Научные революции доклад кратко

Обновлено: 18.05.2024

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
На странице обcуждения могут быть пояснения.

Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Содержание

Научные революции

Первая научная революция XVII / XVIII веков

Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана с духом просвещения.

Это было связано с тем, что знание, полученное опытом, низко ценилось. Человеческие органы чувств считались плохим прибором для его получения – уж очень они обманчивы. Истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод – заключение об общем по частным наблюдениям – приживался лишь очень постепенно [4] .

Сейчас науки занимаются получением знания. Тогда они занимались его бережным хранением и передачей дальше. Оно хранилось в канонических текстах, которые трактовались определённым способом и постоянно зубрились. Такими текстами были Библия и античные авторы: в первую очередь Аристотель, важный для логики и схоластики, римское право (кодекс Юстиниана), труды Гиппократа. Но все они не давали ответа на новые вопросы, поставленные наблюдениями. Современные научные исследования не находили себе места в системе университетских дисциплин, ибо те были традиционными местами передачи знания, а не исследований, и преподавали они теоретическое знание, не практическое [5] .

Вот что писал английский историк Эдвард Гиббон (Edward Gibbon, 1737-1794) про современные ему университеты:

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы [12] .

Открытия

Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны среди прочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона.

    (1473—1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа. (1571—1630): установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики. (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.
  • Механическая картина мира Ньютона:
    • Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве.
    • Любые события предопределены законами классической механики.
    • Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов.
    • Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел.
    • Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации.
    • Синтез естественно-научного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

    Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

    Джероламо Кардано внёс значительный вклад в развитие алгебры, Франсуа Виет основоположник символической алгебры, Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.

    Вторая научная революция конца XVIII века — 1-я половина XIX века

    Третья научная революция конец XIX века — середина XX века

      — понятия электромагнитного поля — электродинамика, статистическая физика — и как вещество и как электромагнитное поле
    • Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики — о медленном непрерывном изменении земной поверхности — целостная концепция эволюции живой природы , Шванн — теория клетки — о единстве происхождения и развития всего живого , Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает. — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость — радиоактивность — Лучи — элементарная частица электрон — планетарная модель атома — квант действия и закон излучения — квантовая модель атома Резерфорда-Бора — общая теория относительности — связь между пространством и временем — все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)
    • Зависимость знания от применяемых исследователем методов
    • Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений
    • Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности
    • Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором
    • Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность
    • Тезис о непрозрачности бытия, блокирующий возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием.
    • Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта
    • Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

    Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейнман:

    НТР (расшифровка-научно-техническая революция) – это бурный скачок в развитии техники, науки, который радикально преобразовал производительные силы.

    НТР

    В ходе НТР наука превратилась в мощный производственный фактор. Это способствовало переходу индустриального общества в постиндустриальное.

    Значение понятия и основные черты НТР

    В эпоху научно-технической революции происходит скачкообразное развитие науки, техники, которые существенно меняет производственные силы. Начало этого процесса приходится на середину 20 века.

    Характерные черты НТР

    Основные черты (составные части) НТР такие:

    Опережающее развитие науки и превращение ее в производительную силу. Особенно заметно это в развитых странах, где возрастают денежные траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские виды деятельности. Наука является катализатором совершенствования производства и мощной социальной силой.

    Изменения в технической базе промышленности. Для НТР характерно применение робототехники, ЭВМ, внедрение новейших технологий, применение нетрадиционных источников энергии. Производительность труда повышается за счет квалифицированных работников.

    Изменения в структуре производства. В нем растет часть промышленного производства. Особое значение в развитии промышленности имеет наукоемкое машиностроение.

    Усложнение управления производственными процессами.

    Этапы НТР

    Принято различать 2 этапа развития НТР.

    ЭВМ

    На первом этапе (с 1940 до конца 1960-х гг.) происходит бурное развитие индустриальных стран. В это время на Западе и в СССР распространяются транзисторы, телевизионные вычислительные машины, спутниковые системы и проч. Происходит освоение космоса.

    Производственный робот

    Промышленные роботы на заводе Mercedes-Benz

    На втором этапе (с 1970-х гг. и до сегодняшнего дня) происходит стремительное развитие микропроцессоров, производственных роботов, оптоволоконных сетей и информационных технологий.

    Этапы НТР

    Некоторые исследователи выделяют третий этап НТР, который начался с массовым внедрением нанотехнологий в производство. Четвертого этапа НТР нет.

    Робот

    На сегодняшнем этапе прослеживаются такие основные направления:

    сокращение энергоемкости и ресурсоемкости производства;

    повышение производительности труда;

    повышение наукоемкости производства;

    освоение новых материалов и видов энергии;

    образование новых отраслей промышленности;

    изменение в структуре занятости.

    БМВ

    БМВ Vision next 100

    Результаты научно-технической революции в XX веке

    Все результаты НТР можно кратко представить в виде таблицы. Её особенно удобно использовать ученикам 10 - 11 классов.

    Развитие логистики, расширение знаний о Земле.

    Повышение мобильности человека.

    Обострение экологических проблем.

    Использование Интернета для проведения исследований.

    Открытость и доступность информации.

    Доступность и открытость научных теорий и идей.

    Дифференциация знаний об обществе.

    Изменения в социальной структуре населения, приводящие к девиантному (отклоняющемуся от общепринятого) поведению.

    Использование достижений науки для исследования экосистем, их очищения.

    Внедрение экологичных материалов, широкое использования вторичного сырья.

    Развитие нетрадиционной энергетики из возобновляемых источников.

    Загрязнение окружающей среды из-за бесконтрольного использования природных ресурсов.

    Исчерпание запасов полезных ископаемых.

    Исчезновение видов животных и растений.

    Изменение климата из-за повышения выбросов парниковых газов.

    Накопление токсичных отходов, пластика в окружающей среде.

    Широкое распространение социальных сетей.

    Повышение уровня социальной защиты благодаря внедрению цифровых и интернет-технологий.

    Отрицательные социальные последствия - уязвимость человека в социальных сетях, связанная с приватностью, хранением личной информации.

    Изменение социальной структуры, социальных связей и связанный с этим риск развития одиночества и возникновения суицидов.

    Активное развитие глобализационных процессов, влияющих на воспроизводство населения.

    Быстрое распространение городов и городского стиля жизни, упрощение доступа населения к основным достижениям научно-технического прогресса.

    Стремительное увеличение количества и размеров городов, численности городского населения и связанное с этим обострение экологических проблем.

    Депопуляция в развитых странах и в России.

    Стремительное старение населения, снижение процентной доли молодежи.

    Повышение производительности труда ведет к росту благосостояния населения.

    Это улучшает уровень жизни, делает ее более интересной.

    У человека появляется возможность работать на дому в сфере информационных технологий.

    Автоматизация и роботизация производства неизбежно приводят к росту безработицы.

    Глобализация приводит к уязвимости мирового хозяйства.

    Рост благосостояния населения неизбежно приводит к истощению природных ресурсов.

    Благодаря успехам НТР в области медицины отступили неизлечимые в прошлом заболевания - столбняк, полиомиелит, оспа.

    Применение последних результатов научных исследований повышает результативность диагностики.

    Развитие генной инженерии повышает риск возникновения смертельно опасных болезней, биоразнообразия, снижают резистентность организма к инфекциям.

    Идея клонирования человека противоречит его сущности и нарушает главные нравственные принципы.

    Научно-техническая революция в корне изменила жизнь человека, улучшив качество его жизни. Вместе с тем она привела к загрязнению окружающей среды, исчерпанию природных ресурсов. Разумное использование ее достижений снижает риски для человечества.


    В своём реферате я рассмотрю хронологию всех общепризнанных научных революций, а также остановлюсь на особенностях каждой из них, стараясь обратить внимание на их предпосылки и те изменения в понимании картины мира, которые они за собой повлекли.

    Содержание

    Введение 3
    1. Сущность революций 4
    2. Научные революции 9
    Заключение 14
    Список литературы 15

    Работа состоит из 1 файл

    Научные революции.doc

    Министерство Образования и Науки Российской Федерации

    Московский Государственный Институт Электроники и Математики

    по Социальной философии на тему:

    Выполнил: студент группы ЭПБ-81

    Преподаватель: Корень В.Л.

    На сегодняшний день актуальность вопроса научной революции день ото дня набирает обороты. В историческом срезе наука переживает такой период, когда её проникновение в различные области знания набирает внушительные масштабы. Создаются междисциплинарные направления, призванные объединить, на первый взгляд, не связанные сферы знания с целью синтеза различных подходов в один и использования его для решения качественно новых задач. Всё это в той или иной степени можно расценивать как предпосылки назревающей новой научной революции.

    В этой связи, в данном реферате мне хотелось бы рассмотреть сущность революций, их виды и особенности. Кроме того, своей задачей я вижу более подробно остановиться на научных революциях, осветить их основные механизмы осуществления, а также кратко затронуть концепцию научного знания по Томасу Куну.

    В своём реферате я рассмотрю хронологию всех общепризнанных научных революций, а также остановлюсь на особенностях каждой из них, стараясь обратить внимание на их предпосылки и те изменения в понимании картины мира, которые они за собой повлекли.

    Бесспорно, именно Исаак Ньютон сумел подвести итоги первой революции, отразив и собрав воедино всё её предпосылки и свойственные ей качественно новые идеи, а также разработав новые основополагающие принципы, что привело к преобразованию всех компонентов оснований науки. Коренные изменения нормативных структур исследования повлекли смену научных картин мира и типа научной рациональности, ознаменовав тем самым становление классического естествознания.

    Помимо науки, также различают революцию в природе (геологическая), в обществе (промышленная, культурная, социальная, политическая и другие). Со времён первой Французской революции 1789 года это слово сначала во Франции, а затем и повсеместно приняло совсем иной смысл, нежели имело до этого. Революцией стал обозначаться полный и притом если не внезапный, то по крайней мере весьма быстрый, переворот во всем государственном и общественном строе страны, обыкновенно сопровождаемый вооруженной борьбой. Последнее, однако, не признается безусловно необходимым; так, переворот в Англии, совершившийся в 1688 г., признается всеми за революцию, хотя он не сопровождался кровопролитием.[3] В этой связи, революция в собственном смысле слова происходит всегда вследствие движения, охватившего широкие круги народа, и состоит в том, что политическая власть переходит из рук одного общественного класса в руки другого. Здесь революция — это так называемый государственный переворот, захват власти одним или несколькими лицами, влекущий за собой решительную перемену в правительственной системе и в общественных отношениях, хотя строго говоря такие социально-политические изменения революционного характера не несут.

    Действительно, по мере своего развития наука может столкнуться с принципиально новыми типами объектов. Их исследование требует иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Подобные закономерности мы встречаем всякий раз, когда рассматриваем ту или иную научную революцию. В частности, упомянутая выше Коперниковская революция служит живым примером того, как одна картина мира — гелиоцентрическая — приходит на смену другой — геоцентрической и полностью её вытесняет, поскольку последняя более не вписывается в качественно новое видение реальности.

    В качестве первого этапа революции, её начальной предпосылки следует выделить перестройку оснований науки, представляющую собой процесс, который начинается задолго до непосредственного преобразования норм исследования и научной картины мира.

    Такая переработка старых представлений, или, точнее сказать, выработка новых представлений, выражающих новые нормы научного познания, с учётом старых представляет собой не одноразовый акт, а довольно сложный процесс, в ходе которого ситуация развивается от осознания потребности в новом способе познания до формирования идеи о содержании его основания. Можно сказать, что на этом этапе предпринимаются попытки разрешения некоторой проблемной ситуации в науке.

    Второй этап научной революции нацелен на непосредственное развитие оснований нового способа познания и видения мира. В процессе этого этапа выдвигается идея и принципы фундаментальной теории, а также развивается и конкретизируется исходное содержание методологических принципов. Такие новые принципы первоначально могут вовсе не выступать в качестве альтернативы традиционному способу исследования, но лишь по мере развития система этих принципов всё отчетливее предстаёт как оппозиция старому стилю мышления. Результатом становится провозглашение необходимости критического отношения к принятым идеалам и нормам.

    Третий этап научной революции — утверждение качественно нового способа познания. При этом старый, исходный способ познания превращается в подчиненный момент нового способа познания. В реальной практике научного познания на данном этапе осуществляются проверка, применение, подтверждение новой фундаментальной теории, уточнение ее соответствия предшествующему теоретическому знанию и данным нового эмпирического базиса, а также новым методологическим установкам познания.

    Этапом утверждения оснований нового способа познания, превращения его в устойчивую стабильную целостность завершается период научной революции и начинается период эволюционного развития науки. В его процессе наука опирается на сложившийся в ходе научной революции новый способ познания (парадигму, фундаментальную теорию), основания которого принимаются учеными без существенной критики как новый и действенный инструмент познания.

    Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями. Основания науки включают несколько компонентов. Главные среди них: идеалы и методы исследования (представления о целях научной деятельности и способах их достижения); научная картина мира (целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, формирующаяся на основе научных понятий и законов); философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.

    Например, в классической науке XVII—XVIII вв. идеалом было получение абсолютно истинных знаний о природе; метод познания сводился к поиску механических причин, детерминирующих наблюдаемые явления; научная картина мира носила механический характер, так как любое знание о природе и человеке редуцировалось к фундаментальным законам механики; классическая наука на­ходила свое обоснование в идеях и принципах материалистической философии, которая рассматривала познание как отражение в разуме познающего субъекта свойств объектов, существующих вне и независимо от субъекта.

    Можно выделить четыре научные революции.

    Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки. Вторая произошла в конце XVIII — первой половине XIX вв. и ее результатом был переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствует тому, что механическая картина мира перестает быть общенаучной и общемировоззренческой. Биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механической картине мира.

    Специфика объектов, изучаемых в биологии, геологии не могла быть выражена с помощью методов исследования классической науки: нужны были новые идеалы объяснения, учитывающие идею развития.

    Происходят изменения и в философских основаниях науки. Центральные проблемы философии в этот период: вопросы дифференциации и интеграции научного знания, полученного в разных научных дисциплинах, соотношения различных методов научного исследования, классификация наук и поиск ее критериев.

    Эта революция была вызвана появлением принципиально новых, не имеющих места в классической науке объектов исследования, что и повлекло изменения норм, идеалов, методов. Что же касается познавательных установок классической науки, то, как считает современный отечественный философ В. С. Степин, в период становления дисциплинарно организованной науки они не претерпели существенных изменений.

    Третья революцияохватывает период с конца XIX до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии — генетика, в химии — квантовая химия и т. д. Возникают новые отрасли научного знания — кибернетика и теория систем. В результате сформировалось новое, неклассическое, естествознание, основания которого радикально отличались от оснований классической науки.

    Идеалы и нормы неклассической науки базировались на отрицании разумнологического содержания онтологии, способности разума строить единственно верную идеальную модель реальности, позволяющую получать единственно истинную теорию. Допускалась возможность признавать истинность сразу нескольких теорий.




    Возникла соответствующая неклассическому естествознанию картина мира, в которой появилось представление о природе как сложном динамическом и иерархизированном единстве саморегулирующихся систем.

    Четвертая научная революция началась в последней трети XX вв. и сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием. Научное исследование таких систем требует принципиально новых стратегий, которые частично разработаны в синергетике. Синергетика (греч. synergeia — совместный, согласованно действующий) — это направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т. д.). Было выявлено, что материя в ее форме неорганической природы способна при определенных условиях к самоорганизации. Синергетика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка.

    Сказанное позволяет сделать вывод, что постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познавательных стратегий. Здесь картина мира строится на основе идей эволюции и исторического развития природы и человека. Все специальные картины мира, которые формируются в различных науках, уже не могут претендовать на адекватность. Они становятся лишь относительно самостоятель­ными фрагментами общенаучной картины мира.

    Для изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным поведением не пригодны статические идеальные модели. Требуется строить сценарии, включая в них точки бифуркации и возможные пути развития систем. Это привело к существенной перестройке норм и идеалов исследования.

    Так, осуществить построение идеальной модели уже невозможно без использования компьютерных программ, которые позволяют вводить большое число переменных и цель исторической реконструкции изучаемого объекта.

    ВЫВОДЫ

    1. Научное познание является особым видом социальной деятельности. Его первоочередная задача — установление объективных законов природы и общества, изучение специфики их проявления. Конечная цель — создание на основе изученных законов необходимых способов, приемов и средств практического преобразования мира.

    2. Научные знания и сам процесс их получения характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего, в структуре научного знания выделяются эмпирический и теоретический уровни. Основными формами научного познания являются: факт, проблема, гипотеза, теория.

    3. Научный метод — это единство объективного и субъективного. Объект обуславливает, а субъект формирует метод, поэтому в определенной степени и сам объект может направлять процесс познания на верный путь. Но такой путь познания не является оптимальным (он сложен, иногда запутан). Задача науки — ускорить переход процесса познания на оптимальный путь, получение знаний об окружающем нас мире.

    4. Наука как форма общественного сознания и сфера профессиональной деятельности постоянно развивается усложняется и изменяется.. Этапы постепенного накопления знаний и обогащения методов и экспериментального инструментария, сменяются научными революциями и заменой общепринятых среди ученых парадигм..это приводит к смене типов научной рациональности и построению новой картины мира.

    1. Какие черты присущи научному познанию?

    3. В чем состоит взаимосвязь и чем отличаются эмпирический и теоретический уровни научного познания?

    4. Назовите формы эмпирического и теоретического знания.

    5. Чем отличается научный факт от факта действительности?

    6. Что такое проблема?

    7. Что такое гипотеза и теория?

    9. Зачем нужна при проведении эксперимента теория?

    10. Что такое метод, методика, методология?

    11. Раскройте диалектику формирования научного метода.

    12. Классифицируйте методы.

    13. Какие методы используются на эмпирическом уровне научного познания.

    14. Что такое научная революция?

    15. Сколько и каких было научных революций?

    1. Айзенк Г., Сарджен Г. Н. Объяснимое необъяснимого. Тайны паранормальных явлений. - М., 2001.

    2. Введение в философию: В 2 ч.. - М., 1989. Ч. 2. Гл. 13.

    3. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки - М., 1980. Знание за пределами науки.. - М., 1996.

    4. Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. - М., 1991.

    5. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. - М., 1990.

    6. Знание за пределами науки. - М., 1996.

    7. Злобин Н. С. Культурные смыслы науки. - М., 1997. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. - М., 1994

    8. Ильенков Э. В. Философия и культура - М., 1991. Разд. 1, 4.

    9. Кохановский В. П. Философия и методология науки. - Ростов н/Д, 1999.

    10. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975

    11. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. № 4.

    12. Лешкевич Т. Г. Философия науки: мир эпистемологов. - Ростов н/Д, 1999.

    13. Лешкевич Т. Г., Мирская Л. А. Философия науки: интерпретация забытой традиции. - Ростов н/Д, 2000.

    14. Микешина Л. А. Методология научного познания в контексте культуры. - М., 1992.

    Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями. Основания науки включают несколько компонентов. Главные среди них: идеалы и методы исследования (представления о целях научной деятельности и способах их достижения); научная картина мира (целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, формирующаяся на основе научных понятий и законов); философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.

    Например, в классической науке XVII—XVIII вв. идеалом было получение абсолютно истинных знаний о природе; метод познания сводился к поиску механических причин, детерминирующих наблюдаемые явления; научная картина мира носила механический характер, так как любое знание о природе и человеке редуцировалось к фундаментальным законам механики; классическая наука на­ходила свое обоснование в идеях и принципах материалистической философии, которая рассматривала познание как отражение в разуме познающего субъекта свойств объектов, существующих вне и независимо от субъекта.

    Можно выделить четыре научные революции.

    Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки. Вторая произошла в конце XVIII — первой половине XIX вв. и ее результатом был переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствует тому, что механическая картина мира перестает быть общенаучной и общемировоззренческой. Биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механической картине мира.

    Специфика объектов, изучаемых в биологии, геологии не могла быть выражена с помощью методов исследования классической науки: нужны были новые идеалы объяснения, учитывающие идею развития.

    Происходят изменения и в философских основаниях науки. Центральные проблемы философии в этот период: вопросы дифференциации и интеграции научного знания, полученного в разных научных дисциплинах, соотношения различных методов научного исследования, классификация наук и поиск ее критериев.

    Эта революция была вызвана появлением принципиально новых, не имеющих места в классической науке объектов исследования, что и повлекло изменения норм, идеалов, методов. Что же касается познавательных установок классической науки, то, как считает современный отечественный философ В. С. Степин, в период становления дисциплинарно организованной науки они не претерпели существенных изменений.

    Третья революцияохватывает период с конца XIX до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии — генетика, в химии — квантовая химия и т. д. Возникают новые отрасли научного знания — кибернетика и теория систем. В результате сформировалось новое, неклассическое, естествознание, основания которого радикально отличались от оснований классической науки.

    Идеалы и нормы неклассической науки базировались на отрицании разумнологического содержания онтологии, способности разума строить единственно верную идеальную модель реальности, позволяющую получать единственно истинную теорию. Допускалась возможность признавать истинность сразу нескольких теорий.

    Возникла соответствующая неклассическому естествознанию картина мира, в которой появилось представление о природе как сложном динамическом и иерархизированном единстве саморегулирующихся систем.

    Четвертая научная революция началась в последней трети XX вв. и сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием. Научное исследование таких систем требует принципиально новых стратегий, которые частично разработаны в синергетике. Синергетика (греч. synergeia — совместный, согласованно действующий) — это направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т. д.). Было выявлено, что материя в ее форме неорганической природы способна при определенных условиях к самоорганизации. Синергетика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка.

    Сказанное позволяет сделать вывод, что постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познавательных стратегий. Здесь картина мира строится на основе идей эволюции и исторического развития природы и человека. Все специальные картины мира, которые формируются в различных науках, уже не могут претендовать на адекватность. Они становятся лишь относительно самостоятель­ными фрагментами общенаучной картины мира.

    Для изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным поведением не пригодны статические идеальные модели. Требуется строить сценарии, включая в них точки бифуркации и возможные пути развития систем. Это привело к существенной перестройке норм и идеалов исследования.

    Так, осуществить построение идеальной модели уже невозможно без использования компьютерных программ, которые позволяют вводить большое число переменных и цель исторической реконструкции изучаемого объекта.

    ВЫВОДЫ

    1. Научное познание является особым видом социальной деятельности. Его первоочередная задача — установление объективных законов природы и общества, изучение специфики их проявления. Конечная цель — создание на основе изученных законов необходимых способов, приемов и средств практического преобразования мира.

    2. Научные знания и сам процесс их получения характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего, в структуре научного знания выделяются эмпирический и теоретический уровни. Основными формами научного познания являются: факт, проблема, гипотеза, теория.

    3. Научный метод — это единство объективного и субъективного. Объект обуславливает, а субъект формирует метод, поэтому в определенной степени и сам объект может направлять процесс познания на верный путь. Но такой путь познания не является оптимальным (он сложен, иногда запутан). Задача науки — ускорить переход процесса познания на оптимальный путь, получение знаний об окружающем нас мире.

    4. Наука как форма общественного сознания и сфера профессиональной деятельности постоянно развивается усложняется и изменяется.. Этапы постепенного накопления знаний и обогащения методов и экспериментального инструментария, сменяются научными революциями и заменой общепринятых среди ученых парадигм..это приводит к смене типов научной рациональности и построению новой картины мира.

    1. Какие черты присущи научному познанию?

    3. В чем состоит взаимосвязь и чем отличаются эмпирический и теоретический уровни научного познания?

    4. Назовите формы эмпирического и теоретического знания.

    5. Чем отличается научный факт от факта действительности?

    6. Что такое проблема?

    7. Что такое гипотеза и теория?

    9. Зачем нужна при проведении эксперимента теория?

    10. Что такое метод, методика, методология?

    11. Раскройте диалектику формирования научного метода.

    12. Классифицируйте методы.

    13. Какие методы используются на эмпирическом уровне научного познания.

    14. Что такое научная революция?

    15. Сколько и каких было научных революций?

    1. Айзенк Г., Сарджен Г. Н. Объяснимое необъяснимого. Тайны паранормальных явлений. - М., 2001.

    2. Введение в философию: В 2 ч.. - М., 1989. Ч. 2. Гл. 13.

    3. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки - М., 1980. Знание за пределами науки.. - М., 1996.

    4. Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. - М., 1991.

    5. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. - М., 1990.

    6. Знание за пределами науки. - М., 1996.

    7. Злобин Н. С. Культурные смыслы науки. - М., 1997. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. - М., 1994

    8. Ильенков Э. В. Философия и культура - М., 1991. Разд. 1, 4.

    9. Кохановский В. П. Философия и методология науки. - Ростов н/Д, 1999.

    10. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975

    11. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. № 4.

    12. Лешкевич Т. Г. Философия науки: мир эпистемологов. - Ростов н/Д, 1999.

    13. Лешкевич Т. Г., Мирская Л. А. Философия науки: интерпретация забытой традиции. - Ростов н/Д, 2000.

    14. Микешина Л. А. Методология научного познания в контексте культуры. - М., 1992.

    Читайте также: