Доклад на мо учителей трудового обучения в коррекционной школе

Обновлено: 05.07.2024

Формирование учебной мотивации на уроках швейного дела в коррекционной школе (СЛАЙД 1).

Подготовила: Балясникова М,В. Решая важнейшие задачи личностно становления учащегося, их социальной реабилитации, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы специально/коррекционной школы VIII вида

Эффективность трудовой подготовки учащихся во многом определяется уровнем организации учебного процесса .

Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Профессионально - трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности (СЛАЙД 2).

Эта цель достигается решением целого ряда задач:

- коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития учащихся;

- Нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся;

- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний (СЛАЙД 3).

Умственно отсталые школьники сталкиваются с трудностями при выполнении задания на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т.е. у них отсутствует мотив.

Чтобы добиться хороших успехов в изучении швейного дела, необходимо развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению. Под мотивом понимается переживание, побуждающее к совершению поступка, т.е. направленность активности на изучение предмета. Если у учащихся не будет необходимой мотивации, то не возможно будет добиться позитивных результатов в его образовании. Отсюда и вытекает необходимость первостепенного внимания к формированию положительной мотивации учебной деятельности учащихся на уроках швейного дела (СЛАЙД 4).

В своей работе применяем различные приёмы и методы формирования мотивации на уроках: (СЛАЙД 6)

Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из проявлений незрелости мотивационной сферы умственно отсталых учеников. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватно поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей.

Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной деятельности у учащихся является создание условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности (СЛАЙД 6).

Придуманное оформление мастерской ( стенды с поделками, методическая литература, журналы по рукоделию) обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала – все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащегося к работе, чистота и порядок мастерской служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а главное вызывает желание учиться, делать красивые вещи своими руками (СЛАЙД 7, 8, 9, )

Программный материал швейного дела требует усидчивости, терпения, однообразной деятельности, у тому же достаточно сложен для некоторых учащихся, т.к. изучается технология пошива одежды, свойства тканей, устройство швейных машин, обучение планирование, анализу действий и их результатов. Трудности в овладевании знаний, умениями и навыками приводят к равнодушному отношению к урокам швейного дела.

В этом огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка. Постановка цели урока, обозначение значимости работы, которую школьники выполняют на уроке – стимулирует деятельности учения (СЛАЙД 12).

Для создания ситуации успеха, побуждения к деятельности, формирования школьника как личности, формирования учебной мотивации на уроках, можно осуществлять через обучение новым видам декоративно – прикладного искусства (работа с природным и бросовым материалами.)

Обучение детей новому для них виду творчества, более доступного в понимании, обладает хорошим воздействием на формирование личности, это заметно повышает интерес к урокам трудового обучения, улучшает внимание, желание трудиться (СЛАЙД 13).

Участие в районных и областных выставках, изготовление подарков своим близким, проведение экскурсий способствуют правильной оценке учащихся выполнения своей работы, исправлению недостатков, развитию желания выполнять работу как можно лучше, приобщает детей к народному творчеству.


Одним из важнейших направлений в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками. В процессе трудового обучения двигательным трудовым навыкам у разных групп учащихся продвижение идет неравномерно. Это вызвано неоднородностью их состава, которая определяется разными потенциальными возможностями и связана с особенностями присущих им дефектов. Обучающиеся коррекционной школы VIII вида обучаются профессиям в основе которых лежит ручной труд. Подход в обучении приемам труда во многом связан с имеющимися у детей двигательными нарушениями.

Содержимое разработки

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Доклад на заседании

методического объединения

учителей трудового обучения по теме:

учитель трудового обучения

Кузнецов А.В.

Одним из важнейших направлений в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками.

В процессе трудового обучения двигательным трудовым навыкам у разных групп учащихся продвижение идет неравномерно. Это вызвано неоднородностью их состава, которая определяется разными потенциальными возможностями и связана с особенностями присущих им дефектов.

Обучающиеся коррекционной школы VIII вида обучаются профессиям в основе которых лежит ручной труд. Подход в обучении приемам труда во многом связан с имеющимися у детей двигательными нарушениями.

Согласно исследования Степана Львовича Мирского, разнообразные двигательные недостатки детей с ОВЗ можно отнести к двум группам. К первой относятся преимущественно локальные нарушения, ко второй - системные, обусловленные поражением высшего (смыслового) уровня регуляции. Оба указанных вида нарушений затрудняют формирование трудовых движений, действий.

Характер трудностей зависит как от индивидуальных особенностей нарушения моторики, так и от состава трудового действия. Усвоение результата приема и орудия труда в основном зависит от уровня интеллектуального развития школьника, а формирование двигательной программы в значительной мере определяется развитием его моторики. В классе есть дети, которые успешно справляются во фронтальной работе и овладевают трудовыми навыками в значительной мере успешно. Есть группа детей относительно трудоспособные, но испытывающие трудности в овладении действиями и имеющие нарушения двигательной сферы. Неправильное положение тела, неправильная хватка инструмента, нерациональное приложение усилия часто наблюдается в процессе выполнения различных операций учащимися. Это позволяет целенаправленно осуществлять и применять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе овладения двигательными умениями и навыками.

Формирование двигательных навыков является трудной задачей, для успешного решения которой учителю приходится преодолевать много трудностей. В одних случаях не удается достичь достаточной точности и вариативности выполняемого: в других - вырабатываемые двигательные навыки оказываются косными, с большим трудом переносятся в новые условия.

Чтобы успешнее и полнее решать проблему формирования двигательных умений и навыков, а следовательно и процесс обучения, необходимо искать такие подходы, в процессе использования которых этот подросток поднялся бы на более высокую ступень интеллектуального и моторного развития.

Процесс усвоения трудовых навыков может происходить наиболее эффективно при соблюдении одного из главных условий - максимально возможного осознания учащимися всех компонентов трудового действия.

При разработке методов, элементов, приемов, направленных на повышение уровня осознания при выполнении трудовых операций уделяется внимание осознанию функционально значимых элементов рабочего места, объекта труда, рабочих действий, движения, устройства инструмента, возможные виды брака. В качестве методических средств повышения осознания трудовых движений, действий использую таблицы, плакаты, фото и видеоматериалы, где показаны рациональные приемы работы. В качестве индивидуальных заданий применяю таблицы, фото с описанием трудовых действий и движения и возможные вида брака. Работаем с кроссвордами на обобщение знаний, движений отдельных операций технологического процесса.

При обучении осознанию двигательных навыков, умений действий следую методической последовательности:

1. Создание целевой установки на овладение операции.

2.Объяснение назначения операции и анализ её результатов.

4. Показ учителем рабочего приема с объяснением трудовых действий.

5. Изучение плаката с описанием последовательности трудовых действий операции и возможных видах брака.

6. Повторная демонстрация показа приема перед выполнением пробной работы учащимися. Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:

Информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;

Организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

Позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

Стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

7. Первоначальное выполнение операций учащимися с проговариванием.

8. Запись в тетрадях основных терминов, выражений относящихся к данной операции.

9.Индивидуальная работа учащихся на последующих занятиях на осознание действий, движений, распределения внимания.

Обучение успешному формирования двигательных умений и навыков невозможно представить без практического выполнения. Практической работе предшествует тренировочные действия. (Так, например, работа с ножовкой. Проводили упражнения: каждый учащийся тренировался у верстака в хватке инструмента рукой, распределения усилия. Расположение тела по отношению рабочей плоскости. Находили оптимальный угол наклона ножовки, пространственной ориентации при пилении продольном и поперечном).

На первоначальных этапах практического обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной постановки, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат.

Особое внимание уделяю при формировании двигательных навыков тому, что у детей разные рабочие руки. Кто- то держит инструмент в правой руке, а кто- то в левой. Это говорит о том, что трудовые действия делаются зеркально. У большинства детей нарушено слуховое внимание и зрительное восприятие. Поэтому или я или более сильный ученик наглядно показываем правильный ухват столярного инструмента.

Для экономии трудовых движений и мышечных усилий оборудование, инструменты располагаются с учетом востребованности, необходимости. Дети должны осознать важность организации рабочей зоны. Учащиеся на практических занятиях работают группой (бригадой), звеном. Со стороны учителя – контроль, помощь и оценивание индивидуальных результатов. Выполнение трудовых действий, движений сопровождается проговариванием учащимися, обсуждением возможного вида брака или ошибки. Многократное выполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках, анализ каждого рабочего движения, объединение ряда движений в единое действие, в дальнейшем регулирование темы работы, позволяет учителю контролировать уровень осознания учащимися выполнения трудовых действий.

Учащиеся после окончания коррекционной школы-интерната VIII вида должны включиться в общественно-полезную деятельность, быть социально защищенным, равноправным гражданином государства. Им необходимо участвовать в трудовых процессах, быть физически и двигательно готовыми к выполнению предъявляемых нагрузок. Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах трудовой деятельности.

Успех формирования умений и навыков на уроках трудового обучения (столярное дело) во многом определяется материально-техническим обеспечением мастерской. В современных условиях это – один из наиболее болезненных факторов организации обучения.

Сегодня без полной комплектации школьных мастерских учитель затрудняется полноценно проводить уроки. Вряд ли новые учебные программы и учебники, как бы основательно они ни были подготовлены, могут быть реализованы учителем в полном объеме без оснащения учебного процесса средствами обучения.

Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. В настоящее время, когда здоровье детей, согласно данным медицинских учреждений, составляет не более 10%, необходимость воспитания здоровых детей школьного возраста приобретает актуальную социальную значимость.

Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальном этапе школьного обучения, т.к. в этот период дети особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям.

Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. На сегодняшний день подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения..

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессов в учебно-воспитательном процессе. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.

2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания, позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения. (я к своему стыду слышал про одну такую методику врача педагога новатора Базарного Владимира Филиповича.)

3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.

При работе с умственно-отсталыми детьми необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, понимание его индивидуальных особенностей и поиск соответствующих методов воспитания. Поэтому очень важно работать в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса.

При работе с детьми стараться создать комфортный психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдать санитарно – гигиенических требования такие как, проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, подгонка оборудования по росту ученика, работа только исправным настроенным и остро заточенным инструментом

На уроках трудового обучения проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки),в ведена система разминок для глаз. В дальнейшем для этого буду использовать схемы зрительных траекторий, расположенных на экране, а сейчас разминка проходит виде работы с карточками разных размеров( на одних дети видят рисунок маленьким на других большим). Эта смена карточек даёт разгрузку глазным мышцам. .Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем..
В мастерской столярного дела воздушно- тепловой и световой режим соблюдается полностью. Мастерская регулярно проветривается. Для большей освещенности кабинета и снятия нагрузки на глаза, было проведено дополнительное местное освещение на станках..
Преподавание предмета столярного дела позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Работа с древесиной требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ повышает работоспособность и выносливость. Однако, при этом необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены и безопасности труда .
Неправильно организованный труд учащихся, вместо ожидаемого оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений в их физическом развитии и здоровье. (искривление позвоночника, нарушение осанки, травмам и т.д.)
Большое значение на уроках столярного дела имеет соблюдение правил т/б и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

. Человек должен овладеть искусством вести здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически.

На этом можно было бы закончить моё выступление, но хочется напомнить ещё раз о самом понятии ТЕХНОЛОГИЯ.

Так вот,конечно это должен быть научно обоснованный процесс где ученики разделены по группам согласно представлениям медиков под каждую группу своя педагогическая оздоровительная методика, а вот дело учителя органично вставлять её в свой урок и неукоснительно её выполнять.

Но это не значит что сейчас мы с вами должны сложить руки и ждать когда нам всё это принесут , да никогда, как и на все остальные технологии. Тут ответ один он очень удобный нет средств. Мы с вами будем работать как прежде обращая :

п остоянное внимание на осанку учащихся.(сюда может входить и правильная осанка за учебным столом, и правильная стойка при строгании и пилении, и установка верстака по росту учащихся.)

Проведение физминуток, учитывая, что наши ученики не страдаю скалиозом.

Системное чередование нагрузок и отдыха.( здесь можно использовать малинькие моменты отдыха добрая шутка, поговорка, остановка работы для правильного расположения инструментов на верстаке, обращение внимания к чертежу или технологической карте)

Соблюдение личной и общественной гигиены.( это мытьё рук после работы и посещение туалета, соблюдение бережного отношения к спец одежде и оборудованию мастерской, чистота на рабочем месте и в целом мастерской.)

Выполнение санитарно-гигиенических требований.(сюда можно отнести тепловой режим, освещение, проветривание и влажная уборка мастерской.)

Формирование ответственности у учащихся за своё здоровье.( Рассказы , беседы и диспуты)

Отказ от авторитарных методов ведения урока.

Настрой учащихся на мативацию успеха.

Всё это в какой –то мере будет способствовать сбережению физического и психического здоровья учащихся, да и нашего с вами тоже.

Методическое объединение учителей трудового обучения и СБО



"Использование педагогических технологий на основе личностной ориентации для оптимального развития и коррекции индивидуальных психофизических особенностей учащихся на уроках труда и внеурочной деятельности."

Цель:

Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в области трудового обучения на основе внедрения в учебный процесс передовых педагогических технологий, адаптированных к условиям коррекционной школы.

Задачи:

  1. Продолжить освоение и внедрение современных образовательных технологий, методов и приемов педагогической деятельности в области профессионально-трудового обучения и дополнительного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Совершенствовать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.
  3. Стимулировать активность педагогов по повышению профессионального уровня, вовлекать их в инновационную, творческую работу, повышать профессиональную компетентность и уровень профессионального мастерства педагогов МО через систему самообразования и курсы повышения квалификации.
  4. Совершенствовать учебно-методическое обеспечение в соответствии с современными требованиями к коррекционно-развивающему образовательному процессу.
  5. Продолжить работу по анализу состояния преподаваемого учебного предмета, созданию атмосферы ответственности за конечные результаты труда.

Ожидаемые результаты:

  • Использование педагогических технологии расширит диапазон результатов образования учащихся с ОВЗ.
  • У учащихся повысится уверенность в собственных силах, мотивация на успешную учебную деятельность.
  • Улучшится результативность в обучении (% качество знаний).

I . Внеклассная работа по предмету.

Проведение предметной недели по трудовому обучению (возраст с 5-го-по 9-й класс)

Проведение общешкольного мероприятия

Разработка и оформление учебных проектов

Выставка творческих работ учащихся (на уровне школы)

Подготовка лучших детских работ для детских фестивалей по декоративно-прикладному искусству.

II . Работа по учебным программам.

Корректировка рабочих программ с учетом учебного плана, индивидуальных особенностей учащихся

Составление и разработка программ по трудовому обучению для учащихся со сложной структурой дефекта.

III . Темы заседаний М.О.

1 Заседание.

Вопросы для обсуждения

Анализ работы МО учителей трудового обучения и СБО за 2020-2021 уч. год.

Утверждение рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и СБО уч-ся 5-9 кл., и программ кружковых занятий на 2021 -2022 уч год

Утверждение методических тем по самообразованию педагогов МО.

Требования к ведению журналов инструктажа. Рассмотрение СанПиН о рекомендациях по составу школьной аптечки в кабинетах труда

- Обзор новинок литературы и методических журналов

- Тематика и сроки проведения методической предметной недели

- Утверждение графика открытых уроков, внеклассных мероприятий педагогов МО на 2021-2022 уч. год

2 Заседание.

Вопросы для обсуждения

Формы использования информационных технологий в образовательном процессе.

Участие в школьных конкурсах методразработок по учебным предметам

Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом работы

В течение четверти

В течение месяца

Учитель столярного дела Корецкий Е.В.

3 заседание

Вопросы для обсуждения

Подготовка предметной недели:

Внеклассные мероприятия, общешкольшое мероприятие.

4 Заседание

Вопросы для обсуждения

Ознакомление с Положением об итоговой аттестации уч-ся по трудовому обучению в 9 кл.

Учителя 9-х классов

Учителя 9-х классов

Рук МО, зам по УР

Выступление учителей по темам самообразования

Анализ проведения методической предметной недели трудового обучения

5 Заседание

Вопросы для обсуждения

Анализ работы МО в 2021-2022уч. г

Планирование методической работы на 2022-2023уч.год.

Итоги четверти, планирование на следующий год.

Мониторинг методической работы учителей МО

Анализ работы МО учителей трудового обучения, СБО и сельскохозяйственного труда за 2020-2021 уч. год.

Читайте также: