Государственные компании примеры доклад

Обновлено: 16.05.2024

Понятие государственной корпорации

Госкорпорации, госпредприятия и госкомпании

Стоит иметь в виду, что государственные корпорации и государственные предприятия имеют еще более выраженные различия. Первые наделены статусом субъектов, которые учреждены системой власти страны. А госпредприятия не должны учреждаться государством в обязательном порядке, однако им принадлежит наибольшая часть государственных акций. Необходимо знать, что совладельцами государственных предприятий могут выступать даже частные лица.

Различия между государственными предприятиями и корпорациями достаточно сложно проследить относительно организационно-правовых форм. Причина в том, что госкорпорации – это те же экономические общества, что и государственные предприятия. Они могут быть открытыми или закрытыми. Некоторые юристы считают правильным отнесение государственных корпораций к ряду организаций. Например, к ФГУП госкорпорации по ОРВД. Государственные предприятия могут существовать только как хозяйственные общества. Значит, унитарная форма им абсолютно не свойственна. Сегодня существуют эксперты, которые разграничивают понятия ФГУП и госкорпораций. Это связано с тем, что последние почти полностью не контролируются и не отчитываются перед государственными структурами. Исключение может составлять лишь необходимость периодически предоставлять некоторую информацию касательно реализуемой деятельности Правительству страны. Государственные структуры имеют гораздо больше полномочий относительно управления филиалами ФГУП. К госкорпорациям по ОРВД это не относится.

Правовое регулирование деятельности госкорпораций

Какие привилегии имеют госкорпорации?

Еще одним примечательным аспектом деятельности филиалов госкорпораций по ОРВД является исключение применения законодательных положений, которые регулируют банкротство. Помимо этого, некоторые привилегии учреждения имеют в плане отчетности: они не должны открывать сведения касательно деятельности подобно тому, как обязаны делать экономические общества; у них нет обязанности направлять отчетность в государственные органы, за исключением ряда правительственных структур; государственные корпорации наделены правом проведения конкурсов в рамках механизма государственных закупок исходя из правил, которые устанавливаются ими самостоятельно. Эти правила не обязаны совпадать с нормативами, утвержденными в законодательстве касательно государственных закупок.

Важно обратить внимание на то, каким образом создаются органы, управляющие государственными корпорациями. Как правило, выпускается соответствующий приказ госкорпораций, в котором прописано, что во главе стоит руководитель, действующий по нормам, определяемым отдельным законодательным актом. Таким образом, в соответствии с положениями ряда НПА, чаще всего главы государственных корпораций назначаются непосредственно президентом Российской Федерации.

История возникновения

Перечень госкорпораций

Список государственных корпораций, основанных на территории Российской Федерации, сегодня не очень большой. Однако он носит закрытый характер. В соответствии с задачами, которые ставят перед собой отдельные государственные структуры и государство в целом, могут формироваться новые организации рассматриваемого типа, а также упраздняться уже действующие. В число самых крупных государственных корпораций в настоящее время входят следующие структуры:

Перспективы государственных корпораций

Как перспективно дальнейшее развитие государственных корпораций? Здесь существуют разные мнения и точки зрения. За последние 2-3 года в средствах массовой информации появляется все больше уведомлений о том, что рассматриваемая форма деятельности предприятий вскоре будет отменена. В частности, в одну концепцию касательно совершенствования действующего законодательства, которое регулирует деятельность юридических лиц на территории России, были включены положения о надобности преобразования государственных корпораций в другие организационно-правовые формы учреждений. При этом актуальные привилегии, которые имеют государственные корпорации сегодня, должны быть аннулированы.

Отраслевые особенности развития госкорпораций

Сегодня существуют тезисы о том, что работа государственных корпораций должна регулироваться в соответствии со спецификой определенного сегмента их деятельности. Таким образом, финансовые госкорпорации являются совместимыми в большей степени с правовыми положениями, которые строго регламентируют их активность. Инновационным государственным корпорациям, скорее всего, не понадобится такое жесткое регулирование. По аналогии отраслевой подход может быть адаптирован к работе других учреждений. В итоге госкорпорации сохраняют свою актуальность в плане популярной формы деятельности и отличаются, по мнению аналитиков, хорошими перспективами в развитии.

Особенности иностранных госкорпораций

После полноценного изучения характеристик деятельности государственных корпораций Российской Федерации целесообразно перейти к рассмотрению специфике работы соответствующих типов предприятий за рубежом. Естественно, что наличие учреждений рассматриваемого плана предполагает не только наша политическая система. Госкорпорации работают практически во всех странах мира. К примеру, в США одной из самых масштабных структур является Amtrak. Эта фирма оказывает услуги в области железнодорожных перевозок. Она была учреждена еще в 1971 году, намного раньше, чем появились государственные корпорации в России. Интересно, что американские и российские учреждения рассматриваемого типа несколько схожи в таком аспекте, как формирование: госкорпорации в обеих странах создаются на базе нормативно-правовых актов, которые были приняты. Таким образом, компания Amtrak учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одной крупнейшей государственной корпорацией США является OPIC. Данная структура инвестирует в зарубежные проекты. Она была создана еще в 1971 году, как и Amtrak. Многие эксперты считают ее агентством, подотчетным правительственным органам США. Именно в этом аспекте четко прослеживаются отличительные черты российских организаций соответствующего плана от американских.

Резюме

Тем не менее стоит иметь в виду, что все три из исследованных сегодня понятий зачастую являются синонимами. Конечно, в юридическом плане это не вполне корректно, однако в целом синонимия допустима по причине того, что представленные термины в действительности очень близки по смыслу. Госкорпорации в России, перечень которых проходит регулярные корректировки, в соответствии с динамикой и приоритетами законотворчества государственных структур являются, несмотря на положения касательно возможности упразднения рассматриваемого типа юридических лиц, достаточно перспективной формой деятельности. Успешное развитие государственных корпораций на территории Российской Федерации состоит в зависимости от качества действующего законодательства, регулирующего данный вопрос, особенно в области определения критериев эффективности работы.

Государственные компании ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Государственное или частное?
  • Государственные корпорации и государственные компании Роль государственных компаний в экономике России
  • Заключение
  • Литература

Министр экономического развития Эльвира Набиуллина сообщила на этом заседании, что «по предварительным итогам подготовки программ инновационного развития летом 2010 года была выделена первая группа компаний, 22 компании, в которых мониторинг разработки программ организуется под эгидой правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Во вторую группу вошли 25 компаний, которыми занимаются непосредственно отраслевые федеральные органы исполнительной власти.

При этом она пояснила, что речь идет об отечественных патентах. Международных же патентов на эти 22 компании приходится всего пять.

Эльвира Набиуллина отметила основные недостатки инновационных программ, разработанных госкомпаниями.

" Не везде есть чёткая формулировка ожидаемых результатов, чего мы хотим от инновационных программ, в чём мы хотим померить. Пусть это будут не те формальные показатели, мы даже их не навязываем, но всё-таки что мы хотим от этих инновационных программ, какой эффект получить" .

Отсутствует оценка технологического уровня компании. То есть мы должны соотнести, на каком уровне технологического развития находятся наши компании, куда они собираются делать прорыв.

" Не проработаны направления, связанные с привлечением малого инновационного бизнеса. Известно, что многие компании за рубежом, как показывает опыт развитых в инновационном смысле стран, допускают и выделение собственных инновационных проектов в отдельные бизнесы — спинофы — и покупку малых инновационных компаний с уже имеющимися инновационными решениями. Поэтому, на наш взгляд, это в программах также должно быть отражено" .

Инновационные программы компаний позволили обнаружить также две основные проблемы, связанные с модернизацией:

1.Кто будет исполнять эти программы. Хватит ли компетенции у российских компаний, чтобы удовлетворить спрос, сформированный этими программами? В этом случае стоит привлекать специалистов из-за рубежа.

Она считает, что более адекватной была бы модель, практикуемая в разных странах, когда в советах директоров участвуют, в том числе и в качестве представителей государства, независимые директора, отобранные по принципу профессионализма. Например, в Польше существует экзамен на право представлять государство в совете директоров, при этом номинант не обязательно должен быть чиновником. В Швеции советы директоров оценивают собственную деятельность и составляют перечень навыков и компетенций, которые требуются для усиления роли совета директоров. Во многих странах в компаниях, где государству принадлежит контрольный пакет, в совет входят лишь один-два (или вообще ни одного) представителя государства. К таким странам относятся Дания, Голландия, Норвегия, Швеция, Австралия. Например, в совет директоров Telenor, крупнейшей телекоммуникационной компании Норвегии (как и других норвежских компаний, контролируемых государством), не входят представители государства. Все директора, кроме представителей трудового коллектива, являются топ-менеджерами крупных компаний. В Норвегии и Финляндии разработана особая трехуровневая модель корпоративного управления: советы директоров, играющие ключевую роль в принятии стратегических решений и осуществлении контроля, не включают представителей государства; однако в компаниях есть специальные наблюдательные советы, роль которых состоит в надзоре за соблюдением государственных интересов. Таким образом, путем изменения структуры корпоративного управления делается попытка решить фундаментальные противоречия, связанные с государственной собственностью.

Заключение

Подытоживая всё вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

В условиях рыночной экономики наличие государственных компаний (в широком понимании этого термина) служит достижению определенных социально — политических целей государства. При этом они могут ориентироваться на рыночный спрос и преследовать цель максимизации прибыли или же не быть нацеленными на прибыльность, оставаясь управляемыми правительством. Возможны и промежуточные формы.

В Российской Федерации за последние годы возникли две организационно — правовые формы государственных предприятий: государственные корпорации и (собственно) государственные компании. Основной задачей государственных корпораций является управление имуществом, социальные или другие общественно значимые функции. Задачей государственной компании является оказание государственных услуг и выполнение иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Обе структуры представляют собой некоммерческие организации, т. е. неприбыльные.

В российской экономике сохраняется высокая доля государственных компаний. Перед ними поставлена задача модернизации экономики. В связи с этим идет подготовка программ инновационного развития и их реализация. Трудностями их реализации являются нынешний уровень компетентности российских компаний и конкурентоспособность создаваемых инновационных технологий.

Отмечаются также трудности в управлении государственными предприятиями (компаниями). Такие, как невысокая эффективность управления, ограниченные полномочия советов директоров и другие. Для повышения профессионализма можно присмотреться и к опыту других стран.

1. Алехин Б., Захаров А. Государственные корпорации. — Экономика России: XXI век. 2007. № 20.

2. Вайзберг Б. А. , Лозовский Л. Ш. , Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.

3. Гальперин В. М. , Игнатьев С. М. , Моргунов В. И. Микроэкономика . Учебник. Т.

С-Пб.: Экономическая школа.

4. Государственные компании как катализатор модернизации российской экономики.;

5. Кочетыгова Ю. ЭКСПАНСИЯ ГОСУДАРСТВА: Государство как управляющий.;

6. Меньшиков С. М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Учебное пособие. — М.:Междунар.

7. Пугачев В. П. , Соловьев А. И.

Введение

в политологию. Учебник. — М.: Аспект-Пресс.

8. Саркисов А. Государственные корпорации и государственные компании.;

Алехин Б., Захаров А. Государственные корпорации // Экономика России: XXI век. — 2007. — № 20.

Вайзберг Б.А., Лозовский Л. Ш. , Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь//М., Инфра-М.

Государственные компании как катализатор модернизации российской экономики. //По материалам сайта

Государственные компании как катализатор модернизации российской экономики. //По материалам сайта

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.

Государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании.

Государственная компания открывает лицевые счета в Федеральном казначействе и вправе открывать расчетные счета в банках и иных кредитных организациях.

Создание Государственной компанией коммерческих организаций иди участие Государственной компании в уставных капиталах коммерческих организаций за счет имущества Государственной компании может быть осуществлено только в целях:

  1. реализации инвестиционных проектов, соответствующих целям деятельности Государственной компании и предусматривающих привлечение инвестиций третьих лиц;
  2. реализации инвестиционных проектов, соответствующих целям деятельности Государственной компании и связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и содержанием объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании;
  3. исполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства;

Система управления в Государственной компании схожа с корпоративной. Высшим органом управления Государственной компании является наблюдательный совет. Состав наблюдательного совета Государственной компании утверждается Правительством Российской Федерации сроком на четыре года.

В состав наблюдательного совета Государственной компании входят двенадцать членов:

  1. семь членов по представлению Правительства Российской Федерации, включая председателя наблюдательного совета Государственной компании и председателя правления Государственной компании, являющихся членами наблюдательного совета Государственной компании по должности;
  2. четыре члена по представлению Федерального Собрания Российской Федерации (два — от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и два — от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации);
  3. один член по представлению Счетной палаты Российской Федерации.

Председатель наблюдательного совета Государственной компании назначается Правительством Российской Федерации одновременно с назначением иных членов наблюдательного совета Государственной компании.

Коллегиальным исполнительным органом Государственной компании является Правление. Создан также Научно-технический совет Государственной компании, который является постоянно действующим консультативным органом, созданным в целях научно- методологического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения деятельности Государственной компании.

Порядок деятельности отражен в Регламенте Государственной компании, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Административные регламенты исполнения Государственной компанией предусмотренных федеральным законом полномочий (в том числе включающих в себя порядок взаимодействия Государственной компании с физическими или юридическими лицами) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, на основании Регламента Государственной компании, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Программой деятельности Государственной компании на долгосрочный период является документ, определяющий основные направления, финансово-экономические показатели и ожидаемые результаты деятельности Государственной компании на долгосрочный период. Финансовый план Государственной компании утверждается наблюдательным советом Государственной компании.

Годовая бухгалтерская отчетность и консолидированная финансовая отчетность Государственной компании подлежат ежегодной обязательной проверке аудиторской организацией.

Имущество Государственной компании является ее собственностью и обособляется от автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и переданных в доверительное управление Государственной компании, и земельных участков Государственной компании. Данные автомобильные дороги и земельные участки Государственной компании отражаются на отдельном балансе Государственной компании, и в их отношении Государственной компанией ведется самостоятельный учет.

Государственная компания вправе формировать фонд Государственной компании за счет средств, связанных с собственной деятельностью Государственной компании.

При передаче автомобильных дорог в доверительное управление Государственной компании заключение договора доверительного управления не требуется.

Годовой отчет о выполнении программы деятельности Государственной компании на долгосрочный период, утвержденный Правительством Российской Федерации, направляется в Счетную палату Российской Федерации, главному распорядителю средств федерального бюджета, предоставляющему субсидии Государственной компании, и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом.

Государственная компания обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

Бывшая единая государственная собственность преобразована в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации муниципальную собственность, частную и иные формы собственности.

Объектом изучения является изучение государственных компаний. Предметом изучения выступает место государственных компаний в бюджетной и налоговой сферах.

Таким образом, в процессе оценки данных компаний оценщикам приходится самостоятельно решать задачи по учету характерных особенностей нефтегазодобывающих предприятий в отсутствие научно-обоснованных методических рекомендаций. В этих условиях особенную актуальность приобретает разработка соответствующих методических рекомендаций по оценке стоимости нефтегазодобывающих предприятий, деятельность которых весьма специфична. Следует отметить, что не существует единой методики оценки всех видов нефтяных и газовых компаний .Целью работы является выявление основных подходов и методов оценки стоимости компании нефтегазового сектора.

Данная работа состоит из трех основных частей. Первая часть представляет собой теоретические основы: приводится релевантный теоретический материал, основные используемые термины; анализируется положение российских компаний с государственным участием в российской экономике и определяется их роль в национальном инновационном развитии. Также анализируются цели, задачи и методы реализации ПИР в крупных компаниях с государственным участием; сопутствующие ПИР документы (Положение о порядке разработки и выполнения ПИР; Паспорт ПИР).

Литература

1. Алехин Б., Захаров А. Государственные корпорации. — Экономика России: XXI век. 2007. № 20.

2. Вайзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь.-М.:Инфра-М.1999.

3. Гальперин В.М. , Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Учебник. Т.1.-

С-Пб.: Экономическая школа.1998,стр.245-266.

5. Кочетыгова Ю.ЭКСПАНСИЯ ГОСУДАРСТВА: Государство как управляющий.-

6. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Учебное пособие. — М.:Междунар.отношения.1999,стр.194-201.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник. — М.: Аспект-Пресс.2000

Читайте также: