Построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи доклад

Обновлено: 16.05.2024

3. Этикет и его функции. Этика устной и письменной речи. Особенности русского речевого этикета.

4. Формулы речевого этикета.

Общение между людьми происходит в разных сферах деятельности и в разных формах. В зависимости от формы обмена информацией выделяют две формы речи: устную и письменную. Устная речь осуществляется с помощью звуков, письменная – с помощью письменных знаков.

Обе формы находятся в единстве и одинаково важны в жизнедеятельности человека. В условиях коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, а устный записан.

Устная разговорная речь оказывает влияние на все стили речи, поэтому в них присутствуют фразеологизмы, пословицы, эмоционально окрашенные слова.

Диалог – это процесс взаимного общения со сменой ролей и обменом репликами. Выделяют информационный и интерпретационный диалоги. Информационный возникает тогда, когда у собеседников к началу общения есть разрыв в знаниях. В интерпретационном диалоге знания примерно равны, но получают разную интерпретацию.

В отличие от устной речи письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка. Письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, фиксируя устную речь, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу деятельности и общения. Не будь древних папирусов или глиняных табличек, были бы невозможны многие знания о мире, осталась бы неизвестной история развития человечества.

Финикийское – греческое – византийское – славяно-кирилловское – русское – вот путь русского письма.

Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, чтобы сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации тогда, когда непосредственное общение невозможно.

Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему обдумать текст, возвратиться к нему еще раз, перестроить текст или часть его, осуществить поиск нужной формы. Письменной речи свойственны, как правило, сложные синтаксические конструкции, употребление причастных оборотов, предлогов, вводных слов. Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе речевых средств.

Письменная речь – в основном книжная речь. Как книжная речь она обслуживает политическую, научную и другие сферы общения, в то время как разговорная используется на официальных и полуофициальных встречах и совещаниях, торжествах, в семейно-бытовой обстановке. Письменная речь строится по нормам литературного языка, и их нарушение недопустимо. Кроме того, на письме не допускаются быстрые неоправданные переходы от одной мысли к другой, отсутствие логических связей.

И в устной, и в письменной формах речи обязательным условием является использование определенных речевых формул, устойчивых выражений и оборотов согласно речевой ситуации.

Этот иностранец был знаком, по-видимому, с правилами этикета. Этикет (фр. бирка, ярлык) – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях.

Нормы этикета – категория историческая, т. е. со временем меняющаяся. Кроме того, они зависят от национального менталитета. У каждого народа свои представления о нормах поведения в быту, в профессиональной деятельности, в сфере торговли, дипломатии, политике, экономике.

Все качества выражаются через конкретные речевые действия, т. е. через речевой этикет. Речевой этикет – это правила речевого поведения, т. е. система стереотипных, устойчивых формул общения. Речевой этикет отражает нравственное состояние общества, национальные и культурные традиции. Он предполагает общие темы, общую заинтересованность, общую стилевую окрашенность речи, соблюдение культуры речи. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Оно всегда высоко ценилось в обществе. Знание правил речевого этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости, избегать насмешек. Следование правилам речевого этикета членами предприятия или фирмы поддерживает положительную репутацию организации или фирмы. В свою очередь, незнание норм речевого этикета может привести к обидам, к разрыву взаимоотношений между отдельными людьми, коллегами, друзьями, конфликтам на государственном уровне, даже к подрыву экономических и политических отношений между странами.

Таким образом, речевой этикет строится с учетом особенностей собеседников, их социального статуса, роли в общении, возраста, пола, характера человека;

– речевой этикет определяется ситуаций общения: переговоры или доверительная беседа, день рождения или банкет по поводу юбилея фирмы и т. д.;

– речевой этикет имеет национальные формы, которые в общении необходимо учитывать.

Этикет устной речи – это

– проявление уважительного отношения к собеседнику, т. е. нельзя выражать с помощью речи пренебрежение, наносить оскорбление или обиду;

– вежливость, соразмерная с ситуацией;

– ненавязывание собственных суждений и оценок.

Также необходимо учитывать порог внимания и понимания слушающего, например, лучше всего воспринимается высказывание из 5–9 слов, длящееся без паузы от 45 секунд до полутора минут.

Знание правил и норм этикета необходимо при составлении писем личного и делового характера, оформлении документации.

Этикет письменной речи базируется на общих принципах речевого этикета, но, кроме того, нужно учитывать следующие правила:

– Письменная речь должна соответствовать нормам и правилам культуры речи.

– Соответствовать стандарту при деловом общении и подчиняться нормам жанра: содержать формулы обращения, прощания, каждая отдельная тема начинается с новой строки, необходимо использовать речевые клише, как то: просим вас выслать каталог, ставим в известность…

Тон документа, личной корреспонденции должен быть уважительным и корректным.

«Многоуважаемый А… С…

Вы очень обяжете нас, если пожалуете к нам сегодня в 8 часов вечера. Я и жена моя будем с нетерпением ожидать вас и надеемся, что вы не откажетесь доставить нам это удовольствие.

К этикетным речевым формам относятся речевые формулы приветствия, извинения, согласия, благодарности и др. Формулы речевого этикета – это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются в общении. Выбор речевых формул зависит от пола, возраста, социального статуса собеседников общения.

Общепринятым считается, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим. Когда мужчину представляют женщине, руку первой предлагает женщина. Это же делают старшие по возрасту и положению. В России руку целуют только замужней женщине. Когда мужчину представляют женщине, он встает и кланяется, женщина в таких случаях – нет. На улице мужчина идет слева от женщины. Сопровождая женщину, мужчина несколько опережает женщину, открывает дверь и входит вслед за ней. Спускаясь по лестнице, идет впереди, поднимаясь – на одну-две ступени позади. Когда встречаются люди равного статуса, первым здоровается тот, кто лучше воспитан. Когда на улице встречаются две знакомые пары, то вначале здороваются женщины, затем женщины с мужчинами, потом мужчины.

При знакомстве используются следующие формулы:

– Разрешите с вами познакомиться; Разрешите представиться; Давайте познакомимся.

При расставании говорят:

– Всего доброго; Надеюсь на скорую встречу; Был рад знакомству.

– Сделайте одолжение, выполните мою просьбу; Не сочтите за труд…; Настоятельно прошу вас.

– Позвольте выразить вам огромную благодарность; Я очень вам признателен.

Рекомендуемые для обсуждения темы и задания:

1. Различие между устной и письменной речью.

2. Знание речевого этикета – залог успеха в различных сферах жизни человека.

Речевые конструкции, употребляющиеся в различных ситуациях общения

Здравствуйте, добрый день (вечер, утро), Петр Петрович!

Рад видеть вас, рад нашей встрече, Петр!

До свиданья, Петр Петрович!

Всего доброго (хорошего)! До встречи!

Спасибо (большое, огромное), Петр Петрович! – Пожалуйста.

Я вам (очень) благодарен. – Не стоит благодарности.

Разрешите поблагодарить вас, Петр! – Был рад помочь.

Я вам очень признателен. Тронут вашей заботой и вниманием. – Вы очень добры, любезны.

Пожалуйста, будьте добры, любезны.

Не сочтите за труд. Не откажите в любезности.

У меня к вам большая просьба, Петр Петрович…

Поздравляю вас, Петр Петрович, с днем рождения!

Позвольте поздравить вас!

Разрешите поздравить вас!

Примите наши поздравления с праздником, юбилеем!

Разрешите вам представить Петрова Петра Петровича, референта фирмы, моего друга, знакомого…

Разрешите представиться: инженер фирмы Петров Петр Петрович.

Я представляю организацию…

Уполномочен вести переговоры от имени…

Позвольте вручить вам мою визитную карточку.

Прошу вас извинить меня.

Я должен извиниться перед вами.

Организация приносит вам извинения за причиненные неудобства

Я виноват и приношу свои извинения, прошу простить меня.

Ступени развития русского письма


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Часть 1. Речевой этикет

Часть 1. Речевой этикет Погода Любое обсуждение английского речевого этикета, как и всякий разговор, происходящий между англичанами, должно начинаться с темы погоды. И в духе соблюдения традиционного протокола я обязана, как и всякий автор, пишущий о своеобразии

К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи

К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи Изучение устной речи прошлого встречает ряд трудностей, среди которых первое место занимает проблема источников. Поскольку материалом изучения языка исторических эпох являются письменные документы, сама

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

Лекция 15. Особенности древних культур

Лекция 15. Особенности древних культур 1. Первобытная культураПериод культурной древности (первобытной культуры) определяется следующими рамками: 40-4 тыс. лет до н. э. Внутри этого периода выделяются:1) древнекаменный век (палеолит): 40–12 тыс. лет до н. э.;2) среднекаменный

Лекция 4 Чтение и слушание как виды речевой деятельности

Лекция 4 Чтение и слушание как виды речевой деятельности План1. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения.2. Алгоритм чтения при запоминании текста. Недостатки чтения и их исправление.3. Слушание как вид речевой деятельности. Правила эффективного

Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения

Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные

Лекция 2 Нормы в современном русском языке – показатель чистоты, правильности, точности речи

Лекция 2 Нормы в современном русском языке – показатель чистоты, правильности, точности речи План1. Понятие нормы языка.2. Варианты норм.3. Нормы орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические. «Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Я вот на днях

Лекция 1 Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности

Лекция 1 Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности План1. Научный стиль речи и его под стили.2. Термин.3. Языковые особенности научного стиля.4. Способы и методы создания научного текста.Одной из сфер человеческой деятельности является

Лекция 3 Особенности курсовой работы. Библиографическое описание

Лекция 3 Особенности курсовой работы. Библиографическое описание План1. Особенности курсовой работы.2. Рубрикация текста, библиографическое описание.В высшем учебном заведении студенту приходится выполнять самостоятельную научную работу, проводить опыты,

Лекция 1 Особенности официально-делового стиля. Речь делового человека

Лекция 1 Особенности официально-делового стиля. Речь делового человека План1. Особенности официально-делового стиля.2. Культура делового общения.3. Условия успешной деловой коммуникации.4. Национальные особенности делового общения.Всем известна сказка о двух

Лекция 2 Жанры устной деловой коммуникации

Лекция 2 Жанры устной деловой коммуникации План1. Деловая беседа, ее структурные и языковые особенности.2. Телефонный разговор.3. Деловое совещание. Переговоры и презентации.Деловое общение всегда прагматично, подчинено решению какой-либо задачи (личной,

Лекция 3 Особенности письменной речи в деловом общении. Виды документов, их оформление, язык и стиль

Лекция 3 Особенности письменной речи в деловом общении. Виды документов, их оформление, язык и стиль План1. Нормы документа (текстовые и языковые).2. Речевой этикет документа.3. Язык и стиль частных документов.4. Язык и стиль служебной документации.В настоящее время

Лекция 2 Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория

Лекция 2 Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория План1. Подготовительный этап выступления.2. Создание речи.3. Композиция публичной речи.4. Оратор и аудитория.Классическая риторика состоит из следующих частей:– инвенция (лат. изобретение) – создание

Раздел III Повседневный речевой этикет в народной культуре прикамья

Раздел III Повседневный речевой этикет в народной культуре прикамья Предисловие В любой подсистеме национального языка существует набор устойчивых выражений, которые используются в определённых ситуациях. С помощью этикетных формул мы обращаемся к собеседнику

Читайте также: