Доклад на тему балтийский флот

Обновлено: 02.07.2024

После войны с Турцией за обладание Азовским морем, устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота.

В 1703 году Петр побывал на Олонецкой верфи, где главным мастером был Федор Салтыков. Там возводилось 6 фрегатов, 9 шняв, 7 транспортов, 4 галеры, один пакебот и 26 скампавей и бригантин. К прибытию царя был спущен на воду новый 24-пушечный фрегат "Штандарт".

Отдельные военные корабли Петр приказал перебросить с севера и юга в Финский залив, используя для этого реки и волоки. Так, например, в 1702 году Петр вместе с 5 гвардейскими батальонами и двумя фрегатами прошел путь от Архангельска до Онежского озера. Дорога (потом ее назовут "государева дорога") пролегала по дремучим лесам и болотам. Тысячи крестьян и солдат прорубили просеки, мостили их бревнами и тащили по настилу корабли. Фрегаты были благополучно спущены на воду Онежского озера у города Повелица. Суда пришли в Неву и влились в состав только что созданного Балтийского флота.

Корабли, строившиеся для Балтийского флота на новых верфях, несколько отличались от кораблей Азовского флота. У крупных из них была высокая корма, в которой располагались пушки в одну или две батарейные палубы. Такие корабли были мало маневренны, зато имели хорошее вооружение. В состав флота входили однопалубные быстроходные двухмачтовые корабли – шнявы, с прямыми парусами, вооруженные 12-16 пушками малого калибра, баркалоны и галеасы - трехмачтовые корабли длинной до 36 метров, ходившие под парусами и на веслах, вооруженные 25-42 пушками, чукеры – двух мачтовые суда для перевозки грузов, прамы и другие. Как и в Азовском флоте в Балтийском для проводки кораблей на перекатах и отмелях рек применялись подъемные понтоны – камели, которые использовались так же и для ремонта кораблей.

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город). По выражению Петра I, сей крепостью "отворялись ворота к морю". Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.

Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр 1 заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На острове Котлин, в 30 верстах от устья Невы, Петр 1 приказал строить форт Кронштадт для защиты будущей российской столицы.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу - кораблестроительным центром России.

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить ее морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г. линейных кораблей назван "Полтавой" в честь выдающейся побед над шведами.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал: "Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены".

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут. В морском сражении был пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом. В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.

Авторитет русского флота, Петра I как флотоводца стали признаваемыми флотами прибалтийских государств. В 1716 г. в Зунде при встрече русской, английской, голландской и датской эскадр для совместного крейсерства в районе Борнхольма против шведского флота и каперов Петр I был единодушно избран командующим объединенной эскадрой союзников. Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью "Владычествует четырьмя, при Борнхольме".

Победа российского отряда гребных судов над отрядом шведских кораблей при Гренгаме в июле 1720 г. позволила Российскому флоту еще больше закрепиться в Аландском архипелаге и активнее действовать против коммуникаций противника.

Господство Российского флота в Балтийском море обусловили успешные действия отряда генерал-лейтенанта Ласси, в который входили 60 галер и лодок с пятитысячным десантом. Высадившись на шведский берег, этот отряд разгромил один оружейный и несколько металлургических заводов, захватил богатые военные трофеи и много пленных, что особенно ошеломило население Швеции, оказавшееся беззащитным на своей территории.

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать не штатский мирный договор. К России отходила восточная часть Финского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеванным берегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига. Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: "Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно".

Тут-то, близ Лахты, в темный, сильно ветреный поздний вечер с царской яхты заметили бот с солдатами и матросами, который сел на мель. Петр тотчас велел идти к боту, чтобы снять его с мели. Но это намерение оказалось неосуществимым – яхта имела очень глубокую осадку и не могла, не рискуя сама сесть на эту же мель, добраться до бота.

Убедившись в этом, Петр пошел на шлюпке, но шлюпка тоже была остановлена мелью. Тогда царь неожиданно спрыгнул со шлюпки и, погрузившись по пояс, в воду, зашагал к боту. За ним пошли другие. Все находившиеся на боте были спасены. Но пребывание в ледяной воде отозвалось на снедаемом болезнями и без того уже надломленном организме Петра. Некоторое время Петр перемогался. Положение, однако, вскоре стало совершенно безнадежным. 28 января 1725 г. он скончался в бессознательном состоянии, наступившем задолго до смерти.

Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.

Великая держава, одна из самых могущественных на море и безусловно самая могущественная на суше, – вот чем было Русское государство в системе других стран к моменту смерти Петра.

Флот, который при Петре начал свое славное существование, временами был опорой России при последующей борьбе с явными и тайными врагами, которые самыми разнообразными средствами пытались в различные времена покуситься на ее самостоятельность и на ее интересы.

Неисчислимы были тяжкие труды и громадные жертвы, которые принес русский народ при создании могущественного военного флота. С русской закрепощенной массы "драли три шкуры" для создания и укрепления мощи государства, в области внешней политики народ оказался победоносным в борьбе за возвращение стародавних, захваченных шведами приморских земель, гнетуще необходимых для дальнейшего экономического развития страны. И дееспособность государства в этой борьбе в очень значительной степени была обусловлена именно созданием русской морской мощи, усилиями Петра.

Поколение русских моряков, русских кораблестроителей, русских флотоводцев, вышедших из недр русского народа, создало эту морскую мощь. Уже в первые годы войны Петр стремился к замене иностранцев, служивших во флоте, русскими людьми.

Русские верфи выпускали суда, по единодушным отзывам знатоков-очевидцев, не уступавшие ни в чем лучшим кораблям старых морских держав вроде Англии.

Галера - тип военного гребенного корабля, появившегося на Средиземном море в VII веке. Форштевень ее вооружен длинным надводным тараном, благодаря чему она имела сходство с рыбой - меч, от греческого названия которой и получила свое название.

Скампавея - малая галера, гребенное военное судно русского галерного флота петровского времени. Имела до 36 весел, две пушки и одну- две мачты с прямыми парусами для использования попутного ветра. Применялась главным образом в шхерах.

Фрегат - парусный военный корабль, второй после линейного корабля по снаряжению. Более быстроходен. Вооружение до 60 пушек. Назначение- крейсерская и разведывательная службы.

Шнява - легкое парусное судно, вооруженное 14-18 пушками. Назначение: разведывательная и посыльные службы.

Пакебот - почтово-пассажирское судно. В русском военном флоте – посыльное судно.

Бригантина - парусное двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением на грот-мачте и косым на бизани. Главное назначение – разведка и посыльная служба.

Баркалон - строился в основном на Воронежских верфях для Азовского флота. Был вооружен 26-44 пушками. Длина доходила до 36,5м. а ширина до 9,2м. и углубление до 2,44м. был рассчитан на дальние морские путешествия.

Прам - большое плоскодонное судно, вооруженное 16-24 пушками крупного калибра. Назначение: для действий вблизи берега против крепостей и укреплений.

Плаз- площадка на верфи, где теоретический чертеж судна наноситься в натуральную величину.

1. Андерсон М.С. "Петр Великий" с англ. Белоножко В.П. 1997г.

Ростов на Дону: изд. "Феникс"

2. Буганов В.И. "Петр Великий и его время" 1989г. М.: "Наука"

3. Быховский И.А. "Петровские корабелы" 1982г.

Ленинград: изд. "Судостроение"

4. Валишевский К. "Петр Великий" том -2 с фр. Москаленко С.С. 1996г. М.: изд. "Век"

5. Платонов С.Ф. "Полный курс лекций по русской истории" 2004г.

М: ООО "Издательство АСТ"

6. Тарле Е.В. "Избранное сочинение" том 3-"Русский флот и внешняя политика Петра I" 1994г. Ростов на Дону: изд. "Феникс"

7. Ст. "Два флота Петра I: технологические возможности России" Н.Н. Петрухинцев. "Вопросы истории" № 4 2003г. стр.117.

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Кнопка Об блоге
Кнопка главной страницы
Кнопка раздела календарь
Кнопка карта блога

Адаптация к смартфонам

Декор

Балтийский флот – основатель морской славы России

Балтийский флот


Балтийский флот

Героические действия балтийцев не ограничиваются акваторией Финского залива и ближайших к нему морей. Балтийский флот не раз отстаивал интересы страны на просторах Мирового океана — в Атлантике и Тихом океане, нес боевую службу в Средиземном море, а также выполнял ответственные задания у берегов Америки. В годы Великой Отечественной войны он в труднейших условиях сражался за Ленинград, а затем участвовал в освобождении от фашизма Прибалтики, Финляндии, Польши и Германии.

Мореплавание на Руси и возвращение к Балтийскому морю

Искусство мореплавания на Руси насчитывает не одно столетие. С древнейших времен наши предки жили по берегам Онежского и Ладожского озер, Невы и Финского залива. Они были прекрасными мореходами и воинами, но им приходилось постоянно защищать свои земли от набегов шведов, поляков и немцев. Борьба была длительной и очень трудной. Но во второй половине XVI века шведам удалось оттеснить русских от Балтийского моря. Все наши правители, будь то князья или самодержцы прекрасно понимали, что без сильного флота ни отвоевать, ни, тем более, удержать за собой выход к морю не удастся.

Петр I


Портрет Петра I
Художник П. Деларош

Полное и окончательное решение балтийского вопроса удалось только Петру I. Во время длившейся 21 год тяжелой Северной войны Россия прочно укрепилась на берегах Финского залива, и построила сильный военный флот, который прошел боевую закалку в сражениях с флотом Швеции — одной из сильнейших морских держав того времени. Об отражении многократных попыток шведов уничтожить Балтийский флот и захватить Петербург читайте здесь .

Создание регулярного Балтийского флота

В 1703 году в устье реки Невы заложили Петропавловскую крепость, положившую начало одному из красивейших городов мира и новой столице России — Санкт-Петербургу. На следующий год построили форт Кроншлот – основу будущего Кронштадта. Позднее был создан целый пояс укреплений на подступах к Петербургу, а их связующим звеном был Балтийский флот. Одним из первых сооружений строящегося Санкт-Петербурга стало Адмиралтейство, в котором сразу же приступили к постройке кораблей.

Все это было очень нужно, но еще нужнее были знающие и опытные моряки. Поэтому в 1701 году в Москве была создана Школа математических и навигацких наук — первое в России артиллерийское, инженерное и морское учебное заведение. Для подготовки исключительно флотских офицеров в 1715 году в Петербурге была основана Академия морской гвардии. Петр I очень внимательно следил за ходом обучения, часто общался с преподавателями и учащимися.

Первые морские победы и их значение для страны

Победа в Северной войне стала поворотным событием в российской истории. Она показала политическую, военную и экономическую мощь Русского государства, которое в 1721 году было преобразовано в Российскую империю. Таким образом, становление мощного государства было непосредственно связано с созданием в стране сильного Балтийского военно-морского флота.

Научные подвиги моряков

Портрет Крузенштерна


Портрет И.Ф. Крузенштерна
Из собрания Эрмитажа

Лучшие представители Балтийского флота внесли неоценимый вклад в развитие кораблестроения и военно-морского искусства, в русскую науку и культуру. Особенно ярко их таланты проявились в области географических открытий. В первую очередь здесь надо сказать о Великой Северной экспедиции, трудами которой была обследована и положена на карту огромная по протяженности береговая полоса от Белого моря до Японии. По достигнутым результатам она не имела себе равных в истории географической науки. Выполнение этой труднейшей миссии легло в основном на офицеров Балтийского флота.

Очень важно, что отправляя свои корабли в дальние плавания, Россия никогда не ставила цели колонизации или ограбления вновь открытых земель. Дружественное, уважительное отношение к коренным народам посещаемых стран было важнейшей отличительной чертой наших моряков. Руководители экспедиций и многие их участники снискали себе славу ученых, первооткрывателей и мореплавателей, но никак не захватчиков, корсаров и разбойников.

Затем последовала русско-японская война, которая очень убедительно показала, что даже могущественные державы терпят поражение в результате утраты своей морской мощи. После Цусимского сражения Россия превратилась во второстепенную морскую державу, а Балтийский флот пришлось возрождать заново. Подробнее о Цусимском сражении и его последствиях Читайте здесь .

Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне

Нашей стране выпала трудная судьба. В ее истории было много войн и почти в каждой из них принимали участие моряки Балтийского флота. О подвигах балтийцев в этих войнах невозможно рассказать в рамках одной статьи, но нельзя обойти вниманием их огромный вклад в победу над фашизмом. В результате стойкой обороны Либавы, Таллина, Ханко и Моонзундских островов был сорван план гитлеровцев победным маршем пройти по нашей стране и в кратчайший срок захватить Москву и Ленинград.

После тяжелейшего Таллинского прорыва, корабли приняли активное участие в обороне Ленинграда. Авиация флота уже 8 августа 1941 года нанесла бомбовый удар по Берлину. В первые недели и месяцы войны авиаторы наносили мощные удары по войскам и наземным объектам противника. В этих тяжелейших воздушных боях родилась крылатая гвардия морской авиации. Первыми в январе 1942 года звания гвардейских были удостоены 1-й минно-торпедный, а также 5-й и 13-й истребительные авиаполки Балтийского флота.

Мощные орудия кораблей громили живую силу и огневые точки врага на подступах к Ленинграду, а затем включились в контрбатарейную борьбу. Созданная из кораблей Балтийского флота Ладожская флотилия надежно прикрывала поставки боеприпасов, горючего и продовольствия в блокированный город. Балтийцы самоотверженно дрались с врагом на море, на суше и в воздухе. Артиллерия и авиация флота оказали мощную поддержку частям Ленинградского фронта в январе 1943 года при прорыве блокады. В начале 1944 года корабли флота скрытно перебросили на Ораниенбаумский плацдарм большое количество войск и техники, обеспечив успех нашего наступления и полное снятие блокады Ленинграда.

Бой в Ирбенском проливе.


Корабли Балтийского флота ведут бой в Ирбенском проливе
Художник А.А. Ефимов

Исключительно важная роль принадлежала Балтийскому флоту в освобождении Карелии, после чего Финляндия вышла из войны. О первом опыте боевого взаимодействия Балтийского флота с Оборонительными силами Финляндии читайте здесь . Затем были бои за порты Прибалтики и Моонзундский архипелаг, в результате которых флот вышел в Балтийское море и к побережью Германии.

Здесь была сосредоточена основная часть надводных кораблей и морской авиации фашистов. В то же время, наше командование отказалось от использования в этот период крупных надводных кораблей из-за очень серьезной минной опасности. В связи с этим вся тяжесть ведения боевых действий на море легла на морскую авиацию, подводные лодки и катера. Боевые действия балтийцы завершили 9 мая 1945 года взятием острова Борнхольм.

Балтийский флот на современном этапе

В настоящее время Балтийский флот находится на передовой линии противостояния с флотом США и НАТО. После тяжелых лет перестройки флот вновь стал пополняться новыми кораблями, авиацией и береговыми ракетными комплексами. Значительно более содержательной и напряженной стала боевая подготовка моряков. Вошли в норму дальние походы кораблей, боевая служба по выполнению задач контртеррористической деятельности, совместные ученья с кораблями союзных и дружественных нам государств. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что балтийцы с гордостью несут российский военно-морской флаг на просторах Мирового океана.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Военный Энциклопедический Лексикон. СПб. 1850 г.
  • Энциклопедия военных и морских наук под редакцией Г.А. Леера. СПб. 1897 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М. 1978 г.

В настоящее время все чаще можно слышать высказывания, что Балтийский флот теряет свое былое значение, поскольку его выход на океанские просторы может быть перекрыт, а корабли слишком уязвимы от ударов авиации и ракетного оружия. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?

18 мая в России отмечается День Балтийского флота, одного из четырех флотов в составе ВМФ России и самого старого среди всех существующих. История Балтийского флота неразрывно связана с историей нашей страны, закладкой Санкт-Петербурга, освоением земель вокруг Финского залива и в устье Невы, с эпохой и именем первого российского императора Петра I и его преобразованиями, изменившими страну. На долгие годы Балтийский флот стал тем щитом, который надежно защищал новую столицу России и границы страны на Балтике.

В качестве даты основания Балтийского флота историки приняли 18 мая 1703 года, хотя первые корабли будущего флота заложили еще в конце 1702 года, а в самом начале зимы 1703 года было решено заложить на Балтике мощный флот, тогда же был составлен примерный список судов будущего флота, первые из которых строили на Новгородской и Псковской верфях. Несмотря на это датой рождения флота стало 18 мая, дата привязана к первой победе, которая была одержана на воде. В ночь на 18 мая 30 шлюпок с солдатами Семеновского и Преображенского полков под руководством лично Петра I и его ближайшего соратника Александра Меньшикова, атаковали два шведских боевых корабля, которые остановились в устье Невы.


Становление и развитие Балтийского флота

Уже в начале XVIII века Балтийский флот создавался, как крупное боеспособное объединение, отвечающее всем требованиям своей эпохи. Основными боевыми кораблями в те годы являлись крупные линейные корабли водоизмещением до 1-2 тысяч тонн с двумя-тремя орудийными палубами и двухпалубные фрегаты. На борту первых могло разместиться до 90 орудий различного калибра, а фрегаты несли до 45 орудий. Отличительной особенностью Балтийского флота в те годы было наличие большого количества галер и других гребных судов. Основным гребным судном флота эпохи Петра I была скампвея, отличающаяся от традиционных галер Западной Европы лучшей маневренностью и легкостью конструкции. Подобные корабли были особенно важны, учитывая театр военных действий на Балтике, особенно в условиях шхерных районов Ботнического и Финского заливов.

Уже к концу Северной войны 1700-1721 годов Россия имела на Балтике практически в два раза больше линейных кораблей, чем Швеция. К 1724 году это была грозная сила, оснащенная современными боевыми судами. В составе флота имелось несколько сотен гребных кораблей и 141 парусный боевой корабль. Многие победы Северной войны были одержаны при непосредственной поддержке и помощи со стороны флота, при содействии Балтийского флота были взяты Выборг, Ревель и Рига. Тогда же флот вписал в свою историю славные морские победы – Гангутское сражение (1714 год) и Гренгамское сражение (1720 год).


На протяжении XVIII и первой четверти XIX века Балтийский флот принимал участие в военных операциях во время русско-шведских войн. Силы флота принимали участие в 1-й и 2-й Архипелагских экспедициях, когда корабли переходили из Балтики в Средиземное море, при этом основные боевые действия велись в Эгейском море, которое в те годы часто называли Греческим архипелагом, который и дал название экспедициям. В рамках этих походов моряками-балтийцами были одержаны крупные морские победы в Чесменском сражении (1770 год), Афонском (1807 год) и Наваринском (1827 год).

Во время Крымской войны 1853-1856 годов Балтийский флот справился с задачей отражения попыток объединенной эскадры Великобритании и Франции захватить Кронштадт, а также блокировать с моря Санкт-Петербург. Именно во время Крымской войны русские моряки впервые применили минные заграждения, к изобретению которых приложил руку ученый Борис Семенович Якоби. Первое в мире подводное минное заграждение было установлено уже в 1854 году между цепочкой фортов, прикрывающих российскую столицу с моря. Протяженность первой минной позиции составила 555 метров.

С периодом Русско-Японской войны связан самый трагический эпизод в истории Балтийского флота. Для усиления флотской группировки на Дальнем Востоке на Балтике сформировали Вторую Тихоокеанскую эскадру, к которой позднее присоединился и отряд Небогатова. К сожалению, эскадра формировалась частично из новых, а частично из старых, устаревших к началу военных действий боевых кораблей, часть из них была вообще не предназначена для действий вдали от побережья. При этом новые суда были недостаточно хорошо освоены матросами и офицерами. Несмотря на все трудности, эскадра с честью совершила переход из Балтийского моря в Тихий океан, преодолев более 30 тысяч километров и добравшись до Японского моря, не потеряв по пути боевых судов. Однако здесь эскадра была на голову разгромлена японским флотом в Цусимском сражении, на одно отправился 21 русский боевой корабль, только убитыми эскадра потеряла более пяти тысяч человек, еще более шести тысяч моряков попали в японский плен.


Балтийский флот в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны моряки и подводники Балтийского флота, тесно взаимодействуя с сухопутными войсками, провели целый ряд заметных оборонительных и наступательных операций, участвуя в боевых действиях на воде, суше и воздухе с первого дня войны 22 июня 1941 года. Во взаимодействии с сухопутными армиями Балтийский флот провел оборонительные операции на Моондзундских островах, полуострове Ханко, оборонял Таллинн, в 1941-1943 годах принимал непосредственное участие в обороне Ленинграда. В 1944-1945 годах силы флота принимали непосредственное участие в наступательных операциях и разгроме противостоящих немецких войск в районе Ленинграда, а также в Прибалтике, на территории Восточной Пруссии и Восточной Померании.

В самый страшный период войны летом и осенью 1941 года упорство моряков-балтийцев и сухопутных частей при обороне военно-морских баз Лиепаи, Таллинна, полуострова Ханко задерживало продвижение частей противника и способствовало ослабеванию наступления немцев и их союзников на Ленинград. Стоит отметить, что именно с аэродромов, расположенных на острове Эзель (самом большом по размеру острове Моондзунского архипелага), дальние бомбардировщики из состава ВВС Балтийского флота уже в августе 1941 года нанесли первые бомбовые удары по столице Германии. Эти бомбардировки Берлина имели огромное политико-дипломатическое и пропагандистское значение, доказывая всему миру, что СССР готов и будет продолжать борьбу. При этом только в 1941 году надводные корабли, подлодки и авиация Балтийского флота смогли выставить более 12 тысяч мин.


В годы войны огромное количество моряков сошли с кораблей на берег и сражались с немецко-фашистскими захватчиками в составе сухопутных частей и подразделений. Считается, что на фронтах Великой Отечественной сражалось более 110 тысяч моряков из состава Балтийского флота. Только на сухопутные участки обороны Ленинграда в самое тяжелое для города время было мобилизовано более 90 тысяч моряков-балтийцев. При этом Балтийский флот не останавливал операции по высадке десантов на флангах и в тылу наступающих войск, обеспечивал перегруппировку частей фронта. Авиация флота в самые тяжелые месяцы осуществляла поддержку сухопутных войск, нанося бомбово-штурмовые удары по войскам противника под Ленинградом. По наступающим пехоте и танкам противника и его артиллерийским батареям наносились удары корабельной артиллерией флота и береговых батарей. Всего в годы войны к различным правительственным медалям и орденам было представлено более 100 тысяч моряков-балтийцев, 137 человек были удостоены высшей степени отличия СССР – стали Героями Советского Союза.

Балтийский флот России сегодня

В современных реалиях Балтийский флот не утратил своего значения, продолжая защищать районы производственной деятельности и экономические зоны Российской Федерации. Как и в самом начале своего появления одной из главных баз Балтийского флота остается Кронштадт на острове Котлин в непосредственной близости от Санкт-Петербурга. При этом стоянка кораблей и база флота находятся в черте современного города, поэтому боевые корабли Балтийского флота стоящие у городских причалов – одна из достопримечательностей Кронштадта и точка притяжения туристов. Второй основной базой Балтийского флота является город Балтийск, расположенный на территории Калининградской области.


Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему История создания Балтийского флота. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

2 февраля 1701 г. царь Петр I издал Указ, положивший начало Балтийскому флоту. Датой основания Балтийского флота считают 18 мая 1703 года. Именно в этот день под командованием Петра I флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков одержала первую боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных судна.

26 июля 1720 года русский флот под командованием М. Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок приблизился к Аландским островам. 26 июля 1720 года русский флот под командованием М. Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок приблизился к Аландским островам.

Оно стало составной частью большого научно-исследовательского предприятия, осуществленного в целях географических открытий у Южного полюса и поиска морского пути из Берингова пролива в Атлантический океан. Беллинсгаузен и Лазарев в январе 1820 г. открыли шестую часть света — покрытый льдом материк Антарктиду. Этих районов шестого континента после русских моряков в течение более ста лет никто не достигал. Оно стало составной частью большого научно-исследовательского предприятия, осуществленного в целях географических открытий у Южного полюса и поиска морского пути из Берингова пролива в Атлантический океан. Беллинсгаузен и Лазарев в январе 1820 г. открыли шестую часть света — покрытый льдом материк Антарктиду. Этих районов шестого континента после русских моряков в течение более ста лет никто не достигал.

Другое важнейшее географическое открытие первой половины XIX века принадлежит капитан-лейтенанту Г. И. Невельскому. Другое важнейшее географическое открытие первой половины XIX века принадлежит капитан-лейтенанту Г. И. Невельскому.

В этой экспедиции было установлено, что Сахалин — остров, а Татарский пролив и устье Амура — судоходны. В этой экспедиции было установлено, что Сахалин — остров, а Татарский пролив и устье Амура — судоходны. В этот же период агрессивные устремления Наполеона I создали реальную угрозу независимости всех европейских стран. Российское правительство предприняло ряд превентивных мер, направив к Ионическим островам эскадру Балтийского флота. Возглавил ее вице-адмирал Д. Н. Сенявин.

Между тем первая война с наполеоновской Францией закончилась поражением русских войск под Аустерлицем в 1805 году. В июне 1807 г. был заключен Тильзитский мир. Русский флот в Средиземном море получил приказ вернуться в черноморские и балтийские порты. Между тем первая война с наполеоновской Францией закончилась поражением русских войск под Аустерлицем в 1805 году. В июне 1807 г. был заключен Тильзитский мир. Русский флот в Средиземном море получил приказ вернуться в черноморские и балтийские порты. Развитие событий показало, что союз с Наполеоном непрочен. В ночь на 12 июня 1812 года полумиллионная французская армия вторглась в Россию. Значительную роль в борьбе с врагом сыграли моряки-балтийцы. В августе корабельный флот осуществил перевозку экспедиционного корпуса из Финляндии в Ревель. Затем балтийские корабли совершили переход в Англию

Читайте также: