Доклад на родительском собрании адаптация и дезадаптация у первоклассников

Обновлено: 04.05.2024

Очень сложным для первоклассников (и тех, кто учится с 6, и тех, кто учится с 7 лет) является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, а когда удается “улизнуть” со своего этажа, то и по лестницам, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно: другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут: у некоторых детей нарушается сон, аппетит , они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам , книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Кончно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения.

Труднее всего адаптируются к школе дети “домашние”, не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не соответствует действительности. Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие ранее детский сад.

Существуют разные точки зрения по поводу того, каковы задачи учителя – найти правильный подход к каждому ребенку. Особое внимание учитель уделяет при этом тем детям, у которых наблюдаются ярко выраженные функциональные отклонения, нарушения сна и другие признаки невротизации.

Наиболее полезной формой работы учителя здесь может быть выступление на родительском собрании с рассказом об особенностях этого периода, о том. Что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию к школе.

Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Такие дети часто и долго болеют, причем болезни во многом носят психосоматический характер: эти дети составляют “группу риска” с точки зрения возникновения школьного невроза. Дети с затянутым процессом адаптации во всех отношениях нуждаются в особом внимании со стороны школьного психолога.

Обычно в этих случаях психолог оказывает консультативную помощь учителям и родителям в понимании причин и поиске таких приемов и способов воспитательной работы, которые помогли бы ребенку лучше приспособиться к школе.

Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли в области живота. Часто у таких детей нарушается сон. Страх перед предстоящей работой в классе столь велик, что ребенок в решающие дни совсем не может идти в школу. У него по утрам развивается рвота. Что же в таком случае должна делать мать, посылать ли своего ребенка в школу.

Педагог, хорошо знающий свой класс, имеет представление о трудностях таких чувствительных детей, и при обычном общении с родителями ребенка он может по-дружески выяснять возможные имеющие отношения к делу обстоятельства. Я как педагог, знающий психологические особенности младших школьников поглаживаю учащихся по голове и говорю: “Отдохни немножко, а потом работай дальше”. Ребенок сияет, обретая смелость и уверенность в себе и через несколько минут вновь готов к деятельности. И так я к своей работе применяю аутогенную тренировку, помогая учащемуся избавиться от скованности и расслабиться. При этом снижается агрессивность, устраняется слабость контактируемости с окружающими.

Иногда учителю целесообразно оказывать ребенку непосредственную эмоциональную поддержку, как бы выделяя его из других детей и давая ему тем самым дополнительную опору.

Цель: объединение усилий школы и семьи по “снятию” адаптационных проблем ребенка- первоклассника.

  • Изучение механизмов адаптации первоклассника в новых для них условиях.
  • Анализ результатов диагностики учащихся и выявление противоречий и проблем.
  • Овладение приемами и поддержки ребенка принимающего новую социальную роль.

Форма проведения: заседание семейного клуба.

1. Изучение мотивации учения и адаптации ребенка к школе

1. Тест для первоклассника: “Что мне нравится в школе?”.
2. Анкетирование детей по оценке уровня школьной мотивации.

2. Работа классного “почтового ящика” с вопросами родителей о типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формирования актуального содержания встречи.

3. Подготовка памяток и текстов бесед для родителей.

1. Советы родителям первоклассника.
2. Информационный пакет для родителей.

Этап проведения

Учитель: Добрый день, дорогие участники нашего сегодняшнего заседания семейного клуба. Главным итогом его должно стать определение проблем адаптации ребенка в новых условиях обучения и координация усилий воспитывающих взрослых по их разрешению. Спасибо за то, что вы сегодня с нами, что вы неравнодушны и открыты для диалога.

Завершился первый учебный месяц для вашего первоклассника. Вы с достоинством выдержали натиск детских капризов по поводу раннего вставания в школу и первых трудностей в учении. Вы сумели без раздражения выслушать все замечания и просьбы со стороны учителя и претензии со стороны родителей других детей, со стороны родных и знакомых. Знаете ли вы , как менялся ваш ребенок и как он адаптировался в новых для себя условиях? Давайте попробуем в этом разобраться. Но с начало – о самом понятии “школьная адаптация”.

Адаптация- привыкание, “вписывание” человека в какую – то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе , конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание “мы”, он и в новую социальную общность- школу- входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм. Обобщенную картину школьной дезадаптации я представила в таблице, которую предлагаю вашему внимании (раздаю тексты и комментирую их содержание)

Семья

  1. Друг.
  2. Привязан к родителям.
  3. Замкнут, отгорожен.
  4. Конфликтен.
  5. Примыкает к одному из родных.
  6. Разорваны связи с семьей (бродяжничает).
  7. Выталкивается из семьи.
  8. Коллектив.
  1. Руководитель.
  2. Авторитетный помощник.
  3. Формальный помощник.
  4. Имеет временные роли.
  5. Не имеет определенной роли, но авторитетен.
  6. Не имеет связи и поддержки в коллективе7
  7. Изолирован.

Сфера неформального общения

  1. Лидер.
  2. Приветствуемый.
  3. Независим в группе.
  4. Примыкает к группе без проблем.
  5. Вне группы, но пользуется авторитетом.
  6. Примыкает к группе ценой жертв (примыкаемый).
  7. Отвергаемый.

Нанесите точки на каждом из трех изображенных у вас направлениях и соедините их отрезками прямой. Вы получите треугольник “Вытянутость” его в какую-то сторону указывает на проблемы адаптации ребенка именно в этом направлении. Чем больше вытянут треугольник, тем хуже идет адаптация. Ни с кем не обсуждая полученный результат, подумайте над ним, и, если нужно, проконсультируйтесь у меня.

Анкета “Оценка уровня школьной мотивации”

Детям предлагается ответить ответы на 10 вопросов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).

Вопросы анкеты

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам , ты пошел бы в школу или остался дома?
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие- нибудь уроки?
  5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались однипредметы?
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  9. У тебя в классе много друзей?
  10. Тебе нравится твои одноклассники?

Учащиеся набравшие 25–30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20–24 балла характерны для средней нормы, 15–19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10–14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

По результатам анкеты из 13 учащихся 25–30 баллов получили 8 учащихся. 20–24 балла получили 4 учащихся и 15–19 баллов получил 1 ученик.

Итак, заключая этот этап нашей совместной работы, делаем вывод: для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению.

“Цепочка родительских советов”, в результате на доске может получиться следующая картинка.

1. Вера в успех.2. Положительные установки. 3. Любовь родителей.4. Приучение к режиму. 5.Выполнение установленных правил.

  1. В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. “Я в тебя верю”, “У тебя так хорошо получается аппликация”, “Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку”,- вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.
  2. Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: “Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся”. Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: “Не бойся, у тебя все получится, как надо”, “Я тоже не сразу научилась делать это хорошо”, “я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо”.
  3. Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: “Как хорошо, что ты у меня есть” и.т.д., особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.
  4. Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения- значит, организовать жизнь ребенка. Что поможет ему в учебном труде.
  5. Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.

Вопрос 1. “Как “приохотить ребенка к учению, не нанося при этом вреда. Мне кажется, я так придирчиво отношусь к ошибкам сына, что у него пропадает всякий интерес к познанию”.

Родители высказывают свои варианты ответа на вопрос:

“Никогда не ругайте ребёнка. Сочувствуйте и помогайте”. “Нам мешают раздражениеусталость. В таком состоянии лучше не вмешиваться в дело ребёнка” “Представьте себе, что вы перешли на новую работу. Каково вам? А ведь ребёнку ещё труднее: ведь в его жизни всё изменилось. Поэтому не требуйте от него невозможного”.

“Здесь уже говорилось, что занятия надо превратить в игру, но по себе знаю, что это непросто”.

Учитель: Я советую следовать правилу: не вмешиваться в дело, котором занят ребенок. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “С тобой все в порядке! Ты конечно, справишься”. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на результат. Запомните 2-3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите свободное время и спокойным тоном поговорите о них, попытайтесь отработать правильный вариант.

Родитель: А как быть в ситуациях, когда у ребенка ничего не получается, он нервничает и даже плачет?

Учитель: Очень хорошо начать со слов: “давай вместе”. Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний, увлечений. Это – не просто добрый совет, а феномен, открытый выдающимся психологом Л.С. Выготским. Он назвал его “зоной ближайшего развития”. Каждый родитель должен о нем знать.

Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Меньший круг будет обозначать дела, с которыми ребенок справится сам, а зона между границами малого и большого круга-дела, которые ребенок делает только вместе со взрослыми. За пределами большого круга окажутся задачи, которые ребенку не под силу ни одному, ни вместе со взрослыми. Зона дел, выполняемых вместе, – это “золотой запас” ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.

Вопрос 2. У моего ребенка нередко возникают конфликты со сверстниками. Как с этим бороться?

“Мой совет – чаще приглашайте одноклассников ребенка в гости. Играйте с ними, и вы увидите корни проблем, и возможно поможете своему ребенку”.

“Я думаю, что надо попросить психолога встретиться с начало с ребенком, а потом с вами.

Наверняка найдете выход”.

Учитель: Конечно, причин может быть много, наверное, и решений тоже. Но можно попробовать использовать прием” Бесед по классной фотографии”.

Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он “познакомит” вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем можно будет через фотографию расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын или дочь больше говорили о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируйте ребенка на “ябедничество”. Лучше не задавать вопросов типа: “Кто у вас в классе больше всех хулиганит?” или “У кого самые плохие отметки?” Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: К кому всегда можно обратиться за помощью?”, “С кем интереснее всего играть?”, “Кто самый веселый? и. т.п.

В заключение этого этапа предлагаю нашим уважаемым мамам и папам памятки. Ознакомьтесь с ними на досуге, возможно, советы окажутся вам полезными.

Советы родителям первоклассников.

Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом:

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или “непозволительными” они ни были: раз они возникли, значит, для этого есть основания:

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его: Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день.

Ребенку подобные знаки безусловного принятия нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же не получает знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервные, психические заболевания. Итак , безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а за то, что он есть!

Проявление школьной дезадаптации у младших школьников

Советы педагога

Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов не оцениваются баллами. Поэтому вместо вопроса”Какую отметку получил?”, спросите “Что сегодня было самое интересное?”, “С кем ты подружился?”, “Что вкусного было в столовой?” и.т.д.

Если дети не могут ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное- не раздражайтесь.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то , не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха- плохой советчик.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам . Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Сегодня я хочу познакомить Вас с результатами психолого-педагогического обследования Ваших детей и обсудить полученные результаты.

В течение месяца в Вашем классе проводилось обследование, целью которого было изучение эмоционально-волевой и поведенческой сферы, выявление зоны и содержания возможных проблем адаптации, определение уровня готовности к обучению в школе обучающихся 1 класса.

Первый год обучения в школе является одним из самых сложных этапов в жизни ребенка. Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей. Именно для выявления этих особенностей и было проведено данное обследование.

Основная цель данного исследования выявить уровень адаптации детей к школьному обучению.

Адаптация – в широком смысле слова это – приспособление к окружающим условиям. Выделяют два аспекта адаптации биологический (физиологический) и психологический.

Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. Период адаптации у каждого школьника длится по-разному – у одних один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка.

На успешную адаптацию ребенка к школе оказывают влияние многие критерии и факторы.

Какие критерии оценивались в ходе проведенного обследования?

1. Уровень готовности к обучению в школе.

Хочу сразу сделать небольшую ремарку.

Некоторые родители считают, что если ребенок к началу обучения умеет читать, писать, считать, то он готов к школе. Это распространенное заблуждение. Готовность к школе – вопрос гораздо более обширный и сложный. Ребенок к началу обучения вообще может не иметь этих навыков, но будет готов к школе.

Для оценки данного критерия использовались несколько показателей:

навыки учебной деятельности (копирование образца, срисовывание незнакомых букв, рисование по памяти, умение пользоваться учебными принадлежностями, способность удерживать внимание и т.п.);

волевая сфера (степень волевого усилия для достижения цели, уровень постоянства и повторения усилий, локус контроля (интернальный – внутренний, экстернальный – внешний), склонность к риску (мотивация успеха или избегания неудач), умение слушать, понимать и выполнять задания учителя и т.п.);

поведенческий компонент (выбор стратегии поведения на основе оценки ситуации).

В результате проведенного обследования у 13 обучающихся (56,7%) выявлен высокий уровень готовности к школьному обучению, у 10 обучающихся (43,5%) выявлен средний уровень готовности к школьному обучению, низкий уровень готовности к школьному обучению выявлен не был.

Уровень готовности к школьному обучению.


Низкий уровень готовности к школьному обучению говорит о том, что ребенок нуждается в срочном медико-психологическом обследовании и решении вопроса об образовательном маршруте для ребенка (ребенок набрал по методике 13 и более баллов).

Средний уровень готовности к школьному обучению говорит о том, что школьные навыки сформированы на недостаточном уровне (ребенок набрал по методике от 7 до 12 баллов). Данный уровень подразделяется на два подуровня. Первый (7-9) – это дети, у которых наблюдаются незначительные трудности по показателям методик, эти дети берутся под наблюдение. Чаще всего это дети, которые рано пошли в школу либо дети с педагогической запущенностью. Второй (10-12) – это дети, у которых имеются существенные трудности по показателям методик, им рекомендовано дополнительное обследование у психиатра с целью исключения патологии развития.

Высокий уровень готовности к школьному обучению говорит о том, что Ваш ребенок психологически готов к обучению в школе, но это не значит, что он будет хорошо учиться, так как это только один из критериев адаптации.

Переходим к следующему критерию.

2. Уровень сформированности школьной мотивации.

Школьная мотивация или мотивация обучения - осознание ребенком важности обучения в школе, которому необходимо уделять большую часть времени.

Уровень школьной мотивации распределился следующим образом:


Первый уровень.

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

Второй уровень.

Хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень.

Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеурочной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень.

Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень.

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Анализируя данный показатель, следует отметить, что ответы на вопросы анкеты распределились следующим образом:

Тебе нравится в школе?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?

Данные проведенного анализа позволяют говорить о том, что большинство обучающихся (86,9%) посещают школу с удовольствием. Так же большая часть обучающихся отвечает положительно, либо нейтрально на вопросы связанные с процессом обучения.

Вызывает беспокойство тот факт, что только 7 (30,4%) обучающихся ответили, что имеют в классе большое количество друзей, а 10 (43,5%) обучающихся высказались негативно по отношению к своим одноклассникам.

Так же необходимо отметить, что 14 (60,8%) обучающихся ответили, что хотели бы, чтобы их учил менее строгий учитель. Результаты по данному вопросу не могут носить достоверный характер, так как в период проведения части обследования в связи с болезнью учителя в классе работал другой учитель и, отвечая на данный вопрос, часть детей выражали свое отношение к одному учителю, а другая часть детей представляла другого учителя. Тем не менее, полученные данные позволяют говорить о том, что большая часть обучающихся не готова принимать школьные требования (сидеть на уроках за партой, ходить строем в столовую и на другие уроки, выполнять домашнее задание и т.п.) и воспринимают их как излишнюю строгость со стороны учителя.

Еще один факт, который требует внимания, это общение на школьную тематику обучающихся со своими родителями. Только 10 (43,5%) обучающихся ответили, что часто рассказывают родителям о школе; 13 (56,5%) обучающихся ответили, что родителям о школе рассказывают редко или совсем не рассказывают.

В результате можно утверждать, что только у 9 (39,1%) обучающихся школьная мотивация сформирована на необходимом уровне.

Из полученных результатов очевидны важность и необходимость формирования и коррекции мотивационной системы обучающихся, которая будет определять характер учения и динамику умственного развития. Учитывая это, первоочередной задачей адаптационного периода является преодоление негативного отношения учащихся к школьному обучению, формирование дальновидной цели учения, воспитание у обучающихся правильной организации самостоятельного овладения знаниями, обучение обучающихся замечать собственные учебные недостатки, применять познавательные способности и сознательно управлять своей учебной деятельностью.

И здесь я хочу остановиться.

Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

1 – Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2 – Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое другое. Способствуйте зарождению новых идей у вашего ребенка, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.

3 – Пытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи цели, так как иногда дети становятся перегруженными сложными задачами. Это не значит, что данные задачи сложны для выполнения, просто дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени. Иногда дети сразу могут отказываться в решении задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.

4 – Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.

6 – Помогите вашему ребенку взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата (это как раз развивает интернальный локус контроля, о котором мы говорили выше).

7 – Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Если даже в проблемах ученика виновата школа или учитель, вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов и школы. Если ребенок услышит от вас негативные отзывы о своем учителе, он никогда не будет ему доверять.

8 – Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, ребенок, который хочет стать врачом, должен знать, что для этого ему необходимо изучать биологию и химию.

10 – Родителям следует иметь в виду то, что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только со школой. Важно знать, что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей, не связанных с учебой в школе. Помните, что достижение – это еще не мотивация. Поэтому необходимо знать, что пока вы будете заставлять ваше чадо делать домашние задания, это не значит, что он мотивирован выполнять их. Так в чем же разница между этими двумя понятиями? Мотивация временная и изменчивая величина. Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. Мотивированный человек может ставить перед собой долгосрочные цели, например, стать профессиональным писателем, или краткосрочные, например, выучить одно иностранное слово.

И самое главное. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Он не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь.

3. Личностные отношения, социальные эмоции и ценностные ориентации.

В ходе обследования личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций обучающихся была проведена процедура определения вегетативного коэффициента, который характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. У 5 (21,7%) обучающихся было выявлено перевозбуждение, которое чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки. Так же у 1 (4,3%) ребенка выявлено компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.


Родителям детей, у которых выявлено перевозбуждение или хроническое переутомление рекомендовано проанализировать физическую и эмоциональную нагрузку ребенка. Составить вместе с ребенком распорядок дня, отслеживать его рациональность (чередование режимов труда и отдыха, сон не менее 10 часов в сутки, прогулки на свежем воздухе). По возможности на период адаптации к школе (до января 2017 года) исключить или минимизировать посещение кружков и секций, если они отнимают много свободного времени ребенка или вызывают негативные чувства у ребенка.

Так же у 10 (43,5%) обучающихся отмечается недостаточная дифференциация эмоций, (дети могут одинаково реагировать на положительные и отрицательные чувства и качества). При оценке устойчивости эмоционального фона обучающихся были получены следующие результаты.



Отдавая ребенка в школу, родители связывают с этим событием большие надежды. Каждый уверен, что его чадо проявит себя и добьется серьезных успехов. И практически никто из мам и пап не готов к тому, что у их первоклассника могут начаться проблемы в школе. Они не понимают причин и, главное, не знают способов помочь своему ребенку. Именно поэтому классный руководитель первого класса обязательно должен обсудить вопросы адаптации первоклассников к школе на родительском собрании.

Адаптация первоклассника

Адаптация — это процесс привыкания, подстраивания первоклассника под новые для него условия школьной жизни. При переходе на следующую ступень обучения, из садика в школу, начинаются значительные изменения во многих сферах существования ребенка.

Чтобы привыкнуть к школе может понадобиться от двух до шести месяцев. Процесс проходит индивидуально и поэтому дать четкие рекомендации, обеспечивающие успешную адаптацию, невозможно.

Проблемы в адаптации первоклассников к школе

В дошкольный период приоритетным видом деятельности ребенка являлась игра, соблюдался щадящий режим дня, был ограничен круг общения. Придя в школу и обретя новый статус, ребенок попадает совсем в другие условия:

  • преобладает учебная познавательная деятельность;
  • напряженный режим дня;
  • высокие нагрузки;
  • четкая система требований;
  • новый коллектив;
  • необходимость в самостоятельности;
  • наступает ответственность за свои действия.

Уже по этому, далеко не полному перечню обстоятельств, которые появляются в жизни первоклассника, понятно, какие колоссальные старания и силы должен он приложить для приспособления к новой среде. Далеко не все дети шестилетнего возраста готовы к таким переменам. У них могут проявляться признаки дезадаптации:

  • чувство усталости;
  • плохой сон;
  • потеря аппетита;
  • головная боль;
  • раздражительность;
  • неадекватное поведение;
  • агрессивность;
  • замкнутость в общении;
  • недружелюбное отношение к одноклассникам или учителю;
  • нежелание идти в школу.

Многие дети теряют уверенность в себе и начинают внутренне сопротивляться навязываемым ему школьным требованиям. На фоне этого ребенок может заболеть.

Адаптация должна быть направлена на обеспечение успешного овладения учебными навыками и на создание для ребенка комфортных условий пребывания в школе, сохранение его здоровья. Одним из способов достижения таких результатов является ознакомление с трудностями адаптации первоклассников к школе на родительском собрании.

Для родителей это тоже трудности

Ошибки родителей первоклассников

К наиболее распространенным родительским ошибкам относятся следующие ситуации.

Приглашаем на родительское собрание

Одной из наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания. На них обсуждаются все важные вопросы, касающиеся классной жизни. Первое собрание, которое проводится еще в августе, носит организационный характер. Но уже следующее родительское собрание в 1 классе, которое должно пройти не позднее, чем через месяц после начала учебы, необходимо посвятить адаптации первоклассников в школе.

Подготовка к родительскому собранию по вопросам адаптации первоклассников к школе

Такому мероприятию должна предшествовать тщательная подготовка, направленная на:

  • изучение теоретического материала по теме;
  • подготовку выступления учителем, психологом и медицинским работником;
  • изучение запросов самих родителей, связанных с проблемами адаптации их детей;
  • проведение с первоклассниками диагностических анкет и тестов;
  • обработка диагностического материала, обобщение статистических данных;
  • подготовка творческой части родительского собрания.

Перед проведением родительского собрания учитель должен досконально изучить материал, касающийся адаптации первоклассников к школе. Важно, чтобы он умел не только объяснить все основные моменты темы, но и дать аргументированные ответы на вопросы родителей.

Обязательно, готовясь к заседанию, следует собрать диагностический материал. Рекомендуется провести с детьми такие опросы:

На собрании необходимо будет огласить и обсудить общие данные по классу. А для каждого родителя подготовить отдельное заключение по результатам диагностики именно его ребенка. Такая информация строго конфиденциальна!

Анкетирование детей можно провести не в стандартной письменной форме, а в виде аудио- или видеозаписи интервью. При пересмотре полученного видео будет много улыбок и комментариев. Таким способом удастся внести в ход собрания заметное оживление, вызвать у родителей позитивные эмоции, настроить их на дружеский благодушный лад в общении.

Трудности адаптации первоклассников к школе - родительское собрание

Для подготовки видеоинтервью не нужно сложное и дорогостоящее оборудование — можно использовать обычный смартфон

Еще одним интересным моментом в проведении собрания может стать демонстрация родителям достижений их детей. Он тоже требует предварительной подготовки. Можно подготовить для родителей небольшой концерт. Более лучшим вариантом является создание тематических выставок типа:

Отдельно рекомендуется продумать другие организационные моменты.

  • Поскольку родители первого класса еще мало знакомы друг с другом, уместным будет подготовить визитки с их именами.
  • Определить способ размещения родителей в классе (группами, по парам, по кругу).
  • Не лишним будет разослать каждой семье приглашение на родительское собрание.
  • Подготовить благодарственные письма родителям (за то, что они мужественно пережили все трудности первого школьного месяца).
  • Не забыть заранее пригласить на собрание других специалистов, которые должны будут выступать перед родителями.

Такая подготовительная работа займет одну – две недели.

Форма проведения родительского собрания по адаптации

Родительское собрание, на котором рассматриваются проблемы адаптации первоклассников к школе, относится к информационным видам. Его можно провести в разных формах. Однако нужно учесть, что собрание, проведенное в традиционном формате, мало заинтересует родителей, вызовет у них формальное отношение и к обсуждаемой проблеме, и таким собраниям вообще. Поэтому лучше разработать сценарий нетрадиционного мероприятия.

  • семинар – практикум;
  • семинар – дискуссия;
  • круглый стол;
  • комбинированная форма.

Особенности проведения собрания

Первая часть родительского собрания должна быть посвящена изучению теоретического материала и ознакомлению со статистикой, характеризующей уровень адаптации детей в классе. На этом этапе родительского собрания эффективным будет использование презентации, посвященной адаптации первоклассников к школе. Это позволит структуризировать весь материал, выделить и преподнести главные тезисы данной темы.

Большую часть времени на родительском собрании следует уделить использованию интерактивных заданий. Это заинтересует и привлечет всех к активному участию в ходе заседания.

Обязательным элементом родительского собрания должна быть рефлексия, во время которой его участники должны оценить насколько важной, значимой и полезной является полученная информация, насколько понравился им ход мероприятия. Можно выбрать любую форму проведения: свободные высказывания, интервьюирование, создание коллажа, коллективной аппликации.

Тщательно подготовленное, максимально насыщенное полезной информацией и проведенное в увлекательной форме родительское собрание поможет родителям лучше понять суть проблем, которые возникают у их детей в первом классе. Главное, чтобы взрослые после такого мероприятия смогли оказать своему первокласснику реальную действенную помощь, что не замедлит сказаться на его школьных успехах. Родительские собрания — только часть работы школы по адаптации детей, в школах разрабатываются программы адаптации первоклассников, в рамках реализации которых проводятся и другие мероприятия. Можно рекомендовать Советы психолога по адаптации первоклассника.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Цель: знакомство родителей (законных представителей) с трудностями адаптации детей в первый год обучения и условиями успешной адаптации к школе.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с этапами адаптации;
  2. познакомить родительский коллектив с физиологическими и психологическими особенностями адаптации детей к школе;
  3. определить признаки успешной адаптации;
  4. предложить использовать практические советы по успешной адаптации ребенка к школе;

Форма проведения: дистанционная.

Вопросы для обсуждения

1. Этапы адаптации.

2. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

3. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.

4. Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители.

5. Признаки успешной адаптации.

6. Советы родителям первоклассников.


Ознакомление с материалами родительского собрания по предложенным вопросам для обсуждения

Условно процесс адаптации ребёнка к школе принято разделять на три основных этапа, каждому из которых свойственны свои особенности.

Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки. Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.

Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены. Длительность: около двух-трёх недель.


  1. Физиологические условия адаптации ребенка к школе.

К основным физиологическим потребностям адаптации ребенка к школе относятся:

- Изменение режима дня ребенка.

- Необходимость чередования игровой деятельности в жизни ребенка.

- Наблюдение родителей за правильной позой ребенка во время рисования, чтения, лепки, приема пищи и т. д. (предупреждение близорукости, искривления позвоночника).

- Организация правильного питания ребенка.

- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка).

- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения здоровья.


  1. Психологические условия адаптации ребенка к школе.

К таковым относятся:

- создание благотворительного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;

- роль самооценки ребенка к адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);

- первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для родителей;

- формирование у младшего школьника интереса к школе, прожитому школьному дню;

- необходимость дружеского общения ребенка с одноклассниками и возможность такого общения после школы;

- недопустимость физических мер воздействия на ребенка, запугивания, критики, особенно в присутствии других людей;

- учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению;

- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе;

- организация контроля за его учебной деятельностью;

- поощрение ребенка за учебные успехи и личные достижения;

- моральное стимулирование достижений ребенка;

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого человека, один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начало школьного обучения кардинально меняет весь их образ жизни. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, Четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания… Другими словами, он должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной), к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.

Период адаптации к школе может длиться от 2 – 3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей первоклассника, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к школьной жизни.


  1. Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители.

Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:

Проблема утреннего пробуждения

Опасные домашние задания

Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка. Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т.д.


1. Удовлетворённость от процесса обучения

Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

2. Освоение программы

Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.

3. Степень самостоятельности

Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками

Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

Читайте также: