Доклад министра по строительству

Обновлено: 02.07.2024

Совокупный объём инвестиций на сегодня с начала действия программы составил уже более 0,5 трлн рублей.

С 2005 года в Российской Федерации газифицировано почти 4500 населённых пунктов, в среднем около 350 в год. При этом в нынешнем году мы ожидаем газификацию 480 населённых пунктов, что значительно выше среднегодовых показателей. За этот же период построено около 30 тыс. км межпоселковых газопроводов, газифицировано 770 тыс. квартир и домовладений, а также 4700 котельных, перевод которых на газ решает как вопросы повышения энергоэффективности, так и экологические вопросы.

В результате средний уровень газификации достиг 66%. Более высокий уровень газификации на сегодня в городах – 70,4%, в сельской местности – 56,1%, но тем не менее за этот период в сельской местности на 60% повысился объём газификации. Такое различие в темпах объясняется низким уровнем газификации села до начала программы, а также большей востребованностью со стороны жителей села, не имеющих централизованного теплоснабжения.

Важно отметить также, что переход на сетевой природный газ, особенно в сельской местности, позволяет не только создавать необходимые инфраструктурные условия для населения, но и сдерживать рост цен на жилищно-коммунальные услуги.

Несмотря на достаточно высокие показатели уровня газификации, в территориальном аспекте показатели отличаются: центральные и южные регионы России – в среднем высокогазифицированные ввиду более развитой инфраструктуры, высокой плотности населения и основных промышленных потребителей. Например, в Центральном федеральном округе газификация сегодня достигла уровня 80%, в Южном федеральном округе – 86%, в Поволжье – 86%, на Кавказе – 91%.

Что касается Сибири, то здесь, конечно, вопрос энергоснабжения традиционно решается за счёт использования богатых залежей угля и уровень газификации существенно ниже.

Что касается газификации сетевым природным газом Дальнего Востока, здесь в 2011 году, как уже отметил Председатель Правительства, был введён в эксплуатацию первый пусковой комплекс газотранспортной системы Сахалин – Хабаровск – Владивосток, что позволило обеспечить поставки природного газа в Хабаровский и Приморский края за счёт ресурсов природного газа, добываемого на шельфовых месторождениях острова Сахалин.

Как уже, Дмитрий Анатольевич, Вы также отметили, большой перечень дополнительных мер в последнее время был принят на базе Ваших поручений, которые Вы дали на совещании в Карелии в прошлом году. Здесь действительно уже принят ряд нормативных документов, которые позволяют упростить процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре, а также намечен дополнительный план мероприятий.

Хотел бы перечислить некоторые проблемы, которые сейчас сдерживают дальнейшее развитие и требуют соответствующего решения.

Первое. В настоящее время подавляющее большинство населённых пунктов, расположенных в непосредственной близости от газотранспортных сетей, практически полностью газифицировано. Дальнейшая газификация удалённых населённых пунктов с низкими объёмами потребления газа, меньшей плотностью населения и промышленных потребителей сопряжена с необходимостью строительства протяжённых газораспределительных сетей, требующих значительно больших инвестиций на единицу потребляемого газа, со значительно более длительными сроками окупаемости, а в большинстве случаев практически неокупаемых.

В целях повышения экономической привлекательности газификации в субъектах Российской Федерации считаю необходимым разработать и утвердить комплекс стимулирующих мер, включив в него, например, рекомендации субъектам Российской Федерации рассмотреть возможность снижения налоговой нагрузки на строящиеся, новые газораспределительные сети, отмены или снижения налога на имущество для таких сетей.

Необходимо также предусмотреть внесение изменений в Земельный кодекс в части установления возможности предоставлять в безвозмездное пользование земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства объектов газоснабжения и газораспределения, предусмотренных утверждённой программой газификации субъектов Российской Федерации.

Также считаю необходимым рассмотреть поэтапную ликвидацию перекрёстного субсидирования при поставках природного газа в субъектах Российской Федерации в целях повышения инвестиционной привлекательности проектов газификации.

В целях повышения ответственности субъектов Российской Федерации за исполнение согласованных планов-графиков синхронизации Министерство энергетики предлагает использовать механизм предоставления встречных гарантий, в рамках которых заинтересованные стороны – поставщики газа, включая независимых поставщиков, и субъекты Российской Федерации – предоставляют друг другу финансовые гарантии, которые в случае неисполнения одной из сторон принятых на себя обязательств должны обеспечить компенсацию понесённых расходов. Возможно, в рассрочку в течение нескольких лет.

Наконец, ещё одна системная проблема, влияющая на дальнейшую эффективную газификацию, – это систематическое нарушение платёжной дисциплины потребителями природного газа, включая предприятия, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Общая сумма задолженности на сегодня значительная, составляет 217 млрд рублей.

В целях укреплениях платёжной дисциплины по инициативе Министерства энергетики в конце прошлого года был принят федеральный закон об укреплении платёжной дисциплины, который предусматривает повышение финансовой ответственности потребителей, предоставление финансовых гарантий, ужесточение административной ответственности. Сейчас ведётся активная работа по подготовке подзаконных актов, в этом году они должны быть приняты.

Эти предложения нашли отражение в проекте протокольного решения, прошу поддержать.

Государственная политика в сфере строительства и градостроительной деятельности реализуется министерством строительства Ростовской области по трем основным направлениям.

1) развитие жилищного строительства и реализация социальных жилищных программ;

2) градостроительная и архитектурная деятельность;

3) капитальное строительство, реконструкция объектов и проектирование.

Остановлюсь отдельно на каждом из них.

Первое направление деятельности министерства - развитие жилищного строительства и реализация социальных жилищных программ

На протяжении последних пяти лет регион входит в десятку лучших субъектов Российской Федерации по строительству и вводу жилья в эксплуатацию.

За это время в Ростовской области введено эксплуатацию 12 миллионов квадратных метров жилья.

В том числе в 2019 году введено в эксплуатацию более 2 миллионов 600 тысяч квадратных метров жилья, что на 11,2 % больше показателя 2018 года.

(Справочно:за счет ИЖС – 1 368,0 тыс. кв. метров; за счет МКД – 1 243,3 тыс. кв. метров).

Годовая программа выполнена.

По итогам 11 месяцев 2019 года Ростовская область занимала лидирующее 4 место в Российской Федерации.

В течение последних 5 лет в области стабильно развивалось производство строительных материалов

Объем инвестиций в проект составил 800 млн рублей);

- произведен запуск производства каменной ваты «ЗаводТехно

Объем инвестиций в проект составил 3 200,0 млн рублей, существует перспектива дальнейшего развития проекта и наращивания объема инвестиций. Создано 176 новых рабочих мест);

- завершена 2-я очередь реконструкции Комбината крупнопанельного домостроения.

(с увеличением мощности предприятия до 250 тысяч квадратных метров жилых домов в год. Общая стоимость проекта составила 2 324,6 млн. рублей);

введен в эксплуатацию завод по производству ячеистого бетона.

Проектная мощность предприятие - 285 тыс. куб. метров продукции (1000 куб. метров/сутки). Объем инвестиций в проект составит 1 983,0 млн. рублей. Создано 140 новых рабочих мест.)

Общий объем инвестиций по всем проектам составил более 8 млрд рублей.

2019 г. – 2592,0 тысячи квадратных метров;

2020 г. – 2887,0 тысяч квадратных метров;

2021 г. - 2 769,0 тысяч квадратных метров;

2022 г. – 3064,0 тысячи квадратных метров;

2023 г. – 3 300,0 тысяч квадратных метров;

2024 г. – 3 535,0 тысяч квадратных метров).

При этом строительство большей части многоквартирных домов должно быть осуществлено в рамках комплексного освоения территорий
в городах области, прежде всего в городе Ростове-на-Дону.

На территории города уже реализуются крупные проекты комплексного развития территорий.

(Справочно: Площадь застраиваемой территории – 224 гектаров, всего планируется построить 2 500,0 тысяч квадратных метров жилья).

(Справочно: Площадь застраиваемой территории – 740 гектаров, всего планируется построить 4,0 миллиона квадратных метров жилья).

(Справочно: Площадь застраиваемой территории 24,8 гектаров. Общий объем ввода жилья составит около 395,0 тысяч квадратных метров).

(Справочно: Площадь застройки составляет 36,87 гектаров, всего планируется построить 540 тысяч квадратных метров).

(Справочно: Площадь застройки составляет 76,5 тысяч квадратных метров, всего планируется построить 100,9 тысяч квадратных метров).

Объем освоенных инвестиций в рамках реализации этих проектов за последние пять лет составил более 60 миллиардов рублей (61 877,0 млн руб.).

Для достижения показателя объема строительства жилья требуются земельные участки площадью более 2 тысячи гектаров для строительства многоквартирного жилья и более 1 тысячи гектаров для индивидуального строительства.

выделение из федеральной, государственной собственности земельных участков, перераспределение земель, находящихся в государственной, муниципальной собственности или частной собственности.

Застройки необходимо обеспечить социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой.

Важна синхронизация мероприятий по реализации региональных проектов, государственных программ и инвестиционных программ ресурсоснабжающих компаний. Также важно участие в федеральных программах, в частности по стимулированию развития жилищного строительства.

В 2019 году плановый показатель по вводу жилья в рамках программы по стимулированию достигнут, введено в эксплуатацию 422 тысячи квадратных метров жилья или 104,1 % от планового значения.

На сегодняшний день основным проблемным вопросом долевого строительства остается обеспечение прав обманутых дольщиков.

По предложению Губернатора Ростовской области на региональном уровне создана нормативная база для решения указанного вопроса, предусмотрено предоставление различных субсидий объединениям участников долевого строительства (ЖСК) и инвесторам. Пострадавшим участникам долевого строительства предоставляются иные жилые помещения.

(Справочно: в 2020 – 2021 годы на предоставление субсидий ЖСК на достройку домов предусмотрено 1 947,4 тыс. рублей средств областного бюджета, из них:

на 2020 год – 1 405,5 тыс. рублей;

на 2021 год – 541,8 тыс. рублей).

С учетом использования действующих мер государственной поддержки с 2015 года обеспечены права гражданпо 3-м тысячам договоров долевого участия.

Дорожная карта по 67 домам

Таким образом, законодательство как федерального, так и регионального уровней достаточно сформировано.

Для защиты прав граждан в 2019 году основной задачей в рамках долевого строительства являлся переход строительной отрасли на проектное финансирование.

Указанная работа проведена в установленные сроки совместно с банками, застройщиками и органами местного самоуправления.

В настоящее время в регионе одобрено проектное финансирование по 42 объектам.

С 1 июля 2019 года в области открыто 1 тысяча 750 счетов эскроу.

Основной целью проводимой жилищной политики в Ростовской области является обеспечение доступного жилья для граждан.

За истекший 5-летний период на обеспечение жильем 18 с половиной тысяч семей было предусмотрено более 12 с половиной миллиардов рублей.

Миллион квадратных метров жилья получили молодые семьи, сироты, ветераны, бюджетники.

В 2019 году объем средств, направленных на улучшение жилищных условий, составил 4,8 миллиардов рублей.

Господдержкой воспользовались 3 925 семей.

Для повышения доступности ипотечных кредитов министерством строительства оказывается государственная поддержка отдельным категориям граждан:

субсидирование процентных ставок по жилищным кредитам, бюджетные субсидии на приобретение жилья, субсидии на погашение жилищных кредитов в случае рождения ребенка.

Процентная ставка по программе может быть снижена до 5,7 % годовых на весь срок кредитования.

В ней могут участвовать жители Донского края вне зависимости от семейного или социального статуса.

В 2019 году 1040 граждан приобрели жилье с помощью господдержки - объем финансирования составил 670 млн. рублей.

С 2015 года на субсидии 4300 гражданам направлено более трех с половиной миллиардов рублей средств областного бюджета.

В текущем году на оказание государственной поддержки в областном бюджете заложено 971,3 миллионов рублей, что позволит обеспечить жильем 1300 граждан.

Для поддержки жителей Дона по всем жилищным программам в 2020 году предусмотрено более 5 миллиардов рублей.

Ликвидация аварийного жилья - один из важных вопросов жилищной политики государства.

Ростовская область один из 12-ти субъектов, досрочно завершивших программу расселения жилья, признанного аварийным на 1 января 2012 года.

Мы в числе 7 регионов, приступивших за счет собственных средств к расселению аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 г.

За период с 2015 по 2019 год за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, обеспечены безопасные условия проживания 3-х тысяч 254-х семей.

На эти цели направлено пять миллиардов рублей.

В срок до 2024 года на расселение аварийного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, будет направлено 8,8 миллиардов рублей.

в том числе 7 миллиардов 256,6 миллионов рублей из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Запланировано расселение 8 тысяч 880 человек со 159 тысяч квадратных метров.

Показатели регионального проекта, установленные на 2019 год, достигнуты.

Региональным проектом предусмотрено в 2019 году реализовать мероприятия по расселению 140 человек с 2 тысяч 350 м 2 аварийного фонда.

Фактически выполнены мероприятия для переселения 715 семей, 1 720 человек из 29 тысяч 353 м 2 аварийного жилья (в том числе в рамках этапа 2018 года –140 семей, 348 человек из 5 тысяч 599 м 2 аварийного жилья, в рамках этапа 2019 года - 575 семей, 1372 человека из 23 тысяч 753 м 2 аварийного жилья)

После расселения аварийных домов их необходимо сносить.

Эту работу мы ведем совместно с муниципалитетами.

За последние 5 лет снесено 249 домов.

Земельные участки будут вовлечены в оборот для жилищного строительства.

Еще одна программа помогает в переселении жителей шахтерских территорий.

Из федерального бюджета за последние 5 лет выделен 1 миллиард 760 миллионов рублей на приобретение жилья гражданами, проживающими в ветхом фонде, пострадавшем от ведения горных работ (ГУРШ).

За этот период жилищные условия улучшили 835 семей.

Кроме плановых мероприятий за 5-лет министерство участвовало в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для 392 человек, потерявших жилье после крупного пожара 21 августа 2017 года
в г. Ростове-на-Дону было предусмотрено 259 миллионов рублей. Люди приобрели себе новые квартиры.

Новое благоустроенное жилье предоставлено 17 семьям, пострадавшим в результате взрыва бытового газа в мае 2019 года в Каменском районе (Богдановское сельского поселение, п. Чистоозерный, ул. Ленина, 35 литер А). На эти цели направлено свыше 25 миллионов рублей (25 миллионов 211 тысяч рублей)

Решается социальная задача по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За последние 5 лет из федерального и областного бюджетов выделено более 5 миллиардов рублей для приобретения 6 тысяч жилых помещений.

Если в 2015 году очередность составляла 6 005 человек, при этом жильем обеспечивалось не более 20 %, то уже в 2018 году в списке осталось 3 770 и жилье было приобретено для 43% из них.

До конца 2024 года по поручению Правительства Российской Федерации очередность для детей-сирот в Ростовской области будет ликвидирована.

Уже в этом году в 47 муниципальных образованиях области жилые помещения предоставляются сиротам по достижении ими совершеннолетия. 547 сирот, 40 % от списка текущего года

Показатель будет ежегодно увеличиваться.

В 2019 году на жилье для 1 335 человек было предусмотрено 828,3 миллиона рублей:

719,0 миллионов – областной бюджет (87%),

109,3 миллиона – федеральный бюджет (13%).

По итогам года благоустроенное жилье для 1300 человек приобретено.

Для того, чтобы жилье было должного качества,

министерством строительства с представителями Общероссийского народного фронта проведены выездные проверки в 23 муниципальных образованиях.

Практика проведения таких проверок показала свою эффективность и будет продолжена и в 2020 году.

Обеспечение жильем ветеранов - важная и святая обязанность!

За период с 2015 по 2019 годы за счет средств федерального бюджета улучшили свои жилищные условия 1 194 ветерана, а также лица к ним приравненные, в их числе 352 инвалида и участника Великой Отечественной войны.

На эти цели было направлено более полутора миллиардов рублей.

В 2019 году в федеральном бюджете для Ростовской области было предусмотрено 382 миллиона рублей, за счет которых 243 ветерана обеспечены жильем, в том числе в сентябре дополнительно выделены средства в сумме 198,1 миллионов рублей для 124 ветеранов.

По состоянию на 1 января 2020 года все участники и инвалиды Великой Отечественной войны, состоящие на учете как нуждающиеся в жилье, улучшили свои жилищные условия.

Второе направление работы минстроя - градостроительная и архитектурная деятельность

За пятилетний период в данном направлении проделана масштабная работа.

В новой редакции подготовлен проект Схемы территориального планирования Ростовской области- это основной документ стратегического планирования в сфере градостроительства и пространственного развития региона.

Выполнено координатное описание границ Ростовской области с соседними субъектами

(с Воронежской, Волгоградской областями, Краснодарским, Ставропольским краями и Республикой Калмыкия).

Разработано координатное описание границ 463 муниципальных образований Ростовской области.

(По результатам этой работы внесены изменения в Областные законы об установлении границ муниципальных образований Ростовской области).

Завершены работы по установлению границ зон застопления, подтопления пойменных территорий рек, общей протяженностью участков более 2 тысяч километров.

Министерством обеспечивалось градостроительное сопровождение значимых инвистиционных проектов.

За пятилетний период министерством проведены 72 проверки соблюдения законодательства, по итогам проверок устранено более 800 нарушений при разработке и утверждении муниципальных правовых актов.

Разработана концепция лесопаркового зеленого пояса вокруг города Ростова-на-Дону. В настоящее время Законодательным собранием Ростовской области принято решение о создании рек реа цион ной зоны, площадь которой составит 9500 гектаров.

Утверждена документация по проектам планировки прибрежных территорий реки Темерник по созданию непрерывного экологического парка общей протяженностью более 70 км.

Обеспечено увеличение площади и количества вовлеченных в оборот земельных участков для жилищного строительства. Выявлено более 600 земельных участков, из них вовлечено в оборот 370 участков общей площадью около 4,5 тысяч гектар.

В 2019 году дополнительное развитие получило направление по обеспечению земельными участками многодетных семей.

Более 20 тысяч семей реализовали свое право с 2011 года: за пятилетний период получили участки более 15 тысяч семей. В том числе в прошедшем году более 2 тысяч.

Однако в городах: Ростове на Дону, Таганроге, Батайске территорий для таких участков просто нет. По инициативе министерства принят областной закон, согласно которому вместо участка можно получить земельный сертификат.Его сумма составляет 466 617 рублей.

На эти цели в областном бюджете на период до 2022 года предусмотрено свыше полумиллиарда рублей.

На вовлеченных Правительством Ростовской области Федеральных территориях в Аксайском, Сальском, Целинском районах и городе Новочеркасске разработана и утверждена документация по планировке территорий. В результате предоставлено многодетным семьям более 3 тыс. земельных участков.

Также ведется работа над информатизацией отрасли. Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности - важная ее часть.

С 1 января 2021 года при отсутствии сведений в Госкадастре о границах населенных пунктов и территориальных зон муниципалитетам запрещено выдавать разрешения на строительство жилья.

Чтобы не допустить сбоев в развитии строительства, мероприятия по координатному описанию границ 2291населенных пунктов и более 60 000 границ территориальных зон необходимо выполнить в 2020 году!

Средства на это из областного бюджета на 2020 год предусмотрены в размере более 800 млн. рублей на софинансирование расходов органов местного самоуправления.

Работа в этом направлении уже ведется.

Третьим направлением деятельности министерства является проектирование, строительство и реконструкция объектов социального назначения.

За прошедшие пять лет выделено более 21,0 млрд. рублей из средств областного и федерального бюджетов на строительство и реконструкцию объектов социального назначения.

В рамках исполнения федеральных и региональных государственных программ на территории Ростовской области в период с 2015 по 2019 год завершено строительство и реконструкция 102-х объектов капитального строительства, из них:

- 66 объектов образования, в том числе: 58 детских садов и 8 школ;

- 4 объекта культуры;

- 11 объектов газификации социально значимых объектов;

- 1 объект здравоохранения;

- 5 объектов социального назначения.

До конца 2021 года планируется построить еще 45 детсадов, в том числе 27 - в рамках компенсационных мероприятий, без привлечения средств федерального бюджета.

В 2019 году в г. Ростове-на-Дону с привлечением средств федерального бюджета начато строительство трех дошкольных образовательных организаций на 530 мест. Средства федерального бюджета в сумме 360,8 миллионов рублей освоены в полном объеме.

В текущем году планируется начать строительство еще 15 дошкольных образовательных организаций в 8 муниципальных образованиях области на 2 тысячи 625 мест, в том числе 875 мест для детей в возрасте от полутора до 3 лет

Для выполнения данной задачи в областном бюджете на 2020 – 2021 годы предусмотрены средства в сумме 3,2 млрд. рублей.

В нацпроект включено 5 объектов в трех территориях области.

Фок в Константиновском районе ввод – сентябрь 2020-01-23

Комплекса специализированных трасс в Ростове-на-Дону- май 2020 Завершение строительства двух планируется в текущем году.

Еще три спортивных объекта будут начаты в 2020 - 2021 годах:

- центр спортивной подготовки по тяжелой атлетике в г. Шахты;

- физкультурно-оздоровительный комплекс в городе Ростов-на-Дону на территории гребного канала Дон;

- крытый футбольный манеж в городе Ростов-на-Дону.

Также начато строительство 14 школ на 6 тыс. мест завершением в 2020-2021 годах.

В текущем году планируется начать строительство еще 11 - на 8 тыс. мест.

В завершение доклада хочу сказать, что поставленые перед нами задачи потребуют системной работы всей отрасли.

Наши усилия должны быть сосредоточены на каждом из обозначенных в докладе направлении.

Реализация послания президента, достижение целей национальных проектов, исполнение наказов избирателей - это те приоритетные позиции, достижение которых жизненно необходимо для повышения благосостояния жителей Дона.


Премьер-министр РФ предложил назначить министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирека Файзуллина, который с января 2020 года был первым заместителем руководителя ведомства Фото пресс-службы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Уже сегодня профильный комитет выслушает Файзуллина, а завтра на пленарной сессии Госдумы, возможно, вопрос с назначением министра решится окончательно.

Так или иначе, но карт-бланш, который получили Мишустин и Хуснуллин, выглядит оправданным полученными результатами. На фоне коронавирусного падения экономики отрасль почти не сбавила, хотя ранее в ходе кризисов падение шло на десятки процентов. Инструменты, предложенные Хуснуллиным, — упрощение нормативов и льготная ипотека плюс жесткое администрирование на фоне борьбы с пандемией — сработали.

ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРОИТЕЛЬ ВО ГЛАВЕ МИНСТРОЯ

Файзуллин, имеющий профильное строительное образование, станет первым профессиональным строителем в кресле министра строительства и ЖКХ России. Данное ведомство образовано 1 ноября 2013 года на базе федерального агентства по строительству и ЖКХ в структуре минрегионразвития РФ. Последним шефом Госстроя был заместитель министра регионального развития Владимир Токарев, по образованию он юрист и экономист, а до него был Владимир Коган, окончивший Ленинградский инженерно-строительный институт.

Первым министром строительства и ЖКХ России в 2013-м стал Михаил Мень, сын убитого в 1990 году священника Александра Меня. У Михаила Александровича, безусловно, масса достоинств, но по образованию он режиссер, юрист и доктор философии. Якушев, работавший министром с 2018 года, тоже не строитель, а юрист, финансист и экономист.

Так что профессионального строителя отрасль не видела у руля довольно давно. С точки зрения образования главой минстроя РФ становится наконец профессиональный строитель, а назначение профи всегда приветствуется другими профессионалами. Кроме того, в плюс ему играет и тот факт, что у него нет своего бизнеса и бизнес-интересов.

Ирек Энварович Файзуллин

Родился 8 декабря 1962 года в Казани.

1985–1989 – инженер, старший инженер кафедры металлических конструкций и испытания сооружений Казанского инженерно-строительного института.

2010–2020 – министр строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, главный архитектор РТ.

С 2020 года – первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; заместитель председателя президиума правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.

Награды и звания:


Если на мартовском заседании Совета при Губернаторе по реализации приоритетных национальных проектов нами были расставлены акценты текущего года и определены точки роста по основным направлениям в сфере увеличения доступности рынка жилья, то сегодня уже можно подводить промежуточные итоги.


Целевые индикаторы текущего года и достигнутые значения по итогам 8 месяцев работы перед Вами на мониторах.

Остановлюсь на анализе исполнения основных направлений нацпроекта.

Стимулирование развитие жилищного строительства.

На эти цели в областном бюджете предусмотрено 1 млрд. 100 тысяч рублей – в 1,5 раза больше, чем в 2010 году. Задача – обеспечить ввод 740 тыс. кв. метров жилья за счет всех источников финансирования, в том числе 150 тыс. кв. метров – при государственной поддержке целевыми займами.


За январь-август ввод жилья составил 321 тыс. кв. метров – 43 процента от годового прогноза. Это означает, что за оставшиеся 4 месяца до конца года необходимо достроить и оформить постановку на государственный технический учет еще 419 тыс. кв. метров – по 100 тыс. кв. метров ежемесячно .

Эта программа является большим подспорьем жителям на селе. Кроме того, она обеспечивает 20 процентов областного объема ввода.


Планы текущего года для области напряженные. За весь период подъема жилищного строительства, начиная с 2000 года, такого темпа, как сейчас, – 26 процентов к уровню предыдущего года, не достигалось. Максимум – 15 процентов в 2007 году.

Министерством составлен график ввода многоквартирного жилья, который в рабочем режиме актуализируется с учетом информации муниципалитетов, застройщиков и госстройнадзора. В связи с отсутствием на начало года домов высокой степени готовности основной объем ввода многоквартирных домов, а это – 142 тыс. кв. метров, приходится по графику на 4 квартал.


Тревогу вызывает тенденция к снижению объемов индивидуального строительства по сравнению с предыдущими годами. И в текущем году только по результатам 8 месяцев удалось достичь прошлогоднего уровня. А задача стояла – увеличить его на 20-25 процентов. Минстроем совместно с областным центром инвентаризации и оценки недвижимости предложена реальная помощь муниципальным образованиям в организации работы с гражданами по постановке построенных домов на государственный технический учет.

Надеемся, что в четвертом квартале эта работа даст свои результаты. Большинство глав муниципалитетов включились в работу, поскольку понимают, что надлежащий учет недвижимости – это, прежде всего, источник пополнения бюджета муниципального образования.


Да и в целом об отношении к делу. Вот каждый из глав сетует, как тяжело исполнять планы по вводу жилья. Когда же речь заходит об освоении средств, выделенных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, – опять проблема: где взять для них квартиры.


Мы в министерстве как-то проанализировали, сколько суммарно уходит в территории бюджетных средств на решение жилищных проблем. Весомые, могу вам сказать, получаются цифры.


К примеру, в 2011 году, городу Оренбургу предусмотрено 311 млн. рублей – это 299 реальных квартир – восемь подъездов 9-этажного дома; Орску – 93,2 млн. рублей – 119 квартир – восемь подъездов 5-этажного дома; Кувандыку и Бузулуку – почти по 60 млн. рублей – по четыре подъезда 5-этажных домов и так далее. А в обеспечении жильем ветеранов ВОВ, детей-сирот, военнослужащих – проблемы…

Федеральные и областные власти со своей стороны делают все необходимое, чтобы выделяемые в рамках жилищных программ бюджетные средства шли на первичный рынок: отредактирована нормативная база, в областном бюджете предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований на строительство коммунальной инфраструктуры.

Возвращаясь к выполнению годового плана, отмечу, что положительная динамика в вопросе строительства и ввода жилья все-таки есть .

Первое – за восемь месяцев текущего года уменьшилось количество приостановленных строительством многоквартирных домов: Их число с начала года сократилось почти вдвое с 29 до 16 (площадь – со 196 до 100 тыс. кв. м).


Взгляните на экран. Если за первый квартал было построено 70,2 процента к прошлому году, то за 8 месяцев этот показатель достиг 95 процентов. В сентябре мы планируем выйти, наконец, на уровень прошлого года.


Хочу обратить особое внимание на ввод жилья муниципальных образований городов Оренбург, Орск, Бузулук, Новотроицк, Гай, Медногорск, Кувандыкского района. Если администрации территорий срочно не включатся в работу, область потеряет в текущем году почти 80 тыс. кв. метров.


А нужно помнить, что ввод жилья на душу населения – это один из основных показателей социально-экономического развития территории. По нему судят о ее развитии, качестве жизни, инвестиционной привлекательности. В конечном итоге, это имидж муниципалитетов, области и ее руководителей.


В будущем при формировании планов мы должны исходить из задачи, поставленной Президентом и Правительством Российской Федерации по достижению к 2020 году уровня ввода 1 кв. метра на человека в год.


В этой связи нельзя не отметить, что одной из первоочередных задач является разработка документов территориального планирования, которая должна быть завершена в 2012 году.

Внимание к этому вопросу со стороны глав муниципальных образований недостаточно. Об этом свидетельствует остаточный принцип финансирования направления из местного бюджета. В Тоцком районе, к примеру, вообще не предусмотрели на эти цели средств. В результате, разработка схемы терпланирования в текущем году так и не начнется. Такое отношение муниципалитетов негативно отразится на развитии жилищного строительства, поскольку увеличиваются сроки формирования и предоставления земельных участков. Отсутствие проектов планировки и межевания приводит к нарушениям в выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию. Неграмотная градостроительная политика вызывает не только жалобы жителей, как, к примеру, в Абдулинском и Оренбургском районах, но и является, порой, причиной разрушений, бедствий, человеческих жертв. Яркий тому пример – наводнение в Тоцком районе.

Следует отметить также низкое качество разрабатываемых документов территориального планирования. Причина тому – отсутствие в области специализированных организаций, укомплектованных необходимым штатом сотрудников. На сегодня министерством возвращено на доработку 3 генеральных плана поселений и 4 схемы территориального планирования муниципальных районов.

Начавшаяся в области реализация пилотных проектов автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности показала отсутствие в муниципалитетах квалифицированных кадров, способных работать с новыми компьютерными технологиями. Большой проблемой остается ликвидация отделов архитектуры как самостоятельных структурных единиц, наделений архитекторов несвойственными функциями, недостаточное компьютерное и программное обеспечение.

Все эти перечисленные проблемы усугубляются отсутствием надлежащего методологического обеспечения со стороны федеральных властей.

Свои предложения по решению вопроса министерство представило в проекте решения.

Несколько слов о реализации программ переселения из аварийного жилья и проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов.


Результаты реализации 185 Федерального закона за 2009–2011 годы перед Вами на мониторе.

В 2011 году области выделена финансовая поддержка в размере 537,9 млн. рублей, из них на проведение капитального ремонта многоквартирных домов – 148,7 млн. рублей и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда – 389,2 млн. рублей.

За счет всех источников в сумме 791,7 млн. рублей в 2011 году планируется отремонтировать 151 многоквартирный дом, в котором проживает 12,5 тыс. человек, расселить 512 семей из 77 аварийных домов.

В настоящее время в муниципальных образованиях, участвующих в программе капитального ремонта многоквартирных домов, завершается проведение конкурсов по отбору подрядных организаций, заключены договора на проведение работ на 147 домах (97,3 %), на 98 домах ведутся ремонтные работы (64,9 %).


По программе переселения граждан из аварийного жилья проводятся аукционы на право заключения контрактов на приобретение квартир, заключаются муниципальные контракты с застройщиками.

Вместе с тем, в области имеются проблемы по завершению областных адресных программ 2010 года.

Так, по двум программам проведения капитального ремонта многоквартирных домов не сданы в эксплуатацию 12 многоквартирных домов (из 782) в 3 муниципальных образованиях (г. Гай – 5 домов, Оренбургский район – 6 домов, Новоорский район – 1 дом), имеется отставание по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в двух муниципальных образованиях (г. Абдулино , г. Бугуруслан).

В связи с невыполнением программ 2010 года, соответствующие программы 2011 года профинансированы Фондом в размере 161,3 млн. рублей (30%) от запланированных 537,9 млн. рублей.

С целью завершения программ 2010 года, а также получения оставшихся средств министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области ведется с муниципальными образованиями усиленная работа по выполнению намеченных мероприятий до октября 2011 года.


По вопросам обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

Ситуацию по молодым семьям обозначит государственный заказчик программы – минспорта .

Я же остановлюсь на тех категориях граждан, которые курирует наше министерство.

По обязательствам федерального бюджета в наши задачи входит содействие обеспечению жильем:

участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;

граждан, выехавших из районов крайнего Севера;

граждан, уволенных с военной службы;

ветеранов Великой Отечественной войны;

ветеранов боевых действий, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов.

В 2011 году на эти цели из федерального бюджета предусмотрено 404 млн. рублей. Для сравнения, в 2010 году – 1,7 млрд. рублей.

На выделенные средства необходимо обеспечить жильем 402 семьи.

По состоянию на 1 сентября субсидии предоставлены 238 семьям.

Возможность получения жилья или единовременной денежной выплаты у 85 семей бывших военнослужащих появится в первой декаде октября после вступления в силу соответствующего закона Оренбургской области.

71 человек – это инвалиды, проживающие в г. Оренбурге. Выдача свидетельств о получении субсидии невозможна в связи с непредставлением учетных дел граждан данной категории администрацией города. Кроме того, размер социальной выплаты для этих граждан настолько мал – 496 тысяч рублей, что приобрести на эту сумму жилье невозможно. Это является причиной отказа большинства от государственной помощи.

В этой связи считаем необходимым обратиться с инициативой в Государственную Думу Российской Федерации с целью внесения изменений в законодательство в части увеличения нормы предоставляемой соцвыплаты, как минимум, до 36 кв. метров. Пока же она составляет 18 кв. метров. Это даже не однокомнатная квартира, а комната в коммуналке. Совершенно не учитывается также то, что данная категория ограниченно трудоспособна, дополнительных средств на оплату полной стоимости жилья не имеет.


По ветеранам ВОВ.

В текущем году область закупила по 5 квартир для очередников городов Оренбурга и Бузулука. На аукцион выставлено предложение по закупке еще 8 квартир в г. Оренбурге. Сложность заключается в том, что купить 1 комнатную квартиру в г. Оренбурге за 994 тыс. рублей невозможно. Реальная цена выше, как минимум в 1,5 раза. Да и нет таких квартир в достаточном количестве, поскольку они наиболее востребованы.

Как решать эту проблему я уже говорил выше.

На сегодняшний день не обеспечены жильем еще 454 ветерана. Потребность денежных средств федерального бюджета на их обеспечение составляет 453 млн. рублей. По информации Минрегиона России, около половины из них поступят в ноябре.


По исполнению областных обязательств.

На сегодняшний день нам необходимо обеспечить жильем 2 915 детей-сирот. Цена вопроса – 2,6 млрд. рублей.

В областном бюджете на текущий год предусмотрено 414,4 млн. рублей (в том числе 89 млн. рублей из федерального бюджета), что позволит решить проблему 470 детей.

По состоянию на 01.09.2011 муниципальными образованиями приобретены 96 квартир на сумму 73,1 млн. рублей, из них 87 – на вторичном и 9 – на первичном рынках. Хочется отметить, что на сегодняшний день эти показатели увеличились: приобретено 140 квартир.

В настоящий момент в области насчитывается 9 муниципальных образований, которые до сих пор не приступили к освоению выделенных в 2011 году субвенций. Это города Бузулук, Новотроицк и районы Акбулакский, Грачевский, Илекский, Октябрьский, Пономаревский, Светлинский, Ясненский. Причина – отсутствие жилья, соответствующего предъявляемым требованиям.


На обеспечение жильем многодетных семей предусмотрено 28 млн. рублей средств областного бюджета, что позволит обеспечить жильем 22 многодетные семьи.

По области на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 2 153 многодетные семьи.

Для снятия остроты проблемы необходимо увеличить размер средств, выделяемых из областного бюджета в 2012 году, минимум до 55 млн. рублей.

В областном бюджете в 2011 году на обеспечение жильем социального найма отдельных категорий граждан предусмотрены субвенции муниципальным образованиям области в размере 25 млн. рублей, что позволит улучшить жилищные условия 25 семей.

По области на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 3 710 семей, в том числе:

ветеранов боевых действий – 1 091 человек;

членов семей погибших инвалидов боевых действий и военнослужащих – 20 семей;

инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов – 1489 человек;

прочих категорий – 1 110 человек.

В большинстве муниципальных образований на сумму предоставляемых субвенций невозможно приобрести даже однокомнатную квартиру. Есть опасение, что субвенции останутся неосвоенными.

Для решения указанной проблемы требуется увеличение размера средств областного бюджета на обеспечение жильем отдельных категорий граждан минимум в два раза (это около 50 млн. рублей).


Уважаемый Валерий Анатольевич!

Развитие жилищного строительства и повышение его доступности для населения – задача масштабная. Резкий рост объемов ввода жилья может дать только комплексное освоение территорий. Об этом свидетельствует статистика жилищного строительства в Оренбургской области, когда наибольший объем ввода жилья наблюдался при освоении новых микрорайонов в период развития газовой отрасли.

В связи с тем, что комплексная застройка требует больших затрат на поводящие сети, дороги, социальную инфраструктуру необходимо активное использование всех имеющихся форм сотрудничества с инвесторами.


Сегодня мы начинаем получать отдачу от вложенных средств. В первых числах октября 12 семей , переселяемых из аварийного жилищного фонда, станут обладателями квартир в современном энергоэффективном доме, выстроенным в поселке . В связи с этим событием 5-6 октября на базе жилой застройки состоится Межрегиональное совещание по применению энергоэффективных технологий в строительстве малоэтажных домов эконом-класса, организованное при содействии Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства и Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Совместная работа с застройщиком продолжается. Предварительно достигнуты договоренности по строительству в поселке жилья для ветеранов ВОВ и граждан, уволенных с военной службы.


Развитие рынка жилищного строительства зависит, в первую очередь, от адекватного спроса и способности его удовлетворить. Увеличение в текущем году объемов ипотечного кредитования и достижение их докризисного уровня свидетельствует об оживлении спроса. Однако строительному комплексу необходимо время для послекризисного восстановления. По оценкам экспертов, это может произойти к концу 2012 года.

Читайте также: