера, но действие перенесено в Московское царство XVI-XVII веков, а главной героиней стала Людмила, русская девушка. В балладе “Светлана” мы видим еще больше русских черт: описание гадания “в крещенский вечерок”, примет и обычаев, встречаются элементы фольклора (“ворота тесовые”, “кони борзые”).

Позднее (в 1831 г.) Жуковский вновь обратится к этой балладе и напишет одноименную (“Ленора”), но на этот раз достаточно близкую к оригиналу.
Итак, для балладного творчества Жуковского характерным является то, что большинство его произведений этого жанра являются переводными. Но он привносит в них национальные русские особенности. В балладах Жуковского важен не сюжет, а настроение, которое вызывают события.
Пушкин на определенном этапе своего творчества так же, как и Жуковский, был романтиком. Именно в этот период он пишет балладу “Песнь о вещем Олеге” (1822 г.). Материалом для произведения послужило событие, взятое из средневековой истории, так же как и многие сюжеты Баллад Жуковского.

Сходен и главный мотив – мотив предопределенности судьбы. Но существуют и важные различия между балладами Пушкина и Жуковского. Прежде всего, стихотворения Александра Сергеевича написаны на русский исторический сюжет, в то время как материалом Баллад Жуковского является, как правило, европейское Средневековье.

Важную роль играет то, что в основе сюжета “Песни о вещем Олеге” лежит летописный рассказ, и Пушкин старается быть исторически достоверным. Для этого он вводит исторические реалии:

Твой щит на вратах Цареграда…

Поэт показывает древние обычаи и традиции, что придает пушкинской балладе вид подлинности. По сравнению с историческими Балладами Жуковского “Песнь о вещем Олеге” кажется более национальной и более народной.
В связи с темой неизбежного рока возникают такие образы, как череп, кости, гробовая змея:
Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала…
Итак, Баллада Пушкина исторически достоверна, то есть можно сказать, что по сравнению с балладами Жуковского она наиболее приближена к реальности. Главным в этом произведении является то, что человек не способен изменить того, что ему предначертано.
Продолжая традиции Жуковского, Лермонтов Также обращается к Жанр баллады (“Воздушный корабль”, “Перчатка” и другие). Лермонтов редко обращается к сюжетам Средневековья. Баллада “Воздуш-
Ный корабль” посвящена Наполеону. Главным мотивом является мотив одиночества:
Но в цвете надежды и силы Угас его царственный сын, И долго, его поджидая, Стоит император один…
Так же как и в балладах Жуковского, мы видим мистический пейзаж: ночь, звезды, скалы – возникают романтические образы, любимые обоими поэтами (могила, гроб, мертвец), мы оказываемся в фантастическом мире, далеком от реальности.
Как и большинство Баллад Жуковского, “Воздушный корабль” является переводом (из Зейдлида).
Баллады в основном написаны на сюжеты, взятые из прошлого, и, чтобы передать соответствующее настроение, используются различные средства. Этому подчинен и язык баллад. Поэты используют различные эпитеты и метафоры, а в Балладах Жуковского и Пушкина встречаются архаизмы, фольклорные, сказочные элементы.
Таким образом, большинство баллад русской литературы начала XIX века являлись переводами баллад западноевропейских романтиков, но на русской почве они приобретали ряд особенностей. Жанр баллады играет важную роль в развитии русского романтизма и занимает значительное место в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.


В литературе существует множество жанров, отличающихся друг от друга формой и содержанием. Одни произведения принадлежат только одному жанру, другие – нескольким. Баллада, например, относится к смешанному жанру. Так что такое баллада, и какие особенности она имеет?

Определение и основные характеристики баллады

Баллада – лиро-эпический жанр, в котором сочетаются лирическое начало и сюжетное повествование. В зависимости от тематики литературные баллады могут быть историческими, фантастическими, семейными, любовными и др. Ярким примером исторической литературной баллады является баллада А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”. Кроме того, издавна создавались фольклорные баллады, например, английские баллады о Робин Гуде.


Рис. 1. Иллюстрация к Балладе

Баллада принадлежит к так называемым “смешанным” жанрам литературы, так как относится к лиро-эпическому жанру. С одной стороны она написана по законам лирики: определенным стихотворным размером, ритмом, с соблюдением рифмовки, строфики и т. д., но по содержанию она близка к эпическим жанрам. Например, баллада может иметь несколько или много действующих лиц, в ее основе лежит сюжет, то есть линейный рассказ о каких-то событиях. А наличие сюжетной линии и действующих лиц – это свойство эпоса, а не лирики.

Баллада происходит от французского слова, которое в переводе означает “танцевальная песня”.

Баллада – это повествовательная песня (то есть берет повествование от эпического рода) с драматическим действием (то есть берет действие от драматического рода). В основе баллады чаще всего – вымышленная фантастическая история, часто необъяснимая, загадочная, таинственная, необыкновенная. В балладе, как и в песне, всегда присутствует элемент напевности. Баллада сравнительно невелика по объему и проста по форме (то есть простые рифмы, ритм, размер).

Баллады связаны с различными легендами и преданиями и соединяют в себе жанр песни и рассказа.

В России баллады стали популярны в начале 19 века под влиянием немецкого романтизма. Самым известным представителем этого жанра в нашей стране стал В. Жуковский. Баллады также писали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. Фет, А. Толстой.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам раскрыть для себя такой жанр в литературе как баллада. Здесь дается определение этого термина, жанровые особенности баллады, а также перечисляются основные представители, творившие в этом направлении.

Читайте также: