Китай ведущая держава азиатского региона доклад

Обновлено: 05.07.2024

Площадь территории - 377 944 км² . Основу территории составляют 4 крупных острова Японского архипелага – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Япония омывается водами Восточно-Китайского, Японского, Охотского морей и Тихого океана.

Столица – Токио.

Япония – конституционная монархия. Император исполняет представительские функции, является символом государства.

Высшая исполнительная власть принадлежит правительству, которое возглавляет премьер-министр.

Япония – унитарное государство.

Делится на 47 префектур.

Природно-ресурсный потенциал.

Небольшие запасы полезных ископаемых: каменный уголь, пириты.

Агроклиматические ресурсы благоприятны для производства многих видов сельскохозяйственных культур.

Япония богата водными ресурсами. Много коротких горных рек.

Леса занимают 2/3 территории страны.

Население.

Численность населения – 125 923 778 человек (10 место в мире).

Средняя плотность населения – 340 чел/км 2 . На низменностях южной части острова Хонсю – 1000 чел/км 2 , на острове Хоккайдо – 5-10 чел/км 2 .

Доля городского населения – 66%.

Наблюдается естественная убыль населения.

Средняя продолжительность жизни – 82 года (самая высокая в мире).

Возрастной состав населения: 14% детей, 20% пожилых людей.

Япония – однонациональная страна.

Религиозный состав: синтоизм, буддизм, конфуцианство.

Ведущие отрасли хозяйства

Отрасли первичной сферы:

Японское сельское хозяйство одно из самых интенсивных в мире. В растениеводстве преобладает рис, в животноводстве – птицеводство и свиноводство.

Горнодобывающая промышленность незначительна. Самообеспеченность страны минеральным сырьем – одна из самых низких в мире. Япония – крупный импортер.

Отрасли вторичной сферы:

Ведущая отрасль – машиностроение.

Химическая промышленность представлена нефтехимией, производством полимерных материалов и тонкой химией. Крупные центры вынесены за пределы городов.

Япония – крупный производитель черных и цветных металлов.

Электроэнергетика.

По объемам производства электроэнергии Япония занимает 4 место в мире.

Отрасли третичной сферы:

Транспорт. Ведущий вид транспорта при перевозке грузов – морской.

Лидер по объемам перевозок пассажиров – автомобильный транспорт, по пассажирообороту – железнодорожный (в том числе скоростные магистрали).

Развит авиационный транспорт.

Высокий уровень развития биржевой и банковской деятельности.

В Токио – вторая по величине оборота фондовая биржа.

Китай или Китайская Народная Республика (КНР) – одна из величайших стран мира. Площадь территории 9 596 961 км² (3 место в мире).

Китай находится в Восточной Азии, граничит по суше с Россией и со странами всех субрегионов Зарубежной Азии. Китай омывается водами Желтого, Восточно-Китайского, Южно-Китайского морей. В Тихом океане Китаю принадлежит более 5 тыс. островов. Столица – Пекин.

Китай – унитарная республика. Делится на 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных административных района (Сянган и Аомынь).

Высший орган государственной власти – Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Глава государства – Председатель КНР.

Природно-ресурсный потенциал.

Большие запасы полезных ископаемых: каменного угля, железных, медных, полиметаллических, оловянных и др. руд. Есть запасы нефти, природного газа, бокситов.

Китай богат водными ресурсами, но уровень обеспеченности водой низкий.

Китай богат лесными ресурсами. Площадь лесов увеличивается, несмотря на то, что леса активно вырубаются.

Население.

Ведущие отрасли хозяйства.

Отрасли первичной сферы:

Сельское хозяйство. Китай производит почти ¼ мировой сельскохозяйственной продукции. В растениеводстве выделяются зерно, картофель, овощи, плоды, хлопок, чай, в животноводстве – птицеводство и свиноводство.

Развивается и химическая промышленность. Лидирует производство минеральных удобрений и химических волокон, растет производство серной кислоты, пластмасс, продукции тонкой химии. Развивается нефтехимия.

В Китае представлены все виды транспорта. Во внутренних перевозках ведущую роль играют железнодорожный и речной транспорт. Судоходство осуществляется по Янцзы, Хуанхэ и Великому Китайскому каналу. Во внешних перевозках лидируют морской и авиационный транспорт.

Индия находится в Южной Азии, граничит по суше с Пакистаном, Афганистаном, Китаем, Непалом, Бутаном и Мьянмой. Южная половина Индии занимает полуостров Индостан и омывается водами Аравийского моря с запада и Бенгальского залива с востока.

Столица – Нью-Дели.

Крупные запасы полезных ископаемых: каменного угля, железных, марганцевых руд, бокситов, урановых руд, поваренной соли, слюды и драгоценных камней. Есть запасы медных, полиметаллических руд, нефти, природного газа.

Население.

Численность населения – 1 389 009 858 человек (2 место в мире). Население размещено неравномерно. Средняя плотность населения – 346 чел/км 2 . Крупнейшие города (более 10 млн. человек) – Мумбаи, Дели, Колката.

Сикхи, буддисты и др.

Ведущие отрасли хозяйства.

Отрасли первичной сферы:

Химическая промышленность.

Китайская Народная Республика (КНР) – одна из ведущих держав мира, огромная страна в Центральной и Восточной Азии с богатой историей и большим будущим. Россия и Китай — великие государства, развитие которых в значительной степени зависит от дружеских и взаимовыгодных отношений. В докладе представлены наиболее важные сведения о КНР — ближайшем соседе и экономическом партнёре Российской Федерации.

География Китая

Поднебесная (так называют свою страну сами китайцы) занимает огромную территорию — 9,6 млн. км², поэтому география Китая довольно разнообразна.

Государство граничит с:

  • Афганистаном;
  • Бутаном;
  • Вьетнамом;
  • Индией;
  • Казахстаном.
  • Киргизстаном;
  • КНДР;
  • Лаосом;
  • Монголией;
  • Мьянмой;
  • Непалом;
  • Пакистаном;
  • Россией;
  • Таджикистаном.

Китай на карте.

Китай в окружении многочисленных соседей.

Страна омывается Жёлтым и Южно-Китайским морями Тихого океана.

Рельеф в основном гористый. Наиболее возвышенная часть Китая — Тибет. На западе расположились высокие плоскогорья и самая крупная пустыня Азии — Гоби. На территории страны находятся такие знаменитые горы, как Гималаи и Тянь-Шань. На востоке — дельты великих рек (Хуанхэ, Янцзы) и холмы. На юге простираются равнины, в основном распаханные под сельскохозяйственные культуры.

Разнообразие природных особенностей Китая во многом объясняется его климатом. Если на юге он тропический, то на севере — умеренно континентальный.

На китайской земле встречается около 25 тысяч видов различных растений. Животный мир также очень богат. Особо почитается в стране большая панда, ставшая даже одним из символов Поднебесной.

Недра КНР содержат большие запасы полезных ископаемых. Благодаря им страна занимает одно из первых мест по производству вольфрама, сурьмы и олова. Также здесь выплавляется медь, молибден, алюминий, свинец и цинк.

История и государственное устройство Китая

История китайской государственности насчитывает более 40 веков. Первым в истории Китая крупным государством, объединившим разрозненные княжества, была империя Цинь (конец III до н.э.). На протяжении столетий страна неоднократно переживала завоевания иностранными захватчиками. В XIII веке Поднебесную подчинили себе монголы. В 1644 года ею завладели маньчжуры, основавшие последнюю в истории Китая монархическую династию Цин, которая правила 268 лет.

Правящая династия Цинь.

Сражение китайской имперской армии с войском Альянса 8 государств. Картина неизвестного художника.

С середины XIX века страна становится объектом колониальной экспансии многих государств — Великобритании, Германии, Японии и других. Попытки обрести независимость завершились в 1949 году провозглашением КНР.

Согласно конституции 1982 года, современный Китай — это социалистическая народная республика.

Административно государство делится на:

  • 23 провинции (включая Тайвань);
  • 4 города центрального подчинения – Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин — самые крупные города страны;
  • 5 автономных районов;
  • особые административные районы – Гонконг и Макао.

Столица Поднебесной — Пекин.

Город Пекин.

Население и экономика Китая

КНР — самое большое государство мира по численности населения (1,38 млрд. чел.). Здесь проживают представители более 50 народностей, самая многочисленная из которых — ханьцы (93%).

В Китае живут последователи таких религий, как:

  • даосизм;
  • буддизм;
  • христианство;
  • ислам.

Буддистский храм.

Благодаря экономическим реформам последних десятилетий, КНР стала одним из ведущих государств мира с развитой экономикой. Китай — индустриально-аграрная страна, ставшая к тому же космической и ядерной державой.

Особенно в КНР развиты такие отрасли производства, как:

  • машиностроение;
  • химическая и текстильная промышленность;
  • производство цемента, стройматериалов, минеральных удобрений, программного обеспечения.

В сельском хозяйстве главная культура — рис. Китай занимает по его производству 1 место в мире.

Культура Китая

На протяжении столетий Поднебесная являлась передовой цивилизацией, превосходившей во многом весь остальной мир.

В древнем Китае были открыты и изобретены:

  • бумага;
  • книгопечатание;
  • компас;
  • порох.

Великая китайская стена.

На весь мир известны китайский чай и шёлк, а один из символов страны — Великая китайская стена — самое длинное на планете оборонительное сооружение. Её длина составляет почти 9000 км.

Reuters / Nguyen Huy Kham Вьетнамские дети с китайскими флагами приветствуют Вице-Президента Китая Си Жинпин, 21 декабря 2011 г.


Д.и.н., профессор, руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, член ученого совета Института востоковедения РАН, эксперт РСМД

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона сегодня привлекают особое внимание. Феномен их превращения из государств, зависимых от западных колониальных держав, в державы, способные самостоятельно влиять на мировые процессы, произошел буквально на глазах одного поколения и тем самым породил ощущение их особой успешности и прогресса. Это дало основание некоторым аналитикам утверждать, что центр мирового развития перемещается или уже переместился из Атлантического пространства на Тихий океан и что дальше этот процесс станет еще более очевидным и масштабным. Однако с точки зрения нелинейного подхода в ближайшие десятилетия карта АТР и расстановка сил в регионе могут измениться коренным образом.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона сегодня привлекают особое внимание. Феномен их превращения из государств, зависимых от западных колониальных держав, в державы, способные самостоятельно влиять на мировые процессы, произошел буквально на глазах одного поколения и тем самым породил ощущение их особой успешности и прогресса. Это дало основание некоторым аналитикам утверждать, что центр мирового развития перемещается или уже переместился из Атлантического пространства на Тихий океан и что дальше этот процесс станет еще более очевидным и масштабным. Однако с точки зрения нелинейного подхода в ближайшие десятилетия карта АТР и расстановка сил в регионе могут измениться коренным образом.

Среди активных предсказателей будущего АТР явно преобладают сторонники так называемого линейного подхода. Эти авторы даже в своих самых смелых прогнозах все равно остаются в реалиях нашего времени: выделяя фундаментальные факторы развития, они пытаются на их основе экстраполировать сегодняшние процессы на будущее. По их представлениям, если Китай вот уже почти пятьдесят лет укрепляется, если его влияние и мощь усиливаются, то они будут усиливаться и дальше. В будущем можно ожидать, что Китай окрепнет настолько, что сможет доминировать в Юго-Восточной Азии и в прилегающих к КНР районах Тихого океана.

Поворот от Китая


В идейном плане Китая в ЮВА просто нет, если не считать мало кого привлекающие лозунги, с которыми выступают давно потерявшие влияние компартии. Ни сам Китай, ни его модели политической организации и политического поведения как некая матрица для копирования в странах ЮВА, да и вообще в Азии, всерьез не рассматриваются.

От того, какой образ мира сформируется в головах миллионов, особенно представляющих образованные слои населения азиатских стран, и будет зависеть, каким станет мир Азии в ХХII веке.

Зато в умах представителей наиболее влиятельных социальных групп доминируют представления о демократии западного типа как о наилучшей системе организации общества и государства. Однопартийная политическая система авторитарного типа, подобная китайской, при этом воспринимается как система, ограничивающая естественные права людей. Азиатские элиты, при всех своих увлечениях религиозными и традиционалистскими идеями, внутренне (по духу и стилю жизни) стремятся следовать западным образцам. За прошедшие десятилетия они стали для них естественными, и нет никаких оснований считать, что они откажутся от них в дальнейшем.

Следует признать, что в чистом виде демократии западного образца в Азии практически не существует, но демократия в широком смысле, как осуществление реального народовластия, есть, и сфера ее влияния в регионе непрерывно расширяется. Еще недавно Южная Корея находилась в плену последовательно сменявшихся военных режимов, а ныне в ней утвердилась представительная демократия с многопартийной политической системой. Более того, в Хартии АСЕАН, предложенной на саммите в Себу (январь 2007 г.) и позднее ратифицированной всеми десятью странами-членами блока, демократическая модель политического устройства прописана как универсальный образец, к которому все страны АТР должны рано или поздно придти.

Новый Китай

Но не только в странах ЮВА демократическая модель организации государства завоевывает все новые рубежи. Демократический пакет (свободные выборы, многопартийность, разделение властей, защита прав человека, свободный от государственного давления бизнес и т.д.) уже давно популярен среди значительной части интеллигенции Китая. Об этом говорят дацзыбао начала 1980-х годов, где авторы требовали многопартийности, свободы и демократии, события на площади Тяньаньмэнь, в ходе которых выдвигались подобные же требования, и т.п.

В идейном плане Китая в ЮВА просто нет, если не считать мало кого привлекающие лозунги, с которыми выступают давно потерявшие влияние компартии.

Проблема для КНР здесь будет состоять в том, что по мере развития демократии, по всей вероятности, будет происходить и постепенный распад страны на отдельные регионы вроде процветающего приморского Юго-запада и нищего патриархального Запада, промышленного Северо-востока и аграрного Центра. При этом вполне вероятно, что какое-то общенациональное правительство все же останется, но вся реальная власть окажется в руках региональных лидеров, которые будут придерживаться собственного политического курса, основанного на их конкретных интересах.


Новая старая расстановка сил

В связи с этим можно предположить, что конфигурация и баланс сил в этом регионе претерпят кардинальные изменения. Мы, а скорее, наши дети станут свидетелями формирования блока продемократических, ориентирующихся на США стран. Увидят они и новую роль Соединенных Штатов – как наиболее влиятельного участника политических и экономических процессов в АТР в целом и вокруг Китая в частности.

Процесс возвращения США в ЮВА сегодня виден невооруженным глазом. Многие страны региона не только его приветствуют, но и стремятся всячески подтолкнуть Вашингтон к более активной политике. Дело в том, что попытки асеановских элит дружить с Китаем и отдаляться от США, как это было в начале 2000-х годов, не привели к позитивным для них результатам. Более тесное, чем раньше общение с КНР только еще более усилило старые подозрения относительно стремления Китая доминировать в регионе.


В связи с этим можно предположить, что так называемая hedge policy, т.е. политика ограничения китайской экспансии путем формирования по границам КНР блока стран, связанных союзническими отношениями с США, которая проводилась в последние годы и республиканской и демократической администрациями, будет успешно продолжена и в будущем. Ее долговечность и успешность будут обусловлены тем, что для ее осуществления американцам совершенно не нужно навязывать себя своим партнерам. Азиатские соседи Китая, причем не только Филиппины, опасаясь диктата из Пекина, сами стремятся к взаимодействию с США. Поэтому позиции Соединенных Штатов, даже серьезно ослабленных экономическим кризисом, все равно будут сильны в этом регионе.

Возможен и другой сценарий, согласно которому отдельные части распавшегося китайского гиганта интегрируются с прилегающими странами. Соседи Китая к этому готовы и всячески бы это приветствовали. В мою бытность в Японии один из ведущих преподавателей Университета Хосэй не раз говорил, что он, как и многие японские интеллектуалы, полагает, что в Китае существует несколько цивилизаций, одна из которых по типу идентична японской. Он называл эту цивилизацию океанической, а другую – континентальной. Главными чертами океанической цивилизации он считал способность людей постоянно генерировать новое, меняться, быть активными и толерантными. К ней он относил Тайвань, Шанхай и Гуанчжоу, Фуцзянь, почти весь приморский Китай. А к континентальной цивилизации – аграрные провинции центра и запада КНР, где люди, по его мнению, консервативны, подозрительны и с трудом приемлют новое.

Вполне можно предположить, что в результате победы демократической альтернативы появятся нескольких разных Китаев, чисто номинально связанных между собой и обладающих примерно такой же свободой, какую сегодня имеет Тайвань.

Если согласиться с такими взглядами, то вполне можно предположить, что в результате победы демократической альтернативы появятся нескольких разных Китаев, чисто номинально связанных между собой и обладающих примерно такой же свободой, какую сегодня имеет Тайвань. При этом разные части потерявшей управляемость бывшей сверхдержавы будут, скорее всего, интегрироваться в разные геополитические союзы. Синцзян станет активным игроком в Центральной Азии и даже сможет доминировать там, подобно уничтоженной китайцами в середине XVIII века Джунгарии. Юннань, Гуандун, Гуанси, в общем, весь юго-запад Китая вместе со странами ЮВА составят одно из мощнейших и процветающих региональных объединений на нашей планете. Не менее внушительно может выглядеть и интеграция северо-востока Китая с Россией, Японией и объединенной Кореей. В некотором смысле крупные китайские регионы могут пережить судьбу бывшего СССР, когда отдельные части бывшей сверхдержавы стали играть важную роль и интегрироваться с граничащими с ними государствами.

Роль России в АТР и ЮВА за последние десятилетия довольно существенно изменилась: от одного из главных спонсоров партизанской коммунистической борьбы, совместно с КНР поддерживавшего местных коммунистов в 1950-х годах, до военно-политического партнера, а затем и основного союзника Вьетнама в 1970–1980-х годах, обладавшего одной из крупнейших в регионе военных баз в Камрани. После распада СССР Россия оказалась на позиции незаметного и почти исчезающего экономического партнера основных региональных стран.

Наилучший сценарий будущего российского присутствия в АТР состоит в следующем: в результате длительной, последовательно проводимой и успешной политики поворота на Восток, которая уже начала реализовываться, Россия станет одним из ключевых центров в АТР.


В XXII веке в АТР не будет жесткого противостояния держав. Речь может идти о мягком соперничестве проамериканского и пророссийского блоков и о совместном выступлении США, России и других стран региона в поддержку безопасности, свободы торговли и недопущения возможных конфликтов. Для России вполне вероятны довольно тесные связи с объединенной Кореей и Вьетнамом, с северными и северо-восточными частями Китая, а для США – с Японией, Филиппинами, Тайванем и всем юго-западным Китаем. Одним из влиятельных лидеров в АСЕАН будет оставаться Индонезия, влияние которой распространится и на глобальные проблемы.

1. Так было, например, весной 1929 г., когда войска Чан Кайши, т.е. партии Гоминьдан, претендовавшей на обладание высшей властью в Китае, вели войну против гуансийской клики милитаристов, распространивших свое влияние на провинции Гуанси, Гуандун, Хунань, Хэбэй. Войска Чан Кайши тогда одержали победу, и влияние гуансийской клики было ограничено провинцией Гуанси. В мае 1929 г. резко обострились отношения между правительством Гоминьдана и милитаристом Фэн Юйсяном, армия которого контролировала северные провинции и готовилась занять Шаньдун после ожидавшегося ухода оттуда японцев. Летом 1930 г. против Чан Кайши выступил губернатор провинции Шаньси Янь Сицань, и его войска заняли Бэйпин, вновь переименованный в Пекин. Он же объявил этот город столицей в противовес гоминьдановскому Нанкину. Если добавить к этой очевидной междоусобице почти независимых так называемых северных милитаристов во главе с Чжан Цзолинем и коммунистов с их освобожденными районами, то становится понятно, что Китая как целостного и централизованно управляемого государства в то время просто не существовало.


В начале XXI века центр тяжести международной политики все больше смещается в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, в котором особое значение играет Юго-Восточная Азия. Все ведущие мировые экономики сейчас заинтересованы в более плотном сотрудничестве со странами Юго-Восточной Азии, которая становится мировым полюсом роста.

В данном регионе пересекаются геополитические интересы таких мощных держав, как США и Китай. Именно динамика борьбы этих гигантов будет в будущем определять характер и направление развития региона в целом.

В настоящее время Китай активно внедряет инструменты мягкого воздействия на другие страны в свою внешнеполитическую доктрину, позволяя ему усиливать свою геополитическую мощь. Он стремится сочетать экономическое влияние и заниматься созданием образа сильной и могучей страны, регионального лидера. Первым шагом к мировому лидерству является расширение собственного присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Издавна Китай рассматривает Юго-Восточную Азию, как свой ареал влияния. Многие страны ЮВА, например, такие как Бирма (Мьянма) и Вьетнам признавали китайский сюзеренитет. Данный сюзеренитет носил формальный характер, поскольку Пекин не имел реальных возможностей ограничить независимость местных правителей. В странах Юго-Восточной Азии сюзеренитет Пекина воспринимался скорее просто формальным и статусным, однако в самом Китае он рассматривался как признание их реального подчинения. Европейские завоевания на территории Юго-Восточной Азии умерили на какое-то время пыл Поднебесной относительно территории своих соседей, поэтому о расширении своего влияния на приграничный юго-восточный регион Пекину пришлось забыть до конца ХХ века.

И теперь по мере того, как Китай начинает подниматься, он первым делом устремляет свои экспансионистские взгляды на страны АСЕАН. Экспансионистская политика предстает наиболее привлекательной, если она базируется на общих ценностях, культурных и моральных идеалах страны, на которую направлено воздействие. Главным инструментом китайской экспансии в регионе является экономический фактор. Китайские бизнесмены уже начинают контролировать торговлю в приграничных районах, где юань становится главной единицей расчета, потеснив доллар.

Несмотря на тенденцию сближения КНР со странами Юго-Восточной Азии, их отношения продолжают оставаться сложными. Выступая на международной арене защитником прав развивающихся государств, Китай одновременно с этим начинает конкурировать с ними на их внутренних рынках и превращать эти страны из партнеров в объекты своей внешней политики. К тому же большую часть прямых иностранных инвестиций также получает Китай, лишая партнеров по АСЕАН дополнительных средств развития.

Для решения данного вопроса Китай предлагает странам ЮВА свои рынки сбыта и свои инвестиции как компенсацию за потерю позиций на международной арене. В данной ситуации Пекин должен вести крайне деликатную политику, поскольку государства АСЕАН видят в Китае угрозу своей независимости.

1 января 2010 года состоялось открытие зоны свободной торговли (ЗСТ) "Китай – АСЕАН", на создание которой потребовалось 8 лет. Это третья по экономической мощи зона свободной торговли в мире после ЕС и зоны свободной торговли Северной Америки. АСЕАН является площадкой для воздействия Поднебесной на международные процессы, происходящие в Юго-Восточной Азии, а также позволяет членам Ассоциации уменьшить свою зависимость от Японии и США. Благожелательный имидж Китая, как дружественного государства, позволяет ему пользоваться доверием азиатских стран и укреплять свои позиции в регионе. Увеличение финансового кредитования, создание всесторонней системы экономических сетей и осуществление культурных проектов формируют ядро для распространения влияния Китая в Юго-Восточной Азии. Пекин пытается заявить о себе как о сильном мировом игроке и стремится войти в систему международных отношений в качестве полноценного участника.

В 2011 году Китай по объему ВВП вышел на второе место в мире, обогнав Японию. При этом по объему промышленного производства он оказался на первом месте, опередив США[3]. Однако это не гарантирует КНР первое место в мировой экономике. В 70-х годах все были уверены, что через какое-то время Япония обгонит США по размеру ВВП, но этого не случилось. Тем не менее, это не волновало США настолько, насколько сейчас волнует увеличение экономической мощи Китая. Американцы контролировали Японию еще со времен второй мировой войны и на ее территории до сих пор располагаются американские военные базы. Однако Китай – это другое дело. Эта страна стремится проводить самостоятельную внешнюю политику и стимулирует продвижение своих компаний на зарубежные рынки, где они сталкиваются с американскими корпорациями.

Расширение влияния КНР на страны Юго-Восточной Азии и их активное сотрудничество не могло не оставить в стороне Соединенные Штаты. В феврале 2011 года была опубликована новая военная стратегия США, последний раз редактировавшаяся в 2004 году. Особое внимание Штаты уделяют укреплению связей с их партнерами за рубежом. Америка подчеркивает, что готова участвовать в международных коалициях ради укрепления международной безопасности. Отдельное и довольно значительное внимание в новой американской военной стратегии уделено Китаю. США констатируют рост могущества Поднебесной и его влияния в регионе и намерены сотрудничать с ним с целью добиться наилучшего взаимопонимания, а также совместными усилиями стабилизировать обстановку в Корее. Однако авторы стратегии подчеркивают, что рост военного могущества Китая потенциально угрожает безопасности региона в целом, и США намерены "демонстрировать желание и готовность оказать помощь своим союзникам в противодействии какой-либо активности, угрожающей сложившейся системе международных экономических отношений"[4].

Двойственность подхода к Китаю, обозначенная в стратегии, демонстрирует то, что Вашингтон не знает каким образом противостоять его растущему влиянию. Китай учел опыт Советского Союза, старавшегося поддерживать военный паритет с США, хотя его экономика была заметно меньше американской, и который в конечном итоге развалился. Китай военный паритет с США поддерживать не стремится. Пекин просто ждет того момента, когда его экономика окажется больше американской и тогда он сможет позволить себе более значительные расходы на оборону.

Усиление китайского влияния в Юго-Восточной Азии заставило задуматься американцев об изменении своей стратегии, которая традиционно выглядела как двусторонние альянсы США со своими союзниками в данном регионе. При этом союзники замыкались на США и были слабо связаны друг с другом.

Стратегия "Возвращение в Азию" выполняется ускоренными темпами. В 2011 году Барак Обама принял участие в ряде международных и региональных конференций, проведенных в Азии, долгое время находился в Индии и других странах с визитами, а также созвал саммит США-АСЕАН в Нью-Йорке. Механизм двусторонних переговоров в формате "2+2" с участием глав МИД и оборонных ведомств США и Японии начал расширяться и охватывать большее число стран. Обама пообещал, что США как страна, расположенная на берегах Тихого океана, будет играть в долгосрочной перспективе все более заметную роль в формировании облика Азиатско-тихоокеанского региона и его будущего, поддерживая основополагающие принципы и в тесном сотрудничестве со своими союзниками и друзьями. США "возвращаются в Азию" и словом и делом, с помощью дипломатических средств и военных действий. Важной частью вхождения в Азию Вашингтон считает установление взаимного доверия с Китаем. Здесь особый акцент ставится на создание культуры сотрудничества и совместного разрешения конфликтов интересов, а также особое внимание уделяется публичной дипломатии[7].

В Америке считают необходимым противостоять влиянию Китая в регионе, исходя как из экономических вопросов, так и из вопросов безопасности. После распада биполярного мира у США появились опасения, что страны Юго-Восточной Азии будут выражать недовольство относительно присутствия США в регионе, поскольку необходимость в защите от СССР отпала. Тогда американские стратеги начали создавать несколько иную систему, которая больше является экономической, чем военной. В частности, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) было создано, как один из инструментов сохранения Тихого океана в зоне влияния Соединенных Штатов. Естественно, что Америка не заинтересована в том, чтобы Китай серьезно участвовал в этих инициативах, поэтому они стремятся создавать новые альянсы с целью контроля над регионом.

При активном участии Китая вполне возможна корректировка процессов глобализации в сторону большего учета интересов развивающихся стран. Пекин не стремится указывать странам-соседям какое политическое устройство они должны выбрать, а также не ратует за соблюдение прав человека и других гражданских свобод, к которым трепетно относятся на Западе. Их устраивают нормальные партнерские отношения в сфере экономики. Китай становится важным экспортером капитала, ориентированного на вложения в реальный сектор экономики принимающих стран.

Несмотря на сближения КНР со странами Юго-Восточной Азии, их отношения продолжают оставаться сложными. Помогая своим соседям, Пекин тем самым наращивает свои политические мускулы. Сейчас Китай стремится показать свою мирную политическую волю, за последние 20 лет он не развязал ни одной войны, однако его экономические и политические запросы растут. Поэтому самые развитые из стран Юго-Восточной Азии выражают беспокойство по поводу усиления позиции Поднебесной в Азии. Они начинают вести переговоры с другой сильной страной, способной уравновесить китайское влияние в регионе. Такой державой и выступают Соединенные Штаты, которых не устраивает усиление Китая. Два гиганта начинают активно действовать, привлекая к себе все большее число сторонников из стран АТР, однако борьба за стратегическое влияние в данном регионе предстоит не простая.

Ramo, Joshua Cooper. The Beijing Consensus: notes on the new physics of Chinese power. L.: The Foreign Policy Centre, 2004.

Олег Иванов. Внешняя и оборонная политика КНР. Взгляд из Вашингтона. Обозреватель. 6/2011. – с. 50.

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, США, Юго-Восточная Азия, Азия, Пекин, свободная торговля, КНР, Япония, Азиатско-тихоокеанский регион, регион.

Читайте также: