Доклад на тему яса чингисхана

Обновлено: 02.05.2024


Один-два раза в тысячелетие человечество бывает захвачено Великим Проектом принципиального переустройства. Миллионы судеб горят в огне очередного пожара за торжество Справедливого Порядка. Двадцатый век дал последний пример такого катаклизма. Кажется, что наши потомки его не забудут вовеки веков. Это ошибка. История никого и ничему не учит. Отличным тому примером служит прошлый рывок за горизонт. Империя Ченгис-хана, в считанные десятилетия, подчинила себе весь громадный континент. Вся огромная Евразия свалилась под копыта вчерашних дикарей и кочевников. Даже через 800 лет (!) мировые элиты содрогаются от ненависти к наследию этого проекта. Продолжают лить на него потоки грязи и лжи. Вероятно, мы никогда не узнаем, чего хотели и к чему НА САМОМ ДЕЛЕ стремились его отцы-основатели. Достоверная информация о Ченгис-хане и его соратниках искажена до неузнаваемости. Методы, которыми он поднял на дыбы и погнал вперед "клячу истории" слишком эффективны, что бы выставлять их на общее обозрение. Только большевикам в ХХ веке удалось произвести сходное возмущение основ геополитики.


Память о "Монгольском Проекте" стирали так старательно, что сегодня утрачен даже полный текст его основного закона "Великой Ясы". Почему? Это короткий документ, который был специально предназначен для заучивания наизусть. Он был доступен для понимания каждому неграмотному пастуху. Он привлекал к монголам людей "длинной воли" всех наций и вероисповеданий, он направлял их "к последнему морю", как символу ВЕЛИКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЛЯ ВСЕХ. Не верьте лгунам! В монгольском войске никому не полагалось никакого жалования, люди Ченгис-хана шли в бой и умирали "за идею". Память об этой идее так же омерзительна для любой аристократии, как память о идее, ради которой наши деды по собственным трупам шагали на штурм Перекопа и брали Берлин. Те же самые моральные уроды, ныне, глумятся над "Красным проектом" и совершенно нет гарантий, что Конституция СССР достанется потомкам в сколько-то доступном для понимания виде.


Статьи "Великой Ясы", представленные ниже, надо читать с обязательным учетом трех моментов:


1. Все положения первоисточника формулировались так, что бы каждая фраза произносилась на одном дыхании. Это типичное требование для законодательных актов заучиваемых наизусть. Признак оригинала.


2. Любая фраза первоисточника не допускает двойного толкования. "Яса" - закон прямого действия.


3. Если известная фраза "Ясы" записана иначе - она должна быть переформулирована, кратко и точно. Канонического варианта нет, её исходный текст - это стихи (!) на старомонгольском.


Это к тому, что читать полный курс "источниковедения" тут неуместно, а понимать, что "Ясу" много раз дописывали и правили под текущие нужды - надо обязательно. Ченгис-хан, согласно звучанию термина, был человек "с душой широкой, как море". Он никогда не опускался до мелочной регламентации. Полагаю, что положения этого великого памятника человеческой культуры ещё пригодятся. Не нам, так после нас.


Обращаю особое внимание, что выполнение любых положений "Великой Ясы" возлагалось на каждого. Не было возможности "свалить ответственность на государство". Монгольский Проект опирался на сетевую систему "равной ответственности людей" за дела ближних и дальних. Иерархия там была только на поле боя. Никто никого не тащил в суд, не доказывал меру его вины, не нанимал адвокатов. Преступников убивали на месте сами свидетели или обличители, именем Великого Синего Неба. Право на это имел всякий живущий.


Как это выглядело на практике? Для современников - жутко. Столкновение сетевой системы "вооруженного народа", созданной Ченгис-ханом и традиционного иерархического общества оставило в архивах тоскливые вопли, более подобающие советским диссидентам времен застоя - "Они всех убивают!". А почему - всех? В каких случаях - всех? Оказывается, бойцы Ченгис-хана искренне считали, что люди должны отвечать за свои слова и дела лично, полностью, без всяких выкрутасов. Поэтому, если властитель города, надеясь на крепость стен и борзость дружины, казнил монгольских послов (вопиющее нарушение дипломатических норм), то монголы брали этот город, независимо от его стратегической ценности и вырезали поголовно. Ну, дикари же! Звери, сущие звери. Разве можно им объяснить, что виноват только отдавший приказ? Что все, выполнявшие преступные приказы - невинные овечки, всего-то старавшиеся заработать копеечку семье? Что все, кто смотрел на беспредел князя и молчал - вообще ни в чем не виноваты? Что принцип коллективной ответственности, за соучастие в преступлениях, для жителей сословного общества - как гром небесный? Что подданные не отвечают за дела повелителя? Монголы считали, что как раз наоборот. И вбивали эту науку в тупые головы холуев. Предметно доказывали, что все люди равны и за дела урода отвечают все, кто не схватил его за руку. Есть опасение, что в новые демократические времена, когда государственная власть стала формально выборная, принципы "Ясы" ударят по любителям валить ответственность на начальство гораздо больнее. Примерно, как по немцам, времен Третьего Рейха. Сами выбрали себе в правители садистов и людоедов? Тогда и не обижайтесь! Правосудие прямого действия, штука простая и беспощадная. Чистый большевизм.


Известный монгольский полководец Чингисхан является одним из самых одиозных правителей в мировой истории. Он отличался не только отважным характером, но и был мудрым правителем. Яркий тому пример – его наследие. Оно состоит из свода правил, основу которых составили моральные принципы.

Законы Чингисхана – Великая Яса

Психологи советуют растить детей в любви и окружить заботой. Но если взглянуть в историю, самые выдающиеся люди в юном возрасте проходили серьезные испытания. Например, каково это, когда правитель умирает, когда его наследнику было всего 13 лет, и тут же власть фактически переходит в руки вождя вражеского племени? В последующие 4 года наследник с семьей был вынужден прятаться по горам, оставаясь в голоде и холоде. Из огромного 40-тысячного племени, регулярной десятины, земель и несчетного количества живности осталось всего 8 лошадей, которых тоже угнали воры.

Отец - вождь умер рано

Каково это: не имея за душой ничего, собирать армию вокруг себя и в 17 лет выдержать первую битву, где его 13-тысячное войско уничтожило 40-тысячную армию врага за одну ночь? Или история знает еще одного полководца, чья армия была способна за 1 час истребить полтора миллиона людей? По мнению историков, у него нет аналогов. И имя ему – Чингис хан.

Чингис – это титул, а не имя. Звали его Тимучином. По поводу национальной принадлежности до сих пор не утихают споры. Время правления – начало 11 века, в Монголии. Не владея письмом и не видев ни одной книги в своей суровой юности, он сумел покорить значительную часть мира и передать свою власть сыну, который правил после него около четверти века.

Масштабы захвата земель сравнивают с Наполеоном. Но все знают, что его империя распалась еще при его жизни, а сын был лишен возможности участвовать в государственных делах. Чингисхан прожил 65 лет.

Чем отличался?

Он был глубоко верующим человеком. Законы Чингисхана, построенные на принципах справедливости, прямо свидетельствуют об этом. Каждый день, иногда несколько раз в день, он поднимался на возвышенное место рядом со своей юртой и возводил руки к небесам. Так он просил Бога помочь собрать преданных людей вокруг него.

Историки также отмечают небывалую жестокость правителя. Законы Чингисхана гласят, что предатели, прелюбодеи и воры заслуживают самого строгого наказания. Также есть факты, когда он велел бросать предателей в кипящую жидкость живьем. Но позже он отступает от практики мучительных наказаний и даже запрещает пытки. Но смертная казнь действовала. Она должна была быть исполнена таким образом, чтобы наказанный не мучился, а умер быстрой смертью.

4 года прятался от врагов

Великий Курултай

В 1206 году прошел великий Курултай – собрание представителей со всех владений Чингисхана. Это было почти полмира: Россия, Китай, тюркские и монгольские племена и множество других мелких государств. Он был единственным правителем, который собрал все монгольские племена воедино.

Держать все под контролем, при этом соблюдать твердую дисциплину, помогала армия, состоящая из ветеранов-воинов. Законы Чингисхана назывались Яса. Яса затрагивала почти все аспекты жизни. В нем можно встретить как советы философского толка, так и простые рекомендации мужчинам о том, как важно не пытаться понимать женщину умом.

О Боге

Монголы в то время были язычниками. Чингисхан создал империю, в которую входили народы не только различной национальности, но и вероисповедования. Свод законов Чингисхана призывал верить в единого Бога, который создал Землю и Небеса, который дарит жизнь всем живым существам и отнимает ее в определенный час. Таким образом, подчеркивается абсолютность и единство в Бога.

Кроме того, определенная категория, имеющая отношение к ритуальной религиозной деятельности, и религиозные служители различных конфессий были освобождены от налогов. В эту категорию входили монахи, священники, муэдзины, народные целители и те, кто занимался погребальными услугами. Тем не менее религиозные служители, наряду со всеми остальными, должны были непрекословно подчиняться императору. Запрещалось присваивание титулов и званий кому бы то ни было, если он таковым не избирался народом.

О военных

Возможно, законы Ясы Чингисхана не вызывали бы столько удивления со стороны современных специалистов-историков, если бы в них не было мудрых законов относительно военной деятельности. Он придумал и внедрил систему деления армии на тумены – группы по 10, 100, 1000 и 10 000 воинов с командиром во главе. Такая классификация позволяла легко вести учет и быстро мобилизовать армию при необходимости.

в 17 выиграл первую битву

Поведение на территории врага

Законы Чингисхана урегулировали поведение воинов не только в пределах собственного племени. Был введен ряд правил, касающихся земель, богатств и людей, находящихся на завоеванных ими территориях. Прежде всего, запрещались грабежи до получения соответствующей команды. Если такая команда прозвучала, то воин имел право взять то, что ему нравится, но с условием выплаты десятины в пользу ханской казны. Для сбора средств и вещей назначался отдельный человек.

Законы Чингисхана отличались глубиной и мудростью. Например, он рекомендовал командующим армией всегда учитывать потенциал воинов, думать о них и заботиться об их здоровье. Например, у Чингисхана был воин, который управлял десяткой воинов, но был не прочь показать себя в более широких масштабах, управляя сотней людей или тысячной армией. Сам воин отличался невероятной выносливостью. Мог сутки напролет вести активный бой, невзирая на холод, голод или рану на теле.

Однако Чингисхан отказал ему в повышении. Мотив примерно следующий: он силен, но никогда не понимал, что другие воины не обладают такой выносливостью. Пользуясь властью, он мог сильно нагружать свою армию испытаниями, что приводило к утрате их сил и неспособности эффективно воевать.

Большая охота

Особое внимание уделялось питанию и подготовке воинов. Как известно по урокам истории, монголы употребляли в пищу мясо и молоко животных. Охота была способом добычи мяса. Поэтому в весенне-летнее время запрещалось убивать животных в лесу, мясо которых ценилось в качестве еды. К таким видам животных относились: зайцы, дикие ослы, козлы, олени и косули.

Законы Чингисхана - свод законов Яса местами содержит странные правила. Например, запрещается перерезать горло трофею, если он предназначен для употребления в пищу. Охотник должен был поймать животное, привязать, разрезать грудину и извлечь сердце вручную. По мнению психологов, такой подход скорее имел психологическое значение, чем практическое.

Также с внедрением Ясы можно было употреблять в пищу внутренности и кровь животных, что раньше было запрещено.

Постоянно воевал за новые территории

Порядок рабовладения

Несмотря на то что законы Чингисхана назывались одними из мудрейших законов в истории, элементы феодализма в них сохранялись. Рабами могли быть представители других народов, потерпевших поражение в битве и принявших подданство империи Чингисхана. Но монгол не мог быть рабом ни в коем случае.

Рабы привозились из завоеванных территорий. Основной принцип рабовладения и всего общественного устройства сводился к одному принципу: беспощадно приносить в жертву всех в пользу монголов.

Монголам запрещалось укрывать, кормить, помогать рабам. В случае неповиновения ожидала смертная казнь. Такой подход должен был предотвратить бегство рабов.

Дисциплина

Дисциплина поощрялась во всем. Но все требования выдвигались в отношении мужчин. Они должны были воевать. Юноши призывались к военной службе с 13 лет и почти всю оставшуюся жизнь проводили на битвах. Тот, кто не хотел воевать, должен был работать в пользу государства бесплатно.

Военные подчинялись строго установленным правилам. Смертная казнь ожидала тех военнослужащих, которые не откликнулись на призыв хана. Это было особо актуально для дальних частей империи.

Доспехи военных в мирное время обслуживались специально нанятыми людьми. Военные сдавали все после битвы. Оружие надежно охранялось, а другие нанятые люди чистили и приводили его в порядок. В мирное время военным не разрешалось носить оружие с собой. Чингисхан понимал опасность явления, когда сотни тысяч хорошо подготовленных и вооруженных бойцов могут разгуливать по нескончаемым просторам его владений.

Большинство сами сдавались

Семейные отношения

Законы Чингисхана кратко рассматривают и вопросы брака и семьи. Каждый юноша, по достижении определенного возраста (обычно это 15-17), должен был найти себе невесту. Но невеста не должна быть родственницей первого или второго круга. Также разрешалось многоженство.

Обязательствами мужчин были только охота и военное дело. Женщины были вольны в своих действиях. В основном, они занимались обустройством семейного очага, могли торговать на свое усмотрение и воспитывать детей. Одному мужчине разрешалось брать в жены сразу двух сестер. Также женами считались наложницы.

Если наложница рожает ребенка, то он признается наравне с детьми, рожденными от жен. Но право наследства имели дети только от первого брака. Наследство не делилось между другими детьми.

Действовал строгий порядок

Как указывают законы великой Ясы Чингисхана, судьбы детей в отношении брака могли решать родители. Они сватались, когда мальчик и девочка были совсем маленькими, и женили их, когда те достигали совершеннолетия. Брачный договор между родителями действовал, даже если жених погибал на войне, не дожидаясь свадьбы - его родители могли забирать девушку к себе домой.

Границы морали

Существовал список тяжелых проступков, за которые полагалась смертная казнь. Например, это:

  • прелюбодеяние;
  • воровство коня или его уздечки;
  • воровство общего плана;
  • предательство в отношении императора;
  • колдовство;
  • ослушание военных начальников.

Умер в 65 лет

Гроза, вода и монголы

До эпохи правления Чингисхана монголы имели странную особенность – они прыгали в воду во время грозы, так как сильно боялись. Свод законов, принятых Чингисханом, запрещал им это делать. Спустя значительное время, на другом континенте научно обосновали, что мощный разряд электричества, выделяемый во время грозы, имеет высокую вероятность приземления в воду, нежели на сушу. Но как мог знать об этом вождь кочевнических племен, который не умел писать и читать? Правда, письменность появилась у монголов во время правления Чингисхана. Но науки как таковой не было.

Любопытные факты из личной жизни

Недавно группа ученых сделала любопытное заявление: каждый 200 современный житель земли является потомком Чингисхана, так как имеет идентичную структуру ДНК. Другие ученые подсчитали необходимое количество жен, чтобы спустя 800 лет его потомки населяли всю планету. Оказалось, Чингисхану нужно было иметь около 1800 жен. Но история сообщает только о 3 женщинах, находящихся с ним в официальном супружестве. Остается только предполагать, что остальные дети могли родиться от наложниц. Согласно другой версии ученых, количество его детей было около 20 000.

Народ мечтал о безопасности, и необходимо было срочно обеспечить её для всех в целом и каждому по отдельности. Для этого, по мнению Чингисхана, необходимо искоренить всю знать тех племён, которые привыкли строить своё благополучие путём грабежа соседних братских племён. Агрессивно настроенные племена необходимо было расформировать и отдельными семьями, родами ввести в состав других племён.

Похоже, Чингисхан считал своей основной задачей – воспитание своих граждан в нравственной добродетели.

1. Предписывается верить, что существует только один Бог – создатель Небес и Земли, и только Он один дарует жизнь и обрекает на смерть, делает богатым или бедным, так, как Ему заблагорассудится, и имеет абсолютную власть над всеми.

2. Духовные лидеры, проповедники, монахи, посвятившие себя служению Богу, муэдзины мечетей, лекари и те, кто обмывают тела умерших, освобождаются от налогов.

3. Запрещается, кому бы то ни было и карается смертной казнью, провозглашение себя императором, если таковым его предварительно не избрали на общем совете принцы, ханы, военачальники и прочая знать.

4. Запрещается вождям племён и народов, подчиняющихся монголам, носить возвеличивающие титулы.

5. Запрещается заключать какой-либо мир с неподчинившимся монархом, принцем или народом.

6. Принцип, согласно которому армия делится на десятки, сотни, тысячи и десятитысячные тумены, должен быть сохранён. Эта установка позволяет в короткое время собрать армию и сформировать подразделения во главе с их командирами.

7. Как только наступит время кампании, каждый воин получает оружие из рук назначенного для этого командира. Воин должен содержать оружие в порядке и перед боем давать для проверки своему командиру.

8. Запрещается и карается смертью мародёрство в стане неприятеля прежде, чем на то будет дано разрешение главного командования, но после того, как оно дано, рядовой воин имеет равное право с командиром и ему разрешается взять себе всё, что ему удалось захватить, при условии, что он заплатил свою долю сборщику дани для императора.

9. Чтобы поддерживать боевую подготовку армии, каждую зиму надлежит устраивать большую охоту. По этой причине воспрещается кому бы то ни было убивать от марта до октября оленей, козлов, косуль, зайцев, диких ослов и некоторые виды птиц.

10. Запрещается перерезать горло животным, которых используют в пищу, разрезать грудину и вырвать руками сердце.

11. Разрешается пить кровь и есть внутренности животных, хотя раньше это делать запрещалось.

12. (Список привилегий и льгот, предоставляемых вождям и военачальникам новой империи).

13. Каждый, кто не идёт на войну, должен в течение определённого времени работать на империю бесплатно.

14. Уличённый в краже коня, или уздечки, или равноценной вещи наказывается смертной казнью, и его тело разрезается на две части. За более мелкую кражу наказание выносится в зависимости от ценности украденной вещи – семь, семнадцать, двадцать семь и до семисот палочных ударов. Но телесного наказания можно избежать, заплатив девятикратную стоимость украденной вещи.

15. Ни один подданный империи не может иметь монгола в качестве слуги или раба. Каждый, за редким исключением, должен служить в армии.

16. Чтобы не допускать бегства чужеземных рабов, запрещается укрывать их, давать пищу и одежду, что карается смертью.

17. Закон о браке предписывает каждому обзавестись женой и запрещает брак между родственниками первой и второй степени родства. Мужчина может взять в жёны двух сестёр или иметь несколько наложниц. Женщины должны заботиться об имуществе, делать покупки и торговать так, как им хочется. Мужчины должны заниматься только охотой и войной. Дети, рождённые от рабынь, считаются законными наравне с детьми, рождёнными от жён. Отпрыск от первого брака почитается выше других детей и наследует всё.

18. Прелюбодеяние карается смертью, и уличённый в нём может быть убит на месте.

19. Если две семьи хотят породниться, но у них еще юные дети, то они, если это мальчик и девочка, могут вступить в брак. В случае их смерти брачный контракт всё равно может быть составлен.

20. Запрещается купаться или стирать бельё в проточной воде во время грозы.

21. Шпионы, лжесвидетели, предающиеся грязным порокам люди и колдуны осуждаются на смерть.

Сам Чингисхан, по определению английского писателя Джон Мэна, в жизни руководствовался следующими правилами:

1. Не забывать добра.

2. Будь воздержанным.

3. Умей держать себя в руках.

4. Ищи талант, где только возможно, и пользуйся им.

5. Убивай врагов без сожаления.

6. Будь против жестокости.

7. Приспосабливайся и не бойся новых способов управления.

8. Знай, что тебя поддерживают небеса.

9. Заставь своих сподвижников и наследников поверить в это.

10. Уважай свободу вероисповедания [28, с. 280–284].

Всех назначенных начальников Великий хан менял через каждые два года.

«Император же татар имеет удивительную власть над всеми. Сам же он назначает, где надлежит пребывать вождям, вожди же назначают на места тысячников, тысячники – сотников, сотники – десятников. Сверх того, независимо от времени и места, если им будет приказано, они идут и на битву, и на жизнь, и на смерть, и без всяких возражений подчиняются (приказу) [140, с. 59].

Мы полагаем, что в данном случае есть все основания говорить о появлении новой религии. Религия эта была одной из составляющих мировоззрения и идеологии, порождённых татаро-монгольскими завоеваниями. Этот новый комплекс мировоззренческих и идеологических представлений мы назвали чингисизмом.

Судьба чингисизма в пределах огромных покорённых татаро-монголами территорий и в жизни населявших их народов была неодинакова. Кто-то решительно отвергал его и ненавидел, кто-то принял его частично, для кого-то он стал философией высшего порядка.

Чингисизм не стал мировой религией, но для кочевников на протяжении двух столетий эти формы духовного развития были господствующими.

Наследство Чингисхана не в его сказочных и мифических награбленных драгоценностях, которые, как предполагают, зарыты в его могиле, и усиленно и безрезультатно разыскиваемых некоторыми учёными-историками. Нет, наследство Чингисхана следует искать совсем в другом направлении, – в его обустройстве общества, в Великой Ясе.

Яса (сборник законов) Чингисхана содержит нормы веротерпимости, равенства всех перед законом и государством вне различия по вероисповеданию, расе и этнической принадлежности всех членов общества, включая и самих ханов-правителей.

Первые летописцы эпохи Чингисхана, свидетели великих преобразований человеческого общества – Рашид ад-Дин, Джувайни и другие персидские и арабские историки, первые западноевропейские путешественники Марко Поло, Плано Карпини, Гильом Рубрук в своих отчётах и сочинениях были вынуждены признать прогрессивное и рациональное начало в преобразовании общества, осуществлённое Чингисханом, его сыновьями и внуками. Последующие европейские учёные-историки Джон Локк, Эдуард Гиббон, К’-д Оссон, Лен-Пуль, Рене Груссе, Чарл Джон Гальперин, Г.В. Вернадский, Гарольд Лэмб, Н.Я. Бичурин (о. Иакинф), В.П. Васильев, С.М. Соловьёв, В.В. Бартольд, Л.Н. Гумилёв в своих исторических произведениях напрямую подходят к раскрытию и толкованию философского учения Чингисхана.

Культ Чингисхана возник не сам собой. Он явился результатом целеустремленной политики самого Чингисхана и его потомков.

Достоверно известно, что собственно монголов как таковых не было. По данным исследователя Мункуева Н.Ц. (1977 г.), всего монголов (с 1206 г.) во времена Чингисхана было около 695 тыс. человек, из них боеспособных – около 139 тысяч. (В это число, причислены мангыты, киреи, найманы, жалаиры, татары и другие тюркские племена, которых Чингисхан объединил в свое государство).

По данным монгольского историка Сананг Сетчена (1662 г.) количество всех монголов едва превышало 400 тысяч. В любом случае монголы (условный термин) тонули в многочисленной массе тюрков [там же].

Таким образом, Яса Чингисхана – это уголовный, гражданский и административный кодексы, вместе взятые.

Ни у кого на планете не родилась эта светлая мысль. Всюду религия, превращённая в политику, разделяла, ссорила людей, а здесь она объединяла. Поразительно: Запад и Восток, христиане и мусульмане, стравливая народы, выясняли, чья религия лучше, а алтайский тюрк напомнил всем о Боге Едином, сотворившем мир, о чистоте души человека. О правде.

Полководец понял эту святую истину двадцати восьми лет от роду, за что тюрки звали его Суту-Богда, или Сын Неба. Он вошёл во власть словом, а не мечом и не ядом [84, с. 371].

Трудно поверить, что так оно и было. И эта фраза объясняет многое: личная неприкосновенность и собственность субъекта гарантировалась законами государства. Позже, спустя полтора века, при тимуридах и других любителей лёгкой наживы, Великий Шёлковый путь перестал функционировать.

Законы Великой Ясы Чингисхана поражают нас, читателей XXI века, своей жестокостью, обилием смертных наказаний за, казалось бы, незначительный бытовой проступок. Но в тот жестокий век Чингисхан другого выхода не видел.

Никому никаких послаблений. Закон один для всех, который неукоснительно должен соблюдаться. И только при соблюдении таких жёстких и чётких правил поведения любого человека в обществе наступит всеобщая справедливость.

Следует также учитывать, что Яса не запрещала грабить и мародёрствовать во время боевых действий на всех захваченных монголами территориях. Военная добыча – непреложный закон у всех народов во все времена средневековья. Но как только установилась новая власть, – соблюдение единых законов Империи было обязательным условием для всех её обитателей.

Спустя почти 800 лет сама История провозгласила: Чингисхан – Человек второго тысячелетия. И, несмотря на его негативные действия по уничтожению целых племен и варварскую жестокость к покоренному населению, он признан как великий полководец всех времен и народов; как выдающийся государственный деятель – создал Великую Империю от Амура до Дуная; как непревзойденный мастер дипломатии, как публичной, так и тайной; создал благоприятные условия для градостроительства, для полноправной жизни народов, расцвета талантов.

И не его вина, что в конечном итоге им созданная Великая Империя распалась. Как говорили марксисты – экономические предпосылки в то время еще не созрели, разноплеменные и разноязычные народы еще не были готовы жить мирно в одном государстве – сознание и интересы у населения были разные.

Многие ученые-востоковеды отмечают ряд положительных качеств администрации Чингисхана к своим подданным: особое почтение к духовным лицам, ученым, учителям, мудрецам; благотворительность для бедных; уважение к купцам и путешественникам; требования по соблюдению правосудия, независимо от занимаемой должности; о безопасности дорог и торговли.

Драматизм человеческой истории с течением времени видоизменяется, трансформируется, переходит в новые формы. Ни чингисизм, ни научный, ни практический коммунизм, ни третий германский рейх, ни американский образ жизни не сохраняют своей устойчивости. И никакие усилия тут не помогут. На смену старым идеям приходят новые. Закон философии и человеческого общества – всё течёт, всё меняется. И так будет продолжаться до бесконечности.

Вся его жизнь была посвящена осуществлению его высочайшего идеала – созданию единого мирового царства, которое было бы в то же время идеалом военной культуры монголов XIII–XIV веков.

«Последнее суждение, – замечает приведший эти отзывы автор, – представляется парадоксальным, когда подумаешь о непрестанных войнах, которые вел Непреклонный император, но, по существу, оно точно и глубоко верно… В этом смысле он действительно установил мир во вселенной, мир, продолжавшийся около двух веков, ценою войн, которые в общей сложности не продолжались и двух десятилетий.

Разве не актуальны выводы доктора Э. Хара-Давана, высказанные в 1929 году? С тех пор мир менялся неоднократно. Понадобился глобальный международный пожар, море крови и горы трупов, чтобы международное сообщество создало Организацию Объединенных Наций (ООН) в 1945 году, главной целью которой является – недопущение войны между народами. И плюс к указанному – всевозможные международные объединения по мирному сотрудничеству между народами как в Европе, так и в Азии.

Своими завоеваниями Чингисхан создал единое экономическое пространство. Он соединил Восток и Запад. Успешно развивался Великий Шелковый путь, принося огромные доходы государству.

Передовые достижения техники и науки стали доступны для всех народов евразийского пространства. В Европу из Китая стали поступать: шелк, фарфор, бумага, изделия книгопечатания, медицинская наука, а в военном деле – пушки, порох, тактика ведения боевых операций.

Если первый парламент в Англии был образован в 1258 году, то первый Курултай (парламент) Великой Монгольской империи в 1206 году избрал Чингисхана Верховным правителем. Там же был утвержден Главный прокурор империи (Шигн-Хутогу) и была утверждена Великая Яса Чингисхана (свод законов или конституция). А по свободе вероисповедания Чингисхан опередил Европу на 5 веков.

Правила и принципы международных отношений, заложенные Чингисханом, действуют до сих пор на всех континентах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Рассказ о прибытии Чингисхана в окрестности города Жунду, о том, как Алтан-хан в знак подчинения [Чингисхану] отправил ему свою дочь, о бегстве Алтан-хана в город Намгин, об осаде и завоевании Жунду войском Чингисхана

Рассказ о прибытии Чингисхана в окрестности города Жунду, о том, как Алтан-хан в знак подчинения [Чингисхану] отправил ему свою дочь, о бегстве Алтан-хана в город Намгин, об осаде и завоевании Жунду войском Чингисхана …Чингисхан прибыл в пределы упомянутого выше города

Рассказ о кончине Чингисхана, об убиении предводителя тангудов и всех жителей этого города, о возвращении нойонов в ставку с гробом [Чингисхана], объявлении о смерти Чингисхана, о его оплакивании и погребении

Рассказ о кончине Чингисхана, об убиении предводителя тангудов и всех жителей этого города, о возвращении нойонов в ставку с гробом [Чингисхана], объявлении о смерти Чингисхана, о его оплакивании и погребении Чингисхан, предвидя свою кончину от той болезни, дал наказ

Глава 15. Великая война, великая империя, великие крестовые походы

Приложение 2 Великая Яса и Билик Законы и изречения Чингисхана (сохранившиеся фрагменты)

Приложение 2 Великая Яса и Билик Законы и изречения Чингисхана (сохранившиеся фрагменты) Яса 1. Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет.2. Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью.3. Кто лжет с намерением или волхованием, или

Глава тридцать вторая Великая империя Чингисхана и его преемников (эпоха наземных путей)

Глава тридцать вторая Великая империя Чингисхана и его преемников (эпоха наземных путей) 1. Азия к концу XII в. 2. Появление и победы монголов. 3. Путешествия Марко Поло. 4. Турки-османы и Константинополь. 5. Почему монголы так и не приняли христианство. 6. Династии Юань и Мин

Глава 8 Великая Война Великая Империя Великие Крестовые Походы

Глава 13 1896–1914 Мои отношения с императором и императорской семьей. – Императрица Александра. – Первая аудиенция у императора в 1896 году. – Его большая личная привлекательность. – Императрица Мария. – Великая княгиня Мария Павловна. – Великая княгиня Виктория и великая княгиня Ксения. – Великий

Глава 13 1896–1914 Мои отношения с императором и императорской семьей. – Императрица Александра. – Первая аудиенция у императора в 1896 году. – Его большая личная привлекательность. – Императрица Мария. – Великая княгиня Мария Павловна. – Великая княгиня Виктория и

2.3.10. Философско-историческая концепция А. Сен-Симона

2.3.10. Философско-историческая концепция А. Сен-Симона В значительной степени утверждению такого понимания истории способствовала философско-историческая концепция, созданная выдающимся французским мыслителем Клодом Анри де Рувруа, графом де Сен-Симоном (1760—1825). В ней

Глава 4. ВЕЛИКАЯ РУСЬ — ВЕЛИКАЯ РОССИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНА

5. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита. Гиппократ и учение о темпераментах

5. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита. Гиппократ и учение о темпераментах Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наиболее крупных философов античной эпохи особо выделяется Демокрит (460–370 гг. до н. э.). Подлинным основателем

3. Философско-психологическая система Р. Декарта

3. Философско-психологическая система Р. Декарта Сподвижником Бэкона в борьбе с богословием и средневековой схоластикой, в стремлении разработать новую методологию, которая способствовала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыслитель Нового времени Р.

Любое нашествие чужого войска – настоящая беда. Еще хуже, если захватчики успешно подавили все попытки сопротивления, сожгли и разрушили города, обложили народ данью, обратили в рабство треть населения, а всех несогласных с их порядками просто перебили. Таким было нашествие татаро-монгол на Русь.

Войска Чингисхана (около 1155-1227 гг.) и его внука Батыя (около 1209-1255/1256 гг.) жестоко подавляли любое сопротивление во всех покоренных ими землях. От их войск пострадали китайцы, жители Средней Азии, Северного Кавказа, Ирана, Волжской Булгарии, Забайкалья, Южной Сибири и других земель. Население многих городов было практически уничтожено.

Также смертной казнью наказывались поступки, нарушающие монгольские традиции. Например, строжайше запрещалось:

прыгать через огонь, стол или чашку;

возвращаться той же дорогой, по которой уехал;

подходить к ставке хана;

изменять жене или мужу;

заниматься колдовством и ворожбой.

Особенно строга была Великая Яса к военным, предписывая смертную казнь за любые провинности: от бегства с поля боя до нечестного дележа награбленного имущества.

Хотя высшая судебная власть принадлежала великому хану, другие представители монгольской знати тоже могли казнить человека в рамках своих полномочий. Сложные дела, имеющие большое значение, рассматривал диван-яргу. Так назывался главный судебный орган империи завоевателей. Менее значительные споры и административно-хозяйственные вопросы разрешали судебные инстанции на местах, возглавляемые яргучи (судьями).

Монголо-татары применяли такие методы казней, до которых даже инквизиторы, свирепствовавшие в средневековой Западной Европе, не смогли додуматься. В Золотой Орде способ умерщвления человека зависел от его социального статуса и совершенного правонарушения.

Простолюдины часто подвергались телесным наказаниям, которые варьировались в зависимости от правонарушения: от семи ударов палкой до отрубания руки. А людей, разболтавших посторонним служебные тайны, могли приговорить к битью кулаками по ушам.

И хотя смертная казнь могла быть заменена продажей человека в рабство или полной конфискацией его имущества, чаще всего провинившегося убивали. Его могли зарезать, задушить или разорвать на части, привязав к четырем лошадям, которых заставляли одновременно рвануться в разные стороны. Еще один способ – переламывание позвоночника – применялся к особо уважаемым и знатным людям.

Самой распространенной казнью было отсечение головы, как и во многих средневековых странах. За особо тяжкие преступления, вроде измены хану, у человека могли рассечь грудь и вырвать из нее еще бившееся сердце. Такой приговор был призван устрашить потенциальных бунтовщиков.

По-своему престижными у монголов считались казни, не связанные с кровопролитием. Поскольку именно кровь считалась у них вместилищем души, то, оставаясь в теле, она облегчала человеку путь в иной мир, согласно верованиям. Так ушел из жизни, например, военачальник Джамуха, который был другом юности Чингисхана, но впоследствии соперничал с ним в борьбе за власть. Джамухе сломали позвоночник.

Известный и уважаемый в народе шаман Кокочу, носивший звание Тэб-Тэнгри (самый небесный), получил такую же бескровную смерть за политические интриги. Правда, опасаясь обвинений в расправе над служителем культа, великий хан замаскировал казнь под несчастный случай во время борцовского поединка. С жителями Руси, независимо от их социального статуса, монголы тоже поступали в соответствии со своими законами.

Кроме того, по всей стране были разбросаны небольшие укрепленные крепости, в которых жители близлежащих сел и деревень прятались от междоусобных набегов. Их Олег Рапов тоже причисляет к городам, по крайней мере, потенциальным.

Войско Батыя захватило и разорило 49 крупных и средних населенных пунктов, из которых 15 утратили городской статус, а 14 не были восстановлены вообще. В некоторых из них, например, в Рязани, Владимире-Залесском и героически сопротивлявшемся Козельске, были истреблены практически все жители.

После смерти Батыя набеги на Русь не прекратились. Только во второй половине XIII века татаро-монголы вторгались на земли удельных княжеств 15 раз, каждый раз неся с собой гибель и опустошение. Так, Переяславль-Залесский был захвачен и разрушен четыре раза, и каждый раз жители отстраивали его заново. Муром и Суздаль перенесли по 3 набега, а Владимир-на-Клязьме был осажден и захвачен дважды.

Главным политическим исходом нашествия татаро-монгол явилась потеря независимости удельных княжеств. Русские правители стали вассалами Золотой Орды и попали в подчиненное положение. Даже управлять унаследованными землями они могли лишь после получения ярлыка (разрешения) на княжение в ставке у великого хана.

Следить за порядком и процессом сбора дани на Руси были обязаны баскаки – ордынские чиновники, посланные практически во все крупные города. Эти наместники призывали карательные отряды татаро-монгол, если сталкивались с неповиновением.

Немало русских князей сложили свои головы в Золотой Орде, когда отправлялись на поклон к великому хану и его приближенным. Причем, часто эти казни происходили в результате междоусобной борьбы за те или иные уделы – по наветам соперничающих семей, представители которых приходились друг другу родственниками. Борьба за власть и влияние делали их непримиримыми врагами.

Порой указанные в различных источниках сведения об убитых за христианскую веру русских князьях на поверку оказываются лишь преданиями. Поэтому мы приведем здесь лишь те факты, которые подтверждены летописями.

Василько Константинович Ростовский погиб 4 марта 1238 года. После поражения русских войск на реке Сити князь попал в плен и был убит за отказ присягнуть на верность победителю – хану Батыю.

Итальянский дипломат и путешественник Джованни Плано Карпини в 1246 году посетил Сарай-Бату. Он упомянул в своих записях некого Андрея Сарвогльского, который был казнен по приказу Батыя в 1245 году. Этот князь обвинялся в краже и последующей перепродаже лошадей из Золотой Орды. Историки теряются в догадках: речь идет о сыне Мстислава Киевского или Мстислава Черниговского. Не исключено, что Плано Карпини на слух перепутал некий таинственный Сарвогльский (?) удел с Воргольским.

Михаил Всеволодович Черниговский 20 сентября 1246 года был казнен за отказ соблюсти монгольские обычаи: пройти между двух огней (доказав тем самым чистоту своих помыслов) и поклониться в сторону юга (почтив таким образом память покойного Чингисхана). Князь объявил, что эти действия противоречат христианским догматам.

По другой версии, между огней он прошел, отказавшись лишь кланяться на юг. И никаким увещеваниям не поддался. Тогда, судя по летописным сведениям, монголы начали избивать Михаила Всеволодовича, а русский изменник Домант, который был родом из Путивля, отрубил его голову мечом.

Роман Ольгович Рязанский был казнен в 1270 году. Согласно церковным преданиям, монголо-татары убили его за отказ принять мусульманскую веру. Хотя с точки зрения исторической науки данная версия не кажется правдоподобной, ведь ислам стал официальной религией Золотой Орды лишь при хане Узбеке, который сам перешел в эту религию около 1320 года. Тогда решение правителя встретило сопротивление и знати, и простых подданных.

Михаил Ярославич Тверской убит в Золотой Орде в 1318 году. Порой его путают с тезкой – Михаилом Черниговским, называя причиной казни отказ честного христианина пройти меж двух огней. На самом деле все было прозаичнее. Князь стал жертвой междоусобной борьбы и политических интриг своего родственника – Юрия Даниловича Московского. Поводом для разногласий был ярлык на Великое княжество Владимирское.

Александр Михайлович Тверской и его сын Федор, которые являлись продолжателями династии правителей Руси, были казнены в 1339 году. И произошло это, когда в Золотой Орде находился Иван Калита (брат Юрия Даниловича) – еще один небезызвестный московский князь, враждовавший с тверскими родственниками. Вероятно, он был как-то причастен к их гибели. Так, через интриги в Золотой Орде, верховная власть на Руси перешла от Твери к Москве.

Большинство историков считают, что нашествие монголо-татар повлияло на становление российской государственности. Раздробленные удельные княжества, в конце концов, осознали необходимость объединения, чтобы успешно противостоять захватчикам.

Читайте также: