Доклад на тему балет а адана жизель

Обновлено: 02.07.2024

У истоков возникновения фантастического балета "Жизель, или Вилисы" - таково полное название этого старейшего произведения хореографического искусства, в основном сохранившего до наших дней свой первоначальный хореографический текст, стоял французский поэт Теофил Готье. Его вдохновило древнее сказание о призрачных танцовщицах, появляющихся "на берегу Рейна в бархатистом тумане при свете немецкой луны", которое он встретил на страницах книги Г. Гейне "О Германии".

Готье привлекает к созданию балетного сценария опытного театрального либреттиста Анри де Сен-Жоржа, с их замыслом знакомится французский композитор Адольф Адан, и как он сам вспоминает, "через 3 недели партитура была закончена, клавир - еще раньше, дней в 10 максимум".

Хореография бессмертной "Жизели" принадлежит двум мастерам балета: это Жюль Перро, целиком сочинивший партию главной героини, и Жан Коралли.

"Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом" - писал французский критик и журналист Жюль Жанен.

В Петербурге премьера состоялась 18 декабря 1842 года на сцене Большого театра (постановка Антуана Титюса, перенёсшего спектакль из Парижа по памяти, Жизель — Елена Андреянова). Премьера в Москве, на сцене Большого театра состоялась 25 ноября 1843 года в бенефис Елены Андреяновой.

На русской сцене в партии Жизели выступали Надежда Богданова, Прасковья Лебедева, Екатерина Вазем. 30 апреля 1903 года в Мариинском театре в этой партии дебютировала Анна Павлова.

Однако прославленная ныне во всем мире русская "Жизель" родилась много позже - 5 февраля 1884 года, когда в столичном Мариинском театре свет рампы увидела новая редакция балета, созданная величайшим хореографом М. Петипа по собственным впечатлениям от парижского спектакля Коралли-Перро. Именно этой сценической версии, возобновленной в 1910 году М. Фокиным для "Русских сезонов за границей", и суждено было вернуть "Жизель" ее родине, где балет к тому времени уже основательно позабыли.

История создания и хореографические особенности классического балета "Жизель", характеристика построения сюжетной линии и особенности действующих лиц. Театральное творчество постановщика (Ж. Коралли), композитора (А. Адан) и балерины Карлотты Гризи.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.02.2015
Размер файла 15,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Ученица 7 класса

1. История создания балета

3. Действующие лица

7. Карлотта Гризи

1. История создания

Залитая солнцем маленькая, тихая деревушка. Здесь живут простые, бесхитростные люди. Молоденькая крестьянская девушка Жизель радуется солнцу, синему небу, пению птиц и больше всего счастью любви, доверчивой и чистой, озарившей ее жизнь.

Она любит и верит в то, что любима. Напрасно влюбленный в нее лесничий пытается уверить Жизель, что избранный ею Альберт -- не простой крестьянин, а переодетый дворянин, и что он обманывает ее. Лесничий пробирается в дом Альберта, который тот снимает в деревне, и находит там серебряную шпагу с гербом. Теперь он окончательно убеждается в том, что Альберт скрывает свое знатное происхождение. В деревушке после охоты останавливаются отдохнуть знатные господа с пышной свитой. Крестьяне радушно и приветливо встречают гостей. Альберт смущен неожиданной встречей с приезжими. Он пытается скрыть свое знакомство с ними: ведь среди них его невеста Батильда. Однако лесничий показывает всем шпагу Альберта и рассказывает о его обмане. Жизель потрясена коварством возлюбленного. Разрушен чистый и ясный мир ее веры, надежд и мечтаний. Она сходит с ума и умирает.

3. Действующие лица

· Виллисы: Мирта, Монна, Зюльма

Жан Коралли Перачини родился 15 января 1779, Париж, умер 1 мая 1854, -- французский танцовщик, балетмейстер и либреттист итальянского происхождения.

Ж. Коралли изучал искусство танца в балетной школе при парижской Опере и на её сцене состоялся его дебют в 1802 году. Как танцор и хореограф работал на театральных сценах Вены, Милана, Марселя и Лиссабона. С 1825 года он - балетмейстер парижского театра де ла Порт-Сен-Мартен, в 1831-1848 - парижской Оперы.

Адольф Шарль Адан (Адам) родился 24 июля 1803, Париж, Франция, умер 3 мая 1856,-- французский композитор, автор опер и балетов. Сын композитора, пианиста и музыкального педагога Луи Адана. Член Института Франции с 1844 года.

балет жизель театральный гризи

28 июня 1841 года на сцене Парижской Королевской Академии музыки состоялась премьера балета "Жизель".

Роль Жизель исполняла итальянская балерина Карлотта Гризи.

7. Карлотта Гризи

Карлотта Гризи родилась 28.6.1819 в Визинада, Италия умерла 25.5.1899, Сен-Жан, близ Женевы, итальянская артистка и певица.

Видная представительница романтического балета. Родилась в артистической семье. Училась в Милане у Гийе. Дебютировала в 1832 году в миланском театре "Каноббиана" в балете "Семеро новобранцев.

В 1833 году переехала в Неаполь, где встретила балетмейстера и танцовщика Ж. Перро, ставшего ее мужем, во многом определившего дальнейшую творческую судьбу артистки. Выступала с Перро в Лондоне, затем в 1840 году в Париже как певица и танцовщица. В 1841 году дебютировала в парижской Опере.

В этом театре была первой исполнительницей партии Жизели, принесшей ей мировую славу. В 1850-1853 годах работала с Перро в Петербурге, исполняла главные партии в балетах: "Жизель", "Война женщин, или Амазонки XIX века" и "Газельда, или Цыганы", "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники", "Амур и Психея". В России Гризи закончила свою сценическую деятельность.

Гризи обладала необычайно развитой техникой: превосходной элевацией и виртуозностью в исполнении сложных элементов, которыми изобиловали ее лучшие партии, четкостью фиксации. Критики и литераторы отмечали ее драматический талант и неповторимую индивидуальность. Гризи была почти идеальной романтической танцовщицей, предвосхитившей вместе с тем многие достижения в области виртуозного женского танца итальянской школы 2-й половины 19 века.

Подобные документы

Романтизм как направление в русском балетном театре. Нравственная эстетика романтизма. Утверждение достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Сюжеты романтических балетов. "Жизель" как вершина романтического балета.

курсовая работа [36,0 K], добавлен 06.05.2015

Исследование истории создания балета "Дон Кихот". Первые постановки в России. Хронология исполнителей балета. Новые принципы построения спектакля. Отличия балетной постановки А.А. Горского. Исполнение вариации Китри с кастаньетами в первом акте балета.

реферат [27,5 K], добавлен 28.12.2016

Основные составляющие балета, процесс его создания на основе литературного произведения. Предназначение костюмов и декораций, роль героев в балетной постановке. История возникновения балета вследствие разделения танца на бытовой и сценический виды.

презентация [8,2 M], добавлен 25.02.2012

Общая характеристика жизненного и творческого пути выдающейся балерины Тамары Карсавиной. Роль Мариинского театра в становлении балерины, первая известность. Сезоны русского балета в Париже и настоящая слава Карсавиной, ее работа в Англии и Франции.

презентация [818,9 K], добавлен 06.04.2011

Краткая история академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Новые традиции, стили и направления классического танца. Художественное руководство и состав училища. Московское академическое хореографическое училище: история возникновения и деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жизель, или Виллисы
Музыка - Адольф Шарль Адан
Либретто - Т. Готье и Ж. Сен-Жорж
Хореография - Ж.Коралли
и Ж. Перро

Адольф Шарль Адан
1803, Париж
1856, Париж

1 акт
В балете 2 акта: 1й олицетворяет земной мир, 2й – фантастический.
1 акт. Горное селение. Крестьяне собираются на праздник сбора винограда. Появляются охотники — граф Альберт с оруженосцем. Альберт намного опередил других охотников, чтобы переодеться в простое крестьянское платье и встретиться с понравившейся ему крестьянской девушкой. Слуга Вильфрид пытается отговорить господина от рискованного замысла, но граф уже стучится в дверь домика, где живет юная Жизель. Альберт объясняется ей в любви. Любовную сцену прерывает лесник Ганс, влюбленный в Жизель. Рассерженный Альберт прогоняет его.
Появляются подруги Жизели, она увлекает их в танце — ведь танцевать она любит больше всего на свете. Внезапно раздаются звуки рога - это приближается охота. Альберт поспешно уходит, чтобы не быть разоблаченным.

1 акт
Вместе с охотниками появляются невеста Альберта Батильда и ее отец, герцог Курляндский. Жизель с любопытством рассматривает роскошный наряд знатной дамы. Батильда расспрашивает простодушную Жизель о ее занятиях, и та увлеченно рассказывает о сборе винограда, о нехитрых хозяйственных делах, но больше всего о танцах. Батильда дарит Жизели золотую цепь, которую та принимает со смущением и восторгом.
Охотники расходятся, герцог и Батильда скрываются в домике Жизели. Из окна хижины, в которой переодевался Альберт, выбирается лесничий. В его руках драгоценное оружие, доказывающее высокое происхождение Альберта. Начинается праздник. Альберт увлекает Жизель в танце. Ганс бросается между ними и трубит в рог, на звуки которого приходят охотники с герцогом и Батильдой. Ганс показывает всем оружие Альберта. Батильда и князь узнают Альберта. Обман раскрыт. Батильда показывает Жизели обручальное кольцо – она невеста Альберта. Жизель бросает к ногам Батильды подаренную цепь и падает. Не выдержав потрясения, она умирает.

2 акт
Деревенское кладбище ночью. К могиле Жизели приходит Ганс, горюющий о погибшей. Таинственные шорохи, болотные огни пугают лесничего, и он убегает.
В дорожке лунного света возникает повелительница виллис Мирта. Виллисы - погибшие молодые незамужние девушки, преданные своими возлюбленными. Отныне они вынуждены мстить за себя, по ночам убивая молодых мужчин, увлекая их в свои танцы и заставляя танцевать до последнего вздоха. Мирта вызывает виллис, которые окружают могилу, готовясь встретить новую подругу традиционным ритуалом.
Из могилы появляется призрачная фигура Жизели, ее движения послушны волшебному жезлу Мирты. Услышав шум, виллисы убегают. На кладбище появляется Альберт, мучимый скорбью и раскаянием. Напрасно верный оруженосец Вильфрид уговаривает его уйти из опасного места. Альберт остается. Внезапно он видит перед собой призрак Жизели и устремляется за ним.
Виллисы, вернувшись с Гансом, заставляют его танцевать. Он, теряя силы, молит о спасении, но безжалостные мстительницы сталкивают его в воду и исчезают.

2 акт
Вскоре виллисы возвращаются с новой жертвой — Альбертом. Жизель даже после смерти любит Альберта и не желает ему зла. Пытаясь защитить любимого, она подводит его к своей могиле, над которой установлен крест. Мирта взмахивает жезлом, но он ломается перед святыней.
Жизель начинает танец, чтобы дать Альберту передышку, но он присоединяется к ней. Постепенно силы его иссякают. Но все же Жизель выиграла для него спасительное время. Далекий звон возвещает рассвет, лишающий виллис их силы. Они скрываются – возвращаются в свои могилы.
Под звуки охотничьего рога появляются слуги, разыскивающие графа. Жизель навсегда прощается с ним и опускается под землю. Альберт безутешен. Жизель всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви — любви, которая сильнее смерти.

Адан Адольф Шарль Французский композитор. Член Института Франции (1844). Окончил парижскую Консерваторию, с 1849 её профессор. Автор около 40 опер, в том числе "Почтальон из Лонжюмо " (1836), "Король из Ивето " (1842, обе поставлены в театре "Опера комик", Париж), балетов, музыки к драматическим спектаклям, пьес для фортепьяно и песен. Наиболее популярны балеты А. "Жизель, или Виллисы" на либретто Т. Готье (поставлен в 1841, Парижская опера).

28 июня 1841 года на сцене Парижской Королевской Академии музыки состоялась премьера балета "Жизель" французского композитора Адольфа-Шарля Адана (1803-1856). Впоследствии, всего за два года она обошла почти все балетные сцены мира. А после премьеры, состоявшейся 18 декабря 1842 года в Петербурге, балет был признан выдающимся достижением хореографического театра.

В основу балета была положена поэтическая легенда о девушках-виллисах - невестах, обманутых своими возлюбленными и умерших до свадьбы.

Французский литератор Теофиль Готье познакомился с этой историей в пересказе немецкого романтика Генриха Гейне, и вместе с опытным сценаристом Жюлем-Анри Вернуа де Сен-Жоржем он создал либретто, повествующее об истории любви и смерти нежной крестьянки, обманутой ветреным графом Альбертом, но в потустороннем мире спасающей его от злых призраков.

Противопоставление мира суровой действительности, где в силу сословного неравенства любовь героев невозможна, и призрачного мира, в котором человеческая любовь бессмертна и побеждает саму смерть - вот, в чём состоит сущность балета "Жизель" и что так ярко отражает основную идею произведения, в которой любовь обладает немеркнущей силой.

" Жизель" выгодно отличалась от других балетов эпохи романтизма не только своим сюжетом, где первое место отводилось не ундине, сильфиде или иному таинственному существу, а молодой девушке, но и богатой хореографии балета, насыщенной как сольным, так и ансамблевым танцем. Именно это обусловило небывалый интерес к этому балету.

Один из авторов хореографического текста, Жюль Перро, сочинял его для своей жены - Карлотты Гризи - первой исполнительницы партии Жизели, известной романтической балерины. " Жизель" вывела Жюля Перро и Жана Коралли в число первых хореографов Европы и подарила славу молодой итальянской балерине Карлотте Гризи .

В 1881-м году под присмотром одного из авторов - Жюля Перро, блистательный хореограф, Мариус Петипа, сумел вдохнуть новую жизнь в спектакль: он расчертил "романтический беспорядок" кордебалета строгими линиями, поставил призрачных виллис на пуанты, отредактировал сольные танцы.

Балетмейстер, бережно сохранив стиль романтического балета, огранил его настолько убедительно, что ныне Петипа по праву считается третьим (после Коралли и Перро) автором хореографии "Жизели".

ХХ век подарил миру трёх великих Жизелей: Анну Павлову, Ольгу Спесивцеву , Галину Уланову.

Созданный более полутора веков назад балет и сегодня вызывает интерес у зрителя благодаря уникальному сочетанию трогательного сюжета и редкой безмолвной выразительности этого хореографического шедевра.

Читайте также: