Мифология и поэзия в древней греции доклад
Обновлено: 18.05.2024
Поэмы, в которых излагались мифы о богах, получили название гомеровски гимнов, хотя их создал не Гомер, а безвестные авторы в разное время. В этих поэмах отсутствовало еще авторское начало.
Величайшим лирическим поэтом греки считали Архилбха (VII в. до н. э.). У этого сына аристократа и рабыни, родившегося на острове Парос, жизнь была бурная, полная невзгод. Покинув родной край, поэт много странствовал. Стремясь отыскать свое место в жизни, он даже воевал как наемник. Так и не найдя счастья, поэт погиб в расцвете лет в одной из военных стычек. Его творчество оказало большое влияние на трех великих древнегреческих трагиков и Аристофана.
В своих ярких и образных стихах Архилох предстает то воином, то гулякой и жизнелюбом, то женоненавистником. Особенно славились его ямбы к красавице Ниобуле:
Своей прекрасной розе с веткой миртовой
Она так радовалась. Тенью волосы
На плечи ниспадали ей и на спину.
… старик влюбился бы
В ту грудь, в те миррой пахнущие волосы.
Гражданская тема в греческой лирике наиболее ярко представлена в творчестве спартанского поэта Тиртея (VII в. до н. э.). В своих элегиях он воспевал героизм и воинскую доблесть граждан, защищавших родной полис:
Да, хорошо умереть для того, кто за землю родную
Бьется и в первых рядах падает, доблести полн.
Поэзия Тиртея отразила новую духовную атмосферу, сложившуюся в формирующемся коллективе граждан, и воспринималась в эллинском мире как патриотический гимн полису.
Мотивы политической борьбы нашли отражение в творчестве многих древнегреческих поэтов. Фебгнид из Мегар (VI в. до н. э.) жил в бурный период крушения аристократического строя, и в его творчестве выразилась не просто ненависть аристократа к победившей демократии, но и жажда мести:
Сладко баюкай врага! А когда попадет тебе в руки,
Мсти ему и не ищи поводов к мести тогда.
Иные, общегражданские чувства пронизывают элегии знаменитого реформатора Солона (ок. 640—560 до н. э.). В своих стихах он рассказал о бурной, раздираемой противоречиями жизни афинского полиса, о своих реформах и об уже сложившихся представлениях о гражданских ценностях. У муз он просит:
Мне от блаженных богов вы даруйте достаток, от ближних —
Вечно, и ныне, и впредь доброю славой владеть…
Наряду с элегией и ямбом существует и вокальная лирика: как хоровая, возникшая из народных песен, так и сольная. Наиболее ярко сольная песенная лирика была представлена в творчестве двух поэтов с острова Лесбос – Алкея и Сапфо (рубеж VII—VI вв. до н. э.). Эолийский мелос отличала непосредственность, теплота чувств, радостное мироощущение, но в то же время крайний субъективизм видения мира.
Алкей жил в эпоху острых социальных конфликтов на Лесбосе. После победы его противников в родном городе Митилене он отправился служить наемником в Египет и лишь спустя много лет смог вернуться на родину. Превратности судьбы и воспевал Алкей, образно сравнивая государство с кораблем, попавшим в бурю.
Не поддавайтесь оцепенению!
Когда невзгода встала насущная
Перед глазами, – всякий помни
Быть пред бедой настоящим мужем.
Аристократка Сапфо возглавляла кружок, в котором знатных девушек готовили к будущей семейной жизни: обучали умению себя вести, музицированию, стихосложению и танцам. Музам и этим девушкам и посвящала свои стихи поэтесса. Героиней творчества Сапфо является женщина пылко любящая, ревнующая, страдающая. Стихи Сапфо отличают искренность чувств, выразительность языка:
О, приди ж ко мне и теперь! От горькой
Скорби дух избавь и, чего гак страстно
Я хочу, сверши и союзницей верной
Будь мне, богиня!
Сапфо с кифарой. Роспись на гидрии (VI в. до н. э.)
Влияние стихов Сапфо чувствуется в поэзии римлян Катулла и Горация.
Поэт Арион (VII—VI вв. до н. э.) почти всю жизнь провел вдали от родного острова Лесбос – при дворе коринфского тирана Периандра. Поэт прославился составлением дифирамбов – популярных в то время в Греции песен, посвященных Дионису.
По тематике стихов иониец Анакреонт (VI в. до н. э.) был близок к Алкею и Сапфо. После вторжения персов он бежал из родного малоазийского города Теос и большую часть жизни провел при дворах правителей: Поликрата на Самосе, Гиппарха в Афинах и фессалийских царей. В поэзии Анакреонта уже нет серьезности, характерной для творчества его предшественников. Она полна игрового, изящного и веселого эротизма. Анакреонт любил изображать себя седовласым, но жизнерадостным любителем вина и любовных приключений:
Бросил шар свой пурпуровый
Злотовласый Эрот в меня
И зовет позабавиться
С девой пестрообутой.
Но, смеяся презрительно
Над седой головой моей,
На другого глазеет.
Пирующие греки (симпосий). Рисунок
Архаическая эпоха породила и другие литературные жанры: басни, торжественные гимны и т. д. Так, одами в честь победителей спортивных игр прославился Пиндар (VI—V вв. до н. э.). Разножанровая древнегреческая литература полно и ярко воспроизводила реалии жизни полисного мира, выражала мысли и чувства человека нового общества.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Вторая глава. Древнегреческая мифология
Вторая глава. Древнегреческая мифология Боги Начнем с Афины — любимицы верховного бога Зевса. Вопрос 2.1По наиболее распространенному мифу, она родилась из головы верховного бога. До этого Зевс проглотил ее мать, Метис.Зачем Зевс так поступил с матерью Афины? Насколько
с) фарс, поэзия кинедое, мимы, буколическая поэзия, мимиямбы
1. Поэзия
1. Поэзия Период приблизительно с 150 г. до н. э. до 100 г. н. э. в истории греческой литературы называют переходным периодом к классицизму, и, естественно, мы начинаем наш обзор этого непродолжительного периода, который характеризуется возрастающим восточным влиянием, с
1. Поэзия
1. Поэзия Если говорить о поэзии, по меньшей мере можно упомянуть фрагмент эпиталамы, сохранившейся на папирусе. То, что посещение театральных представлений мима и пантомимы постепенно стало считаться неприличным и в конце концов было запрещено для студентов римского
Древнегреческая турбина
Древнегреческая турбина Первую паровую турбину, вернее, ее маленькую модель изготовили как игрушку еще в I веке до н. э. Произошло это при дворе египетских правителей Птолемеев, в Александрии, в знаменитом Мусейоне – своеобразной академии наук древности. Герон
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ Расцвет древнегреческого театра связан с созданием важнейшего драматического жанра – трагедии. Сюжеты трагедии основывались, как правило, на мифах. В них рассказывалось о борьбе героической личности с темными силами зла за торжество добра
Поэзия
ПОЭЗИЯ
ПОЭЗИЯ Напрасно было бы искать в эллинистической поэзии, как и в поэзии IV в. до н. э., отражения проблем, глубоко волновавших общество. Поэзия поселилась при дворах местных властителей, став искусством для немногих избранных. Характерно, что стихи слагали прежде всего
Тема 8 Древнегреческая расписная керамика эпохи архаики и классики (лекционная аудитория и Эрмитаж)
Тема 8 Древнегреческая расписная керамика эпохи архаики и классики (лекционная аудитория и Эрмитаж) Древнегреческая расписная керамика от геометрических до краснофигурных ваз поздней классики: этапы развития, особенности декора, техника изготовления (гончар и
Тема 14 Древнегреческая монументальная и станковая живопись эпохи архаики и классики
Тема 14 Древнегреческая монументальная и станковая живопись эпохи архаики и классики Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.Общие тенденции
Письменность: первая древнегреческая, но не… греческая
Письменность: первая древнегреческая, но не… греческая В начале третьего тысячелетия до н.э. на Крите начала формироваться культура, впоследствии названная учеными минойской, по имени легендарного царя Крита — Миноса. Это тот самый Минос, по чьему приказанию был
Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.
При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).
Однако позднее боги становятся антропоморфными, то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, зависть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смертными и даже вступали с ними нередко в любовные отношения, чтобы породить на земле целое племя героев.
Существует 2 вида древнегреческой мифологии:
- космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
- теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)
Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:
- доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
- олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
- поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.
На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.
В Древней Греции было две основные группы богов:
- титаны‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
- олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).
В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.
делили божеств на три группы:
- Пантеон (великие олимпийские боги)
- Низшие божества
- Чудовища
Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:
Верховные боги Олимпа
Греческие боги
Функции
Римские боги
бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами
богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты - диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)
бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя
бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот
бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии
бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна
богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица
Аполлон (Феб), Кифаред
богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет
бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья
Второстепенные греческие боги
Греческие боги
Функции
Римские боги
богиня царства мертвых и плодородия
богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей
богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар
богиня счастья, случая и удачи
бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец
бог времени, атрибут – серп
богиня неистовой войны
богиня цветов и садов
бог западного ветра, вестник богов
богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч
бог брака, супружеских уз
крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами
Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.
Греческие музы
Имя
Чему покровительствует
Атрибуты
муза эпической или героической поэзии
восковая табличка и стилос
(бронзовый стержень для письма)
свиток папируса или футляр для свитков
муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен
кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)
муза музыки и лирической поэзии
авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)
зрительная трубка и лист с небесными знаками
венок из листьев винограда или
плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.
венок на голове, лира и плектр
муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики
муза комедии и буколической поэзии
комическая маска в руках и венок
плюща на голове
Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.
Сатиры - (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия, свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки, - флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами - с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.
Летучих нимф был полон пруд лазурный,
Дриадами одушевлен был сад,
И светлый водный ключ бил искрами из урны
Смеющихся наяд.
Нимфы гор – ореады,
нимфы лесов и деревьев – дриады,
нимфы источников – наяды,
нимфы океанов – океаниды,
нимфы моря – нериды,
нимфы долин – напеи,
нимфы лугов ‐ лимнады.
Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.
Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.
В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:
Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,
Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской
Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,
Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…
Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.
Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова была помещена на эгиду Афины.
Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка. Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте. Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.
Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.
Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.
Из пены морской, из лазурной волны,
Быстрее стрелы и прекрасней струны,
Летит удивительный сказочный конь
И с лёгкостью ловит небесный огонь!
Он любит плескаться в цветных облаках,
И часто гуляет в волшебных стихах.
Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,
Седлаю тебя, белоснежный Пегас!
Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.
Кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла и Ясона воспитывал кентавр Хирон.
Систематизация материалов позволила определить значение древнегреческих мифов как основы творчества в мировом изобразительном искусстве.
Ключевые слова: миф, древнегреческая мифология, античность, древняя Греция, искусство, живопись.
Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде, о титанических усилиях или об олимпийском спокойствии. К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины — амазонке. Художников, поэтов, скульпторов привлекала, прежде всего, глубина и художественность мифических образов. В настоящем исследовании была предпринята попытка выявить и систематизировать сведения об использовании древнегреческой мифологической темы в мировом изобразительном искусстве [3].
Мифология возникла, как попытка древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен. Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую оказывала античная мифология. От золотого прикосновения Мидаса до наказания Сизифа, от ящика Пандоры до ахиллесовой пяты — персонажи из греческой мифологии, так или иначе, присутствуют в жизни всех людей. Их истории постоянно интерпретируются в различных видах искусства — литературе, музыке и в любом виде визуального искусства, от древней живописи и скульптуры до современных инсталляций и интерактивных выставок.
Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь и вновь привлекали внимание человечества. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран стали использовать сюжеты из древнегреческой мифологии в своих произведениях.
Все герои мифов изображались как совершенные люди. Человеческое тело было основным источником вдохновения и объектом исследования для художников эпохи Возрождения. Искусное владение кистью, сложные композиции, перспектива, цвет, игра света и тени, эмоциональность и скрупулезность в работе всё это было основными характеристиками искусства этой эпохи. Из этого можно сделать вывод, что в эпоху Возрождения древнегреческая мифология была одним из важнейших факторов развития художественной культуры.
В России мифологические сюжеты стали очень популярными во второй половине XVIII — начале XIX столетия. Физическим идеалом признавались античные боги и герои, поэтому с первых лет обучения будущие художники в Академии художеств рисовали гипсовые головы и торсы — слепки с греческих и римских образцов. При сдаче экзаменов молодые люди также часто получали задания на мифологическую тему.
Даже сегодня, в начале XXI столетия, греческие мифы сохраняют привлекательность. Миф как первая форма преодоления незнания, связующее звено между творчеством человека и природой, способ погружения в глобальную картину мира, служит источником творческого осмысления. Хотя эти древние истории порой проявляются в странных трактовках, тем не менее, нельзя не признать того, что и нынешние творцы черпают вдохновение и сюжеты из образного наследства, оставленного нам древнегреческой цивилизацией.
- Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 504 с.
- Любимов Л. В. Искусство Древнего Мира — М.: Просвещение, 2003. — 320 с.
- Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.: Учпедгиз, 1957. — 620 с.
- Зайцев Ю. В. Мифы Древней Греции — М.: Белый город, 2007. — 144 с.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — М.: Политиздат, 1978. — 359 с.
Основные термины (генерируются автоматически): древнегреческая мифология, Венера, античная мифология, древняя Греция, миф, XVII-XVIII, греческая мифология, мировое изобразительное искусство, произведение, эпоха Возрождения.
Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.
При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).
Однако позднее боги становятся антропоморфными, то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, зависть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смертными и даже вступали с ними нередко в любовные отношения, чтобы породить на земле целое племя героев.
Существует 2 вида древнегреческой мифологии:
- космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
- теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)
Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:
- доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
- олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
- поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.
На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.
В Древней Греции было две основные группы богов:
- титаны‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
- олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).
В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.
делили божеств на три группы:
- Пантеон (великие олимпийские боги)
- Низшие божества
- Чудовища
Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:
Верховные боги Олимпа
Греческие боги
Функции
Римские боги
бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами
богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты - диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)
бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя
бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот
бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии
бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна
богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица
Аполлон (Феб), Кифаред
богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет
бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья
Второстепенные греческие боги
Греческие боги
Функции
Римские боги
богиня царства мертвых и плодородия
богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей
богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар
богиня счастья, случая и удачи
бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец
бог времени, атрибут – серп
богиня неистовой войны
богиня цветов и садов
бог западного ветра, вестник богов
богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч
бог брака, супружеских уз
крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами
Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.
Греческие музы
Имя
Чему покровительствует
Атрибуты
муза эпической или героической поэзии
восковая табличка и стилос
(бронзовый стержень для письма)
свиток папируса или футляр для свитков
муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен
кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)
муза музыки и лирической поэзии
авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)
зрительная трубка и лист с небесными знаками
венок из листьев винограда или
плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.
венок на голове, лира и плектр
муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики
муза комедии и буколической поэзии
комическая маска в руках и венок
плюща на голове
Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.
Сатиры - (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия, свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки, - флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами - с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.
Летучих нимф был полон пруд лазурный,
Дриадами одушевлен был сад,
И светлый водный ключ бил искрами из урны
Смеющихся наяд.
Нимфы гор – ореады,
нимфы лесов и деревьев – дриады,
нимфы источников – наяды,
нимфы океанов – океаниды,
нимфы моря – нериды,
нимфы долин – напеи,
нимфы лугов ‐ лимнады.
Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.
Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.
В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:
Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,
Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской
Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,
Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…
Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.
Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова была помещена на эгиду Афины.
Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка. Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте. Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.
Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.
Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.
Из пены морской, из лазурной волны,
Быстрее стрелы и прекрасней струны,
Летит удивительный сказочный конь
И с лёгкостью ловит небесный огонь!
Он любит плескаться в цветных облаках,
И часто гуляет в волшебных стихах.
Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,
Седлаю тебя, белоснежный Пегас!
Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.
Кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла и Ясона воспитывал кентавр Хирон.
Читайте также: