Доклад на рмо воспитателей доу

Обновлено: 04.07.2024

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Причиной речевых трудностей являются подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для свободного общения и выражения своих мыслей.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детейсуществует множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из факторов облегчающие процесс становления речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания.

Взяв за основу наглядность и наметив план последовательного пересказывания (рассказ, сказка, заучивание стихотворения) стало использовать в своей работе обучение детей связной речи приемам мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая педагогическая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. (показ нарисованных таблиц)

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для :

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов.

В своей работе использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов по темам (овощи, фрукты, посуда, животные и т. д., заучивания стихов, пословиц, скороговорок. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цв етные мнемотаблицы, т. к. у детейостаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная, солнышко - желтое. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов тоже используются приемы мнемотехники. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов : внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольника

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.


Познавательное направление.
Это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания. Регулярное проведение групповых родительских собраний. Это очень эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. Каждое наше собрание – это не наставления родителям, которые вряд ли принесут пользу, т.к. современные родители, в большинсве своем, люди грамотные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Каждое собрание проходит в форме диалога и тщательно готовится.
Индивидуальные беседы воспитателя с родителями – это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. Она не занимает много времени, может проходить во время приема детей и во время сбора ребенка домой. Во время беседы, очень важно почувствовать настроение родителей, умение воспитателя успокоить и вместе с тем подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Консультации с родителями нашей группы проходят в письменной и устной форме. Во время консультации мы отвечаем на вопросы родителей, стараемся дать квалифицированные ответы.



















Родители с большим удовольствием участвуют во всех этих мероприятиях.
Взаимоотношение родителей в ДОУ редко возникает сразу. Это долгий процесс, который постоянно нужно подкреплять новыми идеями.
В современных условиях трудно обойтись без поддержки родителей. Сейчас в нашей группе родители частые гости и помощники. Они помогают пополнять развивающую среду, ремонтируют мебель, благоустраивают участок.






Уже пошел четвертый год нашего сотрудничества и мы стали большой и дружной семьей.
Родители все больше и больше проявляют интерес к нашей жизни.
Таким образом, используя новые методы работы с семьями воспитанников, изменилось их отношение к детскому саду. Многие из них стали активными нашими помощниками.
Хочется донести до родителей, что вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс, важно не потому, что так хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их ребенка. Ведь детский сад и семья в сочетании друг с другом создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

р.п. Лысые Горы Саратовской области

Воспитатель первой квалификационной категории

Сосина Мария Владимировна

Введение: В массовой педагогической практике фиксируется проблема развития речи, творческих способностей детей раннего возраста. Это больше всего связано с отсутствием системы методов, которыми можно было увлечь ребенка творческой деятельностью. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере и, следовательно, не являются основой для дальнейших мыслительных операций. Развитие мышления невозможно без формирования умственных операций. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в раннем возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у детей.

Актуальность: В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для детей раннего возраста. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Цель: Познакомить с использованием кругов Луллия (технология ТРИЗ).

1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми раннего возраста.

2. Организовать работу по ознакомлению с кругами Луллия.

Теоретическая часть.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают указатель-ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Пособие позволяет решать задачи:
- развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук.
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать внимание детей;

- развивать навыки воображения;

Пособие можно использование: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.

Пособие используется в работе с детьми разного возраста как индивидуально, так и подгруппой в различных видах деятельности.

Ожидаемый результат:

Использование кругов Луллия в работе с детьми, применение их в различных видах деятельности. Круги Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов.

Основная цель работы в детском саду - это воспитать ребенка, как всесторонне-развитую личность, которая могла бы самостоятельно мыслить, творчески решать различные задачи, не закрываться в себе, а наоборот, искать, находить и защищать свои знания, умения и навыки, и применять их в своей деятельности.

Одним, из основных принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС – это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом.

Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, шишки, камни и т. П.) и бросового (картонные коробки, катушки) материала. В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать.

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.

Конструктивно-модельная деятельность - это простой и практико-ориентированный инструмент для активного, творческого и вдохновляющего обучения. В процессе данной деятельности дети учатся и развиваются. Не важно, идет ли речь о свободной игре, во время которой дети бросают вызов собственной творческой натуре, или о занятиях под руководством педагога, преследующего конкретные образовательные цели. И в том и в другом случае обучение идет через игру, что собственно от нас и требует ФГОС ДО.

Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:

- приобщать к конструированию;

- развивать интерес к конструктивной деятельности, знакомить с различными видами конструкторов.

- приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства

- развивать фантазию, воображение, наглядно-образное восприятие.

- закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

. упражнять в конструирование по графическим моделям.

- совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.

В моей работе конструктивно-модельная деятельность реализуется как на специально организованных занятиях по конструированию, непосредственно организованной деятельности по всем направлениям развития детей, так и в свободной деятельности детей, проектной и досуговой деятельности.

Использовать конструктивно-модельную деятельность можно и в музыкальном развитии детей. Так знакомясь с музыкальным инструментом - гармонь, можно сконструировать его из бумаги. Слушая музыку с морской тематикой - сложить кораблик.

Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Дети думают и общаются, приучаясь ценить идеи и вклад друг друга в общее дело.

Чтобы конструктивно- модельная деятельность действительно являлась инструментом всестороннего развития личности ребенка в своей группе я работаю в трех основных направлениях:

1- это обогащение развивающей предметно - пространственной среды группы;

2 - образовательная работа с детьми, которая включает в себя образовательную деятельность с детьми, совместную деятельность с детьми в режимных моментах, самостоятельную детскую деятельность;

3 – это работа с родителями, т. е. привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в различных конкурсах и проектах. Родители активно живут жизнью детей в группе, и это немаловажный факт к побуждению у детей активности, творчества и самостоятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда по конструктивно- модельной деятельности представлена:

- Наборы крупного и мелкого строительного материала из дерева

- Строительными пластмассовыми наборами из геометрических фигур.

- Бумага, природный и бросовый материал ( бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки , шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины , бечевка, шпагат, тесьма, рогожка)

Все комплекты различных конструкторов, природного и бросового материала разместила в групповой комнате так, чтобы детям можно было легко, удобно и доступно пользоваться им. В центрах конструирования имеются разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц. Детей нужно научить пользоваться этими игрушками при создании построек (соизмерять постройки с игрушками, обыгрывать готовые конструкции).

Обучение конструированию на начальных этапах проходило под моим руководством. Так как именно в этот период имеет важное значение выбор методов и приемов обучения.

Основной формой взаимодействия с детьми по решению задач конструктивно - модельной деятельности является образовательная деятельность, в которой я применяю основные приемы работы: показ, анализ образца, объяснение последовательности и способов создания постройки, художественное слово.

В среднем возрасте я активно использую прием показа воспитателем, т.к. у детей еще не имеется достаточного опыта конструирования, так же предлагаю выполнять задания по условиям, которые усложняются, например (такой же дом, но выше, с окном и т. д.). Если ребенок затрудняется, задаю вопросы: «С чего начнешь? На какую деталь конструктора похожи колеса? (показываю на фотографию). Какие детали положишь на колеса? Сколько кирпичиков?" и т. д. (технология сотрудничества).

По мере накопления конструктивного опыта знакомлю детей с новым видом конструирования – по условию. Обучение этому способу конструирования содействует у детей развитию поисковой деятельности. При обучении данному способу конструирования целесообразно применять технологию исследовательской деятельности. Детям предлагаю решать практические задачи: построй домик для низкой и высокой матрешки, построй мост для низкого и высокого корабля, построй мост для узкой и широкой реки и т.д.

В старшем возрасте ставлю задачи, которые ребенку необходимо решить самостоятельно, найти свои оригинальные решения (технология проблемного обучения). Таким образом, у детей формируются обобщенные способы обследования, умение находить главное. Ребенок учится планировать последовательность действий, составлять образ будущей конструкции, отбирать способы постройки.

Постановка мною проблемных вопросов позволяет детям находить самостоятельные решения, пусть даже самые очевидные и примитивные. (Большая машинка не может заехать в низкие ворота, или маленький гараж, нужно найти решение, которое поможет соотнести размеры постройки и игрушки.)

Так же дети очень любят разные проблемные ситуации, когда нужно спрятать поросят от волка, построив им домик, или построить домик для зайчика, которого выгнала лиса. Дети сами предлагают решения, находят варианты, но и иногда просят помощи, если, что-то не получается.

В процессе конструирования по образцу я показываю детям способ выполнения работы, когда они не имеют достаточного опыта конструирования или впервые сооружают постройку. Я выполняю все действия по изготовлению конструкции, сопровождая их словами.

В старших группах дети часто строят коллективные постройки, объединенные единым сюжетом, которые после занятия остаются в группе, где они разворачивают игры. Применение игровых технологий способствует поддерживанию устойчивого интереса детей к конструированию. В свободной деятельности дети моделируют реально существующие и придуманные конструкции, ищут способы их исполнения (использование технологии исследовательской деятельности).

Гибкая форма организации конструктивной деятельности позволяет мне учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: пол, интересы, самочувствие, настроение, уровень конструктивных умений (личностно – ориентированный подход). Состав группы, одновременно работающих детей, может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Принципиально значимой является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребёнок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образцы.

Это и является важным моментом развития всесторонне развитой личности дошкольника.

Природный материал в качестве строительного использую, начиная младшей группы. Это, прежде всего, песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) делают пирожки, различные фигурки.

В старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Начиная со среднего возраста предлагаю детям плоды каштана, шишки сосны, ели, ольховую скорлупу, кору, ветки, сучки погибшего дерева, солому, жёлуди, семена клёна и т.д. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность игрушки достигаются умением подметить в естественном природном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой. Этот вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности, так как в процессе изготовления детьми дошкольного возраста игрушек из природного материала развивается фантазия, художественный вкус.

  1. Не менее важным условием для всестороннего развития личности ребенка является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.

Детские поделки использую в оформлении детского сада, организую выставки из природного материала к собраниям и праздникам.

При взаимодействии с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские развлечения, родительские собрания.

Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей.

Я уверена, что опыт, получаемый ребёнком в ходе конструктивно-модельной деятельности, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения, в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Таким образом, конструктивно-модельная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.

Читайте также: