Доклад краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников

Обновлено: 17.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КРАЕВЕДЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Берёзкина Дарья Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Россия, Ивановская область, г. Шуя

В статье рассматривается работа по краеведению, как средству нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОУ. Воспитание духовно-нравственного гражданина является главнейшей проблемой нашего общества. Основу для привития чувства любви к Родине даёт краеведение.

Ключевые слова : патриотизм, краеведение, воспитание, родина, дошкольник, работа.

В настоящее время в современном обществе происходит снижение человеческих ценностей, в том числе и таких как любовь к Родине. Поэтому проблема воспитания высоко нравственного гражданина, любящего свою Родину, является одной из главных.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Патриотизм не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. И это чувство, любви к Родине нужно воспитывать с детства.[2]

Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.[4]

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как в воспитательном, так и в познавательном отношении.[2]

Важным, для успешной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и продуктом краеведения является создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ, что способствует эффективности образовательного процесса. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – всё это привлекает внимание детей, повышает их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

Пополнение РППС в ДОУ происходит по итогам тематических экскурсий, реализации проектов, совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников.

Не менее важным направлением в краеведческой работе является взаимодействие с социумом. Значение социума в нашей работе также неоспоримо, как и значение семьи. Именно здесь происходит единение задач общества и ДОУ – это заинтересованность в воспитании нравственных сторон личности будущего гражданина. На протяжении многих лет, наш детский сад тесно сотрудничает с Детской библиотекой, ДЮСШ, МУК Литературно – краеведческим музеем им. К. Бальмонта, МОУ Средней общеобразовательной школой № 7, Шуйским филиалом ИвГУ и др.

Работа по краеведению охватывает все виды детской деятельности: образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, игры, чтение художественной литературы, экспериментирование. Для детей р азработаны тематические экскурсии по возрастам.

Познавательное развитие интегрируется с другими образовательными областями, что позволяет сформировать у детей более глубокие знания и целостное представление о мире, способствует развитию мышления, логики, коммуникативных и творческих способностей. А также экономит время, так как дети одновременно осваивают содержание различных разделов Программы.

В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрении.[2]

Использование различных инновационных технологий (игровые, информационные, коммуникационные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, проектные ИКТ) способствует эффективности образовательного процесса, позволяет добиваться высоких и устойчивых результатов развития дошкольников.

В ДОУ созданы и активно используются:

Ø Патриотические центры,

Ø Центры Экологии и экспериментирования, где собраны коллекции полезных ископаемых родного края, города, гербарии, макеты природных экосистем, растения и животные. Здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях;

Таким образом, краеведение является первой ступенью и неотъемлемой частью нравственно-патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

Список литературы

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2007.-203 с.

2. Елизарова Н.М., Колесникова О.А. Молодой учёный № 24 (128), ноябрь 2016.

4. Новицкая М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М.Ю. Новицкая.- Москва: Линка - Пресс, 2003.

5. Рыбалова И.К. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания/ И.К. Рыбалова//Дошкольное воспитание.- 2003.-№ 6.- с. 45-50.

6. Федеральный Государственный Образовательный стандарт ДО.-М: УЦ Перспектива, 2014.-32 с.


Краеведение в детском саду является одним способов передачи детям тех знаний о родном крае, которые способствуют формированию патриотических чувств. Оно позволяет понять связи родного города, села, деревни с Родиной, осознать, что твой город — это часть великой страны, историей и культурой которой нужно гордиться и изучать, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Краеведение является тем педагогическим средством, которое способствует вовлечению детей дошкольного возраста в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни [7, с. 51].

Основная идея краеведения заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

Н. В. Алешина при выстраивании педагогического процесса по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами краеведения выделяет следующие принципы:

− Принцип историзма. Этот принцип реализуется с помощью сохранения хронологической последовательности описываемых событий и явлений и сводится к двум понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

− Принцип дифференциации. Этот принцип заключается в организации оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

− Принцип гуманизации. Этот принцип ориентирован на высшие общепринятые человеческие понятия — любовь к семье, родному городу, к своей родине.

− Принцип наглядности. Этот принцип заключается в изготовлении пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы сведения об истории, культуре родного края была для ребенка интересна и доступна.

К основным задачам краеведения в ДОУ можно отнести следующие:

− формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;

− развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;

− воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

− развивать бережное отношение к городу (природа);

− формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

При отборе содержания, форм и методов краеведческой работы следует учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Формы и методы работы по краеведению разнообразны:

− тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;

− беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

− познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.

− экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;

− праздники, развлечения, на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;

− чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

− краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе;

− прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка -эти формы незаменимы в краеведческой работе.

− виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

В процессе формирования основ краеведения ребенок:

− «определяет свою социальную роль в обществе;

− получает определенную систему знаний о связях и взаимозависимостях человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

− овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода, народа;

− имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

− развивает память, мышление, воображение, расширяет словарный запас;

− приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

− развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

Краеведение воспитывает у детей дошкольного возраста уважение, гордость за ту землю, на которой они родились, живут, помогает им полнее, содержательнее, доступнее узнать историю и культуру своей малой родины, а это залог того, что в будущем дети с еще большим вниманием и уважением будут относиться к истории и культуре других народов, т. е. у ребенка формируется такое понятие как толерантность.

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, ребенок, родной край, дошкольный возраст, принцип, бережное отношение, знакомство детей, история, краеведение, малая родина.

Похожие статьи

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви.

Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом – это знакомство с историей малой Родины, своего народа, с его

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город.

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная

малая родина, родной край, формирование представлений, ребенок, процесс работы, родной город, дошкольный возраст, ценностное отношение, город, дошкольник.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет

Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого.

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины.

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников. Нельзя упускать из вида и тот факт, что детей также необходимо.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город. Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного. родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных

Одной из главенствующих задач в воспитании детей дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство дошкольников с историей родного городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными. детский сад, ребенок, малая родина, родной город.

Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду.

Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Одним из способов при организации правильного патриотического воспитания в ДОУ - является краеведение.

(2 слайд) А что же такое – краеведение?

По определению С. И. Ожегова – это изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей.

На сегодняшний день краеведение становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

(3 слайд) Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры).

(4 слайд) Задачи краеведческой работы в ДОУ :

– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;

– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;

– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

– развивать бережное отношение к городу (природа);

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

(5 слайд) Краеведческую деятельность можно разделить на три направления:

военно-патриотическое;

(6 слайд) 1. Культурно-историческое.

Целью данного направления является формирование представления у ребят ценностей и научно-обоснованной картины мира, приобщения их к общечеловеческим ценностям, природному, историческому наследию, воспитания потребности в культурном обогащении. Это направление может реализоваться через следующие мероприятия:

-конкурс краеведческих исследовательских работ;

(7 слайд) 2. Военно-патриотическое.

Цель: воспитание гражданина и патриота России, своего края, Малой Родины, формирование у подрастающего поколения национального самопознания, чувства долга и ответственности.

Направление реализуется через следующие мероприятия:

-встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны.

(8 слайд) 3. Духовно-нравственное.

Цель: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, духовных ценностей, взглядов развивающейся личности. Это направление реализуется через следующие мероприятия:

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать.

И здесь действительно важно - не опоздать, ведь пока живы наши бабушки и деды, они могут живыми рассказами поведать дошкольникам о том, как жили они раньше. Какие у них были традиции, праздники, игры, чему радовались они, будучи детьми.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Уголок патриотического воспитания (фотоотчет)

Уголок патриотического воспитания (фотоотчет) В нашем детском саду недавно прошел смотр-конкурс уголков патриотического воспитания. Я работаю во второй младшей группе и тоже внесла свой.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитания

Дидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Уголок патриотического воспитания дошкольников

Уголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Уголок патриотического воспитания в подготовительной группе

Уголок патриотического воспитания в подготовительной группе Любовь к семье, близким, стране играет важное значение в полноценном развитии будущей личности. Где бы ни был человек, где бы он ни жил.


Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при помощи краеведения. А также особенности духовно-нравственного развития дошкольного возраста. На сегодняшний день данная проблема популярна, но не так полноценно изучена. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный для развития ребенка со всех сторон. В этот период происходит формирование у детей любви к Родине, к природе родного края. А также на данном этапе происходит накопление дошкольниками социального опыта жизни в родном краю и усвоение принятых норм поведения.

В настоящее время актуальной проблемой является правильного формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для создания среды, в который ребенок мог бы правильно и точно изучить окружающий мир и свою Родину. Правильное воспитание патриотических чувств достаточно сложный процесс, но, тем не менее, очень важный.

Патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на развитие патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание у старшего дошкольника любви к родному краю как к своей малой Родине, осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего; готового служить своей стране трудом и защищать его интересы.

Одним из способов при организации правильного патриотического воспитания в ДОУ - является краеведение. Краеведение - это полноценное изучение своей Родины, а для дошкольников своего города. Данное направление, безусловно, необходимо в занятиях детских садах, так как оно социально значимо. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.

По данной теме написано много литературы, т.е. о знакомстве дошкольников с культурой своего народа, так как обращение к своему наследию воспитывает почтение и уважение к своей стране. Упор на знание истории и культуры может поспособствовать, в будущем для детей с трепетом относиться к культурным традициям других народов. Но, не смотря, на большое количество методического материала, в которой нередко пишется лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей, не отражается вся полнота этого материала. Можно сделать вывод, что чувство патриотизма многогранно и обширно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Патриотическое воспитание – это разносторонний педагогический процесс. Задача педагога: углубить и расширить знания о родном крае; привить навыки исследовательской работы; создать условия для творческого раскрытия личности ребенка; воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную к открытому восприятию мира.

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются быстротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации

Для старшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, на прогулках нужно знакомить их с объектами природы (живой и неживой), простейшими причинами наблюдаемых явлениях, их взаимосвязях.

Самая любимая и естественная деятельность дошкольников – игра. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с заводными и сюжетными игрушками, игры с элементами ряженья и театрализованные игры, сюжетные игры, проводимые в группе, поднимают настроение, сближают детей, способствуют развитию активности, самостоятельности, коммуникативности, развивают воображение и творчество, расширяют кругозор, формируют эстетический вкус.

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ можно использовать следующие методы краеведения:

1. Экскурсии и целевые прогулки по памятным местам, к памятникам боевой славы, по улицам и площадям, носящим имена героев ВОВ, в сочетании с рассказом воспитателя, а также по достопримечательностям родного города.

2. Чтение художественной литературы

3. Использование технических средств обучения – слушание музыкальных произведений о Родине, просмотр фильмов, слайдов о природе нашей Родины.

4. Рассматривание фотографий и иллюстраций (они должны быть яркими и привлекательными), вырезок из журналов, плакатов, открыток, картин. Рассматривание картин сопровождается объяснением и рассказом воспитателя. Он должен быть кратким, четким, эмоциональным.

5. Беседы о родном городе, стране, ее истории

6. Встреча детей с участниками ВОВ, ветеранами труда.

7. Самостоятельная художественная деятельность: рисование, лепка, поделка игрушек, разучивание и пение песен, чтение стихов, оформление тематической выставки в книжном уголке

8. Ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка)

9. Привлечение детей к общественно – полезному труду в ближайшем для детей окружении, т.е. труд на участке детского сада совместно с родителями

10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.

Таким образом, под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Введение краеведческого материала в практику работы дошкольной образовательной организации даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами.

Миронова, М.М. Люби и знай свой край / М.М. Миронова//Дошкольное воспитание - 2008г.- №1 –С.17

Герасимова, О. Люби и знай свой край [Текст] / О.Герасимова // Дошкольное воспитание, 2014. - №8. – С.4-14.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,2010 – 96с.

Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015.- 176 с.

Читайте также: