Доклад по естествознанию 5 класс на тему взаимодействие частиц вещества

Обновлено: 18.05.2024

Вспомним, что вещество, которое является основой любого тела, состоит из мельчайших частиц – молекул. Но, как же ведут себя молекулы внутри вещества? Находятся в состоянии покоя или движутся?

Чтобы это выяснить, рассмотрим пример.

Пищу, для улучшения вкусовых качеств, солят. Соль – это твердые кристаллы. Попадая в жидкость, они растворяются и постепенно распространяются по всему объему пищи. Если бы частицы соли не могли перемещаться, то пища была бы соленой только в ограниченной области, а не везде. Аналогично происходит и с сахаром, который кладут в чай. Если мы попробуем опустить в горячую воду чайный пакетик и оставить его там на некоторое время, то мы увидим, что вода окрасится.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что частицы вещества находятся в постоянном движении. Такое движение в физике называется броуновским.

Это открытие сделал шотландский ученый Роберт Броун в 1827 году при исследовании пыльцы растений. Броун увидел, что мельчайшие твердые крупинки, которые едва можно было разглядеть в капле воды, непрерывно дрожат и хаотически передвигаются с места на место. Это удивительное явление никогда не прекращалось: его можно было наблюдать сколь угодно долго. Такое беспорядочное движение частиц было доказано в конце 19 века. В капле воды (если не давать ей высохнуть) движение крупинок можно наблюдать в течение многих дней, месяцев, лет. Оно не прекращается ни летом, ни зимой, ни днем, ни ночью. В кусках кварца, пролежавшего в земле тысячи лет, попадаются иногда капельки воды, замурованные в нем. В этих капельках тоже наблюдали броуновское движение плавающих в воде частиц.

На основе постоянного беспорядочного движения молекул основано физическое явление – диффузия. Диффузия – это взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. Это явление может происходить в газообразных телах (распространение запахов в воздухе), в жидких телах (кофе с молоком) и в твердых телах. Причем в газах молекулы одного вещества занимают промежутки между молекулами другого гораздо быстрее, чем в твердых телах.

Увидеть диффузию в твердом теле в нормальных условиях невозможно, потому что при обычной температуре она происходит слишком медленно. Однако она существует.

Например, очень гладко отшлифованные пластинки свинца и золота кладут одна на другую и ставят на них некоторый груз. При комнатной температуре за 4-5 лет золото и свинец взаимно проникают друг в друга на расстояние около 1 миллиметра.

Примером диффузии в природе может служить важный для жизнедеятельности организма процесс – дыхание. Именно благодаря диффузии кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма.

Скорость протекания диффузии можно увеличить за счет повышения температуры. Ведь чай гораздо быстрее заваривается в горячей, а не в холодной воде. То есть при повышении температуры скорость передвижения молекул увеличивается и наоборот.

Таким образом, мельчайшие частицы любого вещества находятся в постоянном беспорядочном движении. На этом основано физическое явление – диффузия, скорость которой зависит от температуры.

Итак, подведем итоги:

1.Вещество, которое является основой любого тела, состоит из мельчайших частиц – молекул.

2.Частицы вещества находятся в постоянном движении. Такое движение в физике называется броуновским.

3.На основе постоянного беспорядочного движения молекул основано физическое явление – диффузия. Диффузия – это взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

4.Это явление может происходить:

– в газообразных телах (распространение запахов в воздухе);

– в жидких телах (кофе с молоком);

– в твердых телах.

5.В газах молекулы одного вещества занимают промежутки между молекулами другого гораздо быстрее, чем в твердых телах.

6.Увидеть диффузию в твердом теле в нормальных условиях невозможно, потому что при обычной температуре она происходит слишком медленно.

7.Скорость протекания диффузии можно увеличить за счет повышения температуры.

Презентация: Взаимодействие частиц

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Данная презентация на тему "Взаимодействие частиц" рассказывает нам о том, как взаимосообщаются частицы разнообразных материалов в нашей вселенной. Идет рассмотрения сначала на примере солнечной системы, но потом идет углубление в физически свойства частиц - деформация, упругость, пластичность и диффузия.

Краткое содержание

Понятийная разминка
Свободный микрофон
Выводы предыдущего урока
Проблемы
Выводы урока

Для проведения урока учителем

Набор фотографи / фотоотчет

Содержание

Презентация: Взаимодействие частиц

Природоведение

Взаимодействие частиц . 09.11.11 Учитель: Чурилова О.В. МОУ СОШ№ 6 С.Ольгино.


Слайд 2

Понятийная разминка

Солнечная система Солнце Атмосфера Метеорит Вещество Деформация Упругость Пластичность Диффузия


Слайд 3

Свободный микрофон

  • Тело, вещество, состояние, превращение, свойство, форма, объём, деформация, упругость, пластичность, смесь, индивидуальные свойства.
  • Тело, вещество, молекулы, атомы, химические элементы.
  • Тело, вещество, , молекула, движение, диффузия, температура


Слайд 4

Выводы предыдущего урока


Слайд 5

Выводы предыдущего урока

  • Молекула – наименьшая частица вещества.
  • Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
  • Размеры молекул очень малы.
  • Между молекулами есть промежутки.
  • Молекулы постоянно находятся в движении.
  • Движение
  • есть естественное состояние молекул.
  • Взаимное проникновение молекул соприкасающихся веществ называют диффузией.
  • Чем выше температура вещества, тем быстрее движутся его молекулы.
  • Выводы предыдущего урока


Слайд 7

Проблемы

Проблема №1 Вы знаете, что в телах частицы находятся в непрерывном и беспорядочном движении. Почему же твёрдые тела не распадаются на атомы?


Слайд 8

​​​​​​​Оказывается

1) Между частицами существует сила притяжения. 2) Сила притяжения, это сила, удерживающая частицы вещества вместе.


Слайд 9

Проблема №2 Если существует сила притяжения между частицами, то почему нельзя соединить разбитое твёрдое тело?


Слайд 10

Оказывается

На частицы действует сила притяжения только тогда, когда они находятся очень близко друг к другу.


Слайд 11


Слайд 12

Оказывается

Сжатию тел препятствует взаимное отталкивание частиц.


Слайд 13


Слайд 14

Выводы урока

1) Между частицами существует сила притяжения. 2) Сила притяжения, это сила, удерживающая частицы вещества вместе. 3)На частицы действует сила притяжения только тогда, когда они находятся очень близко друг к другу. 4)Сжатию тел препятствует взаимное отталкивание частиц.


Слайд 15

Загляни в учебник


Слайд 16

1) На сколько человек самый щедрый мальчик сможет разделить одну шоколадку? И в шутку и всерьёз…


Слайд 17

2) С разных концов медного провода длиной в тысячу километров парочка физиков отколупнула по одной молекуле меди. Чем отличаются эти молекулы? И в шутку и всерьёз…


Слайд 18

3) Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? И в шутку и всерьёз…


Слайд 19

И в шутку и всерьёз

4) Почему пуговицы, которые ученый с мировым именем Иннокентий нарочно прикладывал к штанам, сами не держаться – приходится их пришивать, а жвачка, смола, пластилин, замазка, на которые нечаянно сел талантливый ученый, так прилипли, что уже не отдерешь?


Слайд 20

5) Почему семиклассник Петя, за которым гоняется мама с веником, не может сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину?


Слайд 21

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка некоторых материалов (презентации, конспекты) к курсу внеурочной деятельности "Физика вокруг нас".

Взаимодействие частиц вещества

Взаимодействие частиц вещества

Основные положения в молекулярном строении Все вещества состоят из молекул, атомов, ионов. Между молекулами есть промежутки. Частицы вещества находятся в непрерывном, беспорядочном движении.

Основные положения в молекулярном строении

Диффузия - явление при котором молекулы одного вещества проникают в промежутки между молекулами другого вещества.

Лабораторная работа №1 Тема: Наблюдение явления диффузии. Цель: Научиться наблюдать за явлением диффузии.

Лабораторная работа №1 Тема: Наблюдение явления диффузии. Цель: Научиться наблюдать за явлением диффузии.

Приборы: Стакан с холодной и горячей водой, марганцовка.

Приборы: Стакан с холодной и горячей водой, марганцовка.

1.Положите в стакан с холодной водой небольшую порцию марганцовки. Что вы наблюдаете? марганцовка холодная вода

1.Положите в стакан с холодной водой небольшую порцию марганцовки. Что вы наблюдаете?

марганцовка

холодная вода

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами холодной воды. Произошла диффузия. Вода + марганцовка

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами холодной воды. Произошла диффузия.

Вода + марганцовка

2. Положите в стакан с теплой водой небольшую порцию марганцовки. Что произошло? марганцовка Теплая вода

2. Положите в стакан с теплой водой небольшую порцию марганцовки. Что произошло?

марганцовка

Теплая вода

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами теплой воды. Теплая вода + марганцовка

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами теплой воды.

Теплая вода + марганцовка

Сравните полученные результаты. Где диффузия произошла быстрее? Теплая вода + марганцовка Холодная вода + марганцовка

Сравните полученные результаты. Где диффузия произошла быстрее?

Теплая вода + марганцовка

Холодная вода + марганцовка

Вывод: Чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия.

Вывод: Чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия.

Где диффузия происходит быстрее? Твердые тела Жидкости Газы

Где диффузия происходит быстрее?

 Опыт Стеклянная пластина Сосуд с водой

Стеклянная пластина

Сосуд с водой

Опыт Стеклянная пластина Сосуд с водой

Стеклянная пластина

Сосуд с водой

Вывод: Частицы воды и стекла притягиваются друг к другу.

Вывод: Частицы воды и стекла притягиваются друг к другу.

Лабораторная работа №2. Тема: Наблюдение частиц различных веществ. Цель: Провести наблюдение за взаимодействием частиц различных веществ.

Лабораторная работа №2. Тема: Наблюдение частиц различных веществ. Цель: Провести наблюдение за взаимодействием частиц различных веществ.

Приборы: пластилин, ластик.

Приборы: пластилин, ластик.

1. Прижмите друг к другу два куска пластилина. Что произошло и почему? пластилин

1. Прижмите друг к другу два куска пластилина. Что произошло и почему?

Вывод: Два куска пластилина прижались к друг к другу, так как частицы пластилина притягиваются друг к другу.

Вывод: Два куска пластилина прижались к друг к другу, так как частицы пластилина притягиваются друг к другу.

2. Сожмите пальцами ластик, а затем отпустите. Что произошло и почему? ластик

2. Сожмите пальцами ластик, а затем отпустите. Что произошло и почему?

Вывод: Ластик не прижался, так как частицы ластика отталкиваются.

Вывод: Ластик не прижался, так как частицы ластика отталкиваются.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел долгосрочного плана: 5.2А

Вещества и материалы

Дата: ФИО учителя:

Класс: 5 Количество отсутствующих: присутствующих:

Цели обучения

5.3.2.5-классифицировать вещества по растворимости, металлы и неметаллы

Все учащиеся смогут различать металлы и неметаллы

Большинство учащихся смогут классифицировать вещества по растворимости

Некоторые учащиеся смогут: объяснить и проанализировать свои наблюдения, подбирая весомые аргументы.

Критерии оценивания

Различает металлы и неметаллы

Определяет вещества по растворимости

Языковые цели

Термины: растворимость, металлический блеск, растворимое вещество, малорастворимое вещество, нерастворимое вещество, металлы и неметаллы.

Сочетания, используемые для диалога и письма:

Правила техники безопасности…

Металлы имеют определенные физические свойства…

Неметаллы имеют определенные физические свойства…

Привитие ценностей

Развитие аккуратности при проведении опыта.

Проявлять уважение к одноклассникам при работе в группе.

Межпредметные связи

Естествознание начальные классы, Химия

Предварительные знания

Знают свойства вещества, различают чистые вещества и смеси. Знают технику безопасности. Умеют работать с лабораторным оборудованием.

Начало урока

1. Орг.момент

( У ) «Пусть будут поиски, сомненья, и как ни краток встречи срок, быть может, мы сойдемся в мненьях, совместно, проведя урок!

Психологический настрой. Прием Улыбка.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Настроимся на урок.

Наши ушки будут слушать.

Наши глазки будут внимательно смотреть.

Наши пальчики будут красиво писать.

Наши головки будут хорошо думать.

Закрывайте глазки, опустите голову.

Настройтесь на работу. У вас всё

получится, ваша работа должна радовать

Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

2. Актуализация знаний ПСМ

(У)

ФО (устная похвала)

Середина урока

3. (К) Целеполагание

(У) Упоминание о веществах мы встречаем повсюду, даже в стихах…

Железо, злато, медь свинцова крепка сила

И тягость серебра тогда себя открыла…

Не жажду горы серебра, не знаю завтра, ни вчера, доволен скромною судьбою и думаю:

К чему царям алмазы, яхонты, топазы,

Порфирные пустые вазы.

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе и чувств изнеженных отрада.

Духи в граненом хрустале.

В стихах говорится о железе, золоте, меди, свинце, серебре, об алмазах

Все это ребята Вещества

Посмотрите в окно, в нем стекло

Это тоже Вещество

Определяют тему, цели урока, учитель помогает. (используя языковые задачи)

4. Новая тема

(У) известные человеку вещества можно разделить на группы по разным признакам, т.е. классифицировать.

В основу классификации веществ могут быть положены разные признаки. По природному происхождению вещества традиционно делят на органические и неорганические. По составу различают простые и сложные. По растворимости в воде можно разделить на три группы. Растворимость- это способность вещества растворятся в каком- либо растворителе.

(Г) Деление на группы. Прием (конфеты)

Учитель предлагает ученикам конфеты ( 3 вида конфет каждого вида) с помощью которых необходимо разделиться на группы. Учащиеся выбирают конфеты, садятся за стол , где лежит конфета в такой же обвертке.

В стаканы с подсолнечным маслом, мелом, поваренной солью, железным порошком, кусочками пластика налейте по 50 мл воды. Перемешайте содержимое каждого стакана стеклянной палочкой. Растворились ли вещества в воде? Запишите результаты в тетрадь в виде кластера.

Прочитайте в учебнике о классификации веществ по растворимости в воде и данные сравните с таблицей.

Соль растворяется в воде____________________

Подсолнечное масло не растворяется в воде_________

Жир растворяется в спирте_________________

Крахмал растворяется в холодной воде_____________

Соль, сахар, масло

Подсолнечное масло, жир, соль

Железный порошок, кусочки пластика, сахар

Критерий оценивания:

Определяет вещества по растворимости

Дескрипторы:

-классифицирует вещества по растворимости

-определяет растворимые, нерастворимые, малорастворимые вещества

(ФО)(правило поднятой руки) Самооценивание

(У) У меня на демонстрационном столике медная и алюминиевая проволока.

(П) Опишите их свойства. (учащиеся отметят цвет, ковкость, пластичность, теплопроводность и электропроводность).

(У) Все ли вещества обладают этими свойствами?

Ответ: не все вещества обладают этими свойствами.

(У) По свойствам простые вещества классифицируются на металлы и неметаллы.

(П) каждая пара учащихся получает раздаточные карты, в котором описываются свойства металлов и неметаллов.

1. приведите примеры металлов и неметаллов.

2.Выделите текстовым маркером разным цветом свойства металлов и неметаллов.

3. объясните для чего нужны знания о свойствах веществ.

4. обсудите , как отличаются металлы от неметаллов.

5. где применяются металлы и неметаллы.

(ФО)(Две звезды – одно пожелание)

Взаимооценка

Метод рекомендуется использовать в качестве командного задания, средства сбора информации, введения к определенной теме, или как первый шаг для предстоящего планирования, принятия решений или детальной дискуссии. Метод может активизировать интерес и мотивировать учеников в решении задач.

Перед вами лежат карточки пазлы с рисунками. Вы должны в группе собрать пазлы с металлами и неметаллами и объяснить свой выбор.

Ответ: из металла изготовлены кастрюля (свойство теплопроводность), электрический провод (электропроводность), фольга (ковкость, пластичность);

Неметаллы- карандашный грифель (твердое вещество, не ковкий и не пластичный)

(У) на доске показывает слайд с правильными пазлами.

5.Физминутка

Дружно встали! Потянулись! Расслабились! Глубоко вдохнули и продолжаем работать.

Природоведение 5 класс Взаимодействие частиц . Учитель: Чурилова О.В.МОУ СОШ№ 6С

№ слайда 1

Природоведение 5 класс Взаимодействие частиц . Учитель: Чурилова О.В.МОУ СОШ№ 6С.Ольгино.

Понятийная разминка

№ слайда 2

Выводы предыдущего урока ?

№ слайда 4

Выводы предыдущего урока ?

Выводы предыдущего урока Молекула – наименьшая частица вещества.Молекулы одного

№ слайда 5

Выводы предыдущего урока Молекула – наименьшая частица вещества.Молекулы одного и того же вещества одинаковы.Размеры молекул очень малы.Между молекулами есть промежутки.Молекулы постоянно находятся в движении.

Выводы предыдущего урокаДвижение есть естественное состояние молекул.Взаимное пр

№ слайда 6

Выводы предыдущего урокаДвижение есть естественное состояние молекул.Взаимное проникновение молекул соприкасающихся веществ называют диффузией.Чем выше температура вещества, тем быстрее движутся его молекулы.

Проблема №1 Вы знаете, что в телах частицы находятся в непрерывном и беспорядочн

№ слайда 7

Проблема №1 Вы знаете, что в телах частицы находятся в непрерывном и беспорядочном движении. Почему же твёрдые тела не распадаются на атомы?

Оказывается: 1) Между частицами существует сила притяжения. 2) Сила притяжения,

№ слайда 8

Оказывается: 1) Между частицами существует сила притяжения. 2) Сила притяжения, это сила, удерживающая частицы вещества вместе.

Проблема №2 Если существует сила притяжения между частицами, то почему нельзя со

№ слайда 9

Проблема №2 Если существует сила притяжения между частицами, то почему нельзя соединить разбитое твёрдое тело?

Оказывается: На частицы действует сила притяжения только тогда, когда они находя

№ слайда 10

Оказывается: На частицы действует сила притяжения только тогда, когда они находятся очень близко друг к другу.

Проблема №3Почему существуют промежутки между частицами? Казалось бы, частицы, п

№ слайда 11

Оказывается:Сжатию тел препятствует взаимное отталкивание частиц.

№ слайда 12

Оказывается:Сжатию тел препятствует взаимное отталкивание частиц.

Выводы урока ?

№ слайда 13

Выводы урока1) Между частицами существует сила притяжения. 2) Сила притяжения, э

№ слайда 14

Выводы урока1) Между частицами существует сила притяжения. 2) Сила притяжения, это сила, удерживающая частицы вещества вместе. 3)На частицы действует сила притяжения только тогда, когда они находятся очень близко друг к другу. 4)Сжатию тел препятствует взаимное отталкивание частиц.

Загляни в учебник

№ слайда 15

Загляни в учебник

И в шутку и всерьёз…1) На сколько человек самый щедрый мальчик сможет разделить

№ слайда 16

И в шутку и всерьёз…1) На сколько человек самый щедрый мальчик сможет разделить одну шоколадку?

И в шутку и всерьёз…2) С разных концов медного провода длиной в тысячу километро

№ слайда 17

И в шутку и всерьёз…2) С разных концов медного провода длиной в тысячу километров парочка физиков отколупнула по одной молекуле меди. Чем отличаются эти молекулы?

И в шутку и всерьёз…3) Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школ

№ слайда 18

И в шутку и всерьёз…3) Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

И в шутку и всерьёз…4) Почему пуговицы, которые ученый с мировым именем Иннокент

№ слайда 19

И в шутку и всерьёз…4) Почему пуговицы, которые ученый с мировым именем Иннокентий нарочно прикладывал к штанам, сами не держаться – приходится их пришивать, а жвачка, смола, пластилин, замазка, на которые нечаянно сел талантливый ученый, так прилипли, что уже не отдерешь?

И в шутку и всерьёз…5) Почему семиклассник Петя, за которым гоняется мама с вени

№ слайда 20

И в шутку и всерьёз…5) Почему семиклассник Петя, за которым гоняется мама с веником, не может сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину?

Читайте также: