Перцептивные модальности в профайлинге доклад

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование интерактивных презентаций на основе перцептивной модальности в качестве универсального метода обучения.

Приступая к преподавательской деятельности, нелегко выбрать для себя метод обучения. Каждый педагог стремится заинтересовать студента, вызвать у него стремление узнать больше, заняться самостоятельным изучением дополнительного материала. Учитывая это, преподаватель выбирает метод обучения, наиболее отвечающий его потребностям.

Стоит упомянуть о наиболее интересной организационной классификации методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения, которую предложил Юрий Константинович Бабанский. По этой классификации все методы обучения объединяются в три группы: ( их вы можете видеть на слайде, из которых я выделила для себя группу )

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности ( к ним относятся и перцептивные методы ).

Из всего многообразия представленных выше методов обучения наиболее интересными (возможно, в силу новизны) оказались перцептивные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (передача и восприятие учебной информации посредством чувств). Взяв их за основу, используя в сочетании с другими, не менее важными методами обучения, можно добиться отличного учебного результата и полного усвоения обучающимися знаний, получаемых ими на лекционных и практических занятиях, а также в процессе выполнения студентами самостоятельной домашней работы.

Говоря о методах обучения, нельзя не сказать об их принципах, являющихся теоретической базой для выработки методики или технологии обучения .

Наглядность как принцип обучения в дидактике осмысливается обширнее, чем просто зрительное восприятие. Наглядность – это и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, и даже вкусовые ощущения.

Принцип наглядности в профессиональном обучении осуществляется посредством применения разнообразных видов наглядности: (они представлены на слайде) естественной, картинной, графической, объемной, звуковой, символической . От того, насколько правильно выбрана методика, зависит успех не только усвоения, но и восприятия материала.

На следующем слайде вы видите Классификацию наглядности с точки зрения психологии.

Нужно при этом учитывать, что даже оптимальное применение принципа наглядности не должно вытеснять на занятиях словесно-логические средства обучения. Они должны применяться в комплексе.

Перцептивная модальность

Перцептивная модальность это тип восприятия. От того какая модальность является для человека доминирующей зависит тип информации наиболее значимый и легко воспринимаемый человеком. [9]

Вначале таких типов выделяли три: аудиальный, визуальный и кинестетический. В 2009-2010 году впервые появились упоминания о четвертом типе восприятия – дискретном ( его ещё называют дигитальным ).

Для достоверного определения ведущего канала восприятия существует тест С. Ефремцева. Следует учесть, что хотя человек обрабатывает входящую информацию четырьмя способами, основных каналов ее получения – три, поэтому и тест определяет только три первых типа восприятия.

На слайде вы видите ссылку на этот тест. Его можно пройти самостоятельно.

Знать свою собственную доминирующую модальность, равно как и модальность своих близких, очень важно, потому что между людьми разных модальностей очень часто возникают серьезные коммуникативные проблемы. При этом существует реальная возможность организовать общение так, чтобы разные модальности шли на пользу общему делу, а не становились источников бесконечных конфликтов. [6]

Расскажу немного о типах. Слайд 7

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. При разработке презентациий необходимо использовать картинки, схемы и таблицы, которые визуал воспримет во время освоения материала в первую очередь. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит будущий карьерный рост обучающихся. Нужно научить студентов рисовать схемы, именно этот способ поможет им понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.

Эти представители рода человеческого лучше воспринимают информацию на слух. Как это использовать? Студенты-аудиалы будут учиться лучше, если информация в большинстве подается не через печатный текст, а устно. Как работать взрослому аудиалу? Проговаривать с начальством и коллегами поставленные задачи. Для аудиала бумажка с инструкцией менее эффективна, чем непосредственное общение. В последние годы аудиалам был преподнесен великолепный подарок – аудио-книги. Кстати, это еще один из способов студенту определить свою принадлежность к этому типу. Больше нравится этот способ обучения? Пользуйтесь на здоровье!

Эти люди наиболее ярко воспринимают ощущения, касания, переживания. Как это использовать в повседневной жизни? Воспринимать информацию эмоционально и привязывать ее к определенному ощущению. Преподаватель может на протяжении длительного времени объяснять кинестетику свою точку зрения, приводя логические доводы, но ничего не добьется. Студенту этого типа необходимо пощупать, прочувствовать и пропустить информацию через эмоции. Эту особенность необходимо использовать, связывая новые знания с ощущениями, которые обучающийся умеет вызывать в воображении.

Итак, опираясь на диагностику доминирующей перцептивной модальности, определяем ведущий канал восприятия учащегося, а затем подбираем наиболее эффективные для него методы обучения.

Но мы же стремимся найти универсальный метод обучения, а поэтому интерактивная презентация – это реальный выход в условиях проведения учебных занятий, когда в одной аудитории одновременно усваивают материал студенты с разный перцептивной модальностью.

Если классифицировать методы обучения по перцептивной модальности, то интерактивная презентация способна охватить все типы восприятия:

аудиовизуальный – презентация сопровождается звуком или объяснениями преподавателя,

дигитальный – в презентацию включены дидактические игры, упражнения или небольшие задания, требующие логических рассуждений,

кинестетический – в презентации можно разместить лабораторные задания или карточки, но лучше всего обеспечить кинестетику доступ к презентации, поскольку, как уже упоминалось, людям этого типа необходимы ощущения, пусть даже и в виде тактильного контакта с клавиатурой, компьютерной мышью или сенсорным экраном.

Классификация презентаций по типу представления информации:

3. интерактивные презентации – основным принципом работы является коммуникация человека с компьютером. Этот тип презентаций в наибольшей степени отвечает перцептивным потребностям всех типов модальностей.

Apple Keynote м ожет спокойно соперничать с Microsoft PowerPoint на равных. Keynote содержит богатый набор для профессионального оформления любых идей преподавателя: красивые эффекты, темы, шрифты и разноплановые инструменты для редактирования текста. Проект позволяет работать коллективно через интернет и совместим с форматами PowerPoint.

Сервис Google Slides привлёк огромное количество пользователей, работающих в командах. Всё потому, что разработчики сделали особый акцент на совместном редактировании презентаций, лучше всего проработав онлайн-часть проекта. Можно вносить правки в слайды совместно с коллегами в режиме реального времени. Изменения, внесённые каждым пользователем, фиксируются в специальном журнале.

Среди других программ из списка Prezi стоит особняком. Создатели этого проекта отказались от привычного формата слайдов. Презентация выглядит как одна большая карта, на которой можно размещать текст, видео, снимки и прочую информацию. Во время показа изображение движется не от слайда к слайду, а от одного участка карты к другому. При этом нужные области увеличиваются с помощью красивых эффектов.

Роль электронных презентаций сложно переоценить: они стали существенным инструментом содействия выступлениям во всех сферах экономической и социальной деятельности. Владение сервисами и программами для создания презентаций сейчас уже стало практически неизбежным для многих специалистов, не говоря уже о главах компаний и корпораций. Прогресс не остановить!

Для преподавателя интерактивные презентации – просто находка. Используя их в своей профессиональной деятельности, можно разнообразить лекции и практические занятия, пробудить интерес студентов к предмету.

Модальность (репрезентативная система) — форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти.

Различают три основных модальности:

  • визуальную,
  • аудиальную,
  • кинестетическую (тактильные, мышечные ощущения, чувства).

Есть также аудиально-дигитальная (ориентирована на внутренний диалог), но она встречается редко.

Основная модальность — модальность, чаще других используемая человеком сознательно, в его речи. Для ее определения необходимо, слушая речь человека, выделить предикаты (глаголы, прилагательные, наречия) и определить предикатов какой модальности используется больше.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории:
• Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;
• Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;
• Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и другие) и с помощью движений.

Для визуального типа характерно:
1. В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника.
2. Любит порядок на рабочем месте, соблюдает порядок в комнате.
3. Красивый, аккуратный почерк.
4. Мало отвлекается на шум.
5. Возможны трудности при восприятии аудиальной информации.
6. В речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите).
7. При общении взгляд направлен в основном вверх.
8. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.

Для аудиального типа характерно:
1. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова.
2. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует.
3. Сильно отвлекается на шум.
4. Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный).
5. При общении взгляд направлен в основном по средней линии.
6. Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает слушая.

Для кинестетического типа характерно:
1. При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться.
2. Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция.
3. На столе, парте, в комнате возможен беспорядок.
4. Возможен неряшливый почерк.
5. Часто вертит в руках какой-либо предмет.
6. Возможны проявления различных эмоциональных реакций.
7. Чувствителен к эмоциональным методам обучения.
8. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх).
9. При общении взгляд направлен в основном вниз.
10. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

От визуала можно требовать быстрого решения задач, от аудиала – немедленного повторения услышанного им материала, от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения для усвоения информации.

По материалам из сети Интернет

Узнать больше о модальности восприятия, особенностях восприятия различных психотипов, а также о возможностях изучения типа модальностей для выявления истины и диагносцирования лжи, вы сможете из материалов раздела “Охотники за поведением”.


Психология

«Все, что творится в мире,

мы видеть и слышать должны.

Для этого нам добрым Богом

Это форма того, как мышление и память воспринимают и представляют информацию. Человек для восприятия мира использует органы чувств. Кроме слуха и зрения используются осязание, вкус и обоняние.

Слышим, видим, осязаем?

Люди воспринимают мир пятью основными способами, при помощи органов чувств:

  • слуха;
  • зрения;
  • обоняния;
  • осязания;
  • вкуса.

Мозг трансформирует полученную таким образом информацию, называемую сенсорной, в некое представление, определенную модель, которая и служит картиной мира. Это явление отражено в древней притче о трех слепых мудрецах, пытавшихся представить себе слона. Один щупал его хобот, другой ногу, а третий – хвост. Ясно, что их определение одного и того же предмета разнились. Поскольку они были лишены зрения, то не могли составить полную картину и предвидеть, что слон опасен. Все трое руководствовались кинестетической модальностью – воспринимали мир на ощупь, мыслили образами.

Важно. Модель восприятия, доминирующая в отношении человека с окружающим миром, определяет то, как он получает, обрабатывает и ассимилируют информацию. Способ, на который полагаются больше и чаще остальных, называют доминантной модальностью или репрезентативной системой.

Основные виды модальностей

Когда человек использует для познания и осознания окружающей действительности тактильные ощущения, чувства, щупает, касается, трогает, он задействует кинестетическую модальность. Существует еще визуальная и аудиальная репрезентативные системы. Некоторые люди полагаются на внутренние ощущения, ориентированы на внутренний диалог. Такая модальность называется аудиально-дигитальной, но она встречается так же редко, как обонятельная или вкусовая.

Классификация репрезентативных систем (модальностей) основывается на органе чувств, который чаще других определяет отношение человека к происходящему.

Визуалы

Так называют людей, воспринимающих информацию по большей части зрительно. Для них характерно:

  • соблюдение дистанции в общении;
  • установка зрительного контакта.
  • красивый, аккуратный почерк;
  • стремление к порядку везде и во всем.

Аудиалы

Другие отличия людей, у которых развита аудиальная модальность восприятия:

Это интересно. Аудиалы с легкостью повторяют услышанную информацию.

Кинестетики

Этим людям необходимо осязать. Для них существенную роль играют эмоции и внутренние ощущения:

Важно. Ккинестетик не может похвалиться ни быстротой в решении задач, ни молниеносностью в повторении услышанного. Им требуется гораздо больше времени, чтобы освоиться и воспринять информацию.

Как определить, кто ведет

Чтобы установить доминирующую модальность, личность должна ответить на простые вопросы, к примеру:

  1. Станет ли человек носить одежду, потому что она красива, но не слишком удобна?
  2. Какую роль играет оформление зала, если сюда пришли затем, чтобы слушать музыку?
  3. Важно ли, как звучит голос того, к кому человек прикасается?
  4. Принадлежит ли личность к тем, кому надо один раз увидеть, чем три раза услышать?
  5. Человек доверяет посторонним на основании своих внутренних ощущений, руководствуется ли внешним видом или же ему важно, что другой говорит?

Полезно знать. Чаще всего у человека доминирующим является не один, а сразу несколько каналов. Он может использовать их для разных целей, например, получать информацию, читая и проговаривая слова про себя (аудиальная плюс визуальная модальность), а передавать, эмоционально пересказывая, перемежая речь жестами (аудиальная плюс кинестетическая модальность).

Чем полезно знание своей ведущей системы восприятия

Людям желательно понимать, какая модальность у них является ведущей. Это знание помогает человеку не только стать интересным собеседником, но и позволяет овладеть техниками убеждения:

На заметку. Человеку полезно не только знать свою ведущую систему восприятия информации, но и развивать те модальности, которые выражены слабее.

Сильные развитые модальности помогают воспринимать мир более красочно, наслаждаться всеми жизненными проявлениями, выносить пользу из ситуаций и событий, которые прежде казались вредными, бесполезными, скучными.

Новое видео:

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно, на слух и в тактильных ощущениях. Остальные сенсорные каналы – обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире. Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.

По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор (осязание, обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела с подключением эмоций). Доминирующая модальность восприятия может меняться в течение жизни.

Портреты типичных учеников.

Визуальный ученик смотрит вверх, когда говорит. Когда учитель читает, он всегда читает сам. Его тетрадь, как правило, аккуратная. Каждая часть материала пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ему. При устном предъявлении информации пропускает некоторую её часть. Визуал послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет её записанной именно на доске. Визуал чаще всего остаётся в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтёт выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиальный ученик проговаривает, шепчет, когда читает текст. Гораздо чаще отвлекается, чем визуальные ученики. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе за последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьёзная работа, так как он легко отвлекается даже на шёпот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он рассказывает лучше, чем пишет. Если аудиал захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Кинестетический ученик обычно активно реагирует на распоряжения, просьбы (например, вскакивает, чтобы раздать детям карточки, тетради или карандаши). Он редко поднимает руку, ждёт приближения учителя, старается прикоснуться к нему. Чтение сопровождает какими-либо действиями (например, водит пальцем по строчкам). Этот ученик хорошо запоминает информацию, только если организовать игру, изображающую связь между словами, понятиями, событиями. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой, прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то между ними возможны потасовки. Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Характеристика людей по типу модальности.


В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определённые эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником. Вне зависимости от ведущей модальности человек лучше всего запоминает тот материал, который задействует все анализаторные системы! Полисенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.

Учителю необходимо помнить:

Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, диаграммы, наглядные пособия. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчётливо, ярко, туманно и т.д. Ученик-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание своё он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче. Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога. Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть чёткие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать её. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.

Работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д. Ученик-аудиал помнит то, что обсуждалось в классе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов. Аудиалам нужна тишина, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Они - самые отвлекаемые дети на занятиях, так как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы - педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шёпотом.

Любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ученика. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень её организации. Это выдвигает задачу развития у детей ресурсных модальностей и полимодальности с учётом доминирующего типа восприятия, т.к. для успешной учебной деятельности часто бывает, важен не только или не столько применяемый тип восприятия, но и уровень владения им, обусловленный, прежде всего, уровнем общего умственного развития ребёнка. Таким образом, при обучении целесообразно использовать не один сенсорный анализатор, а все анализаторы в равной степени с опорой на анализатор, представляющий доминантную модальность того или иного ребёнка.

Читайте также: