Права человека в китае доклад

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с прогнозами некоторых западных и китайских аналитиков, на долю Китая в 2020-м г. придется порядка 23% от показателя мирового ВВП, в то время как как на долю Соединенных Штатов Америки – только 18%.

Общая характеристика Конституции КНР

Конституция, провозглашенная в 1982-м г., в свою структуру включает 4 главы и 138 статей. Она обладает следующими характерными чертами:

Основные права и обязанности граждан

В основах правового положения людей и граждан выражен социалистический характер китайской идеологии государства, что закрепляется главой 1 и 2 Конституции Китайской Народной Республики. Принципами правового статуса личности является:

  • равенство всех граждан перед законодательством;
  • равноправие мужчин и женщин;
  • ненанесение гражданами в процессе реализации собственных прав и свобод вредного воздействия государственным, общественным, коллективным интересам, а также законным правам остальных граждан.

Необходимо подчеркнуть, что государством охраняются права и интересы женщин, при этом обеспечивается для них равная с мужчинами оплата за равный труд, воспитываются и выдвигаются кадровые работники из численности женщин (часть 2 статьи 48 Конституции Китайской Народной Республики).

Конституционным правом КНР закрепляется небольшая номенклатура основополагающих прав и свобод, причем делается акцент на социально-экономические права. Но провозглашенное право на труд в общем-то не гарантируется правительством, и в государстве есть место для безработицы. С большим ограничением функционирует право на образование. В полной мере не устранена неграмотность, хоть и прогресс в данной области несомненно имеется. Нет единого права на соц. обеспечение в старости в общегосударственном масштабе. В соответствии с Конституцией население Китайской Народной Республики в старости, в случае болезни либо потери трудоспособности обладает правом на получение от правительства и общества матпомощи. Декларируется право на отдых, которое на самом деле существенно ограничивается.

Среди всей совокупности политических прав и свобод закрепляется:

  • право избирать и быть избранным;
  • право на свободу слова, печати;
  • право участвовать в собраниях, союзах, уличных шествиях и демонстрациях;
  • право на свободу вероисповедания.

Данные права используются согласно своего прямого назначения и не должны приносить ущерб для общества и государства. Китайские граждане вправе обращаться с критикой и предложениями к государственным органам либо государственным служащим, могут вносить в конкретные органы жалобы и заявления касаемо нарушений законодательства. Одновременно с этим основополагающие нормы не предполагают наличие права на образование полит. партий, вступление и свободный выход из них. Допустимо лишение политических прав в соответствии с законом.

Вследствие политики реформирования китайского общества настоящая Конституция довольно пристальное внимание уделяет личным гражданским правам и свободам. Предусматривается право на личную свободу и неприкосновенность, право на честь и достоинство, право на неприкосновенность жилища, право на свободу и тайну переписки, право на получение компенсации ущерба, которое было причинено гос. органами и гос. служащими при посягательстве на гражданские права. Закрепляется принцип гос. охраны брачного союза, семьи, материнства и младенчества. Законодательство запрещает нарушать свободу брака, а также жестоко обращаться с людьми преклонного возраста, женщинами, детьми.

Отдельно в Конституции закрепляются права этнических китайцев, которые проживают за рубежом (хуацяо).

Обязанности, провозглашенные Конституцией КНР

Действующая Конституция КНР устанавливает следующие обязанности:

  • защита единства КНР и обеспечение сплоченности всех национальностей;
  • защита родины и отражение агрессии;
  • соблюдение Конституции и законов;
  • сохранность государственной тайны;
  • бережное отношение к общественной собственности;
  • соблюдение трудовой дисциплины и общественного порядка;
  • уважительное отношение к нормам общественной морали;
  • уплата налогов согласно закону.

В КНР есть институт смертной казни, который китайское правительство применяет довольно интенсивно. Высшая (исключительная) мера наказания предусматривается в более чем 60 статьях Уголовного Кодекса Китайской Народной Республики.

К примеру, смертная казнь назначается за совершение тяжких насильственных преступлений, серьезных финансовых махинаций, за сутенерство и даже порчу трубопроводов, а также несанкционированные раскопки исторических захоронений.


Кадры China Media Group (CMG)-CCTV

В понедельник Пресс-канцелярия Госсовета Китая опубликовала Доклад о нарушениях прав человека в США в 2021 году.

  • Высокая цена борьбы с эпидемией в США
  • Укоренившееся насильственное мышление угрожает жизням
  • Игра с фальшивой демократией попирает политические права
  • Потакание расовой дискриминации усугубляет социальную несправедливость
  • Отклонение от гуманитарных ценностей ведет к миграционному кризису
  • Чрезмерное применение силы и санкции нарушают права человека в других странах

Китай Доклад по США 02.jpg

Ситуация в сфере общественной безопасности в США ухудшилась, а уровень насильственных преступлений остались высоким. В 2021 году произошло 693 массовых расстрела, что на 10,1% больше, чем в 2020 году, в ходе которых в результате применения огнестрельного оружия было убито более 44 тысяч человек.

Китай Доклад по США 03.jpg

В докладе говорится, что фальшивая демократия попирает политические права людей, а жестокие правоохранительные органы усложняют жизнь мигрантам и беженцам в Соединенных Штатах. В 49 штатах США было внесено более 420 законопроектов с положениями, ограничивающими доступ к голосованию. Согласно докладу, только 7% молодых американцев считают страну "здоровой демократией", а общественное доверие к правительству упало почти до исторического минимума с 1958 года.

Китай Доклад по США 04.jpg

В докладе также подчеркивается растущая дискриминация в стране в отношении групп этнических меньшинств, особенно лиц азиатского происхождения. Количество преступления на почве ненависти против азиатов в Нью-Йорке выросли на 361% по сравнению с 2020 годом. Жестокие правоохранительные органы усложнили жизнь мигрантам и беженцам. В докладе говорится, что односторонние действия США привели к возникновению новых гуманитарных кризисов по всему миру.

Китай Доклад по США 07.jpg

Юй Лимэй, аспирантка кафедры международного права Российского университета дружбы народов.

После нескольких десятилетий сравнительно медленного развития в Китайской Народной Республике значительно ускорился экономический рост, и в XXI век страна вошла мощной и влиятельной экономической державой. На фоне быстрого экономического развития успешно претворяются в жизнь демократические преобразования. По мере осуществления политических и экономических реформ в Китае бурное изменение и развитие стало претерпевать и законодательство страны.

С конца 1979 г. по настоящее время КНР переживает законодательный бум, который характеризуется принятием законов, необходимых для ускорения политического и экономического развития страны, проведения демократических преобразований. Центральное место в указанном процессе занимают права человека, признаваемые государством той ценностью, на обеспечение которой должны быть направлены принимаемые законы. При этом страна опирается на положения важнейших международных соглашений в сфере прав человека, включая Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах. Опыт Китая в данном отношении интересен как для России, так и в особенности для развивающихся стран, ряд из которых до сих пор не ратифицировали Пакты о правах человека.

Китайская Народная Республика исходит из того, что реализация основных прав и свобод человека должна сочетаться со специфическими особенностями каждой страны. В силу больших различий в социальном строе, уровне экономического развития, исторических условий и культурных традиций тех или иных стран весьма различно и отношение к правам человека, и подходов к их практической реализации . В Китае также существует специфическое понимание прав человека, вытекающее из исторического опыта и конкретных современных реалий. Важнейшее внимание (наряду с индивидуальными правами) в стране уделяется защите коллективных прав, что обусловлено особенностями исторического и культурного развития, наличием громадного населения и связанных с этой необходимостью постоянного решения крупномасштабных задач. Однако при этом граждане Китая пользуются основными правами и свободами, которые закреплены в Конституции страны и действующем законодательстве.

См. подробнее: Современный Китай и основы модернизации. М., 1998.

За время своего существования в Китайской Народной Республике были приняты четыре Конституции: Конституция 1954 г., Конституция 1975 г., Конституция 1978 г. и ныне действующая Конституция, принятая 4 декабря 1982 г., в которой были закреплены базовые принципы ранее действующих основных законов. Конституция КНР 1982 г. содержит Предисловие и 4 главы: "Общие положения", "Основные права и обязанности граждан", "Государственное устройство", "Государственный флаг, Государственный герб, столица КНР". Во 2 главе Конституции закрепляются принципы равенства граждан Китая перед законом и запрещение дискриминации. Граждане страны наделяются как экономическими, социальными и культурными, так и гражданскими и политическими правами. Конституция КНР обладает высшей юридической силой, а национальное законодательство не должно ей противоречить. Все народы страны, государственные органы, вооруженные силы, политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения должны рассматривать выполнение Конституции как основной критерий своей деятельности.

См.: Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
Современный Китай и основы модернизации. М., 1998.

Конституция КНР и законодательство страны закрепляют специфический китайский подход к правам человека, в основе которого - право на существование и развитие. Это означает, что человек имеет право на удовлетворение самых необходимых потребностей в жилье, пище и одежде. Для Китая с миллиардным населением первоочередной задачей является обеспечение всех жителей необходимыми продуктами жизнедеятельности.

Всесторонний прогресс в защите прав человека возможен только при успешном ходе реформ, развития производительных сил и повышения благосостояния всего народа. Ставя в качестве основного право на существование и развитие, КНР стремится обеспечить и другие базовые экономические, социальные, культурные права наряду с гражданскими и политическими свободами. В вопросах соблюдения прав человека такой подход акцентируется на следующем: социальная стабильность рассматривается в качестве его предпосылки; развитие - как ключевое звено; реформа - как движущая сила; законодательство - как гарантия. Придерживаясь этого подхода, Китай за сравнительно короткий период создал правовую систему, обеспечивающую основные права и свободы как всего народа, так и отдельных граждан.

См.: Китай в XX веке: шансы, выводы и перспективы. М., 2000.

КНР придерживается позиции, что вопросы, относящиеся к правам человека, должны быть, главным образом, во внутренней юрисдикции государств и решаться при помощи законодательных, административных и иных внутренних механизмов. Однако за последние годы в стране стала преобладать точка зрения, что в деле обеспечения и защиты прав человека значительную роль играет межгосударственное сотрудничество и соблюдение основополагающих международных соглашений по правам человека . Все это привело к ратификации КНР целого ряда международных конвенций по правам человека.

О развитии международного сотрудничества государств по правам человека см.: Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974; Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995; Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002.

В 2001 г. Китай ратифицировал Пакт об экономических, социальных и культурных правах, а в 1998 г. подписал Пакт о гражданских и политических правах. В настоящее время принимаются меры по приведению национального законодательства и практики его применения в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах и его последующей ратификации. Реализация основных прав и свобод человека в полном объеме является одной из главных задач развития КНР в XXI веке.

Как было отмечено ранее, наибольшее значение Китай придает праву на существование и развитие, решению проблем обеспечения населения жильем, питанием и одеждой. Поэтому неслучайно, что Пакт об экономических, социальных и культурных правах явился одним из первых международных договоров, который ратифицировала эта страна. Согласно стратегии экономического развития, разработанной в Китае после провозглашения политики реформ и открытости, для проведения модернизации страны намечено три этапа. Цели первого этапа (решение проблем питания и других средств жизни) и второго этапа (достижение уровня первоначальной зажиточности) уже в основном реализованы. Заложена материальная база для осуществления цели третьего этапа: к середине XXI века довести среднедушевой показатель ВВП до уровня развитых стран, что будет означать создание зажиточной жизни для населения и наиболее полную реализацию одного из главных положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах (далее - Пакт) - права каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилье, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11).

В КНР принимают последовательные меры и для реализации других социально-экономических и культурных прав, предусмотренных в названном Пакте. Они не только закреплены в Конституции страны и законодательных актах, но и осуществляются на практике. Так, согласно ст. 42 Конституции КНР, "граждане Китайской Народной Республики имеют право на труд и обязаны трудиться. Государство создает условия труда, улучшает охрану труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся".

В стране в настоящее время трудятся на производстве и в сельском хозяйстве свыше 700 млн. человек, а коэффициент безработных составляет всего около 3%. Создана система социальных гарантий трех категорий:

  • система гарантированного установленного уровня жизни для лиц, уволенных в ходе реформ государственных предприятий;
  • система страхования на случай безработицы;
  • система гарантированного прожиточного минимума для населения городов и поселков.

В Китае непрерывно повышается уровень жизни, а число бедных ежегодно сокращается на 10 млн. человек. Претворяя в жизнь положения указанного Пакта, КНР исходит из специфических особенностей развития страны. Конституция Китая, защищая брак, семью, материнство и младенчество, обязывает супругов - мужа и жену - "осуществлять планирование семьи" (ст. 49). В городской семье может быть не более одного ребенка. Если родится девочка, то можно иметь еще одного ребенка. В сельской семье разрешено иметь двух детей. При соблюдении этого правила семья получает материальное поощрение от государства, при нарушении - полагается штраф.

Данные меры вызваны высоким уровнем рождаемости и стремлением страны обеспечить каждому достойный уровень жизни. Такое планирование семьи не нарушает положений Пакта, а учитывает специфические особенности развития страны.

КНР серьезно относится к своим международным обязательствам. Поэтому перед тем как ратифицировать тот или иной договор, принимаются меры для приведения законодательства страны в соответствии с его положениями. Именно этим объясняется тот факт, что Китай, подписав Пакт о гражданских и политических правах в 1998 г., пока не ратифицировал его. Одна из причин этого состоит в том, что в КНР еще не запрещена смертная казнь. Согласно Пакту смертную казнь можно применять только "за самые тяжкие преступления в соответствии с законом" (ст. 6). В Китае ежегодно казнят до 3 тыс. осужденных не только за такие тяжкие преступления, как убийства, терроризм и разбой, но и за ненасильственные экономические преступления - мошенничество, кража кредитных карт и др. Такое суровое наказание обусловлено историческими особенностями развития страны и ее законодательства, берущего начало с момента возникновения древнекитайского права.

См.: Россия и Китай: история и современность. М., 2000.

Широкое применение смертной казни в Китае не может скрыть тот факт, что практически все остальные положения Пакта последовательно осуществляются в стране. В Китае запрещены пытки. Более чем 20 из 78 статей "Тюремного Кодекса", вступившего в силу еще в 1994 г., касаются гарантий прав заключенных. Эти статьи запрещают попрание личного достоинства, телесные наказания и пытки, закрепляют право на подачу обжалования приговора и гарантируют другие права. В 1998 г. КНР ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В Китае гарантируются такие права (закрепленные в Пакте о гражданских и политических правах), как право принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным на свободных периодических выборах, право на свободу слова, печати и собраний, личную неприкосновенность и другие.

Ратификация КНР Пакта об экономических, социальных и культурных правах, подписание Пакта о гражданских и политических правах, присоединение ко многим международным конвенциям в сфере прав человека свидетельствуют о том, что в стране постепенно меняется отношение к развитию сотрудничества в данной области. Если первоначально Китай рассматривал вопросы, относящиеся к правам человека, как исключительно свое внутреннее дело, то в 1990-х гг. позиция страны кардинально меняется. КНР начинает сотрудничать с различными органами ООН, контролирующими процесс соблюдения прав человека.

В 1991 г. Китай впервые направил приглашение Специальному докладчику ООН по проблемам религиозной нетерпимости, пригласил Рабочую группу ООН по проблемам произвольного заключения под стражу и Специального докладчика ООН по проблеме пыток. После ратификации Пакта об экономических, социальных и культурных правах КНР направила соответствующему Комитету ООН подробный доклад о принятых в стране мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в указанном Пакте. Этот Комитет при рассмотрении докладов государств выносит в их адрес рекомендации, которые он считает целесообразными. Сотрудничество КНР с Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, а также с другими контрольными органами ООН свидетельствуют о том, что страна больше не рассматривает права человека, как входящие исключительно во внутреннюю юрисдикцию государства.

Совершенно очевидно, что развитие международного сотрудничества КНР с Организацией Объединенных Наций и другими универсальными и региональными учреждениями будет способствовать сближению точек зрения различных государств по вопросам, относящимся к правам человека, и выработке согласованных позиций в данной сфере.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Alexandra Kirikova at Kursk State University

В докладе описываются ключевые черты современного института прав человека, существующего в КНР, на основе выделения культурных, идеологических, исторических и экономических особенностей и этапов его становления.

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

Кирикова А . А ., Харсеева О . В . ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ : СЕКСИЗМ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Конституционное регулирование личных прав и свобод человека в азиатских государствах Тихоокеанского региона // Государственная власть и местное самоуправление

Вечканова Н.В. Конституционное регулирование личных прав и свобод человека в азиатских государствах Тихоокеанского региона // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 12. С. 7-12.

Преступления против личной свободы человека в уголовном праве России и Китая // Международное уголовное право и международная юстиция

Волков К.А. Преступления против личной свободы человека в уголовном праве России и Китая // Международное уголовное право и международная юстиция. 2016. № 3. С. 15-16.

On protection of the rights of official occupational crime whistleblower in China // Наука и Мир. 2016. Т. 2. № 7 (35). С. 47-51. 12. Малевич Ю. Незападная концепция прав человека // Белорусский журнал международного права и международных отношений

Liu T. On protection of the rights of official occupational crime whistleblower in China // Наука и Мир. 2016. Т. 2. № 7 (35). С. 47-51. 12. Малевич Ю. Незападная концепция прав человека // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. № 5. С. 26-33.

Социально-экономические права и свободы как элемент конституционно-правового положения человека и гражданина

Скокова А.Н. Социально-экономические права и свободы как элемент конституционно-правового положения человека и гражданина / А.Н. Скокова, Е.А. Масуфранова // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права. Сборник научных статей. Курск, 2016. С. 107-109.

Recommendations

Юридическая терминология и правосознание // The Legal terminology and Legal consciousness

Aim. Цель исследования состоит в выявлении основных особенностей российской юридической терминологии и предложении рекомендаций по усовершенствованию процесса использования юридических терминов в к ачестве средства формирования правосознания. . [more]

Право и искусство // The Law and Art

Защита прав потребителей

Изучение общественных отношений в сфере реализации прав потребителей в условиях развития механизмов стандартизации и сертификации продукции.

Права человека // Human rights

Современные тенденции в сфере защиты прав потребителей: проблемы сертификации на российском потребит.

Alexandra Kirikova

The subject of the research in this article is the problem of implementation of voluntary certification caused by the imperfection of the existing technical legislation. Authors try to make an attempt to analyze the reasons for the unsatisfactory condition of normative legal base. The research is based on the idea that certification is one of the fundamental means of consumer protection in the . [Show full abstract] sphere of goods circulation and the economic system as a whole, which gives the consumer a guarantee of identity of a specific product by the state’s standards. The authors describe some problems of legal regulation of voluntary certification. The authors use the general scientific (analysis, synthesis) and the special scientific methods: formal-legal, comparative-legal. As a result of the study the authors conclude that the domestic consumer market has various contradictions and problems in the field of voluntary certification. Many innovations don't spread in this sphere as, for example, the draft law on certification, religious certification is ignored, and so on. We consider that the main problem is the low legislative regulation that promotes active growth of abuse in this sphere as well as non-legal thinking of Russian consumers.

Читайте также: