Культурная самоидентификация современной молодежи доклад

Обновлено: 25.06.2024

В условиях, когда социальные нормы теряют свою функцию социального контроля, что характерно для переходного общества, происходит рост аномии, а также воспроизводство социальных рисков. Разрушение моральных, правовых, идеологических основ жизни приводит к тому, что заметно расширяются возможности выбора жизненных стратегий с высокой степенью непредсказуемости и случайности.

Считается, что одной из причин кризиса межпоколенческих связей в современном российском обществе является сосуществование в едином социокультурном пространстве постсоветской России двух систем ценностей, условно называемых "советской" и "западной", у каждой из которых есть свой набор адаптационных практик, которые усваиваются в процессе социализации. При этом, как подчеркивается в работе, нельзя согласиться с широко распространенными утверждениями, что молодежь в большей степени привержена индивидуалистическим ценностям Запада и не может воспользоваться апробированным опытом старших поколений – приверженцев прежних "советских" ценностей.

В заключение параграфа делается важный для современного понимания особенностей социализации молодежи вывод - с утратой авторитета и легитимности многих традиционных институтов и агентов социализации существенно возрастает роль самосоциализации молодежи. Молодежь как социальная группа становится ключевым субъектом социализации и в определяющей степени от ее социальной, культурной, мировоззренческой идентичности зависит выбор социальных ценностей, моделей поведения, жизненных стратегий, которыми будет руководствоваться молодой человек, вступая во взрослую жизнь, и интегрируясь в социальное сообщество. В этом плане, если социальная и мировоззренческая идентичность нередко были объектом социологического анализа, то в отношение культурной или социокультурной идентичности молодежи и ее влиянии на социализацию данной группы существует определенный дефицит знаний, который и призвана пополнить данная работа.

В связи с этим ключевой задачей социализации современной российской молодежи является формирование новой культуры, представляющей собой единство традиционных и современных ценностей, например, коллективистской и индивидуалисткой морали, социальных отношений, ориентированных на социалистические или либерально-рыночные принципы развития. Анализ имеющихся методологических подходов к культурной идентичности позволяет автору сделать вывод о возможности и необходимости преодоления наметившегося кризиса в этой сфере. Данный кризис возник, с одной стороны, в результате набирающих силу в условиях глобализации процессов распада традиционных культурных идентичностей. С другой стороны, как ответ на угрозы глобализации со стороны локальных культур и усиление фундаменталистских и экстремистских проявлений со стороны их носителей. Кризис культурной идентичности в работе рассматривается с точки зрения отсутствия необходимых знаний по вопросам преодоления социокультурного раскола.

В то же время на протяжении ХХ столетия все отчетливей стала проступать ограниченность и тупиковость западного пути развития, основанного на примате материальных ценностей, практических смыслов деятельности, эгоизма индивидуалистических стремлений. С другой стороны, альтернативный путь развития, базирующийся на абсолютизации коллективистского начала жизни, сакрально-трансцендентного понимания ценностей бытия, духовных и идеологических смыслов социальной деятельности, характерный для незападных цивилизаций и восточной социокультурной матрицы, также проявил свою историческую и социкультурную ограниченность в силу имеющихся в них тенденций пренебрежения правами и свободами индивида.

Усложнение современного мира, усиление взаимовлияния разных культурных традиций и поиски новой цивилизационной парадигмы развития привели к кризису западноевропейской идентичности. Культурная идентичность индивида, связанная с исключительной ориентацией на западное модернистское понимание организации современного общества и социокультурного пространства вступило в явное противоречие с современными реалиями и глобальными тенденциями мирового развития. Культурная идентичность, основанная на восточном понимании места человека в природе и обществе, достаточно широко распространенная в российской провинции и на азиатской территории страны, также вступает в явное противоречие с задачами модернизации и инновационного развития нашего общества, дальнейшего повышения конкурентоспособности российского государства на мировой арене. Евроазиатская модель культурной идентичности, которую пытаются сегодня продвигать в определенных политических и идеологических кругах, не снимает противоречий между западной и восточной культурными матрицами, не обеспечивают их синтез. Более того, она не соответствует задачам развития российского общества в силу ее определенной тяги к неоколониализму и неоимпериализму, которые не отвечают общепринятым представлениям о современном мире. Необходима новая российская культурная идентичность, которая на протяжении определенного исторического пути развития обеспечила бы этот синтез.

Раскрывая суть переходного периода становления новой российской культурной идентичности, автор конструирует ее ключевые характеристики. В этой идентичности, по мнению диссертанта, должны присутствовать, уживаться и мирно сосуществовать между собой традиционные ценности и ценности современного европейского типа личности. Формирование новой общенациональной культурной идентичности у молодежи позволит воспитать новое поколение граждан России, способных осуществить экономическую, социальную, политическую модернизацию общества, сделать его стабильным, сплоченным, конкурентоспособным, готовым ответить на вызовы современного мира. В этом ключе культурная идентичность рассматривается в работе как основной инструмент общенациональной консолидации, как главный конструкт формирования самосознания российского народа, которая позволит дать новый импульс развитию российского общества.

Другая сторона культурной идентичности, связана с внутренней личной самоидентификацией индивида, т.е. с какой общностью он сам себя отождествляет в своих представлениях. В этой связи автором предлагается в качестве исследовательской модели культурной идентичности вычленение следующих основных ее структурных элементов:

- образ культуры (российской, западной, молодежной, народной и др.);

- образ языка (литературы, художественных произведений близких и интересных индивиду);

- образ религии, духовных ценностей, символов веры;

- образ страны, государства, общественно-политического и экономического строя;

- образ людей (соотечественников, представителей других народов, молодежи);

- образ русского мира, истории, традиций;

- образ справедливости, социального порядка, благополучия.

Социологические исследования, результаты которых представлены в данной работе и которые проводились при непосредственном участии автора, выявляют основные характеристики и особенности формирования культурной идентичности в молодежной среде. Фундаментальной характеристикой культурной идентичности современной российской молодежи является, по выводам исследования, признание приоритетного значения культуры по отношению к политике и экономики. Анализ данных социологических опросов показывает, что подавляющее число молодых людей признают ведущую роль культуры и искусства для развития государства и общества.

В ходе исследования было установлено, что для каждого четвертого молодого респондента (25,2%) западная культура, ее стандарты и образ жизни являются более привлекательной, чем российская культура, ее нормы, обычаи и традиции. Определенная часть респондентов (11%) отметила наибольшую близость и привлекательность для себя восточной культуры и философии. Большая часть опрошенных молодых людей (59,2%) указала на то, что российская культура для них более привлекательная и близкая по сравнению с западной и восточной культурными традициями.

Западноевропейский вид социализации предполагает преимущественное усвоение индивидуалистических ценностей и жизненных стратегий, связанных с правами человека, личной ответственностью за свою судьбу, законопослушанием, предприимчивостью, гражданской солидарностью, терпимостью к инакомыслию и другому образу жизни, субсидиарном представлении о справедливости и общественном благе, проявлением активной жизненной позиции, рационализма, прагматизма.

В статье рассматриваются особенности формирования культурной идентичности студенческого сообщества, влияние профессиональной дизайнерской среды на направления развития креативного социокультурного пространства. Автор рассматривает индивидуальные возможности каждого человека и их использование в процессе взаимодействия участников. Молодежь, занимающаяся креативным творчеством, как мода, всегда стремится к созданию новых эстетических ценностей. Участие в модных проектах мобилизует уникальные способности, мотивирует к изменению, преодолевая инерцию, интегрирует индивидуальные ориентиры в общественное пространство.


1. Васильева Э.В. Театр моды – 300-летию города / Э.В. Васильева // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2012. – № 1 (61). – С. 9-10. – (Опытное поле). Модная дизайнерская среда способствует развитию в Омском институте сервиса творческой интеллектуальной креативной атмосферы и появлению нестандартных творческих проектов. Образование. Педагогика 2. Высшее профессиональное образование.

5. Каверина, Е.А. Создание событий в современном социокультурном пространстве: автореф. дис. док. фил. наук 24.00.01/ Е.А. Каверина. – СПб., 2012. – 30 с.

6. Килошенко М.И. Психология моды: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Оникс, 2006. – 320 с.

8. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая [и др.]; отв. ред. А.П. Садохина. – М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.

9. Свендсен Л. Философия моды; пер. с норв. А. Шипунова. М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2007. – 256 с.

11. Трубина Е.Г. Идентичность в мире множественности: прозрения Ханны Аренд // Вопросы философии. – 1998. – № 11. – С. 116-130.

Повод описать модель формирования культурной идентичности в молодежной среде для автора кажется достаточно важным по нескольким причинам. Формирование культурной идентичности человека дает возможность развития необходимых позитивных потенций и созидательных условий жизнедеятельности общества. Современные реалии все чаще показывают картину не совсем благополучной ситуации с реализацией культурного потенциала молодых людей с легкостью примеряющих сегодня новые социальные роли и образы. Иногда это быстрая перемена ведет и к потере жизненных ориентиров, но меняющийся новый мир не оставляет выбора. Становится нормой освоение новых профессий, переход с работы на работу, смена интересов и проектов, переосмысление семьи, изменение тела и пола, переоценка смыслов и ценностей, границы жизненных ресурсов плавно растекаются по когда – то начерченной карте.

Читайте также: