Доклад модуль школьный урок

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Перемены в российском образовании выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и образовательных учреждений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося. Условием достижения качества образования является совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.

Наивно и неверно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, завучей по ВР, но не преподавателя, ведущего урок.

С другой стороны, существует мнение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным его содержанием, наносит ему ущерб, отрывает время от объяснения нового материала или от других видов деятельности на уроке.

Но по-настоящему развивающее обучение должно быть и воспитывающим. Доказано, что классные часы, внеклассные мероприятия, общение с подростками на переменах составляют не более 3% времени общения учащихся с педагогом.

Поэтому воспитательная работа должна проводиться главным образом именно на уроке. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся: развитие самостоятельности, личной ответственности, коммуникабельности, внимательности, организаторских способностей и нравственных качеств.

На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области только через эмоции. Если во время урока педагог видит пустые глаза своих воспитанников, значит, урок проходит зря.

Остановлюсь подробнее на уроках литературы.

Основным средством воздействия на душу, разум учащегося на уроке литературы является художественное произведение. Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в мире, развивает высокие чувства.

Можно бесконечно продолжать это ряд, вспоминая о любви и ненависти, милосердии и жестокости, мечтах и реальности. Ведь, действительно, именно литературные произведения дают возможность погрузиться в другой мир, прочувствовать на себе сложность ситуации, проникнуть в души героев, в их чувства, сопереживать им или осуждать.

Было бы неверно утверждать , что на уроке литературы единственным действенным методом воспитания является слово в виде бесед, откровенного разговора, суть которых сводится к разъяснению смысла.

Самым главным воспитательным моментом на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах ребят. Для этого на своих уроках я привлекаю такие средства воздействия, как музыка и живопись.

Так, к примеру, когда мы изучаем лирику Пушкина, Тютчева, Фета, Баратынского, Ахматовой, Цветаевой и других поэтов, помимо биографии, истории создания, где раскрываются интересные факты, гармонично сочетается прослушивание стихотворения в музыкальном исполнении в виде романсов.

Также на уроках литературы есть возможность трансляции фрагментов фильмов, в которых использованы стихотворения русских классиков.

Итоговым занятием по изученному произведению может стать просмотр фильма как на самом уроке, так и в кинотеатре или в городском театре. Что позволяет сопоставить разные позиции читателя и зрителя.

Особое место на уроках литературы уделяется живописи, многие писатели и поэты были прекрасными художниками.

Вспоминая о поэтах-художниках, нельзя не упомянуть о М.Ю.Лермонтове, А.С.Пушкине, В.Жуковском, В.Маяковском. На уроке мы с ребятами совершаем виртуальные экскурсии по картинам и иллюстрациям творческих личностей.

Всё это несомненно способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания, прививает интерес к слову, живописи, музыке.

Хорошо отрабатываются нравственные темы на нестандартных уроках (например, уроки-диспуты, урок-суд, литературная гостиная, урок-проект, урок-исследование);

Конечно же, не стоит забывать о сочинения разных жанров, при написании которых не только развивается письменная речь подростка, но и умение высказать свою точку зрения, свою нравственную позицию. Более того, к написанию сочинений можно привлечь и родителей. Совместить разные точки зрения, опыт поколений.

Важно помнить и о роли неосознанного воспитания на уроке, когда педагог воспитывает каждый день своим примером , своим отношением к ребятам, коллегам, своим внешним видом. Важен психологический климат урока.

Не стоит забывать про юмор . Он способствует налаживанию хороших отношений со школьниками, созданию творческой атмосферы на уроке, преодолению многих учебных конфликтов. Шутка вместо окрика в сочетании с мягкой улыбкой помогает разрядить напряженную обстановку в классе.

Время от времени (и как бы между делом) стараться акцентировать внимание на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика (компьютерные игры, аниме). Другими словами, необходимо вести урок не для массы учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами.

Каждый преподаватель, который творчески подходит к своим учебным занятиям, найдет те нужные приемы и средства, которые помогут ему достучаться до сердца каждого своего воспитанника, помогут в развитии творческого потенциала подростка, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии, и совсем не важно, урок литературы это, биологии, математики или урок физкультуры.

Читайте также: