Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев доклад

Обновлено: 25.06.2024

на наступны дзень яна прачнулася вельмі рана, як быццам адчувала што будзе вельмі добрая навіна. яна паела, зрабіла шмат хатніх спраў. увечары яна пайшла спаць і ў дзверы хтосьці пастукаў. яна здрыганулася, ўстала і падышла адкрыць дзверы. калі яна адкрыла дзверы яна адразу не ўбачыла ў цемры асобы, калі гэты чалавек зайшоў у дом яна вельмі моцна ўзрадавалася гэта быў яе сынок, васілька! яна яго накарміла, напаіла. яны вельмі доўга размаўлялі і тэкля не магла налюбавацца василькай.

в этом сказе повествуется о хозяйке медной горы,которую встретил степан.хозяйка искала жениха.ей нужен был: сильный,храбрый,справедливый,правдивый, который не чего не боится .она давала испытания степану.1 испытание: сказать что бы козёл с рудника убирался,если он скажет ,то она выйдет за него
замуж.2 испытание: она спрашивала хочет ли он взять её замуж ,он думал что ответить.потому что у него уже была невеста настя.он не хотел предавать настю и не хотел расстраивать хозяйку,но решил ответить что у него уже есть невеста.хозяйка повесилела и сказала , что то было испытание.хорошо что он не
предал настю.3 испытание: уйти и не вспоминать хозяйку.степан ушёл,женился на насте,завёл семью,но со здоровьем стало плохо.он начал охотится ,добычу он не приносил.однажды он не вернулся.люди нашли его на дороге ,в руках у него были изумруды.он сидел с улыбкой на лице.окозалось ,что из-за того что
степан зашёл на земли хозяйки ей пришлось его убить.в руках у степана были слёзы.это хозяйка оплакивала степана

бог солнца - рабог воды - нептун (он же посейдон)бог земли - геббог ветра и воздуха - шубог плодородия и растительности - (юпитер, марс и квисин).владыка царства мертвых - аид.божество, воплощающее единство - род.бог мудрости, счёта и письма - тотбожество утренней зари - ушасбогиня счастья, случая и удачи - фортуна.

впленужилин ночью рыл подкоп, а днем делал кукол для девочки дины.девочка взамен приносила ему лепешки и молоко. ленивый костылин весь день ничего не делал, а ночью спал.

Другие вопросы по Литературе

Подскажите, , сколько стр. в книге некрасова "приключения капитана врунгеля". дневник для чтения заполняю. заранее.

Все предметы / Литература / Русская литература / Отражение конфликтов истории в судьбах героев русской прозы 1930-1980-х гг.

Гост

ГОСТ

Литература Советского Союза — это совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других союзных республик после установления там Советской власти.

Великая Отечественная война в судьбах героев русской прозы

Великая Отечественная война – трагический этап в истории России. На алтарь победы над фашизмом были положены жизни миллионов людей.

События тех лет зафиксированы в государственных документах, в личных письмах участников сражений, в видеосъемках. И конечно, искусство не могло оставить эту тему без внимания. Наиболее полно тема войны отразилась в художественной литературе. Писатели и поэты отразили эту тему в своих произведениях под разным углом зрения.

Писали об этом трагическом для всей страны времени и в послевоенное время. Характеры персонажей менялись с каждым годом, раскрывались новые подробности, менялось отношение к правительству. Однако главная мысль этих произведений остается неизменной по сегодняшний день.

Образ Соколова симпатичен читателю в первую очередь тем, что он каждую ситуацию на войне встречает смело и с достоинством. Соколов был тяжело ранен и попал в плен. Ночуя в церкви с другими пленными, он спас от смерти незнакомого ему человека, которого сослуживец Крыжнев собирался выдать немцам как коммуниста. Андрей задушил предателя.

В Германии Соколов на протяжении нескольких лет работал на самых тяжелых работах, но не сломался. Он держался гордо, сохранил воинскую честь.

Через несколько лет из каторжного рабочего он сделался шофером и мог бы тихо и вполне сносно прожить в подчинении у врага. Однако мыслями и душой он стремился на родину.

Победу солдат встретил в одиночестве. От его дома осталась только воронка, а сын был убит выстрелом снайпера. Но Соколов сумел начать жизнь с самого начала, взять мальчика Ваню на воспитание.

Готовые работы на аналогичную тему

В повести Солженицын описывает лишь один день жизни политзаключенного. Но читатель видит за ним множество загубленных жизней и поломанных судеб ни в чем не повинных людей.

Гражданская война в произведениях русских писателей

Не осталась без внимания писателей и поэтов и такая трагическая страница истории России, как гражданская война. Те, кто о ней писал, имели свою твердую, четко выраженную позицию. Писатели делились на писателей-большевиков и писателей-интеллигентов. К большевикам относятся Шолохов, Серафимович, Фадеев, Фурманов. Для них:

  • Гражданская война справедлива;
  • Она ведется против врагов народа, врагов советской власти;
  • В их произведениях герои четко делятся на чужих и своих, и их вражда непримирима.

К писателям-интеллигентам относятся И. Шмелев, Б. Пастернак, М. Булгаков. Для них:

  • Гражданская война – это братоубийство;
  • Большевистская власть вносит только разруху и губит людей;
  • Действия белых не менее ужасны, чем действия большевиков.

Однако все русские писатели сходятся в одном – война жестока, а человек на войне ожесточается, он вынужден переступать через общечеловеческие нравственные законы.

В романе "Война и мир" расказано о Гражданской войне тысяча восемьсот
двенадцатого года, то есть война с Наполеоном Бонапартом. В этой
Гражданской войне, очень много, было оставлено жизней. Наполеон шел до
последнего, он хотел владеть Москвой, но ему это не удалось, так как не
было такова, чтобы Россия отдала, каму то свои владения. Главному герою
этого романа, А. Болконскому, предварительно снилось сражение, которое
описывается в романе, но он просто не хотел верить в этот сон, он
считал, что это просто сон, и нечего более. Когда Болконский сам
участвовал в этом сражении, он так же не думал, что это сон, и даже
предположить не мог, что его в сражении, сам Наполеон простит и что он
погибнет в этом сражении. В романе "Война и мир" отразился трагический
конфликт между А. Болконским и Наполеоном. Когда Наполеон ранил А.
Болконского, лежа на животе истекая кровью, он ему ничем не помог: не
морально, не физически, он просто диким смехом смеялся над его болью в
ране. Они не знали чего они хотели оба, или себя показать в сражении,
или победы в сражении. Наверное, не того, не другого. А. Болконский и
Наполеон, просто не понимали друга. Гражданская война перевернула их
жизни полностью. Смерть А. Болконского перевернула всю жизнь у Н.
Ростовой, хотя Н. Ростова была самой любимой героиней, у Л. Н. Толстого.
Потому что Н. Ростова, очень любила А. Болконского. У Наполеона и у
Болконского вся жизнь была в конфликтах. Гражданская война, еще больше
добавила проблем и Наполеону и А. Болконскому, прежде всего самому
Болконскому. А. Болконский хотел уничтожить Наполеона, и ради этого он
пожертвовал своей жизнью, ради своей Родины. Он все таки не стал
подлецом даже когда был, лицо в лицо, со своей смертью. Он все равно
победил, и не отдал им свою Родину - Москву: подлецу Наполеону. Много
людей оставили на поле боя, свои жизни, но они погибли героически, они
боролись за свою Родину: "Ребята ведь Москва за нами, неужель ее
французам отдадим", то есть такого у русского человека ни когда не было,
и не будет. Они патриоты своей Родины и такими были всегда. Кутузов так
же боролся с Наполеоном, и так же отстаял Москву. Кутузов все сделал,
чтобы Москва не досталась Наполеону. Между Кутузовым и Наполеоном, так
же своего рода, конфликт. Они тоже не понимали друг друга, так же, как
Наполеон и А. Болконский, но Кутузов лучше знал, чего он хотел. Он
опредилился, что Москву он отстоит. Кутузов полководец с опытом. Он не
первый раз в бою, а А. Болконский, не совсем еще набрался опыта, для
того, чтобы защищать свою Родину, но и Болконский показал себя с лучшей
стороны, он не "убежал" с поля боя, он до конца боролся, независимо от
того, что будет дальше. Гражданская война тысяча восемьсот двенадцатом
году вошла в историю. И все должны знать, что эта война была в тысяча
восемьсот двенадцатом году, кто победил в ней, и кто возглавлял ее, что
все должное отдали своей России. Какая цель была в этой войне. Что
недаром русские в ней участвовали. Недаром А. Болконский оставил свою
жизнь на поле боя за свою Родину. Москва была сожжена Наполеоном, так
как она была деревянной, потому что тогда было запрещено строить здания
из кирпича. Все имена вошли в историю, кто погиб в Гражданской войне,
потому что те, кто оставил свои жизни в этой войне. Не все забыто.
Может, кто-то и не помнит героических поступков, которые были совершены
ради Родины, ради своей России, что не все не просто так. Кто-то думает,
что все ерунда, что некакой войны тысяча восемьсот двенадцатом году не
было совсем. Все это ерунда. Те, кто интерисуется историей знают, что
война тысяча восемьсот двенадцатом году была.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"


методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"


Интегрированный урок "Судьба человека - воплощение трагической судьбы народа"

Урок патриотической направленности с пименением ЭОР.


Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от.



Методическая разработка урока "Судьба человека - воплощение судьбы народа"

Урок литературы с элементами интеграции с предметом истории построен по технологии творческой мастерской. Урок имеет оргоромное воспитательное значение.


Цель исследования: изучение истории создания и развития на протяжении веков одной из наиболее почитаемых святынь православной Руси Свято-Троице-Сергиевой лавры и её роли в истории Российск.

Конфликт в литературных произведениях

Конфликт в литературе – это достаточно широкое понятие. В классическом понимании под этим термином подразумевают идейное противоборство возвышенного и низкого, добра и зла.

Что такое конфликт

Борьба противоположностей обеспечивает нужное воздействие на читателя. Такое противоборство будоражит воображение возможностью разных вариантов развязки истории (как позитивного, так и негативного исхода событий).

Для чего нужен конфликт в литературе - влияние на сюжет

Столкновение противоположных взглядов можно наблюдать в разных по объёму и стилистическим особенностям произведениях:

Конфликт нужен, прежде всего, для того, чтобы задать идейную направленностью сюжету. Он обеспечивает взаимосвязь противоположных образов, гармоничное выстраивание композиции.

Типы конфликтов

От выяснения того, для чего нужен конфликт в литературе, перейдём к описанию его основных типов. Борьбу противоборствующих сил можно разбить на 2 основные категории:

внутренние. В таком случае главный персонаж истории старается преодолеть собственную слабость, пытается принять трудное решение;

внешние. Герой ведёт борьбу с внешними обстоятельствами (природной стихией, другими персонажами, обществом).

Внешний

Подобные конфликты в произведениях литературы встречаются довольно часто. Они предусматривают наличие противоречий, причины возникновения которых чаще всего не зависят от действий героя книги. Хотя порой случается и так, что этот персонаж сам ставит себя в более чем затруднительное положение (к примеру, залезает в долги и оказывается не в силах их оплачивать).

Внутренний

борьба мотивов. Если в основе литературного произведения лежит конфликт такого типа, герой книги оказывается во власти разнонаправленных влечений и потребностей. Они побуждают человека к противоречивым поступкам. Один из ярких примеров борьбы мотивов – душевные терзания Анны Карениной. Эта женщина пожертвовала своим семейным благополучием ради любви. И этот внутриличностный конфликт стал причиной самоубийства героини;

внутренний кризис героя из-за низкой самооценки. Такой персонаж испытывает душевные переживания из-за то, что не соответствует каким-либо критериям (выработанных самим же героем). Подобный внутренний кризис характерен для многих произведений жанра Young Adult;

экзистенциальный кризис. Причины возникновения конфликтов такого рода разнообразны: поиск своего места в мире, непонимание смысла жизни и т.д. Экзистенциальный кризис был особенно популярен среди авторов Серебряного века.

Стоит отметить, что предпочтения читателей литературных произведений неуклонно меняются. В наши дни настало время энергичных, активных личностей. Читательские симпатии находятся на стороне сильных героев. Поэтому современный Обломов мало у кого вызовет искренний интерес. Времена популярных в литературе 19 века рефлексирующий героев давно канули в Лету.

Межличностные

Это довольно распространённый вид конфронтации. Он встречается и в исторических книгах, и в произведениях детективного жанра, и в фэнтези, и в любовных романах.

Ярким примером межличностного конфликта в литературе служит несовпадение взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Оно возникает на идеологической почве.

Социальные

Порой и такой конфликт произведению необходим для раскрытия замысла автора. Образ человека, который противопоставляет себя обществу, во все времена был популярен у писателей. Его выбор позволяет изобразить в истории сильную личность, охваченную противоречиями, бурными страстями.

Человек против природы

Такой конфликт в полной мере удовлетворяет интересам многих писателей. Он даёт автору большой простор для:

Человек против судьбы

Это одно из самых трудных противоборств: как в литературе, так и в жизни. Основной причиной конфликта является нежелание человека мириться с тем, что было предначертано ему судьбой. Только неординарной личности под силу пытаться изменить свой жизненный путь. К слову, такое противоборство далеко не всегда заканчивается победой человека. Например, Мастер из известного романа М. Булгакова вышел проигравшим из сражения с собственной судьбой.

Виды сюжетного конфликта

Чем острее конфликт, тем замысловатее окажется закручен сюжет. Следовательно, читатель будет с большим интересом следить за его развитием. Стоит отметить, что многие авторы предпочитают использовать локальный преходящий сюжет (об истории возникновения этого понятия упоминается ниже) при написании своих произведений.

Локальный преходящий сюжет

Локальный преходящий сюжет предусматривает, что конфликт имеет своё начало и разрешение в рамках конкретного произведения. Его отличительные черты подробно описаны в литературоведении. Локальный превосходящий сюжет восходит к исторически ранней словесности. Он является традиционным, архетипическим.

По словам Проппа, выделяют три части волшебной сказки:

во второй части сказки имеет место противоборство её главного персонажа с противником, долгожданная победа (к примеру, Ивану-царевичу удалось показать своё превосходство в схватке с Кощеем Бессмертным);

в заключительной части произведения главный герой обретает желаемое –
то, к чему он стремился изначально.

Устойчивое конфликтное положение

Так называют вид конфликта, не имеющий разрешения в рамках конкретного сюжета. Устойчивое конфликтное состояние (положение) получило широкое распространение в конце 19 века. Оно присуще преимущественно сюжетам произведений писателей-реалистов.

Примеры конфликтов в литературе

Роль конфликта в литературе (как зарубежной, так и отечественной) очень велика. Каждая из противоборствующих сторон должна иметь чёткую, ясную цель, которая остаётся неизменной в ходе повествования. Герои следуют ей, даже когда автор бросает действующих лиц книги в самое пекло страстей.

Противоборствующие стороны непременно должны вносить свою лепту в развитие сюжета. К примеру, одни персонажи раздражают читателя своими диковатыми поступками, не поддающимися никакой логике. Их противники, напротив, отличаются рассудительностью, последовательностью в действиях. Вместе с тем поступки литературных героев преследуют одну общую задачу – придание сюжету остроты и оригинальности.

Русская литература

Зарубежная литература

Читайте также: