Доклад о музыке 5 класс

Обновлено: 17.05.2024

Не существует единого, четкого определения музыкального жанра, постольку существует великое множество его классификаций.

Нередко приходится слышать о разделении музыки на народную и композиторскую, народную и классическую, классическую и эстрадную, классическую и современную и т.д. При этом все вышеперечисленные жанры подразделяются, в свою очередь, на вокальные и инструментальные.

Музыкальный жанр – это концепт, включающий в себя разнородные явления, начиная с песни, танца и марша и заканчивая оперой, балетом и симфонией.

В некоторых случаях понятие жанра тесно сближается со стилем. Ведь чтобы определить жанр какого-либо музыкального произведения, нужно, как и при определении его стиля, выделить набор определенных черт, позволяющих причислить это музыкальное произведение к какой-то конкретной группе произведений и отграничить от других групп.

И в случае определения жанра, и в случае определения стиля музыкального произведения, обычно учитываются и оцениваются такие составляющие музыкального языка, как музыкальная форма (строение музыкального произведения), его метроритмические и темпоритмические особенности, присутствие или отсутствие определенных интонаций, ладогармонические и фактурные особенности и целый ряд других. Но при определении стиля, помимо перечисленных, большую роль играют агогика, характер артикуляции и штрихи.

Невозможно перепутать, например, оперу, которую принято относить к вокальному жанру, с балетом, который относится к инструментальному жанру. Но зато и балет, и оперу объединяет то, что они относятся к театральным музыкальным жанрам.

Говоря о театральных жанрах, приходим к определению жанра через функциональность. С древних времен музыка выполняет в человеческом обществе определенную роль. Уже тогда, на заре человечества, песня (вокальный жанр) и ритуальный танец (инструментальный жанр) сопровождают человека на протяжении всей жизни. С древности ведет свое происхождение и марш (преимущественно, инструментальный жанр), который сопровождает самые значимые события: ритуальные жертвоприношения, свадьбы, военные походы, торжества и похороны.

Песню, танец и марш также принято причислять к жанрам. Д. Кабалевский называл их тремя китами музыки. В свете такой классификации, любое музыкальное произведение (или отдельные его фрагменты и части, если это крупная форма), независимо от того, вокальное оно или инструментальное, рассматривается с точки зрения принадлежности его либо к песенному, либо к танцевальному, либо к маршевому жанру.

Для вокальной музыки, конечно, больше характерна песенность, но это вовсе не означает, что в инструментальных произведениях песенность не может присутствовать. Например, существуют, как вокальные, так и инструментальные баллады, романсы, арии и т.д.

Итак, к вокальному жанру относится, прежде всего, песня. Можно сказать, что из песни вырастает само понятие вокальный жанр.

Невозможно перечислить все произведения, относящиеся к данному жанру. Только народных песенных жанров великое множество. Это и колыбельные, и свадебные, и застольные, и трудовые, и, в конце концов, воровские песни.

Баллады и романсы – яркие примеры вокально-инструментального жанра. Существует также ансамблевая вокальная музыка: мотеты, канты. Особенно популярна такая музыка становится в эпоху Возрождения.

К вокальным жанрам относятся произведения, написанные для хора. В Средние века хоровая музыка обслуживала, в основном, нужды церкви. Основные хоровые жанры: хоралы, кантаты, оратории.

В эпоху барокко зарождается и продолжает развиваться и доныне один из важнейших вокальных жанров – опера.

Песенный или вокальный жанр в настоящее время живет и развивается в современной эстрадной музыке.

Танец и марш относятся к инструментальным жанрам.

Танцев, так же, как и песен, великое множество. Вальс, мазурка, полька, полонез, контрданс, котильон и другие историко-бытовые танцы были неотъемлемой частью балов XIX века. А в эпоху барокко из еще более старинных танцев начали формироваться важнейшие жанры инструментальной музыки – сюита и старинная соната. Тогда же появляются кончерто grossi.

Позднее, в классическую эпоху, возникают инструментальные жанры, дожившие до наших дней: камерная соната, концерт и симфония. В произведениях этих жанров используются песенные, танцевальные и маршевые темы.

Жанры вокальной и инструментальной музыки

Популярные сегодня темы

Фернан Магеллан (1480-1521) родился в небогатой семье португальских аристократов в маленьком городке. Впервые в продолжительное морское путешествие отправился в 1505 году.

Людям начинают читать и рассказывать сказки практически с пеленок. Это, как правило, добрые и веселые книги. В этих сказках закладывается принцип: добро, несмотря ни на что, должно победить з

Скелет – совокупность костей, которые отличаются между собой по форме, размеру и прочности. Он является важной частью человеческого организма. В его состав также входят суставы и сухожилия.

Если положение тел в пространстве по отношению друг к другу изменяется с течением времени, то говорят, что происходит механическое движение.

Известным теоретиком в области мышления являлся Аристотель. Философ изучал различные формы мышления, вывел и детально описал как работают законы, связанные с работой мышления. Философ считал

Женьшень обыкновенный найти не легко, поскольку растет он на Дальнем Востоке, на севере Кореи и в Китае. Его можно обнаружить там, где произрастают хвойные широколиственные леса


Каждый человек хотя бы иногда слушает музыку и получает от этого удовольствие. Кому-то она помогает в работе или отдыхе, а многие вообще не могут представить одного дня без прослушивания своих любимых песен. Это было бы не так важно, если бы не влияние музыки на человека и его жизнь. Оно касается многих сфер, которые являются определяющими в развитии личности.

Значение музыки для человека

Положительное влияние музыки для людей стали замечать еще давно, когда она только стала зарождаться. Ее присутствие в каждой культуре дает понять, что она несет фундаментальное значение. Вместе с человечеством она постепенно развивается в течение всего времени существования, становясь лучше, красивее, значимее. Важное воздействие оказывает музыка на духовную и эмоциональную сторону человека, что позволяет сформировать вкусы, взгляды, характер человека.

С помощью музыкального искусства люди всегда выражали взгляды и чувства. Оно стимулирует работу мозга, из-за чего Пифагор проводил занятия с учениками под приятное музыкальное сопровождение. Аристотель говорил, что влияние музыки на психику настолько сильное, что с ее помощью можно сформировать особенную личность. Авиценна считал, что сильным является влияние музыки на здоровье человека, и ставил ее в один ряд с диетой, смехом, лечебными ароматами.

Влияние музыки на человека может стать важным фактором развития. Поэтому важно уделять ей столько же внимания, сколько ежедневным прогулкам или чтению литературы. Но сначала следует подробно разобраться в том, как музыка влияет на человека. Какие сферы она затрагивает?

ВложениеРазмер
kak_muzyka_vliyaet_na_cheloveka.docx 20.02 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Как музыка влияет на человека

Каждый человек хотя бы иногда слушает музыку и получает от этого удовольствие. Кому-то она помогает в работе или отдыхе, а многие вообще не могут представить одного дня без прослушивания своих любимых песен. Это было бы не так важно, если бы не влияние музыки на человека и его жизнь. Оно касается многих сфер, которые являются определяющими в развитии личности.

Значение музыки для человека

Положительное влияние музыки для людей стали замечать еще давно, когда она только стала зарождаться. Ее присутствие в каждой культуре дает понять, что она несет фундаментальное значение. Вместе с человечеством она постепенно развивается в течение всего времени существования, становясь лучше, красивее, значимее. Важное воздействие оказывает музыка на духовную и эмоциональную сторону человека, что позволяет сформировать вкусы, взгляды, характер человека.

С помощью музыкального искусства люди всегда выражали взгляды и чувства. Оно стимулирует работу мозга, из-за чего Пифагор проводил занятия с учениками под приятное музыкальное сопровождение. Аристотель говорил, что влияние музыки на психику настолько сильное, что с ее помощью можно сформировать особенную личность. Авиценна считал, что сильным является влияние музыки на здоровье человека, и ставил ее в один ряд с диетой, смехом, лечебными ароматами.

Влияние музыки на человека может стать важным фактором развития. Поэтому важно уделять ей столько же внимания, сколько ежедневным прогулкам или чтению литературы. Но сначала следует подробно разобраться в том, как музыка влияет на человека. Какие сферы она затрагивает?

Особенно сильным является влияние музыки на мозг человека. Множество исследований доказали, что она способна не просто временно менять уровень работоспособности мозга, но также оказывать долгосрочное воздействие. Как музыка влияет на человека и его мозг:

По этим причинам меломаны чаще всего достигают своих целей, а также способны выполнять более трудные задачи, связанные с мозговой активностью.

Современный взгляд на музыкальное влияние на здоровье исключительно положителен. Многие ученые доказали, что правильно подобранные мелодии могут лечить серьезные заболевания. Как музыка влияет на здоровье:

  1. Приглушает боль . Проведенные исследования показали, как влияет приятная мелодия на восприятие боли: при прослушивании любой понравившейся композиции человек испытывает гораздо меньшие болевые ощущения, а также у него снижается уровень тревоги, связанный с болью.
  2. Ускоряет восстановление после сердечных операций . Регулярное прослушивание жизнерадостных композиций повышает настроение, что способствует улучшению циркуляции крови, снижению давления и сердцебиения, расширению сосудов. Результатом становится быстрое восстановление работы сердца.
  3. Уничтожает микробы . Музыкальное влияние на здоровье также касается уничтожения болезнетворных микробов. При прослушивании церковной композиции их активность снижается почти вдвое, что было многократно доказано во время эпидемии чумы в средние века.
  4. Предотвращает потерю слуха . Меломаны или музыканты гораздо дольше сохраняют хороший слух. Проведенные исследования показали, что даже в пожилом возрасте бывшие музыканты имеют более чуткий слух, чем обычные молодые люди.

Считается, что музыка и влияние на здоровье, определяются по виду инструмента:

  • Фортепиано – щитовидная железа, почки, психика;
  • Ударные – сердце, печень, кровяные сосуды;
  • Струнные – сердечно-сосудистая система, эмоциональное здоровье;
  • Духовые – кровообращение, дыхательная система.

Первые курсы музыкальной терапии появились в Великобритании в 60-х годах 20 века. Сразу после испытаний они были официально открыты для всех желающих.

Любой замечал, какое влияние оказывает музыка для общего психологического состояния. При прослушивании любимых композиции, если они несут в себе заряд положительных эмоций, неизбежно повышается настроение. Именно поэтому многие склонны считать, что стоит отдавать предпочтение именно веселым композициям. Воздействие музыки на настроение не ограничивается положительным влиянием. Оно может меняться от жанра к жанру.

Рекомендуется слушать по утрам бодрое позитивное радио, чтобы быстро проснуться, получить заряд энергии, захотеть добиться всех поставленных целей. А вечером лучше отдавать предпочтение спокойным композициям, которые расслабят, отвлекут от проблем, заставят максимально качественно отдохнуть, помогут подготовить организм для крепкого сна.

Воздействие музыки на настроение позволяет взять его полностью под свой контроль. Правильный выбор композиций поможет в любой работе.

Многие ученые склонны считать, что горбатые киты создают музыкальные композиции, используя все привычные людям элементы.

Влияние музыки на психику не менее сильное. Помимо того воздействия, которому подвержено настроение, меломан получает ряд других положительных моментов:

  1. Снижение стресса . Исследования того, как музыка влияет на человека, показали, что спокойные композиции делают таким же самого слушателя. Это способствует значительному снижению уровня стресса или тревожности. Также это приводит к улучшению качества сна, исключая риск развития бессонницы. Главное, выбирать произведения в медленном темпе, которые способны оказать успокаивающее воздействие.
  2. Визуальное восприятие . Влияние музыки на психику касается также восприятия окружающего мира. Если слушать грустные произведения, то все вокруг будет казаться грустным, а если жизнерадостные, то все приобретет яркие краски, будет демонстрировать радость. Именно поэтому не рекомендуется регулярно слушать одни и те же грустные мелодии.


Резюме

Может ли музыка изменить качество жизни к лучшему? Да. Это отличный способ самовыражения, саморазвития, самопознания. Она является важнейшей составляющей жизни всего человечества уже 50 тыс. лет, постоянно развивается и меняет людей к лучшему. Важно подбирать правильный жанр, чтобы извлечь из прослушивания максимум пользы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


В музыкальных произведениях выделить художественный образ. Охарактеризовать главных героев, их характеры. Как с помощью музыки композитор .


Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека"

Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека", УМК В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа Английский язык.

Как музыка влияет на воспитание детей

Статья для педагогов ДО.


Как музыка влияет на здоровье человека
Исследовательский проект "Как погода влияет на человека?"

Цель: изучить влияние погоды на организм человека.

Как занятия танцами влияют на человека

Жизнь современного человека полна стрессов и переживаний. Наши предки на раздражение или переживанием реагировали действием. Убегает добыча — нужно догнать, нападает противник &md.


Научно-исследовательская работа по географии "Как погода влияет на человека?"

Погода имеет большое значение в человеческой жизни. С развитием цивилизации зависимость человека от погоды не уменьшается, а наоборот увеличивается. Человек, стал не только материально очень зависим о.

Музыкальная культура – многообразна, в ней выделяются различные компоненты: уровень пения, навыки восприятия музыки, творческая активность, эстетический вкус, восприятие. Музыка как вид искусства, величайшее средство для всестороннего развития детей школьного возраста, способствующая формировать их духовный мир. Она способна развить кругозор, воспитать и определить у детей отношение к окружающему миру. Урок музыки помогает школьников воспринимать, мыслить, привить эстетический вкус, развить воображения.

Многие преподаватели по музыке задают вопрос – как правильнее формировать воспитание ребёнка средствами музыки? Механизм формирования ребёнка не должен сводиться к развитию отдельных качеств, потому что педагогическая концепция должна основываться на обучении, который бы способствовал развитию, а также приобщал к самообразованию.

Для вышеперечисленных целей и функций педагог должен ставить перед собой определённые задачи на:

  • активизацию процесса мышления детей;
  • способ формирования у школьников умений и навыков выразительности исполнения музыки;
  • умение давать личностную оценку музыке, которая звучит на уроке, тем самым аргументируя своё мнение.

Урок музыки – это искусство, творчество, на котором должно быть определённая направленность:

  • прививать устойчивость внимания, духовности как истока пути к становлению художественного вкуса;
  • формировать эстетическую культуру ребёнка, а также музыкальной деятельности.

Для вышеперечисленных задач для педагога необходимы качества: доброжелательность и положительность к ученикам.

Важно приобщать учащихся к музыке в три этапа: подготовительный, учебный и развивающий.

  1. Этап подготовительный, предполагающий использовать образцы музыки.
  2. Этап учебный, предусматривающий использования на уроке музыки разнообразной тематики сложнейших произведений. Целесообразно проводить разнообразные тематические беседы о музыке и включать музыкальные примеры.
  3. Этап развивающий, предполагающий стимулирования интересов у учащихся к музыке, формирования у них навыков определения разнообразных жанров, стилей и направлений прослушиваемой музыки.

Главная задача музыкальной педагогики на уроке музыке – развитие и поддерживание интересов к музыке у школьников, а также приобщение их к музыкальному самообразованию, возбудить активность подростка, вовлечь во все виды, исходя из реальных возможностей ученика.

Доклад №2

Музыка является одним из видов искусства. Музыку любят все. Так как все люди – разные, то и музыка каждому нравится разная: кому-то – классическая, кому-то – духовная, кому-то – авторская песня или джаз. Но песни любят все: и слушать, и петь. Поют поодиночке, это называется соло. И вместе, это называется хором. Поют даже те, у кого нет ни слуха, ни голоса.

Как и текст, музыку можно записать. И если для записи текста требуется много букв, то для записи музыки – всего семь нот, которые знают все. Опытные люди, дирижеры, например, могут читать партитуру по нотам.

Музыка сопровождает человека всегда. Кто-то исполняет музыку, а кто-то слушает. Кто-то учит музыке, а кто-то учится. Считается, что человек, имеющий музыкальное образование, отличается от остальных: он тоньше, чувствительнее и целеустремленнее.

Люди слушают музыку всегда и везде: на катке и в поезде, в машине и в ванной комнате. Почти все напевают, а некоторые насвистывают во время занятия любимым делом.

Музыку части используют и в быту: мелодия на звонке в квартиру, на телефоне, на часах.

Музыка помогает людям проснуться и заснуть, успокоиться и взбодриться. Бодрая музыка повышает работоспособность. Если во время уборки или помощи маме включить веселую музыку, дело пойдет гораздо быстрей. На многих выставках звучит негромкая классическая музыка, которая не только не мешает, но помогает просмотру. В парке Зарядье приглушенно играет хорошая музыка, которая создает настроение и не мешает людям разговаривать. Во всех торговых центрах играет хорошая танцевальная музыка, создающая ощущение праздника: сразу хочется купить обновку или подарок. И в торжественных случаях без музыки не обойтись: при любом награждении звучит гимн, на параде играют духовые оркестры.

Удачно написанная музыка обеспечивает пятьдесят процентов успеха фильма, а мюзиклы часто становятся самыми любимыми: Мама, Приключения Электроника, Выше радуги, Мэри Поппинс. И мультфильмы: Бременские музыканты и Приключения капитана Врунгеля.

Чтобы слушать музыку, нужны специальные устройства. Сейчас их очень много, и они есть у каждого. Раньше для этого был один патефон: это – старый проигрыватель, который заводили вручную. Звук выходил из огромной трубы. Завода хватало ненадолго, и ручку надо было постоянно вертеть. На патефоне можно было слушать только пластинки. Они были маленькие и довольно тяжелые. На каждой стороне была записана только одна песня.

Музыку можно сочинять, слушать, петь и даже танцевать. Пение на классическую музыку называется оперой, а танцы – балетом. Самый известный российский композитор-классик – П. И Чайковский. Его оперы и балеты считаются лучшими произведениями в мире.

Музыка – наша работа и отдых, увлечение и настроение. Музыка – наша жизнь: индивидуальная и неповторимая для каждого. И любимая, конечно.

5 класс, 8 класс

Музыка как вид искусства

Музыка как вид искусства

Творческий путь Чингиза Айтматова разнообразен и по-своему интересен. Первым делом стоит отметить, что, несмотря на свое происхождение (писатель был чистокровным киргизцем), в его семье говорили

В современном мире известно почти 100 000 разновидностей грибов. Грибы могут быть одноклеточными, но основную массу составляют многоклеточные. Отдельную группу среди многоклеточных грибов составляют шляпочные грибы. Название свое шляпочные

Модель (объект-заменитель) – это предмет, который заменяет реальный объект (прототип, оригинал). Кроме прочего можно сказать, что моделью можно назвать любое наглядное пособие.

Музыка - это искусство, средством которого является звук и тишина. Наверное, любой человек в своей жизни слышал хоть раз журчание ручейка в лесу. Не напоминает ли оно вам мелодичную музыку? А шум весеннего дождя по крыше - разве это не похоже на мелодию? Именно тогда, когда человек начал вокруг себя замечать подобные детали, он осознал, что его повсюду окружает музыка. Это искусство звуков, создающих вместе уникальную гармонию. И человек стал учиться у природы. Однако для того, чтобы создать гармоничную мелодию, недостаточно было простого понимания того, что музыка - это искусство. Чего-то не хватало, и люди стали экспериментировать, искать средства передачи звуков, самовыражаться.

что такое музыка рейки

Как появилась музыка?

Человек со временем научился через песню выражать свои эмоции. Песня, таким образом, была первой музыкой, созданной самим человеком. Ему захотелось впервые с помощью мелодии рассказать о любви, этом замечательном чувстве. Первые песни были сложены именно о ней. Затем, когда пришло горе, человек задумал исполнить песню и о нем, выразить и показать в ней свои чувства. Так возникли панихиды, погребальные песни, церковные песнопения.

Для поддержания ритма со времени развития танца появилась исполненная телом самого человека музыка - щелканье пальцами, хлопки в ладоши, удары в бубен или в барабан. Именно барабан и бубен - первые музыкальные инструменты. Человек с их помощью научился производить звук. Эти инструменты являются настолько древними, что их появление тяжело отследить, поскольку их можно найти у всех народов. Музыка сегодня фиксируется с помощью нот, а реализуется она в процессе исполнения.

Как музыка влияет на наше настроение?

Что такое музыка для человека? Она является видом искусства, посредством которого можно передавать чувства и настроения. Главными выразительными средствами и элементами ее являются: темп, метр, ритм, мелодия, инструментовка, гармония, тембр, динамика и другие. Музыка обладает свойством воздействовать на наше настроение.

Существует в психиатрии особый отдел музыкотерапии. С помощью нее можно воздействовать даже на здоровье человека. Музыка частично, а порой и полностью, передает слушателям настроение исполнителя. Ее нужно выбирать, так как существует позитивная музыка, а бывает и содержащая в себе много агрессии. Музыка также имеет свойство обострять духовное восприятие окружающего мира. Она способна очищать наш рассудок, также может наполнять яростью, тревогой, глупостью. Музыка способна при живом исполнении вызвать радость, спокойствие, легкость, раздражение, скуку, депрессию. Она оказывает наибольшее воздействие на нас, если написана была вживую, а не под фонограмму.

что такое музыка для человека

Музыкальная фармакология

Сегодня применение музыкальных композиций для лечения становится все более популярным. Многие слышали о том, что такое музыка Рейки, а некоторые даже используют эти исцеляющие мелодии на практике для лечения различных заболеваний. Кроме того, существует целое направление в медицине, называемое музыкальной фармакологией. Его суть заключается в том, что можно излечить различные болезни, просто слушая определенные мелодии. Широко распространена в этой сфере классическая музыка.

Чем объясняются различные музыкальные предпочтения у разных людей?

Почему же каждый из нас имеет собственные музыкальные предпочтения? Оказывается, ритмами головного мозга определяется вкус в музыке. А они являются сугубо индивидуальными. Когда мы слышим музыку, соответствующую именно нашим ритмам, она нам нравится. У кого они учащенные, тот предпочитает композиции поэнергичнее, у кого ритмы спокойные - те выбирают расслабляющие, медленные мелодии. Впрочем, у людей наблюдается с возрастом замедление ритмов, что вызывает в у большинства пожилых людей желание слушать именно спокойную музыку.

Музыкальные стили

Музыкальный стиль представляет собой совокупность различных элементов, приемов, средств выражения, которая воплощает собой определенное идейное направление в музыкальном творчестве. На данный момент имеется множество стилей. Однако мы остановимся на нескольких: рок-музыка, классическая, духовная и хоровая.

Классическая музыка

Что такое музыка классическая? Можно привести несколько определений. Во-первых, она прошла испытание временем. Это музыка прошлого, имеющая и сегодня свою аудиторию. Например, в свое время вальсы Штрауса считались развлекательной музыкой. Сегодня мы относим эти композиции к классике. Во-вторых, классической музыкой с исторической точки зрения является западная середины 18 - начала 19 века. В качестве примера можно привести творчество Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта, Бетховена и т.д.

что такое музыка определение

В-третьих, классикой считается также музыка академическая, созданная по особым канонам европейской музыки 17-19 веков. Она наследует жанры указанной эпохи. Примеры: соната, опера, симфония.

Рок-музыка

Рассмотрим теперь, что такое музыка в стиле "рок". Этот стиль - общее название для различных направлений популярной музыки. Можно сказать, что ее особенностями являются драйв, энергия ритмов, усложненная структура и ритм. Популярными инструментами в рок-музыке являются барабаны и электрогитара. Она считается музыкой для молодых. Можно привести следующие примеры рок-стилей: джаз-рок, прогрессивный рок, панк-рок, хард-рок, классический рок, психоделический рок, гаражный рок, фолк-рок, рокабилли, рок-н-ролл и т.д.

Хоровая музыка

Ответим теперь на вопрос о том, что такое музыка хоровая. Она предназначена для исполнения в хоре. Такая музыка бывает профессиональной и народной. Исполнение ее зависит прежде всего от певческих особенностей, которыми обладают члены хора. Хоровая музыка в чистом виде представлена в виде пения a capella, то есть многоголосного, без музыкального сопровождения. Предназначена такая музыка для широкого круга слушателей. В прошлом она служила средством идеологической и политической борьбы, да и сегодня оказывает на людей большой влияние.

Духовная музыка

Теперь скажем пару слов о том, что такое музыка духовная. Она имеет религиозный характер, исполняется в храме во время службы, а также в быту верующими людьми. Духовная музыка в узком смысле - христианская церковная.

что такое музыка

Принято сегодня всю музыку делить на духовную и светскую. Основная область, в которой используется духовная - культовая (музыка буддистского ритуала является самой древней из сохранившихся сегодня). Развитие музыкальной педагогики, теории нотного письма в европейском варианте связано с европейской культовой музыкой, которую называют обычно церковной. Музыкальные тексты в ней имеют большое значение. Они строятся либо по канонам, либо в свободной форме пишутся, основываясь на священных книгах. Хор Григорианских монахов - пример духовной музыки.

Камерная и оркестровая музыка

Многие из вас слышали понятие "камерная музыка". Что это такое, знают далеко не все. Поэтому это понятие требует пояснения. Скажем пару слов о том, что это такое и чем она отличается от оркестровой. Камерная музыка исполняется небольшим музыкальным коллективом вокалистов и/или инструменталистов. Каждую партию при исполнении сочинения играет обычно лишь один инструмент (голос). В отличие от камерной, в оркестровой музыке имеются группы инструментов, которые играют в унисон.

Коллектив, который исполняет камерную музыку, именуется камерным ансамблем. В него, как правило, входят от 2 до 10 человек, иногда больше. Существует также камерный оркестр - это сокращенный состав струнного оркестра (около 15-20 человек), к которому добавляется иногда несколько духовых инструментов.

Характеристика музыки по звучанию и построению

музыка это искусство

Также музыку можно охарактеризовать по звучанию и построению. Одна звучит более динамично, другая - спокойно. Музыка может иметь четкий гармоничный ритмический рисунок, а может обладать рваным ритмом. Множество элементов определяет общее звучание различных композиций. Рассмотрим четыре термина, которыми интересуются наиболее часто: лад, динамика, минусовка и ритм.

Динамика и ритм в музыке

Динамика в музыке - нотные понятия и обозначения, связанные с громкостью ее звучания. Относятся к динамике резкие и постепенные изменения в музыке, громкость, акцент и несколько других терминов.

Ритм представляет собой соотношение долготы нот (или звуков) в их последовательности. Он построен на том, что некоторые ноты звучат несколько дольше, чем другие. Все они объединяются вместе в музыкальном потоке. Ритмические вариации рождает соотношение длительности звуков. Объединяясь, эти вариации образуют ритмический рисунок.

Лад как понятие в музыке имеет множество определений. Он занимает в гармонии центральное место. Приведем несколько определений лада.

музыка это искусство звуков

Ю.Д. Энгель считает, что это схема построения некоторого звукового ряда. Б.В. Асафьев - что это организация тонов в их взаимодействии. И.В. Способин указывал на то, что лад - система связей звуков, объединенная некоторым тоническим центром - одним звуком или созвучием.

Музыкальный лад по-своему определяли различные исследователи. Однако ясно одно - благодаря ему гармонично звучит музыкальное произведение.

Минусовка

Рассмотрим следующее понятие - минусовка. Его непременно следует раскрыть, говоря о том, что такое музыка. Определение минусовки следующее - это композиция, из которой был удален вокал, или же в ней отсутствует звучание некоторого музыкального инструмента. Одна либо несколько партий инструментов и/или вокала отсутствует в минусовке, которая/которые до изменения композиции присутствовала(и) в изначальном варианте. Самая распространенная форма ее - удаление из песни слов так, что музыка звучит одна, без текста.

музыка это искусство чего

В данной статье мы рассказали вам о том, что такое музыка. Определение этого прекрасного вида искусства было представлено лишь кратко. Конечно, тем, кому она интересна на глубоком, профессиональном уровне, имеет смысл изучить ее теорию и практику, законы и основы. Наша статья ответы дает лишь на некоторые вопросы. Музыка - это искусство, изучать которое можно очень долго.

Реферат на тему: Музыка как вид искусства
Реферат на тему: Музыка как вид искусства

Музыка - это искусство интонирования смысла, поскольку природа музыки не столько звук (звук как акустическое, физическое явление), сколько интонация - от тона, интонации человеческой речи, несущей смысл, мысль.

Как известно, музыкальное искусство - одно из самых чувственных искусств. Он оказывает сильное эмоциональное воздействие, с одной стороны, заряжает наши эмоции, обладает способностью вызывать особый подъем чувств, может вызывать прямую физиологическую реакцию, не влияющую на интеллект в виде ритмичных движений тела, на С другой стороны, он разряжает, способствует очищению, катарсису, успокаиванию и умиротворению.

Музыка (греч. Musa - муза). Музыка - это искусство, которое воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую его жизнь.

В отличие от пространственного искусства (живопись, скульптура, архитектура) музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным видам искусства. Одна из главных особенностей музыки в том, что она действительно существует только в исполнении, в живом звуке.

Музыка окружает человека с древних времен до наших дней. Особенно много музыки звучит сегодня - в эпоху радио и телевидения, в эпоху грамм-аудио и видеозаписи, когда концерты так доступны, и практически каждый может научиться играть на музыкальном инструменте.

Мы слышим самые разные звуки на улице, в транспорте, на работе, дома. Природа встречает нас множеством звуков: листья деревьев шелестят на ветру, кузнечик щебечет в траве, дятел стучит по стволу дерева. Человек настолько привыкает к звукам, что некоторые замечает только тогда, когда они исчезают (возможно, вы случайно проснулись из-за того, что часы перестали тикать после остановки).

Музыка - это искусство звука. Своими особыми средствами он передает впечатления об окружающем мире. Он может заставить слушателя почувствовать свет или тьму, дневную летнюю жару или ночную прохладу.

Основными элементами и выразительными средствами музыки являются мода, ритм, метр, темп, динамика громкости, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.

Понятие и содержание музыки

Музыка, которая изначально развивалась в тесной связи с литературой и танцами. Здесь отражение действительности и воздействие на слушателя достигается с помощью специально организованных звуковых комплексов. Музыка - это не столько образ объективного мира, сколько отражение чувств и мыслей человека. Музыкальный образ лишен прямой видимости, но все это как бы соткано из человеческих чувств. Его природа - это эмоциональное переживание и идея, окрашенная чувством, выраженная через особые звуки, основанные на интонации человеческой речи.

Ритм, мелодия и гармония - три основных элемента музыки, удачное сочетание которых определяет хорошее качество музыкального произведения. Ритм - основная характеристика музыки, временное расположение нот. В классическом произведении редко можно услышать без мелодии и гармонии. Но он может существовать самостоятельно, скажем, в барабанной дроби африканских племен.

Еще один важный аспект в музыке - метр. Это регулярное и даже повторение музыкального рисунка. Пьесы с одинаковым размером могут иметь совершенно разные ритмы.

Мелодия или мотив - это душа музыки. Мелодия состоит из одной или нескольких музыкальных фраз, вплетенных в композицию. Мелодия не только придает определенный характер музыкальному произведению, но и в его повторении и трансформации является наиболее узнаваемой чертой музыкальной формы.

Мелодия не существует без ритма, и редко можно найти в музыке, особенно в классической музыке, мелодию без гармонии. Последнее определяется формой и структурой мелодии. Считается, что наиболее близкими к мелодии, лишенной ритма и гармонии, являются средневековые монашеские песнопения. В целом музыкальное произведение, как правило, представляет собой синтез всех названных элементов: ритма, мелодии и гармонии.

Музыку чрезвычайно сложно описать словами, и ее нельзя определить, поскольку прослушивание музыки - это очень субъективный опыт. Сотни определений музыки были записаны на протяжении веков, но большинство из них либо содержат восхищение неземной красотой музыки, либо стремятся свести ее форму искусства к простой научной формуле. Вот некоторые из них: музыка - глаза слуха (Томас Дракс, начало 17 века); музыка - единственное чувственное наслаждение, не содержащее порока (д-р Сэмюэл Джонсон, 17 век); музыка - тайная и бессознательная математическая проблема души (Г. В. Лейбниц, 17 в.); музыка - единственный шум, за который нужно платить (А. Дюма, XIX век); музыка - универсальный язык человечества (Генри Лонгфелло, 19 век); музыка - это искусство мышления звуками (Жюль Комбарье, XIXXX вв.); музыка - это такая же арифметика звука, как оптика - это геометрия света (Клод Дебюсси, XIX-XX вв.).

На фоне приведенных выше утверждений наиболее интересными, однако, являются размышления о музыке Генриха Гейне (XIX век), пытавшегося уловить всю сложность и противоречия выразительной формы музыкального произведения. Он считал, что музыка находится на полпути между мыслью и явлением, между духом и материей, это что-то вроде нечеткого посредника, похожего и не похожего на эти полярности - духа, который требует выражения во времени, и материи, которая может обходиться без пространства.

Это делает музыку временным видом искусства, основными жанрами которого являются инструментальная и вокальная, сольная и ансамблевая, оркестровая и хоровая музыка.

Музыкальные функции

Функции музыки как вида искусства представляют собой разветвленную систему. Музыкальная культура, как и культура в целом, играет важную социально-психологическую роль. Он направлен как на общество в целом. Так и для отдельного человека, будучи инструментом формирования личности. В зависимости от того, каким социальным силам служит музыкальное искусство, какие художественные тенденции оно развивает, оно может служить мощным средством очеловечивания человека или, наоборот, средством подавления в нем человеческого начала.

Из приведенного выше утверждения о рефлексивной природе музыкального искусства следует прежде всего познавательная функция музыки. Музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека. Человек также является основным объектом музыкальной рефлексии, поскольку музыка способна передавать богатое и разнообразное психологическое содержание, прежде всего эмоциональные переживания и образ мышления человека. Но музыка также отражает социальную жизнь, которая нас окружает.

Одна из важнейших функций музыки - образовательная. Музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о реальности и отношения к ней. Воспитательное воздействие музыки осуществляется не прямым и не навязчивым образом, а через развитие у человека чувства прекрасного, привитие ему определенного состояния души, соотнесенного с тем или иным аспектом действительности. Также следует отметить, что образовательная функция музыки осуществляется через различные жанры, как через произведения высокого искусства, так и через музыку, звучащую в повседневной жизни, связанной с повседневной жизнью человека (песня, танцевальная музыка и т. д.). Образовательное воздействие этого пласта музыкальной культуры особенно важно для общества, поскольку оно адресовано широким слоям населения.

Музыка может выполнять организующие и мобилизующие функции, призывать человека к определенному действию. Пример тому - народная трудовая песня, которая не только облегчила, но и украсила трудовой процесс. Функциональная музыка используется для аналогичных целей на современных предприятиях. С одной стороны, он задает ритм совместной деятельности, с другой - способствует созданию комфортных условий труда с психологической точки зрения. В годы Великой Отечественной войны массовая песня была мощным мобилизующим орудием, призывавшим людей к подвигам, помогавшим им переносить тяготы войны.

Более того, наиболее важной общей функцией любого вида искусства, в частности музыки, является эстетическая. Музыка доставляет человеку удовольствие, является предметом его удовольствия и развлечения, активизирует его жизненный тонус. Эти чувства переживаются на разных психологических уровнях. Прежде всего, это прямое сенсорное удовольствие - форма оценки музыки, которая соответствует уровню восприятия психики, восприятию звукового материала и способам его организации. Эмоциональный уровень поднимается выше этого - более духовный, но все же связанный с прямыми звуковыми структурами музыки. Наконец, высшая форма художественно-эстетической оценки - это как бы очищенная от чувственности духовная радость, соотнесенная с восприятием и усвоением воплощенных в музыке образов, идей и настроений. Все это вместе способствует эстетизации действительности посредством музыки.

Существенная черта музыкального искусства отражается в его компенсаторной функции. Это следует из его основного эстетического назначения.

Компенсирующую функцию музыки можно понимать в том смысле, что человек восполняет с ее помощью определенные недостатки своего существования. В первую очередь, можно говорить о компенсации недостатка впечатлений и переживаний.

Коммуникативная функция соотносится с компенсирующей функцией музыки. Посредством музыкального искусства (когда оно воспринимается и находится в процессе создания музыки) люди в значительной степени компенсируют отсутствие общения и взаимопонимания. При этом речь идет об особом общении, основное содержание которого - эмоциональный контакт и эмоциональная эмпатия.

3. Умение отображать мысли человека с помощью музыки.

Музыка в звуковых образах выражает в целом основные жизненные процессы. В произведениях Бетховена звучат отголоски тяжелых военных событий, величественных походов и побед, интонации и ритмы революционных маршей. Это финал его Пятой симфонии. Ромен Роллан назвал эту музыку эпосом славы, музыкой военных действий и грандиозных триумфов.

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития и играла преимущественно утилитарную роль: сначала она была ритуально-суггестивной, а затем мелодия, повторяя ритм рабочих движений, облегчала их и поощряла труд; ритм служил для объединения людей в единый процесс. Вначале музыка была неразрывно связана с литературой. Поэтическое произведение было напевно, напевно. Музыка была синтезирована с танцем.

Аристотель писал, что нравственный смысл музыки заключается в том, что под ее влиянием мы испытываем чистое удовольствие - истинную любовь или ненависть.

Шкала европейской музыки состоит из семи основных тонов. Одновременное объединение трех или более тонов создает аккорд. Основа музыки - интонация. Структура музыки - это ритм и гармония, которые в своем сочетании дают мелодию. Громкость, тембр, темп, ритм и другие элементы также играют важную смысловую роль в музыке. Эти знаки составляют музыкальную фразу, музыкальный образ, а их система образует музыкальный текст. Музыкальный язык - это иерархия уровней: отдельные звуки, звуковые комбинации, аккорды. Важнейшими элементами и выразительными средствами музыкального языка являются мелодическая и интонационная структура, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика.

Музыкальный образ лишен прямой видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных концепций, не создает визуально воспринимаемых картинок, не пересказывает события.

Музыка близка к архитектуре и огромному значению в ней ритма, формы, далекой от форм самой жизни, а также высокой степени художественной абстракции от конкретного жизненного материала, включенного в образ в "выстреленная" форма, и возможности отражения не столько отдельных сторон и особенностей жизни, сколько ее сути и духа.

Краткая история музыки, основных школ и представителей

Вся история развития музыкального искусства - это развитие разных сторон единого звукового пространства.

Сегодня о музыке далекого прошлого можно судить по сохранившимся остаткам музыкальных инструментов, старинным рельефным изображениям, маленьким фигуркам, словесным текстам гимнов и песнопений, свидетельствам древних историков. Ритуалы племен, все еще сохраняющих первобытнообщинный строй, очень помогают историкам музыки.

Уже в древности четко сформировались две концепции возникновения музыки. Согласно первой точке зрения, музыка возникла из желания имитировать звуки природы - пение птиц, крик животных, шум воды, свист ветра. По второму - от крика, от желания выбросить накопившиеся эмоции радости или горя. Обе концепции успешно просуществовали до наших дней, обусловив разделение единого музыкального мира на живописный и выразительный.

В древнем мире музыка - это всегда толпа. Причем, чаще всего это не только слушатели, но и исполнители. Сегодня считается, что музыкальная культура, например, Древнего Египта - это культура больших масс. В придворных церемониях приняли участие до тысячи музыкантов. Выступать вместе с такой публикой довольно сложно. Музыкантами нужно умело управлять. И постепенно в Египте (аналогично тому, что наблюдается в других странах) появляется уникальное искусство хирономии, которое возникает из непроизвольных движений певцов во время выступления.

Большое развитие получили приветственные восклицания за поэтические тексты, праздничные песни-прославления в исполнении хоров. Они часто сопровождались органом и трубами. Была известна инструментальная музыка (ансамбль) цимбалистов и трубачей.

Вплоть до IX века. Византийская музыка играла заметную роль в Европе. Она проникла в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию.

Однако многие достижения музыкальных теоретиков Древнего мира так и остались чисто теоретическими построениями. Время их воплощения в звуках наступит позже, в Средние века.

Музыка Средневековья и Возрождения была неразрывно связана с религиозно-поэтическими текстами (написанными на соответствующих текстах и ​​сопровождаемыми их исполнением), а также с религиозной эстетикой (отстраненно возвышенной или драматической в ​​религиозном смысле - переживанием ужаса. и страх загробной жизни, переживание божественной тайны и восторга, смешанные со страхом и т. д.). Музыка Средневековья и Возрождения была полифонической, и одни голоса не совпадали по интонации с другими.

Венская классическая школа и ее самые выдающиеся мастера Йозеф Гайдн (1732–1809), Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) и Людвиг ван Бетховен (1770–1827) оказали огромное влияние на музыкальное искусство Европы. Венская классика переосмыслила и заставила по-новому звучать все музыкальные жанры и формы. Их музыка - высшее достижение эпохи классицизма по совершенству мелодий и форм.

Основоположником русской классической музыки был М. И. Глинка (1804–1857). По своему вкладу в развитие музыкальной культуры Глинка занимает в литературе место, равное Пушкину. Основой его стиля была народная музыка, в первую очередь русская.

Середина 19 века стала временем зарождения нового музыкального жанра - оперетты - легкой оперы, включающей в себя танец и диалог (заимствованный из комической оперы). Родина оперетты - Франция, ее основоположниками были композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.

Для европейской музыкальной культуры ХХ века характерны две основные тенденции: связь с классикой и дальнейшее развитие классической музыкальной культуры, а также стремление к новым средствам звукового выражения. Первая тенденция проявилась в итальянской опере.

Заключение

Музыка - это искусство, которое воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую его жизнь. В отличие от пространственного искусства (живопись, скульптура, архитектура) музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным видам искусства. Одна из главных особенностей музыки в том, что она действительно существует только в исполнении, в живом звуке.

Ритм, мелодия и гармония - три основных элемента музыки, удачное сочетание которых определяет хорошее качество музыкального произведения.

Музыкальные функции:

  • познавательная функция музыки - музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека;
  • образовательная - музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней;
  • музыка может выполнять организующие и мобилизующие функции, призывать человека к определенному действию;
  • эстетический - музыка доставляет человеку удовольствие, является объектом его удовольствия и развлечения, активизирует его жизненный тонус;
  • компенсирующая - человек восполняет определенные недостатки своего существования;
  • коммуникативная функция - посредством музыкального искусства (при восприятии и в процессе воспроизведения музыки) люди во многом компенсируют отсутствие общения и взаимопонимания.

Для европейской музыкальной культуры ХХ века характерны две основные тенденции: связь с классикой и дальнейшее развитие классической музыкальной культуры, а также стремление к новым средствам звукового выражения.

Список литературы

  1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М .: Высшее. шк., 2006. - 511с.
  2. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Смирнов Ю.Б., Ивлев В.Ю. Культурология. - М .: МЭСИ, 2006. - 88 с.
  3. Иоффе А.И. Статьи по истории культуры. / Пер., Сост. и вошел. Изобразительное искусство. Д.В. Сильвестрова; Комментарий. Д.Е. Харитонович. - М .: Прогресс - Традиция, 1996. - 416 с.
  4. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. - 2-е изд., Перераб. И доп. - М .: ЮНИТИ, 2004. - 600 с.
  5. Розин В. М. Культурология: Учебник. - 2-е изд., Перераб. И доп. - М .: Гардарики, 2004. - 462 с.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Читайте также: