Доклад медные духовые инструменты
Обновлено: 09.05.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Роль медных духовых инструментов.
Представьте себе, что из мира музыкальных инструментов вдруг исчезли трубы. Мрачная получится картина. На треть поредеет симфонический оркестр. Заглохнет джаз. Перестанет существовать духовой оркестр. Пострадает народная музыка.
Группа медных духовых инструментов невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным сиянием металла, из которого сделаны эти причудливо изогнутые инструменты. Одни из них напоминают рог, другие - гигантскую золотую улитку. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих надобностей.
Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготовляются: тонко прокатанные листы меди или латуни, или особый сплав, на 60% состоящий из меди, 10% никеля, 30% цинка, или из серебра. Но в старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости.
Было время, когда эти инструменты делали из благородных металлов, причём музыканты считали, что ценные металлы всё-таки придают тембру инструмента особый оттенок: серебро делает звук более полным, золото - мягким, платина - глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они, в основном, только самим музыкантам. Уже позже решили провести курьёзный эксперимент. Взяли кусок резинового шланга, толщина стенок и другие размеры которого соответствовали трубке кларнета, проделали в нём отверстия и приладили кларнетовый мундштук. Вы догадались, чем закончился опыт? Звучание импровизированного кларнета было достаточно похоже на звучание настоящего.
Если звучание деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр.
Теперь вам понятно, что в трубу дуют не для того, чтобы воздух из лёгких музыканта прошёл сквозь неё. Да это иногда и невозможно: объем наших лёгких равен приблизительно четырём литрам воздуха, а если их сравнить с объёмом бас-геликона, станет ясно, что с одного раза человек не наполнит его воздухом. При игре на духовых инструментах дыхание музыканта только помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубке.
Давайте вспомним медные духовые инструменты.
Слушание: Валторна. Диапазон инструмента.
Валторна . Немецкое Waldhorn – лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события, объявить сбор войск.
Необычно расположение валторны при игре - раструбом вниз, к правой руке музыканта, которая ладонью упирается в стенку раструба, чуть прикрывая его. Такое положение ввёл дрезденский валторнист Антон Гампель примерно в 1750 году, чтобы легче было управлять звуком валторны введением руки в раструб. Этим приёмом широко пользуются и современные валторнисты. На тембр валторны влияет форма мундштука, чашечка которого имеет форму удлинённой воронки, а не полушария, как у других медных духовых.
Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук её мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Это, прежде всего оркестровый инструмент, но для неё существует и сольная литература.
Слушание: Чайковский. Симфония № 5, II часть (фрагмент).
Чтобы прочувствовать красоту звучания валторны, послушайте певучую, проникновенную мелодию, которая звучит в начале второй части Пятой симфонии П. И. Чайковского .
Слушание: Труба. Диапазон инструмента.
В древние времена на башне крепостной стены города Кракова в Польше стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдали вихрь пыли. Это было вражеское войско. Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на башню. Одна из них вонзилась в грудь трубача. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из его рук.
Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова - древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.
Слушание: Гуммель. Концерт для трубы и оркестра ми-бемоль мажор. Andante.
В начале XVII в. труба вошла в оперный оркестр. Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия. Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, труба научилась играть сложные и выразительные партии. Её яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В XVIII в. она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах.
Слушание: Тромбон. Диапазон инструмента.
У тромбона те же предки, что и у трубы, но в некотором смысле тромбон оказался более счастливым - он от рождения был инструментом хроматическим, поэтому почти не подвергался изменениям. Раструб тромбона, сужаясь и изгибаясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная трубка-кулиса. Двигая правой рукой кулису, тромбонист может плавно менять высоту звука, исполняя глиссандо, а также с одинаковой лёгкостью извлекать любые звуки.
Глиссандо - приём игры на музыкальных инструментах, дающий красочный скользящий переход от звука к звуку. В нотной записи оно обозначается волнистой линией между крайними звуками пассажа.
Слушание: В. Эвальд. Мелодия.
Тромбон занимает почётное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего оркестра. А когда несколько тромбонов играют вместе, это придаёт музыке торжественность и блеск. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии. Он похож на оратора, который с трибуны произносит какую-то важную речь, полную пафоса. Но чаще всего три тромбона и туба, объединённые в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.
Слушание: Туба. Диапазон инструмента.
Рассмотрение истории возникновения и развития медных инструментов. Изучение классификации медных духовых инструментов. Определение диапазона валторны и техники игры на ней. Характеристика видов труб и их истории. Принцип изменения звучащей длины трубки.
Рубрика | Музыка |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.04.2016 |
Размер файла | 405,6 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство образования и науки Российской федерации
Теории и истории музыки
Реферат по специальности инструментоведение
Выполнила студентка 3 курса
Моисеева Анна Юрьевна
1. Общие сведения
2. История медных инструментов
3. Классификация медных инструментов
4. Виды медных инструментов
4.1.1 Диапазон валторны
4.1.2 Техника игры на валторне
4.1.3 Современная валторна
5.2 История трубы
1. Общие сведения
Мемдные духовыме инструмемнты -- группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков, путём изменения силы вдуваемого потока воздуха в трубку или положения губ. Чем длиннее трубка, тем более низкий звук издает инструмент. Для извлечения звука у медных духовых инструментов имеется приспособление -- мундштук. Это металлический наконечник, который бывает в форме воронки или чашечки.
К медным духовым инструментам относятся современные валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба. Отдельную группу составляют саксгорны. Старинные медные инструменты -- сакбут (предшественник современного тромбона), серпент и др. Медными также являются некоторые народные инструменты, например, среднеазиатский карнай.
Крон - U образное колено, своими параллельными концами надвигающееся, подобно муфте на срезанные стержни одного из изгибов основной трубки инструмента. Вдвигая или выдвигая крон, можно было точно регулировать длину трубки.
Принцип изменения звучащей длины трубки лег в основу механизма тромбона. медный инструмент духовой валторна
С начала XIX века начались усиленные поиски способа исполнения всех хроматических тонов на всем протяжении звукоряда инструмента.
В начале XIX века был изобретен механизм вентилей, резко изменивший технику исполнения и неизмеримо увеличивший возможности медных духовых инструментов. Принцип вентиля заключается в мгновенном включении в основную трубку дополнительной кроны, увеличивающей длину инструмента и понижающей весь его строй.
Включив вентить, музыкант направляет поток воздуха через дополнительную петлю в канале инструмента, блокируя основной путь. Следовательно трубка увеличивается в длине и строй опускается.
На всех медных инструментах вскоре установилось три основных вентиля: 1 -- вентиль понижает весь строй инструмента на 1 тон;
2 -- вентиль понижает весь строй на 0,5 тона; 3 -- вентиль понижает строй инструмента на 1,5 тона. Вентили можно включать последовательно или одновременно (все три вентиля понижают строй инструмента на три тона). Таким образом, хроматический инструмент (инструмент с вентилями) является как бы комбинацией семи натуральных инструментов, включаемых мгновенно по желанию исполнителя.
Расход воздуха у медных духовых инструментов зависит от длины столба воздуха, который необходимо создать в трубке.
Одним из способов изменения характера звучания у медных духовых инструментов является применение сурдин. Сурдина -- это полая сфера грушевидной формы, сделанная из дерева, папье-маше или легкого металла. Сурдины заглушают звук, делают его как бы отдаленным.
2. История медных инструментов
Предками современных медных духовых инструментов были охотничьи рога, военные сигнальные трубы, почтовые рожки. Эти инструменты, не имевшие механизма вентилей, давали несколько звуков натурального звукоряда, извлекаемых только с помощью губ исполнителя. Отсюда появились военные и охотничьи фанфары и сигналы, основанные на звуках натурального звукоряда, прочно вошедшие в музыкальную практику.
При повышении техники обработки металлов и производства металлических изделий стало возможным изготовлять трубки для духовых инструментов определённых габаритов и нужной степени отделки. По мере усовершенствования медных духовых труб и развития искусства извлекать на них значительное количество звуков натурального звукоряда, появилось понятие натуральных инструментов, то есть инструментов без механизма, способных давать только натуральный звукоряд.
В начале XIX века был изобретён механизм вентилей, резко изменивший технику исполнения и увеличивший возможности медных духовых инструментов.
3. Классификация медных инструментов
Кроме вентильных и кулисных, медные инструменты включают в себя еще 2 разновидности:
Натуральные инструменты не обладают никакими дополнительными трубками и способны извлекать только звуки натурального звукоряда. В XVIII веке в России появились особые оркестры состоящие из натуральных рогов. Вплоть до начала XIX века натуральные инструменты широко применялись в музыке, затем, с изобретением механизма вентилей, вышли из употребления. Натуральные инструменты также иногда встречаются в партитурах композиторов XIXЇXX веков (Вагнер, Р. Штраус, Лигети) для особых звуковых эффектов. К натуральным инструментам относятся старинные трубы и валторны, а также альпийский рог, фанфара, горн, сигнальные рожки (охотничий, почтовый) и подобные им.
Клапанные инструменты обладают отверстиями на корпусе, открываемыми и закрываемыми пальцами исполнителя, как на деревянных духовых. Такие инструменты были широко распространены до XVIII века, однако из-за некоторого неудобства игры на них затем также вышли из употребления. Основные клапанные медные инструменты Ї корнет (цинк), серпент, офиклеид, клапанная труба. К ним также относится почтовый рожок.
4. Виды медных инструментов
Валторна (нем. waldhorn (лесной рог), итал. corno, англ. french horn, фр. cor) -- духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.
Он превратился в натуральную валторну в 1750 г. когда музыкант из Дрездена А. Й. Хампель опустил раструб инструмента вниз и при игре стал вводить в него руку повышая или понижая таким образом высоту натуральных звуков. Затем в начале XIX в. к инструменту был приспособлен вентильный механизм давший возможность играть на валторне весь звукоряд. Современная валторна -- свернутая в круг металлическая трубка длиной более 3 м со множеством завитков.
4.1.1 Диапазон валторны
Диапазон валторны по действительному звучанию -- от H1 (си контроктавы) до fІ ( фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду.
В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа).Но, на какое-то время популярными и излюбленными были строи E, Es и D. Предпочтение среднему строю валторны стало отдаваться только в XIX веке. В этом веке также устоялся принцип деления на высоких и низких валторнистов. Таким образом, первая и третья валторны - высокие, вторая и четвертая - низкие.
4.1.2 Техника игры на валторне
Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом -- на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков).
Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте -- в среднем и верхнем, в связи с чем инструмент может хорошо передавать грустное и торжественное настроение.
Среди приемов изменения звука - закрытые звуки (рука заслоняет раструб будто шляпой, звук понижается на полтона - прием использовался в старину для придания хроматизмов натуральной валторне) - на пиано звук нежный, приглушенный, на форте хриплый, рычащий.
Застопоренные звуки (рука кулаком вводится в раструб наподобие груши, звук повышается на полтона, прием также использовался для придания хроматизмов натуральной валторне) - звук на пиано звенящий, напряженно-тревожный, на форте режущий, трескучий звук (применяется в драматических эпизодах). Игра раструбом вверх делает тембр валторны громче и придает патетический характер музыке.
4.1.3 Современная валторна
Сегодня в оркестре популярно употребление двойной валторны. Она представляет собой комбинацию in F и in B. Переключение из строя в строй происходит с помощью нажатия большим пальцем на поворотный бочонок единого узла вентилей.
Трубам (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) -- медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.
В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.
Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.
На таком инструменте можно извлекать всего 5--6 звуков. Поэтому он и называется натуральной трубой.
В основе современной трубы лежит то же устройство. Но в отличие от натуральной у нее особый вентильный механизм, позволяющий получать все ступени хроматической гаммы -- 33--35 звуков. Большую роль при извлечении звука на трубе играет наконечник -- мундштук. Хорошие его игровые качества в такой же мере важны, как и высокие игровые возможности самого инструмента.
Трубач не имеет перед собой клавиатуры, как, например, пианист. Он должен представить ее в своем воображении, соответствующим образом сформировать губы, подкрепить напором дыхания четкие согласованные действия языка и пальцев. Только после долгих систематических занятий инструмент становится послушным и музыкант может исполнять на нем любое одноголосное, доступное по регистру произведение.
Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), не транспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы -- от e (ми малой октавы) до cі (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C.
До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.
Среди других разновидностей трубы:
Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназнающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов -- Третья симфония).
Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне -- инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.
Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе -- Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.
5.2 История трубы
Труба -- один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э.
Трубы существовали во многих цивилизациях -- в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.
Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру. Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету -- родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями.
Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.
В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.
Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров -- Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.
Инструмент который, из-за своей величины, почему-то у многих ассоциируется с цирком. Смешной он, знаете ли, такой! Сравнительно молодой член оркестра. До этого на номинацию главный бас оркестра выдвигались: офиклеид, эффониум, контрабасовый тромбон, содружество литавр и даже 5 фаготов в унисон (Верди). Туба - благородный инструмент, если необходимо сыграть глубокий бас на forte или очень тихо, то здесь у нее нет конкурентов.
А вот - серьезный и подробный рассказ о тубе. Рекомендую!
Ударные инструменты
Треугольник - самый высокий инструмент ударной группы. По форме напоминает. квадрат? или круг??
Малый барабан - ну уж его то звучание трудно спутать - барабан он и в Африке барабан! (примечание: барабаны в Африке называются бонги или томы :) Обладает яркими милитаристическими наклонностями (см. Болеро Равеля).
Тамбурин или, проще, бубен - с танцевальными наклонностями. Чаще всего используется композиторами для подчеркивания ритма. В такой роли - очень эффективен наряду с кастаньетами. |