Доклад методика урегулирования межличностных отношений учащихся

Обновлено: 05.07.2024

Способы выхода из сложных ситуаций каждый ребенок находит свои: кто-то возмущается и борется; кто-то недоволен, но предпочитает терпеть; кто-то жалуется, надеясь на помощь; кто-то открыто конфликтует. А некоторые стараются уйти от проблемы, но делают это не всегда верно.

Фиксируя пропуски учащихся своего класса за месяц, я обратила внимание на участившиеся прогулы Никиты. Вообще-то Никита – мальчик спокойный, любознательный, активный на уроках. Любит математику, русский язык, физкультуру, историю.

В беседе с ним выясняю причину ухода с уроков, даже с тех, которые ему нравятся:

  • Никита, почему ты ушел с истории? Посмотри, сколько у тебя пропусков. Что случилось?
  • Голова болела.
  • Почему не предупредил, и медик есть в школе. А с математики?

Никита молчит, смотрит в мои записи. Упорно продолжает молчать.

Я отпускаю его, понимая, что ничего таким разговором не добьюсь. Решаю пока не давить на Никиту, а присмотреться, понаблюдать за ним, побеседовать с другими учениками класса, учителями, выяснить причину ухода с уроков.

С ребятами я беседовала индивидуально, используя удобные ситуации (уборку в классе, ожидание друзей, оформление стенда в классной комнате). Я даже не ставила вопрос о Никите открыто, но всегда строила беседу так, чтобы получить информацию для анализа ситуации с Никитой. Мне не хотелось, чтобы ребята заметили мое пристальное внимание к нему, поскольку я не могла предвидеть последствий этих бесед для Никиты и других детей.

Посещая уроки, я наблюдала за мальчиком. На занятиях он обычно исполнительный, аккуратный, но быстро устает, отключается. Не конфликтует с учителями, но болезненно обидчив. На справедливые замечания учителя реакция адекватная, если же в замечании скрыта несправедливая претензия, то замыкается, выключается из урока. Меня насторожило, что Никита всегда сидит один. Также я обратила внимание, что, когда Никита отвечает на вопрос учителя, Руслан, Игорь, Геннадий критикуют его вслух, высмеивают. Реакция мальчика на их замечания была очень болезненной.

Проанализировав свои наблюдения, составляю план дальнейших действий, чтобы иметь максимально полную картину состояния здоровья мальчика, а также с целью проверить следующие свои гипотезы причин прогулов уроков Никиты:

  • Преследование Никиты сверстниками.
  • Особенности характера мальчика (неуживчивость, обидчивость, неуравновешенность).
  • Проблемы со здоровьем.
  • Наслоение нескольких причин.
  • Негативное отношение учителей к Никите.

Начала я свою работу с изучения межличностных отношений, мне была необходима ясная картина о настоящем положении Никиты в коллективе класса. Социометрический срез показал, что Никита отвергается классом и находится в самоизоляции. Получив такой результат, подтверждающий мои наблюдения, я решила в беседе уточнить ответы Никиты.

  • Никита, почему ты написал "ни с кем не хочу сидеть", ты любишь сидеть один?
  • Я хочу сидеть один, они забирают ручки, линейки, толкаются, дерутся.
  • Кто? Неужели все?
  • Да, все, я ни с кем не хочу сидеть.
  • Хорошо, сиди один, раз тебе так хочется, только присмотрись, может, не все такие плохие, как кажется.
  • Не хочу присматриваться, все они такие.
  • Но, может быть, кто-то чаще обижает?
  • Нет, все. Не хочу я быть в классе. Мне здесь нехорошо. Они смеются надо мной.

Анализируя беседу, прихожу к выводу, что в том, что контакт не получился, виновата я (спешила, была напориста). А Никита еще не увидел во мне друга, он воспринимал меня как учителя, который должен ругать за прогулы и эмоциональные всплески. Учитываю это при последующей работе.

С учителями-предметниками работаю индивидуально. Наблюдаю за Никитой во время уроков. Отмечаю его работу на уроке, настроение, взаимоотношения с одноклассниками, учителями. Гипотеза конфликта с учителями отпадает: чрезмерного давления со стороны учителей нет. Хотя учителя истории, географии, математики отмечали внутреннюю напряженность мальчика, неконтактность, неорганизованность: иногда забывает школьные принадлежности, учебники, но это в реальных ситуациях взаимоотношений не приводит к разговору на повышенных тонах или преследованию со стороны учителей. Но все же кратко информирую о моих действиях, прошу помощи: не делать в адрес Никиты целевых замечаний при всех в классе, найти повод похвалить его при всех, но так, чтобы все было естественно, а не наигранно.

Посетила семью Никиты. Мальчик встретил меня скованно. Показал свою комнату. В беседе с мамой тактично уточняю проблемы в области здоровья.

У него действительно часто болит голова, повышена утомляемость. Также узнаю, что дома Никита тоже малообщителен, замкнут, свободное время проводит дома (что-то ремонтирует, мастерит).

На протяжении всего этого времени держу постоянно в поле зрения Никиту на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях с целью сбора данных, подтверждения своих предположений. Все это мне нужно для полного анализа ситуации, чтобы начать обдуманную помощь мальчику для разрешения его проблемы.

Еще раз возвращаюсь к своим наблюдениям, заметкам, анализирую и прихожу к выводу, что уходы с уроков имеют несколько причин:
Никита чувствует себя в классе некомфортно, более сильные одноклассники задирают его. Некоторые черты характера мальчика мешают ему в общении. У Никиты есть проблемы со здоровьем.

Намечаю программу-максимум, программу-минимум и план действий. Выявить особо "ярых" преследователей мальчика и поработать с ними, чтобы с их помощью улучшить статус Никиты в классе – защитить его (программа-минимум).

Начинаю работать в зоне ближайших действий. Чаще всего обижает Никиту Руслан (он мальчик подвижный, очень раскованный, но не чувствует своей силы, поэтому часто игра у него перерастает в драку). В беседе с ним хочу проанализировать его взаимоотношения с Никитой, попытаться наметить пути выхода из тупиковой ситуации.

Руслан приходит в кабинет, садится на край стула, глаза у него тревожно бегают, явно ожидает разбора, наказания. Он мнет в руках вязаную шапочку, не может найти место ногам, густо краснеет, ерзает на табурете. Ему очень неуютно, но я выдерживаю паузу (убираю тетрадки со стола, книги). Мне хочется, чтобы он запомнил это чувство, вызванное ожиданием неприятности, чтобы использовать это при анализе ситуации. Наконец начинаю:

  • Спасибо, Руслан, что ты пришел. Мне нужна твоя помощь! Садись ближе ко мне, за стол.

Слышу вздох облегчения: "Пронесло". Специально пододвигаю ему удобный мягкий стул. И опять небольшая пауза, мне необходимо зафиксировать состояние успокоения, расслабления.

  • Знаешь, меня мучает одна проблема: почему Никита прогуливает уроки? Если у тебя есть время, помоги мне разобраться (конечно, у него есть время, конечно, он рад мне помочь). Смотри, сколько у него пропусков в этом месяце: математика, история, география. Как ты думаешь, почему он уходит? Может, он болеет?

Руслан улыбается и уверенно говорит:

  • Да нет, здоров он! Просто он не понимает шуток. Кто-то что-нибудь ему скажет, а он ревет, психует и уходит.
  • А почему над ним шутят?
  • Шутят над всеми, но все смеются, а он ревет или обижается и уходит. Вот Вадиму жвачку на стул положили – он в ответ: "Как дам!", а Никита заревел – испортили штаны.
  • А ты не предполагаешь, что у Никиты только одна пара брюк?
  • Да ну, так не бывает!
  • Да, конечно, шутка была не очень удачная. А почему во вторник с математики он ушел, тоже пошутили?

Руслан задумывается, опускает глаза, на щеках проступают красные пятна:

  • Да играли мы, Генка его загонял, а я ловил, схватил легонько за руку, а он сразу: "Больно!" Пнул меня, а я.
  • Никита слабее тебя, может, ты действительно сделал ему больно? А почему с физкультуры ушел, он же любит спорт?
  • Это Генка спрятал его кроссовки. Я только посмеялся, да и то не сильно.
  • А сегодня почему он ушел с последнего урока?

Руслан опускает глаза: сегодня он опять "поиграл" с Никитой.

  • Правильно ли я поняла, что Никиту обижают все в классе, бьют, смеются?
  • Да нет, не все: Гена, Влад, Игорь и…
  • Так, а давай посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. (Беру листок бумаги, рисую в центре значок "человек".) Это – Никита. Рядом (рисую еще человечков) – учителя математики, географии, русского языка, уроки которых Никита пропустил. Все они недовольны: ушел с урока, не писал, не понял, не усвоил (изображаю недовольство каждого учителя стрелочкой, идущей от каждого учителя острием на Никиту). А это я (пририсовываю еще одного человечка), Ольга Николаевна, я тоже недовольна, ругаю Никиту за то, что он ушел с уроков, и другие учителя жалуются мне на него. Я иду к его маме: "Почему ваш сын прогуливает?!" (Я специально выстраиваю свою речь в логике Руслана, который уверен, что учитель должен жаловаться родителям, ругать учеников и наказывать. Это сказывается его многолетний опыт подобного общения учителей с его мамой.) Как реагирует мама?
  • Тоже ругает его. Может, и побьет (Руслан это по себе знает).
  • А теперь посмотри, сколько стрелок: они означают, что все взрослые ругают Никиту. Как ты думаешь, как он чувствует себя?
  • Думаю, не очень.
  • Ну, это еще не все! Приходит Никита в класс, а здесь с одной стороны – Руслан, с другой – Игорь, Вадим. Смотри, что же у нас получилось. Как ты думаешь, легко ли Никите в классе?

Руслан молчит. Молчу и я. Пишу на листочке свой последний вопрос (краем глаза вижу, как краска стыда заливает лицо и руки Руслана). Неожиданно спрашиваю:

  • Руслан, о чем ты подумал, когда я пригласила к себе на беседу?
  • Думал, за что-то будете ругать.
  • Как ты себя чувствовал?
  • Плохо. Боялся.
  • Теперь страх прошел?
  • Да.
  • А как ты думаешь себя чувствует Никита? Учителей боится, мама ругается, а еще Игорь.
  • Плохо. Да не буду я его больше обижать.
  • Хорошо, спасибо за помощь. Я верю, ты поможешь Никите в классе, не будешь его обижать, а когда и других остановишь. Я знаю, ты человек слова (и хотя это не совсем так, мне хочется поднять Руслана в его собственном ощущении, закрепить уверенность в своих силах и то чувство сопереживания, которое он ощутил, поставив себя на место Никиты).

Руслан ушел, а я остаюсь со своими листочками и с чувством удовлетворения. Мне удалось "повернуть" Руслана к проблеме Никиты, заставить его задуматься над последствиями своих собственных поступков, над тем, как они сказываются на самочувствии другого человека. Я помогла ему увидеть проблему Никиты как важную и значимую и для самого Руслана, и он ощутил желание помочь решить ее.

Я понимаю, что мне, возможно, еще не раз придется разбирать "игры" Руслана и Никиты, но теперь у меня есть союзник – сам Руслан, его способность поставить себя на место другого и почувствовать сопереживание.

Этот шаг, конечно, еще не решил всей проблемы Никиты, впрочем, я это понимала с самого начала. Однако положение его в классе улучшилось. Руслан действительно не только перестал обижать Никиту, но нередко вставал на его защиту.

Чтобы одноклассники увидели в Никите человека ценного, значимую личность, необходимо было создать ситуацию, где бы он действительно был успешен, и ребята признали бы это.

С этой целью Никита был привлечен к постановке новогоднего мероприятия, где получил одну из главных ролей, которая помогла раскрыть его творческие способности.

Проанализировав через некоторое время ситуацию, я заметила, что микроклимат в классе и отношение к Никите улучшились.

После этого я перешла к планомерной работе по коррекции некоторых черт его характера. Я вновь проанализировала последствия его прогулов.
В беседах с Никитой на эту тему я обращала внимание на его поступки, на их результаты и на то, что Никита несет ответственность за свои поступки. Например, анализируя качество оценок, я провожу с ним индивидуальную беседу. Задаю Никите вопрос:

  • Зачем ты ходишь в школу?
  • Учиться.
  • Что ты понимаешь под словом "учиться"?
  • Читать, решать, слушать, узнавать новое. (я его ответы фиксирую и оформляю графически).
  • Никита, тебе действительно хочется этим заниматься или мама заставляет, учителя?
  • Нет, мне хочется самому, я хочу читать, учиться решать задачи, слушать.
  • Хорошо. Но ты хочешь, а на математику не ходишь, и в результате "2". Почему?
  • Не понял, как решать задачу.
  • А как ты думаешь, почему не понял? Что мешало?
  • Не знаю.
  • Хорошо, давай вместе разберемся. Что вы делаете на уроке математики?
  • Проверяем домашнее задание.
  • Зачем?
  • Как зачем?! Чтобы знать, кто не сделал.
  • А зачем это знать?
  • Чтобы "2" поставить, кто не понял.
  • Так. Давай-ка все нарисуем. Значит, домашнее задание – это повторение того, что делали на уроке, кто не смог повторить, то есть что-то не понял, не смог выполнить домашнее задание. Так?
  • Так.
  • А что еще делаете на уроке?
  • Объясняют новое.
  • Так. А ты урок пропустил. Значит, не повторил старое и новое не услышал. А когда пришел, уже решали новые задачи, но ты ничего не понимал, а слушать, разбираться не захотел.
  • Я же не был на уроке!
  • А почему? Почему ты хотел услышать новое, научиться решать задачи, а сам при этом вдруг ушел с урока?
  • Игорь ударил, линейку сломал, обзывался.
  • А ты задумался, почему он тебя обижает? Он ведь не сильнее тебя (Никита молчит). И ты не слабее его, но Игорь наверняка знает: вот посмеюсь над Никитой, а он обидится и уйдет домой. Он уверен, что ты не можешь владеть своим настроением. А может, я не права, и ты боишься Игоря, что он тебя ударит, обидит?
  • Нет.
  • Ну и что же ты сделал, чтобы изменить ситуацию? Ушел, то есть убежал от неприятности. А она никуда не делась и ждет тебя завтра, послезавтра. Как ты себя чувствуешь, когда тебя обижают?
  • Плохо.
  • Хотелось бы тебе что-то изменить?
  • Да.
  • Что именно?
  • Чтобы не приставали, не обижали, не забирали мои вещи.
  • Как ты это собираешься сделать?
  • Не знаю.
  • А попробуй сначала пересилить себя, не уходи с урока, останься. А потом подойди ко мне, но не затем, чтобы пожаловаться, а чтобы вместе понять, что же произошло.

При анализе первой ситуации, когда Никита сам подошел ко мне, мы выясняли, как Никита себя чувствовал, когда сумел победить обиду, пересилил себя и остался. А при детальном разборе ситуации пришли к выводу, что и обижаться особых причин не было. Просто Вадиму нужен был карандаш, и взял он его у Никиты без спроса. И что это проблема Вадима – он не умеет попросить, когда ему что-то нужно. А Никите показалось, что Вадим специально его обидел. В этом ракурсе причина обиды Никиты в его собственных глазах сразу же теряет вес, становится очевидным, что он сам зависит от собственных обид. Таким образом, Никита нашел своего подлинного "врага" – обидчивость – и решил дать ему бой.

Планируя воспитательную работу, я контролирую проблему не только Никиты, но и Руслана, и Игоря, и Вадима, исподволь учу их справляться со своими трудностями культурными способами: попросить у другого то, что нужно, не забыть вернуть и поблагодарить и т. д.

В настоящий момент вопрос прогулов Никиты решен, он не пропускает уроки без уважительных причин. Но решение этой одной проблемы высветило целую гроздь других: неумение защитить себя адекватными способами; неспособность предвидеть последствия собственных поступков. Наличие этих проблем, а также других, которые я обнаруживаю у детей, диктует необходимость искать различные средства, позволяющие эти проблемы исследовать, актуализировать, корректировать и решать. Под этим углом зрения я и строю беседы, провожу коммуникативные тренинги, уроки общения и самые разнообразные воспитательные мероприятия, а также совместный (групповой, коллективный или индивидуальный) анализ деятельности с последующими выводами.
Так реакция на единичный факт прогула урока вырастает в систему педагогической поддержки всех детей в моем классе.

Автор материала: О.Н. Воробьева

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Межличностные конфликты среди школьников: методы урегулирования


Подробнее о работе:

В исследовательском проекте по психологии о межличностных конфликтах было проведено исследование, направленное на выявление стратегий поведения в конфликте учащихся 11б класса. В ходе исследования, пользуясь методикой Томаса был установлен характер поведения подростков в конфликтной ситуации.

Межличностные конфликты среди школьников, к сожалению, происходят нередко. Проблема состоит в том, что далеко не всегда им удается проявить необходимые коммуникативные умения для их урегулирования. Ребята далеко не всегда обладают необходимой информацией. Как же правильно разрешать конфликты без психических и физических последствий?Как следует реагировать на агрессию со стороны одноклассников? Как родители могут помочь ребенку в конфликтной ситуации? Если же конфликт переходит на более сложную стадию, куда можно обратиться за помощью?

На эти и другие вопросы можно получить ответ в ходе работы над проектом по данной теме.

Оглавление

Введение
1.Влияние воспитания в семье на конфликтность ребенка.
1.1. Причины межличностных конфликтов.
1.2. Способы урегулирования межличностных конфликтов.
1.3. Роль учителя в конфликте.
1.4. Действенные методы воспитания.
2. Практическое исследование стратегий поведения в конфликте.
2.1. Методика Томаса.
3. Выявление стратегий поведения в конфликте.
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Введение


Проблема изучения межличностных конфликтов среди подростков сегодня является чрезвычайно актуальной, поскольку в этом возрасте нередко возникают конфликты между самими подростками, их родителями учителями и другими взрослыми.

Межличностные конфликты — это столкновение противоположных интересов или серьезное разногласие. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия, такие как ссоры, оскорбления, сплетни, зависть, взаимное непонимание подростков.

Как избежать конфликтной ситуации? Как научиться управлять конфликтом? На эти и многие другие вопросы следует ответить в ходе работы над проектом.

Целью данной работы является разработка рекомендаций, позволяющих улучшить возможности подростков урегулировать межличностные конфликты.

Для этого необходимо решить ряд задач, которыми определяются этапы проекта:

  1. Влияет ли воспитание в семье на конфликтность ребенка?
  2. Следует ли родителям и учителям вмешиваться в конфликты? В каком случае?
  3. Как конфликты в подростковом возрасте влияют на формирование личности?
  4. Какие стратегии могут использоваться для урегулирования конфликтов?

Оборудование: компьютер, интернет

Продукт проекта: пакет рекомендаций школьникам и их родителям по урегулированию межличностных конфликтов (буклет).

Влияние воспитания в семье на конфликтность ребенка


Первый социум, в который попадает новорожденный ребенок – это его семья. Все, что происходит внутри семьи, для маленького человечка является образцом, эталоном поведения, не терпящим альтернативы. Здесь он осваивает навыки межличностного взаимодействия по примеру подражания родителям, в том числе и способы поведения в конфликтных ситуациях.

Мировая практика педагогической и психологической помощи детям и их родителям показывает, насколько велико влияние взрослых на развитие ребенка. Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. Важно отметить, что на результаты воспитания оказывают непосредственное влияние личностные качества родителей.

Важно знать, когда:

  1. ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть;
  2. ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным;
  3. ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины;
  4. ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;
  5. ребенка хвалят – он учится быть благородным:
  6. ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;
  7. ребенка поддерживают – он учится ценить себя;
  8. ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым;
  9. ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

Причины межличностных конфликтов

Существует множество причин межличностных конфликтов, вот некоторые из них:

  • отсутствие гибкости и следование сомнительным стереотипам в воспитании детей
  • особенности возраста
  • несовпадение взглядов на жизнь
  • различия в целях
  • различия в ценностях
  • различия в манере поведения и жизненном опыте
  • личностные особенности участников столкновений

Способы урегулирования межличностных конфликтов

Существуют определенные методы по урегулированию межличностных конфликтов, их следует использовать:

  • не отвечать агрессией на агрессию
  • не оскорблять и не унижать оппонента
  • дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии
  • стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями
  • не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд
  • предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию

Роль учителя в конфликте

  1. Учителя довольно часто оказываются свидетелями конфликтов между учащимися и, обладая достаточной властью, могут в них вмешиваться.
  2. Но стоит ли вмешиваться буквально в каждый конфликт?
  3. В некоторые конфликты учитель обязан вмешаться, а от вмешательства в другие ему, наоборот, лучше воздержаться.
  4. В какие именно необходимо вмешиваться, а в какие не стоит? Чётких указаний относительно этого нет. Каждый раз на этот сложный вопрос учитель отвечает по-новому, исходя из своего жизненного опыта.
  5. Однозначно можно утверждать следующее: если конфликт угрожает здоровью учащихся или препятствует плодотворной учебной работе, то вмешательство необходимо.
  6. Также учителям следует проводить индивидуальные, групповые беседы, в которых следует использовать метод убеждения. Нужно проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставить себя на его место, давать каждому выговориться и делать упор на его положительные качества.

Действенные методы воспитания

Процесс воспитания характеризуется применением групп методов, среди которых:

  • поощрение (словесное, материальное)
  • одобрение
  • похвала
  • награда (поездка на отдых, развлечение и т.д.)
  • требование (указ, приказ, намек, совет, просьба)
  • показ перспективы (близкая, средняя, дальняя)
  • наказание (словесное суждение,наложение дополнительных обязанностей, оценка действия и поведения ребенка, выражение своего отношения по поводу совершенного ребенком поступка)
  • конструктивная критика

Практическое изучение стратегий поведения в конфликте


Для выявления стратегий поведения в конфликте, был проведен опрос среди учеников 11 Б класса. Данный опрос выявит, какую стратегию используют чаще всего, а к какой прибегают реже.

Методика Томаса

1) Тест К. Томаса позволяет выявить стиль поведения в конфликтной ситуации. Опросник Томаса показывает типичную реакцию на конфликт, а также дает информацию о способах разрешения конфликтной ситуации.

2) Существует 5 типов поведения в конфликте:соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Соперничество

Соперничество состоит в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Тот,кто выбирает эту стратегию поведения, оценивает свои интересы в конфликте как высокие, а интересы соперника — как низкие. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Избегание

Стратегия избегания отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. Избегая, участник находится в ситуации конфликта, но не пытается его разрешить.

Приспособление

Компромисс

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.

Сотрудничество

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) предполагает поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

Выявление стратегий поведения в конфликте

Результаты опроса:

урегулирование конфликта

  • В 11б классе преобладающим типом поведения является приспособление (33%)
  • Пятая часть опрошенных (22%) способны к сотрудничеству
  • Порядка трети опрошенных прибегают к наименее эффективным методам урегулирования конфликтов: соперничество (11%) и избегание (17%)
  • Исходя из этого, можно предположить, что в классе конфликтные ситуации возникают нечасто, но достаточно большая группа ребят могут испытывать трудности при урегулировании межличностных конфликтов и нуждаются в совершенствовании своих коммуникативных навыков.

Выявление стратегий поведения в конфликте


Продукт проекта: продуктом проекта является букле тдля школьников, родителей и учителей, в котором содержится следующая информация:

Рекомендации родителям по улучшению детско-родительских отношений:

Рекомендации учителям:

  • изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную
  • определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто "другие" дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них "ситуаций успеха";
  • организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия
  • формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых-забота, внимание друг к другу (например, пропускать вперёд девочек в двери)
  • организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекция взаимоотношений между детьми
  • Учителям следует проводить индивидуальные, групповые беседы, в которых следует использовать метод убеждения. Нужно проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставить себя на его место, давать каждому выговориться и делать упор на его положительные качества.

Рекомендации школьникам:

  • не отвечать агрессией на агрессию
  • не оскорблять и не унижать оппонента
  • дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии
  • стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;
  • не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;
  • предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию

Заключение

В заключении хочется отметить, что существуют различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях между школьниками. При этом следует использовать наиболее эффективные из них для благополучного разрешения конфликта (прежде всего сотрудничество). Родителям следует придерживаться норм и правил при воспитании ребенка, а учителя помогать в формировании коммуникативных навыков. При этом главное - это забота и взаимопонимание для дальнейшей успешной адаптации ребенка в социуме.

Личность ребенка формируется с ранних лет, родители играют важную роль в воспитании ребёнка. Ещё в дошкольном возрасте закладываются те качества, которые ребенок будет развивать в себе на пути дальнейшего развития.

Чаще всего неправильное воспитание закладывает в ребенке негативные черты характера, что способствует возникновению конфликтов среди сверстников.

В конфликте ребенок выбирает ту стратегию, которая соответствует его взглядам.

Родители должны использовать действенные методы воспитания.

Учителя должны создавать условия для благополучного развития детей и помогать им в урегулировании конфликтов.

Для написания работы были использованы ресурсы Сети Интернет

Приложение 1

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3. А) Обычно я стремлюсь добиться своего. Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А) Я пытаюсь избежать неприятности для себя. Б) Я стараюсь добиться своего.

7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно. Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за каких-то возникших разногласий. Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я твердо стремлюсь добиться своего. Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. А) Я предлагаю среднюю позицию. Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого. Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А)Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому. Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека. Б) Я отстаиваю свою позицию.

23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А) Я обычно предлагаю среднюю позицию. Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А) Зачастую стремлюсь избежать споров. Б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю позицию. Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. А) Я пытаюсь щадить чувства другого. Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МЕТОДИКА УРЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Педагог-психолог (практический психолог)

МОУ «Школа № 93 им. Н.П.Жердева

Проблема изучения межличностных конфликтов среди подростков сегодня является чрезвычайно актуальной, поскольку в этом возрасте нередко возникают конфликты между самими подростками, их родителями учителями и другими взрослыми.

Межличностные конфликты — это столкновение противоположных интересов или серьезное разногласие. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия, такие как ссоры, оскорбления, сплетни, зависть, взаимное непонимание подростков.

Влияние воспитания в семье на конфликтность ребенка

Первый социум, в который попадает новорожденный ребенок – это его семья. Все, что происходит внутри семьи, для маленького человечка является образцом, эталоном поведения, не терпящим альтернативы. Здесь он осваивает навыки межличностного взаимодействия по примеру подражания родителям, в том числе и способы поведения в конфликтных ситуациях.

Мировая практика педагогической и психологической помощи детям и их родителям показывает, насколько велико влияние взрослых на развитие ребенка. Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. Важно отметить, что на результаты воспитания оказывают непосредственное влияние личностные качества родителей.

Важно знать, когда:

ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть;

ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным;

ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины;

ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;

ребенка хвалят – он учится быть благородным:

ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;

ребенка поддерживают – он учится ценить себя;

ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым;

ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

Причины межличностных конфликтов

Существует множество причин межличностных конфликтов, вот некоторые из них:

отсутствие гибкости и следование сомнительным стереотипам в воспитании детей

несовпадение взглядов на жизнь

различия в целях

различия в ценностях

различия в манере поведения и жизненном опыте

личностные особенности участников столкновений

Способы урегулирования межличностных конфликтов

Существуют определенные методы по урегулированию межличностных конфликтов, их следует использовать:

не отвечать агрессией на агрессию

не оскорблять и не унижать оппонента

дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии

стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями

не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд

предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию

Роль учителя в конфликте

Учителя довольно часто оказываются свидетелями конфликтов между учащимися и, обладая достаточной властью, могут в них вмешиваться.

Но стоит ли вмешиваться буквально в каждый конфликт?

В некоторые конфликты учитель обязан вмешаться, а от вмешательства в другие ему, наоборот, лучше воздержаться.

В какие именно необходимо вмешиваться, а в какие не стоит? Чётких указаний относительно этого нет. Каждый раз на этот сложный вопрос учитель отвечает по-новому, исходя из своего жизненного опыта.

Однозначно можно утверждать следующее: если конфликт угрожает здоровью учащихся или препятствует плодотворной учебной работе, то вмешательство необходимо.

Также учителям следует проводить индивидуальные, групповые беседы, в которых следует использовать метод убеждения. Нужно проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставить себя на его место, давать каждому выговориться и делать упор на его положительные качества.

Действенные методы воспитания

Процесс воспитания характеризуется применением групп методов, среди которых:

поощрение (словесное, материальное)

награда (поездка на отдых, развлечение и т.д.)

требование (указ, приказ, намек, совет, просьба)

показ перспективы (близкая, средняя, дальняя)

наказание (словесное суждение, наложение дополнительных обязанностей, оценка действия и поведения ребенка, выражение своего отношения по поводу совершенного ребенком поступка)

Существует 5 типов поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Соперничество состоит в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Тот, кто выбирает эту стратегию поведения, оценивает свои интересы в конфликте как высокие, а интересы соперника — как низкие. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Стратегия избегания отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. Избегая, участник находится в ситуации конфликта, но не пытается его разрешить.

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) предполагает поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

Рекомендации родителям по улучшению детско-родительских отношений:

Никогда не воспитывайте в плохом настроении

Минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?

Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, чаще улыбайтесь, общайтесь с детьми

Будьте более внимательными, отзывчивыми к своим детям, обсуждайте правила поведения своих детей

Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни

Прислушивайтесь к мнению детей, уважайте их позицию

Создавайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную

определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто "другие" дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них "ситуаций успеха";

организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия

формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых - забота, внимание друг к другу (например, пропускать вперёд девочек в двери)

организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекция взаимоотношений между детьми

Учителям следует проводить индивидуальные, групповые беседы, в которых следует использовать метод убеждения. Нужно проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставить себя на его место, давать каждому выговориться и делать упор на его положительные качества.

не отвечать агрессией на агрессию

не оскорблять и не унижать оппонента

дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии

стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;

предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию

Заключение

В заключении хочется отметить, что существуют различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях между школьниками. При этом следует использовать наиболее эффективные из них для благополучного разрешения конфликта (прежде всего сотрудничество). Родителям следует придерживаться норм и правил при воспитании ребенка, а учителя помогать в формировании коммуникативных навыков. При этом главное - это забота и взаимопонимание для дальнейшей успешной адаптации ребенка в социуме.

Личность ребенка формируется с ранних лет, родители играют важную роль в воспитании ребёнка. Ещё в дошкольном возрасте закладываются те качества, которые ребенок будет развивать в себе на пути дальнейшего развития.

Чаще всего неправильное воспитание закладывает в ребенке негативные черты характера, что способствует возникновению конфликтов среди сверстников.

В конфликте ребенок выбирает ту стратегию, которая соответствует его взглядам.

Родители должны использовать действенные методы воспитания. Учителя должны создавать условия для благополучного развития детей и помогать им в урегулировании конфликтов.

Конспект классного часа

Цели:

  1. Изучить и проанализировать психологический климат в классе:
    • выявить лидера, его влияние на детский коллектив;
    • обнаружить отвергнутых детей (если таковые есть), выяснить причины их появления;
    • обратить особое внимание на статус каждого ребёнка в классе с целью его повышения
  2. Наметить пути урегулирования отношений между воспитанниками.
  3. Развивать смекалку, мышление, стремление к познанию окружающего мира посредством увлекательных заданий.
  4. Воспитывать командное взаимодействие, сплочённость коллектива через игру-соревнование.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, проигрыватель, диск с музыуой; две разрезанные открытки, карточки с рапортом командиров, цветные звёзды из картона (баллы), предметы для астрономов (любые 10 игрушек), зашифрованные телеграммы-карточки, индивидуальные листы с изображением 12 животных.

Ход мероприятия

-Загадочный мир давно привлекал людей своей таинственностью. Ещё с давних времён они завидовали свободному полёту птицы (Слайд 3), и необъятное желание подняться над землёй, полететь как птица, выражалось созданием сказочных образов (Слайд 4): ковра-самолёта, сапог-скороходов, легендарного Икара.

Мы отправимся на Марс. Посетим эту планету, будем исследовать её и два спутника, принадлежащих ей: Фобос и Деймос (Слайд 5). Для этого разделимся на 2 команды, собрав 2 разрезанные открытки.

-Прошу экипажи кораблей пройти на стартовую площадку.

-Командиры кораблей, доложить о готовности к полёту!

-Рапорт принят. Пристегните ремни. Поправьте скафандры и шлемы. На старт, внимание, пуск!

-Космонавты уходят на штурм неизвестного во всеоружии знаний, отваги, силы воли. Начинаем соревнования экипажей. Приготовьтесь зарабатывать звёзды (баллы). Победители выбираются по количеству заработанных звёзд.

II. Соревнования.

-Итак, внимание! Мы подлетаем к спутнику Марса – Деймосу. Он назван в честь древнегреческого бога.

1. Соревнование астрономов:

-Вызываем астрономов (Слайд 7). Кто из вас обладает большей наблюдательностью? На столе лежат предметы. Посмотрите внимательно и запомните, где что находится. Теперь отвернитесь. (Меняется положение предметов) Повернитесь и ответьте, что изменилось?

2. Соревнование пилотов.

Вызываем пилотов кораблей (Слайд 8). Представьте себе, что ракеты подняли вас на такую высоту, откуда поверхность Земли выглядит, как географическая карта. Какие материки и океаны вы видите под собой? (Записать на листах, используя глобус)

3. Соревнование планетологов.

4. Связь экипажей.

Итак, держим путь дальше. Полёт идёт удачно. Сейчас проведём 1-ый сеанс связи космических кораблей (Слайд 10).

Вопросы экипажу №1.

  1. Как называется небесное тело в форме светящейся точки на небе, видимое простым глазом? (звезда).
  2. Как называется город, в котором живут и работают космонавты? (Звёздный)
  1. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста. (комета).
  2. Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт; человек им управляет. Что такое? (самолёт)

- Связь есть. Продолжаем полёт.

5. Шифровка.

Теперь наш путь лежит к Фобосу. Этот спутник Марса чуть больше Деймоса и имеет такую же неправильную форму. Оба спутника открыты в 1877 году американским астрономом Асафом Холлом. На борт нашего корабля поступили какие-то зашифрованные телеграммы (Слайд 11). Кто сможет разгадать эти загадочные иероглифы?

Телеграмма-1. 3 15 10 14 1 15 10 6 ! 17 16 19 1 5 12 1 15 6 3 16 9 14 16 8 15 1 ! (Внимание! Посадка невозможна!)

Телеграмма-2. 31 17 10 5 6 14 10 33 ! 16 17 1 19 15 16 19 20 30 ! 19 17 1 19 1 11 19 33!

(Эпидемия! Опасность! Спасайся!)

Марс – планета солнечной системы, 4-я по счёту от Солнца. Обращается вокруг него за 2 года, а вокруг своей оси – за 1 сутки, как и Земля.

III. Диагностика исследования психологического климата в классе.

1. Характеристика животных.

-Космонавты, внимательно смотрите в иллюминаторы. Мы попали в космический зоопарк, в необычный, загадочный мир. Выйдя из кабины корабля, все до единого превратятся в животных (Крыса, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья, Лев).

Охарактеризуем каждого из них.

(Слайд 13)

БЫК – терпеливый и молчаливый, сдержанный и медлительный, уравновешенный, трудяга, упрям и доводит начатое дело до конца.

(Слайд 14)

ТИГР – недисциплинирован, со вспыльчивым характером, не любит повиноваться, но заставляет слушать других, упорный, его уважают.

ЗАЯЦ – очень замкнут, скромен, сдержанный, услужливый, труслив, не уверен в себе.

(Слайд 15)

ДРАКОН – открытый и чистый, доверчив, его можно легко обмануть, увлеченный каким-либо делом.

ЗМЕЯ – мудрая, умная, с большой силой воли, доводит начатое дело до конца, самоуверенная.

(Слайд 16)

ЛОШАДЬ – всегда опрятна, весела, популярна, легко выходит из себя, может ябедничать, любит быть впереди всех, на виду у всех, чтобы ей восхищались, болтлива, трудится только для себя.

ОБЕЗЬЯНА – взбалмошная, хитрая, проказница, душа общества, интеллектуал – большая жажда к знаниям.

(Слайд 17)

ПЕТУХ – эгоист, любит лесть, он очень ценит себя, считает себя самым лучшим, воображает из себя героя, задирист.

СОБАКА – очень преданный друг, очень справедлива, внушает доверие, трудолюбива, смела.

(Слайд 18)

СВИНЬЯ – добрая, наивная, доверчивая, веселая в обществе, но грязнуля, не привыкла к порядку.

ЛЕВ – всегда в центре внимания, не любит одиночества, царь зверей.

-Вот мы побывали на Марсе в непривычном для нас обличии. А сейчас пора возвращаться домой. Вы уже, наверное, соскучились по своей родной школе. Прошу экипажи занять свои места. Приготовьтесь к отправлению. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, пуск! (Слайд 20)

Вот мы уже видим Землю. Куда бы мы не отправлялись, в какие бы загадочные тайны не вникали, как бы не путешествовали, мы скучаем по дому. Приземляемся и превращаемся в учеников 2-го класса (Слайд 21).

IV. Награждение победителей.

V. Рефлексия (Слайд 22).

-Во время полёта мне понравилось….

-Мне не понравилось….

-Я хотел(а) бы узнать…

-В следующий раз я превращусь в …

-Вы хотели бы ещё побывать в космосе? Космический полёт – подвиг, а к подвигу готовятся и на утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере отдыха. Вас ждут неизведанные миры и планеты, вам штурмовать Вселенную. А для этого надо расти хорошими людьми. Хорошо учитесь, трудитесь, будьте дисциплинированными и вы обязательно, когда станете взрослыми, полетите в космос, но не заочно, а реально, на настоящем космическом корабле (Слайд 23). Спасибо за активность, за приятную компанию в полёте. Молодцы.

Методические рекомендации по урегулированию межличностных отношений детей.

ЗМЕЯ – с позицией этого ребёнка можно связать поручение, близкое с поручением для льва.

ОБЕЗЬЯНА – несмотря на высокую степень мотивации к учению, этот ребёнок возбудим, неуравновешен. Необходимо предупреждать его вспыльчивость, воспитывать самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения своей деятельности.
Необходимы также специальные игры, направленные на развитие в характере целенаправленного внимания и сдержанности. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, называем предметы вокруг себя с условием, что, как только подаётся сигнал, нужно замолчать.

Выполнение какого-либо поручения, соответствующего темпераменту ребёнка и его характеру, воспитывает, прежде всего, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность; а так же гордость, чувство собственного достоинства по отношению к самому себе и заботливость, отзывчивость, доброту, чуткость к окружающим. Исходя из необходимости активизации всех детей, всестороннего изучения и развития их отношений в коллективе и наиболее полного использования возможностей каждого ребенка, классный руководитель должен уметь (помимо распределения поручений) выбрать правильные направления организации уроков, мероприятий, игр и праздников, отведя каждому подходящую роль. Тогда все дети активно включаются в общественную жизнь класса, приучаются правильно вести себя друг с другом и при различных жизненных обстоятельствах.

Читайте также: