Доклад компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся

Обновлено: 05.05.2024

На сегодняшний день изменились требования к выпускникам вузов. Стремление общества повысить качество профессионального образования повлекло за собой модернизацию содержания образования, переоценку цели и результата подготовки специалистов.

В настоящее время будущий специалист не может знать все достижения в области естественных и гуманитарных наук. Актуальным сегодня становится направленность будущего специалиста на решение проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности, готовность и способность к дальнейшему образованию, на овладение компетенциями, востребованными работодателями.

Это повлекло за собой введение нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Однако, появление ФГОС ВПО обусловлено не только потребностями современной жизни, но и необходимостью привести в соответствие образовательную программу с международными требованиями Болонских соглашений.

Введение нового поколения образовательных стандартов ВПО требует от образовательного процесса вузов, учитывая запрос рынка труда к качеству подготовки конкурентоспособного специалиста, содействовать профессиональному становлению компетентного специалиста. ФГОС ВПО отличаются от предшественников тем, что в них определены требования к результатам освоения основных образовательных программ, к которым первую очередь относятся компетенции (общекультурные и профессиональные) выпускника вуза.

Сущность рассматриваемого подхода анализируется в работах В.И. Байденко, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, А.К.Марковой, и др. [1, 2, 3, 4, 5].

Обучение на основе компетентностного подхода предполагает перенос акцента с процесса обучения на его результат, изменение роли педагога и процесса организации обучения, усиление практической направленности образования. Идея подхода состоит в том, что обучающиеся получают не отдельные знания, умения и навыки, как при традиционной системе, а становятся способными действовать в различных социально-производственных условиях.

Характеризуя подход, можно выделить следующие положения:

- в условиях реализации компетентностного подхода содержание образования выступает как педагогически адаптированный социальный опыт, состоящий из следующих элементов: опыт познавательной деятельности (знания), опыт осуществления известных способов деятельности (умения действовать в соответствии с образцом), опыт творческой деятельности (умения принимать решения в нестандартных ситуациях), опыт установления эмоционально-ценностных отношений (личностные ориентации);

- образование на основе компетентностного подхода должно способствовать развитию у обучаемых самостоятельности в решении различных профессиональных проблем, используя социальный опыт;

- организация образовательного процесса в условиях компетентностного подхода должна быть направлена на создание необходимых условий, формирующих опыт самостоятельного решения проблем, составляющих содержание образования [6].

Профессиональная компетентность предполагает владение рядом компетенций. Компетентность специалиста – это способность и готовность к решению проблем, возникающих в профессиональной деятельности на основе знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [8].

Итак, компетентностный подход ориентирует образовательный процесс на практические результаты.

Здоровье населения (особенно детей и подростков) – это важный показатель, определяющий потенциал России. Сегодня мы наблюдаем ухудшение состояния здоровья взрослых и детей. Противоречие между потребностью государства в здоровых гражданах и реальным состоянием здоровья детей налицо. Исследователи [9,10,11,12] отмечают, что большая часть педагогов понимают необходимость работы по формированию стремления учащихся к здоровому образу жизни, однако недостаточно владеют методами и средствами, позволяющими достичь этой цели.

- формирование личностно-ценностного отношения к собственному здоровью, окружающей природе, частью которой является человек;

- обучение методам диагностики и прогнозирования психофункциональных состояний человека.

В результате освоения дисциплины студенты должны знать: факторы, определяющие здоровье; составляющие здорового образа жизни; аспекты гигиенической культуры, способствующие сохранению здоровья и формирующие положительную мотивацию к здоровому образу жизни; средства оздоровительного воздействия на организм.

Студенты должны уметь выявлять положительное и отрицательное влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья; вести индивидуальную и коллективную работу по формированию здорового образа жизни; оптимизировать условия образовательного процесса с учетом гигиенических норм, возрастно-половых и индивидуальных особенностей обучаемых, способствующих сохранению и укреплению здоровья; оценивать и корректировать методические приемы и педагогические технологии с позиций формирования, сохранения и укрепления здоровья; использовать средства физической культуры с целью сохранения и укрепления здоровья детей.

Будущие педагоги по физической культуре должны овладеть способами организации профессионально-педагогической деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья; способами оценки функционального состояния организма детей; способами диагностики определения состояния здоровья.

Поскольку работа над проектом требует значительных временных затрат, то на семинарских занятиях студенты работают над минипроектами, а работа с крупными проектами проходит частично на занятиях и во внеаудиторное время.

Использование проектов в процессе профессионального обучения предполагает тщательную подготовку. Ученые в процессе работы над проектом выделяют следующие этапы: разработку проекта, планирование работы, поиск информации, реализацию проекта, отчет.

В работе над междисциплинарным проектом мы выделяем три этапа:

1.Подготовительный этап состоит в формулировании темы, цели и задач проекта, поиске необходимой для начала проектирования информации, разработке плана реализации идеи, формировании минигрупп.

2. На поисковом этапе студенты собирают, анализируют необходимые данные, обсуждают их в минигруппах, выдвигают и проверяют гипотезу, оформляют результаты проекта, осуществляют самоконтроль.

3. Итоговый этап предполагает оформление результатов проекта, подготовку презентации и защиту содержания проекта, подведение итогов работы.

В содержание проекта ученые включают:

1. Обоснование актуальности проекта (анализ проблемы, обоснование необходимости решения практической задачи);
2. Цель и задачи проекта.
3. Основные принципы реализации проекта.
4. Основные направления реализации проекта (это основная часть педагогического проекта, содержащая описание разработанной группой системы мер по реализации проекта).
5. Прогнозируемые результаты реализации проекта.
6. Возможные трудности на пути реализации проекта и возможные пути их преодоления [13].

Студентам на занятии предлагаются различные ситуации для анализа. Фактором, провоцирующим некоторые заболевания желудочно-кишечного тракта, является стрессовая ситуация. Предложите такие пути выхода из ситуаций (в том числе и средства физической культуры), которые можно было бы рекомендовать учащимся.

Автор: Воробьева Светлана Витальевна
В настоящее время успешным в жизни (личной и профессиональной) может быть человек, получивший в школе не просто сумму знаний, умений и навыков, но обладающий ключевыми компетенциями. Наряду с учебно–познавательными, коммуникативными, информационными большое значение приобретают и здоровьесберегающие компетенции.

Автор: Воробьева Светлана Витальевна

Компетентностный подход в развитии навыков здорового образа жизни у детей и подростков

Под компетентностным подходом понимают освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. В настоящее время успешным в жизни (личной и профессиональной) может быть человек, получивший в школе не просто сумму знаний, умений и нав ыков, но обладающий ключевыми компетенциями. Наряду с учебно –познавательными , коммуникативными, информационными большое значение приобретают и здоровьесберегающие компетенции.

Ценностно – смысловые компетенции:

владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранны

х целевых и смысловых установок.

Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отн ошению к изучаемой проблеме;
- иметь опыт восприятия картины мира.

Коммуникативные компетенции:
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения , основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, передавать ее.
Здоровьесберегающие компетенции:

- позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции , самоподдержки и самоконтроля;

- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств;

- уметь проводить самонаблюдения, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье;

- оценивать функциональное состояние своего организма и отдельных систем органов;

- проводить при необходимости оздоровительные действия.

Е сли научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Формирова ние навык ов здорового образа жизни у школьников начинается с начальных класс о в ( и в урочной и во внеурочн ой деятельност и ).

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

В соответствии с ФГОС II поколения в школе создана Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Наиболее эффективным путем формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников пред с тавления о человеке как о главной ценности общества.

Основные направления деятельности по реализации программы

Профилактическая и коррекционная деятельность.

Организационно-методическая и координационная деятельность.

2. Научно - методическая и исследовательская деятельность.

4. Социально — психологическая деятельность.

5. Учебно-воспитательная деятельность.

6. Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая деятельность.

Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности.

Использование наглядной агитации

Профилактическая и коррекционная деятельность

Организация и контроль над плановым проведением медосмотров

Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен, оборудование зон отдыха.

а) организация режима постепенного повышения учебной нагрузки для

учащихся первых классов

в) контроль дозирования домашних заданий;

г) индивидуализ ация и дифференциация обучения

Организация и проведение ряда воспитательных мероприятий, направленных

на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование стремления к здоровому

образу жизни через внеклассные мероприятия

Проведение ряда мероприятий на знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению

Разработка программ внеурочной деятельности направленных на формирование навыков здорового образа жизни.

Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования с целью сохранения и укрепления здоровья детей во

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

весь материал учебника (1-4

.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру

, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках

технологии, иностранных языков, информатики.

на уроке, так и во внеурочной работе.

Большое значение в формировании здоровьесберегающей компетенции отводится проведению исследовательских работ, где школьники осознанно приходят к пониманию ценности здоровья, необходимости его укрепления.

Исследовательская деятельность позволяет наиболее полно реализовать компетентносто – деятельностный подход в обучении школьников.

Чему надо научить ребенка начиная с начальной школ ы

Выпускник начальной школы (4 класс) научится:

- поддерживать правильную осанку;

- правильно дышать при физической работе;

- соблюдать правила гигиены при занятиях физическими упражнениями;

- правильно вести себя в физкультурной и игровой деятельности;

- правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, метать мяч, ползать, перелезать через барьеры;

- выполнять упражнения утренней зарядки и физкультминуток;

- выполнять упражнения, направленные на развитие быстроты, выносливости, координации движений, для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия.

- выполнять элементы акробатических упражнений;

- передвигаться на лыжах;

- выполнять простейшие элементы спортивных игр.

Ученик получит возможность научиться:

- измерять длину и массу своего тела, частоту дыхания, частоту пульса в покое и после физической нагрузки;

- закалять свой организм;

- использовать в подвижных играх спортивные снаряды;

- выполнять элементы ритмической гимнастики и танцев.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, невозможной без достаточного уровня здоровья. Главный предполагаемый результат воспитательных модулей по

обеспечить выпускнику начальной школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья.

В настоящее время идет активное внедрение компетентностного подхода в общее и высшее образование. Эта инновация, заимствованная из западно-европейской практики, отражает общемировую тенденцию перехода к новой парадигме непрерывного образования.

Компетентностный подход является системным, междисциплинарным, в нем присутствует деятельная и гуманистическая направленность.

Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать полученные знания. Эти характеристики следует учитывать при разработке педагогических технологий реализации идеи компетентностного образования в области культуры здоровья.

Компетенция — это готовность человека к реализации полученных знаний, умений и навыков для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования важное место отводится компетентности в области безопасной жизнедеятельности — знаниям, умениям и навыкам, позволяющим молодому человеку вести здоровый образ жизни. Выделение данных компетенций в качестве результата высшего образования связано с возрастанием роли социальных факторов, необходимостью формирования культуры здоровья учащейся молодежи.

Деятельностный характер компетентного образования определяет наличие в структуре компетенции не только знаний, умений и навыков, но и мотивации — определенного состояния готовности мобилизовать себя. Мотивация, зависящая от ценностной ориентации личности, является определенным признаком компетентности. Именно это позволяет отнести процесс формирования компетенций к воспитательной, а не только к учебной деятельности.

· готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

· способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

· готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

· решение задач воспитания средствами учебного предмета;

· способность выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся;

· владение методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готовность формировать культуру безопасного поведения и применять её методики для обеспечения безопасности детей и подростков.

Компетентностное образование направлено на практику, на применение знаний в жизни. В связи с этим педагогу необходимо по новому подходить к отбору и планированию учебного материала, совмещая логику развития научных понятий с логикой формирования различных компетенций.

В основе реализации модели компетентностного подхода в формировании культуры здоровья учащейся молодежи лежат интерактивные формы и методы организации учебной деятельности, которые развивают у студента самостоятельность и творчество. К ним можно отнести:

− информационно-коммуникационные методы (использование Интернет-ресурсов, электронной базы вузовской библиотеки);

− эвристические методы (создание проектов, пресс-конференции, презентации);

− научно-исследовательские методы (лабораторные и практические методы, экспериментальная деятельность).

В настоящее время в практику работы школ широко внедряются различные оздоровительные программы, для выполнения которых нужны валеологически грамотные педагоги. Это актуализирует проблему подготовки будущих учителей, владеющих культурой здоровья и готовых к ее формированию у учащихся.

Валеологическое образование будущего учителя мы начинаем с самого главного – с формирования знаний и умений сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников.

В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. Студенты-волонтеры ведут с детьми разговор о том, как правильно относиться к себе и к окружающим, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. При этом дети учатся понимать при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Школьники рассматривают свои внешние данные, свое развитие как естественный процесс, который зависит от разумного поведения.

Такой опыт социально-позитивного творчества формирует определенные социальные компетенции, что способствует повышению компетентности в сфере здоровьесберегающего стиля жизни будущего учителя.

Таков наш подход к решению задач воспитания будущего учителя, как носителя ценностей здоровья. Мы убеждены, что сегодня данное направление, а именно — воспитание культуры здоровья учащейся молодежи заслуживает особого внимания в педагогических вузах страны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос здоровья подрастающего поколения в связи с плохой экологической обстановкой, неправильным образом жизни, интернетзависимостью и другими факторами. Поэтому важно не только сохранить, но и укрепить здоровье детей – эта задача ложиться не только на плечи родителей, но и педагогов физической культуры. Роль здоровьесберегающих технологий в процессе обучения сложно переоценить. Использование последних, не только положительно влияет на здоровье учащихся, но и мотивирует их на здоровый образ жизни в дальнейшем.

В данной работе приведён конспект внеклассного мероприятия с использованием здоровьесберегающих технологий.


Конкурсная работа на тему:

Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся, путём использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос здоровья подрастающего поколения в связи с плохой экологической обстановкой, неправильным образом жизни, интернетзависимостью и другими факторами. Поэтому важно не только сохранить, но и укрепить здоровье детей – эта задача ложиться не только на плечи родителей, но и педагогов физической культуры. Роль здоровьесберегающих технологий в процессе обучения сложно переоценить. Использование последних, не только положительно влияет на здоровье учащихся, но и мотивирует их на здоровый образ жизни в дальнейшем.

В данной работе приведён конспект внеклассного мероприятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

План-конспект внеклассного спортивного мероприятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цели и задачи мероприятия:

Пропаганда здорового образа жизни, мотивация учащихся к занятию спортом.

Мотивация учащихся к занятию спортом.

Воспитание чувства коллективизма, сплоченности.

Используемые здоровьесберегающие технологии:

Определение победителей:

В соревнованиях побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов, команды награждаются сладкими призами.

Инвентарь и оборудование:

Эстафетная палочка 3 шт. Рюкзак 3 шт. Скакалки 3 шт. Стойки 3 шт. Мяч баскетбольный 6шт. Мяч футбольный 3 шт. Скамейки гим. 3 шт. Обручи 6 шт. Корзины 3 шт. Мячи малые 15 шт. Клюшки хоккейные 3 шт.

Условия и порядок проведения:

Соревнование проводится в 10 этапов.

Участвуют 3 смешанных команды из 5-11 классов.

Команды выполняют задания одновременно.

У каждой команды должно быть своё название.

Определение победителя:

За победу в каждом виде программы присуждается:

За 1 место-5 очков, за 2 место-4 очка, за 3 место-3 очка.

Победитель определяется по наибольшему количеству очков набранных командой. При равенстве очков победитель определяется по наибольшему количеству 1 мест.

Программа соревнований:

По сигналу бег по одному в руках эстафетная палочка добежать до стойки, обежать её вернуться обратно и передать палочку и так по очереди вся команда.

По сигналу 1 участник передаёт мяч второму над головой, не поворачиваясь; 2 участник передаёт мяч 3 между ног и так далее последний участник получив мяч, бежит и встаёт впереди колонны передаёт мяч и бежит вперёд обежав стойку возвращается назад. Победитель определяется по финишу последнего участника.

Команды сидят на гимнастических скамейках в колоннах по одному в исходном положении: сед ноги врозь, руки вверх. Скамейки стоят по направлению игровой линии. В руках у первого участника волейбольный мяч. По сигналу он передает мяч назад второму участнику (из рук в руки) и т.д. до последнего участника. Тот с мячом бежит по прямой до поворота, обегает его, возвращается назад, садится впереди колонны на скамейку, передает мяч назад и т.д.

Места команд определяются по финишу последнего участника в каждой команде. Который должен сесть на скамейку и поднять мяч вверх.

По сигналу зажав между ногами (выше колен) мяч, двигаться прыжками вперёд до стойки и обратно. Вернувшись, передать эстафету следующему игроку. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, вернуться на то место, где мяч выпал, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету.

Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Бьют его, а он не плачет,
Веселее только скачет. (Мяч).

Секрет Дюймовочки раскрыт,
Он оказался очень прост:
Она курила с малых лет,
А это замедляет рост. (стих)

Я – веревка – погонялка,
Все со мной играют.
Даже всякий забияка
И тот меня знает. (Скакалка).

Как-то два снеговика
Накурились табака.
Там, где были их фигурки,
Нынче – лужа да окурки. (стих)

Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти – рыжи,
А зовут их… (Лыжи).

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Вот такой забавный случай!
Поселилась в ванной туча:
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
Дождик теплый, подогретый,
На полу не видно луж…
Все ребята знают это … (душ)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не лениться. (мыло)

Просыпаюсь рано утром
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … (зарядку)

По сигналу участник берёт 2 обруча 1 кладёт на пол становится в него 2 обруч кладет впереди перепрыгивает в него затем не выходя из обруча берёт 1 обруч и повторяет все движения до стойки, дойдя до стойки обегает её и бежит к финишу передовая обручи следующему участнику то же самое проделывают все участники команды.

Победитель определяется по последнему участнику.

Место команды определяется по времени финиша её последнего участника.

По сигналу участник одевает рюкзак, бежит, пролезают через обруч, останавливаются около стойки, достаёт из рюкзака скакалку, делают5 прыжка и возвращаются обратно. Передают рюкзак следующему. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Победитель определяется по последнему участнику.

Капитаны команд выполняют прыжки через скакалку до первой ошибки кто, ошибся тот выбывает из конкурса.

По сигналу каждый участник должен добежать до конца зала выполняя свое задание:


А. В. Хуторской отмечает, что компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова – искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. А результат – это обладание соответствующими компетентностями.

Надо заметить, что в начальной школе формируется не собственно компетентность, а самостоятельность в решении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (в т. ч. знаний, умений и навыков) в средства разрешения проблем.

В конце каждого урока проводится рефлексия, причем вопросы, задаваемые учителем, должны быть направлены на саморазвитие ученика, на умение дать самооценку своей работе. “Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?

Проектная деятельность на уроке может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для формирования проблемной компетенции как учащихся, так и педагога.

Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций.

Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:

  • учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;
  • портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;
  • портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;
  • может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

Компетентностная модель обучения даёт высокий результат, она рассчитана на учителя творческого, работающего по современным стандартам. У такого учителя учащиеся нестандартно и чётко мыслят, с удовольствием занимаются учебной деятельностью.

Читайте также: